Публикация

Станция Цветочный Пост (Станция Цветочная)

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Станция Цветочный Пост  (Станция Цветочная ?)

нумерация условна 

 

Станция называлась Цветочный Пост - см. карту 1923 г., например. (Виктор М)

 

 

 

  • фото

    1916 г.

26 февраля 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял решение о переезде в Москву. Дата переезда держалась в строжайшей тайне. Новые руководители страны опасались, что будет подстроено крушение поезда.

В целях конспирации, на Николаевский (ныне Московский) вокзал 10 марта были поданы для правительства два поезда, но В. И. Ленин, члены ЦК и Совнаркома уехали в Москву именно со станции "Цветочная" (тогда она называлась "Цветочная площадка").

10 марта в семь часов вечера на Цветочную прибыл отряд латышских стрелков с пулеметами. Они быстро заняли посты на тендере паровоза С-245 и во всех вагонных тамбурах. Бригада железнодорожных рабочих тщательно осмотрела весь поезд. Затем была проверена колея от Цветочной площадки до главной магистрали, ведущей на Москву.  

Вечером Смольный был ярко освещен, как обычно, и ничто внешне не говорило о задуманной операции. В десятом часу от Смольного отъехал автомобиль, в нем были В. И. Ленин, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова и В. Д. Бонч-Бруевич, вспоминавший позднее, что Владимир Ильич произнес, отъезжая: "Заканчивается петроградский период деятельности нашей центральной власти. Что-то скажет нам московский?"  

Машина проехала от Смольного по Шпалерной, Литейному и Загородному проспектам, а выехав на Забалканский, доехали до Московских ворот. Там вскоре свернули налево и оказались на погруженной в темноту Заставской улице. Отсюда, вплоть до станции, машину сопровождали патрульные.

К назначенному времени прибыли и все остальные члены ЦК и Совнаркома, получившие в тот день секретные пакеты с предписанием, куда явиться. В 22 часа без всяких сигналов, с неосвещенными окнами (свет зажгли, когда выехали на магистраль), поезд No 4001 отошел от Цветочной площадки и 11 марта в 21 час 30 минут прибыл в Москву, на Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал.

  • фото

Памятник истории (федеральный). Пост "Цветочный" Николаевской железной дороги, откуда в марте 1918 г. Советское правительство переехало из Петрограда в Москву. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

29 комментариев
3887 просмотров
Добавил: Blackadder, 12 Апреля 2010, 23:14
Редактировано: 22 Августа 2023, 21:44
Оцените:
(11 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house11076.html' target='_blank'>Станция Цветочный Пост (Станция Цветочная) на Citywalls.ru</a>
Всего 29 комментариев
  • 16 Апреля 2014, 11:45

    Памятник истории (федеральный).

    Пост "Цветочный" Николаевской железной дороги, откуда в марте 1918 г. Советское правительство переехало из Петрограда в Москву.

    Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

  • 3 Августа 2014, 17:49

    Станция "Цветочная" (1971, 1989(?) г.)

  • 17 Марта 2016, 21:58

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 24, 1970

    О дополнительном взятии под государственную охрану зданий, связанных с жизнью и деятельностью В.И. Ленина

    Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1970 года № 880

    СПИСОК ЗДАНИЙ-ПАМЯТНИКОВ И МЕСТ, СВЯЗАННЫХ С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В. И. ЛЕНИНА

    Московский район

    Ст. Цветочная Октябрьской железной дороги

    Цветочный пост Николаевской жел. дороги. Отсюда вечером 10 марта 1918 г. В.И. Ленин вместе

    с Н.К. Крупской, М.И. Ульяновой и членами Советского правительства специальным поездом выехал в Москву.

  • 17 Марта 2016, 22:34

    Я бы отнес стилистику здания к модерну. Особенно выразителен фасад со стороны главного входа, где дверной проем сливается с узким окном общим обрамлением, а в примыкающем боковом объеме устроено подобие трехчастного окна с арочными обрамлениями создающими своего рода галерею.

  • 18 Марта 2016, 11:41

    адрес по РГИС - участок ж.д. "Заставская ул. - Рощинская ул.", литера Ж

  • 1 Мая 2022, 10:34

    1969. Ленинские места. Станция Цветочная Октябрьской ж.д..

    Набор открыток "Ленинские места в Ленинграде".  Изд-во "Аврора", 1969 г.
    Станция Цветочная Октябрьской ж.д.
    Отсюда вечером 10 марта 1918 г. В.И.Ленин с членами Советского правительства и родными отбыл специальным поездом в Москву.

