Публикация

Доходный дом (правая часть)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Знобишин Д. В.
Год постройки: 1877
Стиль: Эклектика

Фото 1999-2000 гг. из "ЕИСТ-2002"

Доходный дом                                                                                                Эклектика

 наб. р. Фонтанки, 145

1877 -  инж.-арх. Знобишин Дмитрий Валерианович - перестройка    ([99]. С. 138)

 

 см. также наб. Фонтанки, 145 -пер. Макаренко, 14

 

 

Дом находится в аварийном состоянии. Крыша местами разрушена. На чердаке проросли небольшие деревца. Штукатурка потолков обваливается во многих помещениях. Лепнина расхищается. Камины разобраны. Стекла выбиты. Есть следы огня.

  • фото

    С. П. Зыков

  • фото

    Наброски из моей жизни
    / С. Зыков. – Санкт–Петербург:
    тип. Т–ва п/ф "Электро–тип. Н. Я.
    Стойковой", 1910. – 170 с.

  • фото

    ВПб на 1899 г.
    О. I, С. 703

  • фото

    А. С. Зыков

  • фото
  • фото

    1939 г. Вид на дом №143,
    угол Крюкова канала
    ЦГАКФФД СПб Гр 69768
    (добавил люблюпитер )

  • фото

    1949 г. Фасад дома №145
    на наб.реки Фонтанки.
    ЦГАКФФД СПб Гр 71641
    (добавил люблюпитер )

  • фото

    Фрагмент схемы РГИС 2021 г.
    (добавил люблюпитер )

* 1 фото - 16 апреля 1905. Открытие временного Египетского моста. Фото из Википедии (было опубликовано также в журнале "Адреса

   Петербурга"). Хорошо видны все три дома в этом квартале.           Liz 

 

Тем не менее, некоторое количество потолочной и стеновой лепнины сохранилось. Использованы разнообразные мотивы - изображения различных птиц, грифонов, пучки растений под короной, головы Меркурия. На стенах лепнина в виде амуров, стреляющих из луков, несущих на плече сноп пшеницы, а в руке - серп и обнимающиеся парочки.

 

 

ВПб на 1910 и 1912 показывают, что в доме проживали сам Сергей Павлович Зыков, тогда отставной генерал от инфантерии, редактор-издатель журнала "Досуг и Дело", Александр Сергеевич Зыков,полковник лейб-гвардии Семеновского полка, Сергей Сергеевич Зыков, действительный статский советник в звании камергера, служивший в Собственной е.и.в. канцелярии, жена последнего Лидия Николаевна Зыкова. 

В ВПб на 1914 у А. С. Зыкова добавилась должность Товарища председателя отделения военной психологии при Обществе ревнителей военных знаний, у остальных - без изменений. 

ВПг на 1917 относительно С. П. и С. С. Зыкова показывает то же, что и прежде, А. С. Зыков не упоминается: он погиб в бою 10 августа 1916, будучи командиром 106-го пехотного Уфимского полка.     (Русская армия в Первой мировой войне grwar.ru)

Сведений о дате смерти С. П. Зыкова что-то не видно, в 1917 ему было около 87 лет. (Сайт Русская Императорская армия regiment.ru)                                                                                                                                                                                                (Добавил: Liz)

  • фото

    Фото С. Васильев - 16.08.2014

  • фото

    Фото из сети

  • фото

    Элементы уличного фасада.

  • фото

    Детали фасада

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Ладада, 06.2014 .

Дом по адресу: наб. р. Фонтанки, 145 б. Основные исторические сведения.

