Публикация

Матисов мост

Здание на карте
фото
Пряжка р., 4
Мойки наб., 124хх
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Матисов мост

р. Пряжка, 4

наб. р. Мойки, 124хх

 

Матисов мост, перекинутый через реку Пряжку в месте, где она вытекает из Мойки, соединяет Матисов и Коломенский острова. Его длина - 39,7 метров, ширина - 10,5 метров.  Это трехпролетное металлическое сооружение, пролетное строение представляет собой двухшарнирную арку. Устои моста на буронабивных сваях, облицованы гранитом, промежуточные опоры железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом.

Перила моста - литые чугунные на металлических тумбах, рисунок решетки повторяет ограду реки Мойки. Покрытие на проезжей части асфальтобетонное, на тротуарах - песчаный асфальт. Проезжая часть отделена от тротуара гранитным поребриком.

(сайт  Мостотреста mostotrest-spb.ru 18.06.2025 добавил Риэлтор)

 

  • фото

    1828 г.
    план Шуберта

  • фото

    Н. Цылов. Атлас тринадцати частей
    С. Петербурга. СПб., 1849. С. 58 /1 паг./
    (добавил Liz)

  • фото

    Больница св. Николая
    и Матисов мост

  • фото

    1934 г.
    Фото - Леонид Андреевский
    (добавил leningradets872)

У Цылова (1849), в адресной книге 1854 г., у Цылова (1862) мост Матисов.

Известно, что в XIX веке долгое время Сухарным называли Банный мост, и бани, возле моста стоявшие, называли Сухарными. Но это другая история, довольно таинственная.

Что касается существуещего названия моста, оно, конечно, не происходило прямо от имени Матиса. П. Н. Петров, автор истории Петербурга XVIII столетия, полагал, что название, как и у ряда других петербургских мостов, происходило от кабака, существовавшего на острове.

 

"Матисов мост - получил прозвание от кабака, при сооружении его сохранившего географическое название островка  и на нем слободы потомства мельника Матиса, в начале 1703 г. получившего охранный лист Царский и потом данную ему на весь островок, ему уступленный с платою незначительного взноса; за услуги по разведыванию о шведах с 1700 по 1706 г."

(П.Н. Петров. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного

городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. - СПб., 1884. С. 62 /2 паг./).

 

Это Петров писал в комментарии к рассказу о кабаках, появившихся в городе при Анне Иоанновне. И в этой фразе, неполной, содержится всё, что реально известно о мельнике Матисе. Всё остальное - выдумки. Да, Петров не приводит никаких подтверждений изложенного, но по тому, как конкретно он называет годы, очевидно, что он видел документы, возможно, один документ, в котором эти сведения были изложены. Собственно, вся его книга построена на документах. Другое дело, что он из прочитанного позволял себе делать выводы, которые излагал тут же, как если бы это были факты. Но в данном случае упоминаются даты, а даты он не  придумывал.

(добавил Liz)

В 1737 г. на этом месте существовал деревянный балочный мост.

В 1836-1839 годах по проекту инженеров А. Д. Готмана и И. Ф. Буттаца Матисов мост перестроили. Теперь это был трехпролетный деревянный арочный мост на устоях из плитного камня с гранитными подпятниками.

 

В 1938-1940 гг. мост перестроили в трехпролетный балочный с металлическими пролетными строениями из двутавровых балок. Устои моста были сохранены каменные, облицованные известняковым камнем. Промежуточные опоры - деревянные. Покрытие было дощатое. Длина составляла 33,5 метра, ширина -10,3 метра.

 

18 октября 1967 г. Матисов мост пострадал от наводнения. В 1968 г. был произведен ремонт переправы. Полностью отремонтированы опоры до уровня воды, заменены поперечины и настилы.

 

В 1988-1989 гг. было произведено обследование моста по методике неразрушающего контроля. Оно показало, что его опоры находятся в аварийном состоянии. В ноябре 1993 г. движение по мосту было закрыто в связи с ветхим состоянием.

В ноябре 1993 г. движение по мосту было закрыто. Ремонтные работы начались в 1995 г. по проекту инженера Л. Н. Соболева. Проект предусматривал сохранение подмостовых габаритов и очертаний трехпролетного деревянного арочного моста, существовавшего с середины XIX века. Мост полностью разобрали, деревянные сваи заменили железобетонными, на опорах сделали гранитную облицовку, установили новые металлические арки пролетных строений, на мосту и набережной появились чугунные перила, гранитные тумбы и парапеты.

Новый мост был открыт для движения 13 сентября 2000 г.

(сайт  Мостотреста mostotrest-spb.ru 18.06.2025 добавил Риэлтор)

7 комментариев
1442 просмотра
Добавил: ОляК, 26 Июля 2010, 14:16
Редактировано: Позавчера в 18:12
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house13216.html' target='_blank'>Матисов мост на Citywalls.ru</a>
Всего 8 комментариев
  • Позавчера в 15:34

    Никоим образом не оспариваю то, что выше написала  Liz .

