До 1912 г. в здании размещалось Правление Царскосельской железной дороги и Правление Петербургской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
(От Царскосельской до Октябрьской. Альбом изд. 2-е испр. и дополн. - СПб.:Лики Росиии, 2007 С.87)
Ф. И. Волков. Проект. Офицерского корпуса Лейб-Гвардии Семеновского полка. 1796 г. (Юркевич Е. Военный Петербург Эпохи Павла I М.: Мим-Дельта, 2007 г. С.163) (добавил Vladimir-2013 )
«Альбом гражданский сооружений общества Московско-Виндаво- Рыбинской железной дороги» 1908 г.
ВПг на 1915 г.
План и фасад с обозначением сохранившейся части здания (добавил S.P. )
31 октября 1911 г. * см. ниже
31 октября 1911 г. * см. ниже
Фото 1935 г.
Фото 1947-1948 гг. сайт pastvu.com (добавил yuriT)
Фрагмент фото Зиверта. Союзфото 1935 г.
* Перенос праха бывшего командующего батальоном Карла Андреевича Шильдера с Царскосельского вокзала
в батальонную церковь. 31 октября 1911.
Дом управления Санкт-Петербургской сетью дорог Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
Рядом с пассажирским зданием по Загородному проспекту расположен дом для Управления Санкт-Петербургской сетью дорог Общества. Проомежуток между пассажирским зданием и этим домом образует двор прибытия. отделенный от проспекта железным забором с воротами для проезда извощиков.
Дом Управления главным своим фасадом выходит на проезд между ним и соседней казармой Семеновского полка: проезд этот также ведет во двор прибытия: к почтовому тоннелю и к пакгаузу для грузов большой скорости. Здание отодвинуто от Загородного проспекта в линию казарм и полученная площадь перед зданием занята садиком.
Здание перестроено из оставшейся после сломки части офицерского флигеля казарм Семеновского полка. Оно четырехэтажное, причем три этажа одинаковой площади, четвертый же, небольшой площади, вмещает в себя кухню, столовую и помещение для сторожей. Общая площадь всех четырех этажей здания 1020 кв. саж. < 1 кв. саж. 4,5522 кв.м>
В здании располагались: служба пути, служба тяги, служба движения, служба телеграфа, материальная часть, бухгалтерия, комерческая часть и касса, помещения высшей администрации, приемная и кабинет врача, счетоводство пенсионной кассы и канцелярия, буфет, помещения для сторожей и центрального отопления.
Фундаменты новых стен здания расположены на глубине 1 саж. Балки над первым и вторым этажем над всеми лестницами, а равно над третьим этажем при пролетах более 3-х саж. - металлические. Стропила настланы из брусьев 4½ до 5 вершков, обрешетка из 2½ " досок. < 1 саж.= 2,133600 м; 1 вершок = 4,445 см>
(«Альбом гражданский сооружений общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги»
Санкт-Петербург : Типография Градоначальства 1908 С. 41-42; добавил: Наталия)
Сохранившаяся часть здания. Фасад по Подъездному перу.
Фрагмент фасада по Подъездному пер. - бывший левый ризалит.
Фрагмент бывшего левого ризалита
Фрагмент фасада по Подъездному пер. (между бывшими левым и центральным ризалитами).
Фрагмент фасада по Подъездному пер.
Фрагмент фасада по Подъездному пер. Фото - S.P., 03.2020.
Вид с Винокурцевского проезда на сохранившуюся часть здания.
Вид с подъездного пер. 1* Фото - S.P., 03.2020.
Вид с угла Загородного пр. 2* Фото - S.P., 03.2020.
1* Вид с подъездного переулка. Правая часть здания - сохранившаяся часть здания Управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
2* Вид с угла Загородного проспекта и Подъездного переулка. За зданием станции метро "Пушкинская" - сохранившаяся часть здания, надстроенная и расширенная влево.
У будущей станции метро "Пушкинская"
Вблизи Витебского вокзала в ближайшее время начнется сооружение наземного вестибюля станции метро «Пушкинская». Чтобы подготовить место для строительной площадки, потребовалось расчистить территорию, на которой стояло четырехэтажное каменное здание. Производство взрывных работ было поручено группе специалистов «Ленвзрывпрома». Старший инженер «Ленвзрывпрома» А. Ковалева и техник А. Ескин произвели сложные технические расчеты. В доме на уровне оконных проемом, было пробурено более тысячи отверстий, в которые заложили заряды взрывчатого вещества. Все это дало возможность свести до минимума взрывную волну. Три последовательных взрыва, которые обрушили здание, не вызвали ни одного повреждения стекол в соседних зданиях.
