Публикация

Доходный дом И. Ф. Алюшинского

Здание на карте
фото
Архитекторы: Лишневский А. Л.
Светлицкий П. П.
Год постройки: 1907-1908
Стиль: Модерн

Фото - люблюпитер, 01.2023.

Доходный дом И. Ф. Алюшинского                           модерн                  

Малый пр. ПС, 66 - ул. Ленина, 32

1907-1908 - арх. (АХ) Лишневский Александр Львович, при участии  Светлицкого Павла Петровича

1986 - капремонт

 

 

Чертежи дома С. Ю. Юрьевича, И. И. Трусова, С. И., А. И. и Е. И. Трусовых, И. Ф. Алюшенского по Малому пр.,П.С., 66 и Широкой ул.,20  Крайние даты документов: 28.09.1900–30.09.1908 Количество листов: 47 

ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 3250

 

Интереснейшее здание в стиле модерн. Фасады украшены химерами, над дверными проемами - скульптуры кошек, картуши для гербов держат бурые медведи.

 

В 1907 г. владельцем участка, на котором был выстроен ныне существующий дом,  был потомственный почетный гражданин И. Ф. Алюшинский, член правления Петровского общества взаимного кредита на Петербургской стороне, член правления Преображенского кабельного завода, член правления Общества Сиверского деревообделочного завода.

Доходный дом И. Ф. Алюшинского – один из самых интересных и насыщенных по декору домов Малого пр.


В 1874 г. на участке стоял деревянный двухэтажный дом, принадлежавший купчихе Александре Александровне Колесниковой. Вплоть до постройки существующего дома владельцы неоднократно менялись. К 1907 г. помимо углового двухэтажного дома во дворе был построен такой же жилой флигель. Имущество принадлежало штабс-капитану Александру Петровичу Белявину, при котором для подготовки места под новое строительство ломают дворовый флигель. В полупустом расселенном двухэтажном угловом доме остается только фруктовый магазин в первом этаже, охраняемый городовым, поселившимся в пустующей квартире второго этажа.

В мае 1907 г. на переторгах высшую цену за участок, 33 тысячи рублей, выставил крестьянин Костромской губернии, личный почетный гражданин Иван Федорович Алюшинский, проживавший на Большой. Пушкарской ул., 27. Для него и строится существующий теперь шестиэтажный дом с каменным флигелем во дворе. (ссылка из статьи ЦГИА СПб. Ф. 515. Оп. 1. Д. 3514-3514а.)

Первый этаж прорезан огромными витринными окнами, обработан кирпичом, остальные пять этажей - гладкой и рифленой штукатуркой в сочетании с зеленой и глазурованной плиткой. Дом имеет небольшой двор-курдонер со стороны Малого пр. не случайно, так как именно в этой части магистраль очень узкая и скорее напоминает каменный коридор.
Необычен лепной декор фасада дома: со стороны Малого пр. в колючих листьях чертополоха запутались и ощерились дикие коты, портал со стороны ул. Ленина также охраняют кошки, стоящие на вытянутых лапах, с поднятыми хвостами. Центральную часть фасада украшают рельефные изображения медведей со щитами в передних лапах. Функцию декоративных кронштейнов, поддерживающих эркер, выполняют звериные маски с разинутыми пастями; сандрики над окнами первого этажа - маленькие плаксивые маски с курносыми носами. Такой своеобразный зверинец Малого пр.

(Л. Ю. Сапрыкина. Многое ... О Малом проспекте Петроградской стороны. Открытые слушания Института Петербурга, 2007-2010, добавил Mary)

В этом доме жили:

1909 - 1910   художник, скульптор А. Г. Адамсон  (ВПб на 1910.O.III.C.9)

1911 - 1916   архитектор-художник Г. Л. Конради

 (ВПб на 1912.O.III.C.438. на 1913.С.308, на 1914.С.321, на 1915.С.319, на 1916.С.331)   (добавил Val 39)

1965: Райпищеторг Жданов. р-на - Б. Зеленина, 16, клуб - ул. Ленина, 32. ([108]. C. 151)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1294).

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Фёдор Грибков, 2010.

  • фото
  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 04.2021.

  • фото

    отмытая в 2020 г. плитка
    в парадной №3 очень
    красивого иссиня-черного
    цвета

  • фото
  • фото

    Фото - матишо, 02.2024.

32 комментария
30864 просмотра
Добавил: Shuba, 3 Апреля 2008, 00:44
Редактировано: 20 Февраля 2024, 18:30
Оцените:
(42 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house877.html' target='_blank'>Доходный дом И. Ф. Алюшинского на Citywalls.ru</a>
Всего 32 комментария
  • 18 Февраля 2011, 21:29

    № 108. С. 151.

