Акционерное общество механических заводов для производства арматуры, машин
и предметов снабжения армии и флота(1914)
Арматурный завод "Знамя труда" (1922)
В 1870-х гг. на этом участке находился небольшой механический завод Р. Гроша, насчитывающий 120 рабочих. На заводе производили пожарные трубы и арматуру для котлов.
В августе 1887 г. его купил промышленник, прусский подданный Рихард Людвигович (Львович) Лангензипен.
В 1918 г. завод был национализирован, и с 1922 г. он стал называться "Знамя труда".
План Ленинграда из путеводителя. 1933 г. (добавил Mary)
Механический завод Р. К. Гроша
В 1878 г. уроженец Саксонии Рудольф Грош основал в стороне от Каменноостровского пр. небольшой Механический завод с литейной мастерской (Литейно-Механический).
Завод находился по адресу - Каменноостровский пр., 9, и занимал участок прямоугольной формы: Каменноостровский пр.,9 - Дивенская ул., 1 - Малая Монетная ул., 6 - Малая Посадская ул. Здесь Рудольф Грош жил и работал до 1887 г.
На заводе трудились всего 120 рабочих. В цехах изготавливали пожарные трубы и арматуру для котлов.
В 1877 г. на заводском дворе по проекту арх. Дмитриева Николая Всеволодовича возведены производственные здания. В 1878 г. их перестроили по проекту техника городской управы Федора Карловича фон Привица.
В 1886 г. арх. А. Ашемур возвел выходящее на проспект здание заводской конторы. Четырехгранная деревянная башенка со стороны проспекта увенчана флюгером, на нем дата - 1886. В доме были и жилые квартиры.
Медно-котельный арматурный завод Р. Лангензипена
В августе 1887 г. его купил промышленник, прусский подданный Рихард Людвигович (Львович) Лангензипен.
31 августа 1887 г. предприятие покупает товарищество «Лангензипен и К», учрежденное в 1878 г. прусским подданным, петербургским купцом 2-й гильдии, коммерции советником Рихардом Людвиговичем Лангензипеном и петербургским купцом 2-й гильдии Оскаром Васильевичем Митенсом. Уставный капитал товарищества составлял тогда 30 тысяч рублей.
После покупки завода Лангензипеном в 1887 г. на заводском дворе по проекту акад. арх. Густава Мартыновича Барча сооружается еще одно производственное здание, впоследствии расширенное.
В 1895, 1899 и 1905 гг. появились новые производственные корпуса - по проекту выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, арх. Алексея Петровича Соскова. Им же возведен корпус - Малая Монетная ул., 2.
Контора предприятия расположилась в сохранившнмся здании - Каменноостровский пр., 11. Дом был построен по проекту арх. Ашемура в 1886 г.. Но на флюгере, украшающем четырехгранную деревянную башенку со стороны проспекта, значится дата - 1896, очевидно, это дата перестройки здания. Сохранившийся до наших дней административный корпус завода Лангензипена был одно время жилым домом.
К 1895 г. на территории завода построены новые каменные здания цехов, кузниц, складов, заводоуправления.
Чугуно-медно-литейный механический завод и арматурная фабрика Лангензипена завоевывали все новые сферы рынка.
Лангензипен расширил номенклатуту, выпускаемых изделий. Завод, кроме арматуры для трубопроводов, стал выпускать керосиновые двигатели, газовые краны, пожарные трубы. В 1895 г. предприятие насчитывало 650 работников.
Сам владелец предпочитал жить в Германии, в Петербурге бизнес вел брат Альфред. В 1904 г. Альфред Людвигович принял российское подданство и получил звание почетного гражданина.
В 1911 г. фирма преобразована в Акционерное общество механических заводов "Лангензипен и Ко", с уставным капиталом 2 млл. рублей. Предприятие бурно развивается, открывает отделения в Москве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове. Его продукция завоевывает золотые награды на выставках в Милане, Казани, Полтаве, Юрьеве, Одессе, Омске, Царском Селе.
