Публикация

Дом Мусиных-Пушкиных

Здание на карте
фото
Архитекторы: Шмидт Э. Я.
Год постройки: 1870
Стиль: Эклектика

1960 г.  ЦГАКФФД СПб Гр 75322

Дом Мусиных-Пушкиных

Утраченное здание

до 1858 г.

после 1977 - снесен

 

 

К 300-летию СПб на территории участка, где был дом, разбит Сквер Дружбы (Китайский сквер) - подарок Шанхая.

  • фото

    1858 г.

  • фото
  • фото

    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.463

  • фото
  • фото

    1887 г.

  • фото

    План 1-го этажа

  • фото

    План 3-го этажа

  • фото

    «Вечерний Ленинград»
    №248(3028), 19.10.1955 г.
    (добавил lenarch)

  • фото

    Фрагмент
    плана 1977 г.
    (добавил - lenarch)

  • фото

    Около 1960 г.
    (ЦГАКФФД СПб Гр 75322 )
    (добавил S.P. )

Чертежи дома А. И. и Л. А. Мусиных-Пушкиных по Литейному пр.,17,19  Крайние даты документов: 20.06.1857 – 21.06.1887 Количество листов: 55                                                                                 ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 463

  • фото

    Сквер на месте дома.

 

35 комментариев
3827 просмотров
Добавил: Mary, 12 Июля 2009, 23:58
Редактировано: 22 Мая 2023, 15:59
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house7126.html' target='_blank'>Дом Мусиных-Пушкиных на Citywalls.ru</a>
Всего 35 комментариев
  • 8 Февраля 2011, 13:59

    Дом не был разрушен во время войны, а разрушился во время капремонта в 60-х годах ХХ века.

  • 8 Февраля 2011, 14:12

    Это Ваши личные наблюдения или дадите ссылку на лит-ру и ист-ки?

  • 15 Апреля 2011, 00:01

    Да это мои личные наблюдения. Я с родителями жила в доме который теперь виден со стороны Литейного проспекта. Наш двор проходным не был. с Моховой в д.16 двор был загорожен стеной. Ее снесли где-то в 70-х годах ХХ века и теперь можно проити на Моховую. В разрушенном доме было ателье и магазин. Вывеска ателье была выполнена в виде ножниц.

  • 15 Апреля 2011, 00:16

    Нет ссылок в публ.

     

    В № 108 (С. 8) ближайшее к д. 17 ателье указано в д. 15 по Литейному пр. - это ателье № 26-а треста "Ленинградодежда". В этом же доме указан и промтоварный магазин (поясн. в алфавитном списке не дано) (С. 120).

  • 10 Марта 2013, 00:09

    Мне кажется, в публикации о Литейном 15 http://www.citywalls.ru/house7123.html речь об этом же здании.

     

    Вот на этом фото видно, что утраченный дом примыкал непосредственно к нынешнему 13му:

    http://www.photoarchive.spb.ru/showObject.do?object=2514343972

     

    Аннотация Вид центрального фасада дома № 15 по Литейному проспекту во время капитального ремонта ( первая треть 19 века, дом снесен в 1978 году).

     

    (Черт, всегда думал, что эта зияющая дыра в застройке Литейного - "эхо войны". А оказывается, всего навсего конец 70х..)

  • 10 Марта 2013, 01:35
    Ответ на "Мне кажется, в публикации о Литейном 15 http://www" от south_thungus

     А там точно между домом 13 и 17-19 два дома стояло?

  • 10 Марта 2013, 03:00

    Дом имел №15-17.

     

    Заметка из газеты «Вечерний Ленинград» от 29.09.1978 (С.2):

     

    РЕПОРТАЖ

    РАЗРУШАЮТ, ЧТОБЫ ВОЗРОДИТЬ

       Недавно дом №  15 на Литейном  проспекте,  освобож­денный от  жильцов,   рухнул... чтобы  возродиться  в  прежнем обличий. Когда-то эксперты Управления капитального ремонта подтвердили: рестав­рировать обветшавшее здание, невозможно. Но это  вовсе  не значило, что старый дом  бу­дет  вычеркнут  из  архитектур­ной палитры проспекта. По специально составленным  чер­тежам, снимкам, улучшив за­одно планировку  внутренних помещений, предполагается отстроить его вновь в перво­начальном  облике.

