Публикация

Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ). Административное здание -
ОАО "Силовые машины" . Филиал

Здание на карте
фото
Архитекторы: Алиш П. В.
Крель О. Е.
Берзен Р. А.
Год постройки: 1878, 1886-1893
Стиль: Кирпичный

Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ). Административное здание                Кирпичный

 

1878, 1886-1893 - арх. Алиш Павел Васильевич, инж. Крель О. Е., гражд. инж. Берзен Ричард Андреевич   (Список...)

 

Завод-втуз    (1930-1940)

 

ОАО "Силовые машины" . Филиал

 

Другие здания завода:

Кондратьевский пр., 13 - ул. Ватутина, 9

Кондратьевский пр., 13 А

Свердловская наб.,16 - ул. Ватутина, 1

Свердловская наб., 22

Свердловская наб., 24 - Феодосийская ул., 14х

  • фото

    Общий вид завода.
    1870-е гг.

  • фото
  • фото

    Ежегодник Общества
    архитекторов-художников.
    Выпуск 1. C.-Пб. 1906. C.III
    (добавил miraru1)

  • фото

    Список
    фабрично-заводских
    промышленных
    заведений 1909 г.

  • фото

    Фото 1920-х гг.

  • фото

    Подача на балансировку
    ротора турбины в
    гидротурбинном цехе
    Фото - 1940 А. Михайлов

  • фото

    Праздничное оформление
    здания заводоуправления
    Ленинградского металлического
    завода им.XXII съезда
    КПСС. 1967 г.

  • фото

Датой основания завода считается 1857 г., когда купец  С. М. Растеряев  получил разрешение на его устройство. Участок земли на правом берегу реки напротив Смольного, рядом с усадьбой министра внутренних дел  П. Н. Дурново.

В 1859 г. директором правления взамен основателя завода С. Растеряева был избран  Э. Мейер.

В первые годы это было полукустарное предприятие, выпускавшее сковородки,  проволоку. Постепенно продукция становилась разнообразнее - канаты, свитые из разных сортов проволоки, миски, ступки, самовары и др.

1870-1890-е гг.  завод успешно развивается и превращается в крупное машиностроительное  предприятие.. В 1872 г. он получает заказ на устройство парового отопления в Зимнем и других дворцах. Так же в 1870-е гг. большое место в работе завода стали занимать изготовление крупных металлических конструкции, в т. ч.  мостов,  и подъемных кранов. Заказчиком мостов выступала железная дорога: с 1870-х гг. до конца века было построено 1350 ж.д. мостов.

В 1880-х гг. на заводе начали котлостроение  и  военное производство: станки, лафеты, снаряды.

В начале ХХ века началось изготовление турбин по чертежам французских фирм. Перед Первой мировой войной  развивалось военное судостроение: завод получил заказ на постройку двух эсминцев в 1912 г . и еще на восемь в 1913 г.

В период до революции были изготовлены металлические конструкции куполов храма Воскресения Христова  и Пулковской обсерватории, корпусов Сенного и Андреевского рынков. Сложные металлические конструкции были сделаны для Пальмовой оранжереи Ботанического сада, Консерватории, Михайловского и Мариинского дворцов.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 09.2009.

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 06.07.2015.

После революции, в  период 1917-1918 гг. завод был временно закрыт.

В 1920 гг. ВСНХ определил для завода профиль турбостроительного предприятия.. Завод принял участие в ремонте  существующих электростанции и строительстве новых. Весной 1923 г. в цехах приступили к сборке узлов первой советской турбины, а в 1924 г. из ворот  вышли первые турбины - паровая и водяная. За три года было изготовлено 30 паровых и 35 водяных турбин.

В предвоенное время началось проектирование уникальных гидротурбин для  Волжских ГЭС.

В годы войны основное производство было эвакуировано  на Урал.  Во время блокады на заводе  ремонтировали и собирали танки, изготавливали снаряды и мины. В связи с тем, что Кировский завод стал прифронтовым на Металлический было переведено производство танков - этим занимались в цехе № 4.  За образцовое выполнение заказов Ленинградского фронта в 1945 г. завод был награжден орденом Ленина.

В 1944 г. Правительство приняло решение о возобновлении производства  паровых и гидравлических турбин. Были созданы турбины для Угличской и Рыбинской  ГЭС (1946 г.), Днепропетровской ГЭС (1950 г.), Волжской, Братской, Красноярской и др.

