Публикация

Жилой дом с общежитием НКВД ("Милицейский дом") - Жилой дом

Фото - Mary, 07.2013.

Жилой дом с общежитием НКВД  ("Милицейский дом")           конструктивизм

пр. Энгельса, 55

серед. 1930-х - арх. Симонов Григорий Александрович, Абросимов П. В., Хряков А. Ф.   (Список...)

1936 (по ЕИСТ) -

 

Жилой дом

 

 

Пятиэтажный жилой дом, построенный в середине 1930-х гг. - единственное в этой части пр. Энгельса жилое здание периода конструктивизма (арх. Г. А. Симонов, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков).

Протяженный фасад повышен в правой части до шести этажей. Торец этой части надстроен декоративной стенкой. Появление некоторого декора указывает на переход от чистого стиля к следующему историческому периоду. Больший урон первоначальному замыслу авторов наносит стихийное остекление лоджий и устройство новых магазинов в цокольном этаже, а также размещение на фасадах рекламы.       ([90])

  • фото

    (фото сайт pastvu.com)
    (добавил sperling)

  • фото

    1959-1962. Удельная, пр/ Энгельса.
    Слева - дом 55, справа - дом 53.
    (Семейный архив Юлии Смирновой)
    Фото -vk.com pastvu.com

  • фото

    1959 Пр/Энгельса, дом 55.
    На фото изображена средняя
    часть дома (4 подъезд).
    (Семейный архив Юлии Смирновой)
    pastvu.com (добавил V_Malyj)

  • фото

    1959-1962. Удельная, пр. Энгельса.
    ( Семейный архив Юлии Смирновой)
    Фото -vk.com pastvu.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1964. Пр. Энгельса. Вид с балкона
    д. №70. Фото - В. М. Емельянов
    facebook.com pastvu.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2021. Фрагмент схемы РГИС.
    (добавил V_Malyj)

В доме находилось общежитие МВД, поэтому местные жители называли его "Милицейским".  (добавил: Suokas)

 

Сегодня дом на пр. Энгельса, 55, с полным правом можно назвать архитектурной достопримечательностью района - оно является единственным здесь жилым зданием эпохи конструктивизма. От внимательного исследователя не ускользнет характерная деталь тех лет: в оформлении оград лоджий использован советский символ - серп.

В народе дом называли «милицейским», поскольку он предназначался для сотрудников милиции и их семей. После того как дом построили и заселили, возле него сделали трамвайную остановку, которую тоже называли «милицейской». При этом следующая остановка оставалась совсем рядом, буквально в ста метрах, – у пересечения проспекта Энгельса и Скобелевского.  ([48], Mary)

  • фото

    Угол пр. Энгельса
    и Гаврской ул.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 07.2013.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 11.07.2020.

  • фото

    Северный и западный фасады.
    Вид со стороны пр. Энгельса.
    Слева - дом 1 по Гаврской ул.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 04.2021.

  • фото

    Дворовые фасады.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 04.2016.

  • фото

    Фото - sperling, 11.2013.

  • фото

    2-этажное здание
    во дворе.

  • фото

    Фото - Александр ОТ,
    11.02.2012.

  • фото

    Бывшая котельная
    во дворе (лит. Б)

1965:  Детский сад № 47/3 Выборгского района     - пр. Энгельса, 55    ([108]. С. 31.)

1988:  Клуб "Дружба" ЖУ № 34 Выборгского района   - пр. Энгельса, 55-б    ([125]. С. 189)

2003: ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, общежитие - 194017, пр. Энгельса, 55 (Весь Петербург - 2003. С. Б-361)

2009:  Общежитие N 6 УМТ и ХО тыла ГУВД     - Энгельса пр., 55   (для семей сотрудников милиции)

          и больше десятка магазинов и примкунувший к ним "ПетроЭлектроСбыт" на первом этаже.

          Детсада не обнаруживается          (TopPlan 2009)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (695).

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - GT

  • фото

    Лестница № 1
    (самая северная)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 01.2017.

44 комментария
6928 просмотров
Добавил: GT, 26 Ноября 2009, 19:36
Редактировано: 27 Апреля 2021, 15:26
Оцените:
(18 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house9626.html' target='_blank'>Жилой дом с общежитием НКВД ("Милицейский дом") - Жилой дом на Citywalls.ru</a>
Всего 44 комментария
  • 26 Февраля 2010, 01:01

    Был милицейской общагой, местные жители называли его "Милицейский дом".

