Публикация

Эрмитажный театр - Эрмитаж. Эрмитажный театр

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кваренги Д.
Год постройки: 1783-1787
Стиль: Классицизм

Эрмитажный театр                  классицизм

 

1783-1785  - арх. Дж. Кваренги

конец XVIII - начало XIX в. - изменение внешнего и внутреннего облика

1893-1898 - арх. Красовский Александр Федорович - реставрационные и ремонтные работы

 

Эрмитаж . Экспозиция Петровский дворец

 

Зимний дворец

Малый Эрмитаж

Большой (Старый) Эрмитаж

Новый Эрмитаж

Эрмитажный театр     образуют единый уникальный дворцово-музейный комплекс

 

Эрмитажный театр сооружен на  месте 2-го Зимнего дворца Петра I.

 

 

Проект осуществил арх. Д. Кваренги в 1783-1787 гг. Здание Эрмитажного театра возведено на месте 2-го Зимнего дворца Петра I, созданного по проекту Г.-И. Маттарнови и Д. Трезини. Указ о строительстве здания тетара был подписан в 1783 г. Здание возвели к ноябрю 1785 г. Здание соединено с Большим Эрмитажем  аркой, переброшенной через Зимнюю канавку (1770-е гг., арх. Ю. М. Фельтен). В помещениях над аркой было устроено фойе театра. Отделку интерьеров произвел в 1904 г. арх. Л. Н. Бенуа.

Часть стен 2-го Зимнего дворца была включена в новое здание. Под зрительным залом сохранился фрагмент жилого корпуса, именовавшийся при жизни царя "малыми палатками" (арх. Г. Маттарнови, 1716-1720) и состоящий из нескольких комнат, принадлежавших лично Петру I. Кроме того, в двух этажах театра по Зимней канавке сохранились 12 жилых покоев имп. Екатерины I. (арх. Д. Трезини, 1726-1727). Открыта Экспозиция - Петровский дворец. 

 

Главный фасад обращен к Неве. Над рустованным цоколем фасад украшен неглубокой лоджией с десятью колоннами коринфского ордера. По бокам слегка выступают ризалиты со скульптурным убранством. Полукругдый выступ со стороны Зимней канавки соответствует очертаниям зрительного зала, выполненого в форме амфитетара.

  • фото

    Поперечный разрез
    зрительного зала.
    арх. Дж. Кваренги.
    1780-е гг. Проект. [16*]

  • фото

    Продольный разрез
    зрительного зала.
    арх. Дж. Кваренги.
    1780-е гг. Проект. [16*]

  • фото

    Вид Эрмитажного театра с аркой-переходом.
    арх. помощник А. Ковалев. 1807 г. [16*]
    (добавил Mary)

  • фото

    План здания.

  • фото

    Фасад здания театра и переходной
    галереи-фойе.

  • фото

    (добавил nikspb)

  • фото

    1830-е гг. грав. по
    рис. С.Ф. Галактионова.
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1960 г.
    Вид части фасада дома № 32
    на Дворцовой наб.
    ЦГАКФФД СПб Гр 74464
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1982 г.
    Вид части фасада дома № 32
    на Дворцовой наб.
    Фото - Дубин..
    ЦГАКФФД СПб Ар 122379
    (добавил люблюпитер)

  • фото
  • фото

    Фрагмент схемы РГИС 2021г.

Оперный дом

 

Сначала театральный зал находился в Зимнем дворце, в его юго-западном ризалите. Возведен арх. Ф.-Б. Растрелли при строительстве дворца в 1754-1762 гг. После смерти имп. Елизаветы Петровны и отставки Растрелли завершал отделку придворного театра арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю. М. Фельтен. Первый спектакль в Оперном доме (как тогда называли придворный театр) состоялся в июне 1763 г.
Екатерина II ценила тетатр, как увеселение, полезное для воспитания общества. Существовало несколько придворных трупп - итальянская, немецкая, французская, русская. В спектаклях принимали участие певцы Придворной певческой капеллы. Одним из ее солистов был Д. С. Бортнянский, в будущем знаменитый русский композитор. За прекрасный голос современники называли его "Орфеем реки Невы". В театре давались и "кавалерские" спектакли, в которых участвовали придворные, офицеры и даже иностранные послы. Придворный театр на 500 мест был всегда полон. Представления давались каждую неделю (исключая посты) по вторникам и пятницам, иногда по воскресеньям. Билетов не существовало - придворная контора рассылала приглашения с указанием места. В верхнем ярусе дозволялось находится и купечеству.
Зрительный зал был пышно крашен в стиле барокко. К центральной царской ложе зеленого цвета поднимались две закругленные лестницы с золотыми балясинами. Кресла партера, барьеры лож были обиты красным сукном. В каждом из 4-х ярусов были тканые обои своего цвета и рисунка. С двух сторон от сцены располагались две ложи для Екатерины и Павла Петровича. Ложи были оформлены в светлых тонах, в ложе имп. обои были серебряные с золотыми орлами, в ложе наследника - белые с золотыми гербами. Барочный декор дополняла золоченая лепка, кованные золоченые решетки. Потолки были расписаны не только над зрительныйм залом, но и в каждой ложе.