В 1955 г. была создана первая газотурбинная установка, предназначенная для работы на подземном газе.

С 1950 г. завод выпускает паровые турбины  большой мощности. На Всемирной выставке в Брюсселе  завод получил «Гран-при» за производство таких турбин.

Конструкции  ЛМЗ использованы при строительстве  новой линии метрополитена, концертного зала «Октябрьский»,  дворца спорта «Юбилейный», моста Александра Невского.

В 1957 г. завод награжден вторым орденом Ленина за  изготовление турбин для Куйбышевской ГЭС и в связи со столетием, а в 1971 г. - орденом Октябрьской революции за освоение производства крупных уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин.

В 1980-е г. завод изготавливает большую серию газоперекачивающих агрегатов  для  оснащения газопровода Уренгой - Помары - Ужгород . В 1984 г. была произведена паровая турбина К-1000 для атомных электростанций, в 1986 г. - сотая паровая турбина  К-300-240.

В 1993 г. в Мадриде Металлический завод был награжден «Золотой звездой» за качество выпускаемых изделий.

 

В 2004 г. АО «ЛМЗ» стало филиалом ОАО «Силовые машины»

 (по материалам История Петербурга № 2(42) 2008)

 

Завод-втуз

С 1930 по 1940 г. на Ленинградском металлическом заводе работал втуз. Втуз был учебным комбинатом, состоящим из трех ступеней. 1-я давала общеобразовательную подготовку в объеме семилетки и квалификацию слесаря или станочника 4-го или 5-го разряда. Срок обучения - от полугода до трех лет (зависел от подготовки учащегося). 2-я ступень готовила техников. 3-я выпускала инженеров. Срок обучения на 2-ой и 3-й ступени - 4-4,5 г. Производственный профиль завода определял специальности инженеров и техников. Во втуз принимались рабочие завода, имевший пятилетний производственный стаж и 5-й производственный разряд. Тесная связь с производством была обеспечена двухпоковой системой. Так, первый набор состоял из двух потоков по 100 студентов. Студенты 1-го потока занимались днем в течение пяти месяцев и получали степендию. Студенты 2-го потока в это время работали на производстве, а вечерами три раза в неделю посещали занятия в институте. На работу их распределяла учебная часть втуза. В следующем семестре потоки менялись местами. За 10 лет работы Ленинградского металлического завода-втуза было шесть выпусков инженеров, 568 человек.

(ст. Завод-втуз. журн. Смена. N23,1958. добавил Mary)

  • фото
  • фото

    Фото - журн.
    Смена N23 1958.
    (добавил Mary)

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (750)

8 комментариев
8718 просмотров
Добавил: Наталия, 8 Сентября 2009, 23:26
Редактировано: 23 Июня 2018, 03:03
Оцените:
(4 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house8350.html' target='_blank'>Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ). Административное здание -ОАО "Силовые машины" . Филиал на Citywalls.ru</a>
Всего 8 комментариев
  • 29 Декабря 2010, 00:37

    ДВАЖДЫ ОРДЕНА ЛЕНИНА ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЗАВОД (ЛМЗ) им. ХХII СЪЕЗДА КПСС МИНИСТЕРСТВА ТЯЖЁЛОГО, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР (1918 г. - по наст. время)

     

    Постановлением СНХ Северного района от 16 января 1918 г. завод "Компании Петроградского металлического завода", основанный 20 декабря 1857 г., конфискован, декретом СНК РСФСР от 28 июня 1918 г. национализирован и переименован в Петроградский металлический завод. Дальнейшие переименования: июль 1924 г. Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) крупного машиностроения, 1930-1933 гг. Государственный завод ВТУЗ им. Сталина, 1933 г. ЛМЗ им. Сталина, январь 1939 г. завод № 371 им. Сталина, 1944 г. ЛМЗ им. Сталина, январь 1962 г. ЛМЗ им. ХХ11 съезда КПСС. Подведомственность: апрель 1919 г. Центральное правление заводов тяжёлой индустрии СНХ Северного района (с 1920 г. ПСНХ), ноябрь 1921г. трест "Машинострой", июль 1924 г. Ленмаштрест, 9 апреля 1930 г. объединение "Котлотурбина", 31 августа 1933г. Главное управление энергетической промышленности (Главэнергопром) Наркомата тяжелой промышленности СССР, август 1937 г. Наркомат машиностроения СССР, 29 июня 1938 г. Наркомат оборонной промышленности СССР, 11 января 1939 г. Наркомат вооружения СССР, март 1944г. Главное управление котлотурбинной промышленности (Главкотлотурбопром) Наркомата тяжёлого машиностроения СССР, 28 февраля 1953г. Главкотлотурбопром Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения (1954 г. тяжёлого машиностроения) СССР, 1957-1965гг. Управление тяжёлого машиностроения Ленсовнархоза, ноябрь 1965 г. Главное управление турбинной промышленности Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР. В 1945, 1957 гг. ЛМЗ награждён орденами Ленина.