  • 19 Июня 2011, 23:16

    Традиционная для Симонова низкая подворотня на столбах здесь уже мутировала в сторону классицизма. Квадратные столбы здесь заменены упрощенными колоннами:

    фоторепортаж легендарного блогера babs71

    http://babs71.livejournal.com/348020.html#cutid1

  • 21 Июня 2011, 02:43

    newrussian, спасибо за интересную ссылку.. Блогер и правда замечательный. Вы можете что-то прибавить о его легендарности?

  • 21 Июня 2011, 07:23

    И мне нравятся посты бабс71'а

  • 21 Июня 2011, 13:13

    записывайтесь к нему на экскурсию...:))))) он же предлагает свои услуги!

  • 21 Июня 2011, 14:31

    Там много, кто выступает, но не всех полезно слушать.

  • 21 Июня 2011, 15:44

    Бабушкин хороший, дотошный, но на экскурсию к нему не пойду из-за тембра его голоса - просто не воспринимаю.

  • 21 Июня 2011, 15:47

    Я пытался узнать вехи его проф. биографии, но не нашел. А Вы что-н. знаете: почему тов. водит экскурсии, напр.?

  • 21 Июня 2011, 15:54

    вы имеете ввиду: зачем ему это надо, водить экскурсии? :)

  • 21 Июня 2011, 15:57

    Нет, я имею ввиду, а почему мы должны верить тому, что он на них говорит?

  • 21 Июня 2011, 16:03

    так то ж "разговорный жанр", а не докторская диссертация.. :)  Он же не подписывается нигде под текстом.

  • 21 Июня 2011, 16:04

    А зачем верить? Можно слушать и смотреть. Он показывает места, которые нашел и которые ему показались интересными.

  • 21 Июня 2011, 16:13

    Я как-то не привык слушать не вникая, мозг сразу начинает обработку инф-ции :))

    Вот тут был на переговорах в одной гиперкультурной стр-ре. Ну то, что мужчины не встали при входе дам в кабинет, это не ново, но лично мне все еще неприятно и стыдно перед коллегами, с к-рыми я приходил. Но дальше эти высококультурные спец-ты стали рассказывать... Помните, как в "Каменской" - молчи, считай до скольки-то там? Хорошо, мы заранее договорились считать до самого конца встречи - на каждую 2-ю реплику хотелось стукнуть, чтобы стали они "фиолЭтовым в крапинку" - с апломбом таким и такой бред. Моя коллега "собаку съела" на этих вопросах в архивах, так она даже очки-хамелеоны надела, чтобы не было видно ее озверевших глаз. Уж и мне было понятно, что не может быть все так плоско, как обрисовывали эти "мэтры" от культуры.

  • 21 Июня 2011, 16:19

    Я сказал "не вникать"? Я сказал про "верить".

  • 21 Июня 2011, 16:22

    надо сказать, что тон Его комментов весьма лояльный ко всем стилям; в отличие от тональности комментатора СОБАКИ.РУ, который явно не в ладах с чувством меры в излиянии негатива на конструктивизм.

  • 21 Июня 2011, 16:34

    Я сказал "не вникать"? Я сказал про "верить".

    Я Вас понял, но если я слышу текст и меня инф-ция, как минимум, настораживает, то мне трудно воспринимать дальше и уж т.б. просто любоваться красотами.

    Дубин тоже лоялен, но... мы это уже не раз обсуждали :))

  • 21 Июня 2011, 18:09

    Короче, моя поняла так: туда не ходи, сюда не ходи - информация по башке попадёт... (и далее по тексту).

    Это я про критику экскурсий и гидов. Не только конкретно здесь, ещё, помнится, пешеходные экскурсии на одном из сайтов (сейчас с ходу не вспомню, каком конкретно) раскритиковали.

    И куда теперь наивной уральской девушке податься по приезду в ваш город - ума не приложу...

  • 21 Июня 2011, 18:36

    Я когда бываю за границей (предпочитаю там отдыхать, чтобы именно отдыхать), заранее перебираю материалы по городам, где буду (в РНБ перебираю :)). А потом беру в г-це карту и шастаю по своему плану. И все коллеги так и поступают - никаких гидов никогда.

    Меня однажды затащили на экскурсию к одной гиперэкскурсоводу. Вполне себе такая экзальтированная любовью к Петербургу дама, хвалили ее очень. Ну ладно... Минуты через две она спутала императриц по им. Мария Федоровна. Я уточнил, к-рая - т.к. это как-то разные эпохи, дама была не в курсе, что было 2 таких имп-цы. Пошли дальше. Она про зубной кабинет (а таких вообще-то в то время и не было!), к-рый якобы был в таком доме и у такого-то врача. Я говорю, у врача? Ну да, у д-ра Тютькина. Что за д-р, что лечил? Ну как что - зубы? Так он был зубной врач? Ну к-но, раз зубы лечил! Так он не д-р тогда. Т.е как это... Слышать поток нелепости было невозможно. Замял. Дальше... арх-р такой-то построил этот дом... отличная мысль, наверно, новая находка в архиве - арх-р жил на 40 лет дольше, чем думали прежде.

    Моя приятельница, что затащила, сама предложила уйти, чтобы больше не дергаться... ФИО дамы не скажу - не запомнил ИО, а фамилию как-то так и не сказали.

  • 21 Июня 2011, 20:29

    Я последние лет 5 тоже "дикарём" в Петебурге отдыхаю. А вот верить - после ваших, Алекс, высказываний - поняла, никому нельзя. Кроме РНБ, которая в наших краях почему-то не водится.

  • 21 Июня 2011, 20:42

    Дык мы ей и гордимси :)) Правда, уничтожают ее с каждым годом все быстрее :((, люди уходят и уходят из жизни - видимо, не выдерживает сердце видеть это разрушение.

  • 25 Сентября 2011, 21:00

    а это тоже уже постконструктивизм или ещё просто конструктивизм? недосталинка

  • 26 Сентября 2011, 01:04

    Что мы называем постконструктивизмом? И был ли такой?

  • 26 Сентября 2011, 01:11

    В доме находилось общежитие МВД, поэтому местные жители называли его "Милицейским".  (добавил: Suokas)

    Временные рамки?

  • 26 Сентября 2011, 22:28

    Голубчик, Вы бы датировки-то основных событий в истории России все-таки подучили.

  • 26 Сентября 2011, 22:53

    Лиз, мы поторопились ого-го!

     

    Кирова убили 1 декабря 1934 года, Берия стал наркомом ВД СССР в 1938 г. И помимо этих событий происходило еще масса всего, что влияло на развитие арх-ры и стр-ва в СССР и Л-де в частности.

  • 27 Сентября 2011, 00:40

    Постконструктивизм — введённое С. О. Хан-Магомедовым[источник не указан 50 дней] название для стиля советской архитектуры 30-х годов XX века, когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. В эту же эпоху многие здания, первоначально выстроенные в стилистике конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении.

    Некоторые исследователи предпочитают говорить не о постконструктивизме, а о советском варианте стиля ар деко.

     

    В 1930-е годы бунтарство и аскетизм конструктивизма перестали быть нужными государству победившего пролетариата. Период 1932-1936 годов иногда называют «Постконструктивизмом», он характеризует переходный период к монументальной пропаганде сталинского периода. Наряду с элементами конструктивизма появляются арки, карнизы, лоджии, колонны. В Петербурге такие здания редки; можно привести в пример Фрунзенский универмаг (1934-1938 годы, архитекторы Е. И. Катонин, Л. С. Катонин, Е. М. Соколов, К. Л. Иогансен, Московский проспект, 60), здание ОГПУ-НКВД («Большой дом»), 1931—1932 годы, архитекторы А. И. Гегелло, А. А. Оль, Н. А. Троцкий с участием Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина и др.), а также здание бывшего Гидрометеорологического техникума (ныне Санкт-Петербургский финансово-экономический колледж) на Съезжинской улице, 15-17, построенное в 1938 году.

    wiki/

  • 20 Сентября 2012, 12:55

    № 108. С. 31.

    Детский сад № 47/3 Выборг. р-на - пр. Энгельса, 55.

  • 1 Ноября 2013, 23:59

    Не мешало бы во двор заглянуть с фотоаппаратом. 

    Фото северного торца до пристройки корпуса по Гаврской ул.

    https://pastvu.com/p/156888

     

    Во дворе  было сталинское "баракко"       см. публ.

    https://pastvu.com/p/156890

  • 2 Ноября 2013, 00:43

    во дворе детсад есть 1930-х гг. д.55Б. Судя по номеру построен был вместе с жилдомом.

  • 2 Ноября 2013, 04:43

    TopPlan 2009:

    - Общежитие N6 УМТ и ХО тыла ГУВД

    Адрес: 196017, Санкт-Петербург, Энгельса пр., 55
    Примечание: Для семей сотрудников милиции

    + больше десятка магазинов и примкунувший к ним "ПетроЭлектроСбыт" на первом этаже.

    Детсада не обнаруживается.

     

    На плане же Треста ГРИИ 2004 г. здание показано как нежилое.

     

    В "Кратком телефонном спр-ке 86" по этому адресу детсад не указан.

  • 2 Ноября 2013, 08:55
    Ответ на "TopPlan 2009: - Общежитие N6 УМТ и ХО тыла ГУВД Ад" от Александр ОТ

     1. Про 2-х этажное во дворе.

    Посмотрел да подумал: возможно это была котельная и хозблок.

    На фото с pastvu четко видна труба. Вероятно, в 1960е надобность в местной котельной отпала и здание перепрофилировали, а трубу снесли.  

    2. Следует ометить, что проход сквозь дом устроен не в случайно выбранном месте по генплану.

    Проход расположен по оси бывшей улицы, которая пролегала в 1930е гг. от пр.Энгельса в сторону пр.Тореза. Её остатки сохранились вдоль торцов пятиэтажек 1960-х гг., построенных по Гданьской ул. 

    Эта улица нанесена на генплане 1955 года, только не разобрать название, вроде  "...Павловская".?

  • 2 Ноября 2013, 11:25

    3. На военной аэрофотосъемке такая обычная для сталинских времен картина:

    (подтверждая истину, что большинство жилья в 1930е строилось в виде деревянных 2-х эт зданий с печами и люфтклозетами, холодным водоснабжением -кран в кухне. Настоящие "сталинки" - это они) 

    За этим элитным домом к моменту его строительства  располагается целый квартал ровными рядами расположенных деревянных бараков.

    Это вероятно был целый комплекс зданий, минигородок одного ведомства.

    Осью его городка была улица  "...кавловская ул"., Павловская?  

    Что за история стр-ва здесь было б интересно узнать. Возможно,что  бараки частично разобрали на дрова еще в блокаду, т.к. на генплане 1955 уже почти ничего из этих рядов домов нет.

    А в 1961-62 на месте бараков построили 5-ти этажки.

  • 2 Ноября 2013, 12:57

    На предреволюционной и предвоенной картах это Павловская улица, отходила от Энгельса напротив Заславской улицы.

  • 2 Ноября 2013, 13:02
    Ответ на "На предреволюционной и предвоенной картах это Павл" от Student

    Нельзя так точно утверждать, по-моему есть сдвижка осей этих улиц. 

    точность этих СХЕМ (это не карты в обычном понимании) - невысока , + или -  50-100 метров там нормально.

  • 2 Ноября 2013, 13:04

    По структуре дома могу предположить, что повышенная 6-ти этажка - общага изначально была. Надо проверить на месте. а остальная 5-ти этажная часть - квартиры боссов НКВД.

  • 2 Ноября 2013, 16:33

    Последнее фото в публикации относится к соседнему зданию под №53.

    На плане Треста ГРИИ (середина 1990-х [???] гг.) с трудом читается поясн.надпись к 2-этаж.зданию - "котельная".

  • 10 Мая 2014, 20:06

    Общага была сразу же и продержалась до приватизации. Туда селили холостых милиционеров. Основная часть дома далеко не только для "боссов", но метраж квартир по всему дому одинаковый. В нашей нынешней квартире на втором этаже основной части жил сначала генерал. Вскоре то ли съехал, то ли расстреляли. А на четвертом этаже того же подъезда получил квартиру мой дед, который служил в Угрозыске. Офицер, но не из начальников. После выбытия генерала наша семья переехала в его квартиру. Во дворе дома был и есть двор, заросший черемухой. Двухэтажное здание во дворе -- сначала котельная, потом жилконтора (до начала 80-х), потом подростковый клуб "Дружба", коим и остался (дом детского творчества "Олимп"). Упомянутая sperlimg'ом башня ПВО известна под названием голубятни. В годы блокады действительно использовалась по назначению, для наблюдений.

  • 10 Мая 2014, 20:14

    В этой истории важно привязать события к датам . Представления о комфортности жилья меняется во времени. То, что было элитным в 1938 сегоня таковым не считается. Поэтому предполагаю , что генералам в каком то году стали давать более роскошные апартаменты в более элитных домах, а эти квартиры перешли в разряд неэлитных и стали предоставляться уже не генералам, а чином пониже.  :-)

  • 25 Мая 2014, 15:37

    В этом доме Степашин жил. И ещё на первом этаже была ментовская столовая.

  • 5 Августа 2016, 09:23
  • 10 Августа 2016, 10:23

    1988: Клуб «Дружба» ЖУ № 34 Выборгского р-на, пр. Энгельса, 55-б. ([125], с. 189).

  • 5 Апреля 2020, 09:25

    Судя по старинному фото, шестиэтажная часть здания была построена позже, на фото её нет!

  • 5 Апреля 2020, 09:36
    Ответ на "Судя по старинному фото, шестиэтажная часть здания" от Suokas

     Есть, фото сверху просто засвечено.

  • 5 Апреля 2020, 18:57

    Да, Вы правы, разглядел, простите баламута!

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 35 из 36
Жилой дом с общежитием НКВД ("Милицейский дом") - Жилой дом
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31690
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 8947