Публикация

Завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева
Завод "Вулкан". Производственный корпус с водонапорной башней

Здание на карте
фото
Архитекторы: Герасимов И. И.
Сунцов М. Е.
Год постройки: 1911, 1915
Стиль: Кирпичный

Завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева -

 

1911, 1915 - гражд. инж. Герасимов И. И., арх. Сунцов М. Е. 

 

Комплекс построек завода "Вулкан".

Производственный корпус с водонапорной башней

 

 

Поздние пристройки к дому снесены. У дома отсутствует крыша.

Остальные строения завода "Вулкан" снесены. На их месте строится жилой комплекс "Премьер Палас".

 

Большая часть территории АО Петроградских механического и литейного заводов, согласно ВПг на 1917 находилась на другой, нечетной стороне Б. Колтовской (Пионерской) улицы. Сейчас Ср. Колтовская ул. упирается в Петродворцовую (бывшая Лугская), а прежде она шла до набережной, и весь этот квартал между Б. Колтовской, Колтовской наб., Лугской и Ср. Колтовской улицами был территорией АО. На этой стороне территория АО была меньшей - только сравнительно узкая полоса между М. Невкой и несуществующей уже Кронштадтской улицей, которая занимала квартал до Б. Спасской и часть квартала межде Б. Спасской и р. Ждановкой.          (Liz)   

  • фото

    Е. А. Яковлев

  • фото

    П. А. Фрезе

  • фото

    Первый русский автомобиль
    конструкции Яковлева и
    Фрезе на Всероссийской
    выставке 1896 г.

  • фото

    1913 г.

  • фото

    1933 г.

  • фото

    1955 г.

  • фото

    Завод "Вулкан",
    Преображенская церковь
    c сайта oldsp.ru

  • фото

    Чугунолитейный цех
    завода «Вулкан»
    c сайта etoretro.ru

  • фото

    Из фото-альбома отчета
    Петроградского районного
    совета депутатов 13 созыва.
    1931-1934 г.
    Добавил - Nipnip .

  • фото

    Ленинград
    1940 С. 148

  • фото

    Завод "Вулкан" в период
    вхождения в трест
    Тремасс 1927-1931

  • фото
  • фото

    в составе Тремасс
    (1927-1931)

  • фото

    Бронзовый кран для радиаторов
    завода "Вулкан" (Ленинград)
    Маркировка на кране: Вулкан
    Тремасс Ленинград
    (Закрыто-Открыто)
    1927 - 1931 гг.

  • фото

    Подстаканник
    Завода "Вулкан"
    1939-1940

  • фото

    Щипцы для колки орехов
    1976 г., изготовлены
    на заводе "Вулкан",
    когда он входил в
    Ленинградское
    Машиностроительное
    Объединение им.Карла Маркса

  • фото

    (добавил Эак )

  • фото

    1940-1950 гг.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил Эак )

Первый владелец завода, человек легендарный - отставной лейтенант Евгений Александрович Яковлев,  создатель отечественного двигателя внутреннего сгорания и один из конструкторов первого русского серийного автомобиля.

Адресная книга Яблонского на 1892 показывает, что Е. А. Яковлев живет в собственном доме № 9 по Мытнинской набережной, где содержит механическую мастерскую. Другого производства у него пока не показано, в его собственности находился также участок по адресу Б. Спасская (совр. Красного Курсанта), 28. Другой адрес этого участка - Колтовская (Лазарева) наб., 30. В Адресной книге Яблонского на 1893 по этому адресу показан уже завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева. 

В Адресной книге Яблонского на 1896 завод Е. А. Яковлева завод показан с названием "Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей"; старшим и младшим инженерами на заводе названы Леонид и Яков Семеновичи Идельсоны. Помимо раздела "Двигатели паровые, газовые и керосиновые" завод Е. А. Яковлева присутствует также в разделе "Бронзо-медно-литейные изделия".

Е. А. Яковлев умер в 1898,                                                                                                                           (добавил: Liz)

 

Двигатели завода Е. А. Яковлева в 1893 г.  демонстрировались на Всемирной выставке в Чикаго. Там же представляла свои экипажи каретно-экипажная фабрика "Фрезе и Ко". Там и произошло знакомство Яковлева и Фрезе. Представленный там один из первых в мире серийных автомобилей  Benz-Velo подтолкнул их к созданию собственной конструкции.На постройку автомобиля ушло три года В мае 1896 г. состоялись первые испытания в Санкт-Петербурге, об этом сообщала 27 мая 1896 г. газета "Новое время". В июле того же года автомобиль был представлен на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.