       Валить высоченную стену решили ночью, когда на Ли­тейном стихает транспортное движение. Хотя были приняты меры предосторожности, риск решили свести на нет. Опера­цию «Стена» проводила брига­да управления механизации Ленжилуправления, которой руководит мастер С. П. Кали­нин.

       ...Экскаваторщик Л. Львов шаp-бабой подбил стены в нижней части со стороны внутреннего двора. Повалить перегородки не представляло сложности. Затем — стена фасада. Три мощных трактора Т-157 впряглись в «упряжку» из стальных тросов. Трос, опутавший верхний этаж, на­тянулся, как тетива. Еще мгно­вение, и пятиэтажная стена рухнула, поднял высокое облако пыли. Расчет оказался точным — сооружение легло в сторону, противоположную проспекту. Трактористы П. Ге­расимов, В. Сыроед и В. Пятибратов провели операцию по разрушению стены фасада с  ювелирной точностью.

       Утром изумленные прохожие останавливались возле этой  груды   кирпичей. Стоял вчера  дом  —  и  нет  его.

       — Скоро закончим снoc дома, — говорит начальник участка Р. И. Гинсбург. — А после на этом самом месте строители возведут дом-близнец.

    А. МУРСАЛИЕВ.

  • 16 Марта 2018, 16:49

    Дом № 17 стоял за садом Мусиных-Пушкиных (ныне Сад Дружбы). А дом № 15, который изображен на черно-белых фотографиях

     

    стоял здесь , правее сада. Боковые фасады домов на этой фотографии как раз подверждают нехватку дома. Вместо дома №17 сейчас стоит здание, где размещается банк.

  • 16 Марта 2018, 20:56
    Ответ на "Дом № 17 стоял за садом Мусиных-Пушкиных (ныне Сад" от Нюрочка

     А что такие крохотные фотографии? Вы сами-то что-нибудь на них видите?

  • 17 Марта 2018, 10:39
    Ответ на "Дом № 17 стоял за садом Мусиных-Пушкиных (ныне Сад" от Нюрочка

     Разместите, пожалуйста, фото, хотя бы, по ширине страницы.

    И ссылки на источники.

  • 5 Декабря 2020, 18:49

    Титульное фото помещено здесь по ошибке, это дом по Литейному пр., 15. Нужно отсюда эту фотографию удалить.

     

    А чем заменить - не знаю. Видел ли кто-нибудь старые фотографии этого места?

     

    И еще: нет ссылки на источник информации. Нужно дать ссылку. (Опять не знаю, какую. В [71], с. 38 говорится только о том, что дом разрушен во время войны. Откуда остальные данные?) 

  • 5 Декабря 2020, 20:14
    Ответ на "Титульное фото помещено здесь по ошибке, это дом п" от S.P.

    Не надо писать чушь. Дом имел двойной № 15-17. И его фото размещено в комм-ии от south_thungus 10 Марта 2013, 00:09

    Есть ещё комм-ий от Александр ОТ 10 Марта 2013, 03:00

    А в публикации враньё о разрушении во время Великой Отечественной войны. Дом ещё вполне себе стоял в 1978 г.

    Две публ-ции (эту и эту https://www.citywalls.ru/house7123.html) надо объединять.

  • 5 Декабря 2020, 20:56

    Дом 15 стоял правее места, изображенного на этой фотографии. Подозреваю, что это место раньше не было пустым. То, что здесь стоял еще один дом, кажется очень вероятным. Объединять ничего не нужно. Нужно только привести в порядок данную публикацию. (Боюсь только, что из-за отсутствия информации она будет совершенно пустой...)

