Публикация
Дом Е. Паульсен - Доходный дом Л. М. Харламова
Дом Е. Паульсен - Доходный дом арх. Л. М. Харламова наб. канала Грибоедова, 109
Дом Е. Паульсен 1787-1788 - арх. Паульсен Г. классицизм 1833 - арх. Шауфельбергер Леонард А. - расширение (корпус, дворовый флигель) Доходный дом 1902-1904 - арх. Харламов Леонид Михайлович - перестройка включен существовавший дом модерн
Чертежи дома К. и П. Петровых, Н. В. Дмитриева, Л. М. Харламова по наб.Екатерининского канала,109 и Театральной пл.,8 Начальная дата: 25.10.1869 Конечная дата: 13.07.1913. (ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 899)
* Наименование ОКН: Дом Е. Паульсен (Л. М. Харламова). Датировка: кон. 18 в.; 1833; 1902 - 1904. Авторы: арх. Г. Паульсен (?); арх. Л. А. Шауфельбергер; гражд. инж. Л. М. Харламов. Адрес: наб. канала Грибоедова , дом 109/8, литера А. Категория охраны: В. Основание: Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001.
В 1783 г. был построен Каменный театр. Площадь вокруг него стала называться Театральной. Застройка площади вокруг театра осуществлялась в конце XVIII - начале XIX вв. Дома строились по проектам Комиссии о каменных строениях. Территория вокруг театра принадлежала Морскому полковому двору, поэтому участки раздавали преимущественно служащим Морского ведомства.
В 1786 г. участок по Театральной пл. от Никольской ул. до Екатерининского кан. был пожалован генерал-адьютанту И. П. Балле обер-интендант Адмиралтейской коллегии, позже адмиралу и сенатору, директору Себе Бале оставил участок Дом на участке был построен в 1787-1788 гг. по проекту владельца Г.-Х. Паульсена. В том виде дом не сохранился. До перестройки он был оформлен рустом, тягами и трехчастными окнами с пилястрами. Возможно, особняк Балле тоже строил Г.-Х. Паульсен. (по материалам статьи В. В. Антонова «Забытые зодчие Петербурга» История Петербурга № 4(20)/2004)
На плане 1798 г. обозначены 4 дома, обращенные главными фасадами на площадь. Все 4 дома были трехэтажными, решенными в формах русского классицизма - симметричная композиция с выделенным центром, сдержанное декоративное оформление. Первые этажи оформлены как цокольные.
В конце XVIII в. по проекту арх. Г. Паульсена на угловом участке сложной конфигурации было построено трехэтажное здание, к которому в 1833 г. арх. Л. А. Шауфельбергер пристроил корпус, а рядом возвел дворовый двухэтажный флигель. В 1902-1904 гг. гражд. инж. Харламов перестроил существовавшие на участке здания под доходный дом: старые строения выросли на три этажа, а лицевые фасады получили оформление в новом стиле; во дворе был возведен дворовый корпус.
В 1902 г. один из владельцев дома - арх. Л. М. Харламов произвел перестройку дома. Здание надстроили тремя этажами, фасады изменили. Вид здания сохранился до наших дней. Лишь конусообразное завершение углового эркера исчезло. Стилизованный растительный орнамент опоясывает эркеры. Аналогичный рисунок заполняет простенки между окнами. В отделке применена штукатурка и желтый облицовочный кирпич. (по материалам [ В доме проживал танцовщик и балетмейстер М. М. Фокин.
В этом доме жили: 1913 - 1915 гидрограф генерал-лейтенант М. Е. Жданко (ВПб на 1914. О. III. C. 230, ВПг на 1915. O. III. C. 228) 1910 - 1917 солист и балетмейстер Императорской балетной труппы М. М. Фокин (ВПб на 1911. O. III. C. 935, на 1912. С. 943, на 1913. С. 664, на 1914. С. 693, ВПг на 1915. С. 689, на 1916. С. 711, на 1917. С. 716) (добавил
В 1965 году комбинат «Трудпром» № 12 на ул. Герцена, 34 1973: Комбинат «Трудпром» № 12 (Упр. бытового обслуживания населения Ленгорисполкома) - Театральная пл., 8/109 ([ 1976: Комбинат «Трудпром» № 12, наб. кан. Грибоедова, 109/8. («Краткий справочник ЛГТС-1976", С. 163). В 1978 году Комбинат «Трудпром» № 12 находится на наб. р. Фонтанки, 189. 2009: ООО "Ирон" СФ (возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, все виды строительных работ; капитальный ремонт зданий, сооружений, квартир, офисов; отделочные работы любого уровня, в том числе элитная отделка) - Канала Грибоедова наб., 109 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009») (добавил
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (85)
![]() ![]() Добавил: Mary, 9 Сентября 2008, 01:59
Редактировано: 28 минут назад
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1721.html' target='_blank'>Дом Е. Паульсен - Доходный дом Л. М. Харламова на Citywalls.ru</a>
Всего 24 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32591
Готовится: 78
Улицы: 2725
Архитекторы: 4178
Посетители
Участников: 10
Гостей: 915
Зарегистрировано: 14673
Всего сегодня: 13991
|
Именно так.
А. Яцевич. Пушкинский Петербург. Л., 1935. Рисунок И.И. Ваулина.
Яцевич - основатель литературного направления в ленинградском краеведении, проделал огромную работу с чертежами, с газетами, в адресными книгами, с воспоминаниями. Но в его замечательной книге такая оплошность далеко не одна. Непонятно, как у него вообще получались подобные ошибки. В данном случае он исходил из совершенно ложного посыла, что Никита Всеволожский жил в том же доме, что его отец, для которого княгиня Хованская была невенчанной женой. Но это совершенно не так, и о истинном месте проживания Никиты в течение нескольких лет есть свидетельства. Как-то они не попались на глаза Яцевичу. Ну, вот такой ошибочный ход. Но как получилось, что он неправильно высчитал истинное местонахождения дома Хованской, непонятно. Он абсолютно владел этой техникой и с адресными книгами работал. Но в итоге получилось то, что получилось. Доску повесили на доме 39 по, тогда еще, Екатрингофскому проспекту.
В 1961, кажется, году было опубликовано исследование Николая Николаевича Фокина, который правильно пересчитал некоторые ошибочные адреса, связанные с Пушкиным и не только. Но он был, если правильно помню, инженером, в литературные и генеалогические дела не вмешивался, он просто правильно пересчитал уже известные адреса, в данном случае указал на нынешний дом 35 по проспекту Римского-Корсакова как на дом Хованской. Доску перевесили еще раз. Ну, а потом уже Владимир Шубин обновил наши представления о многих, когда-то ошибочно определенных адресах.
В подготовленном им и Н.И. Поповой переиздании книги Яцевича (1993) приведены все комментарии Яцевича, в том числе и те, в которых есть ошибки. В таком случае после комментария Яцевича стоит звездочка, а далее идет текст публикаторов, ошибку исправляющих. Другая группа комментариев сделана уже ими к тем ошибочным утверждениям Яцевича, к которым у него комментариев не было. Очень разумный и, кажется, единственный в своем роде подход. Потому что книга действительно очень интересная, и, как ни удивительно, ошибки ее не очень портят, скорее удивляют.
Работ И.И. Ваулина сохранилось очень немного, почти всё пропало при его аресте. Сохранившиеся рисунки хранятся в нескольких петербургских музеях, привязаны они к месту очень приблизительно, а, точнее сказать, единицы атрибутированы правильно. Оригинал этого рисунка мне не встречался.