Автомобиль имел двигатель с испарительным водяным охлаждением, расположенный сзади, оригинальную, запатентованную П. А. Фрезе конструкцию рулевого управления, ременную трансмиссию. Передачи переключались двумя рычажками под рулевой колонкой. Шины были сплошные резиновые, колеса деревянные. Автомобиль мог развивать скорость 21 км/час.

После смерти  Е. Яковлева в 1898 г., его компаньоны  перепрофилировали завод, отказавшись от выпуска двигателей внутреннего сгорания.                                                                        (по материалам журнала "За рулем 1983 г. добавил: Наталия)

 

 

Путеводитель по Ленинграду 1933 г. (С.315) сообщает: на Большой Колтовской ул. находится (д. 32) меделитейный, медно-котельный и арматурный завод "Вулкан", основанный в 1907 г. Он занят изготовление аппаратуры для пишевой промышленности термической бытовой (котлы, термосы, кипятильники, гидропульты и др.) и вообще изделий ширпотреба (лопаты и пр.). Годовой выпуск продукции превышает 26 млн. руб. Рабочих на заводе около 3 тыс. человек.

(Наталия)

  • фото

    Фото - С. Васильев
    06.10.2010

  • фото
  • фото

    Фото - С. Васильев
    20.04.2011

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - С. Васильев
    19.09.2011

  • фото

    1 этаж

  • фото
  • фото
  • фото

    2 этаж

  • фото
  • фото
  • фото

    4 этаж
    башни

  • фото

В 1897 г. на берегу Малой Невки построен завод по изготовлению керосиновых двигателей фирмы Яковлева. В 1907 г. куплен акционерным обществом «Гольстрем и Тунельд» назван "Вулкан", в конце 1912 г. акционерное общество, владевшее завадом, стало называться АО Петроградского механического и литейного завода "Вулкан". Постановлением ВСНХ от 23 мая 1918 г. национализирован и временно (до 1926 г.) законсервирован..В 1927 г. объединён с медно-котельным заводом «Часовой революции», который прекратил своё самостоятельное существование, и переименован в Ленинградский медно - котельный, литейный и механический завод "Вулкан" областного государственного треста Ленинградских заводов массового производства "Тремасс". 21 октября 1931 г. вошёл в состав Российского объединения хозяйственно-метизной промышленности "Росхозметиз", с 1934 г. машиностроительный завод "Вулкан" Росмаштреста Наркомата местной промышленности СССР, с 1937 г. в подчинении Главполиграфмаша Наркомата машиностроения СССР, с 1940 г. - Главсельмаша Наркомата общего машиностроения СССР, в 1942 - 1945 гг. Завод п/я 851 Наркомата миномётного вооружения СССР, с 1945 г. Машиностроительный завод "Вулкан" Министерства машиностроения и приборостроения СССР, с 1953 г. Главлегмаша Министерства машиностроения и приборостроения СССР, в 1957 - 1962 гг. в составе предприятий Управления общего машиностроения Ленсовнархоза, с 1962 г. в составе Ленинградского Объединения по производству машин для легкой промышленности Ленсовнархоза. (Списки предприятий Петрограда на апрель 1918 г.: Петроградский механический и литейный завод "Вулкан", владелец Петроградский мех. и лит. зав., год возникновения 1907 г., адрес - Б.Спасская, 28-24) 

Постановлением ВСНХ от 23 мая 1918 г. Петроградский механический и литейный завод акционерного общества "Вулкан" был национализирован. В 1927 г. переименован в Ленинградский медно-котельный, литейный и механический завод "Вулкан". 

1918 - 05.04.19 Петроградский механический и литейный завод "Вулкан" секции по металлу Совета Народного хозяйства Северного района (Петроград);

05.04.19 - 1921 Механический и литейный завод "Вулкан" Центрального правления среднего машиностроения (Петроград);

1921 - 19.07.24 Петроградский государственный литейный и машиностроительный завод "Вулкан" Петроградского губернского государственного машиностроительного треста "Машинострой" (Петроград);

19.07.24 - 1926 Ленинградский государственный завод "Вулкан" Ленинградского (губернского) государственного машиностроительного треста "Маштрест" (Ленинград);

1926 - 1927 Ленинградский государственный завод "Вулкан" (губернского) государственного треста Ленинградских заводов массового производства "Тремасс" (Ленинград);

1927 - 21.10.31 Медно-котельный чугунно-литейный и механический завод "Вулкан" областного государственного треста Ленинградских заводов массового производства "Тремасс" (Ленинград);

21.10.31- 1934 Медно-котельный чугунно-литейный и механический завод "Вулкан" Российского объединения хозяйственно-метизной промышленности "Росхозметиз" (Ленинград);

1934 - 1937 Машиностроительный завод "Вулкан" Росмаштреста НК местной промышленности (Ленинград);