    Автор: Г. Савин

    https://pastvu.com/p/114464

     

    2022. Фрагмент схемы РГИС.

    Адрес строения: участок ж.д. "Заставская ул. - Рощинская ул.", литера Ж.  

    Тип адреса: Описание местоположения.  

    Тип: Нежилое.    Площадь общая: 52.2 кв. м

     

    2022. Фрагмент схемы 2ГИС.

     

    Указатель надо перенести на 40 м на северо-восток. Сейчас он стоит прямо на путях.

  • 1 Мая 2022, 11:28

    Станция называлась Цветочный Пост - см. карту 1923 г., например...

     

    Станция "Цветочный пост" (обозначенная на планах Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда 1911 - 1925 гг.) - это здесь  https://www.citywalls.ru/house26443.html

     

    1911. План Санкт-Петербурга.

     

    1925. План Ленинрада.

     

    1933. Цветочный пост Николаевской (Октябрьской) железной дороги.

    Общий вид железнодорожной станции, с которой в 1918 г. члены Совнаркома уехали в Москву.

    Инвентарный номер: ФМЛ ФОЛ-6849

    Номер ГИМ: ГИМ 111718/2089

    Номер ГК: 6849380

    Собрание фондов музея В.И.Ленина (Фотографии) 

    Источник: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/2905115

    https://pastvu.com/p/1131742

     

    Сейчас это место выглядит так

     

    02.05.2021. 2gis.ru  - фото Alan Kesaev

     

    А это здание бывшей грузовой станции Цветочная

     

     

    расположено на 275 м юго-западнее бывшего Цветочного поста

     

    2022. Карта Яндекс.

     

    И про нее Википедия со ссылкой на Справочник "Железнодорожные станции СССР". М., Транспорт, 1981, пишет:   "Цветочная - грузовая станция Октябрьской железной дороги. Открыта в 1902 г. как путевой пост на «Путиловской ветви» между Корпусным постом на пересечении с Варшавской железной дорогой и постом «Воздухоплавательный парк» на пересечении с Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой близ одноимённой станции последней.

    Позднейшее название проходящей рядом Цветочной улицы дано по названию станции".  

  • 1 Мая 2022, 23:07

    10  марта 1918-ого...

    неделю назад была подписана  Капитуляция перед немцами в Бресте, и появилась граница в 130 км

    на запад по Нарве. Финляндия уже достаточно давно независима

     

    животный инстинкт вождя подсказал ему возможный удар по столице из Эстонии и Ф. одновременно

    что так и не случилось даже в 1919-ом

  • 3 Мая 2022, 08:52

    Правительственный поезд №4001 под погрузкой на станции Цветочная Площадка, 10 марта 1918 г. Картина неизвестного художника.  Источник: «История.РФ»

     

    Сообщение о переносе столицы из Петрограда в Москву в газете "Известия".
    Источник:  «История.РФ»

     

    Ответственным за всю организацию переезда советского правительства из Петрограда в Москву возложили на Владимира Бонч-Бруевича. И он первым делом озаботился вопросом обеспечения полной секретности этой операции, поскольку, как признается сам, имел множество данных о том, что не только сторонники прежней власти, но и политические противники большевиков - эсеры, анархисты и другие - намерены использовать переезд для того, чтобы уничтожить членов Совнаркома во главе с Лениным. 

     

    "Чтобы организовать самый отъезд, я за десять дней до намеченного мною срока, то есть до 10 марта 1918 г. (об этом сроке решительно никто, ни один человек не знал, даже Владимиру Ильичу заблаговременно я не сообщил) вывал к себе одного совершенно верного и преданного делу революции нашего товарища-коммуниста, бывшего в то время одним из комиссаров Николаевской железной дороги, и сказал ему, что предстоит отъезд из Петрограда весьма ответственных некоторых наших товарищей, которым надо ехать на юг через Москву, и что надо отправить их совершенно конспиративно, причем необходимо им дать вполне приличные мягкие вагоны. Обсудив положение вещей, товарищ предложил мне остановиться на Цветочной Площадке соединительных путей, примыкавших к Николаевской железной дороге и находящихся за Московской заставой. Площадка эта была совершенно заброшена, находилась в пустынном месте пригородных путей. Мы сразу решили накопить здесь постепенно вагоны, потом сразу, когда потребуется, сформировать поезд и выехать без огней, пока не достигнем главных путей. Всю бригаду, начиная с машиниста, исподволь мы подбирали так, что в конце концов вполне могли на нее положиться и надеяться".