  • 5 Декабря 2020, 22:19

    Пока мне удалось найти только довольно невнятные изображения этого места на фотографиях начала XX века (сайт pastvu). Покажу фрагменты фотографий.

     

    Фотография целиком - см. https://pastvu.com/p/796548

     

    На этом месте видна зелень какого-то сада.

     

    Другой фрагмент - прямо из титульного фото, которое пока еще стоит в данной публикации (фотографию целиком в крупном размере см.: https://pastvu.com/p/147937 ):

     

     

    Здесь видны кусочек стены и ворота. Посмотреть бы, что было за этой стеной.

     

     

  • 6 Декабря 2020, 11:38

    Я нашел две фотографии дома, стоявшего здесь, в глубине участка. Обе фотографии датируются 1960 годом, и на них не видно, чтобы дом был разрушен. (Данные [71] (с. 38) о том, что дом погиб во время войны - вранье.)

     

    ЦГАКФФД СПб Гр 75322

     

    ЦГАКФФД СПб Гр 75323

     

    Неудобство в том, что бесплатно можно посмотреть только миниатюрные изображения.

    Просьба к тем, у кого в настоящее время оплачен просмотр: скачайте, пожалуйста, эти фотографии.

     

  • 6 Декабря 2020, 22:38

    Прошел день, и никто не откликнулся.

     

    Придется дать пока миниатюрные изображения. Полноразмерные дам не раньше, чем месяца через два (когда у меня накопится список конкретных фотографий, которые я хочу посмотреть, и я в очередной раз оплачу просмотр).

     

    Архивный шифр: ЦГАКФФД СПб Гр 75322

    Дата съёмки: 1960 г.
    Цветность: Черно-белый
    Аннотация: Вид фасада дома №17 на Литейном проспекте.
    Места съёмки: Ленинград
    Автор съёмки: Автор съемки не установлен

     

     

    Архивный шифр: ЦГАКФФД СПб Гр 75323

    Дата съёмки: 1960 г.

    Цветность: Черно-белый

    Аннотация: Вид фасада домов №17 и №19 на Литейном проспекте.

    Места съёмки: Ленинград

    Автор съёмки: Автор съемки не установлен

     

    (Насколько я могу прочитать в мелком размере, непосредственно на второй фотографии (в отличие от аннотации к ней) неправильно написан адрес. В том, что это именно дом 17, убеждает первая фотография, на которой справа на заднем плане виден надворный флигель по адресу: Литейный пр., 15А.)

     

     

    За неимением лучшего, одну из этих фотографий придется сделать титульной. Мне лично кажется, что первая фотография лучше (хотя, может быть, впоследствии окажется, что в полном размере.лучше вторая фотография).

     

    И еще один вопрос: каков источник информации об этом доме? Если ссылки не будет, то, по-моему, название публикации лучше изменить просто на "Дом", убрать отсюда имя Э.Я.Шмидта (и как владельца, и как архитектора) и год постройки. А ложную (как выяснилось) информацию о том, что дом был разрушен во время Великой Отечественной войны, вообще следует удалить в любом случае.

     

     

     

     

  • 9 Декабря 2020, 22:29

    В книге Исаченко и Питанина "Литейный проспект" издания  1989 г.  (С. 29) "Правая нечетная сторона также застроена жилыми домами, и лишь после дома № 13  образовался разрыв в застройке. Этот разрыв, получившийся в связи с разрушением в годы войны дома № 17, еще более расширился после сноса в 1979 г. дома № 15". 

    И еще на С. 37-38

    Про усадьбу Ушакова упоминаний не увидела

  • 9 Декабря 2020, 22:36

    А вот фрагмент из книги тех же авторов, уже под названием "Литейная сторона" 2006 г. С. 33

  • 9 Декабря 2020, 22:55
    Ответ на "А вот фрагмент из книги тех же авторов, уже под на" от Наталия

     Тогда надо дать хотя бы ссылку на этот источник.

     

    (Только не повторять сведения о том, что дом разрушен во время войны. О том, что он существовал значительно позже, говорят и фотографии из ЦГАКФФД, датируемые 1960 годом, и личные воспоминания Иностранки в комментарии от 8 февраля 2011 г., согласно которым дом снесен в 1960-х гг.)

