Публикация

Трансформаторная подстанция
первого городского электропоезда "ОранЭЛ"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Зазерский А. И.
Год постройки: 1914-1915
Стиль: Модерн

Фото - vladimir-2013, 04.2015

Трансформаторная подстанция первого городского электропоезда "ОранЭЛ"   Модерн

Пам. арх. (регион.)

пр. Стачек, 91

1914-1915  - арх. Зазерский Алексей Иванович

 

Трамвайный парк им. Котлякова (перед трампарком выставлен старый трамвай) ведет свою историю от депо Княжево, обслуживающее Оранэлу. В парк ведут трамвайные пути от кирпичного дома (пр. Стачек 91), который был когда-то трансформаторной подстанцией первого городского электропоезда. Эта электрофицированная линия была названа Ораниенбаумской электрической линией, сокращенно ОранЭЛ, в народе она называлась "Оранэла".

История такова. Самым первым проектом, разработанным ещё в 1890 г., предусматривалось проложить от Петербурга вдоль Финского залива к дачным посёлкам под Ораниенбаумом электрифицированный железнодорожный путь. Проект, в том числе изменение трассы дороги для обхода дачных земель, обсуждался долгих девять лет. Наконец, весной 1913 г. МПС России утвердило проектно-сметную документацию постройки первой в России отдельной электрической железной дороги Петербург – Ораниенбаум – Красная Горка (Краснофлотск) протяжённостью 66 км, а в июне того же года началось строительство. Согласно проекту предусматривалось электрифицировать дорогу на постоянном токе. Напряжение в контактной сети должно было составлять 1200 В. Для питания предусматривалась постройка двух центральных тяговых электростанций в Екатерингофе и Ораниенбауме.

Участниками строительства и авторами технических усовершенствований стали известные отечественные инженеры: профессор Политехнического института Александр Вульф, будущий академик Генрих Графтио, профессор Института инженеров путей сообщения Генрих Мерчинг и будущий профессор ЛЭТИ Александр Смуров.

Осенью 1914 г. были возведены искусственные сооружения и уложено 38 км двухпутного железнодорожного полотна, а от Нарвских ворот до Стрельны подвешена контактная сеть. Дальнейшей реализации проекта помешала Первая мировая война.

От заказанного за границей подвижного состава пришлось отказаться. Поэтому в декабре 1915 г. на первом открывшемся для пассажирских перевозок участке от депо Княжево до Путиловского завода пришлось пустить эвакуированные из Риги трамваи. В январе 1916-го рижские трамваи пошли по Петергофскому шоссе (пр. Стачек) до Нарвских ворот. К лету 1917 г. открылось движение от Нарвских ворот до Привала на Петергофском шоссе, позже – до Стрельны. В 1919 г. во время наступления Юденича на Петроград по этой дороге вывозили раненых от монастыря Сергиевской лавры.

  • фото

Однако позднее, в 1920-е гг., в связи с разрухой в стране были демонтированы рельсы и шпалы от Стрельны до Ораниенбаума, а силовые агрегаты Ораниенбаумской электростанции были разобраны и отправлены на другие объекты. В том числе для энергоснабжения уральских рудников. Снятые рельсы отправили в Баку для строительства пригородной электрической железной дороги. В связи с нехваткой электроэнергии на оставшемся действующем участке пути в часы пик трамвайные вагоны таскали паровозом.

Во время ВОВ трамвайные пути от Стрельны до города были разрушены. Существует легенда, что фашисты, захватившие в 1941 г. Стрельну и, увидев там трамвай, решили, что они уже вошли в Ленинград. Темп наступления спал, так как необходимо было готовиться к уличным боям. Но до войны город начинался только в Автово. Небольшая задержка позволила защитникам города выиграть драгоценное время для укрепления обороны города. На самом деле нерешительность фашистов связана с тем, что фюрер не давал приказа брать город, решено было покорить измором. Еще фюрер расчитывал на силы финнской армии, а она не тороппилась.