    Наиболее внушающий доверие источник в технической части  https://mostotrest-spb.ru/bridges/matisov

    "Характеристики моста

    Матисов мост, перекинутый через реку Пряжку в месте, где она вытекает из Мойки, соединяет Матисов и Коломенский острова. Его длина — 39,7 метров, ширина — 10,5 метров.  Это трехпролетное металлическое сооружение, пролетное строение представляет собой двухшарнирную арку. Устои моста на буронабивных сваях, облицованы гранитом, промежуточные опоры железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом.

    Перила моста — литые чугунные на металлических тумбах, рисунок решетки повторяет ограду реки Мойки. Покрытие на проезжей части асфальтобетонное, на тротуарах – песчаный асфальт. Проезжая часть отделена от тротуара гранитным поребриком.

    История моста

    Матисов мост расположен у истока реки Пряжки, которая отделяет от города Матисов остров. Название острова сохранилось в память о находившейся здесь слободке мельника Матиса, получившего от Петра I охранный лист как награду за военную разведку в первые годы Северной войны (1700-1721).

    С 1737 года здесь существовал деревянный мост. Вначале он был многопролетным деревянным балочной или подкосной системы (точных сведений о нем нет) на деревянных сваях, как у большинства петербургских мостов того времени. Возможно, имел разводной пролет.

    Первоначально мост носил имя Сухарин (Сухарный), в 1820 году его переименовали в Матисовский и, наконец, в 1828 году за переправой закрепилось нынешнее название — Матисов мост.

    В 1836–1839 годах по проекту инженеров А.Д. Готмана и И.Ф. Буттаца Матисов мост перестроили. Теперь это был трехпролетный деревянный арочный мост на устоях из плитного камня с гранитными подпятниками.

    В 1938-1940 годах мост перестроили уже в трехпролетный балочный с металлическими пролетными строениями из двутавровых балок. Устои моста были сохранены каменные, облицованные известняковым камнем. Промежуточные опоры – деревянные. Покрытие было дощатое. Длина составляла 33,5 метра, ширина –10,3 метра.

    18 октября 1967 года Матисов мост пострадал от наводнения. В 1968 году был произведен ремонт переправы. Полностью отремонтированы опоры до уровня воды, заменены поперечины и настилы.

    В 1988-1989 годах было произведено обследование моста по методике неразрушающего контроля. Оно показало, что его опоры находятся в аварийном состоянии. В ноябре 1993 года движение по мосту было закрыто в связи с ветхим состоянием.

    В ноябре 1993 года движение по мосту было закрыто. Ремонтные работы начались в 1995 году по проекту инженера Л.Н. Соболева. Проект предусматривал сохранение подмостовых габаритов и очертаний трехпролетного деревянного арочного моста, существовавшего с середины XIX века. Мост полностью разобрали, деревянные сваи заменили железобетонными, на опорах сделали гранитную облицовку, установили новые металлические арки пролетных строений, на мосту и набережной появились чугунные перила, гранитные тумбы и парапеты.

    Новый мост был открыт для движения 13 сентября 2000 года."

  • Позавчера в 16:07

    photo385080.htm - легко можно найти гравюру лучшего качества, в левом нижнем углу штамп

     

     

  • Позавчера в 17:55
    Ответ на "Никоим образом не оспариваю то, что выше написала " от Риэлтор

     Совпадение слово в слово, как Вы думаете, о чем говорит? В технической части да, но с исторической бывают проблемы, что естественно, потому что вопрос этот никто никогда не изучал. Не знаю, откуда списали те и другие.

  • Позавчера в 18:14

    Текст Антонова я убрала, но уверена, что Мостотрест  досоветскую историю берет от него  - часто слово в слово.

    Но тут у нас была ссылка не только на Антонова, но и на "Старую Коломну" Беляевой. Не знаю кто тут поработал с текстами, но у Антонова про названия только:

    "Мост, соединивший левый берег реки Мойки с Матисовым островом, назван по имени мельника Матиса, имевшего на острове свою слободку. Земельный участок, на котором располагались его владения, был подарен мельнику Петром I за произведенную разведку действий шведских войск в первые годы Северной войны.

    В середине XIX века назывался Сухарин мост".

    Книгу Беляевой я куда-то далеко засунула, лень искать, чтобы проверить что там. Да и надо ли это...

  • Позавчера в 20:16

    Не знаю, я Антонова сегодня в первый раз открыла. Понятно, что он в Петрова не заглядывал. А Петров действительно единственный источник по Матису. Судя по его тексту, Матис в данном случае фамилия. С чего бы в бумагах фигурировало только имя без фамилии. И об адресной книге 1809 года Антонов никогда не слышал, а то бы не писал про 1820 год как время появления этих топонимов.

    (Г. Реймерс. С.Петербургская адресная книга на 1809 год. [СПб., 1809.] С. 32. Мосты в 4-й Адмиралтейской части (в Коломне). 

    Упомянутый Сухарный мост вел через Мойку в Новое Адмиралтейство. Кузнецкий мост - Бердов. Из мостов через Пряжку, кроме него, названы Матисовский и Банный. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32616
Готовится: 80
Посетители
Гостей: 2702
Всего сегодня: 50524