  • 9 Декабря 2020, 23:06

    В справочнике Гоппе 1867 г. (т. 3 С. 540) Шмитд Эдуард Яковлевич Ттс Литейный пр., 15 кв.9 Архитектор Минист. Юстиции.

    Домовладельцы там указаны без инициалов, а Шмидтов, разумеется, не один, но участок на Литейном. 15 принадлежит Шмидту (С. 87)

    На 1889 г. нумерация сохранилась (Табель С. 103)

     

    У Нейдгардта (1869 г. С. 248) № 15 Шмидта Эдуарда , он же по Моховой № 14. Указано 4 каменных жилых постройки, 2 кам. нежилых и 1 дер. нежилая.

    По Табели на 1875 г. тоже владелец Шмидт (С. 63)

  • 9 Декабря 2020, 23:18
    Ответ на "В справочнике Гоппе 1867 г. (т. 3 С. 540) Шмитд Эд" от Наталия

     Вы пишете об участке по Литейному, 15. А что же было по Литейному, 17?

     

    Вот страница из Нейдгардта (1869):

     

     

    По этим данным, Эдуарду Шмидту принадлежит только участок по Литейному пр., 15, а участок по Литейному проспекту, 17 - графу Мусину-Пушкину. Очень похоже, что данный дом вообще не имеет отношения к Э.Я.Шмидту.

  • 9 Декабря 2020, 23:27

    А по Литейному, 17 тут были Мусины Пушкины: по Гоппе  указан Мусин Пушкин. Литейный 17 и 19 (С.  59)  

    На Литейном 19 проживал граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, гофмаршал Двора Е.В. (С.328)

    И по Табели 1875 тоже Мусин-Пушкин  №№ 17 и 19

    В 1889  владелица Мусина-Пушкина.

    Тогда еще и 1870-е гг. , похоже оттуда же, откуда Шмидт.

     

    О залоге имущества гр. Л.А.Мусиной-Пушкиной по Литейному пр.,17   Крайние даты документов: 30.05.1883–12.07.1906 Количество листов: 23  ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 5992

    не оцифровано

    Домовая книга прописки граждан по адресу: пр. Литейный, д. 17  Крайние даты документов: [1941]–[1970]

     

  • 9 Декабря 2020, 23:31

    И еще кое-что по этому поводу.

     

    Имеется такое дело:

     

    Чертежи дома А.И. и Л.А.Мусиных-Пушкиных по Литейному пр.,17,19
    Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.463

    Крайние даты документов: 20.06.1857–21.06.1887
    Количество листов: 55
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/4/463

     

    Дело оцифровано, и я сразу посмотрел бы его, если бы в настоящее время был оплачен просмотр. (Посмотрю, когда будет возможность, но это будет еще не скоро.)

     

    Но одно обстоятельство видно даже из заголовка дела. С 1857 до 1887 г. (по меньшей мере) этот участок принадлежал Мусиным-Пушкиным - владельцам особняка на соседнем участке (Литейный пр., 19). При чем здесь вообще Шмидт? (Ему принадлежал соседний участок с другой стороны - по Литейному пр., 15.)

     

    Похоже, что Исаченко с Питаниным ошиблись не только во времени сноса дома, но и в имени владельца.

    Я лично убрал бы отсюда имя Э.Я.Шмидта - и как владельца, и как архитектора.

  • 9 Декабря 2020, 23:50

    А фотография в комменте от 10 марта 2013 это дом 15?

  • 9 Декабря 2020, 23:55
  • 10 Декабря 2020, 00:01

    Сегодня в архив лезть мне уже сил нет, завтра, если ничего на голову не свалится оплачу доступ, посмотрю что здесь, если разберусь, конечно.

  • 10 Декабря 2020, 00:06

    О том, что он существовал значительно позже, говорят и фотографии из ЦГАКФФД, датируемые 1960 годом, и личные воспоминания Иностранки в комментарии от 8 февраля 2011 г., согласно которым дом снесен в 1960-х гг.

