Скульптурно-мраморное и гранитное производство М. А. Кузнецова -
Доходный дом Смоленского кладбища модерн
17-я линия ВО, 70 - Камская ул., 12
Пам. арх.
1904-1905 - арх. Яковлев И. И.
Композиционно важный акцент в панораме реки Смоленки.
Протяженный пятиэтажный дом № 70 - угловой. Под № 12 он выходит на Камскую ул. Построен в 1904-1905 гг. по проекту видного петербургского зодчего И. И. Яковлева.
Участок принадлежал церкви Смоленской Иконы Божией Матери. Дворовые строения занимало скульптурно-мраморное и гранитное производство М.А. Кузнецова, где изготавливали не только памятники. Его мастера облицовывали гранитом, мрамором и песчаником фасады зданий, они умели разделывать штукатурку под искусственный песчаник, делали камины, лестницы во многих петербургских домах.
Общий вид здания. Фото 1995 г. ((из книги Историческая застройка Санкт-Петербурга)}
1956 - 1960 гг. с сайта pastvu.com (добавил - jingle)
Среди первых жителей дома - с 1906 г. и до начала мировой войны - был поэт и беллетрист А. А. Измайлов, который приобрел популярность своими стихотворными пародиями на Блока, Бальмонта, Горького, сатирой на литературные нравы, с которыми он выступал в сборниках "Кривое зеркало" и "Осиновый кол". В газетах "Биржевые ведомости" и "Русское слово" он печатался как литературный критик и публицист. Адрес он использовал в псевдониме Смоленский, которым подписывал ряд своих произведений.
Мемориальная доска на фасаде отмечает уровень подъема воды при наводнении 23 сентября 1924 г.
Это последнее здание 17-й линии. Его выразительный силуэт с вытянутыми купольными завершениями угловых эркеров играет важную роль в панораме окружающей застройки.
* В начале 1910-х гг. здесь находилась редакция журнала "Коммерческий деятель". (Galina Vabishchevich)
1978: Мастерская художественная - В. О., 17-я линия, 70 (Список абонентов ЛГТС. 1978. С. 154) (peterburzhets)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (575).
Фото - ОляК, 2010.
Лестница № 1.
Керамические вставки в холле полностью совпадают с имеющимися на лестнице № 2.
Лестница № 1.
Лестница № 1.
Лестница № 2.
Лестница № 2.
Лестница № 2.
Фото - Виктор М, 05.10.2010.
Фото - Mary, 08.2014.
Печь в одной из квартир дома. Добавил - sangalli .
после реставрации
фальцованное стекло под краской Фото - ВикторЛ, 2019.
<a href='https://www.citywalls.ru/house16262.html' target='_blank'>Скульптурно-мраморное и гранитное производство М. А. Кузнецова -Доходный дом Смоленского кладбища на Citywalls.ru</a>
Я читала этот текст. Сначала в нем говорится о постройке дома, потом о мастерской во дворе. Ничто не указывает на существование именно этой мастерской в более ранние годы. Но дело даже не в этом. Предположим, некая монументная мастерская существовала здесь и раньше. Она же не занимала весь участок, и, тем более, ее хозяин не был владельцем этого участка. Владельцем была церковь, с незапамятных времен, и мастерские по изготовлению памятников тут могли находиться хоть с 18 века.
Мы в 18 век углубляться не будем, начнем с конца 19-го.
(Адр. кн. на 1896. О. 1. Стб. 428)
Церковный дом есть и торговля памятниками тоже есть.
ВПб на 1903, 1904 и 1905 показывает по этому адресу монументальную мастерскую К.Г. Аксеновского (ВПб на 1903. О. 2. С. 1229; ВПб на 1904. О. 2. С. 1224; ВПб на 1905. О. 2. С. 1226). М.А. Кузнецов не показан не только в разделе "Монументы", но и вообще среди жителей Петербурга.
В ВПб на 1906 год мастерская К.Г. Аксеновского показана по Камской, 16, а по этому адресу не показано ничего, вероятно, в связи со стройкой. Впервые появляется М.А. Кузнецов с мастерской по адресу 16 л., 87 (ВПб на 1906. О. 2. С. 1247).
ВПб на 1907 показывает наконец мастерскую М.А. Кузнецова здесь, на 17 л., 70-12, мастерскую на 16 л., 87, он также сохраняет (ВПб на 1907. О. 2. С. 1282).
В ВПб на 1909 и 1910 показаны обе мастерские М.А. Кузнецова (ВПб на 1909. О. 2. С. 1271; ВПб на 1910. О. 2. С. 1337).
ВПг на 1917 показывает мастерскую М.А. Кузнецова только по этому адресу (ВПг на 1917. О. 2. С. 1392).
