1845-1851 - арх-ры Кавос А. К., Львов В. П. (мемориальная доска)
1885-1886 - арх. Харламов Владимир Федорович -
перестройка гл.здания и постройка флигелей
1900-е - скульптор Обер А. Л. - рельефы на лицевом фасаде
Выводной манеж
1904-1905 - гражд. инж. Зенченко П. П. (памятн. доска)
Комплекс построек, размещенных на этой территории -
Здание Главного управления государственного коннозаводства
Аукционная конюшня
серед. XIX в. - арх. Садовников П. С. (?)
1880-е - арх-ры Сюзор П. Ю., Харламов В. Ф.
Выводной манеж
1890-е (?) - автор не установлен
Служебный флигель (северный)
серед. XIX в. - арх. Садовников П. С. (?)
Служебный флигель (восточный)
1900-е - автор не установлен (Список...)
Полукруглый корпус это Выводной манеж (1890-е у КГИОП, выявленный ОКН).
Но ЕИСТ датирует лицевое здание и манеж 1846 г.
Ленинградская (Петроградская) Государственная Конюшня
Здесь размещались - Главное управление Российского общества покровительства животным, редакция ежемесячного журнала "Коннозаводство". Во дворе расположен Манеж.
Сакт-Петербургский Государственный академический Театр балета им. Леонида Якобсона
1960 г. Фасад дома № 15 по ул. Маяковского. ЦГАКФФД СПб Гр 75445 (добавил люблюпитер)
Жетон В память 50-летнего юбилея Императорского СПб Общества поощрения рысистого коннозаводства
Вид бывшего выводного манежа Главного управления государственного коннозаводства во дворе дома № 15 по ул. Маяковского. Фото 07 сентября 1975 г. (добав.Данелия)
My magic Petersburg 01897 Фото - stavlaleb, 03.2016.
Документально история участка прослеживается с начала XIX в. По Табели 1804 г. г. он принадлежал надворному советнику Павлу Матчину, по Табели 1822 г. – жене чиновника XII класса Карелиной.
На плане Шуберта 1828 г. дома Карелиной показаны расположенными ближе к улице, вторую половину участка занимает огород. Между лицевым домом и соседним участком (ближе к Бассейной ул.) находился небольшой сад с извилистой дорожкой, а за лицевым домом – плодовый сад (?). В мае 1834 г. чиновница уже IХ класса Карелина обращалась в Комитет для строений и гидравлических работ с прошением о ремонте двух деревянных домов – лицевого и ему параллельного. Лицевой дом был одноэтажным с восьмью окнами, украшенными наличниками с треугольными и прямоугольными сандриками и филенками. Вход в дом был со двора. Слева и справа до границ с соседними участками шел забор с калиткой и воротами и двумя калитками. Второй дом, по-видимому, имел хозяйственное назначение. Третий дом под вальмовой крышей стоял торцевой стеной к улице, справа от лицевого. Предположительно ремонт не был осуществлен, т. к . через два месяца участок был продан полковнику артиллерии Лазареву-Станищеву, который в июне 1834 г. обратился за разрешением построить каменный трехэтажный на подвальном этаже лицевой дом, жилой деревянный с мезон7ином, нежилой деревянный и перестроить с мезонином единственную из сохраняемых старых построек. Остальные три деревянные дома сносились.
Автором проекта был выбран арх. З. Ф. Краснопевков. Каменный дом на 15 осей с дверным прямоугольным проемом под металлическим козырьком в центре фасада был скупо декорирован межэтажной и подоконными тягами и наличниками на 2-м этаже с прямоугольными сандриками на кронштейнах. Жилой одноэтажный дом с мезонином на 7 осей, располагавшийся в центре участка, и старый дом на 7 осей с надстроенным мезонином мало отличались друг от друга. В 1835 г. Лазарев-Станищев пристроил к жилому флигелю в центре участка одноэтажные службы. Работы вел З. Ф. Краснопевков.
В 1842 г. согласно описи имущества Литейной стороны за генерал-майором Лазаревым-Станищевым числился каменный дом в 4 этажа, на дворе деревянный одноэтажный флигель и деревянные службы.
