Публикация

Церковь Конюшенного ведомства - Церковь Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной части

Здание на карте
фото
Архитекторы: Гербель Н. Ф.
Стасов В. П.
Год постройки: 1720-1723, 1817-1823
Стиль: Классицизм

Фото - Наталия, 02.2024

Церковь Конюшенного ведомства -

Церковь Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной части

Памятник архитектуры

наб. Мойки, 2-4 - наб. канала Грибоедова, 1

 

см. Конюшенное вдомство

 

 

В 1736 г. по желанию служащих  при главных придворных конюшнях иметь свой храм и своего пастыря повелением императрицы Анны Иоанновны устроена деревянная церковь в главном здании придворных конюшен,  на Конюшенной площади, в палате, что над воротами, и освящена  во имя Нерукотворенного Спасителя Образа в 1737 г. в присутствии самой Императрицы. К этой церкви в 1745 г. была пристроена трапеза (дело СПб духовной консистории № 2, 775).

 

Через десять лет по основании  деревянной церкви, повелением императрицы Елизаветы Петровны,  в 1746 г. заложена была каменная церковь на противоположной стороне площади и освящена  в 1747 г.  тоже в присутствии  ЕИВ и Их Императорских Высочеств, для  коих были устроены в церкви два богато убранных места.

В 1822 г. придворная Спаса Нерукотвореного Образа церковь была вновь переделана вместе с смежным с нею полуциркульным зданием придворной конюшни, по плану архитектора Стасова и освящена  в 1823 г. Построение этого храма, как и прежних, произведено на счет казны и обошлось, не считая наружных стен, вошедших в общую смету всего полуциркульного здания, одною внутренней отделкой и украшением в 75 тыс. рублей.

 

Церковь Спаса Нерукотворного Образа помещается  среди полуциркульного здания главных придворных конюшен, возвышаясь над ним одним этажом, с большим куполом и двумя колокольнями,  и находится в Казанской части 2-го участка.  Правый боковой фасад ее, украшенный колоннадой и барельефами , изображающими Вход Господень в Иерусалим и и шествие Спасителя на Голгофу, параллелен Конюшенной площади.

Церковь внутри имеет правильную форму креста; устроена она с хорами в два света; алтарем обращена на восток. Длина церкви до иконостаса 12 саж.,  ширина 8 саж., высота до купола 5 саж., купол же высотой 2 саж. и 1 арш. Иконостас устроен полуциркулем, выпуклостью в церковь. Алтарь имеет в длину 3 саж, в ширину по середине 2 саж. 2 арш.; задняя стена его вогнута. Внутренность церкви освещается (вместе с алтарем) 17 большими окнами, сверх того хоры особо освещаются  11 верхними окнами, а в алтаре в середине купола вставлено большое цельное желтое стекло, через которое упадает свет, как бы от солнечного сияния.  Хоры с двумя боковыми прямыми частями окружают храм до алтаря и поддерживаются  10 массивными колоннами. Все здание архитектуры греческой с колоннами ионического ордера.

Храм Спаса Нерукотворного Образа однопрестольный. Престол и жертвенник сделан из кипарисного дерева. Антиминс священнодействован в 1844 г. преосвященным Афанасием епископом Винницким.  Прежние антиминсы, за ветхостью их, сданы  в ризницу Александро-Невской лавры.

 

Первую драгоценную достопамятность в  придворной церкви при главных конюшнях представляют: Нерукотворный Образ Спасителя. Икона Знамения Божией Матери и плащаница . Иконы эти и плащаница прежде находились в Царьграде и присланы в Россию в царствование  императрицы Анны Иоанновны. (Полн. христиан. месяц.за 1822 г. и отеч. записки за 1823 г. Памятник веры за 1843 г.  Описание С-Петербурга Пушкарева 1839 г.).