    Из воспоминаний В. Д. Бонч-Бруевича

     

    Путешествие столицы из Петрограда в Москву

    Антонов Сергей 

    10.03.2019 

    ИСТОРИЯ.РФ

    https://histrf.ru/read/articles/putieshiestviie-stolitsy-iz-pietroghrada-v-moskvu

     

    2022. Фрагмент схемы РГИС.

    Наименование ОКН: Пост "Цветочный" (?) Николаевской железной дороги, откуда в марте 1918 г. отправился поезд, на котором Советское правительство переехало из Петрограда в Москву.

    Категория охраны: Ф.  Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.  

  • 9 Июля 2023, 01:18

    мда уж, мрачная история вышла более 100 лет назад на этой станции...

  • 9 Июля 2023, 03:12
    Ответ на "мда уж, мрачная история вышла более 100 лет назад " от dudka 98

     ну=да...здесь характерно то, что Бланк-Ульянов,будучи на содержании врага - Германского генштаба фактически с Цимммервальдского периода, с1914 г,   даже через 4 года,.уже после капитуляции в Бресте,  не доверял своим кредиторам 

    и вполне допускал новое движение германских войск на Петроград

     

    реалполитик она такая

  • 9 Июля 2023, 10:59

     Метка так и не перемещена!

    Ответ на "Станция называлась Цветочный Пост - см. карту 1923" от V_Malyj

    В названии публикации лишним является слово "станция" (- оборудованная станционными сооружениями)

    Правильно будет Пост Цветочный - без кавычек, как и написано в Яндекс-картах (станционные сооружения отсутствуют, аналог современной платформы для электрички) 

    "подумал ещё раз"

    Правильно пишет V_Malyj : позднее пост стал расширяться и превратился в станцию. 

    Но, видимо, более точным будет название

    Здание оформления документов станции Цветочная (Пост Цветочный)

     

    Как написал V_Malyj : Цветочный пост (обозначенная на планах Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда 1911 - 1925 гг.) - это здесь  https://www.citywalls.ru/house26443.html.

    Вполне подходит по размерам для поста

    Недавно гулял там - здание в глаза не бросилось, видимо, снесено:. Яндекс-карты  (спутник) подтверждают

     

    Фото 06.2023, отправил.

     

     

     

  • 9 Июля 2023, 11:14
    Ответ на "ну=да...здесь характерно то, что Бланк-Ульянов,буд" от весовщик

     Главное в "реалполитик", конечно, пнуть Бланка. Это скрепа, как ни крути.

  • 9 Июля 2023, 14:37
    Ответ на "ну=да...здесь характерно то, что Бланк-Ульянов,буд" от весовщик

    - Но кто также? Неужели же Петлюра? Не может этого быть.

    - А, чёрт их душу знает. Я думаю, что это местные мужички-богоносцы Достоевские... у-у ... вашу мать!

    - Господи, Боже мой!


     

  • 9 Июля 2023, 20:46
    Ответ на "Главное в "реалполитик", конечно, пнуть Бланка. Эт" от Liz

     именно так...скрепу- Императорскую армию большевики с октября17-ого  успешно развалили, а на "непобедимую и легендарную" ,образованную 23 февраля, надежды противоcтоять  немцам не было никакой

  • 9 Июля 2023, 21:19

    На викимапии есть несколько интересных фотографий. На вытянутом сером здании  за железнодорожными путями висит табличка "Ст. Цветочная". И есть сделанное рядом фото трансформаторной подстанции, где в кадр попали это здание и Цветочный пост:

     

     

    В обсуждениях на pastvu утверждают, что Цветочный пост снесен после второй половины 2016 года.

     

      

  • 9 Июля 2023, 21:47
    Ответ на "На викимапии есть несколько интересных фотографий." от tat_dt

    Срочно удалите эту фотографию и замените ее изображением с размером 670 пикселей по большей стороне. Загрузка такого большого изображения может вызвать сбои в работе сайта.

     

    (Уменьшить изображение легко можно в любом графическом редакторе - например, Paint.)

  • 9 Июля 2023, 22:49
    Ответ на "На викимапии есть несколько интересных фотографий." от tat_dt

     не понятно, почему Вы здесь публикуете это фото, а не в той публикации, где описывается это здание!?

    Его там не хватает, как и указания на то, что здание снесено

  • 10 Июля 2023, 00:40
    Ответ на "именно так...скрепу- Императорскую армию большевик" от весовщик

     Я про Бланка, а не про его внука Ульянова, которого Вы почему-то называете фамилией деда с материнской стороны. 