С момента создания 10 апреля 1843 г. Управление государственного коннозаводства размещалось в нескольких наемных помещениях, разбросанных по всему городу. В частности, Департамент занимал часть дома Лазарева-Станищева на Шестилавочной ул. (ныне ул. Маяковского). Это создавало сложности управления, а аренда обременяла бюджет. 29 декабря 1844 г. главноуправляющий государственным коннозаводством граф В. В. Левашов предложил объединить все службы, купив частный дом. Чуть раньше, в ноябре 1844, Управление выступило инициатором открытия под своим контролем аукционной продажи лошадей. 2 декабря 1844 г. в циркуляре по Управлению был напечатан указ. Согласно которому учреждалась аукционная контора и при ней конюшня для содержания лошадей перед продажей с взиманием платы с владельцев.
Было поручено Высочайшее разрешение на покупку дома Лазарева-Станищева и одобрены предоставленные планы и фасады. 11 января 1845 г. документы были утверждены императором. Уже в марте приступили к перестройке дома, а в ноябре В. В. Левашов рапортовал об окончании главных работ, на следующий год оставались лишь отделочные работы. После перестройки дом Управления выглядел как трехэтажное на подвалах длинное здание с проездной аркой и одном входом. Дом был расширен на 7 осей, в пристроенном полукруглом ризалите была устроена новая парадная лестница. Главный фасад был решен в формах безордерного ренессанса, что выразилось в рустовке почти всего фасада и в высоких полуциркульных окнах первого этажа. Подоконные ниши были декорированы филенками. Прямоугольные окна второго этажа имели профильные наличники с прямоугольными сандриками. Фриз из тесно поставленных сухариков шел под далеко вынесенным карнизом, над которым была устроена аттиковая стенка.
Вопрос об авторстве перестройки остается открытым. В адрес-календарях на 1843-1846 гг. в списках служащих Управления нет штатного архитектора, он появился лишь в 1847 и ненадолго. В документах по строительству упомянуто, что смета составлена в министерстве государственных имуществ. Обычно смету делал автор проекта. В 1844-1846 гг. штатным архитектором министерства служил А. К. Кавос. Можно предположить, что он автором проекта расширения здания.
17 февраля 1848 г. было высочайше утверждено Положение о Комитете Государственного коннозаводства, которое определяло структуру, обязанности, штаты, цвета и отличительные особенности мундиров и т. д. В штате состоял архитектор. Видимо тогда был принят В. П. Львов, который в своем академическом отчете за 1847-1848 гг. писал, что исправлял дом департамента Государственного Коннозводства. Т. о. работы по отделке затянулись, и завершал их Львов. В дальнейшем вплотную к дому Управления были пристроены здания аукционной конюшни и северного флигеля. В 1856 г. аукционная контора и конюшня успешно функционировали.
В 1848 г. Управление было присоединено к министерству государственных имуществ. По новому положению от 1850 г. канцелярия и департамент были упразднены с передачей функций Комитету Государственного коннозаводства. В 1856 г. Управление вновь стало самостоятельным.
В середине 1881 г. Управление коннозаводства было преобразовано. Во главе самостоятельного ведомства был поставлен генерал-адъютант граф И. И. Воронцов-Дашков, герой Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., известный коннозаводчик.
В начале 1880-х гг. штатным архитектором служил П. Ю. Сюзор, им была перестроена восточная часть аукционной конюшни – обветшавшие деревянные конструкции были заменены на металлические, изготовленные заводом Сан-Галли, отремонтированы потолки, полы, обновлены стойла, денники, желоба для кормушек. Другая, западная половина постройки, состоящая из 20 стойл, оставалась в аварийном состоянии. В 1884 г. Сюзора сменил В. Ф. Харламов. В 1887 г. по его проекту была перестроена западная часть конюшни: помещение со стойлами и манеж. Полностью была разобрана западная ветхая часть конюшни и сени, которые заменили тамбуром. В западной части помещался манеж, круглая арена которого была вписана в прямоугольное пространство, отделенное от конюшни входным проемом. При снятии сгнившего пола и балок под слоем трухи и земли был обнаружен цементный слой, который решено было оставить. Между полом и цементным слоем образовалось пустое пространство, которое использовалось для проветривания и удаления жидких отбросов. Чугунные столбы стойл и денников были укреплены кирпичной кладкой по цементу. Стойла разделялись каменными стенками. К передней стенке на болтах прикреплялись: чугунная кормушка, эмалированная водопойная чашка, ясли для овса и решетка для сена. Стена над кормушкой была облицована двумя рядами белых изразцов с карнизом по цементу, ниже она была обшита досками. Медные кольца для привязи находились в боковых частях стойла. Денники были отделены от стойл решетками, чугунными колонками и брусьями. Внутри они были обшиты досками, а выше, по кирпичной кладке, украшены изразцами. Все чугунные детали поставлялись заводом Вилькинса. Перед входом в манеж был устроен камин с зеркалом. Рядом - изразцовый шкафчик с водопроводным краном. Лестница для входа на сеновал, чугунная, винтовая, находилась непосредственно в манеже, который отапливался одной изразцовой и одной штукатурной голландскими печами. В дверях, ведущих из манежа во двор, у притолоки во всю высоту были поставлены вертикальные вращающиеся валы , чтобы лошади. Задевая их, не травмировали бока. За манежем помещался цейхгауз.