До 1743 г. они находились в домовой церкви вице-канцлера графа Михаила Гавриловича Головкина.  По вступлении же на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, когда граф Головкин был судим  за участие в сочиненном проекте об устранении Императрицы  от престола, лишен чинов, имения и сослан в заточение в Березов, особо назначенною комиссией, иконы эти и плащаница по повелению императрицы Елизаветы Петровны  приняты в церковь Спаса Нерукотворного Образа  <…>

 

Кроме древних икон в придворной конюшенной церкви есть образа, замечательные  своей художественной отделкой,

работы наших лучших русских художников.  Царские врата оставлены из четырех образов. Две верхние представляют Благовещенье Пресвятой Девы, а на двух нижних изображены четыре евангелиста. Писаны они профессором Императорской академии художеств Егоровым.  <…> Его же кисти местные образа, превосходно выполненные, особенно  образ Спасителя и боковые иконы св. Александра Невского и праведной  Елизаветы. Северные и южные изображения архангелов Михаила и Гавриила  на северных и южных дверях, а над ним – восстания Христа Спасителя из гроба и  Преображения господня писаны профессором Ивановым. Эти четыре образа превосходят все другие драпировкой одежды, легкостью и прозрачностью облаков. Вверху иконостаса находятся шесть восьмиугольных живописных произведений Брюллова, написанных на листовом железе,  каждый из них длинною 11½, а шириною 8½ верш., замечательные художественной обработкой. Они изображают Преображение Господне, Сретение Господне и Рождество Христово – с правой стороны иконостаса, с левой – Рождество Пресвятой Богородицы, Успение Ее и Сошествие Святого Духа на апостолов. Его же работы барельефы, вроде бистры* (*краска из сажи с прожелтью для водяной живописи), представляющие  моление Спасителя в саду Гефсиманском, другие дела и страдания Богочеловека.  Эти барельефы развешены в длинных рамах по стенам хор. Все эти живописные работы сделаны при перестройке церкви в 1823 г.  по заказу шталмейстера придворной конюшни  князя Василия Васильевича Долгорукова. Ценность их 18,600 руб.

 

Среди церкви Спаса Нерукотворного Образа, в главном куполе, висит замечательная по своей величине (7 футов в диаметре) и художественной отделке  люстра. Устроена она по Высочайше утвержденному  в 19-й день апреля 1922 г. рисунку и есть лучшее произведение известного фабриканта Джона Баннистера. Она сделана из апликированной меди с серебряным матом, массивными краями и украшениями из чистого серебра, которого употреблено около 3 пудов. Огромность люстры (вес ее 32 пуда) в массе ее разделяется  и как бы облегчается шестью подвесками, висящими на прекрасно сделанных цепях, в виде особых лампад. Она стоит 2000 руб.

В сенях церкви в особо устроенном месте хранится погребальная колесница, на которой везено было из Таганрога тело императора Александра I.   <…>

 

С 1737 г. причт церкви Спаса Нерукотворного Образа до 1797 г. находился в ведении епархиального начальства. В 1797 г. церковь, по Высочайшему повелению, причислена к церквям придворным.  В 1804 г. церковь Спаса Нерукотворного Образа, как не состоящая при дворце, исключена была из числа церквей придворного ведомства и причт поступил опять в ведение епархиального начальства.  В 1818 г. церковь с причтом вновь  поступила в ведение главного священника.

Приход церкви составляют все служащие в придворном конюшенном ведомстве.  Кроме того к приходу церкви приписана служительская рота  Императорского Зимнего дворца и придворный конюшенный лазарет на 60 кроватей с отделениями: мужским, женским и родильным, помещающийся в зданиях главной придворной конюшни, в который принимают всех служащих в придворном ведомстве.

В приходе имеется школа для служительских детей – мальчиков и девочек, устроенная придворным конюшенным начальством.  В ней преподаются: краткий катихизис,  священная история ветхого завета – сокращенно, и нового завета – подробно, русский язык, география России и четыре арифметические правила.  Сверх того мальчиков учат ремеслам: сапожному и портняжному, а девочек – рукоделию. По окончании курса учения мальчики зачисляются в службу по конюшенному ведомству.

(Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск четвертый. СПб 1875 С.163-173; добавил: Наталия)

  • фото

    Реставрация
    конюшенной
    части.
    Фото - Анчар, 09.2014.

  • фото
  • фото

    Фото - lenarch, 22.05.2016.

  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2019.

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Lonely Walker,
    27.08.2019.

  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер,
    20.10.2019.

  • фото

    Окно на фасаде

  • фото

    Горельефы на фасаде:
    "Вход в Иерусалим" и
    "Несение креста".
    Фото - Анчар, 09.2014.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Ira
    03.2013.

