Публикация

Доходный дом Т. М. Любищевой

Здание на карте
фото
Архитекторы: Хржонстовский Г. П.
Год постройки: 1910
Стиль: Модерн

Доходный дом Т. М. Любищевой                                         модерн

 

1910 - арх. Хржонстовский Георгий Павлович      ([110]. С. 25)   ([99]. С. 317)

 

  см. также наб. канала Грибоедова 148-150

  • фото

    Куп. книга
    на 1885 г. С. 337
    2-я гильдия

  • фото

    Куп. книга
    на 1904 г. С. 363

  • фото

    Куп. книга
    на 1900 г. С. 413

  • фото

    1915 г.

  • фото

    Фасад дома №19-21 на
    Канонерской улице. 1949
    ЦГАКФФД СПб Гр 71018
    (добавил Данелия).

На 1875 г. участок 19 принадлежал Лисенкову, а 19 - Ильинскому (Табель на 1875 С. 43). Купеческая книга на 1875 г. (С. 374) сообщает о нем:  Лисенков Мирон Петрович 37 лет, купец 2-й гильдии, в купечестве с 1873 г. Проживает в Коломенской части 1-й участок, в доме 146  по Екатерининскому каналу. При нем состоят жена Анастасия Иудовна, дочери Татьяна, Агриппина и Мария и мать Татьяна Ивановна. Купеческая книга на 1885 г. (С.337) указывает возраст 50 лет (арифметика не совпадает). Проживает М. П. Лисенков в собственном доме по Екатерининскому каналу, 150, торгует  дровами и строительными материалами в доме жительства и там же в д. 61. При нем жена, сын Петр 12-ти лет и дочери Агриппина и Мария. Старшая дочь Татьяна, скорее всего уже замужем.

На 1888 г. уже оба участка за Лисенковым, так же как и участки 148 и 150 по Екатерининскому каналу (Табель на 1888 С. 49 и 36). Участки по каналу помечены значком (м.) - очевидно здесь располагался материальный двор. 

ВПб сообщает о Лисенкове кратко - купец, дровяной и материальный двор, домовладение. Последний раз ВПб указывает Лисенкова домовладельцем в издании на 1904 г. (О. IV. Ст. 139 и 99). На 1905 г. владельцами всех указанных участков являются  Лисенков Петр Миронович и сонаследники: Менкаржевская Агриппина Мироновна, Грехова Мария Мироновна и Любищева Татьяна Мироновна -  замужние дочери (О. IV. Ст. 140 и 99). В период с 1906 по 1910 г. владелицами указаны сестры (ВПб на 1906  О. IV. Ст. 144 на 1910 О. IV. Ст. 159). С издания на 1911 г. единоличной владелицей участков  остается Татьяна Мироновна Любищева, участок 148  указывается сданным в аренду по 1914 г. включительно (ВПб на 1911 О. IV. Ст. 162 и 118 ВПг на 1914 Ст. 105).

Муж  Т. И. Любищевой Павел Алексеевич указывается в Купеческих книгах с 1897 г. (С.412) - купец 2-й гильдии, православный, образование домашнее, в купечестве с 1897 г.,  проживает в Петербургской части, по Петербургской наб., д. 30, содержит Лесной двор там же, дом № 26, при нем жена Татьяна Мироновна, сын Николай 7 лет и дочь Зинаида. В Купеческой книге на 1916 г. (С. 147) у Любищева  в доме жительства по Петроградской наб.30 указана Лесная биржа, а лесной двор на Выборгской наб., 31-33.  У супругов в собственности несколько домовладений. На 1917 г., кроме домов  по Канонерской ул. и Екатерининскому каналу, Татьяне Мироновне принадлежат дом 26-1  по Петроградской наб. на углу Фокина пер, в котором ВПг указывает адрес жительства супругов, и дом 28 по Петроградской наб., а  Павлу Алексеевичу кроме дома по Петроградской наб., 30, дом 13 по Б. Вульфовой ул. и дом 5-24 по Парголовской ул. на углу Флюгова пер. (ВПг на 1917 О. IV. Ст. 104, 142, 296, 406, 415, 60, 288, 406).             (добавил Наталия)

В этом доме в 1911 - 1915 гг. жил гражданский инженер Е. А. Кржижановский

 (ВПб на 1912. O. III. C. 465, на 1913. 326, на 1914. С. 340, на 1915. С. 339)  (добавил Val 39)

  • фото

    Во дворе.

