Публикация

Особняк М. К. Покотиловой

Особняк М. К. Покотиловой                                                      неоренессанс

 наб.р. Карповки, 31

Пам. арх. (федеральн.)

1909  - арх. (АХ)  Лялевич  Мариан Станиславович   ([99]. C.201)

 

 

Особняк вдовы генерал-майора М. К. Покотиловой.

  • фото

    Фото 1910 г.

  • фото

    1910 - 1911.
    Дом-особняк М. К. Покотиловой
    * см. ниже pastvu.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1910 - 1911.
    Особняк М. К. Покотиловой.
    (Ежегодник архитекторов-
    художников, вып. 6, 1911 г.)

    pastvu.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Ежегодник Общества
    архитекторов-х
    удожников. Вып. 5,
    Вып. 6, 1911
    (добавил
    YURIY ALEKSANDROV)

  • фото

    Интерьеры на
    дореволюционных
    фотографиях.

  • фото

    Камин в гостиной.
    Здесь интерьер
    тяготеет к
    необарокко.

  • фото

    1966. Кировский пр., дом 48.
    Из коллекции Тагрина Н.С.
    Фото - Госкаталог .
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1978 г.

  • фото

    1980. Кировский пр.
    у Пионерского моста.
    (flickr.com pastvu.com)
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Фрагмент схемы РГИС 2019 г.

* 1910 - 1911. Дом-особняк М. К. Покотиловой Проект. и стр. М. С. Лялевичъ, художн.-архит. С.П. Бургъ. Источник: Ежегодник

    Общества архитекторов-художников. Вып. 5, Вып. 6, 1911

 

 

На Карповку выходит брандмауэр, парадные фасады - на проспект и переулок.

Фасад со стороны Каменноостровского пр. выполнен  в  формах неоренессанса и состоит из трех частей - повышенной центральной части с лоджией из трех арок на гранитных колоннах (в первоначальном проекте лоджия предполагалась на первом этаже, но выстроена была на втором) и двух боковых частей с наземными закругленными эркерами. Эркеры украшены фризами, копирующими флорентийские барельефы начала XV в. "Певчие" скульптора Луки делла Роббиа.

Угловая веранда с колоннами завершается балконом-террасой.

Фасад со стороны переулка имеет черты модерна: асимметричное расположение экедры с кессонированным сводом усилено тем, что главный вход сдвинут от центра вправо.

Дворовый флигель с арочными окнами третьего этажа в 1915 г. был надстроен М. С. Лялевичем четвертым этажом с мансардой, позднее архитектор превратил мансарду в полный этаж. Двор обрамлен оградой с гранитными шарами и металличскими змейками.

 

Мария Константиновна Покотилова - вдова военного-инженера-строителя, автора особняка военного министра на Садовой ул. Её сын А. Д. Покотилов, также проживавший в особняке, был действительным статским советником и председателем Российского взаимного страхового союза. Интерьер вестибюля выдержан в различных исторических стилях. Двухсветный холл с деревянной лестницей трактован в формах ампира. Кабинет оформлен в стиле ренессанс. Многие интерьеры утрачены в наши дни, но хорошо сохранилась лестница.

(добавил Фёдор Грибков по Привалов В. Д. Каменноостровский проспект.-

М.: ЗАО Центрполиграф: ООО "МиМ-Дельта", 2005  С. 476-480 )

  • фото
  • фото

    Фото -
    Mary, 08.2011.

  • фото

    Фото - Анчар, 05.2019.

  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 09.2019.

  • фото

    Кадр из финальной сцены
    фильма "Операция Ы".
    Съемки в этой локации
    проходили 22 декабря 1964 г.
    (добавил DSROpen )

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Южный фасад,
    вид с наб. реки Карповки.
    Фото - V_Malyj, 23.11.2020.

В 1930-х гг. здесь располагалась поликлиника, в 1980-е гг. - кожно-венерологический диспансер, позднее - врачебно-физкультурный диспансер.