Фасад конюшни выглядел как ряд арочных ниш, разделенных пилястрами дорического ордера. В верхней части ниш были устроены полуциркульные фрамуги с веерной расстекловкой. Над проемами шел широкий фриз, отделанный профилированным карнизом. В центре конюшни над двускатной кровлей возвышалась башенка с дымовыми трубами. Левее (восточнее) помещения для стойл размещался манеж, фасад которого был оформлен, вероятно, так же.
Вероятно, по проекту Харламова был возведен в 1880-е восточный служебный флигель – двухэтажное здание с фасадом в 10 осей, оформленным дощатым рустом, образующим на первом этаже ложную аркаду. Фасад не был оштукатурен и являлся типичным примером обработки стен в кирпичном стиле. Центр здания акцентирован балкончиком и лучковым аттиком. В. Ф. Харламов служил в Управлении до 1891 г. В 1900-1903 гг. штатным архитектором Управления был техник А. В. Друкер.
Новый архитектор Управления П. П. Зенченко спроектировал манеж. Строительство велось в 1904-1905 гг. подрядчиком, купцом 2-й гильдии А. И. Пшонкиным. Манеж был устроен в центре на месте площадки для выездки лошадей и пристроен к старому каменному сараю (не сохранился. Его стена сейчас играет роль брандмауэра манежа), в котором разместили кладовую и фуражную По бокам манежа были сделаны два тамбура К августу 1904 г. каменные работы были завершены, после чего начали возводить купол. Цельный железобетонный купол по системе конструктора Геннебика (Hennebique) был установлен инженерами «французским гражданином» П. И. Моникуром т «швейцарским гражданином» Г. К. Эптером, представлявшим в России его фирму. В конце октября купол был в течение 46 часов испытан нагрузкой (мешки с песком) на 1/3 его поверхности. Прогиб составил всего 2 мм, что по заключению специалистов было блестящим результатом. В подвале южного тамбура сделали печь с котлом парового отопления системы «Кертинг». В следующем году шли отделочные работы , включая покрытие купола железом, декоративную отделку бетонных оконных проемов и штукатурку внутренней поверхности купола с обивкой пробкой. 16 июля 1905 г. все работы завершились , что было отмечено памятной беломраморной доской с надписью золочеными буквами.
Манеж – это круглый в плане павильон с пристроенными тамбурами. В ближайшем к южному тамбуру пролете находились ворота для лошадей. Оригинальность куполу придают конструктивные элементы - ребра жесткости, - не спрятанные под кровлю, а помещенные снаружи и играющие определенную эстетическую роль. Купол завершен световым фонарем в виде низкого граненого барабана (просветы закрыты), увенчанного многогранной низкой пирамидой. В соседнем ярусе купола сделаны из бетона окна-люкарны мансардного типа, оформленные волютами в барочном стиле. Наружный фасад решен в формах классицизма в виде аркады из полуциркульных окон, расположенных в нишах между рустованными пилястрами. Над раскрепованными фризом и карнизом установлены тумбы с металлическим парапетом между ними.
Над входным порталом и над проездной аркой размещены в глубоких нишах металлические барельефы, сделанные в технике выколотки. На барельефах изображены сцены скачек и укрощения коней (условные названия – «Жокеи» и «Диоскуры»). Барельефы имеют металлические рамы, обрамленные орнаментами из ионик и фистончиков (скульптор А. Л. Обер). Возможно, они появились в XIX в. Одновременно с ремонтом лицевого фасада, когда дом был перештукатурен, частично лишен руста, окна третьего этажа – наличников, а полуциркульные окна 1-го этажа заменены вписанными в арки прямоугольными. От первоначального декора сохранились только рамочные наличники и горизонтальное членение межэтажными тягами и профилированным карнизом.
В 1920-е гг. часть помещений была отдана под коммунальные квартиры. Кроме них в здании располагались Ленинградская государственная заводская конюшня и Северо-Западное статистическое управление.