  • фото
  • фото

    Фото - Liz 2009 г.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М, 05.12.2011.

  • фото

    Входная арка
    с Канонерской ул.

  • фото

    1-й двор
    Левая сторона

  • фото
  • фото

    Из окна
    лестницы № 1

  • фото
  • фото

    1-й двор
    Правая сторона

  • фото

    Фрагмент
    лицевого фасада
    дворового
    корпуса

  • фото

    Фрагмент
    заднего фасада
    лицевого дома

  • фото

    Объем
    правлй
    лестницы

  • фото
  • фото

    2-й двор
    Левая часть

  • фото
  • фото

    Из 2-го двора
    двора дома 17

  • фото
  • фото

    Арка из 2-го двора в 1-й
    Фото - Наталия, 02.2019.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (141).

  • фото

    Правая
    парадная

  • фото
  • фото
  • фото

    Декор стен
    в холле

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Верхний этаж

  • фото
  • фото

    Верхний этаж

  • фото

    Фото - Виктор М
    07.01.2011.

  • фото

    Печь в
    левой парадной
    Фото -
    Vladimir-2013, 03.2015.

  • фото

    Над входом в
    правую парадную

  • фото

    Над входом в
    правую парадную

  • фото

    Правая парадная
    Лестница № 1

  • фото
  • фото

    Междверное
    пространство

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Двери сохранились
    во всех квартирах

  • фото
  • фото
  • фото

    Декор на верхзнем этаже

  • фото
  • фото
  • фото

    Левая парадная
    Лестница № 2

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 02.2019.

50 комментариев
9244 просмотра
Добавил: Наталия, 2 Апреля 2009, 14:26
Редактировано: 8 Сентября 2022, 23:44
Оцените:
(35 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house9784.html' target='_blank'>Доходный дом Т. М. Любищевой на Citywalls.ru</a>
Всего 50 комментариев
  • 19 Ноября 2011, 06:10

    Когда-то на фронтоне над ближайшим к Английскому пр. подъездом были чугунные цифры "1918" - видимо, год окончания строительства дома.

  • 19 Ноября 2011, 12:46

    Наверно, все же "1910" - в 1918 доходные дома и просто жилые дома уже не строили, т.к. жрать было нечего в городах и жить в них было некому.

  • 19 Ноября 2011, 13:09

    Нет, 1918 - это совершенно невероятно. Виктор совершенно прав вообще, а в частности - Любищевы были слишком богатыми лесоторговцами. Дай им Бог было ноги унести. Какие уж тут дома.

    Согласно печатному каталогу ЦГИА СПб, чертежи домов Татьяны Мироновны Любищевой (этого и того, что выходит на канал, 148-150) датируются 1840-1914 годами. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3615. 

    Даже если 1910 - это год проекта, а не строительства, все равно - так долго никто не строил. А в 1914, наверное, что-то доделывали во дворе, какую-нибудь там прачечную или помойную яму - на все ведь чертежи утверждали. 

  • 30 Ноября 2011, 01:37

    Цифры "1918" над входом запечатлены в советском сериале "Иван Павлов. Поиски истины" - там годы, в которые идет действие, представлены не титрами, а датами на домах. Вот этот кадр:

     

    http://saveimg.ru/pictures/30-11-11/d26256e85e970d285585a42aac0abdd1.JPG

  • 30 Ноября 2011, 02:13

    Ну, видимо, для фильма эти цифры и прилепили на фронтон. :)

  • 30 Ноября 2011, 03:30

    Шрифтом стиля модерн? Я эти цифры вообще-то с детства помню - жил в том районе.