В апреле 1912 г. Лангензипен покупает несколько корпусов завода Тильманса в Школьном пер., 5 (ул. Трефелева, 2А). Сюда переводится большая часть литейного производства, а на Петроградской стороне остаются механические мастерские, часть чугунолитейного производства и склады готовой продукции.
После начала Первой мировой войны распоряжением царского правительства из состава правления АО вышли все германские подданные. Фирма была передана правительственному инспектору, назначенному министром финансов, и переименована в "Акционерное общество механических заводов для производства арматуры, машин и предметов снабжения армии и флота". По другой версии акциями бывшего «Лангензипен и К°» владели несколько крупных банков и частные лица, среди которых были князь Кудашев и барон Врангель. В 1915 г. предприятие Лангензипена перешло на выпуск военной продукции.
Декретом СНК от 28.06.1918. чугуно-меднолитейный завод АО механических заводов "Лангензиппен и К" национализирован и введен в секцию по металлу Совета народного хозяйства Северного района.
В 1919 г. был возобновлен выпуск манометров для железнодорожного транспорта, изготовлено 700 кранов для тракторов-тягачей, выпускались насосы и пожарный инвентарь. (? 05.1919-12.1921 - законсервирован).
В 1922 г. завод переименовывается в Государственный Петроградский арматурный завод "Знамя труда".
В 1924 г. образуется трест "Знамя труда", а в 1929 в его состав входят завод "Красный судостроитель" им. И. И. Лепсе, в 1930 - завод "Пелла".
В 1928 г. завод выступил с инициативой строительства жилых домомв из шлакобетона. Жилые дома работников завода выстроили в Лигове.
В годы Великой Отечественной войны завод выполнял заказы фронта. В 1950-е гг. завод выпускает первые образцы арматуры для АЭС и легендарного ледокола "Ленин". В 1960-е на предприятии внедряется новое направление в арматуростроении - космическое. Изготавливаются блоки и элементы автоматики для межпланетных станций "Венера", "Фобос", космических орбитальных станций "Салют", "Мир".
В 1966 г. N 395 Ленинградский арматурный завод "Знамя труда" реорганизован в Опытный завод арматуростроения "Знамя труда" (ОЗА "Знамя труда") и передан в поддчинение ЦКБА (ф.Р-1672, ЦГА СПб).
В августе 1971 г. на базе ЦКБА, ОЗА "Знамя труда" и строящегося Новгородского арматурного завода организовано Научно-производственное объединения арматуростроения "Знамя труда" (НПОА "Знамя труда"). (Приказ Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР от 24.08.1971. N 165)
В ноябре 1971 г. в состав НПОА "Знамя труда" включены Арматурный завод им. И. И. Лепсе (ф. Р-1428, ЦГА СПб) и Литейно-арматурный завод. (Приказ Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР от 21.11.1971)
В 1976 г. НПОА "Знамя труда" реорганизовано в Ленинградское объединение арматуростроения (ЛПОА "Знамя труда"). (Приказ Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР от 10.12.1976. N 273)
В 1978 г. ЛПОА "Знамя труда" присвоено имя И. И. Лепсе (председателя ЦК Всесоюзного союза рабочих-металлистов) (ЛПОА "Знамя труда" им. И. И. Лепсе). (Постановление СМ СССР от 18.10.1978.)
Дополним тему по фактам согласно Купеческим книгам того времени:
До 1875 г. Рудольф Грош значился со своим домом и Механическим заведением по адресу - Малая Садовая, 6.
В 1875 г. Рудольф Грош перебрался в новый свой дом и Литейно-Механический Завод на Каменноостровский пр.9
Это был участок прямоугольной формы:
С первой стороны Каменноостровский пр.,9 - Дивенская ул., 1 - Малая Монетная ул., 6 - Малая Посадская ул.
Здесь Рудольф Грош жил и работал до 1887 г.