На протяжении ХХ в. надворные флигеля и манеж неоднократно перестраивались, в частности. Западная стена манежа была сломана и на ее месте появились ворота для автомобилей разместившегося в нем гаража (впоследствии восстановлена).
В 1970-х гг. здания комплекса прошли капитальный ремонт с заменой перекрытий на железобетонные. В 1972 г. перед ремонтом сохранялись металлические ворота, металлический зонтик на кронштейнах над главным входом, там же четырехстворчатые филенчатые двери, деревянный тамбур в вестибюле, рустованные стены вестибюля, перила лестницы художественного литья, филенчатые двери в квартиры и др. элементы декоративной отделки. В настоящее время все утрачено. Сохранилось общее объемно-пространственное решение вестибюля : одномаршевая лестница на уровне цокольного – первого этажей, площадка первого этажа, перекрытая коробовым сводом, пол которой выложен метлахской плиткой; поворотная лестница с забежными ступенями , площадка второго этажа, также выложенная метлахской плиткой, и плафон третьего этажа в полукруглой части здания.
Произошли изменения и во дворе: здание аукционной конюшни, примыкавшее к зданию Управления, было «урезано» на две оси, пристроен тамбур-переход в выводной манеж. Оштукатурены кирпичные стены восточного флигеля.
Решениями Ленгорисполкома от 06.03.1970 и 29.05.1972 дворовые флигели и манеж были отданы балетной труппе «Хореографические миниатюры», созданной в 1969 г. известным хореографом Леонидом Якобсоном. Здесь находились администрация и репетиционные залы. В настоящее время СПб Государственный Академический театр балета им. Леонида Якобсона занимает три флигеля и манеж.
(Н. А. Яковлев Дом Главного управления государственного коннозаводства в Невский архив:
Историко-краеведческий сборник. Вып. Х. СПб.: «Лики России», 2012 С. 199-209
А. В. Корнилова Архитектурный комплекс Санкт-Петербургского управления государственного коннозаводства
как памятник периода эклектики. Вестник СПбГУКИ № 1(10) март 2012 С. 120-125)
Дворовая территория.
Корпус по Маяковского. Дворовой фасад
Лестничный ризалит
Полукруглый высткп лестницы главного корпуса
Слева -западный фасад манежа, справа- северный флигель
С 1827 по 1839 (?) в лицевом доме, принадлежавшем Карелиной проживал поэт-сатирик, критик и журналист Александр Федорович Воейков, редактировавший газету «Русский инвалид». По пятницам в салоне Воейкова собирались поэты.
В доме проживал советский поэт Всеволод Борисович Азаров (1913-1990)
В квартире № 2 проживал актер Александр Сергеевич Демьяненко (1932-1999).
По постановлению СНК РСФСР «Об упразднении Главного управления государственного коннозаводства» от 27 апреля 1918 г. все конные заводы, конюшни, случные пункты и рассадники были переданы в ведение Народного комиссариата земледелия и губернских земельных управлений.
Ленинградская областная государственная заводская конюшня отдела коннозаводства и коневодства управления сельского хозяйства Наркомата земледелия РСФСР (1918-1929)
Конюшня Главного управления государственного коннозаводства, существовавшая с 1903 г., в апреле 1918 г. перешла в ведение Комиссариата земледелия Союза коммун Северной области. Дальнейшая подведомственность: с сентября 1919 г. губернского земельного отдела, с 1920 г. Петроградского районного отдела Главного управления коннозаводства и коневодства Наркомата земледелия РСФСР, с 1922 г. Управления уполномоченного Наркомзема РСФСР по Северо-Западной области, с 21 октября 1924 г. губернского земельного управления, с 1928 г. Управления сельского хозяйства Наркомзема РСФСР, существовала до 1929 г. (spbarchives.ru 20.09.2017)
1923: Общество Конского Спорта - Надеждинская ул., 15 ("Весь Петроград - 1923". С. 254)
1924: Петроградская Государственная Конюшня -Надеждинская ул., 15 ("Весь Ленинград - 1924". С. 51)
1925: Ленинградская Государственная Конюшня; Ленинградская Губернская Заводская Конюшня (Губзавконюшня);
Районные стаистические курсы - Надеждинская ул., 15 ("Весь Ленинград - 1925". С. 51, 52, 70)
1926-1927: Ленинградская Государственная Заводская Конюшня (Губзавконюшня)
- Надеждинская ул., 15 ("Весь Ленинград - 1926". С. 35; "Весь Ленинград - 1927". С. 28)
1928: Северо-Западный Районный Союз Льноводов «Льносоюз» - Надеждинская ул., 15 (Весь Ленинград и область - 1928. С. 216)
1928: Государственная конюшня - Надеждинская,, 15.