    Райпищеторг Жданов. р-на - Б. Зеленина, 16,

    клуб - ул. Ленина, 32,

    торг. база - Пионерская, 41,

    овощная база - Карповка, 20,

    кондитерская кладовая - Пионерская, 41,

    база закрытых учр. - ул. Красн. курсанта, 43,

    столярная мастерская - пр. Щорса, 72,

    тарный склад - Пионерская, 36,

    конбаза (так в оригинале - А.) - Полевая Сабировская, 46,

    стройгруппа - Шамшева, 12.

     

    Нет ссылок.

  • 20 Августа 2011, 19:35

    дом с кисами)

  • 12 Декабря 2012, 22:33

    Дом с кап.ремонтом!

  • 12 Декабря 2012, 22:34

    Вы уверены?

  • 12 Декабря 2012, 22:38
    Ответ на "Дом с кап.ремонтом!" от Sangalli.

     Вы выкладываете эту реплику в массе публикаций, забывая, что требуется ссылка на происхождение информации и указание на время капремонта и желательно - на потери / "приобретения" для здания при ремонте. В итоге ценности у фразы никакой.

  • 12 Декабря 2012, 22:51

    К.р. точно был, но фасад он не затронул.Все внутреннее убранство практически полность утрачено (включая печи, лепнину, дубовые двери,наборный паркет и тд). К тому же, в  парадную, вход в которую был через курдонер, можно попасть теперь только через двор.  Информация о кап.ремонте некоторых здание есть в спец .литературе. Конкретно год кап. ремоната я, к сожалению, указать пока что не могу.

  • 12 Декабря 2012, 22:52

    Этот дом очень жалко! Сильно он пострадал!

  • 12 Декабря 2012, 23:01
    Ответ на "К.р. точно был ,но фасад он не затронул.Все внутре" от Sangalli.

     В какой спец!литературе?

  • 12 Декабря 2012, 23:31

    Есть списки домов ,поставленных на к.р. ,но они хранятся в гос.архиве.А отдельных книг на эту тему вообще нету. Либо через риэлторов можно узнать.

  • 12 Декабря 2012, 23:36
    Ответ на "Есть списки домов ,поставленных на к.р. ,но они хр" от Sangalli.

     Я сожалею, но я профессионально посещаю архивы, так вот и хочу выяснить, о каком из архивов идет речь. Кроме того, любая информация архивирована в фонды, которые разделены на описи, составленные из определенного числа дел, в которые указаны листы с оборотами. Т.е., например: ЦГАНТД СПб. Ф. х. Оп. х. Д. х. Л. х-хх.

    Вы выкладываете информацию и не подтверждаете ничем, какой смысл при этом переносить ее в публикацию?

  • 30 Января 2014, 00:42

    КапРемонт этого Дома - в 1986 году.

    Фасад обновлен.

    В квартире, где я сегодня была, сохранены и паркет и дубовые двери.

  • 8 Февраля 2014, 12:12

    Я пыталась поставить фрагмент ТехПаспорта, подтверждающего КапРемонт этого Дома в 1986 году. Фото не отразилось. ТехПаспорт не является достоверным источником?

  • 8 Февраля 2014, 12:17
    Ответ на "Я пыталась поставить фрагмент ТехПаспорта, подтвер" от Чижа

     То что капремонт был видно по вентиляционным каналам на крыше. Но если был кап. ремонт как могли сохраниться паркет и двери?

  • 8 Февраля 2014, 13:17

    Выборочный капремонт, возможно.

  • 9 Февраля 2014, 20:26
    Ответ на "Выборочный капремонт, возможно." от Liz

     Возможно. Но если поставили новые вентканалы, значит была перепланировка, как минимум. И посмотрите парадные, кроме перил и плитки пола ничего же не осталось, все ободрали:(

  • 10 Февраля 2014, 00:23
    Ответ на "ТехПаспорт является важным документом. Вам просто " от sperling

     

      Да в принципе меня научили на кнопочки нажимать. Вот и сейчас выскочила успокаивающая надпись - "Изображение успешно добавлено". 😀