  • фото

    Фото - Ю.Стальбаум
    10.2010.

  • фото

    Фото - Наталия, 02.2024.

История храма придворных конюшен была довольно сложной. До 1737 он существовал в виде отдельной деревянной постройки, а затем его перенесли в каменное двухэтажное здание, возведенное в 1720–1723 по проекту Н. Ф. Гербеля на берегу Мойки. В 1741 в храме был поставлен иконостас с образами „греческого письма“. После очередной перестройки конюшен в 1756–1760 церковь (образа в ней написал М. Л. Колокольников) разместилась в центре здания над главными воротами. В 1804 придворный зодчий Л. Руска предложил свой проект Придворных конюшен, но он не был осуществлен.
В 1817 В. П. Стасов начал перестраивать в стиле ампир все здание на Мойке, истратив на это 2 млн руб. В центральном флигеле, на втором этаже, над воротами, в двусветном зале с хорами, разместился освященный 1 апреля 1823 храм на 1200 человек.Колокола находились в башенке.

Интерьер был оформлен ионическими колоннами желтого стюка. Над его украшением работали известные мастера: образа в иконостасе написали акад. В. К. Шебуев и Ф. П. Брюлло, в царских вратах – акад. А. Е. Егоров и А. И. Иванов. Иконостас вырезал П. Кретан; роспись осуществили С. А. Безсонов и Ф. П. Брюлло; барельефы на фасаде выполнил В. И. Демут-Малиновский, лепку – Н. П. Заколупин. На фабрике Дж. Банистера из серебра и меди было изготовлено красивое трехъярусное паникадило, весившее около двух тонн.
В 1858 по проекту П. С. Садовникова церковь была за счет портика несколько расширена, а в 1862–1863 в ней при ремонте появилась новая роспись М. Н. Трощинского. В 1878 в сенях первого этажа, где до этого стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырех образов. В 1916 престол украсили серебряными рельефами.
Главными святынями в церкви были иконы Нерукотворного Спаса и Знамения, а также шитая шелками и жемчугом плащаница. Эти предметы были привезены из Константинополя и до 1743 хранились в домовой церкви графа Головкина. В русско-турецкую войну 1828–1829 они сопровождали в походе Императора Николая I. После революции попали в Эрмитаж, откуда бесследно исчезли.
1 февраля 1837 в этой церкви отпевали А. С. Пушкина; из нее гроб был увезен для погребения в Святогорский монастырь, согласно завещанию поэта. Священником в это время был прот. Петр Димитриевич Песоцкий, участник войны с Наполеоном.
В 1849 церковь стала приходской. Последним перед революцией настоятелем состоял прот. Феодор Иоаннович Знаменский, служивший в 1906–1909 на царской яхте "Штандарт".
При водосвятии во время первого Спаса крестный ход направлялся из церкви на Екатерининский канал. С 1901 клир во время учебного года служил в Придворной капелле всенощные и литургии для учащихся.
Церковь закрыта в мае 1923 и вскоре занята клубом конной милиции; иконостас был вывезен в Музей отжившего культа, архив сожжен. В церковном зале долгие годы находилось отделение института "Гидропроект".
Осенью 1989 возникла община, и летом 1990 было принято решение о возвращении храма верующим; 6 июня, в день рождения Пушкина, здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 состоялась первая литургия.
К 200-летию рождения Пушкина храм был отреставрирован и в него из Адмиралтейства возвращено прежнее паникадило. На лестнице повешены две мраморные мемориальные доски. Иконостас восстановлен мастером Пикаловым, новые образа написал В. Г. Корбан. 14 мая 2000 митрополит Владимир (Котляров) совершил полное освящение восстановленного исторического храма.                                                ([95]. 2010 г.и. С. 150-151; добавил: Наталия)

17 комментариев
15487 просмотров
Добавил: Blackadder, 20 Августа 2008, 15:36
Редактировано: 31 Января 2025, 01:27
Оцените:
(25 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1540.html' target='_blank'>Церковь Конюшенного ведомства - Церковь Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной части на Citywalls.ru</a>
Всего 17 комментариев
  • 2 Апреля 2012, 16:35

    Доподлинно неизвестно, но предполагается, что новую церковь Спаса Нерукотворного строил известный архитектор Доменико Трезини.