И в завершение. В издании: Цылов Н.И. Городской указатель, или Адресная книга врачей, художников, ремесленников, торговых мест, ремесленных заведений и т. п. на 1849 год (СПб., 1849) - в разделе "Монументщики и монументные лавки" было показано три заведения, которые торговали памятниками около Смоленского кладбища. У владельца Тропина заведение располагалось по адресу: 17 линия за Малым проспектом дом, принадлежащий церкви. У Бариновой и Иванова адрес указан не так определенно: У Смоленского кладбища дом, принадлежащий церкви (С. 224, 225). Как показывает атлас, составленный тем же автором, все дома по набережной Черной речки, от 17 линии до ворот кладбища, принадлежали кладбищу, в том числе дом стоящий на углу 17 линии. Других домов, принадлежавших кладбищу, по 17 линии не было (Цылов Н.И. Атлас тринадцати частей Петербурга. СПб., 1849. С. 234, 258).
Так что, как мнимум, в 1849 году монументное заведение на этом месте было, а два других заведения располагались, скорей всего, в домах по набережной, т.е. на нынешней Камской улице.
Итого. Во множестве петербургских домов во все времена что-нибудь да располагалось, но выносить названия этих заведений в титул, перед названием самого дома неправильно.
Можно так: "Дом Смоленского православного кладбища - Доходный дом Смоленского православного кладбища", учитывая, что рядом также кладбища Лютеранское и Армянское, поэтому для точности добавляем "православное".
Я читала этот текст. Сначала в нем говорится о постройке дома, потом о мастерской во дворе. Ничто не указывает на существование именно этой мастерской в более ранние годы. Но дело даже не в этом. Предположим, некая монументная мастерская существовала здесь и раньше. Она же не занимала весь участок, и, тем более, ее хозяин не был владельцем этого участка. Владельцем была церковь, с незапамятных времен, и мастерские по изготовлению памятников тут могли находиться хоть с 18 века.
Мы в 18 век углубляться не будем, начнем с конца 19-го.
(Адр. кн. на 1896. О. 1. Стб. 428)
Церковный дом есть и торговля памятниками тоже есть.
ВПб на 1903, 1904 и 1905 показывает по этому адресу монументальную мастерскую К.Г. Аксеновского (ВПб на 1903. О. 2. С. 1229; ВПб на 1904. О. 2. С. 1224; ВПб на 1905. О. 2. С. 1226). М.А. Кузнецов не показан не только в разделе "Монументы", но и вообще среди жителей Петербурга.
В ВПб на 1906 год мастерская К.Г. Аксеновского показана по Камской, 16, а по этому адресу не показано ничего, вероятно, в связи со стройкой. Впервые появляется М.А. Кузнецов с мастерской по адресу 16 л., 87 (ВПб на 1906. О. 2. С. 1247).
ВПб на 1907 показывает наконец мастерскую М.А. Кузнецова здесь, на 17 л., 70-12, мастерскую на 16 л., 87, он также сохраняет (ВПб на 1907. О. 2. С. 1282).
В ВПб на 1909 и 1910 показаны обе мастерские М.А. Кузнецова (ВПб на 1909. О. 2. С. 1271; ВПб на 1910. О. 2. С. 1337).
ВПг на 1917 показывает мастерскую М.А. Кузнецова только по этому адресу (ВПг на 1917. О. 2. С. 1392).
И в завершение. В издании: Цылов Н.И. Городской указатель, или Адресная книга врачей, художников, ремесленников, торговых мест, ремесленных заведений и т. п. на 1849 год (СПб., 1849) - в разделе "Монументщики и монументные лавки" было показано три заведения, которые торговали памятниками около Смоленского кладбища. У владельца Тропина заведение располагалось по адресу: 17 линия за Малым проспектом дом, принадлежащий церкви. У Бариновой и Иванова адрес указан не так определенно: У Смоленского кладбища дом, принадлежащий церкви (С. 224, 225). Как показывает атлас, составленный тем же автором, все дома по набережной Черной речки, от 17 линии до ворот кладбища, принадлежали кладбищу, в том числе дом стоящий на углу 17 линии. Других домов, принадлежавших кладбищу, по 17 линии не было (Цылов Н.И. Атлас тринадцати частей Петербурга. СПб., 1849. С. 234, 258).
Так что, как мнимум, в 1849 году монументное заведение на этом месте было, а два других заведения располагались, скорей всего, в домах по набережной, т.е. на нынешней Камской улице.
Итого. Во множестве петербургских домов во все времена что-нибудь да располагалось, но выносить названия этих заведений в титул, перед названием самого дома неправильно.