В 1783 г. придворный арх. Джакомо Кваренги начал строительство нового придворного театра. На месте Оперного дома Екатерина приказала создать жилые покои.

 

Эрмитажный театр

 

Театр был одним из самых сильных увлечений имп. Екатерины II, взошедшей на престол в 1762 г. Одним из первых ее указов здание Лейб-компанского корпуса (2-го Зимнего дворца) передано "итальянской компании музыкантов". В 1766 г. здесь разместилась Дирекция Императорских театров. Здание стали называть Театральным корпусом.

 

23 сентября 1783 г. Екатерина подписала указ о возведении при Эрмитаже Каменного театра. Проект создал Джакомо Кваренги. Императрица хотела, чтобы театр был построен между Зимним дворцом и Ламотовым павльоном (Старым Эрмитажем). Но уже 6 ноября 1783 г. новый указ повелевал построить театр на месте Лейб-компанского корпуса.  Для перехода через канал создается арка с галереей.

 

Кваренги запланировал зрительный зал в виде амфитетара.

Зрительный зал сделан в духе античных амфитеатров.

Зал охватывали 10 колонн. За ними находились ниши с декаративной скульптурой.
На 1-м этапе был соружен зрительный зал и сцена. Архитектора торопили с окончанием работ, поэтому он встроил зрительный зал в старое здание. Стены существовавшего здания послужили опорой нового сооружения. К концу лета 1784 строительство было почти завершено, но отделка только началась. В августе и сентябре 1784 г. Екатерина внесла изменения в интерьер театра. Начался 2-й этап строительства - сцена была увеличина и завершена отделка зрительного зала. Чтобы отделить зал от галереи, были построены стены между колоннами. Они держали карниз с лепной гирляндой. На потолке - живописный плафон.

На фоне стен, облицованных искусственным мрамором серого и белого цвета, выделяются розовые с прожилками полуколонны. Пол и скамьи были обиты зеленым сукном. В малых простьенках между колоннами в полукруглых нишах находились статуи Аполлона и девяти муз, выполненные ск. К. Альберти. Им же созданы и декоративные медальоны с профилями Мольера, Ж. Расина, Вольтера, Сумарокова и др. Капители полуколонн коринфского ордера украшали театральные маски. Многие скульптурные детали декора имели аллегорический характер. Для лучшего резонанса над авансценой и под оркестром Кваренги устроил полукруглые своды из сосны. Зал освещали 10 люстр. Механиком Т. Дампьери были созданы механизмы для сценических эффектов. Театральный занавес был создан по эскизу худ.-декоратора П. Гонзага. На нем был изображен фасад театра на фоне городского пейзажа. Перед сценой ставили кресла для императрицы и ее приближенных. По обе стороны сцены находились две ложи. Правая была отдана Кваренги в пожизненное пользование. Во флигеле на Зимней канавке была и квартира зодчего. В обязанности арх. входило поддерживать театральное здание в порядке. Предусматривалась и охрана театра.

 

Однако само здание театра еще не было достроено. Зал и сценическая коробка возвышались над старым зданием. Фасад Эрмитажного театра был завершен к 1789 г. Кваренги отказался от первоначального замысла украсить центр фасада большим треугольным фронтоном, заменив его колоннадой в неглубокой лоджии. Не было здесь и парадного подъезда - лишь два дверных проема. В 1880-х появилась арка. Нижний этаж украшен рустом, полукруглые окна - львинами масками. Высокие полуколонны объединяют два верхних этажа. Боковые ризалиты выделены полукруглыми нишами для статуй.
После окончания строительства Кваренги много лет следил за состоянием тетара и вносил изменения.

