Скульптурно-мраморное и гранитное производство М. А. Кузнецова -
Доходный дом Смоленского кладбища модерн
17-я линия ВО, 70 - Камская ул., 12
Пам. арх.
1904-1905 - арх. Яковлев И. И.
Композиционно важный акцент в панораме реки Смоленки.
Протяженный пятиэтажный дом № 70 - угловой. Под № 12 он выходит на Камскую ул. Построен в 1904-1905 гг. по проекту видного петербургского зодчего И. И. Яковлева.
Участок принадлежал церкви Смоленской Иконы Божией Матери. Дворовые строения занимало скульптурно-мраморное и гранитное производство М.А. Кузнецова, где изготавливали не только памятники. Его мастера облицовывали гранитом, мрамором и песчаником фасады зданий, они умели разделывать штукатурку под искусственный песчаник, делали камины, лестницы во многих петербургских домах.
Общий вид здания. Фото 1995 г. ((из книги Историческая застройка Санкт-Петербурга)}
1956 - 1960 гг. с сайта pastvu.com (добавил - jingle)
Среди первых жителей дома - с 1906 г. и до начала мировой войны - был поэт и беллетрист А. А. Измайлов, который приобрел популярность своими стихотворными пародиями на Блока, Бальмонта, Горького, сатирой на литературные нравы, с которыми он выступал в сборниках "Кривое зеркало" и "Осиновый кол". В газетах "Биржевые ведомости" и "Русское слово" он печатался как литературный критик и публицист. Адрес он использовал в псевдониме Смоленский, которым подписывал ряд своих произведений.
Мемориальная доска на фасаде отмечает уровень подъема воды при наводнении 23 сентября 1924 г.
Это последнее здание 17-й линии. Его выразительный силуэт с вытянутыми купольными завершениями угловых эркеров играет важную роль в панораме окружающей застройки.
* В начале 1910-х гг. здесь находилась редакция журнала "Коммерческий деятель". (Galina Vabishchevich)
1978: Мастерская художественная - В. О., 17-я линия, 70 (Список абонентов ЛГТС. 1978. С. 154) (peterburzhets)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (575).
Фото - ОляК, 2010.
Лестница № 1.
Керамические вставки в холле полностью совпадают с имеющимися на лестнице № 2.
Лестница № 1.
Лестница № 1.
Лестница № 2.
Лестница № 2.
Лестница № 2.
Фото - Виктор М, 05.10.2010.
Фото - Mary, 08.2014.
Печь в одной из квартир дома. Добавил - sangalli .
после реставрации
фальцованное стекло под краской Фото - ВикторЛ, 2019.
<a href='https://www.citywalls.ru/house16262.html' target='_blank'>Скульптурно-мраморное и гранитное производство М. А. Кузнецова -Доходный дом Смоленского кладбища на Citywalls.ru</a>
Участок принадлежал церкви Смоленской Иконы Божией Матери. Дворовые строения занимало скульптурно-мраморное и гранитное производство М.А. Кузнецова, где изготавливали не только памятники.
Стефан Опатович, Церковь во имя Смоленской Иконы Божией Матери на кладбище, Историко-Статистические сведения о С.-Петербургской епархии, СПб, изд-во: С.Петербургский епархиальный историко-статистический комитет, выпуск IV, ч.II (Церкви в С.-Петербурге), 1875 (типография департамента уделов), стр. 76-151.
с.96: "В 1804 году приобретена в пользу церкви земля, на [углу] 17-й линии и Церковной (ныне Камской) улицы. Здесь предположено было строить дом для бедных духовного звания <...>. ... дом <...> выстроен был одною только смоленско-кладбищенской церковью."
сс.134-135: "5) Дом угловой, двухэтажный, с мезонином. Нижний этаж каменный, а верхний деревянный. Выстроен протоиереем Петровым в 1804 году, на церковную сумму 9.985 руб. 36 с половиной коп. ассиг. В нём живут - священник, диакон и два причетника. При доме находятся деревянные службы и сады."