  • 10 Июля 2023, 04:04
    Ответ на "Я про Бланка, а не про его внука Ульянова, которог" от Liz

     да будь он хоть трижды, все равно он от этого не перестает быть самым большим предателем за всю 1500 летнюю историю Российского государства

    куда там курбским-мазепам-власовым

  • 10 Июля 2023, 08:10
    Ответ на "не понятно, почему Вы здесь публикуете это фото, а" от Риэлтор

    Сначала там и хотела опубликовать, но потом стала разбираться в адресах строений на станции, и совсем запуталась. Поэтому подумала, что раз здесь идёт активное обсуждение - то здесь эта фотография и будет наиболее уместна. 

     

    Если идти от Московского проспекта в сторону Заставской улицы, то сначала проходишь мимо старой станции Цветочная, а затем справа от путей расположены три здания, относящиеся к железной дороге. Первое из них длинное вытянутое серое здание:

     

     

     

    Это здание на Яндекс-картах обозначено "Литера З" и называется "Пост электрической централизации станции Цветочная". Затем, ближе к Заставской, расположены две небольшие постройки, лит.А и лит. Б (фото моё, вид со стороны Заставской улицы, июль 2022):

     

     

     

    А Цветочный пост  (то есть те строения, которые изображены на фотографии "1933. Цветочный пост Николаевской (Октябрьской) железной дороги") - похоже, располагался ближе к Московскому проспекту, то есть ближе к старой станции "Цветочная". И оба этих здания не сохранились.

     

  • 10 Июля 2023, 10:42

    "Зри в корень!" Чтобы среди разных бланков не потерялось, продолжаю...

    Ответ на "Здание оформления документов станции Цветочная" от Риэлтор

    Путиловская железная дорога (Путиловская линия, Железная дорога Путиловского товарищества) — историческое название одной из грузовых линий Петербургского железнодорожного узла. Построена в 1870—1880 годах от существовавшей между Варшавским и Николаевскими вокзалами Соединительной ветки в направлении Путиловского завода и Нового порта на Гутуевском острове.

    Путевые посты (служебные разделительные пункты) по пути следования к порту от Соединительной ветки: Цветочный пост, Корпусный пост, Пущино.

    Железная дорога длиной 33 км была открыта в ноябре 1881 года. На большей части своего протяжения она была однопутной, хотя имелся небольшой двухпутный участок длиной около 4 км.

    ru.wikipedia.org/wiki/Путиловская_железная_дорога#/media/Файл:Putilov_Bahnstrecke_in_Petersburg,_1912.jpg

     

    С ростом грузооборота пост превратился (вероятно, в 1900-х гг.) в станцию с несколькими служебными зданиями, имеющими свою литерную нумерацию, не связанную с проходящей Новорощинской улицей.

  • 10 Июля 2023, 11:09
    Ответ на "Справа от путей расположены три здания, относящиеся к железной дороге " от tat_dt

     Спасибо за помощь!

    участок ж.д. "Заставская ул. - Рощинская ул.":

    Здание оформления документов станции Цветочная - литера Ж (данная публикация)

    Здание (утрачено) - литера Д. https://www.citywalls.ru/photo229022.html

    Пост электрической централизации станции Цветочная - литера З. (не описано, фото есть в комментах к лит. Д   citywalls.ru/house26443.html)

    "две небольшие постройки, лит.А и лит. Б"

     

    Здания литеры В и Г видимо, уже снесены.

     

    Не хватает старого плана станции со всеми литерами!

     

    Здание на последнем фото Вашего коммента похоже на перестроенное начала 20 в.

     

    "А Цветочный пост  (то есть те строения, которые изображены на фотографии "1933. Цветочный пост Николаевской (Октябрьской) железной дороги"   pastvu.com/p/1131742 ) - похоже, располагался ближе к Московскому проспекту, то есть ближе к старой станции "Цветочная". И оба этих здания не сохранились."

    Вероятно, Вы ошибаетесь: мне кажется, что одно из них было перестроено, но позднее утрачено: литера Д.   citywalls.ru/photo229022.html

     

     

     

  • 10 Июля 2023, 19:47

    Тайна литерного поезда № 4001

     

    Пожалуй, ни одно событие российской истории XX в. не было окружено таким ореолом из недомолвок и вымыслов, как переезд советского правительства из Петрограда в Москву 10 - 11 марта 1918 г.