 

В 1796 г. появился новый занавес по эскизу худ. Г. Ф. Дуайена с изображением Аполлона и и аллегорических фигур Добродетели, Искусства и Науки на фоне храма.
В 1802 г. на фасаде театра была сооружена балюстрада у полукруглого выступа и в нишах установлены 6 статуй и 6 бюстов поэтов Древней Греции, выполненных по рис. Кваренги.

В 1793 г. над Зимним каналом арх. Ю. М. Фельтен начал возводить галерею над аркой для перехода в соседнее здание.

 

Первая генеральная репетиция комической оперы "Мельник-колдун, обманщик и сват" состоялась в театре 16 ноября 1785 г. Репертуар театра был разнообразным: итальянские, французские, немецкие и русские трагедии, комедии, оперы. Чаще ставили французские комедии. Среди них - "Мещанин во дворянстве" (Мольер), "Севильский цирюльник" (Бомарше), "Недоросль", "Бригадир" (Фонвизин). Среди пьес были и написанные самой Екатриной. Французские комедии шли по четвергам, на так называемых больших эрмитажах, где присутствовало до 200 человек. Постановки давали в пышных декорациях Гонзага. Спектакли были частью дворцовых приемов. На сцене Эрмитажного театра играли И. А. Дмитриевский, С. Н. и Е. С. Сандуновы, А. М. Крутицкий, Я. Д. Шумский.

  • фото

    Эрмитажный театр.
    Рис. П. Гонзаго. 1790-е гг.

  • фото

    Эрмитажный театр и Дворцовая
    набережная у Зимней канавки.
    Лит. К.П. Беггрова.
    1820-1830-е гг.

  • фото

    Дворцовая набережная
    у Эрмитажного театра.
    Карл Беггров.1824 г.
    (добавил Mary)

  • фото

    (Зодчий. Пг., 1914 N 13.)

1914: Объявлен конкурс на проект памятника Петру I в здании, где он провел последние годы своей жизни и умер.  (Зодчий. Пг., 1914 N 13., nikspb)

 

По указанию Павла I театр был закрыт. Через год имп. возобновил представления. Медальоны убрали. Зал был разделен на половины дам и кавалеров. Дамы должны были приходить в русских платьях. Появились двери соединяющие театр с новыми казармами - часть Л-к корпуса была переделана под размещение там 1-го батальона Преображенского полка.
С 1808 г. при Александре I , в театре стали устраивать придворные маскарады, кототорые оформлял худ. П. Гонзага. Возводилась "Хрустальная палатка".
В 1823 г. театр соединили с казармами, и театральный зал был превращен в манеж и военный плац.

Николай I в 1826 г. велел возобновить спектакли. Но зал был сильно поврежден. Спешно проведенные восстановительные работы не вернули театру былой красоты. За время восстановления театра появился новый занавес, новая роспись потолка, сукно обивки заменили на красное. 10 люстр заменили одной.

Ремонт фасада, несущих конструкция и кровли.
В 1880-1890-е гг. заменили систему отопления и провели электричество.
В 1894 г. началачь генеральная реконструкция театра под рук арх. А. Ф. Красовского. Он заменил все деревянные конструкции новыми и поставил задачу восстановить первоначальную отделку. Были восстановлны скамьи, капители колонн, карнизы.  В январе 1898 г. состоялось первое представление.

 

Театральное фой
В 1902 г. создан новый интерьер театрального фойе. Подаренный имп. гобелен "Крестница фей" решили разместить в галерее. арх. Л. Н. Бенуа оформил ее в стиле рококко XVIII в.

 

В начале ХХ в. в театре работали А. Я. Головин, А. Н.  Бенуа, Л. С. Бакст, К. А Сомов. Здесь выступал Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, М. Ф. Кшесинвская, А. П. Павлова.

 

В октябре 1918 г. Луначарский подписал постановление об устройстве в театре представлений для народа. Но театр не удалось открыть. В 1926 г. началось строительство домов культуры. Сцена театра была демонтирована и перенесена. В театре разместился Рабочий университет им. Луначарского. Здесь начали читать лекции - начало Эрмитажного Лектория.
В 1931-1932 начались концерты французской музыки. под рук. арх. Эрмитажа А. В. Сивкова велись строительные работы. Создан партер, над боков частями которого разместили балконы. В 1932 г. открлся первый концертный сезон. Последний концерт состоялся 8 июня 1935 г.
Долгое время театр был Лекторием Эрмитажа.
В нач. 1980-х начался капитальный ремонт ит реставрация всего здания театра. Под залом проводились археологические раскопки.
7 января 1991 г. Эрмитажный театр открыл свои двери.

