Кладбище появилось вскоре после основания Новодевичьего монастыря. Место для него выбрали к востоку от монастырского строения. В первые годы захоронения были единичными. Одним из первых погребенных был автор монастырского ансамбля Н. Е. Ефимов.
Первая игуменья монастыря Феофания, скончавшаяся в 1866 г., в знак особого уважения была погребена не на кладбище, а возле алтаря Воскресенского собора.
Кладбище делилось на разряды: два церковных и три общих. В 1870-1880 гг. территорию поделили на правильные квадратные участки. В 1885 г. Городская дума прирезала к территории дополнительно еще сто два участка и был введен 4-й разряд. Участки церковных разрядов находились около церквей, далее уменьшались по значению в восточном направлении. Дешевых и бесплатных разрядов не было. Консисторией были утверждены расценки от 500 до 50 рублей, которые действовали до 1918 г. Кладбище было дорогим и поддерживалось в образцовом порядке.
Большая часть захоронений не сохранилась.
Для 1870-1880 гг. характерны гранитные надгробия в виде набегающей волны, скалы или горки с крупными сколами. В центральной части типичны архитектурные формы в виде часовенок, миниатюрных храмов, каплиц. Надгробные сооружения выполнены из дорогих материалов, украшены художественными литыми и кованными оградами. Многие детали утрачены при разорении кладбища.
После революции большая часть могил осталась без присмотра, так как многие из тех, чьи родственники были похоронены здесь, вынуждены были покинуть страну или подверглись репрессиям. В 1917-1919 гг. большая часть часовен была разграблена.
Обе кладбищенские церкви в 1929 г. были разобраны на кирпич. Захоронения продолжались до 1933-1934 гг.
В связи с созданием музея-некрополя в Александро-Невскую Лавру были перезахоронены с переносом надгробных памятников актеры Сосницкие, Самойловы, П. И. Григорьев, Н. С. Семенова, певцы Ф. И. Стравинский, И. А. Мельников, художник А. А. Иванов, композиторы Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и другие. Перенос захоронений и памятников проводился в 1935-1936 гг. и не был завершен. Не состоялся перенос праха М. А. Врубеля, Н. А. Некрасова, Э. Ф. Направника и некоторых других деятелей культуры.
16 сентября 1968 г появилось решение Ленгорисполкома «ликвидировать на Новодевичьем кладбище могилы, которые не содержатся родственниками», что дало толчок новой волне вандализма, и только протесты общественности остановили выполнение этого решения.
В советское время благоустройство некрополя было ограничено приведением в порядок отдельных захоронений. В 1974-1978 гг. студенты ЛИИЖТа пытались выявить захоронения воспитанников этого учебного заведения. Среди обнаруженных оказались известные строители и инженеры, внесшие вклад в строительство Морского канала в Петербурге, Транссибирской магистрали и многие других видных сооружений по всей России. На общественных началах были проведены реставрация и восстановление двадцати трех надгробий.
В 1989 г. началась комплексная реставрация некрополя, которую ведет мастерская «Наследие» при Санкт-Петербургском фонде культуры.
Вход на кладбище находится напротив алтаря Казанской церкви. От ворот Алтарная дорожка пересекает кладбище с востока на запад. Справа от входа в некрополь находится могила Н. А. Некрасова, отмеченная бюстом на высоком постаменте, оплетенном бронзовой гирляндой. Памятник сооружен в 1881 г. арх. В. А. Шрейбером и скульптором М. А. Чижовым.
На месте богатых разрядов кладбища сохранилось несколько семейных усыпальниц в виде часовен и склепов. Их отличает разнообразие форм и высокое качество отделки, но все они разорены.
На кладбище был похоронен отец Н. К. Крупской Константин Игнатьевич Крупский. В 1969 г. на его могиле была установлена гранитная стела. К столетию со дня рождения Н. К. Крупской сюда же были перевезены из Швейцарии останки ее матери, умершей в 1915 г.
В восточной части некрополя сохранилась могила М. А. Врубеля - прямоугольный ступенчатый постамент из блоков черного гранита. Здесь же похоронена его жена, оперная певица Н. И. Забела.
Близ участка, где находилась Ильинская церковь , расположено семейное место Боткиных. Памятник С. П. Боткину в виде бронзового бюста на постаменте работы И. Я. Гинцбурга был открыт в 1896 г. В 1920- е гг. его перенесли на территорию больницы, которая носит имя Боткина.
Рядом захоронение А. А. Вершининой, жены генерала от кавалерии - массивный крест из розового гранита возвышается позади бронзовой скульптуры Спасителя. Памятник создан в 1915 г. скульптором П. И. Кюфферле.
* На первом плане - Виктор Семёнович Новосёлов, депутат Законодательного собрания СПб в 1990-е гг. Слева под обрез снимка в ограде
семейное захоронение - адмирал Пётр Васильевич Казакевич (1814-1887, чёрный крест на светлом постаменте) и Анна Дмитриевна Казакевич.
** Семейное надгробие Ратьковых-Рожновых - по надписям слева Модест Александрович и Мария Васильевна (ум. с разницей в 2 дня
29/31.01.1894 г.), справа Зинаида Модестовна (1868-1880), под крестом Владимир Модестович (ум. 1915 г.). М.А. Ратьков-Рожнов -
инженер-путеец, товарищ министра путей сообщения.
