Публикация

Дом Жако - Дом П. В. Дашкова - Кабаре "Бродячая собака"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Росси К. И.
Жако П. П.
Год постройки: 1831
Стиль: Классицизм

Дом Жако - Дом П. В. Дашкова                                          классицизм

Пам. арх. (регион.)

Литературно-артистическое кабаре "Бродячая собака" 

пл. Искусств, 5

1831 - арх. Жако Поль (Павел Петрович), по проекту арх. Карла Ивановича Росси

 

 

В 1822 г. участок был подарен придворным ювелирам Францу и Иоганну Сеген. Затем он перешел в собственность арх. П. Жако.

В 1831 г. Поль Жако построил жилой дом №5 на нынешней площади Искусств (дом Жако) в соответствии с фасадами для домов, разработанных К. И. Росси и подчиненными центру ансамбля - зданию Михайловского дворца.

([119], с. 994, Алексей von Fricken)

 

В 1863 г. надстроен фотографический павильон.

Во дворе - трехъярусная галерея из мощных дорических колоннад, поставленных одна на другую.

  • фото

    1860-1862, Ф.Ф.Баганц акв.
    (Петербург неузнаваемый в акварелях
    Ф.Ф.Баганца. Сост,авт.А.М.Павелкина.
    СПб. Крига 2005. С.85)
    (nikspb)

  • фото

    План здания.

  • фото
  • фото

    31 декабря 1911 г.
    На Михайловской площади
    (площадь Искусств, 5)
    открыто литературно-
    артистическое кабаре
    "Бродячая собака".

  • фото

    Добавил - Didi.

Из отделки внутренних  помещений сохранились карнизы и лепка в залах второго этажа.

 

Дом на углу Михайловской пл. и Итальянской ул. - Дом Павла Яковлевича Дашкова - известного собирателя рукописей, гравюр, портретов и книжных редкостей (1849-1910). Закончил Александровский лицей. Собиратель и знаток исторических документов, гравюр, манускриптов.

Его собрание было открыто для ученых, а дом - для гостей. Погреб Павла Яковлевича славился на весь Петербург уникальными коньяками и винами.

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия Лазарева

  • фото
  • фото

    Фото - С.Васильев. 2009.

В 2000 г. у входа в ресторан "Золотой Остап" установлена бронзовая скульптура Остапа Бендера. Скульптор А. С. Чаркин, арх. В. Б. Бухаев.

В 2009 г. ресторан стал называться "Подвал Бродячей собаки".

 

В этом доме жили:

1916 - 1917   архитектор А. А. Бернардацци  (ВПб на 1917. O. III. C. 58)

1929 - 1940   скульптор В. В. Козлов

В 1981 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска (арх. в. А. Левешко) с текстом: "В этом  доме с 1928 по 1940 год жил и работал советский скульптор Василий Васильевич Козлов".

Он здесь жил в 1929-1940 гг. (ВЛд на 1930. O. XI. C. 259, на 1933. O. XV. C. 189, на 1934. O. XIV. C. 188; список абонентов ЛГТС на 1937 г. С. 82, на 1940. С. 97), работал в скульптурной мастерской и Академии художеств. (Val 39)

1910 - 1911   архитектор И. А. Фомин  (ВПб на 1911. O. III. C. 936)     (добавил Val 39)

Литературно-артистическое кабаре "Бродячая собака"

 

В подвале во втором дворе дома находилось знаменитое литературно-артистическое кабаре "Бродячая собака".  В этом подвале раньше находился винный погреб бывшего владельца дома П. В. Дашкова.

Кабаре было открыто в 1912 г. Замысел его создания принадлежал Борису Пронину, окончившему режиссерский курс студии Московского Художественного театра и работавшему помощником Мейерхольда.

В 1908 г. он переехал в Петербург и вместе с Мейерхольдом они учредили Общество интимного театра. "Бродячая собака" была зарегистрирована как клуб Общества интимного театра.

 

По воспоминаниям самого Пронина:"...Во время гастролей Художественного театра каждый сезон молодежь, да и старики были бездомными. И вот у меня возникла идея создать романтический кабачок, куда мы все, "бродячие собаки", могли приткнуться, дешево покормиться и быть у себя...". Название стало символом целой эпохи.

Мстислав Добужинский создал эмблему кабаре, написанная художником на геральдическом щите эмблема висела над входом. Был придуман и отчеканен орден Бродячей собаки.