    Перенос столицы из одного города в другой - эпохальное событие для любого государства. Советские историки, традиционно называя каждый ленинский шаг историческим, переезда правительства в упор не замечали. Но почему?

    23 февраля 1918 г. в боях под Псковом и Нарвой отряды Красной Гвардии одержали свою первую победу над немцами. При этом советская историография упорно забывала, что победа была кратковременной - уже 26 февраля произошел полный разгром красногвардейских отрядов под Псковом, 4 марта под Нарвой, немцы вышли к реке Луге примерно в 100 километрах от Петрограда. А 3 марта в Бресте был заключен мирный договор с Германией.

     

     

    Еще 26 февраля Совнарком принял постановление о переводе столицы Советской России из Петрограда в Москву. Официальный предлог - требования политической стратегии и военной безопасности. Исход боев наглядно продемонстрировал, что немцы без особых усилий могут овладеть Петроградом и, свергнув правительство, потребовать безоговорочной капитуляции.
    Кроме того, с берегов Луги немцы вполне могли обстреливать Питер из сверхдальнобойных орудий, вроде тех, из которых они обстреливали Париж. Но входило ли это в планы германского командования? Ведь ленинское правительство было наиболее лояльным по отношению к Германии. А на смену большевикам пришло бы стремительно набравшее силу Белое движение, настроенное к Германии крайне враждебно.

    Сама же Германия к весне того же года уже практически дышала на ладан, и такой поворот дела только бы ускорил ее поражение. Таким образом, эвакуация правительственных учреждений из Петрограда носила характер обыкновенной номенклатурно-чиновничьей паники и бегства. Кстати, современники этого события, в том числе и высокопоставленные, это именно так и понимали.

    Практически сразу же после принятия постановления Совнаркома в Петрограде развернулась лихорадочная эвакуация правительственных учреждений и властных структур. Со станции Петроград-Московский ежедневно отправлялось в Москву до 20 эшелонов! И это - в условиях жесточайшего топливного кризиса и полупарализованного транспорта!

     

     

    Разумеется, все происходило в условиях строжайшей секретности. Каким образом удалось засекретить эту лавину эшелонов из Петрограда - вопрос, ибо такая интенсивность транспортного потока вполне соответствует нынешнему пассажирскому движению между двумя столицами. Любопытно, что во всех публикациях, посвященных переезду правительства из Петрограда в Москву, причина секретности объясняется однозначно: возможность враждебных действий со стороны эсеров, а не немцев!

    Не оспаривая полностью такой возможности, хочется напомнить, что вооруженные разборки между большевиками и эсерами начались значительно позже. А в начале 1918 г. действительную опасность для большевиков представлял Викжель - влиятельный профсоюз транспортных рабочих, открыто занимавший антибольшевистскую позицию.
    Правда, большевики еще в январе созвали чрезвычайный всероссийский съезд железнодорожников, который провозгласил ликвидацию Викжеля и образование большевистского профсоюза - Викжелдора. Но авторитет ликвидированного профсоюза в среде железнодорожников был несоизмеримо выше, чем у новоявленного Викжелдора. Прибавьте к этому и крайнее недовольство рядовых железнодорожников правительственной эвакуацией. Они полагали, что их бросают на произвол судьбы.

     

    Ленин и Бонч-Бруевич, 1918 г.

     

    Угроза саботажа при эвакуации правительственных учреждений была вполне реальна, вот только исходила она не от немцев и не от эсеров, а от простых железнодорожников! Ветераны бывшего паровозного депо Петроград-Московский рассказывали, что когда от железнодорожников потребовали подготовить три паровоза для правительственных поездов, вспыхнул стихийный митинг.
    Рабочие наотрез отказались выполнять это требование: «Никаких паровозов! Пусть они (ленинское правительство - авт.) либо здесь остаются, либо катятся в Москву на своих двоих!». Немало сил пришлось потратить представителям Викжелдора, чтобы убедить митингующих в том, что переезд правительства, а следовательно и паровозы нужны «для великих целей революции». Эпизод второстепенный, но он характеризует отношение рядовых железнодорожников к новой власти.

     

     

    В ночь с 8 на 9 марта из Петрограда были отправлены два спецпоезда с делегатами Съезда Советов во главе с Яковом Свердловым. Дабы уменьшить возможность диверсии в пути следования, Яков Михайлович распорядился, чтобы депутаты от различных фракций перед посадкой в вагоны были перетасованы, как колода карт…

    Наступал самый ответственный момент - выезд Совнаркома во главе с Лениным. «В Петрограде на Николаевском вокзале было три поезда: в одном должен был уехать Ленин и члены Центрального Комитета, в двух других - Всероссийский центральный исполнительный комитет и учреждения первой важности», - так описывал этот эпизод Алексей Толстой в своей повести «Оборона Царицына».