 

1934: Амбулатория Облздрава. д. 48 по ул. Красных Зорь. (Путеводитель по Ленинграду. 1934. С.114)

1991: Врачебно-физкультурный диспансер Петроградского. Приморского и Сестрорецкого районов, Кировский пр., 48

(Краткий телефонный справочник ЛГТС. -1991, Ленинград, 1992, С. 114).

 

 

Объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2001г.

  • фото

    Лестница

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Резьба по дереву
    в кабинете

  • фото
  • фото

    Фото - Фёдор Грибков
    2010

  • фото

    Bестибюль с парадной
    лестницей

  • фото
  • фото

    В вестибюле на 2 этаже

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Барельефы в вестибюле
    на 2 этаже

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Черная лестница

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М,
    08.2014.

40 комментариев
18530 просмотров
Добавил: Shuba, 25 Апреля 2008, 20:53
Редактировано: 3 Декабря 2020, 17:49
Оцените:
(35 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house944.html' target='_blank'>Особняк М. К. Покотиловой на Citywalls.ru</a>
Всего 40 комментариев
  • 12 Декабря 2010, 09:53

    Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 №527

  • 13 Декабря 2010, 23:39

    Нет ссылок.

  • 14 Декабря 2010, 00:13

    Информация из книги В. Д. Привалова "Каменноостровский проспект". В интернете такой шикарной информации и старых фото не найти. 

  • 14 Декабря 2010, 00:17

    Тогда библиографию поподробнее пожалуйста.

  • 14 Декабря 2010, 00:17

    А у книги выходные данные есть и страницы нумерованы? :))

  • 14 Декабря 2010, 00:22

    Эркеры украшены фризами, копирующими флорентийские барельефы начала XV в. "Певчие" скульптора Луки делла Роббиа.

    Угловая веранда с колоннами завершается балконом-террасой.

    Эту информацию автор публикации наверняка взял из этой же книги. А поподробнее - это как??:).

  • 14 Декабря 2010, 00:24

    В. Д. Привалов "Каменноостровский проспект"  год издания, издательство и страницу  персонально для  Алекса :)

  • 14 Декабря 2010, 00:28

    Место издания: Изд-во, год. С. №№ ТЧК И нигде не ставим кавычек

    :)))))))))))))))))))))))))

  • 14 Декабря 2010, 00:30

    Сейчас сосканирую каждую страничку и поставлю в публикацию:)

  • 14 Декабря 2010, 00:37

    Сосканированные странички в Сети - нарушение авторского права, если по-честноку :)) Обойдемся номерами.

  • 14 Декабря 2010, 00:45

    Из 9 комментариев , по крайней мере, 4 не несут никакой полезной информации. Не хорошо забивать сайт всякой чепухой. Федору особая благодарность, интересная публикация и отменные фотографии.

  • 14 Декабря 2010, 00:46

    Привалов В. Д. ЗАО Центр-полиграф, 2005. ООО "МиМ-Дельта". 

    страницы № 476-480:))

    Текст капитально переработан вашим покорным слугой:)

    Natalia Ant - мерси!

  • 14 Декабря 2010, 00:48

    Так и отлично, что переработан, но даты, фамилии и т.п. Вы ведь из этой лит-ры взяли? Стало быть, это зона отв-ти и славы Привалова. А переработали симпатично.

  • 14 Декабря 2010, 00:51

    Старался:)!

  • 19 Февраля 2012, 20:51

    " 29.12.1921 отдел недвижимых имуществ Петрогубкомхоза и Научно-Мелиорационный Институт заключили договор №223 о сдаче в аренду институту "2-х этажного каменного здания с 4-х этажной каменной пристройкой и дворовым участком и служебными постройками" , по адресу Красных Зорь пр., 48.  По договору арендатор должен был выполнить капитальный ремонт...

    В "ВП. 1923" указан адрес института  проспект Красных Зорь [Каменноостровский], 48, тел. 164-15.