*** Слева адмирал Владимир Павлович Верховский (1838-1917) и его внучка Ольга Модестовна Верховская (1894-1914). Справа в ограде
экономист Сергей Тимофеевич Елисеев, член Совета Директоров Санкт-Петербургского Общества Конных железных дорог.
Неизвестно, когда появилась эта традиция, но люди приходят к Спасителю, оставляют записочки и верят, что их просьбы будут услышаны.
Мне приходилось слышать рассказы о том, что памятник поставил безутешный муж над могилой безвременно ушедшей юной жены. Это фольклор. Анна Акимовна Вершинина умерла в возрасте пятидесяти шести лет, что, конечно, не делает горе ее близких менее значимым.
В 1849 г. за монастырем открылось кладбище, где хоронили состоятельных людей. В 1851 г. здесь похоронили строителя монастыря Н. Е. Ефимова, затем тут были захоронены многие выдающиеся деятели литературы, науки, искусства, и среди них Ф. И. Тютчев (1873), Н. А. Некрасов (1877), С. П. Боткин (1889), А. Н. Майков (1897), Э. Ф. Направник (1916). ([66], С. 25, Discostu)
Архитектор Василий Анатольевич Косяков умер в 1921 г. Похоронен у стен спроектированной им Казанской церкви петербургского Новодевичьего монастыря. В советское время могилу сравняли с землей, а надгробие уничножили. Оно было восстановлено в 2008 г. (журн. Храмы и Монастыри. N87, Mary)
Склеп на фото - могила Лючии Матильды Терезы, урожденной Иогансен, жены Генриха Гильзе фан дер Пальса. Автор надгробного сооружения - архитектор Вильям Иогансен (встречается написание Иогансон), родной брат Лючии. Зодчий стилизовал надгробие под древнеегипетскую гробницу. В отделке использовал радомский песчаник, мрамор и гранит. Тогда же, в 1904 г., был создан мраморный барельеф, остатки которого мы видим сегодня...
(из статьи Надежды Коноваловой "Лючия и Генри", газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6348) от 21.12.2018; добавил: snegir).
<a href='https://www.citywalls.ru/house9275.html' target='_blank'>Воскресенский Новодевичий женский монастырь .Новодевичье кладбище на Citywalls.ru</a>
В 1849 году за монастырем открылось кладбище, где хоронили состоятельных людей. В 1851 году здесь похоронили строителя монастыря Н. Е. Ефимова, затем тут были захоронены многие выдающиеся деятели литературы, науки, искусства, и среди них Ф. И. Тютчев (1873), Н. А. Некрасов (1877), С. П. Боткин (1889), А. Н. Майков (1897), Э. Ф. Направник (1916).
Склеп на фото - могила Лючии Матильды Терезы, урожденной Иогансен, жены Генриха Гильзе фан дер Пальса. Автор надгробного сооружения - архитектор Вильям Иогансен (встречается написание Иогансон), родной брат Лючии. Зодчий стилизовал надгробие под древнеегипетскую гробницу. В отделке использовал радомский песчаник, мрамор и гранит. Тогда же, в 1904 году, был создан мраморный барельеф, остатки которого мы видим сегодня... (из статьи Надежды Коноваловой "Лючия и Генри", газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6348) от 21.12.2018. https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/lyuchiya_i_genri/
А ведь все это расписано в книге "Исторические кладбища Петербурга", вышедшей в 1993 году и переизданной в 2009 году. А в статье преподносится как открытие.
А у кого-нибудь есть сведения вот об этом сооружении? Или хотя бы направление, в котором копать?
Планы перерыла, архивы копала.
Часовня занимает два места. На одном похоронен Ивашкин Николай Владимирович, коллежский асессор, скончавшийся в феврале 1904 года. Второе куплено Карповой Надеждой Федоровной, дочерью коллежского асессора, в марте 1904 года.
Ивашкин жил в Павловске. Все. Более ничего выкопать не могу. Кто строил? Зачем строил? Кем они друг другу приходились? Неизвестно.
У Саитова год смерти Ивашкина указан 1907 (С. 249)
А связь между Ивашкиным и Карповой, похоже есть. По крайней мере на 1905 г. они оба проживали по одному адресу: Павловск, Правленская, 8. По нее написано дочь ка. Отчество не совпадает, возможно, другие родственные связи, но надо просмотреть ВПб в последующие годы, может что выплывет
Посмотрела последующие годы. Ивашкин указывается по 1907 г. включительно. В ВПб на 1907 г. указан как отставной ка - сведения на осень 1906 г. А Надежда Фед. Карпова по 1910 проживает там же, указывается как дочь ка. Дальше пропустила, посмотрела 1917 г. - Н.Ф. проживает там же, но она уже дворянка.
Перечень мест захоронений на кладбищах Санкт-Петербурга известных граждан, внесших значительный вклад в историю России и Санкт-Петербурга https://docs.cntd.ru/document/8415424
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
В 1849 году за монастырем открылось кладбище, где хоронили состоятельных людей. В 1851 году здесь похоронили строителя монастыря Н. Е. Ефимова, затем тут были захоронены многие выдающиеся деятели литературы, науки, искусства, и среди них Ф. И. Тютчев (1873), Н. А. Некрасов (1877), С. П. Боткин (1889), А. Н. Майков (1897), Э. Ф. Направник (1916).
[66], С. 25