Публикация

Машинная школа Балтийского флота

Здание на карте
фото
Кронштадт
Петровская ул., 7Б
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль: Модерн

Машинная школа Балтийского флота                  модерн

г. Кронштадт, Петровская ул., 7

Пам. арх. (регион.)

 

Машинная школа Балтийского флота       Кронштадт, Петровская ул., 7 лит. А, Б, Д

  • фото
  • фото

    Открытка.
    сайт oldsp.ru

  • фото

    1900-1909 гг.
    (добавил danavan)

  • фото

    Заседание временного военного
    суда в здании Машинной школы
    Судят участников матросских
    волнений в 1905-1906 гг.

    С сайта oldsp.ru

  • фото

    Коридор Машинной школы

  • фото

    Кузница Машинной школы

  • фото

    1938-1940 гг.
    (добавил danavan)

  • фото

    1969 г.
    (добавил danavan)

  • фото

    РГИС 04.02.2009.
    (добавил danavan)

Машинная школа Учебного отряда Балтийского флота  (1917-1935)
Машинная школа Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота (1935-1937)
Электро-механическая школа Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота

(1937-1939)

Электро-механическая школа имени А. Г. Железнякова Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота   (1939-..)

(Архивы России

 

После Крымской войны (1853-1856 гг.) стало совершенно очевидным, что парусные корабли по своим возможностям уступают пароходам, и Россия приступила к осуществлению программы строительства кораблей с паровыми силовыми установками. Для их обслуживания потребовались кочегары, обучение которых было организовано во вновь сформированной в 1868 г. в Кронштадте Школе кочегаров - первом учебном заведении для подготовки младших специалистов парового и броненосного флота. 

 

Школа стала чем-то вроде "учебки" для призывников (по аналогии с советским периодом). Со временем перечень специальностей, по которым готовили юношей, расширился, стали готовить матросов-механиков для обслуживания машин и механизмов кораблей. В 1885 г. учебное заведение было преобразовано в Машинную школу Балтийского флота. В 1905 г. учебно-практическая база школы была расширена, для неё построили специальное здание в стиле модерн, сохранившееся до нашего времени как "Машинная школа". 

 

В начале Первой мировой войны в комплекс зданий Машинной школы перевели из Кронштадтского морского госпиталя Фельдшерскую школу. 

 

В 1840 г. была сформирована Фельдшерская школа при Кронштадтском морском госпитале для подготовки медицинских специалистов среднего звена. С 1857 г. она находилась в 5й оборонительной казарме. С 1881 г. школа находилась в 4й оборонительной казарме. В декабре 1916 г. Фельдшерскую школу собирались переводить из Машинной школы (надо выяснить, куда). 18 января 1918 г. школа переименована в Училище лекарских помощников, ликвидированное к лету того же года.

 

Осенью 1916 г. Морское ведомство решило открыть при Машинной школе отделения для подготовки младших авиационных специалистов и шофёров. Для размещения этих отделений в распоряжение Машинной школы передали часть "сарая" для хранения такелажа, находившегося на "Деловом дворе" (так в документах) 

Этот сарай подключили к электроснабжению и отоплению бывшего канатного завода.

 

Занятия с матросами начались в январе 1917 г. По окончании учёбы им присваивалось звание авиационного моториста 1-й статьи и автомобильного шофёра 1-й статьи. Кроме того были открыты классы для подготовки авиационных моторных унтер-офицеров. 

 

Ученики Машинной школы, в т. ч. и авиаторы, активно участвовали в событиях Февральской революции в Петрограде и перестрелке с правительственными частями в 1917 г., причём это участие было организованным, а не спонтанным. В связи с известными революционными событиями октября 1917 г., последующей реорганизацией армии и флота, а также формированием Рабоче-крестьянского военно-морского флота в 1918 г., эвакуацией высших органов Советской власти в Москву, затем началом Гражданской войны, подготовка младших авиационных специалистов (по крайней мере их) в Машинной школе была прекращена. 