    Дом показан на плане 1977 г. О каких тогда 1960-х гг. речь???

     

    Фрагмент плана 1977 г.:

  • 11 Декабря 2020, 01:04
    Ответ на "И еще кое-что по этому поводу. Имеется такое дело" от S.P.

    Дело ничему не помогло. В этот период на участке 17 был , если я правильно поняла, поставлен каменный забор. Или уже был. И на плане 1887 г. по красной линии только забор со сторожкой. Так что дом здесь появился после 1887 г.

     

  • 11 Декабря 2020, 11:56
    Ответ на "Дело ничему не помогло. В этот период на участке 1" от Наталия

     Совсем не так. На генеральном плане как раз виден этот дом. Я обвел его красными линиями. Для сравнения показываю в том же масштабе топ-план, представленный lenarch'ом (где этот дом закрашен желтым цветом), и карту "Яндекса" (где дома уже нет):

     

     

    Я делаю вывод противоположный Вашему: дом построен не позже 1887 года.

     

    А более ранних планов в деле нет?

  • 11 Декабря 2020, 14:37
    Ответ на "Совсем не так. На генеральном плане как раз виден " от S.P.

     Я почему-то решила, что дом был ближе к красной линии, наверное, т.к. на фото от south_thungus там какая-то короткая штучка на боковом фасаде...

    Ну тогда к началу архивного дела все уже было так же, как и на этом плане. Первым там идет выкопировка  из плана  где конфигурация дома изображена уже как и на последнем плане

    это похоже относится к 1858 г.

    Хотя потом идет выписка  1857 г.

    Но план использован тот же . А проект , к слову, подписал Шмидт.

    Но это касается  длинных боковых.

    А вообще получается тут все рассматривалось как один дом - вот фрагмент плана этажа - кусок от общего

     

    За весь период, которым датировано дело, по этому дому никаких работ не было.

  • 11 Декабря 2020, 15:32
    Ответ на "Я почему-то решила, что дом был ближе к красной ли" от Наталия

    Очень интересно. Значит, дом построен до 1858 года.

     

    Можно уже уверенно внести данные в публикацию: время постройки - до 1858 г. (а не 1870 г., как сейчас написано)

     

    А Шмидта, я думаю, нужно убрать (если он проектировал два других флигеля, то это еще не значит, что и этот флигель тоже.)

     

     

    P.S. У меня к Вам вопрос: насколько я понял, в этом деле есть или проектные чертежи, или их копии? В фонде 515 (городского кредитного общества) такое бывает, но, как я понимаю, не часто.

     

    Это тем более интересно, что поиск дела о строительстве по этому адресу в фонде 513 (городской управы) у меня не дал результатов - нет не только оцифрованных, но и не оцифрованных дел.

  • 11 Декабря 2020, 15:43

    Вдогонку к предыдущему комментарию: в публикации можно указать и приблизительное время сноса: не ранее 1977 г. (на топ-плане 1977 г. дом еще обозначен).

  • 11 Декабря 2020, 16:09

    Там есть фасад дома 19,  отдельно и с забором, поэтажные планы общие, разрезы, но  тоже дома 19, а дом 17 только  поэтажные планы общие для всех построек. Не знаю как картинки распределить . Сюда, наверное только общий план и забор, можно еще фрагменты поэтажных планов, а все остальное  скорее к дому 19. Фасада дома 17 по-моему нигде не видно.

    А то, что подписывал Шмидт, касается надстройки 3-м этажом 2-х этажных длинных боковых флигелей.

  • 19 Февраля 2021, 19:22

    Я выслал фотографию нормальных размеров, которой нужно заменить титульную фотографию.

  • 21 Мая 2023, 22:33

    «Вечерний Ленинград» №248(3028), 19.10.1955 г.:

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 12 из 12
Дом Мусиных-Пушкиных
Сквер на месте дома.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31214
Готовится: 72
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 8170