    Полное название храма - Церковь Спаса Нерукотворного образа.

    Очередная перестройка здания церкви была произведена во второй половине 19 века. Колонны фасада были «обрезаны», а в освободившемся промежутке прорубили окна.

    Новый храм освятили в 1737 году, а в 1746 году, уже по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, церковь перестроили и освятили заново.

    На этот раз церковь строили каменной.

    В следующий раз церковь перестраивали уже в начале 19 столетия. Над перестройкой храма Спаса Нерукотворного в 19 веке трудились самые выдающиеся мастера. Руководил работами архитектор Стасов. Барельефы, на темы «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста», украсившие фасад церкви, изготовил Демут-Малиновский.

    Не менее замечательны и внутренние интерьеры храма.

    Внутреннее убранство храма украсили, доставленные из Константинополя, три святыни – Плащаница, икона Затмение и Образ Спаса Нерукотворного.

     

    В 19 веке Конюшенная церковь числилась придворной.

    На первом этаже выставили в 1826 году на всеобщее обозрение «печальную колесницу». На ней из Таганрога в Петербург доставили тело императора Александра Первого. Впоследствии, колесница стала одним из экспонатов Конюшенного музея.

    Когда в 1837 году на дуэли был смертельно ранен, и затем скончался Александр Сергеевич Пушкин, было принято решение отпевать его в Конюшенной церкви, ближайшей к дому поэта. Сначала отпевать поэта хотели в Исаакиевском соборе, но в пользу Конюшенной церкви выступило то, что священником, которого вызвали к умирающему поэту, оказался ее настоятель, протоирей Песоцкий.

    Для того, чтобы задуманное осуществить, необходимо было получить особое разрешение императора. Николай Первый такое разрешение дал и 1 февраля 1837 года отпевание поэта состоялось. Затем гроб был перевезен в Святогорский монастырь, где поэта похоронили. 20 лет спустя в этой же церкви состоялось отпевание другого великого человека – композитора Михаила Глинки.

     

    В 1917 году храм постигла та же участь, что и большинство церквей столицы. Он был разграблен и закрыт.

    Сначала в здании открыли Клуб конной милиции, а затем – одно из отделений института «Гидропроект». Опять же, как и большинство церквей, епархии храм Спаса Нерукотворного вернули в 1991 году. Тогда же здесь начали реставрацию и возобновили богослужения. Сейчас в церкви существует традиция – каждый год, 1 февраля, здесь проводят панихиду по убиенному поэту.

    Не так давно, храму вернули еще одну святыню – уникальный колокол. Его изготовили на петербургском «Балтийском заводе». Раньше точно такой же колокол был установлен на звоннице храма, но в годы революции его уничтожили.

     

    Более чем полуторатонный колокол, выполненный из бронзы с добавлением серебра, славится своей великолепной акустикой. Он способен не терять своих качеств даже на лютом морозе.

     

    Это еще один образец, когда мирские задачи превалировали над классическими церковно-архитектурными канонами.

    Угадать в этой постройке церковь может только опытный человек, а простой турист просто примет ее за часть общего фасада.
    http://arina-tour.ru/gid/cathedral/konushennaya/konushennayal_tserkov.htm

  • 2 Апреля 2012, 16:36
  • 2 Апреля 2012, 18:52

    № 108. С. 73.

    Ин-т "Ленгидропроект" им. С.Я. Жука, Лен. отд., начуно-исслед., Всесоюзн. ордена Ленина, Госком-та по энергетике и электрификации СССР Главэнергопроекта - пр. Щорса, 77,

    база мат.-технич. - Новая дорога, 6-а,

    технич. отдел - пр. Щорса, 83,

    центр. лаб-рия грунтов - ул. Радищева, 33,

    отделы орг-ции изысканий - пр. Щорса, 83, в т.ч. отдел спец. видов - Конюшенная пл., 1.

     

    Когда ЗАТЕМ разместился "Гидропроект" (он, кстати, менял название в 1930-х гг.)?

  • 26 Декабря 2012, 16:50

    Угадать в этой постройке церковь может только опытный человек, а простой турист просто примет ее за часть общего фасада.

    так церковь тут и не располагалась.

    здание служб придворной конюшенной части министерства императорского дворца.

