Публикация

Новое Адмиралтейство -
Адмиралтейский судостроительный завод -
Завод "Судомех" -
Адмиралтейские верфи

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1833-1838, 1894-1896
Стиль:

Новое Адмиралтейство - Адмиралтейский судостроительный завод -

Завод судовых механизмов ("Судомех") -

Ново-Адмиралтейский завод -

наб. Ново-Адмиралтейского кан., 3

Адмиралтейские верфи

 

1833-1838; 1894-1896 -

 

 

Адмиралтейское объединение ведет свою историю  от основанного Петром I Главного Адмиралтейства 5 ноября 1704 г. 29 апреля 1706 г.  был спущен на воду первый корабль - 18-пушечный прам. 15 июня 1712 г. спустили 54-пушечную «Полтаву». Впервые на ее мачте появился российский военно-морской флаг: белое полотнище с синим косым крестом - Андреевский стяг.

В Адмиралтействе выполнялся весь комплекс работ  от организации заготовки леса до полной постройки корабля. Здесь была построена и испытана в 1725 г. первая подводная лодка - «потаенное судно» крестьянина Ефима Никонова

Еще во времена Петра I Адмиралтейский двор, перешедший на строительство крупных  кораблей становился все более тесен , и для мелких судов пришлось заложить еще одну верфь, ниже по течению Невы, которая стала называться Галерной.

  • фото

    Новое Адмиралтейство. Начало XIX века.

  • фото
  • фото
  • фото

    Атомный ледокол
    Ленин.
    Фото 1960 г.

  • фото

    У строящегося ледокола
    "Ленин"

  • фото

    Фото - AL 2009 г.

На схеме:

1 экипажные магазины

2 токарная и слесарная мастерские

3 парусная и такелажная мастерские

4 сарай для хранения леса

5 мортонов эллинг

6 судостроительная мастерская № 3

7 открытый эллинг

8 судостроительная мастерская № 2

9 большой каменный эллинг

10 судостроительная мастерская № 1

11 каменный эллинг

12 шлюпочная мастерская

13 плазы, чертежная и столярная мастерские

14 литейная мастерская

15 электростанция

16 помещение для хранения катеров

17 гальваническая мастерская

18 кузница

19 рабочая столовая

здание заводоуправления

20 здание заводоуправления

 

 

В 1799 г. на территории Галерной верфи началась реконструкция, имевшая целью создание крупного кораблестроительного предприятия. Указом императора Павла I верфь получила название «Новое Адмиралтейство». Сначала здесь находились склады и провиантские магазины, но с первой трети XIX века оно стало приспосабливаться к нуждам крупного судостроительного предприятия.

Новое Адмиралтейство было задумано, так чтобы в конце Галерной ул. просматривался его главный вход.

В1830-е гг.  были проведены крупные строительные работы под руководством академиков архитектуры  И. Гомзина и Э. Анерта: были построены эллинги - крупномасштабные большепролетные цеха, которые располагались торцом к линии берега,  главная мастерская, канцелярия, лесные хранилища, смольни, караульни, кузница, лесные сараи. Все здания возводились в одном ключе, с применением портика дорического ордера, расположенного в центре с высоким аттиком.

 От входа вела главная аллея вдоль всего Адмиралтейства, которая была главной функциональной  и композиционной осью комплекса.  На береговой полосе перед зданиями - пристань, дамбы у каждого эллинга, с павильонами на них для высокопоставленных особ и публики во время торжественных спусков судов. И берег и завод имели благоустроенный вид. Уже в 1830-е  гг. со стороны Невы была устроена набережная, пристани, чугунные ворота с решетками и мосты.

 По  левую сторону от главной аллеи размещались различные вспомогательные мастерские - шлюпочные, литейные, меднокотельные. Доминировало среди них  главная мастерская - вытянутое вдоль дороги длинное каменное двухэтажное здание, посредине которого возвышалась башня с часами. На первом этаже были различные мастерские, а на втором - канцелярия, чертежная и пазлы для разбивки судов.

В 1872 г. спущен на воду самый совершенный в то время в мире броненосец «Петр Великий». В 1874 г. построена первая русская торпеда изобретателя И. Ф. Александровского, в 1885 г. - первый в России стальной корабль - крейсер «Рында»,  в 1886  г. - корвет «Витязь», совершивший кругосветное плавание под командованием адмирала С. О. Макарова, в 1903 г. - крейсер «Аврора».

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

Со стороны  Невы.

 

В 1907 г. по «высочайшему повелению» судостроительные верфи Нового Адмиралтейства и «Галерного островка», который до того находился в аренде Франко-русского завода, с 1 января 1908 г. объединяются  в «Адмиралтейский судостроительный завод». Реорганизация проходила одновременно с достройкой  кораблей.

Кроме судостроения Адмиралтейский завод занимался и судоремонтом.

 

В 1917 г. производство резко сократилось, а затем остановилось.

В 1922 г. Адмиралтейский судостроительный завод возобновил работы на Галерном островке.

Производство на территории Нового адмиралтейства в первые годы советской власти предполагалось ликвидировать, но это не было осуществлено.

В 1931г.  на территории верфи Нового Адмиралтейства стал функционировать завод судовых механизмов («Судомех»), который занимался строительством подводных лодок, с 1966 г.  он называется Новоадмиралтейским заводом.

 

С 31 января 1972 г. на базе Адмиралтейского и Новоадмиралтейского судостроительных заводов создано Ленинградское Адмиралтейское объединение.