    "Известия ВНИИГ...т.229. История ВНИИГ..." СПб. 1996. стр. 14 

    Можно уверенно сказать, что НМИ, в дальнейшем ВНИИГ,  находился здесь до переезда в новое здание в Лесном осенью 1934.  

  • 19 Февраля 2012, 21:31

    Не указано, откуда старые фото.

    Инф-ция по сов. периоду без ссылок.

     

    В № 108 (С. 35) кожновенерологич. диспансер № 22 Ждановского р-на указан в д. 44-б по Кировскому пр. Других диспансеров в этой части Киров. пр. не встреч. "Спорт." диспансеров еще нет вовсе по р-нам, только гор. и обл.

  • 19 Февраля 2012, 21:44

    № 108. С. 138.

    Поликлиника № 32 - Кировский пр., 48,

    гельминтологич. пункт - Б. Зеленина, 15,

    смотровой пункт - Карповский пер., 2-а.

  • 19 Февраля 2012, 22:11

    1988: Флюорографическая станция Ждановского р-на. Карповский пер.. 2-а (Сп. аб. ЛГТС. 1988. С. 408). Именно в этом здании, а не за углом.

  • 19 Февраля 2012, 23:17

    В № 108 флюорографич. станции здесь нет.

  • 3 Февраля 2013, 22:04

    На левой стороне на углу Карповского переулка, дом № 48 - изящный особняк, напоминающий итальянские виллы. За ним, 46 что весьма интересно, большой доходный дом тех же хозяев. Особняк вероятно в значительной мере существовал на счет доходов дома. Характерно это желание хозяев обособиться от своего дома, построенного для всякого, в особый свой уголок, вполне отражающий вкус владельца и его понимание домашней жизни. 
    Однако требования времени придали доходному дому, отодвинутому на задний план, художественный характер. Сочетание особняка с высоким домом явление интересное и в социальном и художественном отношении.
    Обе постройки принадлежат одному зодчему Лялевичу. Интересно сопоставить этот комплекс с домом на противоположном углу (№ 50). Здесь встречаются два ярко выраженных стиля. Первый нео-ренессанс, второй - модерн.

    ...

    В упомянутом особняке Покатиловых находится Мелиорационный институт...

    Анциферов Н. Аптекарский остров// Экскурсии в современность / Под редакцией Н. А. Кузнецова и К. В. Ползиковой-Рубец. — Л.: Издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925.

     

    Цит. по http://www.detskiysad.ru/raznlit/ekskursia.html

  • 10 Января 2014, 22:47

    Путеводитель по Ленинграду. 1934. С.114 - дом 48 по ул. Красных Зорь - амбулатория Облздрава.

  • 13 Июня 2014, 10:46

    План дома среди прочего здесь есть:

    http://babs71.livejournal.com/750212.html

     

  • 15 Декабря 2014, 18:48

    Поликлиника для взрослых была здесь и в послевоенные годы. Во всяком случае, до 1960г., когда мы уехали отсюда

  • 25 Августа 2015, 15:16

    Здание по указанному адресу построено в 1909 году модным в начале века архитектором М.С. Лялевичем для балерины Н.А. Бакеркиной.

    ....


    Надежда Алексеевна Бакеркина с 1886 по 1896 танцевала в Большом театре в Москве, с 1896 по 1907 - в Мариинском театре в Петербурге. В 1913 году во владение особняком вступила семья Покатиловых, в 1918 году здание национализировано у вдовы генерал-майора М.К. Покатиловой.

     

    Цит. по Известия ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева. Том 229. История ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева. СПб, 1996. стр. 15. 

     

    Мелиорационный институт по этому адресу находился до конца 1927 года.