 

Не вызывает никакого сомнения тот факт, что среди выпускников Машинной школы имеются выдающиеся военно-морские деятели, но это касается уже советского времени. Среди них, например, генерал-лейтенант авиации Петров Иван Фёдорович.

(добавил Galina Vabishchevich)

23-я электромеханическая школа имени А. Г. Железнякова

 

28 апреля 1868 г. в Кронштадте открылась школа для подготовки кочегаров парового флота на Балтике. Школа долгие годы являлась одним из старейших в стране учебных заведений подобного рода.

В 1885 г. школа преобразована в Машинную школу Балтийского флота для подготовки специалистов по обслуживанию корабельных паросиловых машин. В 1888 г. она называлась Школой машинных унтер-офицеров.

В 1907 г. для школы построили новое, хорошо приспособленное для учебного процесса здание в Кронштадте.

С 1917 г. она именовалась Машинная школа Учебного отряда Балтийского флота и готовила машинистов, машинистов–турбинистов, кочегаров, кочегаров–трубников, кочегаров–нефтяников для флотов Балтийского и Северного морей.

В 1937 г. школа преобразована Электромеханическую школу Учебного отряда Краснознамённого Балтийского флота.

В 1939 г. школе присвоено имя А. Г. Железнякова (революционный балтийский «матрос Железняк»).

После Великой Отечественной войны школе был присвоен номер, она именовалась 23-я электромеханическая школа имени А. Г. Железнякова и структурно была включена в состав 4го учебного отряда Военно-Морского Флота в Кронштадте.

Расформирована в феврале 2006 г., просуществовав почти 140 лет.

(добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Фото -
    Mary,
    09.2008.

  • фото

    Чугунная мостовая.
    Фото - Наталия, 02.2012.

  • фото

    Вид во двор
    с Петровской ул.

  • фото

    Фото - Виктор М, 04.2018.

Объект культурного наследия регионального значения
Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга.  (по состоянию на 06.08.2010 г.) (район Кронштадт [98])

  • фото

    Несущие металлические балки

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 01.04.2018.

  • фото

    Кадр из киносериала Подкидыш (2019)
    (добавил danavan)

  • фото

    Кадр из киносериала Подкидыш.
    2019

  • фото

    Кадр из киносериала Подкидыш (2019)
    (добавил danavan)

16 комментариев
13619 просмотров
Добавил: Mary, 25 Января 2012, 01:59
Редактировано: 21 Февраля 2023, 23:33
Оцените:
(11 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house19714.html' target='_blank'>Машинная школа Балтийского флота на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 7 Июня 2012, 01:01

    Для тренировки будущих кочегаров (по мере модернизации русского флота потребность в них становилась все сильней) в Кронштадте была создана специальная учебная площадка, главному окну которой зачем-то придали эффектные очертания в стиле модерн. Вновь просматривается столичная параллель: очень похожее окно украшало когда-то магазин «Жорж Борман» на Невском проспекте, исчезнувший вместе со старинным зданием, на месте которого теперь торговый дом Мертенса, раздавивший своей ренессансной громадой хрупкий декадентский изгиб витрины. Но то витрина, а для чего такое вычурное окно заводской мастерской? Сложно сказать, зато магазин с Невского сохранился хотя бы в такой упрощенной копии.

    http://kn.sobaka.ru/n111/03.html

  • 15 Февраля 2022, 10:45

    Я - не специалист по подготовке младших специалистов флота, но в общих чертах можно сказать так (текст мой):

     

    После Крымской войны (1853-1856 гг.) стало совершенно очевидным, что парусные корабли по своим возможностям уступают пароходам, и Россия приступила к осуществлению программы строительства кораблей с паровыми силовыми установками. Для их обслуживания потребовались кочегары, обучение которых было организовано во вновь сформированной в 1868 г. в Кронштадте Школе кочегаров - первом учебном заведении для подготовки младших специалистов парового и броненосного флота. 

     

    Школа стала чем-то вроде "учебки" для призывников (по аналогии с советским периодом). Со временем перечень специальностей, по которым готовили юношей, расширился, стали готовить матросов-механиков для обслуживания машин и механизмов кораблей. В 1885 г. учебное заведение было преобразовано в Машинную школу Балтийского флота. В 1905 г. учебно-практическая база школы была расширена, для неё построили специальное здание в стиле модерн, сохранившееся до нашего времени как "Машинная школа". 