    Поездов было действительно три. Один из них был сформирован на станции Обухово, т.е. недалеко от места отправления, второй поезд на Северо-Западной дороге, а третий… вообще в Москве, после чего их перегнали в Петроград.
    На Николаевский вокзал Петрограда подали два поезда, а третий поезд был подан к малозаметной платформе Цветочная, находящейся на боковой ветке неподалеку от Московской Заставы на окраине тогдашнего Петрограда. Именно этот поезд предназначался для первых лиц партии и Совнаркома, в том числе и Ленина. Ему был присвоен номер 4001 - в соответствии с тогдашней нумерацией литерных поездов. Охрану поезда из 6 или 7 вагонов обеспечивали латышские стрелки в количестве 100 человек под командованием Э. Берзиня.

     

    Москва. Командиры и политработники 1-го легкого артиллерийского дивизиона.
    В первом ряду третий слева командир дивизиона Эдуард Берзинь.

     

    Посадка пассажиров и погрузка багажа в спецпоезда заняла целый день 10 марта.
    В 18.00 пассажиры были готовы, ждали Ленина. Только в 21.30 он со своим ближайшим окружением выехал из Смольного. В целях конспирации маршрут пролегал по второстепенным улочкам, в здании Смольного всю ночь не гасили свет. В 21.45 первый спецпоезд отправился от перрона Николаевского вокзала.
    В 22.00 от Цветочной отошел и 4001-й…

     

    Почему ленинский поезд был отправлен от платформы Цветочная? Авторы ряда публикаций утверждают, что якобы ВЧК раскрыла зловещий эсеровский заговор: взорвать мост через Обводный канал, когда по нему пойдет поезд с Лениным. Эта сенсация - чистейший вымысел.

    Неизвестно, почему для теракта против Ленина эсеры выбрали именно этот мост - небольшой, расположенный в двух шагах от вокзала, в людном месте и к тому же многопутный. Если бы такой заговор был, то взрыв целесообразней было бы осуществить в менее людном месте, на любом другом мосту, которыми и поныне изобилует трасса дороги. Например, взрыв поезда на мосту через Мсту не оставил бы Ильичу шансов на спасение.

    Впрочем, и без эсеровского заговора происшествий с поездом № 4001 хватало. Из одной публикации в другую кочует полумистическая история, что якобы вслед за первым спецпоездом с Николаевского вокзала неожиданно вырвался какой-то загадочный «черный поезд без огней с двумя паровозами». Этот таинственный поезд вклинился перед ленинским и тормозил его движение. Так продолжалось до Малой Вишеры (У А. Толстого - до Любани), где пассажиры «черного поезда» - анархисты - попытались отбить у ленинского поезда… паровоз! И только якобы вмешательство латышских стрелков спасло руководителей государства.

     

    Команда Правительственного поезда, 1918 г. 

     

    Скорее всего, история с черным поездом - плод чьей-то неуемной фантазии. Железная дорога - не шоссе, где каждый может перестраиваться из одного ряда в другой когда заблагорассудится. Если бы между двумя спецпоездами по чьему-то недосмотру самовольно вклинился бы третий, то он взрезал бы стрелочный перевод, и ленинский поезд, следуя за ним, неизбежно потерпел бы крушение, так и не выйдя за городскую черту Петрограда. Наконец, куда смотрела ВЧК? Неужели, она не могла навести порядок хотя бы на несколько часов всего-то на одной станции Петроград-Московский?

    Вероятно, история с «черным поездом» придумана кем-то из ответственных работников дороги, сопровождавших литерный поезд, для оправдания какого-то сбоя в движении. В голове всех правительственных поездов стояли паровозы серии С - одни из самых лучших и быстроходных паровозов в России, способных развивать скорость до 125 км/час. В качестве топлива использовались дрова (кстати, возможно именно из-за этого и произошел сбой графика движения - ведь дрова являются менее калорийным топливом, чем уголь).

     

    Как и все поезда в ту эпоху, 4001-й вели поочередно 4 паровоза, сменяя друг друга в Малой Вишере, Бологом и Твери. Номера паровозов, которые вели поезд № 4001 на участке от Петрограда до станции Бологое, история не сохранила. От Бологого до Твери литерный поезд вел паровоз С-325. В Твери к 4001-му подали С-245, которому суждено было стать самым знаменитым паровозом серии С - именно он доставил в Москву первое советское правительство, вернув Москве утраченный столичный статус.