(«Вечерний Ленинград» №160(2630) от 07.08.1954 г. С.1; добавил: lenarch)
28 комментариев 5532 просмотра
Добавил: Наталия, 30 Июля 2008, 23:06 Редактировано: 9 Февраля 2023, 07:10
<a href='https://www.citywalls.ru/house1441.html' target='_blank'>Казармы лейб-гвардии Семеновского полка . Офицерский корпус Управление Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги на Citywalls.ru</a>
Здание уже присутствует в альбоме Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги 1908 г.
У Зверева дом указан как постройка. Сомнительно, что построив его в 1901 до 1908 его снова перестроили. Ошибка в [99]? Возможно Зверев перестраивал Офицерский корпус для Общества?
Ничего не понял. При чем здесь Зверев? В [99] названо другое здание - по Загородному пр., 54, на углу Рузовской ул., 2. Это здание существует и сейчас, его страница есть на сайте, архитектором назван Зверев (только почему-то в годе постройки разночтения). А этот дом на месте будущей станции метро - другое здание, и в [99] данных о нем нет. Нужно убрать из титула ссылку на [99] и, видимо, фамилию архитектора (если нет какого-то другого источника).
Кроме ошибки, о которой я написал вчера (указаны год постройки и архитектор, взятые из [99] для другого здания - что и привело к противоречиям, замеченным Наталией), есть еще одна, менее существенная: неверно названы архитекторы станции метро "Пушкинская". Л.М.Поляков и В.А.Петров - авторы подземного зала, а архитекторы наземного здания на месте старого - А.А.Грушке, А.С.Гецкин и В.П.Шувалова. Нужно или внести исправление, или вообще убрать фамилии. Второе, видимо, правильнее, поскольку есть ссылка на соответствующую публикацию.
Для меня, увы, это не так отчетливо, но с учетом всех остальных построек дороги, действительно, модерн.
Странным кажется другое. Фраза: "До 1912 г. в здании размещалось Правление Царскосельской железной дороги и Правление Петербургской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги." взята из подписи к фото, которое у нас сейчас заглавное. Почему до 1912?
По ВПб все получается не так. На 1904 г. еще указан вокзал Царскосельской дороги, а с 1905 вокзал Моск.-Винд.-Рыбинской.(участок 52-1-8 по Загородному, Подъездному и Введенскому кан.). А вот участок 50-1-2 аж по 1912 г. включительно указывался принадлежащим Лейб-гвардии Семеновскому полку и только в мздании на 1913 г. появляется - Правление Московско-Виндаво-Рыбинской дороги. И по ВПг на 1917 г. тоже указано Правление.
Надо сказать у нас и про такой известный Витебский вокзал информации очень мало - картинок больше, уж про него точно писали. Да и дорога эта была очень богатая, начиналась не в Петербурге, а сюда пришла позднее, купив Царскосельскую дорогу, вроде в 1899. Наверное, надо смотреть историю Винд-Рыбинск. дороги, может что-то выплывет. ВПб часто опаздывает, но если в 1905 изменение вносилось, а Правления нет, похоже его еще не было. Могло быть, что Правление здесь не до 1912, а с 1912 ? Надо посмотреть 2-й отдел ВПб до 1912 г. - уж какие-то представительства точно должны были быть в СПб...
По-моему, это переходная архитектура от эклектики к модерну, и притом с перевесом в сторону эклектики. Более или менее чистый модерн виден только в аттиках, а в остальном - только отдельные декоративные элементы этого стиля. В общем, в публикации правильно написано "эклектика".
По методологии Кирикова, если есть 3 и более признака модерна, то здание причисляют к этому стилю. Здесь 3 признака налицо - аттики (как вы отметили), оформление лопаток, характерные для модерна каннелюры. Еще можно добавить текучи наличники, оформление трубы. Возможно и решетка балкона была оформлена в стилистике модерна. Так что это однозначно модерн.
Фактически это все равно переходная архитектура, вопрос только в том, куда ее формально отнести в соответствии с классификацией, принятой на сайте. Интересная особенность: первые два этажа - это практически чистая эклектика (за исключением нижней части каннелюр на лопатках), а на третьем этаже, в аттиках и трубе видны элементы модерна. Может быть, первоначальное здание было двухэтажным, а при приспослблении к новому назначению был надстроен третий этаж, который и оформили в новом духе?