(текст, иллюстрации - Mary)

 

16* - Эрмитажный Театр. Вилинбахов Г. В. (ред.). Изд. Гос. Эрмитажа. 2004

  • фото

    Зал Эрмитажного театра..
    рис. К. Брожа. 1889 г. [16*]
    журн. Всамирная иллюстрация. *
    (добавил Mary)

  • фото

    Эскиз занавеса. [16*]
    худ. Г.Ф. Дуайен. 1796 г.
    (добавил Mary)

  • фото

    Беггров К.П. Портрет
    актера Ивана Афанасьевича
    Дмитревского.
    (добавил Mary)

  • фото

    Эрмитажный театр
    при Екатерине II.
    С грав. Н.А. Дмитриева-
    Оренбургского.
    журн. Нива. 1898 г.
    [16*]

  • фото

    "Нива" 1898 г. № 22 С.432

  • фото

    "Нива" 1898 г. № 22 С.432

  • фото

    Программа спектакля театра
    Эрмитажа по пьесе
    А.Грибоедова Горе от ума
    31 мая 1902 г.

  • фото

    Эрмитажный театр.
    "Столица и усадьба". №2.1914.
    (добавил Mary)

  • фото

    The Hermitage theater.
    St. Petersburg.
    Копаллик Франц. 1890-е гг.
    (добавил Mary)

  • фото

    [17]
    (добавил Mary)

  • фото

    1934 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Интерьер театра.

  • фото

    Современный вид. [17]
    (добавил Mary)

  • фото

    [16*]

  • фото
  • фото

    [16*]
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    "Зодчий", 1902, Вып.49, Л.56

  • фото

    "Зодчий", 1902, Вып. 49, Л. 57

  • фото

    Плафон. "Зодчий", 1902, Вып.48, Л.58
    (добавил miraru1)

  • фото

    Проект фойе театра.
    Перспектива.
    Бенуа Л. Н. 1902 г.

  • фото

    Проект перестройки фойе.
    арх. Л. Бенуа. 1902 г. [16*]

* - Зал Эрмитажного театра в день парадного спектакля в честь прибытия персидского шаха 13 мая 1889 г. рис. К.Брожа

 

Мемориальные доски.

Надпись на доске: "В этом доме жил архитектор

Джакомо Кваренги с 1809 по 1817 год"

Гранит 1967 арх. В. Д. Попов   ([134] С. 344)

Надпись на доске: "В этом доме с 1948 по 1961 год жил выдающийся советский востоковед, академик Иосиф Абгарович Орбели".

Гранит 1963  арх. В. Д. Попов  ([134] С. 205)

 

В это доме жил архитектор Джакомо Кваренги с 1809 по 1817 год. (мемориальная доска)

В этом доме с 1948 по 1961 год жил выдающийся советский востоковед, академик Иосиф Абгарович Орбели. (мемориальная доска)  (1963, арх. Попов В. Д., гранит)

 

Бюллетень Ленгорисполкома, № 11, 1963.

Об установлении мемориальной доски академику Орбели И. А.

В связи с 75-летием со дня рождения известного советского востоковеда, академика Иосифа Абгаровича Орбели Исполком Ленгорсовета разрешил Институту народов Азии Академии наук СССР установить на доме № 32 по Дворцовой набережной мемориальную доску академику Иосифу Абгаровичу Орбели.

Утвержден следующий текст мемориальной доски: «В этом доме с 1948 по 1961 год жил выдающийся советский востоковед – академик Иосиф Абгарович Орбели».  (v3p1s4)

 

Поговорим о Первом Зимнем дворце Петра I постройки 1711 г. Воровитый Меншиков, заглаживая очередную вину перед царем, выстроил для него дворец на Дворцовой набережной и поднес Петру как свадебный подарок (царь-пустодом играл свою свадьбу в феврале 1712 г. уже в своем дворце). Здание перестраивали столько раз, что удивительно, как уцелели фундаменты, часть 1-го этажа и часть фасада, выходящая на Зимнюю канавку. Оставим спорить ученым, что там осталось от проекта Фонтана, что от Трезини, Маттарнови... Но есть сохранившиеся планы и чертежи фасадов, гаванца, даже регулярного садика во дворе. Археологические раскопки дали изразцы российской и голландской работы, аналоги которым есть лишь в... Монплезире и Меншиковском дворце, а большинство встретилось впервые!!! Ну как? Эрмитажники пошли на частичное воссоздание сохранившихся стен и интерьера (см. сайт Эрмитажа). (Ботамар)

 

 