    Вела паровоз С-245 локомотивная бригада в составе машиниста Ивана Батурова, помощника Захара Карелина и двух кочегаров, чьи имена остались неизвестными. Кто бы мог подумать, что через 70 лет бывший помощник машиниста С-245 З. В. Карелин, будучи в возрасте 92 лет на страницах «Вечерней Москвы» будет вспоминать подробности этого переезда!

     

    11 марта около 20 часов поезд № 4001 остановился под сводами Николаевского вокзала Москвы. В этот же день в газетах было опубликовано сообщение о выезде Совнаркома из Петрограда с указанием даты - 11 марта. Это была еще одна дезинформация, ибо в это время правительственные поезда уже давно находились в пути. А 16 марта 1918 г. Москва была официально объявлена новой столицей государства.

     

    Как известно, все связанное с именем Ленина в СССР неизменно считалось священным. В свете этого судьба «ленинского» паровоза С-245 оказалась более чем странной. До конца 1960 г. он водил поезда, а 26 декабря 1960 г. был исключен из инвентаря и отправлен в металлолом. Как такое могло получиться?
    Ведь к тому времени уже давно стали музейными экспонатами паровоз Р2-293, на котором Ильич нелегально ездил в Финляндию, У-127, который вел траурный поезд и несколько других локомотивов, лишь косвенно связанных с именем Ленина.

    По-видимому, причина этого одна - секретность, которая долгие годы окутывала подробности переезда правительства из Петрограда в Москву. Эта секретность сыграла злую шутку с многочисленными искателями ленинских реликвий. Только в 1968 г., в преддверии 50-й годовщины переезда, вспомнили о паровозе С-245. К сожалению, самого паровоза уже не существовало.
    То, что произошло дальше, можно было назвать реинкарнацией паровоза С-245. В ее основе лежало желание любителей железнодорожной старины сохранить известный уцелевший в полуразбитом состоянии паровоз серии С за номером 68.

     

     

    Его и выдали за ленинский паровоз С-245, что послужило основанием для сенсационных публикаций начала 1980-х гг. - найден ленинский паровоз! Летом 1983 г. он был восстановлен в депо Ховрино. Планировалось установить его на Ленинградском вокзале Москвы.
    Однако дело затянула бюрократическая канитель.
    А затем накатила «перестройка». Паровоз оказался никому не нужен и его передали в Санкт-Петербург в музей Октябрьской железной дороги, расположенный на Варшавском вокзале северной столицы, где ему вернули его родной номер - 68.

     

    Так закончилась эта история…

    Михаил ЕГОРОВ

    Тайна литерного поезда № 4001

    09.11.2016

  • 10 Июля 2023, 22:39
    Ответ на "Тайна литерного поезда № 4001 Пожалуй, ни одно со" от V_Malyj

    Похоже изложено в ru.wikipedia.org/wiki/Перенос_столицы_России_из_Петрограда_в_Москву 

    "Несмотря на то, что Петроград стал «колыбелью революции», именно здесь была высока возможность начала контрреволюционного движения. Большевики пришли к власти в Петрограде гораздо легче, чем в Москве. В Москве в течение как минимум нескольких дней шли ожесточённые бои между сторонниками старой и новой власти, жертвами которых стали более 200 человек.

    На взятие власти большевиками служащие государственных учреждений ответили бойкотом (см. бойкот Советского правительства госслужащими). Транспортный кризис, начавшийся ещё в середине Первой мировой войны и обострившийся к 1917 году, не был преодолён. Проблема с подвозом продовольствия, послужившая прологом Февральской революции, зимой 1917-18 гг. грозила повториться вновь. Гарантированный бесплатный хлебный паёк, выдававшийся на некоторых предприятиях, сократился до 120 г в день. На этом фоне усилия, которые М. И. Калинин предпринимал для улучшения положения, не могли предотвратить возможные рецидивы разгула анархии, так как их предпосылки лежали далеко за пределами его компетенции как главы гражданской администрации города (ещё в августе 1917 года Калинин стал гласным Петроградской городской думы, а в ноябре 1917 года дума избрала его городским головой).