  • 25 Августа 2015, 16:21

    В ВПб  на1901- 1909 г. владелицей участка, действительно,  указана Вернер (Бакеркина)  Над. Алекс., дворянка, которая числится проживающей по Конногвардейскому бульвару,   17.   Балериной Императорской балетной труппы в ВПГ на 1909 - 1911 г. показана, как я понимаю,  и  ее сестра - Мария Алексеевна Бакеркина, проживающая тоже на Конногвардейском, 17.    А  в  ВПб на 1910 г.  по Каменностровскому,  48/ Карповскому пер., 2 владелицей значится уже Мар. Костантин. Покотилова, вдова генера-майора.   В Впб на 1913 -1917 она значится и  проживающей  здесь же.       По описям  ЦГИА  Фонд 513, оп. 102,  Д. 7800  "Чертежи дома на участке, принадлежащем Т.А.Ивановой, А.Б.Иванову, М.К. Покотиловой" ( 1842 - 1915)

  • 25 Августа 2015, 16:30
    Ответ на "В ВПб  на 1909 г. владелицей участка, действи" от Элеонора

    Возможно Мария Алексеевна - мать балерины.

    Вероятно особняк был продан Покотиловой во время строительства или был продан участок.

     

    Т. Карсавина оставила воспоминания о балерине Н. А. Бакеркиной: «Одна из танцовщиц, значительно старше меня по возрасту, известная своим благосостоянием и связями, воспылала ко мне симпатией. Надежда Алексеевна Бакеркина (1869-1940)- артистка балета Московского Большого театра (1886-1896) и Мариинского театра (1896-1906) никогда не стремилась к славе. Эту на редкость элегантную танцовщицу  вполне удовлетворяло место в первой линии кордебалета.

    – Не слишком обольщайся, театр – это рассадник интриг, часто говорила она. 

    Надежда Алексеевна придавала  большое значение хорошим отношениям с публикой. Она приняла на себя роль моей наставницы. В те дни я в глубине души считала, что ужин в ресторане – поступок безнравственный. Однако к ней я ходила часто, хотя и не без опаски; я боялась встретиться с балетоманами, цвет которых собирался в салоне Н.А., а она никогда не отказывала в приеме посетителей… На вечерах у Н.А. всегда царил дух игривой фамильярности, Созвездие генералов за ее столом приводило меня в смущение… Хотя я испытывала неловкость на приемах у Н.А., но любила эту женщину, принявшую на себя роль моей дуэньи, и бывала счастлива в те дни, когда она решительно никого не принимала и пила чай только со мной и своей матерью. Комнаты матери на антресолях были завалены шкафами, на которых громоздились шляпные картонки. Гостей своей дочери старушка называла «братцами», если она зевала, то никогда не забывала перекрестить рот. Иногда из какого-нибудь укромного уголка огромной квартиры неожиданно появлялись два гимназиста, сын и воспитанник Н.А. После чая мама или раскладывала с нашей помощью пасьянс, или гадала нам на картах».

  • 20 Ноября 2016, 16:12

    То,что эти малыши выглядят как-то странно в отличии от других барельефов - так и должно быть, или это опять своеобразная современная  реставрация? фото сделано  мною 21.09.2016 г. cv/ ge,k/

  • 15 Февраля 2018, 21:34

    1991: Врачебно-физкультурный диспансер Петроградского. Приморского и Сестрорецкого районов, Кировский пр., 48 (Краткий телефонный справочник ЛГТС. — 1991, Ленинград, 1992, С. 114).

  • 3 Августа 2020, 02:45

    Адреса по наб.Карповки не имеет.

  • 3 Августа 2020, 17:16

    Я отредактировал этот комментарий 15 декабря 2020 г. с учетом идентификации еще одной фотографии.

     

    Планы этажей (Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск шестой. СПб, 1911, с. 60):

     

    Более высокое разрешение

     

    В ЦГАКФФД имеется 15 фотографий, выполненных в начале XX в. ателье Буллы, на которых изображены интерьеры. Мне удалось идентифицировать 13 фотографий, и еще одну фотографию идентифицировала О.Лабзина.

