Публикация

Римско-католическая церковь святого Казимира

Здание на карте
фото
Архитекторы: Купинский П. С.
Год постройки: 1898-1910, 1908
Стиль:

Римско-католическая церковь святого Казимира

Утраченное здание

ул. Зои Космодемьянской,22

1898  - инж.-арх. Купинский  Пётр Станиславович ([99]. C...)

1908  - расширение

 

В конце XIX - нач. XX вв. на Путиловском заводе работало множество католиков(преимущественно поляки), которые из-за удаленности костела св. Станислава на Торговой ул., большую часть года не имели возможности бывать на богослужениях. Поэтому в августе 1896 г. они обратились к декану Витольду Чечотту с просьбой открыть в Петергофском участке временный молитвенный зал в арендованной квартире, где можно было бы служить литургии и учить детей основам веры. Эта просьба осталась без ответа, и новое ходатайство католиков Нарвской заставы было удовлетворено властями лишь 20 марта 1898 г..

 

Деревянное бревенчатое здание этого храма - трехпридельная базилика - было построено по проекту арх. П. С. Купинского на средства, собранные рабочими-католиками, близ польской колонии в Волынкиной Деревне (позднее ул. Калинина) за Нарвской заставой, на Ушаковской ул., вблизи Петергофского шоссе. Храм освящен в 1900 г. Он примыкал к зданию богадельни со школой, в которой с октября 1902 г. действовала часовня.

В 1908 г. при молитвенном доме (около 10 000 прихожан), было дозволено учредить самостоятельный приход. В связи с этим здание костела было расширено и освящено 10 сентября 1908 г. Настоятель храма Андрей Рацевич и викарий Франциск Рутковский читали проповеди на русском и польском языках. Во время войны (в 1915 г.) настоятелем был назначен Иосиф Скоковский.

 

В 1910 г. было решено построить каменный костел еще большего размера, и арх. М. М. Перетяткович разработал первый его проект, который однако не был реализован. В 1913 г. прихожане вновь просили возвести каменное здание в готическом стиле, но уже по другому проекту, вероятно, арх. И. В. Падлевского. Однако этот замысел из-за начавшейся войны тоже не был воплощен.

 

Кроме приюта и богадельни при костеле работали мужская прогимназия и женская гимназия, в 1908–1912 гг. выходил на русском языке журнал "Вера и жизнь". В 1909 г. открылось приходское братство Сердца Иисусова.

  • фото

    Крестный ход по случаю освящения
    колоколов церкви святого Казимира.
    1904 г.

  • фото

    Пристройка к костелу.
    (добавил
    Андрей Агафонов )

Костел, настоятелем которого с 1916 г. был ксендз Владислав Чегис, продолжал действовать в советское время. Был закрыт в 1938 г. Здание храма было полностью разобрано в 1956 г. Ныне на месте храма – телефонная станция.

  • фото

    Фото 1936 г.

  • фото

    Аэрофотоснимок 1940 г.

1973:  Медвытрезвители. Кировский район   - ул. Зои Космодемьянской, 22 

(Ленинград. Краткая адресно-справочная книга. Лениздат, 1973. С. 34)

  • фото

    1940 г.

  • фото

    1966 г.

  • фото

    2011 г.

  • фото

    Сравнение карт
    разных годов
    (sbarichev)

22 комментария
3848 просмотров
Добавил: Student, 12 Ноября 2009, 16:36
Редактировано: 13 Сентября 2016, 07:50
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house9453.html' target='_blank'>Римско-католическая церковь святого Казимира на Citywalls.ru</a>
Всего 22 комментария
  • 2 Августа 2010, 00:42

    Происхождение данных и фото (его датировки?)?

  • 31 Июля 2011, 10:52

    Спасибо за ценные фотографии и данные о костеле. Я об этом сообщил о. Иакинфу - настоятелю костела св. Катерины на Невском пр., он очень заинтересовался этим малоизвестным фактом. Тем не менее давайте обсудим, где же все таки стоял костел. На мой взгляд, ее адрес - ул. З. Космодемьянской д.18. Дома такого нет, это говорит о том, что адрес принадлежал относительно недавно снесенному дому. То есть костел, разобранный в 1950-х годах (его еще помнит моя бабушка), стоял там, где сейчас сквер на углу Севастопольской ул. Но главный, конечно, авторитет - С.Б. Горбатенко, в путеводителе которого указано именно это положение костела, а он предельно точен в таких моментах. Из фото хорошо видно, что костел выходил одной стороной (главным входом) на Ушаковскую ул. (З. Космодемьянской, а другой (тыльной) - на Земскую ул. (ныне не сущ., она была посредине между Космодемьянской и Трефолева). С третьей стороны был Арсеньевский пер. (ныне часть Севастопольской ул.?), и только с четвертой примыкала к деревянной школе, а та уже к капитальному зданию, очень похожему по фото на совр. дом 20 (но меня смущает положение печных труб, сейчас оно другое, чем на Вашей фото). Интересно также, что ни на одном плане города я лично костел не нашел, его почему-то не обозначали, хотя школа помечена как "учеб. зав." (Карта Суворина, 1914)

  • 31 Июля 2011, 13:28

    Посмотрите фотографии в ЦГАКФФД (поиск по слову "Казимир")

    http://photoarchive.spb.ru

    Там есть церковь и в других ракурсах.