1937 - 1940 Машиностроительный завод "Вулкан" Главполиграфмаша НК машиностроения СССР (Ленинград);

1940 - 1942 Машиностроительный завод "Вулкан" Главсельмаша НК общего машиностроения (Ленинград);

1942 - 1945 Завод п/я 851 Народного Комиссариата минометного вооружения СССР (Ленинград);

1945 - 1952 Машиностроительный завод "Вулкан" Министерства машиностроения и приборостроения СССР (Ленинград); 1953 - 1956 Машиностроительный завод "Вулкан" Главлегмаша Министерства машиностроения и приборостроения СССР (Ленинград);

1957 - 1962 Завод "Вулкан" Управления общего машиностроения Ленсовнархоза (Ленинград);

1962 - Ленинградский государственный машиностроительный завод "Вулкан" Ленинградского Объединения по производству машин для легкой промышленности Ленсовнархоза (Ленинград);

Согласно постановлению Ленсовнархоза от 14 сентября 1962 г. завод вошел в состав Ленинградского объединения им. Карла Маркса.

([100]. Т. 1. С. 299-300, 351-352, 354,  spbarchives.ru)

 

 

С начала 1970-х (возможно с конца 1960-х) Завод Вулан начал производить своивязальные машины:  детские вязальные машины "Золушка" и вязальные ручные машины Нева-1,  потом Нева-2, Нева-3.

С начала 1980- х завод Вулкан начал производить  детские вязальные машины "Золушка" Модель-2 и вязальные ручные машины Нева-4, Нева-5 В начале 1980-х зарегистрирован очередной товарный знак в виде вертикальных двух петель.                                                                                                                                                         (Добавил: Эак)

 

 

 

1935:  Государственный завод "Вулкан". Б. Колтовская, 32. В вед. треста Росмаш. Пр-во: машины и аппараты для

          борьбы с вредителями сельского хоз-ва и пароварочные котлы для оборудования фабрик-кухонь, столовых

          заводов, совхозов и колхозов.            Газета "Искра". Столовая № 6.   ([103]. С. 108)

1940: Машиностроение и станкостроение. "Вулкаен", машиностроительный завод Б. Колтовская ул., 32 (Ленинград 1940 С. 148)

1956:  Бюро по проектированию трикотажных машин, конструкторское спец., Мин. машиностр. СССР -  Пионерская, 50

(Список абонентов ЛГТС. 1956. С. 17)

 

На территории ЖК "Премьер Палас" находится шестиярусная водонапорная башня - оставшаяся часть фабрики «Товарищества Механического и Литейного завода Цезарь Гольмстрем и К» под фирмою «Вулкан». На данный момент является объектом культурного наследия (Производственный корпус с водонапорной башней товарищества "Братья Н. и В. Леонтьевы и Ко", объект культурного наследия регионального значения. Распоряжение КГИОП № 10-29 от 23.01.2014)                                                                                                                             (Добавил: dinaradina 07.05.2018)

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [1349.1].

56 комментариев
14829 просмотров
Добавил: Blackadder, 1 Октября 2010, 18:47
Редактировано: 22 Апреля 2021, 21:35
Оцените:
(46 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house14141.html' target='_blank'>Завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева Завод "Вулкан". Производственный корпус с водонапорной башней на Citywalls.ru</a>
Всего 56 комментариев
  • 6 Июня 2020, 12:38

    Практически мало,кто знает,что такие красивые духовые чугунные утюги

    после войны в 40х-50х годах производил в нашем городе Завод "Вулкан"

    со своим клеймом в виде буквы "В"

  • 6 Июня 2020, 18:30

    Первый раз вижу термин "духовые" - интересно. Из своего детства помню бабушка в деревне пользовалась подобным утюгом - внутрь засыпались горячие угли из печки. Пара таких утюгов у нас долго болталась  в деревенском доме, потом мы их подарите художнице. А в Ленинграде в то время у нас дома был чугунный литой утюг, который нагревали даже уже на газовой плите.  Когда появились электрические утюги - не помню.

  • 6 Июня 2020, 19:13

    Наталия,я от вас недалеко ушёл

    Впервые узнал совсем недавно от коллекционера утюгов,что они назывались "духовыми"

    Их ещё называли "чашуйчатыми"

  • 6 Июня 2020, 19:58

    Возможно духовыми назывались из-за поддува - отверстия сбоку, внизу - в них были видны краснеющие угли.

    А вот чашуйчатые? Чаша?

  • 6 Июня 2020, 20:06

    Наталия

    Я думаю чашуйчатами (скорее чешуйчатыми) ,потому как корпус был похож на чешую как у рыб

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29563
Готовится: 302
Посетители
Гостей: 569
Всего сегодня: 2804