    Приказом Министра тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения от 28 августа 1975 г. ЛМЗ вошел в состав производственного объединения турбостроения, с 1988 г. в составе объединения "Энергомаш". 25 ноября 1992 г. зарегистрировано АООТ (ныне ОАО) "Металлический завод".

    № 100. Т. 1. С. 306-307.

     

    Я уже где-то писал в комментариях, что переход завода в Наркомат оборон. пром-ти был связан с пребыванием ЛМЗ им. Сталина практически в состоянии банкротства. 

    Кстати, именно из коллектива физкультуры ЛМЗ вышла команда футболистов, ныне известная как "Зенит". Это, напр., есть на офиц. сайте клуба. Хотя там далеко не все достоверно :)) - пиар...

  • 17 Августа 2012, 15:07

    Вот тут - http://retro-piter.livejournal.com/421320.html#cutid1 - есть фото особняка (владельца завода?), стоявшего на месте корпуса на углу Тимофеевской улицы (нынешняя Ватутина) и Полюстровской набережной (нынешняя Свердловская), и снесённогго в 1974 г. при стр-ве ныне существующего корпуса.

  • 17 Августа 2012, 20:31

    Датой основания завода считается 1857 г., когда купец  С. М. Растеряев  получил разрешение на его устройство. Участок земли на правом берегу реки напротив Смольного монастыря / института, рядом с усадьбой тогдашнего министра внутренних дел  П. Н. Дурново.

    А что имелось ввиду вл 2-м предл., где нет глаголов?


    1870-1890-е гг.  завод успешно развиваЛся и превраТИЛСЯ ПОСТЕПЕННО в крупное машиностроительное  предприятие. СНЯТЬ ЛИШН. ТЧК В 1872 г. он получИЛ заказ на устройство парового отопления в Зимнем и других дворцах.

    Что значит других дворцах?

    В 1870-е гг. большое место в работе завода стали занимать изготовление крупных металлических конструкциЙ, в т. ч.  мостов,  и подъемных кранов. Заказчиком мостов выступала железная дорога: с 1870-х гг. до конца века было построено 1350 ж.д. мостов.

    Как это жел. дорогА? Или МПС, или Об-во какой-то дороги или дорог.


    В 1880-х гг. на заводе ПРИСТУПИЛИ К котлостроениЮ  и  военноМУ производствУ: станки, лафеты, снаряды.

    Но на самом деле военное пр-во писать некорректно, т.к. к воен. пр-ву может относится что угодно в зависимости от контекста. Если речь идет о производстве перечисленных видов продукции, то это вооружение, а точнее, видимо, артиллерия.


    В период до революции были изготовлены металлические конструкции куполов храма Воскресения Христова  и Пулковской обсерватории, корпусов Сенного и Андреевского рынков.

    Как это может быть в период до революции? Период - это всегда от и до.


    В годы ВЕЛИКОЙ ОТЧЕСТВЕННОЙ войны основное производство было эвакуировано  на Урал.  Во время блокады ЛЕНИНГРАДА на заводе  ремонтировали и собирали танки, изготавливали снаряды и мины. В связи с тем, что Кировский завод стал прифронтовым ЗПТ на Металлический было переведено производство танков - этим занимались в цехе № 4.

    К началу ВОВ завод уже давно не именовался Металлическим, а был заводом им. Сталина, а точнее, уже проходил под №.

     

    Далее - привести все глаголы к одному, прош., времени.


  • 2 Мая 2018, 22:48

    Добрый день!

    Подскажите, а есть ли где-нибудь фото завода времен 1938-1941 со двора? У меня фото предположительно сделанное на заводе, но не могу понять на каком именно, т. к. возможны два варианта. Либо металлический им. Сталина, либо "Свобода". но скорее со двора.

    Спасибо.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27175
Готовится: 179
Посетители
Гостей: 29
Всего сегодня: 1073