Дом по адресу: наб. р. Фонтанки, 145 б построен на рубеже XVIII – XIX вв. (в период с 1798 по 1806 гг.). Адрес по Фонтанке, № 145 а имеет соседний к западу дом на том же земельном участке, угловой с пер. Макаренко (ранее – Усачев пер.). Границы участка на плане 1806 г. приблизительно соответствуют современным. Начиная с рубежа XVIII-XIX вв. и вплоть до 1860-х гг. рассматриваемый участок находился во владении семьи купцов Бочковых.
В 1877 г. участок, выходивший тогда на три красных линии: Усачева переулка и набережных Фонтанки и Крюкова канала, находился в собственности купца II гильдии Алексея Яковлевича Шагина. В середине 1870-х гг. этот владелец решил перестроить скромный трехэтажный дом по набережной реки Фонтанки, надстроив его одним этажом и изменив лицевой фасад во вкусе эпохи. Соответствующий проект был составлен выпускником Строительного училища, впоследствии - преподавателем Института гражданских инженеров (ИГИ), Д. В. Знобишиным, и 4 мая 1877 г. утвержден техническим комитетом С.-Петербургской городской Управы. В комплект проектных чертежей входит и лист с изображением главных (по набережной Фонтанки) фасадов лицевых корпусов, стоявших к тому времени на участке. Угловое здание было двухэтажным; его фасад в 10 осей (+ одна на скошенном углу), с выделенными креповкой 3-6-й осями, был практически лишен какого-либо декора. Соседний (к востоку) трехэтажный дом, подлежащий перестройке, вплотную примыкал к угловому; место их сопряжения никак не было обозначено на общей фасадной стене двух зданий. Планы этой части города с изображением подомной застройки, созданные в конце XVIII - начале XIX вв., свидетельствуют о том, что расположенный к востоку (рассматриваемый здесь) дом был построен несколько позднее углового. Окна их первых этажей находились в одном уровне; окна второго этажа трехэтажного дома были размещены несколько выше. Фасад этого (изучаемого) дома, в 11 осей, обладал характерной для архитектуры классицизма симметричной композицией с выделенной креповкой центральной частью в 5 осей, увенчанной фронтоном, помещенным над четырьмя пилястрами ионического ордера. По центральной оси находился въезд во двор, перекрытый плоской аркой; над ним - два балкона на гранитных кронштейнах (ограждение показано схематично), один над другим, нижний чуть шире верхнего. Фасад чрезвычайно типичен для жилой застройки рубежа XVIII-XIX вв. и вполне заслуживает определения: «скромный, но изящный». При перестройке все ранее существовавшие капитальные стены лицевого дома были сохранены; неизменной (в главных чертах), судя по всему, осталась и внутренняя структура здания. В основе планировки лежит традиционное для жилой архитектуры XIX в. деление постройки на две половины продольной капитальной стеной, идущей здесь до конька крыши. Образованные таким делением половины здания, в свою очередь, членятся на ряд помещений поперечными стенами и переборками; в рассматриваемом доме расположение комнат было одинаковым во всех этажах, кроме первого (включая и вновь надстраиваемый четвертый этаж). Характер планировки позволяет с уверенностью предположить, что здание было жилым и использовалось как место проживания хозяев или для сдачи квартир внаем. Интересной особенностью планировки рассматриваемого дома было объединение его внутренней структуры - в уровне первого этажа - со структурой соседнего (углового) здания: вход в западную половину первого этажа дома под современным номером 145 б осуществлялся через дверь, расположенную по крайней восточной оси соседнего дома (!), через проем в разделяющей их стене. Этот факт с убедительностью свидетельствует о близких родственных отношениях семей, живших в этих двух домах. О том же говорят и данные адресных книг, по которым различные постройки на этом обширном участке принадлежали различным членам одной купеческой семьи. При надстройке лицевого корпуса Д. В. Знобишин лишь усилил перекрытие над первым этажом, применив (судя по разрезу) новую для того времени конструкцию в виде ряда железобетонных (?) сводиков (остальные перекрытия, включая вновь проектируемое, были деревянными), а также сделал новую лестницу. По всей видимости, она располагалась на месте