     

    В начале Первой мировой войны в комплекс зданий Машинной школы перевели из Кронштадтского морского госпиталя Фельдшерскую школу. 

     

    В 1840 г. была сформирована Фельдшерская школа при Кронштадтском морском госпитале для подготовки медицинских специалистов среднего звена. С 1857 г. она находилась в 5й оборонительной казарме. С 1881 г. школа находилась в 4й оборонительной казарме. В декабре 1916 г. Фельдшерскую школу собирались переводить из Машинной школы (надо выяснить, куда). 18 января 1918 г. школа переименована в Училище лекарских помощников, ликвидированное к лету того же года.

     

    Осенью 1916 г. Морское ведомство решило открыть при Машинной школе отделения для подготовки младших авиационных специалистов и шофёров. Для размещения этих отделений в распоряжение Машинной школы передали часть "сарая" для хранения такелажа, находившегося на "Деловом дворе" (так в документах) 

    https://www.citywalls.ru/house20089.html

    Этот сарай подключили к электроснабжению и отоплению бывшего канатного завода.

     

    Занятия с матросами начались в январе 1917 г. По окончании учёбы им присваивалось звание авиационного моториста 1-й статьи и автомобильного шофёра 1-й статьи. Кроме того были открыты классы для подготовки авиационных моторных унтер-офицеров. 

     

    Ученики Машинной школы, в т. ч. и авиаторы, активно участвовали в событиях Февральской революции в Петрограде и перестрелке с правительственными частями в 1917 г., причём это участие было организованным, а не спонтанным. В связи с известными революционными событиями октября 1917 г., последующей реорганизацией армии и флота, а также формированием Рабоче-крестьянского военно-морского флота в 1918 г., эвакуацией высших органов Советской власти в Москву, затем началом Гражданской войны, подготовка младших авиационных специалистов (по крайней мере их) в Машинной школе была прекращена. 

     

    Не вызывает никакого сомнения тот факт, что среди выпускников Машинной школы имеются выдающиеся военно-морские деятели, но это касается уже советского времени. Среди них, например, генерал-лейтенант авиации Петров Иван Фёдорович. 

     

     

    Далее краткая историческая справка (текст мой):

     

    23-я электромеханическая школа имени А. Г. Железнякова

     

    28 апреля 1868 г. в Кронштадте открылась школа для подготовки кочегаров парового флота на Балтике. Школа долгие годы являлась одним из старейших в стране учебных заведений подобного рода.

     

    В 1885 г. школа преобразована в Машинную школу Балтийского флота для подготовки специалистов по обслуживанию корабельных паросиловых машин. В 1888 г. она называлась Школой машинных унтер-офицеров.

      

    В 1907 г. для школы построили новое, хорошо приспособленное для учебного процесса здание в Кронштадте.

     

    С 1917 г. она именовалась Машинная школа Учебного отряда Балтийского флота и готовила машинистов, машинистов–турбинистов, кочегаров, кочегаров–трубников, кочегаров–нефтяников для флотов Балтийского и Северного морей.

     

    В 1937 г. школа преобразована Электромеханическую школу Учебного отряда Краснознамённого Балтийского флота.

     

    В 1939 г. школе присвоено имя А. Г. Железнякова (революционный балтийский «матрос Железняк»).

    После Великой Отечественной войны школе был присвоен номер, она именовалась 23-я электромеханическая школа имени А. Г. Железнякова и структурно была включена в состав 4го учебного отряда Военно-Морского Флота в Кронштадте.

     

    Расформирована в феврале 2006 г., просуществовав почти 140 лет.