1. Титул надо исправить: ДОХОДНЫЙ ДОМ..., а скульптурное производство указано в тексте, только хронология существования на этом участке этого производства не определена. В каком веке хоть было это самое производство? собственно алекс уже задавал этот вопрос 2 года тому назад:
Участок принадлежал церкви Смоленской Иконы Божией Матери. Дворовые строения занимало скульптурно-мраморное и гранитное производство М.А. Кузнецова, где изготавливали не только памятники.
Когда все это было? Где ссылки ?
2. Можно предположить, что ДО постройки этого дома на данном участке было скульптурное производство, но непонятно из текста, продолжило ли оно свое существование где-то на земельном участке доходного дома уже после постройки дома. Сие осталось неизвестно автору и читателям.
3. Но сообщение jingle про выстроенный в 1804 "Дом угловой, двухэтажный, с мезонином..и с садом" как-то вносит сомнение в существование тут одновременно и жилдома с садом и "титульного" производства". Хотя участок довольно обширный. Но совершенно очевидно, что уж половина данного доходного дома на углу расположено на месте 2-х этажного жилдома с садом вокруг, а не на месте некоего производства неизвестно когда и где бывшего.
Здесь родилась в 1958 г. и жила до 1963 известная писательница, театральный и кино- критик Татьяна Москвина. В коммунальной квартире № 29, состоящей из пяти комнат. Т. Москвина об этом доме подробно пишет в своей книге "Жизнь советской девушки"
В доме в 30 годы жил Антон Арутюнович Аджян, ученый востоковед.
С 1933 года Аджян стал внештатным сотрудником Института востоковедения Академии наук СССР, где в течение следующих трех лет работал над кандидатской диссертацией. Работу на тему "Ремесленная промышленность Константинополя в первой половине XVII в." он защитил в 1936 году.
Параллельно Аджян работал под руководством своего учителя Орбели в Отделе Востока Эрмитажа.
17 октября 1938 года он был расстрелян в Ленинграде.
На доме в 2017 году была установлена табличка, созданная в рамках проекта "Последний адрес".
Но, несмотря на полученное ранее разрешение на установку памятного знака, табличка была демонтирована.
ЦГА СПб. Фонд Р-1963. Опись 180-1. Дело 224. Списки налогоплательщиков города Ленинграда, проживающих по адресам: 17-я линия В.О., дома 50, 52-54, 56, 58, 60, 62, 64-66, 68, 70/12. Крайние даты документов: 1928-1929, к-во листов 189.
-----------
Л.127: По подоходному налогу список всех проживающих в доме, в том числе и временно отсутствующих граждан, достигших 18-летнего возраста и из лиц, менее 18 лет, которые имеют самостоятельные источники дохода.
51 уч. гор. Ленинграда.
Список получен в канцелярии участка 15/X 1928 г., квит.№229. Все сведения показываются по состоянию на 1-е октября 1928 года.
Домовладение или недвижимое имущество расположено в городе Ленинграде по 17 линии, 70/12 и принадлежит ЖАКТ'у "Верный путь".
Всех проживающих в доме, не исключая детей 427. Из них включено в настоящий список 325.
<...>
Л.131: "Измайлов Алексей Алексеевич, 1871 г.р., заним. 1 комн. 14 кв. м., священник Смоленск. кладб. "- вероятно, брат беллетриста и критика Александра Измайлова;
Л.131: "Измайлова Татьяна Алексеевна, 1907 г.р., заним. 1 комн. 27 кв. м., студентка В.Г.К.И."
Л.131: "Измайлова Ариадна Алексеевна, 1904 г.р., к-во заним. комнат и метраж не указаны, артистка эстрады, горком эстрады на бульваре Профсоюзов."
Антон Арутюнович Аджян муж Измайловой Татьяны Алексеевны, 1907 г.р И у Ариадны тоже муж был интересной личностью: знаменитый профессиональный борец "Дядя Ваня" Мы с Вами одновременно изучали Дело 224. Списки налогоплательщиков Там интереснейшие жильцы конечно были. И табличек последний адрес на доме должно быть 4 или даже 5.
Приветствую! А ссылки есть? Интересная информация. Также, мб случайно знаете, где могила писателя Александра Измайлова, хотя бы приблизительно? Краевед Бабушкин её фотографировал году где-то в 2009, но указать потом не смог, где-то, говорит, в северной части кладбища.