    в крыле на углу мойки/грибоедова располагались ветеринарный лазарет и ветеринарная конюшня.

     

    храм и здание конюшен перестроены в стиле ампир - арх. В. П. Стасов.

    (похоже недолог тот день, когда про здание например зимнего дворца напишут - спасский придворный собор и помещения императора в части здания собора кем-то там построены/перестроены...)

    Стасов действительно "перестраивал" здание конюшенной части. Но именно здание конюшенной части, а не некоей церкви. Домовая церковь там всего лишь прилагалась как полагавшаяся по штату и места в здании занимала немного, и то, фактически его "арендуя".(здание до 1917 целиком принадлежало придворной конюшенной части, в том числе ему принадлежало и помещение домовой церкви)

     

    В 1990 г. храм возвращен верующим

    это кому? придворным кучерам?

    как состоявшая в составе придворного духовенства, церковь была "ведомственной" и прихожан(кроме служащих придворной конюшенной части и отчасти чинов министерства императорского двора) до 1918 не имела.

    (что легко проверить, открыв например "историко-статистические сведения о с.-петербургской епархии", т4,1875)

    закрыта в январе 1918 на основании общего постановления о ликвидации придворного духовенства.

     

    храму вернули еще одну святыню – уникальный колокол. Его изготовили на петербургском «Балтийском заводе».

    колоколов на Балтийском заводе Морского министерства до 1918 не лили.

  • 26 Декабря 2012, 17:11

    Да, фото в титуле совсем не в тему.

     

    В 20-х годах XVIII века на Конюшенной площади у Екатерининского канала было построено здание Конюшенного ведомства (Конюшенный двор) по проекту архитектора Н.Гербеля. Комплекс был сооружен в 1720 -1724 годах. В Зданиях двора размещались конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора. 

    В 1736 году императрица Анна Иоанновна, уступая желанию служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм, распорядилась построить здесь церковь. Под храм было отведено главное здание придворных конюшен, в центре комплекса, в палате над воротами. Деревянная церковь Спаса Нерукотворного предположительно была построена архитектором Доменико Трезини. Храм был торжественно освящен в 1737 году.

    В церковь перевезли Образ Спаса Нерукотворного, шитую шелками и жемчугом Плащаницу и икону Знамение. Эти святыни были привезены из Константинополя и до 1743 хранились в домовой церкви графа М.Г. Головкина. По преданию, в 1814 году, Образ Всемилостивейшего Спаса из Конюшенной церкви находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: "Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе". В Турецком походе также была и Плащаница из храма.
    После революции святыни были изъяты, сначала направлены в Эрмитаж, откуда бесследно исчезли.

    В 1746 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны церковь перестраивают в камне. Через год храм был заново освящен. Его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников.

    В 1804 придворный зодчий Л. Руска предложил свой проект Придворных конюшен, но он не был осуществлен.

    Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817–1823 годах она перестраивалась В.П. Стасовым за казённый счёт: на перестройку конюшенного комплекса на Мойке в стиле ампир потрачено было 2 млн рублей. В результате реконструкции в центральном флигеле, на втором этаже, над воротами, в двусветном зале с хорами, разместился освященный 1 апреля 1823 храм. Интерьер был оформлен ионическими колоннами желтого стюка. Образа в иконостасе написали академики В.К. Шебуев и Ф.П. Брюлло, иконы в царских вратах выполнены были академиками А.Е. Егоровым и А.И. Ивановым. Иконостас вырезал П. Кретан, роспись стен храма осуществили С.А. Безсонов и Ф.П. Брюлло; барельефы на фасаде - "Вход Господень в Иерусалим" и "Нанесение Креста" - выполнил В.И. Демут-Малиновский, лепку - Н.П. Заколупин.

    В росписи стен в первой четверти XIX века "клеевой мастер" Ф. Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П. Крейтан изготовил по эскизам Стасова новый, круглый "полуциркульный" иконостас, ставший лучшим образцом в Санкт-Петербурге.

    На фабрике Джона Банистера из серебро-апликированной меди с украшениями из серебра было изготовлено красивое трехъярусное паникадило (люстра), весившее около двух тонн, на 108 свечей с украшениями из серебра, созданная по Высочайше утвержденному рисунку. Высота паникадила была около 4 метров, ширина - 2,5 метра.

    Стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром.

    Были в храме и другие старинные и высокочтимые образа: Божией Матери Тихвинской, Иверской, Казанской и многие другие.

    На первом этаже храма в 1826 году установили "печальную колесницу", на которой в Петербург из Таганрога привезли тело Александра I. Позже ее поместили в Конюшенный музей.

    В 1837 году состоялась дуэль Александра Сергеевича Пушкина. После дуэли тяжелораненого Пушкина привезли в дом Волконских на Мойке и послали за священником из ближайшей церкви. Им оказался придворный протоирей Петр Дмитриевич Песоцкий, настоятель Конюшенной церкви, который прошел с русской армией войну 1812 года, был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени, возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!"

    В советское время бытовало мнение о том, что первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе и что якобы ради того, что Император хотел "унизить" поэта, отпевание особым распоряжением было перенесено в Конюшенную церковь.
    Однако, это очередная идеологическая выдумка. Исаакиевский собор во время смерти Пушкина ещё не был достроен, его освятили только в 1858 году. На время строительства Исаакиевская церковь размещалась в домовой церкви Адмиралтейства, была небольшой по размеру и совершенно не торжественной. Ближайшей к дому, где скончался поэт, была Конюшенная церковь. Однако она была придворной церковью по своему статусу, в ней нельзя было просто так заказать отпевание любому человеку. Вот что пишет Жуковский: "О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение". И Император Николай I дал разрешение отпевать поэта в придворной церкви, в чём сказывалось его большое уважение к Пушкину.
    1 февраля 1837 года в церкви состоялось отпевание Пушкина. Ночью 3 февраля гроб с телом поэта был увезен из Конюшенной церкви в Святогорский монастырь, где он и был захоронен. 

    2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы XIX века здесь венчался известный церковный композитор М.С. Березовский.

    В 1849 церковь стала приходской.

    В 1857-1862 по проекту П.С. Садовникова церковь была перестроена. Храм расширился за счет портика, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом.

    В 1862–1863 после ремонта церкви М.Н. Трощинским сделаны новые росписи. В 1878 в сенях первого этажа, где ранее стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырех образов. В 1916 престол храма украсили серебряными рельефами.

    Последним перед революцией настоятелем храма был прот. Феодор Иоаннович Знаменский, (ранее, в 1906–1909 годах, служивший на царской яхте "Штандарт"). В 1919 году община церкви насчитывала свыше 3 тыс. человек. Протоиерей Феодор Знаменский служил в конюшенной церкви с 1917 по 1923 год, затем был арестован. 19 мая 1923 года церковь была закрыта решением президиума губисполкома.

    После закрытия, в 1923 году в здании храма разместился Клуб конной милиции, позже – отделение института "Гидропроект". В помещении провели целый ряд перепланировок, в 1923 году сожгли весь церковный архив. Ценные иконы первоначально поступили в Эрмитаж, а потом были утрачены. Знаменитая бронзовая люстра (паникадило) в 1929 года перенесена в здание Адмиралтейства. Вместо снятого креста на куполе возвышалась антенна. Полностью было разграблено внутреннее убранство.

    Памятная доска на фасаде здания напоминает о том, что "В 1933–1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ", 28-е отделение милиции и НИИ "Гидропроект".

    Осенью 1989 года возникла православная община, и летом 1990 года властями было принято решение о возвращении храма верующим; 6 июня, в день рождения Пушкина, здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 состоялась первая литургия.

    Храм официально возвращён 12 июля 1991 года. Настоятелем был о. Владимир (Цветков). С декабря 1991 года настоятелем храма является о. Константин (Смирнов). Храм постепенно ремонтируется и реставрируется.
    Ныне в церкви каждое 1 февраля проходит торжественная панихида по А.С. Пушкину.

     

    Совсем недавно петербургский "Балтийский завод" изготовил для церкви Спаса нерукотворного образа уникальный колокол - точную копию колокола, некогда украшавшего храм и уничтоженного после революции. Бронзовый колокол с добавлением серебра имеет диаметр около полутора метров и вес 1700 кг. Колокол обладает уникальными акустическими характеристиками - его звук остается неизменным даже при 40-градусном морозе. 