Перестроили. Вчера я в публикацию поставила текст из "Альбома гражд. сооружений..." там: "Здание перестроено из оставшейся после сломки части офицерского флигеля казарм Семеновского полка." и еще:" Фундаменты новых стен здания расположены на глубине 1 саж." Из этого следует, что какие-то старые стены оставались.
Но вот еще странный момент: в ВПб участки полка указывались до Подъездного переулка, а когда в издании на 1913 г. появилось Правление - его участок уже указан после Подъездного пер., перед вокзалом.
1902 г.
1910 г.
1915 г.
По карте 1915 Подъездной имеет изгиб, может он и появился по этому поводу. - отделили проездом вокзальные здания от казарм.
И даже с учетом опозданий ВПб похоже здание в новом своем обличье появилось гдето после 1910.
По Подъездному видно здание - вроде как боковым фасадом на Загородный, рядом с домом по Загородному, у которого стоит номер 50. Похоже его и перестраивали - ведь здание Правления было ориентировано лицевым фасадом по Подъездному. Но опять же, если только его, то что с казармами на Загородном - ведь участок 50 перешел Правлению, а за казармами осталось два участка по Загородному от Звенигородской, а ранее было три.
И все-таки - по-прежнему вопрос: откуда в публикации сведения о том, что первоначальное здание было построено в 1901 г. А.К.Зверевым? В [99] данных об этом доме нет (там речь идет о другом здании). Тогда откуда они взяты?
Надо посмотреть книгу "Загородный проспект" - больше ничего предположить не могу. Или просто тупая ошибка - что-то не так скопировали, не туда поместили.
Посмотрела "Загородный проспект". Эта книга просто винегрет, даже для Векслера. Что касается казарм: "Комплекс казарм,состоящий из трех зданий, включая дом 2 по Подъездному пер., построен архитекторами Ф. И. Волковым и Ф. И Демерцовым (1797-1798 гг.) и перестроен в 1891 г. военным инженером В. А. Колянковским".
Зверева отсюда уберу. А кто и когда перестроил дом для дороги, надо искать
На самом деле это здание едва ли можно назвать "утраченным". Сохранилась примерно половина здания, и по ней написана отдельная публикация, в которой, однако, никто не связывает то здание с этим.
Для начала поясню, в каком направлении сделан титульный снимок. Это ясно из описания здания в издании: Альбом гражданских сооружений общества ''Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д. СПб,1909 , с. 41, 42. (В этом издании помещены и данная фотография, и чертежи трех этажей, представленные в публикации; ссылка: https://yadi.sk/i/j27Bnp8EvZNrYg (в редакции nikspb). На с. 42 написано:
"Дом управления выходит главным своим фасадом на проезд между ним и соседней казармой Семеновского полка".
Этот проезд - Подъездной переулок. Таким образом, снимок сделан с угла Загородного проспекта (на котором видны трамвайные рельсы) и Подъездного переулка. Увеличенное изображение главного фасада, обращенного в Подъездной переулок:
(Извините за качество, пришлось снимать против солнца.)
К зданию станции метро примыкает слева здание, у которого отделка части фасада (справа, между ризалитами) напоминает то, что видно на старой фотографии. Вот эта часть фасада:
Сравнение с титульным снимком, а также с планом показывает, что это левая часть. Слева от нее - сохранившийся левый ризалит в три оси, частично утративший декор, но сохранивший обрамления окон второго этажа и характерные украшения в филенках. А справа - два окна с простенками несколько большей ширины (что соответствует плану) - это левое и среднее окна бывшего центрального ризалита.
Левее бывшего левого ризалита - новая часть, пристроенная, очевидно, в советское время.
Таким образом, сохранилось чуть больше половины протяженности фасада.
Посмотрим на это здание с обратной стороны - с Винокурцевского проезда:
Слева - лестничный выступ характерной формы со срезанными углами, а справа выступ с двумя осями по боковому фасаду, а по лицевому - с четырьмя окнами, сближенными попарно. Все эти особенности видны на плане.
На моей фотографии не видна левая граница этого фасада. Воспользуюсь фотографией Виктора М, помещенной в его комментарии к другой публикации от 19 ноября 2015 г.:
Видно, что сохранившаяся часть здания заканчивается сразу после лестничного выступа.