Приведены тел. канцелярии и управления. Транспортный отдел - Каляева, 39 ([124]. С. 70)
1940: Ленинградская Областная контора ремонтных противогазовых мастерских Областного и Городского совета
Осоавиахима - Надеждинская ул., 15 (Весь Ленинград - 1940, С. 180)
В 2001 г. комплекс построек включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1851)
Репетиция молодёжного курса хореографии в здании бывшего манежа. Фото - stavlaleb, 2018.
<a href='https://www.citywalls.ru/house3975.html' target='_blank'>Главное управление государственного коннозаводства . Манеж -Государственная Конюшня - Театр балета им. Леонида Якобсона на Citywalls.ru</a>
Этот обыкновенный с виду трехэтажный дом был построен в 1885 году архитектором В. Ф. Харламовым и находится на улице Маяковского (бывшей Надеждинской) под = 15. Здесь до революции располагалось весьма солидное учреждение - Главное управление государственного коннозаводства, которое ведало конюшнями, аукционами для продажи лошадей, обществами конских испытаний, скачками, конскими выставками. Здесь также было Главное управление Российского общества покровительства животным, и, кроме того, - редакция ежемесячного журнала "Коннозаводство".
Над парадным входом и воротами здания установлены два чугунных барельефа работы А. Л. Обера. На одном из них три всадника на трех лошадях и две стоящие персоны в цилиндрах, тут же еще один всадник, вставивший ногу в стремя и готовый сесть в седло. На другом барельефе две лошади на задних ногах и перед ними всадник, держащий их за узду, а рядом еще два вздыбленных коня. Когда-то над этими барельефами были металлические козырьки. Сейчас эти черные барельефы значительно "травмированы" и требуют реставрации.
При входе во двор привлекает внимание низкое круглое здание с полукруглыми окнами и ребристым железобетонным куполом, окруженным легкой металлической решеткой, - это здание манежа. Двор, где когда-то находились конюшни, ныне перестроен. Сохранились галерея, идущая от манежа к двухэтажному зданию с большими окнами, и чахлый кусочек бывшего садика с двумя деревьями, и жалкий кустик. Исчезли чугунные головы лошадей, украшавшие стены конюшни. В самом манеже несколько лет тому назад располагалась балетная труппа "Хореографические миниатюры", руководимая выдающимся балетмейстером Л.В.Якобсоном, а после него А. А. Макаровым. Сейчас это помещение в забвении, и через загрязненные окна виден склад какой-то рухляди.
1923: Общество Конского Спорта, Надеждинская ул., 15. ("Весь Петроград - 1923". С. 254)
1924: Петроградская Государственная Конюшня,Надеждинская ул., 15. ("Весь Ленинград - 1924". С. 51)
1925: Ленинградская Государственная Конюшня; Ленинградская Губернская Заводская Конюшня (Губзавконюшня); Районные стаистические курсы, Надеждинская ул., 15. ("Весь Ленинград - 1925". С. 51, 52, 70)
1926-1927: Ленинградская Государственная Заводская Конюшня (Губзавконюшня), Надеждинская ул., 15. ("Весь Ленинград - 1926". С. 35; "Весь Ленинград - 1927". С. 28)
1928: Северо-Западный Районный Союз Льноводов «Льносоюз», Надеждинская ул., 15. ("Весь Ленинград и область - 1928» С. 216)
1940: Ленинградская Областная контора ремонтных противогазовых мастерских Областного и Городского совета Осоавиахима, Надеждинская ул., 15. ("Весь Ленинград - 1940", с. 180)
Немножко уточню про манеж. Он изначально был круглым (там же лошади по кругу когда-то ходили/бегали) и галереи, идущей от манежа к двухэтажному зданию с большими окнами, не было - весь манеж можно было обойти по кругу. Я жил в доме N:15 с 1960 по 1970 год и тогда, на моей памяти, снесли "заднюю" половину манежа (как ножом отрезали) и сделали "кусочек бывшего садика". Это было что-то вроде детской площадки - со скамеечками, песочницей и большими картинками с персонажами сказок, повешенными на образовавшейся "задней" стене манежа. Галерею, перегородившую проход справа от манежа, построили позднее.