  • 30 Ноября 2011, 03:56

    К сожалению, ссылка не работает. На Б. Подъяческой, 1, на доме больше  20 лет, до  ремонта нынешней весной, была надпись "Виноторговля братьев Андреевых", оставшаяся не знаю от какого фильма. В 1990 уже была не новой. Тем более невероятно, если это было в фильме. Но, вообще-то, Вы заинтриговали - надо посмотреть  на предмет других домов. Сколько же их там было?

  • 30 Ноября 2011, 06:48

    хостинг картинок

    Я видел эти цифры задолго до того, как начали снимать фильм. Кроме того, вряд ли для съемок стали бы вешать кованые цифры - обошлись бы какой-нибудь бутафорией. 

    > Но, вообще-то, Вы заинтриговали - надо посмотреть на предмет других домов. Сколько же их там было?

    Там не только питерские дома, но и рязанские, московские... Иван Петрович Павлов прожил долгую жизнь, и жил в разных городах.

  • 30 Ноября 2011, 12:31

    Спасибо.  А как нызывался этот фильм и когда его снимали, напишите, пожалуйста. Действительно, очень было бы интересно распутать эту историю. Приходят в голову всякие фантастические объяснения, но они все же менее фантастические, чем завершение строительства дома в 1918 году.

    Домкомбед отметил переход дома в новые руки, создание в доме какой-нибудь коммуны или еще что-нибудь в этом роде. 

    Вот посмотрите, как эти цифры расположены относительно рельефного овала и портала вообще. Неровно и не в пропорции. Если они были, как Вы пишете,  кованые - встречалось ли где-нибудь что-то подобное?

  • 30 Ноября 2011, 12:32

    Цифры могли существовать.

    Но это врядли окончание строительства. в 1918 вообще ничего не строили. Дом если бы и застроили и  заселили в 1918, то он был бы оставлен без отделки. Тут мы видим классицистический богатый декор, отделку интерьеров и т.п. Такое в 1918 было уже невозможно.

  • 30 Ноября 2011, 12:45

    Разумеется, могли, раз существовали. Но что это может значить?

    Между прочим, Хржонстовский в 1928 году все еще жил в доме Любищева на Петроградской набережной.

    http://www.citywalls.ru/house4261.html

  • 30 Ноября 2011, 13:22

    > А как нызывался этот фильм и когда его снимали, напишите, пожалуйста.

     

    Фильм назывался "Иван  Павлов. Поиски истины". Снят в 1984 г. Скачать можно здесь - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2650344. 1918 действительно мог быть, например, годом национализации дома.

     

    > Тут мы видим классицистический богатый декор, отделку интерьеров и т.п. Такое в 1918 было уже невозможно.

     

    В принципе отделочные работы могли завершить уже при нэпе.

  • 30 Ноября 2011, 13:36

    Вот дом отделка которого завершена при НЭПе http://www.citywalls.ru/photo3511-16899.html

    как видите никакого декора нет вообще.

  • 30 Ноября 2011, 18:34

    При НЭПе был бы возможен какой угодно декор, если бы дом принадлежал частному владельцу, а чтобы пролет. гос-во разорялось на все эти штучки... 

    Чем дальше смотришь на эти цифры, тем больше убеждаешься, что они, конечно, посажены туда уже после выполнения отделки.

     

    А что это мы про НЭП рассуждаем? Какой еще НЭП в 1918 году???

  • 30 Ноября 2011, 22:01

    Весьма странно, но на риэлтерском сайте тоже указано: "год постройки 1918".

    http://ecoton.spb.ru/object.html?id=2736647

    (см. пункт "Дополнительная информация").

  • 30 Ноября 2011, 22:05

    Согласитесь, риэлторы это наименее достоверный источник.