     

    12 фотографий сделаны на первом этаже, одна на площадке лестницы между первым и вторым этажами и одна на втором этаже. Здесь представлены планы этажей с обозначением направлений съемки:

     

     

    1) Д 107. Фотография около 1908 г. (аннотация: "Вестибюль особняка Покотиловой (Каменноостровский проспект, 48)"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Снимок сделан из холла в сторону входа с Карповского переулка.

     

    Из вестибюля вошедший попадал в центральное помещение - большой холл на всю высоту особняка. Этот холл изображен на следующих шести фотографиях.

     

    2) Е 8779. Фотография около 1913 г. (ошибочная аннотация "Уголок гостиной в особняке М.К. Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Холл. Снимок сделан из-под верхнего марша лестницы. Слева, на уровне второго этажа высокие окна, выходящие во двор. Правее, за ширмой арка входа, которая изображена на предыдущей фотографии.

     

    3) Е 8783. Фотография около 1913 г. (неточная аннотация "Вестибюль в особняке М.К.Покотиловой"):

     

     Более высокое разрешение

     

    Холл. Снимок сделан в сторону Каменноостровского проспекта. Слева дверь в кабинет, справа одна из двух дверей в гостиную.

     

    4) Д 108. Фотография около 1913 г. (ошибочная аннотация "Вид части гостиной особняка М.К.Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Мебель в холле. Снимок сделан в том же направлении, что и предыдущий, на заднем плане дверь в гостиную. Стол и кресло, очевидно, специально перетащили на это место для фотографирования.

     

    5) Д 106. Фотография около 1908 г. (неточная аннотация "Мебель вестибюля особняка Покотиловой (Каменноостровский проспект, 48)"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более ранняя фотография мебели на том же месте.

     

    6) Е 8775. Фотография около 1913 г. (аннотация "Лестница в особняке М.К.Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Снимок сделан через арку под верхним лестничным маршем. Слева за аркой вторая дверь в гостиную. Впереди, слева от входа на лестницу небольшая дверь, ведущая в служебные помещения.

     

    7) Е 8785. Фотография 1913 г. (аннотация "Лестница в особняке М.К.Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Снимок сделан с площадки между этажами. Слева на стене те же гобелены (или картины?), а под ними та же скульптурка, что на фотографии 2.

     

    Следует заметить, что устройство холла со сложным, асимметричным пространством - прием свойственный модерну (с которого и начинал свое творчество Лялевич), и только детали декора (и то не все) носят характер входившего в моду неоклассицизма.

     

    В других помещениях неоклассицизм выражен более сильно, хотя и в них в той или иной мере чувствуется "привкус" модерна.

     

    8) Е 8781. Фотография около 1913 г. (аннотация "Гостиная в особняке М.К. Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Гостиная. Снимок сделан от левой двери, ведущей в гостиную из холла (см. фотографии 3, 4, 5). Окна обращены на Каменноостровский проспект. Дверь впереди ведет в столовую, которая изображена на следующих двух фотографиях.

     

    9) Е 8778. Фотография 1913 г. (аннотация "Столовая в особняке М.К. Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Впереди закругленный выступ, выходящий на Каменноостровский проспект (см. фотографии фасада). Дверь из гостиной осталась за левой границей кадра.

     

    10) Е 8777. Фотография около 1913 г. (аннотация "Часть столовой в особняке М.К. Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Эта ниша изображена на предыдущей фотографии справа.

     

     

    На следующих двух фотографиях изображено помещение, расположенное по другую сторону от гостиной - кабинет.

     

    11) Е 8774. Фотография около 1913 г. (аннотация "Часть кабинета в особняке М.К. Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Снимок сделан от Каменноостровского проспекта. За левым краем кадра осталась дверь из холла (см. фотографию 3).

     

    12) Е 8773. Фотография около 1913 г. (аннотация "Часть кабинета в особняке М.К. Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Слева за занавеской закругленный выступ, выходящий на Каменноостровский проспект (см. фотографии фасада). У правого края фотографии часть двери в гостиную.