 

Пронин был необыкновенным человеком - деятельным, жизнерадостным, отчаянным выдумщиком, умевшим вовлечь всех вокруг в общее дело.

В считанные дни бывший подвал был превращен в таинственное обиталище. Николай Кульбин расписал одну из комнат переплетающимися разноцветными геометрическими фигурами в духе кубизма. В другой комнате Сергей Судейкин изобразил на стенах и потолке диковинные огромные цветы, разноцветных птиц, Пьеро, Арлекинов и Коломбин, арапчат, красавиц, Дон Кихота верхом на Росинанте. Работали по ночам. Камин изготовил арх. Иван Фомин, Судейкин написал над ним венок. Обойщик Ахун за 10 дней бесплатно изготовил диваны, поставленные вдоль стен.

В центре зала стоял круглый стол на 13 человек, над ним висела люстра работы Николая Сапунова - деревянный обод с 13-ю свечами-лампами, на 4-х цепях. В день открытия актриса Ольга Высотская набросила на круг люстры свою длинную белую перчатку, а режиссер Николай Евреинов - бархатную черную полумаску. Так они и остались висеть на люстре - как театральные символы.

 

Входящие в кабаре должны были стучать молотком по доске у двери. Затем спускались вниз. Вход освещал красный фонарь. В прихожей лежала огромная "Свиная собачья книга", которую принес в день открытия кабаре Алексей Толстой. Каждый расписывался в книге при входе, желающие вписывали свои экспромты.

(по материалам кн.: И. А. Муравьева "Век Модерна", СПб Изд. Пушкинского фонда, 2004, с181-191, Mary)

 

1903:  Заведение газированных напитков Д-ра Ульрих [Владимира Андреевича]. Изготовляет, кроме обыкновенных

           питьевых напитков, специально брусничную воду и газированный клюквенный морс. Б. Итальянская, 4

(ВПб на 1903. О. II. С. 1224)

  • фото

    Фотографии сайта недвижимости.

  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил люблюпитер)

  • фото

    Интерьеры квартиры
    сайт kvadrat.ru
    (добавил Виктор М)

  • фото

    Интерьеры квартиры
    сайт kvadrat.ru
    (добавил Виктор М)

  • фото

    Интерьеры ресторана
    "Золотой Остап".
    Фото - Мастер, 2000 г.

  • фото
  • фото

    (добавил Виктор М)

61 комментарий
13141 просмотр
Добавил: Mary, 30 Марта 2008, 04:16
Редактировано: 7 Апреля 2020, 07:14
Оцените:
(25 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house830.html' target='_blank'>Дом Жако - Дом П. В. Дашкова - Кабаре "Бродячая собака" на Citywalls.ru</a>
Всего 61 комментарий
  • 20 Декабря 2020, 01:22
    Ответ на " 1831-33 гг. - строится дом жены архитектора 9-го " от Irinfa

     В рассказе о угловом доме № 4 по Итальянской улице/площади Искусств № 5 сообщается, что "2 нижних этажа сняла семья Михаила и Матвея Виельгорских ..." Мнение это ошибочно.

    В воспоминаниях о братьях Виельгорских - нет никаких сведений о проживании  их в доме Палибиной. Нет никаких сведений и в объявлениях, опубликованных в "Санктпетербургских ведомостях".

  • 20 Декабря 2020, 19:27

    Отъезжающие за границу.

    Елизавета Ивановна Палибина, урождённая Герард, при ней Великобританская подданная девица Анна Реби и Митавский уроженец Карл Боас; спрос. на Михайловской площади в собственном доме под № 3 и 331.

    Выписано: "Прибавление к Санктпетербургским Ведомостям № 86." 20 апреля 1840 г., стр. 875.

     

    Сведение из книги за 1844 - 1846 гг.: "Оценочная табель недвижимых имуществ в столичном городе С.-Петербурге по третьей Адмиралтейской части." Книга хранится в библиотеке РГИА.

    Порядковый № 56. Полицейский № 3. "Жены Гвардии Поручика Палибиной, каменный трёх-этажный дом с подвалом и каменным трёх-этажным на дворе флигелем." Оценён в 75.106 руб. 50 коп. 

  • 20 Декабря 2020, 22:21

    Честно говоря, из публикации вообще ничего невозможно понять, а дом важный. В начале публикации одна фраза противоречит другой: 

    1831 - арх. Жако Поль (Павел Петрович), по проекту арх. Карла Ивановича Росси <...>

    В 1822 г. участок был подарен придворным ювелирам Францу и Иоганну Сеген. Затем он перешел в собственность арх. П. Жако.