     

    Ушаковская, 22. Катол. приюта.

    - Церк. св. Казимира

    - Водокачка Тильмана

    ВПб на 1913. О. IV. С. 470.

     

    Римско-катол. убежище для детей обоего пола при ц. св. Казимира.

    Ушаковская, 22.

    ВПб на 1913. О. I. Стлб. 988.

  • 3 Августа 2011, 13:42

    Вы правильно ссылаетесь на Суворинский справочник, но НУМЕРАЦИЯ ДОМОВ С ТЕХ ПОР СИЛЬНО ИЗМЕНИЛАСЬ! Так приют для полицейских чинов имел №7 в том же справочнике (на сайте кстати об этом тоже в комменте говорится), а сегодня - 29! 6-м был дом, за Турбинной ул. (бывш. Арсеньевский пер.), 12-й дом где было училище если спроецировать карту 1913 года на совр., получается в сквере у Севастпольской ул. (где я думал, находился костел). соответственно место АТС - где-то 16-й дом, а 22-й дом, то есть костел св. Казимира - еще дальше. 22-й дом, если считать шаг нарезки постоянным - оказывается на пересечении с Баррикадной ул. То есть не точен, получается и Горбатенко, и я, и уважаемый сайт. Короче адрес предлагаю считать пока неизвестным. 

  • 3 Августа 2011, 19:17

    Мои попытки разобраться с нумерацией вызвали еще больше вопросов...

    К сожалению на карте 1913 г. катол. церковь не обозначена :(

    Посмотрев ВП за 1917 и 1913 гг. я обнаружила, что мы совсем неправильно указали нумерацию по Алафузовской больнице - и главное, откуда взяли?

    Но  и карта тоже не очень с ВП играет.

    ВП д1 - Ушакова, д 3 - Алафуз. больница, д. 5 - аренд. Полиц. упр, д. 7 -полиц. приют

    На карте см. сначала Полиц. упр. (синяя точка напротив Арсеньевск. пер.), а затем больница. Ночлежка  какая-то есть (надо в ВП поискать, может номер дома будет).

    Интересуюшая нас четная сторона  от Арсеньевского пер. начинается домом 6 (свалка), далее до дома 22 идут частные участки, за искл. дома 12 - Училище Петрогр. эстонского общества. Ели это оно указано на карте "Учеб."  - то имеем  дом № 12. Что дальше за Лечебн. не ясно - но могла она быть открыта и в частном доме?

    Если мысленно интерполировать исходя из прмимерной равности участков, то участок 22 попадет примерно на склейку карты.

    А с учетом того, что нынешняя ул. Трефолева  является продолжением бывшей Петергофской ул. все-таки  можно предположить, что  расположение католической церкви указано более или менее верно (я имею ввиду на месте нынешней АТС), а нумерация хоть и условна, но вполне попадает именно туда куда надо - т.е. АТС сейчас числится по Трефолева, но задним своим фасадом как раз попадает следом за домом 20 по ул. З. Космодемьянской.

    Но в любом случае это все умозаключения, а следует все-таки поискать карту. Ведь до 1938 г. храм существовал!

  • 3 Августа 2011, 19:31

    В ВП на 1910 г. (я его выбрала, т.к. электронная версия качественная)

    Отдел I стб. 628 на Ушаковской ул., 24 Амбулатория Алафузовской больницы. Где ж тогда дом 22?

     

     

    ВПг на 1917 г. О I стб. 656 - Амбулатория  Алаф. больницы уже при самой больнице, а в д. 24 Петровская амбулатория лечебн. общества врачебн. помощи призр. в пр. и дом. труд. и бедн. труд. насел. Пгр. - что-то не очень и расшифровывается.

    А в доме 7 - 10-е отд. госпит.Петрогр. градонач.  - что-то мне подсказывает, что это нынешний дом 27, но тогда если карта хоть как-то соблюдает масштаб, дом 22 может быть и несколько ближе в Петергофскому шоссе...

  • 3 Августа 2011, 22:43

    С Алафузовской б-цей беда - ее ведь закрыли отн-но быстро после сов. реформы здравоохр., а дальше адреса стали плавать страшно.