1965: Музей Эрмитаж Гос. Мин. культуры СССР - Дворцовая наб., 34, общежитие - Дворцовая наб., 32.([108]. C. 127)

 

Памятник Федеральный

 

1*

На пристани сохранилась родная надпись с написанием буквы "у" как и писали в 18 веке. За 250 лет гранит настолько выветрился, что надпись можно рассмотреть только при закатном солнце или наощупь. С помощью пальцев по углублениям читается: 1764 : ГОДУ Эта пристань была построена в начале царствования Екатерины II для прибывающих в театр на спектакли "итальянской компании музыкантов".  (Риэлтор)

2*

При ремонте наб. Зимней канавки рядом с дворцом Петра I сохранили артефакт 18 в.: гранитный люк дренажной канализации (выражаясь современным языком).  (Риэлтор)

  • фото

    Фото yuri.sedunov, 10.2011.

  • фото

    Мемориальные доски.

  • фото
  • фото

    Фото - Петербуржец, 08.2012.

  • фото
  • фото

    Фото - d7161 2008.

  • фото

    Фойе Эрмитажного театра.
    Расположено в галерее
    над Зимней канавкой.

  • фото

    Фойе Эрмитажного театра.
    Одна из росписей потолка.
    Фото - Виктор М, 02.2014.

  • фото

    Фойе Эрмитажного театра
    к. 225

  • фото

    к. 225
    Фото - С. Васильев

  • фото

    к. 225

  • фото
  • фото

    В холле лестницы.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2015.

  • фото

    Театральный зал.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 03.04.2014.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 12.2014.

  • фото

  • фото

    1*

  • фото

    Фото - Риэлтор, 08.2020.

  • фото

    Гранитный люк дренажной
    канализации.
    Фото - Риэлтор, 03.2021.

  • фото

    Сохранившийся артефакт
    18 в. 2*
    Фото - Риэлтор, 03.2021.

17 комментариев
7034 просмотра
Добавил: Shuba, 20 Марта 2008, 19:58
Редактировано: 27 Февраля 2023, 10:37
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31130.html' target='_blank'>Эрмитажный театр - Эрмитаж. Эрмитажный театр на Citywalls.ru</a>
Всего 17 комментариев
  • 5 Сентября 2020, 10:06
    Ответ на "По-моему, такое сравнение не очень корректно. Спус" от S.P.

    А отчёт о Вашем путешествии будет?

    По моей части маршрута однотипные спуски неоднократно ремонтировались с заменой ранее цельного обработанного камня несколькими частями. А этот спуск сохранился оригинальным.

    А где Вы увидели дату 1934?

    На одном из спусков - Сенатская пристань, в нижней части стенки. Что меня и навело на мысль о реконструкции этой части в 1934 г. 

    Эрмитажный мост в 1934 году реконструировался (https://mostotrest-spb.ru/bridges/ermitazhnyj)

     

    По этому спуску сделал отдельную публикацию.

    А по отделке набережных камнем можно сделать целую публикацию. С каждым ремонтом она упрощалась...

  • 15 Февраля 2023, 11:12

    При ремонте наб. Зимней канавки рядом с дворцом Петра I сохранили артефакт 18 в.: гранитный люк ливневой канализации (выражаясь современным языком). Фото 03.2021, отправил

            см. публ.

  • 18 Февраля 2023, 19:29

    В доме проживал Лурье Исидор Михайлович (1903 – 1958) – доктор наук, возглавлял Отдел культуры и искусства Востока Эрмитажа (с 1939 г.). 

    // Списки абонентов ЛТС. Л., 1947, 1951 г. - тел. А-0-98-96

  • 25 Февраля 2023, 15:21

    1830-е гг. гравюра по рисунку С.Ф. Галактионова, отправил

    https://vk.com/im?peers=160619088&sel=17341885&w=wall-123250013_126970

     

    Видимо, в 19 в. набережная так выглядела

    Ответ на "При ремонте наб. Зимней канавки рядом с дворц" от Риэлтор

     

  • 1 Мая 2023, 12:35

    1941 г. 14 ноября.(Оперативн. сводка N79.)
    Место и очаг поражения - наб. 9 Января 32.
    Характер и размеры поражения и разрушения -

    1 ФАБ во дворе. Разрушений и пострадавших нет.
    Время обнаружения ч/м - 19.04.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения -
    Время ввода подразделений -
    Время окончания работ -
    Что сделано для ликвидации поражения -
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.403.)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31765
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2686
Всего сегодня: 3587