    За развитием ситуации в Петрограде внимательно следили как официальные (послы и консулы, корреспонденты СМИ), так и нелегальные представители и информаторы зарубежных держав. Этим также стремились воспользоваться иностранные интервенты эпохи Гражданской войны и революции и все давние конкуренты Российской империи, в первую очередь Германия. В отличие от Москвы, расположенной в глубине континентальной России, Петроград был гораздо более уязвим, так как был доступен с моря и располагался в непосредственной близости от Прибалтики.

    После окончательного предоставления независимости Финляндии (одобренного ещё Временным правительством и подтверждённого Лениным) новая государственная граница с бывшей автономией прошла всего в 35 км от Петрограда. Германские войска подошли к Пскову и Нарве.

    Особое беспокойство доставляли многочисленные дезертиры (не только солдаты, но и офицеры) и разного рода гражданские беженцы. Самой криминогенной категорией оказались матросы из числа недавно мобилизованных. Как представители крестьянской среды, из которой было рекрутировано большинство из них, они склонялись к эсерам, однако подавляющее большинство матросов было беспартийным, и притом готовым выступить на стороне не только любой политической силы, но и стихийно возникающих криминальных группировок, в составе которых некоторые из них встали на путь бандитизма и разбоя. Повсюду множились бунты и заговоры. Петроград стал идеальным местом для разного рода иностранных шпионов и внутренних политических провокаторов. В Москве тоже было достаточно криминала, но город этот не был ни прифронтовым, ни армейским и не флотским, и поэтому социальная база преступности здесь была преимущественно крестьянско-купеческой, ремесленной, спекулянтской.

    ...

    Сама идея эвакуации из Петрограда правительственных учреждений не являлась изобретением большевиков. Различные проекты так называемой «разгрузки» столицы рассматривались ещё царским правительством в 1915—1916 годах, и предусматривали эвакуацию разросшегося гарнизона, беженцев, части правительственных учреждений, некоторых оборонных заводов. Ни один из этих проектов реализован так и не был; массовая эвакуация была заведомо не по силам для железных дорог, и так перегруженных военными перевозками.

    Между тем принятие решения о переносе столицы наглядно свидетельствовало о прагматизме большевиков. Всего лишь несколькими месяцами ранее, когда правительство Керенского в аналогичных условиях начало планировать «разгрузку» Петрограда, большевики во главе с председателем Петросовета Троцким Л. Д. резко раскритиковали эти планы как показывающие намерение «буржуазии» «сдать красный Питер немцам»; 6 октября 1917 года пробольшевистская солдатская секция Петросовета назвала планы эвакуации Временного правительства в Москву «дезертирством с ответственного боевого поста»" (продолжение в статье).

  • 11 Июля 2023, 23:05
    Ответ на "ну=да...здесь характерно то, что Бланк-Ульянов,буд" от весовщик

    ужасная история конечно, фронт и так до нарвы обрушился после известных событий поздней осени 17 года.

    эх, бланк и его свита...

  • 11 Июля 2023, 23:15
    Ответ на "да будь он хоть трижды, все равно он от этого не п" от весовщик

     это не предатель. это рассчетливый и хладнокровный фанатик, который осознанно и целенаправленно боролся со столпами русского самосознания, да простят меня ущемленные, при этом не особо не церемонясь.

    чего стоили речи о "великоросском шовинизме" и "держимордах", не говоря о другом сказанном и содеянном, с последствием чего мы столкнулись спустя 100 лет во всей красе

     

  • 11 Июля 2023, 23:16

    Редчайшее фото Ульянова В.И. (Бланк А.Д. был, кстати, весьма порядочным человеком, принявшим православие, надворным советником, врачом, служившим в Западной Сибири, боровшимся с эпидемиями) - "Ленин в Москве, 1918 год", где бывший присяжный поверенный средней руки сфотографирован непосредственно рядом с "террористкой" Фанни Каплан (есть и другие фото, там еще и Н.К. Крупская). 

    Ох уж эти фигеле-мигеле, когда земляки тешились, то ли дружили, то ли не дружили, то ли стреляли друг в друга, то ли не стреляли.

    Но из-за чего был развязан Красный Террор. 

  • 12 Июля 2023, 23:27
    Ответ на "Редчайшее фото Ульянова В.И. (Бланк А.Д. был, кста" от Кадет Биглер

     Ну, положим, православие братья Бланки приняли не от хорошей жизни и вряд ли по убеждению. Убеждение их было того свойства, что без этой принудительной меры, невозможно было получить образование, которое они хотели получить. Текст присяги, который они вынуждены были произнести, ничего, кроме омерзения, не вызывает. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32155
Готовится: 72
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 12782