    В 1831 г. Поль Жако построил жилой дом №5 на нынешней площади Искусств (дом Жако) в соответствии с фасадами для домов, разработанных К. И. Росси.

    Второй вариант ближе к действительности, только правильнее будет: в соответствии с фасадами для домов, разработанными...

    Что касается заявленных владельцев участка, эти сведения восходят к изданию "Памятники архитектуры Ленинграда" (Л., 1969. С. 173). Но адресные книги о Сегенах молчат. В издании 1822 года их нет ([99]), в издании 1824 года тоже (С. Аллер. Руководство к отыскиванию жилищ. СПб., 1824). По документам 1831 года владелица предполагаемого к постройке дома - жена архитектора 9 класса Жако. Чертежи, как практически всегда в подобных случаях, представлены копиями, на листах анекдотическая подпись писарским почерком: "На подлинном подписано: Полжаков" (ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9762;  https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/9762 ). 

  • 25 Декабря 2020, 20:24

    В рассказе о доме № 4 по Итальянской улице, что на углу площади Искусств под № 5, сообщается: "В 1822 г. участок был подарен придворным ювелирам Францу и Иоганну Сеген." Год 1822 - указан ошибочно.

    В документах, хранящихся в РГИА, читается другой год:

     

    Документ первый:

    6 февраля 1820 г.

    Граф Дмитрий Александрович.

    Отдавая справедливость безкорыстному поступку ювелиров братьев Франца и Ивана Сеген, которые при покупке в казну домов подлежащих к сломке для устроения против Зимнего Дворца Правильной площади, уступили свой дом ниже оценки архитекторов и присяжных ценовщиков, за цену, которую давали им частные лица, в знак особенного благоволения МОЕГО жалую им в вечное и потомственное владение из числа одиннадцати мест, назначенных пред строющимся Дворцом Любезнейшего Брата Моего ЕГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА, одно место по собственному их выбору для построения на оном дома. О чём объявя им и отобрав их согласие, не оставьте учинить с вашей стороны нужных распоряжений о выдаче им плана и данной. - Пребываю Вам благосклонный.

     

    На подлинном собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано:

    Александр.

     

    В С.-Петербурге

    30-го Генваря 1820-го.

    Подлинный рескрипт хранится в канцелярии Кабинета ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА.

     

    Выписано: РГИА. Фонд 468, опись 35, 1820 г., дело 105, лист 1.

     

    Документ 2-й:

    25 Июля 1821 г.

    1821 года Июля в 20-й день. Мы нижеподписавшиеся Ювелиры Франц и Иван Сеген, дали сию подписку в Строительной Комиссии по Высочайшему ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА повелению при Кабинете учреждённой в том, что на основании ВЫСОЧАЙШЕГО Рескрипта, последовавшего на имя Господина Министра финансов в 30-й день Генваря 1820 года, коим ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ предоставлено нам право выбрать в вечное и потомственное владение наше, одно место из числа 11-ти назначенных пред Дворцом ЕГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА для построения дома, выбрали место значущееся на Генеральном плане под № 1-м угловое, состоящее 3-й Адмиралтейской части в 1-м квартале, выходящее на Итальянскую улицу и на Площадь, предположенную пред вышепомянутым Дворцом и на основании узаконений, обязываемся выстроить на оном месте Каменный Дом по тому фасаду, который нам будет дан от означенной Комиссии или от Правительства.

     

    Франц Сеген            Иван Сеген

     

    Выписано: РГИА. Фонд 468, опись 35, 1820 г., дело 105, лист 3.

     

    251. Иван Францов СЕГЕН,

            Франц Францов СЕГЕН, 

            золотых дел мастера немецкого цеха.

            - Имеют место в 3-й Адмиралтейской части, близ Дворца ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА 

            ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА, Всемилостивейше пожалованное.

            - Сообщено 8 декабря 1822 года.

    Выписано: ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 781, опись 4, дело 73, лист 31-об.

     

     

  • 19 Мая 2021, 04:42

    https://p2.citywalls.ru/photo_349-357386.jpg?mt=1533591002

     

    у Хумусв это фото идентифицировано как "Чествование Константина Бальмонта", 1913 г

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29930
Готовится: 299
Посетители
Гостей: 362
Всего сегодня: 3051