     

     

    13) Е 8784. Фотография около 1913 г. (ошибочная аннотация "Часть террасы в особняке М.К.Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Это крохотное помещение типа застекленной веранды связано через открытый проем с кабинетом. Закругленная стеклянная стена обращена на Каменноостровский проспект (см. фотографии фасада).

     

    (При взгляде на план может возникнуть сомнение: кажется, что, согласно плану, слева должен быть широкий проем, соединяющий веранду с соседней комнатой - спальней. Однако на более тщательно прорисованном чертеже 1913 г. (ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 7800. Л. 40) изображена именно ниша, отделенная от спальни перегородкой.)

     

     

    14) Е 8782. Фотография около 1913 г. (ошибочная аннотация "Уголок гостиной в особняке М.К. Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    На этой фотографии изображено помещение на втором этаже, выходящее окнами в лоджию на фасаде по Каменноостровскому проспекту, обозначенное на плане как будуар. Этот интерьер резко отличается по стилю от других: вместо элегантной модернизированной неоклассики - пышное необарокко. Фотография идентифицирована О.Лабзиной 14 декабря 2020 г. (см. далее ее комментарий и последующую дискуссию).

     

    15) Е 8776. Фотография около 1913 г. (аннотация "Уголок гостиной в особняке М.К. Покотиловой"):

     

    Более высокое разрешение

     

    Эту фотографию я пока не смог идентифицировать. Не только в гостиной, но и во всем доме я нигде не смог найти на планах такое место с камином в нише.

     

     

    P.S. Об этом я написал на своем сайте.

     

  • 4 Августа 2020, 03:54

    P.S. Об этом я написал сегодня на своем сайте.

    Не может быть!!!

  • 4 Августа 2020, 04:55
    Ответ на "Не может быть!!!" от lenarch

     именно такой истошный крик я слышал тут, когда там был известный районный КВД

  • 4 Августа 2020, 08:31
    Ответ на "P.S. Об этом я написал сегодня на своем сайте" от lenarch

     А Вы помогите идентифицировать две последние фотографии.

  • 14 Декабря 2020, 17:25
    Ответ на "Планы этажей (Ежегодник Общества архитекторов-худо" от S.P.

     Дверь с предпоследней фотографии из особняка. (не могу прикрепить ссылку КГИОПА)

     

  • 14 Декабря 2020, 17:52
    Ответ на "Дверь с предпоследней фотографии из особняка.&nbsp" от О.Лабзина

    Извините, пожалуйста. Я ничего не понял, так как Ваша ссылка не работает.

     

    С копированием адресов, содержащих кириллицу, всегда проблемы. Я лично в таких случаях набираю адрес вручную - так, чтобы были написаны не "иероглифы", а нормальные буквы, тогда ссылка будет работать. Сделайте, пожалуйста, то же самое. И проверьте (ОБЯЗАТЕЛЬНО!), будет ли работать Ваша ссылка.

     

     

  • 15 Декабря 2020, 01:31

    О.Лабзина отправила мне этот документ по почте.

     

    Во-первых, даю правильную ссылку:

    http://kgiop.ru/media/docs/4022/07-19-207_СПб_Каменноостровский_пр._48_лит_А_GUOO1HF.pdf 

     

    Во-вторых, вот эта фотография - точнее, две фотографии друг над другом:

     

     

    Нет никаких сомнений - это именно та самая дверь, что на предпоследней фотографии ателье Буллы (Е 8782). А за открытой половинкой двери видна парадная лестница, изображенная на другой фотографии ателье Буллы (Е 8785), а также на современных фотографиях в публикации (в искаженном виде, но с сохранившимися перилами).

     

    Значит, предпоследняя фотография действительно сделана на втором этаже, в будуаре. (Я раньше высказал такое предположение, но очень робко - меня смущало несоответствие по стилю этого помещения другим помещениям)

     

    Итак, предпоследняя фотография идентифицирована. Остается только одна - последняя. Может быть, кто-то сможет найти это место (с камином в нише) по планам этажей или заметит его на какой-нибудь фотографии в документе КГИОП? 