    К 200-летию рождения Пушкина храм был отреставрирован и в него из Адмиралтейства возвращено прежнее паникадило. На лестнице храма повешены две мраморные мемориальные доски. Иконостас восстановлен мастером Пикаловым, новые образа написал В.Г. Корбан. 14 мая 2000 митрополит Владимир (Котляров) совершил полное освящение восстановленного исторического храма.

    http://palmernw.ru/konushen/konush.html

  • 26 Декабря 2012, 20:32

    Домбровский Ф.В. «Полный путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям». — СПб, 1896. (С.167):

     

    Фото с http://maps.google.ru:

  • 28 Декабря 2012, 01:27

     

    В 1849 церковь стала приходской.

    В 1990 г. храм возвращен верующим

    повторю вопрос - это кому? придворным кучерам?

    "историко-статистические сведения о с.-петербургской епархии", т4,1875

     

     

     

     

  • 28 Декабря 2012, 01:38
     НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ
       
                                 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                             от 14 января 1918 года
       
                    ОБ УПРАЗДНЕНИИ ПРИДВОРНОГО ДУХОВЕНСТВА,
                    О ПЕРЕДАЧЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
                ПРИДВОРНОГО ДУХОВЕНСТВА СО ВСЕМИ ПРИНАДЛЕЖАЩИМИ
                 ИМ КАПИТАЛАМИ В ВЕДЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА
                ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ И О ПЕРЕДАЧЕ УЧЕБНЫХ
                  ЗАВЕДЕНИЙ ПРИДВОРНОГО ДУХОВЕНСТВА В ВЕДЕНИЕ
                     НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ
       
           Придворное духовенство упраздняется.
           Охрана церквей  бывшего  министерства  двора,  как  памятников
       искусства и старины, временно возлагается на комитеты и комиссаров
       тех управлений дворцами и установлений, к которым они примыкают.
           Если со стороны какого-нибудь общества верующих будет заявлено
       желание совершения служб в этих церквах,  то расходы по содержанию
       священнослужителей и церковных служителей и хозяйственные  расходы
       эти общества должны будут взять на себя.
           Разного рода благотворительные учреждения бывшего  придворного
       духовенства, находящиеся в ведении Народного Комиссариата имуществ
       Республики,  со всеми принадлежащими  им  капиталами  переходят  в
       ведение   Народного  Комиссариата  Государственного  Призрения,  а
       учебные  заведения  -  в   ведение   Народного   Комиссариата   по
       Просвещению.
       
                                                              Заместитель
                                                      Народного Комиссара
                                                      имуществ Республики
                                                             Ю.ФЛАКСЕРМАН
     http://lawrussia.ru/texts/legal_861/doc861a336x357.htm  
       
    
    
  • 10 Декабря 2018, 20:18
    Ответ на " В 1849 церковь стала приходской. В 1990 г. храм в" от modain

     Верующим - это верующим вообще. Иными словами - решено использовать здание по назначению, вот и всё.

  • 4 Мая 2019, 22:14

    Фото 10  (фото - Андрей Агафонов, 1997.) прямо напрашивается в титул.

  • 4 Мая 2019, 22:32
    Ответ на "Фото 10  (фото - Андрей Агафонов, 1997.)" от люблюпитер

    Да, ракурс хороший, но все-таки больше 20 лет прошло.  Надо бы новое фото, но там сложно снимать - сплошь экскурсионные автобусы. Разве что в белые ночи :)

  • 5 Мая 2019, 00:19

    Да автобусы -да. Но фасад затянут синей рекламой футбола, наверно сохранилась с прошлогодней фан-зоны ЧМ. И похоже ее снимать не собираются, тут двух зайцев убивают, еще прикрывая консервацию ждущего годами ремонта этого исторического комплекса.

  • 6 Мая 2019, 01:16

    05.2019г.

     

     

     

     

     

  • 1 Марта 2020, 20:04

    02.2020

  • 3 Апреля 2021, 02:37

    Если публикация посвящена именно церкви, что же на титульном фото не церковь? Есть ведь фото 14. И другие.

     

  • 14 Ноября 2023, 20:31

    Петербургская газета, 1893, № 181, 5 июля.

  • 10 Декабря 2023, 16:51

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32620
Готовится: 86
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 56542