Можно уверенно обозначить сохранившуюся часть здания на старом плане и на старой фотографии:
Итак, здание - не утраченное, а сохранившееся, хотя и частично. По идее, надо было бы объединисть данную публикацию со второй. Но это вызывает затруднения: при объединении будут потеряны комментарии к одной из публикаций. Может быть, есть смысл просто превратить эту публикацию в начало, а вторую - в продолжение?
И, конечно, следует к данной публикации добавить второй адрес: Подъездной переулок, 1.
во-первых следует отдать должное проницательности коллеги S.P., вернувшего в сокровищницу петербургского нового стиля еще одну искаженную жемчужину. Теперь появился повод заглянуть в переулок чтобы посмотреть на чудом уберегшиеся от перестройки в сталинском ампире характерные "зализанные", "расплавившиеся" триглифы, которые так удачно использовал С.Минаш на фасаде самого вокзала.
во-вторых выскажу свой очередной домысел . что скорее всего искомое здание построено по проекту все тех же С.Бржозовского и С.Минаша в те же годы что и вокзал
Покажу мои сегодняшние фотографии этого здания (якобы утраченного (а по уверению ленарха - даже взорванного). Хотя сохранившаяся часть здания находится в Подъездном пер., 1, но я считаю, что место фотографиям именно здесь (а та, вторая публикация - раз уж она существует - должна стать продолжением данной публикации).
Часть фасада между бывшими левым и центральным ризалитами с полностью сохранившимся декором (в том числе и искривленными триглифами, о которых написал весовщик):
Сохранившаяся часть здания, вид с обратной стороны (с Винокурцевского проезда) (ни здесь, ни во второй публикации я не вижу фотографии, на которой сохранившаяся часть с этой стороны была бы видна целиком):
Хотелось бы надеяться, что исправлений в публикации не придется очень долго ждать. (Нужно не так уж много: а) удалить пометку "Утраченное здание", б) слегка отредактировать фразу: не "На этом месте", а "На месте части этого здания"; в) добавить адрес: Подъездной пер., 1, г) в данную публикацию и вторую публикацию по тому же зданию добавить ссылки друг на друга.)
Я не готова сейчас всем этим заниматься. Концепция изложения в голове не сложилась, хотя смысл понимаю. В конце концов у нас много зданий по которым существует несколько публикаций, а изменения здесь значительные. Можете сделать еще одну публикацию с изложением всего того, что Вы писали в комментах. Можно заменить новой публикацией существующую по Подъездному 1. И все соединить перекрестными ссылками. Главное чтобы все было понятно.
Заменять существующую публикацию по Подъездному пер., 1 не хочется: тогда пропадут комментарии к ней. Делать какую-то третью публикацию - тоже не выход: и так уже есть две, и куда их в таком случае девать? (иначе бы я и сделал третью публикацию). По-моему, все-таки лучше всего было бы преобразовать существующие публикации в начало и продолжение. Но еще более легкий путь (хотя бы как временная мера) - дать в этих двух публикациях ссылки друг на друга.
Убрать здесь "Утраченное здание" и в титул существующее здание и адрес. Указать на перестройку и все фото, ком. и др. переместить сюда, а ту публикацию убрать.
Перед разборкой половины офицерского корпуса (со стороны вокзала) и перестройкой остальной его части в здание Управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги этот корпус выглядел совсем по-другому: https://pastvu.com/p/248591 .
«Вечерний Ленинград» №160(2630) от 07.08.1954 г. (С.1):
У будущей станции метро "Пушкинская"
Вблизи Витебского вокзала в ближайшее время начнется сооружение наземного вестибюля станции метро «Пушкинская».
Чтобы подготовить место для строительной площадки, потребовалось расчистить территорию, на которой стояло четырехэтажное каменное здание. Производство взрывных работ было поручено группе специалистов «Ленвзрывпрома».
Старший инженер «Ленвзрывпрома» А. Ковалева и техник А. Ескин произвели сложные технические расчеты. В доме на уровне оконных проемом, было пробурено более тысячи отверстий, в которые заложили заряды взрывчатого вещества. Все это дало возможность свести до минимума взрывную волну. Три последовательных взрыва, которые обрушили здание, не вызвали ни одного повреждения стекол в соседних зданиях.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
После 30-х ему в какой-то момент успели еще и 4-й этаж пристроить - см.https://pastvu.com/p/343966
Фото 1947-1948