старой, в северной части здания, вплотную к стене проездной арки (к востоку от нее). При перестройке архитектор возвел новую капитальную стену в помещении первого этажа, расположенном между лестничной клеткой и лицевым фасадом, где до этого уже существовал вход (по 7-й оси, рядом с проездом). Отделенная часть (в 1 ось), таким образом, превратилась в вытянутый в плане вестибюль, имевший дополнительный вход непосредственно из подворотни. Оттуда посетитель попадал на вновь устроенную трехмаршевую лестницу (лестничная клетка - в 2 оси). Последний, сокращенный, марш вел с площадки четвертого этажа на чердак. Интересно, что на проекте площадки этой лестницы расположены вдоль северной (обращенной во двор) фасадной стены здания. Современные обмерные чертежи, однако, показывают более традиционное размещение площадок вдоль продольной капитальной стены дома. Переход от марша к маршу по проекту осуществлялся при помощи забежных ступеней; в реальности были сделаны промежуточные (межэтажные) квадратные площадки. Все это свидетельствует о том, что, по всей видимости, в данной части проект был осуществлен с изменениями (равно как и отделка фасада, о чем пойдет речь ниже). На поперечном разрезе лицевого корпуса показано ограждение маршей в виде профилированных стержней, с деревянным поручнем. Отделка лестничной клетки не изображена, однако, по свидетельствам очевидцев, в реальности она была выполнена и включала обработку филенками стен и нижних поверхностей маршей; переход к зеркальному перекрытию оформлен профилированной тягой, в центре потолка – лепная розетка. С площадок вели двери в квартиры (по одной на каждом этаже); анализ планировки показывает, что, по всей видимости, западный вход был задуман как черный. Что касается декоративного оформления лицевого фасада перестраиваемого дома, то и более поздние документы, и фотоматериалы свидетельствуют о том, что при постройке в первоначальный проектный вариант были внесены существенные изменения. Они в особенности коснулись отделки первых трех этажей. Проект Д.В. Знобишина предполагал достаточно эклектичное (в худшем смысле этого слова) сочетание декоративных элементов совершенно различных архитектурных стилей: итальянского Ренессанса ХV века – в нижних двух этажах и Людовика ХVI - в верхних. В оформлении плоскости стены первого и в обрамлениях окон второго этажей предполагался рельефный руст с чередованием плоских и отделанных «шубой» «камней»; свободная плоскость стены второго этажа должна была быть обработана ленточным рустом. В реальности в первом этаже был использован обычный дощатый руст низкого рельефа; при этом плоскость стены, также как и во втором и третьем этажах, обработана «шубой» (ею же декорированы филенки под окнами третьего этажа). Под сандриками окон третьего этажа проектировались не лепные декоративные рельефы с маскаронами, а чередующиеся фигурная филенка и «полотенце». Филенки предполагались и под окнами. Оформление четвертого этажа было осуществлено практически без изменений; только в завершении оконных проемов планировались не замковые камни, а рокайльные элементы над рамочными наличниками. Ограждение кровли было запроектировано в виде парапетной решетки простого геометрического рисунка - а выполнено в виде балюстрады. В то же время отделка плоскости стены под окном (в проекте - окнами) эркера изначально задумывалась в виде балюстрады. В целом отступления от проекта в оформлении лицевого фасада, скорее всего, были обусловлены соображениями экономии, но при этом, пожалуй, послужили в пользу большей целостности композиции. На проектном чертеже над входной дверью в здание показан металлический козырек; отсутствие фотографий дореволюционного периода не позволяет определить, был ли он осуществлен (на фотографии 1939 г. он отсутствует). С чисто художественной точки зрения его воссоздание не представляется целесообразным, т.