  • 22 Августа 2025, 13:26

    Мой дед Мельников Михаил Дмитриевич (1906г.р. окончил эту школу в 1928 году, споследствии он стал командиром подводной лодки ТО флота СССР

  • 22 Августа 2025, 15:31

    Ваш дедушка был неплохо образованным офицером уже к началу Великой Отечественной войны. Он окончил ВМУ им. Фрунзе, затем СККС ВМС и только в 1938 г. - УОПП им. Кирова, все три учебные заведения находились в Ленинграде. В его учётных документах нет информации о том, что он окончил эту школу, хотя и исключить этого нельзя. 

     

    До 1938 г. служил на Балтике, затем на ТОФ. Мужику повезло, всё-таки войну отслужил на Дальнем Востоке. Командовал "малюткой" ПЛ "М-7". Затем с сентября 1942 г. до мая 1946 г. командовал "щукой" ПЛ "Щ-127", на ней участвовал в войне с Японией (1945 г.)

     

    Орден  Красной Звезды (1944) и Красного Знамени (1949) получил за выслугу в ВМФ. А вот за что получил второй орден Красного Знамени в 1945 г. - это как раз очень интересно. Понятно, что за Японию, но наградной очень краткий, и по содержанию на Красное Знамя маловато. Думаю, что дедушку таким образом решили поощрить, т.к. командиром он был, судя по всему, хорошим. 

     

    Ордена Ленина у него нет, а за выслугу должен был получить в 1953 г. или чуть позже. Рано вышел в запас или отставку? Имеет орден Отечественной войны - ветеранский, награждён в 1986 г.

     

  • 22 Августа 2025, 19:10

    2025. Фрагмент схемы РГИС.

    Наименование ОКН: Машинная школа. Датировка: 1904 - 1906. Автор неизвестен.

    Адрес: г. Кронштадт, Петровская ул., дом 7, литера А; дом 7, литера Б; дом 7, литера Д.

    Категория охраны: Р. Основание: Решение исполкома Ленгорсовета № 644 от 06.08.1990. 

     

    2025. Фрагмент схемы РГИС.

    Адрес: г. Кронштадт, Петровская ул., дом 7, литера Б. 

    Тип: Нежилое. Площадь общая: 1563.7 кв. м  

     

    2025. Фрагмент схемы РГИС.

    Адрес: г. Кронштадт, Петровская ул., дом 7, литера А. 

    Наименование: Учебный корпус. 

    Тип: Нежилое. Площадь общая: 7276.7 кв. м

     

    2025. Фрагмент схемы РГИС.

    Адрес: г. Кронштадт, Петровская ул., дом 7, литера Д. 

    Тип: Нежилое. Площадь общая: 131 кв. м

     

    ВПб на 1912 г., О.I, стб.1215.

     

    ВПб на 1914 г., О.I, стб.1131.

     

    1905 - 1910. Ремонтная мастерская и главное здание Машинной школы.

    Источник: Краткий исторический очерк учреждения и деятельности машинной школы Балтийского флота в гор. Кронштадте 1885-1910 гг / [Сост.: с. с. Н.М. Фомин]. - Кронштадт, 1910. (pastvu.com)

     

    1905 - 1910.Ремонтная мастерская Машинной школы.

    Источник: Краткий исторический очерк учреждения и деятельности машинной школы Балтийского флота в гор. Кронштадте 1885-1910 гг / [Сост.: с. с. Н.М. Фомин]. - Кронштадт, 1910. (pastvu.com)

     

    1905. Зал суда над восставшими в помещении Машинной школы. (goskatalog.ru)

    Номер в Госкаталоге: 18750162.

    Номер по КП (ГИК): ЦВММ КП ФГ О-3189/2.

     

    1905. Зал суда над восставшими в помещении Машинной школы. (goskatalog.ru)

    Номер в Госкаталоге: 18750209. 

    Номер по КП (ГИК): ЦВММ КП ФГ О-3189/1. 

     

    1920-е. Котельное отделение Машинной школы. (goskatalog.ru)

    Номер в Госкаталоге: 26185944.

    Номер по КП (ГИК): ЦВММ КП ФГ О-7369. 

     

    1981. Здание бывшей Машинной школы Балтийского флота (pastvu.com)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32748
Готовится: 82
Посетители
Гостей: 4771
Всего сегодня: 2116