Поэтому история этого адреса как основателя принадлежит Рудольфу Карловичу Грош
Лангензипен Рихард Людвигович и
Митен Оскар-Эдмунд-Теодор
В 1887 г. Рихард Людвигович Лангензипен и Оскар-Эдмунд-Теодор Митенс приобретают у Рудольфа Гроша этот участок со строениями на Каменноостровском пр., 9. Регистрируют фирму Лангензипен и Ко и становятся вдвоём Владельцами,
а не один Лангензипен, как это повсюду преподносят в современной истории. Лангензипен не жил в нашем городе,а появлялся редко, переодически. Всем заправлял в "Лангензипен и Ко" Оскар Митенс,который жил и работал на Каменноостровском пр., 9, в то время и Рихарда Лангензипина всё устраивало тогда.
Поначалу адрес был Каменностровский пр., 9 а уже чуть позже - Каменностровский пр., 11
Время шло, фирма Лангензипен и Ко наращивала обороты. Рихард Лангензипен значится купцом 2-й гильдии и живёт на своей родине, а Оскар Митенс правит балом на заводе в нашем городе на Каменноостровском пр., 9-11. но уже как купец 1-й Гильдии.
Рихард Лангензипен был "тяжёлым" человеком поэтому дуэту Лангензипен-Митенс в фирме Лангензипен и Ко не суждено было долго прожить. В 1903 г. Оскар Митенс покидает фирму "Лангензипен и Ко" и перебирается в новый дом и Механический завод по другому адресу. Рихар Лангензипен остаётся одним Владельцем фирмы. Безусловно, его это не устравивало, потому как жил он на родине своей, а в нашем городе нужен был сильный руководитель. Да и вообще все эти годы Упономоченным лицом Рихарда Лангензипена был его родной брат Альфред Людвигович Лангензипен
До преобразования фирмы Лангензипен и Ко в АО "Лангензипен и Ко" было ещё далеко.
<a href='https://www.citywalls.ru/house858.html' target='_blank'>Механический завод Р. К. Гроша. Контора. Производство (двор) -Арматурный завод Лангензипена - Арматурный завод "Знамя труда" на Citywalls.ru</a>
На первой фотографии вид свежий, а на третьей уже совсем изношенный. При этом вроде год указан один. Это просто фото такое в солнце, или так истрепался дом? Я его пытался сам фотографировать - стоит неудобно, трудно ухватить целиком. Грязной зимой он мне казался совсем старым.
Да, видать. В плохую погоду трудно понять. Вот на прошлых выходных гулял по Среднему проспеку. Доходный дом Смирнова - в основном белесое здание, красивое и благородного вида, все черное снизу. Тоже наверно выхлопы дают знать. Хотя воздух как-будто не грязный, дышится легко в общем-то. Откуда такая копоть...
А Васильевский осторов теперь почти круглый год в пыльных бурях из-за строительства намывного порта. Когда идет автобус с иностранцыми из нового порта, то за ним столб пыли как в деревне...
Судя по описанию - чернота от выхлопных газов автотранспорта, плюс частицы резины покрышек. Это беда всех магистралей с плотным движением. Лет 20 назад так было только на грузовых магистралях типа Обводного и Лифляндской, теперь - почти повсеместно.
В Германии тоже бензин, в основном, есть и ДТ, и газ, конечно, но не "вместо бензина". Везде есть пробки и плотное движение как минимум. Даже в Хельсинки лично стоял в пробке. Конечно "мертвых" пробок как в Москве я там не видел. В южных странах движение тоже плотное, много мотоциклов и мотороллеров, чьи выхлопы естественно грязнее.
В южных странах в несколько раз больше чем у нас людей ездят на мотоциклах, моторолерах и даже велосипедах. Они занимают меньше места на дороге. :)
В Милане создана сеть пунктов проката великов Bike mi, можно взять со стоянки доехать до нужного места и там поставить на такую же стоянку, их много по городу. Пока вы делаете дела другой берет велик и едет куда-то. народ ездит так.