  • 28 Марта 2014, 22:21

    http://topspb.tv/programs/v6533/ дата обращения 28.03.14

  • 8 Января 2015, 22:33

    "Непросто было получить выгодный строительный заказ в Петербурге начала XX в. Нередко молодые архитекторы, не сумевшие найти достойную работу, попадали в зависимость от более энергичных коллег, которые иногда беззастенчиво пользовались «трудами и талантами этих людей, платя им ничтожные суммы за проекты», и многих начинающих зодчих давила «нужда острая, вопиющая». В условиях конкуренции большое значение приобретала протекция более опытных коллег, а также репутация среди потенциальных заказчиков. Можно считать, что здесь Светлицкому улыбнулась удача. Ещё до получения звания художника-архитектора он успел поработать на значительной столичной стройке – при возведении Городского дома (современный адрес – Садовая ул., 55-57 / Вознесенский пр., 40-42) – в качестве одного из помощников архитектора А.Л. Лишневского, имевшего к этому времени 10-летнюю практику проектирования и строительства. Подрядчиками строительных работ при возведении здания выступали И.Ф. Алюшинский и Ф.М. Рыбин. Когда летом 1907 г. Лишневский взялся за постройку доходного дома для Алюшинского (современный адрес – Малый пр. П.С., 66 / ул. Ленина, 32), он привлёк к этой работе Светлицкого. Ещё летом 1906 г. прежний владелец получил разрешение на застройку участка, на котором предполагалось возвести пятиэтажный с мансардой дом по проекту, разработанному архитектором Л.И. Катониным. Строительную площадку обнесли забором, начали рыть котлованы под фундаменты, стали завозить строительный материал, но весной 1907 г. выставленный на торги участок купил И.Ф. Алюшинский. Был составлен новый проект. Следует отметить, что проектные чертежи не подписаны авторами – есть лишь подпись начальника чертёжной Городской управы архитектора П.Ю. Майера; авторство установлено по косвенным сведениям. По новому проекту вместо мансарды должен был появиться шестой этаж; предложенный Катониным акцент в виде угловой башенки переместился на фланг задуманного со стороны Малого пр. небольшого курдонёра, из которого проезд вёл в замкнутый внутренний двор. Этими планировочными изменениями архитекторы добились (как функционально, так и в художественном смысле) некоторого расширения очень узкого в этой части проспекта. Открытый двор (открытые дворы были характерны для архитектуры петербургских доходных домов, проектировавшихся в начале ХХ в.) создал необходимую паузу в застройке, а смещение башенки от угла зрительно разгрузило перекрёсток, уже имеющий на другой стороне Малого пр. заметный акцент в виде углового эркера, увенчанного куполом сложных очертаний. Богатый лепной декор дома Алюшинского, видимо, задумывался по ходу строительства, непосредственное руководство которым осуществлял А.Л. Лишневский. Из всех украшающих сейчас фасады фигур на проектных чертежах изображены лишь вознесённые на верхние этажи дома медведи, лапы которых с трудом находят опору на тончайших сдвоенных пилястрах. Встав на дыбы, медведи, зажатые деталями рассчитанного на два окна наличника барочных очертаний, передними лапами удерживают щиты. Беспокойство испытывают и другие существа, облепившие фасады снизу доверху. По сторонам парадных злобно шипят дикие коты, пробивающиеся сквозь заросли чертополоха. Сверху на них давят гранёные столбы, завершённые испуганно шипящими кошками с поднятыми хвостами. Архитекторы применили здесь способ размещения скульптур, применявшийся в готической архитектуре. «Скульптура как бы приросла к конструкции… приютилась на узких консолях, прижимаясь спиной к рельефным тягам, согнулась в нишах, скорчилась на базах опор, стала выглядывать из-за узоров капителей, как бы навеки примирившись со своей несвободой и приспособившись к тому пространству, где обречена была жить». О средневековых соборах напоминают также инфернальные мотивы. Многочисленные маски загадочных то ли людей, то ли зверей, то ли чудовищ смотрят со стен дома, охраняя его от демонов. Картину дополняют оконные и дверные проёмы первого этажа, завершения которых напоминают позднеготические арки; на фасадах встречаются подобия готических крестоцветов. Декор дома Алюшинского заставляет вспомнить подобную скульптуру, применённую в упоминавшемся ранее Городском доме, законченном строительством к началу 1907 г.: распластанные по стене летучие мыши с человеческими лицами, придавленные тяжестью эркеров головы орущих демонов…" (Чепель А.И. О жизни и творчестве архитектора П.П. Светлицкого // Открытые слушания «Института Петербурга»: ежегодные конференции по проблемам петербурговедения, 2007–2010 / ред. Н.В. Скворцова. СПб., 2010. С. 106–108).

  • 16 Августа 2015, 11:27
    Ответ на "Возможно. Но если поставили новые вентканалы, знач" от Алексей von Fricken

     Мне повезло в 86-м и 87-м  работать в УКР  - управлении капитального ремонта.Несколько домов на моей памяти,и нигде никакого выборочного ,только полный снос перекрытий от крыши до подвала.Естественно,новая система вентиляции.Если что сохранялось,так это высота этажа,- куда от окон деться? Хотя ,бывало,новые прорубали  в глухих стенах.Паркет и двери,если не были растащены раньше,сжигались прямо во даоре,чтобы меньше вывозить.Фурнитура тоже на свалку.