к. он нарушает симметрию фасада. Помимо лицевого корпуса, Д. В. Знобишин, как уже упоминалось, создал проект трех пятиэтажных дворовых флигелей, замкнувших периметр участка. Как можно заключить из архивных чертежей из того же дела ЦГИА СПб., в первом этаже восточного из них (в 8 осей) находились каретники, в первом и втором этажах южного (в 7 осей) - конюшни и сенники; вдоль последних по фасаду шла галерея, укрепленная на металлических конструкциях. Планировка боковых корпусов – коридорная; южный корпус поделен на ряд помещений перегородками. Дворовые флигели (за исключением перечисленных выше нижних этажей), судя по всему, предназначались для сдачи внаем под дешевые квартиры. Со времени перестройки лицевого корпуса в юго-восточной части участка и возведения примыкающих к нему дворовых флигелей серьезных изменений в этой части владения не происходило, несмотря на последовавшую вскоре очередную смену хозяев. В 1880-х гг. участок перешел в собственность семьи генерала от инфантерии Сергея Павловича Зыкова (в нее входили супруга Татьяна Осиповна /Иосифовна/ и двое сыновей: Сергей Сергеевич и Александр Сергеевич Зыковы). Смена социального статуса владельцев связана с развитием города: в конце XIX в. территория у слияния Фонтанки и Крюкова канала перестала считаться окраиной и вошла в число престижных; там не считали зазорным селиться уже и представители аристократии, высшего столичного чиновничества. Адресные книги С.-Петербурга конца XIX и начала ХХ вв. свидетельствуют о том, что глава семьи владельцев, генерал С. П.Зыков, был незаурядной личностью. В 1892 г. он не только состоял членом военно-учетного комитета при Главном Штабе, но и редактировал еженедельный журнал «Вестник Российского Общества Красного Креста» с ежемесячным приложением (на него можно было подписаться и отдельно, за несколько большую сумму) под названием «Досуг и Дело»: «журнал для войск и народа». Редакции обоих изданий помещались в рассматриваемом здесь доме, по адресу: наб. р.Фонтанки,145. Спустя несколько лет, к 1895 г., редакционная деятельность С. П. Зыкова вышла на другой уровень: он стал редактором, а в первые годы - и издателем известного среди исследователей истории России журнала «Русская старина». С. П.Зыков продолжал исполнять эти обязанности вплоть до 1907 г.; в названный период редакция этого знаменитого журнала также находилась в изучаемом доме на набережной Фонтанки . Рассматриваемый участок принадлежал семье Зыковых вплоть до 1917 г. При С. П. Зыкове или при ком-то из его наследников на месте существовавшего с конца XVIII в. углового двухэтажного дома архитектором Д.Фомичевым был в 1909 г. спроектирован и в 1910 г. возведен шестиэтажный доходный дом, до сих пор остающийся высотной доминантой этой части набережной Фонтанки. Его фасады характерны для архитектуры позднего петербургского модерна с элементами неоклассицизма. История изучаемого здания в советский период известна плохо. По всей видимости, оно не теряло своей жилой функции вплоть до расселения, последовавшего в середине 1980-х гг., после выданной в 1982 г. рекомендации на капитальный ремонт, предусматривавший сохранение лицевого корпуса в прежних объемах и снос западного дворового флигеля (что, впрочем, не было осуществлено). Современные планы говорят о том, что под жилье были приспособлены даже нижние этажи боковых дворовых корпусов, изначально не имевшие такой функции. В лицевом корпусе, в южной его части, планировка не претерпела принципиальных изменений; в западной части северной половины был выгорожен коридор, объединяющий ее с южными помещениями западного дворового флигеля. Фотографии советского периода (1939 и 1949 гг.) показывают, что к тому времени над проездной аркой и над эркером были устроены балконы; нижний из них был огражден балюстрадой, верхний - кованой металлической решеткой. В проеме проездной арки видны деревянные створки ворот (в настоящее время утрачены). Полностью утрачено сейчас и ограждение кровли (за исключением кирпичных оштукатуренных парапетов по сторонам), а также лепнина на фонаре (хорошо видна на проектном чертеже фасада, фрагменты показаны на фотографиях советского периода). Рассмотренное здание является чрезвычайно характерным образцом жилого дома, возведенного в исторической части С.-Петербурга на рубеже XVIII-XIX вв. и перестроенного во второй половине XIX в. Вместе со зданием на западной половине того же участка оно состоит на учете КГИОП С.-Петербурга (комплекс; статус - «вновь выявленный объект»).