Часть этой линии от Нарвских ворот до Стрельны была восстановлена в 1953 г. и функционирует до сих пор (№ 36), другая её часть разобрана, но в районе станции Мартышкино и платформы «Университет» до сих пор можно видеть уцелевшие бетонные сооружения, принадлежавшие этой трамвайной линии.

В последнее время в здании располагался бассейн, тренажёрный зал, ещё что-то. Над входом весит план реконструкции дома под торгово-развлекательный центр. Однако, вероятно всвязи с появлением рядом другого ТРК, реконструкцию решили не проводить, и теперь бывшая трансформаторная подстанция стоит с заколоченными окнами в ожидании нового владельца.

 

Проект электрической железной дороги, от Казанского собора  в Красную Горку через Лигово и Ораниенбаум был представлен инженером И. П. Табурно в 1907 г. 19 июня 1909 г. был утвержден «Устав общества Ораниенбаумской  железной дороги». Общество выпустило 5-процентные акции и на эти средства в 1910 г. были начаты работы бельгийской фирмой под руководством инженеров Г. Графтио и А. Яковлева. Строящаяся дорога должна была пройти от Нарвских ворот через Стрельну в Ораниенбаум. Ее название «Оранэла» составлено из частей слов «Ораниенбаум» и «электричка». Движение должно было открыться в конце 1914 г, но помешала Первая мировая война. К тому времени через Петергоф уже были проложены рельсы, но дорога не была электрифицирована. Во время войны здесь ходил паровоз, потом через пять лет рельсы разобрали. В 1920 г. дорогу подчинили трамвайному управлению. Движение по «Оранэле» осуществлялось только до Стрельны, кольцо располагалось напротив Львовского дворца. Во время ВОВ мост через Стрелку был разрушен и движение восстановили лишь до восточной окраины Стрельны, где кольцо располагается и сейчас.

В 1980-х гг. на действовавшей подстанции возник пожар. После пожара ее переделали под спортивный комплекс.

(добавил  - Наталия, по материалам. Юхнёва Е. Д.

Из Петергофа в Стрельну по Царской(Нижней дороге. XIX век. Путеводитель. - СПб.: «Паритет». 2007. С.19-20)

  • фото

    Бывший зал трансформаторной
    подстанции. Сейчас он разделён
    на 4 этажа. Это лишь верхние окна
    Фото Олега Еверзова, 07.2019

  • фото

    2 этаж. Колонны подлинные

  • фото

    Чердак

  • фото
  • фото

    Цокольный этаж

  • фото

    Чердак

  • фото

    Цокольный этаж

  • фото

    Музей ОранЭЛы. Вагон ОранЭЛы

  • фото
  • фото
  • фото

    иностранный вагон

  • фото

    Линия у Тракторной ул.

  • фото
  • фото

    На фото макет шведского вагона,
    просто имитирующий
    железнодорожный вагон.
    Идеального сходства с вагоном
    Оранэлы нет.

  • фото

    Облигация
    (добавил Виктор М)

  • фото

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

21 комментарий
8751 просмотр
Добавил: Student, 11 Ноября 2009, 17:16
Редактировано: 26 Июля 2019, 15:16
Оцените:
(21 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house9454.html' target='_blank'>Трансформаторная подстанция первого городского электропоезда "ОранЭЛ" на Citywalls.ru</a>
Всего 21 комментарий
  • 16 Апреля 2011, 12:41

    демонтируют кровлю

    http://karpovka.net/2011/04/15/22024/

  • 11 Августа 2011, 21:23

    Название "Оранэла" возникло только после революции, шла жестокая борьба между гортрансом и ЖД, кому будет принадлежать дорога. В итоге от ЖД передали городским властям и постепенно она перешла в трамвайную линию.

  • 11 Августа 2011, 23:31

    Просьба подвт-ть инф-цию ссылками.

    И уточнять, какую рев. Вы имеете ввиду.

  • 21 Декабря 2011, 22:56

    "СПб ведомости" от 19.12.11 № 239 (5015) - в здании будет открыт пивной ресторан. Приспособлением здания  "для современного использования" занимается компания "Ганзейский союз". Когда все будет - пока неизвестно.