    №99 указыват 1910 как год постройки.И обратите внимание, цифры вовсе не в стилистике здания. Фасад выдержан в классицистическом стиле, а цифры более округлые:)

  • 30 Ноября 2011, 22:12

    Версия о том, что киношники выискивали дом, на котором будут именно цифры "1918" тоже весьма фантастична. Кто-нибудь представляет, как такие поиски могли происходить???

  • 30 Ноября 2011, 22:32

    Как, как. Шли на Citywalls и выискивали подходящие.

  • 30 Ноября 2011, 22:51

    Я бы принял вашу версию, но до сего дня на Citywalls не было фото с этими цифрами, не говоря уж о 1984-м годе :)

  • 30 Ноября 2011, 22:52

    Согласитесь, риэлторы это наименее достоверный источник.

     

    Мы-то согласимся, а они-то откуда это взяли? Из ЖЭКа, надо думать. Вот то-то.

  • 30 Ноября 2011, 22:56

    Не знаю, но во всех материалах и про Хржонстовского и про Коломну, пишут 1910 г.Давайте найдем хоть еще один, постороенный в 18 году.

  • 30 Ноября 2011, 23:01

    И к тому же цифры были на гранитном фронтоне. Как они крепились на гранит? Должны были остаться отверстия от штырей. А если их нет, значит, на клею держались, следовательно - бутафория для кино.

  • 30 Ноября 2011, 23:08

    Там не гранит. Штукатурка.

  • 30 Ноября 2011, 23:12

    Разве не гранит? См. фото 7.

  • 30 Ноября 2011, 23:35

    Это не гранит. Хотя камень.

  • 30 Ноября 2011, 23:39

    И правда. Тогда про дырки вопрос резонный.

  • 1 Декабря 2011, 00:11

    > Версия о том, что киношники выискивали дом, на котором будут именно цифры "1918" тоже весьма фантастична. Кто-нибудь представляет, как такие поиски могли происходить???

     

    Ходили по городу помрежи и выискивали дома с датами. Только и всего. А может, кто-нибудь из творческого коллектива жил рядом и знал о них.

     

    > Это не гранит. Хотя камень.

     

    Затертый бетон. Отверстия в нем заделываются цементом на раз-два.

  • 1 Декабря 2011, 00:54

    Проще всё-таки прилепить нужные цифры, чем найти. :)
    Затёртые дырки тоже были бы видны. А на фото 7 всё однородно.

  • 13 Марта 2012, 00:37

    А известно что-либо про саму Т. Любищеву? Примечательная натура? Что-то я ничего не нашла..

     

  • 13 Марта 2012, 00:56

    Не знаю насчет декора и т.п., но приходилось встречать док-ты о серьезных переделках в домах (правда, это были выстроенные до 1910 года дома) в 1918-19 гг. Это чаще было связано с ликвидацией старых вывесок, а точнее надписей, бывших в т.ч. частью декора на фасаде - если говорить об экстерьерах.

    Дома, завершенные в нач. 1920-х, тоже встречались. Адреса не скажу, т.к. тема была не моя - не перепис. док-ты.

  • 29 Декабря 2013, 00:44

     

    Оскуйская усадьба принадлежала бывшему крепостному графа Аракчеева, который благодаря таланту и полученной вольной стал крупным купцом. Его внук Алексей Любищев — почетный гражданином Новгорода и миллионер. Семья Любищевых к 1917 году имела капитал 30 млн руб., лесоторговый бизнес, а наследник империи учился энтомологии. После революции, вернувшись из Англии, бывший купец оказался советским служащим, а его сын Александр Александрович Любищев, умерший в 1972 году, стал известным ученым-энтомологом и, как ни странно, практически основателем тайм.Татьяна Любищева-вдова П.А.Любищева..

     

  • 29 Декабря 2013, 01:00

    Про Любищевых вот здесь - http://www.citywalls.ru/house4261.html

    О приведенных выше сведениях см: http://www.zagorod.spb.ru/articles/2809/

  • 29 Декабря 2013, 12:12

    в [36] Б.М. Кириков к модерну не причисляет. И не мудрено, совершенно очевидно, что это неоклассический дом.