"Рядом с этим домом № 11-й-нарядный особняк в три этажа. При нем садик. В нем видны тополя, фонтан, беседка. В глубине двухэтажный старый деревянный дом. Далее, за Дивенской улицей, пустырь."
В европейском городе Амстердаме я за многие годы не помню, чтобы наблюдала, как кто-то моет улицы, кроме частых дождиков. Ну, бывает, правда, частная инициатива - помыть тротуар, прилегающий к собственному дому... :)
Встаю не рано, да. Часов до 2-х ночи сижу в CityWalls. Вот рано и не встается. А под окном - вода течет - мыть что-то бессмысленно, на трезвую голову, конечно :)
А кто-нибудь мне намекнул на стиль? Вот сейчас и поставлю, на Вашу ответственность. Для меня это не так явно, как для Вас. Здесь хоть двух мнений нет, а то не знаешь, кому поверить.
Я буду только рад если Вы со мной поспорите по поводу стиля:) Предвосхищая претензии от некоторых господ, хочу сразу отметить, что конечно, эклектика это слишком общий термин, но он удобен своей универсальностью.
выделяем. Неоклассицизм это самостоятельное направление, возвращение к академизму. А историзм (эклектика) это прямое цитирование исторических прототипов. Грубо говоря.
Литография 1903 г. : "Чугунно-Медно-Литейный, Механический и Арматурный завод
"Лангензипен и Ко" " - Каменноостровский пр., 11. (Лит-ра: Божерянов И.Н., Эрастов Г.П. С.Петербург в Петрово время. - СПб.,1903. С.246_pdf) P.S. На лит-ии административное здание - справа.
1903 г. : " На воротахъ у дома № 11, по Каменноостровскому проспекту можно заметить вывеску завода „Лангензипенъ и К°. Самый заводъ, расположенный более въ глубине двора, за произрастающимъ съ проспекта садомъ, почти исчезаетъ отъ взора и только вошедшему внутрь двора представляется это крупное учреждение въ своемъ настоящемъ виде. Обширныя заводския строения въ двухъ сплошныхъ рядахъ протянулись вплоть до Малой Монетной улицы. Заводъ этотъ, основанный въ 1878 г., оборудованъ всеми новейшими приспособлениями для заводскихъ производствъ. Богатейшая коллекция всевозможныхъ специальныхъ машинъ и станковъ производства, подъемныя и передвижныя машины, электрические подъемные краны, целое множество разнообразнейшихъ вспомогательныхъ механизмовъ—словомъ все, что можетъ служить къ замене ручного труда механической силой применяется здесь въ обширныхъ размерахъ и во всемъ, где это только допустимо по специальности производства. Тъмъ не менъе въ обширныхъ мастерскихъ завода занято свыше 600 человекъ рабочихъ. По разнообразию специальностей заводъ разделенъ на рядъ самостоятельныхъ отделовъ, изъ которыхъ привлекаютъ къ себъ живой интересъ обозревателя главнымъ образомъ следующие отделы производства. ..." (Лит-ра: Божерянов И.Н., Эрастов Г.П. С.Петербург в Петрово время. - СПб.,1903. С.247_pdf)
Странная картинка. В левом нижнем углу что это, улица Дивенская? Она проходила прямо через особняк Томишко, построенный за 17 лет до этой литографии, и стоящий до сих пор?
У Рихарда Лангензипен было два завода одновременно до революции
Головное предприятие в Магдебурге
В статье сказано,что филиалы (склады и представительства) были в разных городах Российской Империи (она тогда включала Польшу), но фабрики - только в Магдебурге и Санкт-Петербурге.
На первой фотографии вид свежий, а на третьей уже совсем изношенный. При этом вроде год указан один. Это просто фото такое в солнце, или так истрепался дом? Я его пытался сам фотографировать - стоит неудобно, трудно ухватить целиком. Грязной зимой он мне казался совсем старым.