  • 29 Августа 2012, 19:33

    весьма интересные кадры из фильма "Ленинград в борьбе"

     

    http://s019.radikal.ru/i644/1208/42/6477c6ee4818.jpg

     

     http://s018.radikal.ru/i527/1208/bf/5e9ba8ffc12d.jpg

  • 29 Августа 2012, 21:11

    Ее название «Оранэла» составлено из частей слов «Ораниенбаум» и «электричка». 

     Вторая часть положения, мягко говоря, спорная. Откуда было взяться такой форме, если т. ск. содержания еще не существовало?

  • 29 Августа 2012, 21:36

    "Эта электрофицированная линия была названа Ораниенбаумской электрической линией, сокращенно ОранЭЛ, в народе она называлась "Оранэла"."

  • 19 Декабря 2012, 13:58

    В первые годы перестройки там был один из первых оздоровительных комплексов (тренажерный зал), как мне кажется, если бы не это, то здание вряд ли еще существовало до сих пор, так как взяли его в просто ужасном положение, реально это был общественный туалет.

  • 19 Декабря 2012, 14:26

    Когда был тренажерный зал? Перестройка началась в 1985 и закончилась в 1991. Помню, что лет 10-15 назад здесь занимались самбо и/или дзюдо.

  • 21 Марта 2014, 21:26

    ул. Стачек, 128. Подстанция им. Котлякова (Весь Ленинград-1931, в списке трамвайных). 

  • 8 Сентября 2014, 22:37
    Ответ на ""СПб ведомости" от 19.12.11 № 239 (5015) - в здани" от Наталия

    ...прошло почти три года. Только что получил письмо из райадминистрации - написали примерно то же самое, обещается пивной ресторан с пивоварней. Когда это будет (Если будет) - неведомо...

  • 15 Ноября 2014, 14:10

    Приспособливают с 2011 под ..пивной ресторан. Надеются открыть его в 2015.

    http://kanoner.com/2014/11/14/141824/

  • 24 Марта 2016, 12:18

    Я помню когда это был жилой дом. С ребятими из этого дома я учился в одном классе с 1980г по 1983г.

  • 8 Октября 2017, 17:27

     Снова типа спортивное предназначение - с недавних пор здание занято вот этим. На входе до сих пор шарики висят, мол "мы открылись".

  • 15 Сентября 2018, 11:32

    Менеджмент клуба высказал интерес к идее создания экспозиции, посвященной Оранэле

  • 13 Апреля 2019, 18:10

    6 апреля 2019 г. в цокольном этаже здании открыт Музей Оранэлы

  • 10 Декабря 2020, 15:14
  • 13 Октября 2021, 20:04

    В некоторых источниках можно прочитать, что автором проекта является известный архитектор того времени Алексей Зазерский. Зазерский действительно строил здания подстанций, но не для Оранэлы, а для городского трамвая.

    Они заметно отличаются друг от друга. Автором проекта всех зданий, построенных для Ораниенбаумской электрической железной дороги был инженер Фридрих Оскарович Тейхман, о чем благодаря исследованиям Н.Н. Гольцова стало известно совсем недавно.

    https://zen.yandex.ru/media/oranela/cem-sekretov-avtovskogo-shedevra-5fac249fd59a05137b4d0f45

  • 13 Октября 2021, 20:32

    Может пригодится - пусть полежит

    ВПг на 1914 О. I Ст. 414    В ВПб на 1913 еще нет

    ВПг на 1917 О. I Ст. 358-359

  • 30 Октября 2022, 15:03
    Ответ на "6 апреля 2019 г. в цокольном этаже здании открыт М" от sbarichev

     Посетил музей, фото стендов выкладывать здесь или есть тема на форуме?

  • 31 Октября 2022, 16:49
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 25 из 27
Трансформаторная подстанция
первого городского электропоезда "ОранЭЛ"
На фото макет шведского вагона,
просто имитирующий
железнодорожный вагон.
Идеального сходства с вагоном
Оранэлы нет.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31690
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3430