  • 3 Августа 2011, 23:01

    Если Вы готовы потратить достаточное время на поиски, поищите в аэроснимках Люфтваффе 1940-х годов. Если костел был разобран в 1950-х, там должны быть какие-нибудь следы.

    http://www.wwii-photos-maps.com/home_page_008.htm

  • 4 Августа 2011, 20:18

    Страницу-то я нашла моментально - по дамбе "гребенка"

    http://www.wwii-photos-maps.com/leningradaerialscans/GX547SG/slides/Leningrad-180243-044.html

    но я так мелко ничего не вижу. Оно не увеличивается?

    На Ушаковской ул. видна какая-то светлая колонна - труба или башня. Чуть вышее ее (ближе к пр. Стачек) - темный квадратик.

    Не могу точно идентифицировать приют Клейгельса :(

     

  • 4 Августа 2011, 20:33

    Вот вставила аэрофотоснимок. Кто глазастый?

    Справа внизу ул., на кот. круговой разъезд - похоже нынешняя Белоусова. Трефолева еще в этой части не проложена - она буде идти прямо из верхнего правого угла. Этот угол отсекает пр. Стачек (широкий).

    Возле стадиона снизу вверх - Оборонная ул. Стадион похоже, где сейчас пожарка, выше него пустырь - сейчас трамвайное кольцо. В этот пустырь и упирается Ушаковская ул. -от пр. Стачек. Колонна или труба - почти в центре кадра. Так я понимаю?

  • 5 Августа 2011, 09:44

    Зацепкой тут может быть и дом 30. который в ВП упоминается как дом некоего Путиловского спортивного кружка. По всей видимости при нем было какой-то стадион, из которого потом сделали стадион "Авангард" (он кстати относился после революции к Кировскому заводу). И адрес у него остался тот же - Ушаковская 30. С этой точки зрения интересна дискуссия коллег по поводу этого стадиона: http://www.citywalls.ru/house11317.html Потом стадион запахали  под ул. Трефолева.

  • 6 Августа 2011, 22:47

    Немецкая фотография, за которую огромное спасибо, дает похоже окончательный ответ. Все-таки прав С.Б. Горбатенко, костел действительно находился между современными домами 16 и 20 по Ушаковской улице. На немецкой карте в этом месте Г-образное здание с блестящей крышей. Храм был соориентирован вдоль Ушаковской улице, а на саму улицу клином выходила пристройка справа, хорошо видная на фотографии. Окончательно убедится в этой версии меня заставил справочник "Весь Ленинград" от 1940 года. Под номером 24 по Ушаковской улице числится Петергофская пожарная часть, тот самый автосервис, который существует и поныне. Часть была построена по всей видимости в конце 1920-х, начале 1930-х годов, поскольку город за Нарвской заставой стремительно рос. Следовательно слева от нее и стоял дом №22 - наш костел. 

    Кстати в доме 24 по адресной книге 1917 года находилась еще одна церковь - некоего Певческого общества. Такое интересное соседство католической и православной церквей. 

    При переименовании Ушаковской в Зои Космодемьянской в 1952 году по всей видимости и произошла перенумерация. К этому времени в начале четной стороны построили малоэтажный городок, так что нумерация изменилась. Костелу (ничего не нашел, как он вообще использовался) "честно" выдали 18-й номер, хотя он был обречен, через 4 года его разобрали.

    Объясняется и обозначение двух домиков по четной стороне: "Лечебн" и "Учебн. зав". При наложении на немецкую карту первый точно попадает на дом 24, а второй на дом 22. В доме 24 была амбулатория Алафузовской больницы (правда, перед революцией она съехала и там разместилась церковь), а в 22 доме при костеле, как сказано в основной статье, действовала богадельня со школой. В "энциклопедии Санкт-Петербурга" упоминается и о существовании гимназии при костеле.

     

    Меня смущает только несколько моментов, может кто развеет мои сомнения:

    1. Костел соориентирован точно по оси восток-запад, как и положено. НО по фотографиям вход находился со стороны Петергофской дороги, то есть с востока, а алтарь оказывается на западной стороне. В принципе в Питере один костел ориентирован вообще на Север (на невском), а один на юг (в Ковенском переулке), но чтобы на запад...

    2. Непонятно, почему такая блестящая крыша, как будто ее только покрыли железом, и почему-то не выражена двухступенчатость крыши.

    3. Не просматривается башенка, которая была с восточной стороны, над входом.

     

    А так других вариантов положения костела я лично не вижу.