(А.Ю. Малахиева, искусствовед. 2000 г.; добавил: south_thungus)

  • фото
  • фото

    Внутренний двор.

  • фото
  • фото

    Фото 2004.

  • фото

    Дом сносят. Фото 09.01.2012.
    (источник: Живой Журнал)

  • фото
  • фото

    Добавил - Ярослав.

По словам смотрителя дома, дом предназначен на слом.

 

В 1982 г. в связи с аварийностью дом Шагина стали готовить для капитального ремонта. К началу 1990-х гг. его расселили. Но к работам не приступили, здание оказалось заброшенным. Затем оно было в ведении Ленинградской военно-морской базы, жилищного агентства Адмиралтейского района, Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.
С весны 2008 г. проектом реконструкции дома Шагина занимается ЗАО «Нежилой фонд консалт», которое намерено разместить здесь гостиницу. В новогодние праздники 2012 г. по заказу этой компании начался снос дворовых флигелей; работы проводило ООО «Строительная компания "Ирон"». Городские власти признали демонтаж незаконным.

 (karpovka.net 11.01.2012; добавил: miraru1)

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (369)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Кадры из фильма "Империя
    под ударом" 2000

  • фото
  • фото

    (добавил Den)

  • фото

    Примерно в начале 2000-х
    спилили все лестничные
    ограждения. Раньше они выглядели
    так как в доме № 25 по 6-й
    Красноармейской
    Фото - Петербуржец

48 комментариев
10937 просмотров
Добавил: Blackadder, 9 Сентября 2009, 17:52
Редактировано: 7 Июля 2018, 18:13
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house8363.html' target='_blank'>Доходный дом (правая часть) на Citywalls.ru</a>
Всего 48 комментариев
  • 15 Июля 2021, 14:51

    Занятно, что ни в искусствоведческой справке не отмечено, ни в комментариях никто не написал, что в этом доме располагался знаменитый сквот на Фонтанке, одно из знаковых мест российской клубной культуры и развития музыки техно, в котором одно время проживала целая гора художников, музыкантов и иных деятелей современного искусства.

    "На третьем этаже дома № 145 на Фонтанке братьями Андреем и Алексеем Хаасами и их приятелем Михаилом Воронцовым была обнаружена огромная пустующая квартира с камином и эркером, которой суждено было стать первым российским техно-клубом. Дом был почти полностью выселен — большинство квартир было превращено в сквоты предприимчивыми художниками. В последующие два года именно на Фонтанке происходили самые удивительные, самые странные события — например, спонтанный квартирник группы Boney M, — и здесь же была придумана Gagarin Party." (https://www.colta.ru/articles/music_modern/12096-reyv-nash/#ad-image-0)

    "Андрей Хаас : "Теперь, спустя пятнадцать лет, значимость того первого клуба на реке Фонтанке трудно переоценить. Это была типичная ситуация для творчески настроенных бездельников начала девяностых годов: найти заброшенную квартиру, а лучше целый дом, поселиться там, слушать музыку, курить траву, встречать гостей и не интересоваться ничем, кроме собственных развлечений. Все были молоды, наступали новые времена, и что самое главное - пришла новая музыка. Не избежал этой приятной участи и я: вместе с братом Алексеем мы нашли роскошную квартиру, выгнали оттуда бомжей, навели порядок и вообразили себя молодыми художниками. Тогда это было очень модно - быть художником. Очень скоро в гостеприимную квартиру пожаловали "Новые художники", просторные апартаменты стали местом постоянных встреч для тесного круга известнейших городских персонажей: здесь бывали Тимур Новиков, Евгений Козлов, Иная Савченко, Юрис Лесник, Монро, Африка, Ирэна Куксенайте, Олег Котельников, Катя Беккер, Денис Егельский, Олеся Туркина, Виктор Мазин и многие-многие другие. А дальше события стали развиваться стремительно. Поскольку основным занятием поселенцев этой квартиры было развлечение, они стали постепенно превращать ее в клуб: появились первые вертушки и пластинки, стены увешали примитивными лампочками и украденными с фасадов домов неоновыми трубками, появились запасы шампанского, и выработалась система работы. Целый год клуб существовал как призрак: о нем знали все, но непосвященные не могли в него попасть. Впоследствии, когда "Танцпол" (так назывался этот первый клуб) уже занялся масштабными вечеринками, претерпели изменения и правила в клубе. "Танцпол" просуществовал два ярких года, и из его недр на мутную поверхность клубной жизни выплыли практически все известные нынче промоутеры, ди-джеи и владельцы клубов"." (http://www.russki-razmer.spb.ru/live stories/vinil_sky/vinil_sky.htm)

    Также см. книгу Ильи Стогова "1999. Роман в стиле техно" (или "Рейволюция").

  • 26 Октября 2021, 12:50
    Ответ на "Занятно, что ни в искусствоведческой справке не от" от alzgeimer

     Да, я тоже удивилась. Место-то какое знаменитое!