  • 16 Августа 2015, 12:39
    Ответ на "Мне повезло в 86-м и 87-м  работать в УКР &nb" от Хаблин Даблин

     Среди домов, о которых Вы пишете, были дома на Петроградской стороне? Все-таки здесь с капремонтом все обстояло не так, как в центре и на В. О. Бывало, вероятно, всякое, но здесь капремонт - большая редкость, и никогда здесь не огораживали целые кварталы сплошь, как это было в других районах. Не знаю, как это соотносится с вентканалами и проч., но наличие старого паркета и дверей тоже о чем-то говорит, согласитесь.

  • 26 Декабря 2016, 21:04

    поставлен на КР в 86, а заселялся в 1991.Капремонт не выборочный, перепланировки очевидны. Такая же история с Гатчинской 27-29: обоим зданиям не повезло , т.к они попали в перестроечный период и зависли, а за это время успели потерять практически всё родное, получив взамен старьё и некондицию. Никакие двери и паркет не сохранились , если кто-то утверждает обратное - не верьте ;-)

  • 15 Сентября 2017, 19:53

    Я жил в этом доме до перепланировки. ТО что сделали в подъездах просто ужас.. Остались лишь куски старой напольной плитки местами.  

  • 23 Июля 2020, 16:41

    Отмыли плитку на стенах в парадной

    https://vk.com/paperpaper_ru?w=wall-23303030_440998

  • 23 Июля 2020, 19:27
    Ответ на "Отмыли плитку на стенах в парадной https://vk.com/" от Виктор М

     У Грибкова пол сфотографирован в 2010-м. Значит, покрасили позже? А может, и еще раз захотят?

  • 23 Июля 2020, 19:53

    Плитку отмывали не на полу, а на стенах. На Сити ее фотографий нет.

  • 4 Декабря 2020, 12:58

    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.3250

    Крайние даты документов: 28.09.1900–30.09.1908

    Количество листов: 47

    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/4/3250

     

    Подпись архитектора?   

  • 4 Декабря 2020, 13:27

    Для срвнения подпись Лишневского:

  • 4 Декабря 2020, 14:09

    Написано: "План сверял архитектор А.Ковшаров". Насколько я понимаю, в фонде 515 (городского кредитного общества) - обычно не проектные, а фиксационные чертежи. Подпись А.И.Ковшарова на них встречается довольно часто (насколько я успел увидеть), и она ничего не говорит об авторстве.

  • 9 Мая 2021, 15:05

    +           В этом доме жили:

    1909 - 1910   художник, скульптор А. Г. Адамсон  (ВПб на 1910. O. III. C. 9).

    1911 - 1916   архитектор-художник Г. Л. Конради  (ВПб на 1912. O. III. C. 438, на 1913. С. 308, на

                          1914.С.321, на 1915. С. 319, на 1916. С. 331).

  • 14 Февраля 2024, 12:56

    Я создала проект "Тень Архитектора" в котором рассказываем о домах и их архитекторах. Фотографируем, рисуем, и выпускаем сувенирную продукцию. Первый наш дом был доходный дом И.Ф.Алюшинского. 

    https://vk.com/ten_arkhitektora 

  • 14 Февраля 2024, 12:56

  • 14 Февраля 2024, 13:03

    Зоя Евсеевна Эзрохи - русская поэтесса, родившаяся в Ленинграде в 1946 году, подарила нам стих, описав дом И.Ф.Алюшинского:

    ДОМ

    Там, у трамвайной остановки, 

    На Петроградской стороне,

    Бесшумно тигр крадется ловкий

    По грязной каменной стене.

    Забравшись важно на карниз, 

    Медведь посматривает вниз.

    Из-под балкона волчья морда

    Глядит оскаленно и гордо.

    Там извиваются коты,

    Задрав облезлые хвосты,

    И, облепив гурьбой окошки,

    Висят курносые лепешки.

    Медведь и тигр, и волк, и кот,

    Смешные каменные лица -

    Все это общество живет, 

    Шипит, мяукает и злится.

    Тот серый дом, сухой гранит, 

    Слепое бешенство хранит.

    И в сердце каменном его

    Таится злое торжество.

    Когда я вижу волчью пасть,

    Мелькают хищные ухмылки,

    Я знаю, как зовут упасть

    Внизу плывущие затылки!

    (Ужасна каменная хватка. 

    Сомкнуть! Сожрать! И без остатка!

    Сгинь, человек, с мгновенным стоном!)

    И вновь прилипнуть под балконом. 

    Я знаю дом, чудесный дом.

    Никто не думает о нем.

    На Петроградской стороне

    Он всех домов милее мне.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31833
Готовится: 60
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7137