Похоже, что производство существовало до постройки дома в 1904-1905 гг., в книге Никитенко и Соболя написано так: "Протяженный пятиэтажный дом № 70 — угловой. Под № 12 он выходит на Камскую улицу. Построен в 1904-1905 годах но проекту видного петербургского зодчего И.И. Яковлева. Участок принадлежал церкви Смоленской Божией Матери. Дворовые строения занимало скульптурно-мраморное и гранитное производство М.А. Кузнецова..."
Я читала этот текст. Сначала в нем говорится о постройке дома, потом о мастерской во дворе. Ничто не указывает на существование именно этой мастерской в более ранние годы. Но дело даже не в этом. Предположим, некая монументная мастерская существовала здесь и раньше. Она же не занимала весь участок, и, тем более, ее хозяин не был владельцем этого участка. Владельцем была церковь, с незапамятных времен, и мастерские по изготовлению памятников тут могли находиться хоть с 18 века.
Мы в 18 век углубляться не будем, начнем с конца 19-го.
(Адр. кн. на 1896. О. 1. Стб. 428)
Церковный дом есть и торговля памятниками тоже есть.
ВПб на 1903, 1904 и 1905 показывает по этому адресу монументальную мастерскую К.Г. Аксеновского (ВПб на 1903. О. 2. С. 1229; ВПб на 1904. О. 2. С. 1224; ВПб на 1905. О. 2. С. 1226). М.А. Кузнецов не показан не только в разделе "Монументы", но и вообще среди жителей Петербурга.
В ВПб на 1906 год мастерская К.Г. Аксеновского показана по Камской, 16, а по этому адресу не показано ничего, вероятно, в связи со стройкой. Впервые появляется М.А. Кузнецов с мастерской по адресу 16 л., 87 (ВПб на 1906. О. 2. С. 1247).
ВПб на 1907 показывает наконец мастерскую М.А. Кузнецова здесь, на 17 л., 70-12, мастерскую на 16 л., 87, он также сохраняет (ВПб на 1907. О. 2. С. 1282).
В ВПб на 1909 и 1910 показаны обе мастерские М.А. Кузнецова (ВПб на 1909. О. 2. С. 1271; ВПб на 1910. О. 2. С. 1337).
ВПг на 1917 показывает мастерскую М.А. Кузнецова только по этому адресу (ВПг на 1917. О. 2. С. 1392).
И в завершение. В издании: Цылов Н.И. Городской указатель, или Адресная книга врачей, художников, ремесленников, торговых мест, ремесленных заведений и т. п. на 1849 год (СПб., 1849) - в разделе "Монументщики и монументные лавки" было показано три заведения, которые торговали памятниками около Смоленского кладбища. У владельца Тропина заведение располагалось по адресу: 17 линия за Малым проспектом дом, принадлежащий церкви. У Бариновой и Иванова адрес указан не так определенно: У Смоленского кладбища дом, принадлежащий церкви (С. 224, 225). Как показывает атлас, составленный тем же автором, все дома по набережной Черной речки, от 17 линии до ворот кладбища, принадлежали кладбищу, в том числе дом стоящий на углу 17 линии. Других домов, принадлежавших кладбищу, по 17 линии не было (Цылов Н.И. Атлас тринадцати частей Петербурга. СПб., 1849. С. 234, 258).
Так что, как мнимум, в 1849 году монументное заведение на этом месте было, а два других заведения располагались, скорей всего, в домах по набережной, т.е. на нынешней Камской улице.
Итого. Во множестве петербургских домов во все времена что-нибудь да располагалось, но выносить названия этих заведений в титул, перед названием самого дома неправильно.
Можно так: "Дом Смоленского православного кладбища - Доходный дом Смоленского православного кладбища", учитывая, что рядом также кладбища Лютеранское и Армянское, поэтому для точности добавляем "православное".
Участок принадлежал церкви Смоленской Иконы Божией Матери. Дворовые строения занимало скульптурно-мраморное и гранитное производство М.А. Кузнецова, где изготавливали не только памятники.
Когда все это было?