     

  • 6 Августа 2011, 23:39

    На всякий случай внесу сюда: пожарная часть, у которой сейчас № 20-а, в 1928 называлась Петергофской и имела адрес - Ушакова ул., 24-б (124. С. 242) 

  • 7 Августа 2011, 23:24

    Этот адрес пожарной части появляется в 1923 году, а вот в 1922 у нее почему-то дом 34-б и дурацкий вопрос: это опечатка или действительно первый адрес Петергофской части. Мне кажется опечатка, потому что 30-й дом в 1917 году был последним - там был "Путиловский спортивный кружок", на базе которого потом появился стадион "Авангард". Тем более, что вероятность того, что там тоже был дом с литерой "б", еще меньше.

    И вот еще интересная идея. Вместе с костелом по одному адресу каким-то образом ютилась "Водокачка Тильманса" (!). Не могло ли наличие этого водного устройства стать причиной размещения именно в этом месте пожарной части?

  • 7 Августа 2011, 23:26

    А откуда данные по 1922 году и по 1917-му?

  • 7 Августа 2011, 23:56

    Залез под потолок, нашел таки вот такую полосу: Храмы: архитектурное лицо и источник топонимики Санкт-Петербурга: проспект выставки. [Л.]: Изд. "Ленингр. галерея", 1988.

    Это схема и пояснения к ней, а по периметру схемы - фотографии нек-рых храмов.

    Под № 199 указана - Римско-Католическая ц. святого Казимира. 1910. Ушаковская ул., 22 (ул. Зои Космодемьянской). - [не сохр.]

    Схема дана с соврем. изданию топонимикой. И без нумерации домов. № 199 стоит в квартале (строго говоря, там 3 улицы, а не 4) Оборонная ул. - необознач. проезд - ул. Трефолева, отстоя от кр. линии ул. При этом Оборонная пересекается необозначенным проездом, к-рый упирается в ул. Трефолева. Почти на перекрестке этого проезда и ул. Трефолева, именно по ул. Трефолева стоит (по кр. линии ул.) № 208 - Ц. преподобного Серафима Об-ва распростр. религиозно-нравств. просвещ. в духе Правосл. Церкви. 1910. Серафимовская ул., 10 (Трефолева) -.

    Вот такая штукенция...

  • 8 Августа 2011, 11:46

    Данные по 1922 и 1917 году из адресной книги "Весь Петроград". Причем издание 1922 - по-моему первое послереволюционное, отсюда большая вероятность опечаток.

    Серафимовская церковь - отдельный разговор. Горбатенко указывает ее положение во дворе дома 15 по ул. Белоусова. Но проецирование карты 1913 года на современную карту дает скорее дом 19. "Топонимическая энциклопедия" указывает дом 5, что явно неверное, при том, что ул. Белоусова там считается бывшей Соловьевой ул., хотя это не верно, она вновь проложенная. Предлагаю по Серафимовской церкви перенести дискуссию на соотв. адрес.

    А можно ли в Интернете выложить карту, которую упоминает уважаемый Алекс, или хотя бы скан того места о котором мы говорим? 

  • 8 Августа 2011, 12:17

    Результаты анализа карт и снимков 1913, 1940, 1966, 2011 выложил сюда http://www.bestseller.ru/audiogid/citywalls.jpg

    Пробовал запостить в эту ленту - не получилось, кто может - помогите, вложил душу и время :)

  • 8 Августа 2011, 19:41

    Я бы сразу выложил, да сканера нет. А этот плакатец, как Вы поняли, был приобретен на выставке и случайно уцелел при переездах :)) Вот всплыл в памяти.

    Теперь по адресных книгам. Итак уточним - мы это уже здесь давно сделали, но для вновь вступивших:

    ВПг НА 1917 год дает данные на осень 1916. Эти адресно-справ. книги формировались до 1 октября года, предшествующего вынесенному в титул.

    А вот 1922 уже форм-ся в тек. год. Причем, чем дальше в сов. период, тем больше вероятности, что данные сформированы в длит. промежуток времени, но как правило, уже в течение ряда мес. текущего и выносимого на обложку года. Мне встр-сь, что в иные гг. с трудом собирали базу аж в июне, а пока печать...

    Вообще-то 1922 год не первый в сов. время. Просто именно такой полноты в более ранних сов. изданиях нет.

  • 19 Августа 2011, 19:06

    Кстати нашел еще одно фото костела - в статье "Ушаковские бани" http://www.citywalls.ru/house4702.html

    На заднем плане видна колокольня костела с крестом. Фото сделано с Турбинной улицы.

  • 11 Декабря 2011, 14:54

    На доме 16 обнаружил памятную табличку о костеле. автор по всей видимости тот же, что и у таблички на месте церкви св. Сергия Радонежского

  • 10 Апреля 2013, 02:37

    «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». — Лениздат, 1973 (С.34):

    МЕДВЫТРЕЗВИТЕЛИ

    Кировский р-н — ул. Зои Космодемьянской, 22.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31749
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4409