Публикация

Тяговая электроподстанция "Клинская"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Коханова Р. Н.
Год постройки: 1932-1934
Стиль: Конструктивизм

Фото - люблюпитер, 10.2022.

Тяговая электроподстанция  "Клинская"                                                             Конструктивизм

                                                                                                                                                             Можайская ул., 19

 

 1932-1934 - Коханова Раиса Николаевна  

 

Лучшие памятники конструктивизма в Ленинграде стали продолжением супрематистских экспериментов русского авангарда. И даже если имя создателя этой подстанции мало что говорит историкам архитектуры – а это одна из первых женщин-архитекторов Р. И. Коханова, – построенные по её проектам четыре подстанции для городской трамвайной сети относятся, по словам Саблина, к числу интереснейших творений XX века. Они сохранились и сегодня находятся на Можайской улице, 19, Пионерской улице, 7, и проспекте Энгельса, 11.

 (из статьи Д. Ратникова "Ройял в кустах", "СПб Ведомости", 07.05.2009, цит. по kadis.ru, 06.12.2012;

статья посвящена "блокадной" подстанции на Фонтанке)

В соответствии с распоряжением КГИОП №10-195 от 16 мая 2016 года «Тяговая подстанция «Клинская» (№ 15)» (Санкт-Петербург, улица Можайская, д. 19, литера А) отнесена к памятникам регионального значения. Это была первая подстанция, давшая ток 7 марта 1942 г. для трамвая блокадного Ленинграда, остановившегося в декабре 1941 г. на Загородном проспекте. <...> 

Внешний облик здания создан на основе типовой схемы дореволюционных трансформаторных подстанций, но в иной  - конструктивистской  - стилистике, и является образцом промышленной архитектуры, выполненной в строгих приемах Ленинградской школы конструктивизма, соответствующих функции и масштабу объекта.

В настоящее время подстанция продолжает свою работу. Здесь находится технический архив подстанций, в жилой части – кабинеты. (офиц.сайт Администрации СПб, дата обращения - 18.05.2016)

 

 

 

                                                           

  • фото

    Здание на карте РГИС 2020 г.
    (добавил Lonely Walker)

1965: Трамв. парк грузовой им. Красуцкого:  служба контактно-кабельной сети - Можайская, 19. ([108]. C. 178).

16 комментариев
2557 просмотров
Добавил: snegir, 10 Октября 2009, 18:18
Редактировано: 3 Ноября 2022, 14:42
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house9064.html' target='_blank'>Тяговая электроподстанция "Клинская" на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 25 Марта 2011, 14:16

    Тяговые подстанции 20-х годов Р. И. Кохановой - яркий пример супрематической архитектуры Ленинграда.

     

    Тяговые подстанции архитектора Р.И. Кохановой созданы по разработанному экспериментальному проекту, рожденному ленинскими планами электрификации страны и поставленной тогда задачей развития нового транспорта для рабочих. Эти подстанции — символ советских утопических начинаний. В них — пафос революционного переустройства мира вообще и переустройства быта в частности, повсеместного отказа от индивидуального в пользу коллективного. Духу нового общества должны были соответствовать новые архитектурные и градостроительные формы: города-сады, ячейки для жилья, фабрики-кухни, пролетарские бани. Идея была такая — вот сейчас электричество пустим в городе, и сразу общество изменится. Или: если мы сегодня повсеместно запустим трамвай, то завтра непременно будем уже летать. Сейчас даем электричество здесь, а завтра — революция во всем мире…

    В архитектуре зданий подстанций Кохановой можно найти явное влияние Малевича, может быть Никольского. «Супрематический ордер» угадывается и в здании на Фонтанке, и в зданиях на Можайской и Пионерской улицах. Именно в нашем городе появилась мастерская экспериментального строительства — организованная Малевичем. В основном это были архитектурные фантазии, теоретизирование, вышедшее за пределы плоскости изобразительного искусства. А вот эти подстанции — зрелый плод, фантазия воплотившаяся.
    http://tura8.livejournal.com/7311.html

  • 25 Марта 2011, 14:42

    Ну вы уж тут палку-то перегнули в запале ...

    "..повсеместного отказа от индивидуального в пользу коллективного..."

    В связи с тяговой подстанцией-то к чему такие восклицания относительно коллективного. Это обычный объект городской инфраструктуры, как канализация, водопровод и т.д. Я не вижу тут в строительстве городской системы электроснабжения ничего ущемляющего личную свободу граждан..."в пользу коллективного" :)))))  Да и идея не такая прямолинейная как вы излагаете.    "если мы сегодня повсеместно запустим трамвай, то завтра непременно будем уже летать. Сейчас даем электричество а завтра — революция во всем мире…"  Уж больно антинаучно это никак не обосновано...и зачем так?

  • 25 Марта 2011, 14:46

    Упс, не уточнил. Я не излагаю, я цитирую.

    И все-таки всякие Малевичи-Татлины были в какое-то время романтиками...

  • 25 Марта 2011, 14:49

    Цитировать опасно без ссылки на источник, так о вас будут думать совсем не то, что вам хотелось бы.  :)))))  здесь лучше бы ваши мысли.

  • 25 Марта 2011, 14:52

    Как без ссылки?

    А мысли-мыслями, но заинтересовала меня упоминание фамилии Кохановой.

  • 24 Июня 2011, 00:17

    № 108. С. 178.

    Трамв. парк грузовой им. Красуцкого: служба преобразовательных подстанций - Фонтанка, 3-а,

    служба контактно-кабельной сети - Можайская, 19.

  • 5 Марта 2014, 20:07

    В справочнике Весь Ленинград появляется в 1935 г. как "Клинская". 

  • 6 Марта 2014, 00:27

    Если этот справочник есть в Списке лит. - можно сослаться на него как выше (у алекса). Если нет - сообщите точное название справочника.

  • 6 Марта 2014, 20:29

    1935 есть под номером 103. Других справочников на которые я ссылался нет, страницу не записал. 

  • 26 Мая 2015, 15:47
    Ответ на "ТП признана вновь выявленным объектом культурного " от all4

     Если бы ее построили в 20-е то и в справочнике она бы появилась тогда. Уверенно можно ставить 34 год.

  • 26 Мая 2015, 22:45
    Ответ на "1928-1929." от all4

     С чего?

  • 27 Мая 2015, 01:49

    На плане 2004 г. пояснит.надпись "тяговая подстанция № 15".

  • 27 Ноября 2015, 09:50

    Выявленный памятник

    РГИС

    Наименование объекта: Тяговая подстанция ленинградского трамвая "Клинская" (№ 15), работавшая в годы блокады Ленинграда 1941-1944 гг.

    Основание: Распоряжение КГИОП № 10-213 от 20.05.2015

  • 27 Ноября 2015, 11:54

    1937 (по ЕИСТ) -

  • 18 Мая 2016, 14:51
    Ответ на "ЕИСТ ошиблась на 8 лет. :( Тяговая подстанция «Кли" от oho

     Почему Вы так решили?

  • 1 Ноября 2022, 17:44

    есть ещё аналогичная подстанции возле Фарфоровского кладбища на ул.Бабушкина, 38

    http://www.citywalls.ru/house24226.html

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32298
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3862