(по материалам [69], Юрасов В. М., Адмиралтейцы. -  Л.: Ленииздат, 1976)

  • фото

    Из книги "Судостроительные заводы и
    судостроение в России и за границей"
    (СПб, Типография Морского Министерства
    в Главном Адмиралтействе, 1909)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

Со стороны Ново-Адмиралтейского кан. и р. Пряжки.

 

В перечень включены:

В Новом Адмиралтействе:

Караульный дом (северная проходная)  

1830-е гг. арх. Э. Х. Анерт

Малый каменный эллинг (элинг № 1)

1833-1838 гг. - арх. Э. Х. Анерт, инженеры Л. Л. Карбоньер, П. П. Базен,

                     В. П. Лебедев, 

1894 г. - А. А. Попов, инж. С. Н. Будзынский - пристройки  

Большой каменный эллинг с мастерской  (элинг №2 цех № 29)

1893 г. - инж.  Н. П. Дуткин, С. Н. Будзынский (элинг)

Кузница

1830-е гг. - арх. Э. Х. Анерт, инж. Л. Л. Карбоньер

Мастерская  (цех №15)  

1830-е гг. - инж. Л. Л. Карбоньер, арх.  Э. Х. Анерт, И. Г. Гомзин

Нарядный дом  (фотолаборатория)

1830-е гг. -

1895-1896 гг. - арх. Э. Х. Анерт, И. Г. Гомзин, инж. Н. П. Дуткин - надстройка

Три металлических сарая (цех №1)

1879 г.  - инж. Г. А. Власов (?)

Главное корабельное здание (административное здание)

1830-е гг. -

1895-1896 гг. - арх.  Э. Х. Анерт, И. Г. Гомзин, инж. Н. П. Дуткин,

                      С. Н. Будзынский - перестройка

 

На Матисовом острове

Мастерская (цех № 6 и центральная лаборатория)

1890-е гг. - автор не установлен

Дом управляющего (здание морского регистра)

2-я половина XIX в. - автор не установлен

 

На Галерном островке

Главная электрическая станция (цех № 22)

1910-1910 гг. - арх. А. И. Дмитриев

Разбивочный плаз

1914 г. - арх. Н. П. Козлов

Главная судостроительная мастерская с кузницей (цех № 6)

1910 г. - арх. А. И. Дмитриев

Канцелярия, чертежная и бухгалтерия (цех № 8)

1902 г. - инж. В. П. Апышков

 

 

В 2001 г. е постройки включёны КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (378).

  • фото
34 комментария
14935 просмотров
Добавил: Наталия, 5 Сентября 2009, 20:26
Редактировано: 15 Августа 2016, 00:50
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house8261.html' target='_blank'>Новое Адмиралтейство - Адмиралтейский судостроительный завод - Завод "Судомех" - Адмиралтейские верфи на Citywalls.ru</a>
Всего 34 комментария
  • 22 Января 2018, 16:06

    Новое Адмиралтейство. Дореволюционная открытка, отправлена в 1906м

    https://pp.userapi.com/c841222/v841222038/5f90a/wIHK7KaNsdU.jpg

  • 22 Января 2018, 16:14

    Фото 17 и 18 (с часовней) - это не Новое Адмиралтейство, а часть завода на Матисовом острове.

  • 22 Января 2018, 19:10
    Ответ на "Это часовня имеется ввиду? Собственно это публикац" от Наталия

     Да, в нынешние верфи все вошло, но не факт, что здесь нужно описывать всю эту историю, происходившую на разных, первоначально и очень долго никак между собой не связанных территориях. М.б. следует как раз идти не от истории современного предприятия, а от территорий и конкретных зданий на них. Ив том числе, зданий утраченных, захаровских, например, или перестроенных до неузнаваемости - как копус под башней и сама часовая башня. 

  • 22 Января 2018, 19:30
    Ответ на "Да, в нынешние верфи все вошло, но не факт, что зд" от Liz

     С заводами у нас всегда проблемы, а с верфями  беда - это почти как порт - огромная территория, адрес один или два и куча зданий по разным улицам, а если и не по улицам... то все равно по улицам. У меня пока полной картины нет, но есть большое желание уменьшить число публикаций, т.к. все это уже за гранью разума.

    Но для начала нужна концепция. И схема, наверное...

  • 22 Января 2018, 22:23

    Тут хорошее подспорье - история Сального буяна. Ведь по нему существует самостоятельная публикация,  хотя территория вошла в состав завода, а потом с ним - в состав верфей. Чем это отличается от других случаев - Галерного двора-Нового Адмиралтейства, заводов Берда, Галерного островка? Мне вообще представляется, что описывать сколько-нибудь детально историю заводов, особенно таких крупных, не имеет никакого смысла. Все описано хуже или лучше. Есть смысл описывать  исторические территории и их застройку, в том числе то, что не сохранилось. В этом есть практический смысл. По Новому Адмиралтейству имеет, в частности, смысл описать каналы, которые там были. В том же издании по истории верфей, откуда взят план-схема 1901, кажется, года (фото 3), есть план 1800 или 1801 года с подробностями. По-моему, в книжечке про Захарова (старая серия "Зодчие нашего города"?) довольно подробно описаны его и другие постройки на Провиантском острове (они видны на плане Шуберта).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27190
Готовится: 174
Посетители
Гостей: 166
Всего сегодня: 4886