    Вспоминает Игорь Борисов (музыкант, диджей, радиоведущий): "Во-первых, это был сквот. Первый там поселился Ваня Мовсесян - известный знаток сквотов и специалист по ним. А потом постепенно остальные подтянулись - с легкой руки Тимура Петровича [Новикова] и с мощных физических усилий Леши Хааса, очень работоспособного человека. Я помню, что он буквально сутки не спал, разламывал в одиночку стены того места, что потом и напывали "Фонтанкой, 145". Он же перегороднки все сносил. И точно также у меня были проблемы с жильем. Точно так же у меня был там свой сквотик во дворе, у многих был. А потом, к всеобщей радости поблизости и дискотека открылась. Георгий [Гурьянов] туда недельки две поприходил-поприходил, а потом раз - и напротив квартирка для Георгия образовалась, куда он с радостью оперативно переехал. Жили на одной лестничной площадке прямо напротив "Танцпола на Фонтанке": направо вход к Хаасам, налево к нему. Наверное, лучший клуб, лучшие времена, лучшее восприятие музыки и совершенно иные вечеринки. Я думаю, года два это все происходило. Нас оттуда выселяли неоднократно. В итоге выселили. Стала приезжать милиция, двери заколачивали. Бандиты там особо не тусили. Они там стали появлсять в качестве вечериночных гостей. В то время нам они особо не мешали, мероприятие некоммерческое, что там можно набандитствовать. Приезжали разные диджеи: Вестбам, Янис Крауклис. Тот же диджей Грув там оказался... Конечно, я видел, как Гурьяно работал в мастерской на Фонтанке, писал большие полотна. Когда какие-то фанатки пронюхали, что здесь музыкант из "кино" поселился, то на лестнице еще, помимо этих рейверов наших, завелись фанаты и фанатки. А Юрис ему подарил огромный резиновый дидло. В общем, один раз я как-то застал Георгия, гоняющих этих персонажей резинойвой этой палкой: "Марш отсюда! Сколько можно!..." Они там на дверях что-то еще писали. Звонят, стоят и просто смотрят".

    // Георгий Гурьянов : "Я и есть искусство". М., 2017. - С. 202-204.

  • 26 Октября 2021, 12:55

    Новой главной точкой стал сквот на Фонтанке, 145 (1988–1991). Туда перебрались все те же: «Новые художники», рок- и рейв-музыканты, диджеи. Это был первый взлет электронной музыки в Петербурге (и вообще в России). Заброшенный дом превратился в огромный рейв-клуб, вечеринки стали перманентными. Художественный процесс, впрочем, тоже происходил в полной гармонии с житейским. Вспоминает берлинский куратор Ханнелоре Фобо: «На четвертом этаже углового дома по адресу набережная Фонтанки 145, в квартире № 31, находилось ателье Евгения Козлова “РУССКОЕЕ ПОЛЕЕ”; на третьем жили Юрис Лесник, режиссер и кинооператор прославленного “Пиратского телевидения”, и художник Иван Мовсесян, который организовал первую и вторую выставки на Дворцовом мосту в 1990 и 1991 годах. К ним присоединился Георгий Гурьянов — таким образом получился известный “Бой-клуб”. В соседнем доме справа, который по странному стечению обстоятельств тоже имеет номер 145, на третьем этаже слева располагался знаменитый “Танцпол” Алексея и Андрея Хаасов — первый частный техно-клуб в России. Георгий Гурьянов переехал в квартиру напротив “Танцпола” и открыл свою личную мастерскую. Во дворе этого же дома появилась мастерская художника Александра Николаева, известного под именем Захар. На втором этаже справа находилась студия Олега Купцова, Георгия Малышева и Виктора Снесаря из группы “Депрессионисты”, которые позднее создали на шестом этаже в угловом доме 145 свою галерею, куда переехал Виктор Снесарь. Кроме того, там же временно находилась фотостудия Эдуарда Странадко, друга Виктора»

    // https://artguide.com/posts/878

  • 3 Апреля 2022, 19:15

    03.2022. Грустное зрелище...

  • 4 Апреля 2022, 02:56

    Грустнейшее! Самой-то не смешно?

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 30373
Готовится: 307
Посетители
Гостей: 363
Всего сегодня: 6131