     

    Ольга, спасибо Вам! 

  • 15 Декабря 2020, 14:36

    Я отредактировал свой комментарий от 3 августа с учетом этой новой идентификации фотографии.

  • 28 Декабря 2021, 00:15

    Где-то читал, что в этом особняке какое-то время жил М.Горький. Может кто знает?

  • 8 Октября 2022, 22:15

    Информация с сайта “Межрайонный врачебно-физкультурный диспансер №1”

    https://mvfd1.ru/about/

    С 1812-х гг. участок, вытянутый вдоль Карповского переулка, принадлежал офицерской семье Ивановых. На нем располагались только небольшие деревянные строения. В начале ХХ в. им владела актриса императорских театров Н.А.Вернер (Бакеркина), а с 1909 г.- вдова генерал-майора М.К. Покотилова. Для нее по проекту М.С. Лялевича в 1909-1910 гг. был построен изящный особняк, напоминающий итальянскую виллу эпохи ренессанса.

    Со стороны реки Карповки виден его брандмауэр ( раньше к нему примыкал небольшой дом на соседнем участке), а парадными фасадами особняк обращён к Каменноостровскому проспекту и Карповскому переулку.

    Здание является образцом неренессанского направления. Главный восточный фасад (со стороны проспекта) состоит из трех частей. Повышенный центр отмечен глубокой лоджией из трех арок на парных гранитных колоннах на уровне второго этажа (согласно проекту, утвержденному Городской управой 15 апреля 1909г.‚ лоджию предполагалось устроить в нижнем этаже). Заглублению лоджии противопоставлены на боковых звеньях плавно закруглённые наземные эркеры. Многофигурные фризы вверху эркеров воспроизводят барельефы скульптура Луки делла Роббиа «Певчие» (1431) из ризницы собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Тему скругленных объёмов развивает ассиметрично расположенная угловая веранда с колоннами тосканского ордера и балконом-террасой.

    В композиции северного фасада (со стороны переулка) черты неоренессанса соединяются с асимметричной структурой, характерной для модерна. Большая экседра, декорированная кессонами в конхе, смещена с центра на фланг. Устроенный в ней парадный вход помещён справа относительно ее центральной оси. Признаки модерна ещё отчётливее проступают в построении дворового фасада. Свободно расположенные проемы разного модуля отвечают внутренней планировке парадной части здания: узкие вертикали окон соответствуют холлу и главной лестнице. Мотив трех арок вновь варьируется на фасаде флигеля: ими обрамлены окна третьего этажа. В 1915 г. Лялевич надстроил флигель четвертым этажом с мансардой (позднее она заменена полным этажом).

    Оригинальна ограда палисадника перед домом- гранитные шары, на которых покоятся металлические змейки, обвивающие стержень. С северной стороны ограда закруглена по линии несохранившегося пандуса. Эту линию повторяет металлическая решетка двора.

    Пространственное ядро облика- двусветный холл с деревянной лестницей и балконом — галереей (позднее холл разделили междуэтажным перекрытием). Интерьеры выдержаны в разных исторических стилях: холл трактован в формах ампира, кабинет оформлен в духе ренессанса, будуар декорирован в характере неорококо. Мебель, изготовленная мастерской Васильева, как и многие элементы отделки, утрачена.

    В советский период в здании находились медицинские учреждения: в 1930-х гг.- поликлиника, в 1980-х кожно-неврологический диспансер. В начале 1970-х гг. проведен капитальный ремонт.

    В 1989 г. в доме располагается врачебно-физкультурный диспансер. Организация ‘Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения “Межрайонный врачебно-физкультурный диспансер №1″‘ зарегистрирована 22 января 2003 года.

  • 8 Октября 2022, 22:21

    Для непрофессионалов - ЭКСЕДРА  по­лу­круг­лая ни­ша, час­то пе­ре­кры­тая по­лу­ку­по­лом (кон­хой).

    Эта красота на северном фасаде.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32085
Готовится: 78
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5539