Боже! Сколько тут всякой ерунды я прочитал (естественно, не всё). А ведь про это здание есть хорошая статья в "Невском архиве" Х. СПб., 2012. Стр. 199. Там названы правильно все строители и, главное, автор манежа, незаслуженно забытый. А про доску с именами архитекторов вынужден с прискорбием сказать, что там половина сведений неправильная.
ЕИСТ ничего больше не изменит, эта система была создана в 1999-2002 годах раз и навсегда в неизменном виде, в Интернете её нет более 10 лет, можно только скачать, если кто-то выложит.
"На улице попадались люди с санками, на которых лежали завернутые в простыню трупы. Таких «мумий» я видел и в нашей подворотне, приложенными к стене или лежащими возле нее. Позже в доме №15 по ул.Маяковского открыли морг и стали туда свозить умерших. Трупы, как дрова, складывали в любом подходящем месте. Страшное впечатление на меня произвели огромные и высокие поленницы трупов за оградами садиков Клиники им.Поленова и, на другой стороне улицы, роддома им.Снегирева."
Агеев Иван Иванович, 1900 г. р., уроженец д. Авдетово Киришского р-на Лен. обл., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., ст. агроном зернового управления Леноблзу, проживал: г. Ленинград, ул. Маяковского, д. 15, кв. 9. Арестован 5 июля 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 9 сентября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 9 сентября 1937 г.
Аникеев Петр Васильевич, 1894 г. р., уроженец г. Моршанск, русский, беспартийный, ст. экономист планово-производственного отдела Леноблзу, проживал: г. Ленинград, ул. Маяковского, д. 15, кв. 14. Арестован 4 июля 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 8 сентября 1937 г. приговорен ст. 58-7-8-11 к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 8 сентября 1937 г.
Тарасенко Адам Исидорович (Сидорович), 1905 г. р., уроженец д. Стопурево Оршанского р-на БССР, белорус, член ВКП(б) в 1928-1937 гг., слушатель Института красной профессуры, б. зав. плановым отделом Леноблзу, проживал: г. Ленинград, ул. Маяковского, д. 15, кв. 14. Арестован 5 июля 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 8 сентября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 8 сентября 1937 г.
Тильк Василий Иванович, 1891 г. р., уроженец д. Мерц Лифляндской губ., эстонец, член ВКП(б) в 1932–1938 гг., ст. инспектор земельной комиссии Облземуправления, проживал: г. Ленинград, ул. Маяковского, д. 15. Арестован 23 июня 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 9 октября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 12 октября 1938 г.
В 1990-е, до самой смерти здесь, в квартире 2 жил актер А. С. Демьяненко А. С. (1937-1999)
Этот обыкновенный с виду трехэтажный дом был построен в 1885 году архитектором В. Ф. Харламовым и находится на улице Маяковского (бывшей Надеждинской) под = 15. Здесь до революции располагалось весьма солидное учреждение - Главное управление государственного коннозаводства, которое ведало конюшнями, аукционами для продажи лошадей, обществами конских испытаний, скачками, конскими выставками. Здесь также было Главное управление Российского общества покровительства животным, и, кроме того, - редакция ежемесячного журнала "Коннозаводство".
Над парадным входом и воротами здания установлены два чугунных барельефа работы А. Л. Обера. На одном из них три всадника на трех лошадях и две стоящие персоны в цилиндрах, тут же еще один всадник, вставивший ногу в стремя и готовый сесть в седло. На другом барельефе две лошади на задних ногах и перед ними всадник, держащий их за узду, а рядом еще два вздыбленных коня. Когда-то над этими барельефами были металлические козырьки. Сейчас эти черные барельефы значительно "травмированы" и требуют реставрации.
При входе во двор привлекает внимание низкое круглое здание с полукруглыми окнами и ребристым железобетонным куполом, окруженным легкой металлической решеткой, - это здание манежа. Двор, где когда-то находились конюшни, ныне перестроен. Сохранились галерея, идущая от манежа к двухэтажному зданию с большими окнами, и чахлый кусочек бывшего садика с двумя деревьями, и жалкий кустик. Исчезли чугунные головы лошадей, украшавшие стены конюшни. В самом манеже несколько лет тому назад располагалась балетная труппа "Хореографические миниатюры", руководимая выдающимся балетмейстером Л.В.Якобсоном, а после него А. А. Макаровым. Сейчас это помещение в забвении, и через загрязненные окна виден склад какой-то рухляди.
Отсюда: