Публикация

Дом М. С. Мальцевой -
Дом Общества для заклада движимых имуществ

Здание на карте
фото
Архитекторы: Сюзор П. Ю.
Моравицкий С. А.
Балбашевский И. Л.
Год постройки: 1872, 1911-1912
Стиль: Модерн

Дом М. С. Мальцевой -                                                                   модерн  (Кириков)

Дом Общества для заклада движимых имуществ

 

1-я четверть XIX века - автор не установлен

1872 - арх. Сюзор Павел Юльевич - надстройка, изменение фасада (не сохран.)

1911-1912 - гражд. инж. Моравицкий Сигизмунд Антонович - новое здание

                  военн. инж. Балбашевский Иван Леонардович - завершение     (Список...)

  • фото

    Фиксационный
    чертеж 1872 г

  • фото

    1872 г.
    Генеральный
    план

  • фото

    Разрешение от
    12 августа 1872 г.

  • фото

    1872 г. Новый фасад здания

  • фото
  • фото

    План
    3-го эт.

  • фото

    План
    4-го эт.

  • фото

    1912 г.
    Генеральный
    план

  • фото

    Разрешение от
    17 февраля 1912 г.
    (добавил S.P. )

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2019 г.

При строительстве этого здания был снесен стоявший на этом месте дом, который, как мне кажется, был интереснее по архитектуре. Чертежи этого дома есть в делах:

1. Чертежи дома на участке, принадлежавшем М. С. Мальцевой, М. С. Бутурлиной, Пантелеймоновскому отделению акционерного общества для заклада движимых имуществ по Литейному пр., 29 Крайние даты документов: 1871  - 1912 Количество листов: 70                                                                                               ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 4213

2. Чертежи дома М. С. Мальцевой по Литейному пр.,29 Крайние даты документов: 19.10.1871 - 10.02.1898 Количество листов: 44                                                                                                                      ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 457

Старый фасад дома, фиксационный чертеж 1872 г. ((1), лист 16-17)

Это было эффектное, монументальное ампирное здание первой половины XIX в. По чертежу неясно, были ли на фасаде колонны или пилястры, но судя по тому, что после перестройки (см. далее) на фасаде были колонны, можно предположить, что они были здесь и раньше, с самого начала.

 

В 1872 г. дом был перестроен для жены коллежского секретаря Марии Сергеевны Мальцевой по проекту П. Ю. Сюзора. Представлены генеральный план с подписью Сюзора ((1), лист 15) и обратная сторона листа - датированное 12 августа 1872 г. разрешение на "надстройку 4 этажа с обеих сторон существующего мезонина лицевого дома для образования полного 4 этажа и с выведением под один общий [карниз? – S.P.] с сим последним под лит А.А и изменение лицевого фасада". Новый фасад здания ((1), фрагмент листа 18-20).

Здесь представлен весь лист целиком. Внизу стоят даже две подписи П. Ю. Сюзора - в разных качествах: "Проект составлял архитектор П. Сюзор" и "Начальник чертежной архитектор П. Сюзор". Проект Высочайше утвержден 21 июля 1872 г.  

Представлены планы третьего этажа и перестроенного и частично надстроенного четвертого этажа ((1), листы 24 и 21). Кроме прочего, на плане третьего этажа видно, что фасад украшали именно колонны, сохранившиеся от прежнего здания.

О том, что этот проект был осуществлен, свидетельствуют фиксационные чертежи 1887 г. в деле (2).

В 1912 - 1913 гг. [99] на этом месте был построен новый доходный дом Общества для заклада движимых имуществ по проекту С. А. Моравицкого. Можно посмотреть генеральный план с подписью С. А. Моравицкого ((1), лист 33) и датированное 17 февраля 1912 г. разрешение на "постройку лицевого шестиэтажного, с мансардом, лит. А, и надворного шестиэтажного, лит. Г, каменных, на подвалах флигелей; переустройство надворного заднего флигеля и надстройки двух этажей на боковых надворных флигелях, лит. В и Б" (обратная сторона того же листа). На генеральном плане очертания нового лицевого корпуса накладывается на очертания старого здания, а в тексте разрешения говорится не о перестройке лицевого корпуса, а именно о постройке нового (в отличие от надворных флигелей, которые перестраиваются).

Таким образом, существовавшие надворные флигели были перестроены, а лицевой дом - снесен и заменен новым.

В [99] данная работа П. Ю. Сюзора отсутствует. 

(добавил S.P.)

 

 

Существующий в настоящее время шестиэтажный дом построен в 1911-1912 гг. по проекту арх. С. А. Моравицкого.

Постройка выделяется лаконичностью и соразмерностью частей. Фасад облицован гранитом различных оттенков с декоративной каменной штукатуркой.

После смерти Моравицкого работы завершал военн. инж. И. Л. Балбашевский.

Для дома характерна и художественная обработка дворовых фасадов.

(по материалам [71])

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1812)

  • фото

    Все фото -
    фасадная
    парадная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Декор над межэтажной
    лестничной площадкой

  • фото

    Холл

  • фото

    Декор над лестничным
    маршем

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 07.11.2010
    .

  • фото

    Фрагмент камина

  • фото

    Фото - Виктор М,
    07.11.2010
    .

  • фото

    Фото - Mary

  • фото

    Левая парадная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary,
    02.2011.

  • фото

    Правая
    парадная.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Левая парадная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Елена, 01.2014.

  • фото
  • фото

    Парадная
    лестница №1.

  • фото
  • фото

    Декор над камином

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 04.2015.

  • фото

    Черная
    лестница

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер,
    06.2019.

19 комментариев
5878 просмотров
Добавил: Blackadder, 25 Марта 2009, 22:55
Редактировано: 28 Мая 2022, 14:24
Оцените:
(22 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house5036.html' target='_blank'>Дом М. С. Мальцевой - Дом Общества для заклада движимых имуществ на Citywalls.ru</a>
Всего 19 комментариев
  • 18 Июня 2009, 10:52

    Стиль-модерн.Б.М.Кириков."Архитектура петербургского модерна" 2003г.

  • 8 Ноября 2010, 00:44

    Современный шестиэтажный дом построен в 1911-1912 гг. по проекту рано умершего арх. С. А. Моравицкого.

     

    Ныне существующий ... дом. И инф-ция по раннюю смерть арх-ра должна быть вынесена или в скобки, или в др. предл., если это столь необходимо упоминать. А упоминать нужно - именно в контексте того, что постройку завершал др. спец-т.

  • 29 Сентября 2015, 10:13

    1926, 1927, 1928, 1929: 28-е почтово-телеграфное отделение; сберкасса № 20, пр. Володарского, 29. («Весь Ленинград - 1926". С. 128),(«Весь Ленинград - 1927". С. 135), («Весь Ленинград и область - 1928". С. 159), («Весь Ленинград и область - 1929". С. 137).

    1930, 1931: 28-е почтово-телеграфное отделение; сберкасса № 64, пр. Володарского, 29. («Весь Ленинград и область - 1930". С. 148), («Весь Ленинград - 1931". С. 156).

    1932, 1933, 1934, 1935, 1937, 1939: 28-е почтово-телеграфное отделение; 64-я сберкасса при 28-м отделении, пр. Володарского, 29. («Весь Ленинград - 1932". С. 136, 303), («Весь Ленинград - 1933". С. 408, 435), («Весь Ленинград - 1934". С. 382, 413), («Весь Ленинград - 1935". С. 452, 493), (1937- Ленинград список абонентов", С. 290, 298).

    1939, 1940: 28-е почтово-телеграфное отделение; 64-е отделение Дзержинской районной центральной сберкассы, пр. Володарского, 29. («Ленинград - 1939", с. 207, 217), («Ленинград - 1940", с. 262, 274).

    1965, 1988: 28-е отделение связи, Литейный пр., 29. ([108], с. 144),  ([125], с. 354).

     

  • 30 Сентября 2015, 03:12

    1973: Почтово-телеграфные отделения сявзи

    192028 — Литейный пр., 29 ([211]. С.250)

    1973: Переговорные телефонные пункты по районам

    Дзержинский р-н

    Литейный пр., 29 ([211]. С.254)

    1973: Междугородный монетный телефон-автомат

    Дзержинский р-н

    Литейный пр., 29, 28-е отд. Связи ([211]. С. 257)

     

     

  • 30 Сентября 2015, 08:39

    Александр ОТ!

    Я удалил ссылку ([211]. С.250).

     

  • 30 Сентября 2015, 08:53

    почему в титуле Сюзор? к существующему дому он не имеет никакого отношения.

  • 30 Сентября 2015, 14:41

    да.

    искренне рекомендую кураторам сайта такой общий принцип:

     

      1. в голове публикации - сведения только о таких стройках-перестройках здания ( и соответственно о произведших их зодчих - техниках),

    которые сейчас можно видеть и потрогать, как снаружи, так и внутри

     

    иначе получается  копилка различных курьезов, особенно при использовании поиска

     

     2. в основном тексте сведения о перестройках здания вести в обратно- хронологическом порядке

    (как в резюме при поиске работы )

  • 30 Сентября 2015, 23:04

    1988: 28-е городское отделение связи, Литейный пр., 29. ([125], С. 354)

     

    TopPlan2009:

    - Отделение почтовой связи N28 Центрального района - Литейный пр., 29

    - ООО "Дофин" салон детской мебели - Литейный пр., 29

    - ЗАО "Русский Персонал" агентство по подбору персонала - Литейный пр., 29; 2-й двор

    - "Эталон" - Литейный пр., 29

    Примечание: Фасадные работы
    Виды работ: ремонтные работы, отделочные работы, кровельные работы

  • 25 Февраля 2016, 20:57

    1934, 1935: 360-й детский очаг Смольнинского р-на, района, Литейный пр., 29. («Весь Ленинград - 1934". С. 300), («Весь Ленинград - 1935". С. 355).

    1937 нет

    1939, 1940: Детский сад Дзержинского р-на № 25, Литейный пр., 29. («Ленинград - 1939", с.  264), («Ленинград - 1940", с. 332).

  • 4 Апреля 2018, 11:38

    "Для дома характерна и художественная обработка дворовых фасадов." - судя по фото, её нет или она минимальна.

  • 4 Апреля 2018, 12:00
    Ответ на ""Для дома характерна и художественная обработка дв" от Алексей von Fricken

     Это Исаченко.

    Моравицкий Сигизмунд Антонович. Доходный дом О-ва закладов движимых имуществ. 1912-1913 ([99]. С. 219). О Балбашевском по этому адресу ничего не сказано. 

  • 4 Апреля 2018, 14:39
    Ответ на "Это Исаченко. Моравицкий Сигизмунд Антонович. Дохо" от Liz

     Данные о Балбашевском были в более ранней работе: Архитекторы-строители Петербурга - Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Авторы-составители В.Г.Исаченко, Б.М.Кириков, С.Г.Федоров, А.М.Гинзбург. Л., 1982. (Понятно, что никакой выставки на самом деле не было.) В списке работ И.Л.Балбашевского об этом доме сказано: 1912 - 1913, завершение (автор проекта - С.А.Моравицкий).

     

    Следует заметить, что С.А.Моравицкий умер в 1912 г. (в возрасте 32 лет). Значит, И.Л.Балбашевский завершил строительство после смерти автора проекта.

     

    В предисловии к [99] сказано (с.9): "Мы пытались определить основного автора (или авторов) проектных решений. Помощники и производители строительных работ оставлены за скобками."  Очевидно, поэтому данные о Балбашевском и исчезли. Нужно ли их оставлять здесь в публикации, не знаю.

     

     

  • 4 Апреля 2018, 15:05
    Ответ на "Данные о Балбашевском были в более ранней работе:&" от S.P.

     А откуда понятно, что выставки не было? Вы точно это знаете?

  • 4 Апреля 2018, 15:12
    Ответ на "А откуда понятно, что выставки не было? Вы точно э" от Liz

     Я это знаю уже давно и совершенно точно. Но, кроме того, об этом написано и в предисловии к [99]. (Сейчас мне некогда писать цитату, если нужно, потом напишу).

     

    Дело в том, что это было советское время, когда было очень трудно издать книгу такого рода. И Исаченко придумал хитрый ход: выпустить книгу под видом каталога выставки. Этот номер прошел. А позже Исаченко повторил то же самое еще в одном справочнике, где он был единственным автором: Зодчие Петербурга второй половины XIX века. Каталог выставки. Автор-составитель В.Г.Исаченко. Л., 1985.

  • 1 Марта 2021, 19:05

    При строительстве этого здания был снесен стоявший на этом месте дом, который, как мне кажется, был интереснее по архитектуре. Чертежи этого дома есть в делах:

     

    1. Чертежи дома на участке, принадлежавшем М.С.Мальцевой, М.С.Бутурлиной, Пантелеймоновскому отделению акционерного общества для заклада движимых имуществ по Литейному пр., 29

    Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4213

    Крайние даты документов: 1871–1912
    Количество листов: 70
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/4213

     

    2. Чертежи дома М.С.Мальцевой по Литейному пр.,29

    Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.457

    Крайние даты документов: 19.10.1871–10.02.1898
    Количество листов: 44
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/4/457

     

     

    Старый фасад дома, фиксационный чертеж 1872 г. ((1), лист 16-17):

     

    Более высокое разрешение

     

    Это было эффектное, монументальное ампирное здание первой половины XIX в. По чертежу неясно, были ли на фасаде колонны или пилястры, но судя по тому, что после перестройки (см. далее) на фасаде были колонны, можно предположить, что они были здесь и раньше, с самого начала.

     

    В 1872 г. дом был перестроен для жены коллежского секретаря Марии Сергеевны Мальцевой по проекту П.Ю.Сюзора. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Сюзора ((1), лист 15) и обратная сторона листа - датированное 12 августа 1872 г. разрешение на "надстройку 4 этажа с обеих сторон существующего мезонина лицевого дома для образования полного 4 этажа и с выведением под один общий [карниз? – S.P.] с сим последним под лит А.А и изменение лицевого фасада". Новый фасад здания ((1), фрагмент листа 18-20):

     

    Более высокое разрешение

     

    Здесь представлен весь лист целиком. Внизу стоят даже две подписи П.Ю.Сюзора - в разных качествах: "Проект составлял архитектор П.Сюзор" и "Начальник чертежной архитектор П.Сюзор". Проект Высочайше утвержден 21 июля 1872 г. 

     

    По ссылкам представлены планы третьего этажа и перестроенного и частично надстроенного четвертого этажа ((1), листы 24 и 21). Кроме прочего, на плане третьего этажа видно, что фасад украшали именно колонны, сохранившиеся от прежнего здания.

     

    О том, что этот проект был осуществлен, свидетельствуют фиксационные чертежи 1887 г. в деле (2).

     

    В 1912 - 1913 гг. [99] на этом месте был построен новый доходный дом Общества для заклада движимых имуществ по проекту С.А.Моравицкого. По ссылкам можно посмотреть генеральный план с подписью С.А.Моравицкого ((1), лист 33) и датированное 17 февраля 1912 г. разрешение на "постройку лицевого шестиэтажного, с мансардом, лит. А, и надворного шестиэтажного, лит. Г, каменных, на подвалах флигелей; переустройство надворного заднего флигеля и надстройки двух этажей на боковых надворных флигелях, лит. В и Б" (обратная сторона того же листа). На генеральном плане очертания нового лицевого корпуса накладывается на очертания старого здания, а в тексте разрешения говорится не о перестройке лицевого корпуса, а именно о постройке нового (в отличие от надворных флигелей, которые перестраиваются).

     

    Таким образом, существовавшие надворные флигели были перестроены, а лицевой дом - снесен и заменен новым.

     

    Примечание. В [99] данная работа П.Ю.Сюзора отсутствует.

     

     

    P.S. У меня есть некоторое сомнение: может быть, дать отдельную публикацию по этому дому? (Учитывая то, что от него не осталось старых стен.)

     

    P.P.S. Об этом я сеголня написал на своем сайте.

     

     

    P.P.P.S. Только сейчас заметил: в названии публикации - ошибка: написано "Дом М.С.Мальцева", а на самом деле - дом М.С.Мальцевой (см. чертежи). Надо исправить.

     

  • 23 Мая 2022, 17:34

    08.2016г.

     

  • 25 Ноября 2022, 23:59

    ТЕРПИЛОВСКИЙ Генрих Романович (1908 - 1988) - композитор, один из основоположников советского джаза, музыкальный обозреватель. Аранжировщик Л. Утесова. Знал 4 языка - переписывался с Д. Эллингтоном, Г. Миллером и др. "В конце двадцатых годов в своей квартире на Литейном проспекте он с приятелями организовал первый в стране джаз-клуб". В 1935 г. арестован и выслан в Алма-Ату, затем арестовывался еще 2 раза. Скончался в Перми.

    http://permnecropol.ucoz.ru/index/terpilovskij_gr/0-87

    Тел. Ж-2-59-11.

    // Список абонентов ЛТС. Л., 1937. 

    Мать: Евгения Александровна Евтеева-Терпиловская. (1883-1937) – дворянка, полька, по другим данным - русская. Арестована 26.01.1933. В 1937 г. - заключенная БеломорБалт комбината НКВД. Снова осуждена и расстреляна в Сандармохе. Реабилитирована в 1989. 

     

    В доме проживал известный актер Борис Чирков (1901 - 1982).

    // Весь Ленинград на 1927-1931 гг. - тел. 96-79.

  • 18 Марта 2023, 19:15

    Из воспоминаний актрисы Клавдии Пугачевой (1906-1996): "В 1918 году по инициативе одного из руководителей тогдашнего Наркомпроса Златы Ионовны Лилиной была создана «Детская художественная студия им. 3. И. Лилиной», во главе которой стала актриса бывшего Императорского Александрийского театра Ольга Александровна Шумская. Ею же были приглашены в студию в качестве педагогов актёры Александрийского театра Юрьев, Ге, Студенцов, Мгебров и из Мариинского (бывшего также Императорского театра) Петров, Бакланов, Снеткова. Когда я поступала в студию, она только что переехала в новое помещение на Литейный проспект, 29,где занимала две большие квартиры. В одной из них жила сама Шумская, а другая полностью была отдана под общежитие студистов для их занятий и жилья. В самой большой комнате была даже построена маленькая сцена. Дети в студии были живущие и приходящие. Шумская отбирала талантливых детей из детских домов и переводила их к себе в студию. Приходящих ребят было меньше, так как целью студии было, главным образом, художественное воспитание детей, взятых из детских домов. 

    Воспитательницами студии были Зинаида Ивановна Кравцова, интеллигентная дама, которая жила с двумя сыновьями в этом же доме ниже этажом, и старшая воспитательница Татьяна Михайловна Уткина. Шумская увлекалась тогда школой Айседоры Дункан и преподавала нам пластику и ритмику. Шумская была большой грузной женщиной, весьма эмоциональной, но с твёрдым и решительным характером. Не знаю, какая она была актриса и числилась ли за театром после того, как стала директрисой студии, но она была тесно связана с театром и его людьми.

    Актеры, преподававшие у нас, получали за это хорошие пайки. Помню рюкзаки за спиной у наших педагогов в определённые числа месяца. У всех, кроме Юрия Михайловича Юрьева. Носил ли ему кто паёк домой или он его вовсе не получал, не знаю, но рюкзака мы никогда у него не видели.

    Детей Шумская одевала с большим вкусом, несмотря на убогие возможности того времени. Она придумывала невероятные вещи. В общежитии были только девочки, все как на подбор очень привлекательные. Иногда девочки появлялись на улицах, одетые как сестры милосердия – в коричневых или синих платьицах, в зависимости от того, какой доставался материал, в белых передниках с красным крестом на груди. На головах белые косыночки с аккуратной строчкой (которую делали сами девочки), с маленьким красным крестиком спереди на голове. В руках они несли «новые» сандалики, шагая по улице босиком. Студия не была разделена на классы – драматический, музыкальный, балетный и пр. Дети занимались всем, и пристрастие ребёнка к тому или иному предмету проявлялось постепенно. Общие предметы изучали в школе. Дети ходили в бывшую гимназию Юргенса , ставшую 21-й Совшколой на Фонтанке, а некоторые учились в бывшем Тенишевском училище.  

    «Ой, девочки, вы же счастливые, вы же видите лучшее, что у нас есть, а что я вижу? Только солдат в окно», – говорила Елизавета Михайловна. Напротив студии стоял полк, и солдаты иногда глазели в окна. «Правда, есть такие хорошенькие, что лучше вашего Студенцова (кстати, она потом вышла замуж за одного из солдат). – Но не всё же на них смотреть!» – «Ой, Елизавета Михайловна, а Вы ходите вместе с нами на спектакли», – утешали её мы. – «Да? А кто будет чинить ваше бельё?» Она была милым и непосредственным человеком.

    Мы очень любили своих педагогов, воспитательниц и всех окружавших нас людей. Наши воспитательницы не были профессионалами и, может быть, поэтому были особенно нежны с детьми. Зинаида Ивановна Кравцова была нежной матерью своих двух сыновей Жени и Миши. С Мишей мы дружили, он был младший, поэтому она по-матерински относилась и к нам. Татьяна Михайловна Уткина, она же Танечка, была студенткой, она была старше всех девочек – серьёзная, умная и иногда строгая – но всегда справедливая. Студия процветала.

    И вдруг как гром среди ясного неба! Шумскую будут судить «за истязание малолетних детей». Трудно представить, что началось в студии. Мы ничего не знали. Оказывается, Шумская – она же, как выяснилось, баронесса фон Геккен – избила нашу студийку Лялю Короленко за то, что та отказалась вечером обслужить как горничная её гостей. Ляля подала на неё в суд. И вот мы все в зале суда, ждём, когда выведут Шумскую. Но её так и не вывели, так как она сумела удрать из-под стражи и уехать в Париж, забрав с собой все свои драгоценности. На слова судьи «введите подсудимую» вышел солдат и объявил, что «подсудимой нет». Так печально закончила своё существование эта студия. Писали тогда о студии много, осуждали методологию и неправильное воспитание детей, «прививавшее им ненужную эстетику» и тому подобное. Горю нашему не было границ. Живущих в студии девочек вновь раскидали по разным детским домам, а приходящие разошлись кто куда".

    // Пугачева К. Прекрасные черты. - URL:https://sv-scena.ru/Buki/Pryekrasnyye-chyerty.html (дата обращения: 18.03.2023). 

  • 12 Января 2024, 06:29
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 16 из 100
Дом М. С. Мальцевой -
Дом Общества для заклада движимых имуществ
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31693
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4528