  • 19 Ноября 2014, 22:55

        ([99]. С.317)

    Сквозные участки - http://www.citywalls.ru/house5520.html

  • 8 Апреля 2015, 22:24
    Ответ на "в [36] Б.М. Кириков к модерну не причисляет. И не " от Алексей von Fricken

     Модерн давно пора из титула убрать.

  • 8 Апреля 2015, 22:48

    Насчет романтизма и рыцарства. Купцы очень любили помещать на своих фасадах картуши или такие намеки на гербы. Но вообще у Т. М Любищевой все дома красивые.

  • 8 Апреля 2015, 23:24
    Ответ на "Классика, вероятно. И барельеф сюжетный подсказыва" от люблюпитер

     Почему обывателя? Красивый дом. Хржонстовский хороший архитектор был. И очень уместен отступ от красной линии - Канонерская хоть и не особенно узкая улица, но так гораздо лучше получилось, дом лучше виден деревья перед ним. Благодаря ему, Канонерская, немотря на общий  развал, очень уютно выглядит. А так стоял бы зажатый в шеренгу. В общем, с размахом и тактом.

  • 16 Января 2018, 18:41

    есть у кого двери этого дома родные если есть скинте плиз в лс 

     

  • 16 Января 2018, 18:41

    и сюда тоже

     

  • 25 Февраля 2019, 22:44

    Выбрала из справочников про владельцев, почитала комментарии - сложилось у меня впечатление, что Любищевых было несколько семей в СПб, возможно родственники. П. А. Любищев все время оставался купцом 2-й гильдии,  очень богатым лесоторговцем был Александр Алексеевич Любищев, купец 1-й гильдии. Там торговый дом на Греческом, 23, лесопилоьный завод на Петровском пр., 8.  Возможно, они братья - родственные связи пока не отследила, но дела явно вели раздельно.

  • 30 Июля 2021, 19:10

  • 30 Июля 2021, 19:11

  • 30 Июля 2021, 19:11

  • 30 Июля 2021, 19:12

  • 30 Июля 2021, 19:12

  • 30 Июля 2021, 19:12

  • 29 Октября 2021, 12:39

             В этом доме в 1911 - 1915 годах жил гражданский инженер Е. А. Кржижановский  (ВПб на

    1912. O. III. C. 465, на 1913. 326, на 1914. С. 340, на 1915. С. 339).

  • 9 Февраля 2022, 21:16
  • 14 Января 2023, 18:17

    В доме проживала семья музыкантов Мещанчук-Чебан.

    Георгий Михайлович (1883-3.1942) кв. 99. Тромбонист, выступал в Филармонии, 

    Иван Михайлович (1873-1.1942) кв. 22. Трубач.

    Николай Михайлович (1881-3.1942) кв. 21. Место захоронение: Пискаревское кладб. Преподаватель, играл в джаз-оркестре, один из старейших саксофонистов, играл в Придворном оркестре. 

    // Весь Ленинград на 1923-1930 гг.; в 1931-1934 гг. значится только Иван Михайлович в кв. 22, на 1935 г. Ив. и Георг. Мих. также в кв. 22. Списки абонентов ЛГТС. Л., 1937, 1940 гг.: Н. М. А-5-72-05; 

    Александр Николаевич - делопр Г.У.

    // Весь Ленинград на 1923 г. 

    Также в блокаду погибли: Александра Николаевна (1890-6.1942) кв. 21, место захоронения: Пискаревское кладб.; Глафира Адольфовна (1887-9.1942), кв. 47; Николай Николаевич (1909-4.1942), кв. 21. 

    Г. Н.

    // Списки абонентов ЛГТС. Л., 1947: тел. А-5-43-91; 1951 г.: тел. Д1-24-80; 1969 г.: тел. 16-24-80.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31747
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1323