Публикация
Дом Жако - Дом П. В. Дашкова - Кабаре "Бродячая собака"
Дом Жако - Дом П. В. Дашкова классицизм Пам. арх. (регион.) Литературно-артистическое кабаре "Бродячая собака" пл. Искусств, 5 1831 - арх. Жако Поль (Павел Петрович), по проекту арх. Карла Ивановича Росси
В 1822 г. участок был подарен придворным ювелирам Францу и Иоганну Сеген. Затем он перешел в собственность арх. П. Жако. В 1831 г. Поль Жако построил жилой дом №5 на нынешней площади Искусств (дом Жако) в соответствии с фасадами для домов, разработанных К. И. Росси и подчиненными центру ансамбля - зданию Михайловского дворца. ([
В 1863 г. надстроен фотографический павильон. Во дворе - трехъярусная галерея из мощных дорических колоннад, поставленных одна на другую.
Из отделки внутренних помещений сохранились карнизы и лепка в залах второго этажа.
Дом на углу Михайловской пл. и Итальянской ул. - Дом Павла Яковлевича Дашкова - известного собирателя рукописей, гравюр, портретов и книжных редкостей (1849-1910). Закончил Александровский лицей. Собиратель и знаток исторических документов, гравюр, манускриптов. Его собрание было открыто для ученых, а дом - для гостей. Погреб Павла Яковлевича славился на весь Петербург уникальными коньяками и винами.
В 2000 г. у входа в ресторан "Золотой Остап" установлена бронзовая скульптура Остапа Бендера. Скульптор А. С. Чаркин, арх. В. Б. Бухаев. В 2009 г. ресторан стал называться "Подвал Бродячей собаки".
В этом доме жили: 1916 - 1917 архитектор А. А. Бернардацци (ВПб на 1917. O. III. C. 58) 1929 - 1940 скульптор В. В. Козлов В 1981 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска (арх. в. А. Левешко) с текстом: "В этом доме с 1928 по 1940 год жил и работал советский скульптор Василий Васильевич Козлов". Он здесь жил в 1929-1940 гг. (ВЛд на 1930. O. XI. C. 259, на 1933. O. XV. C. 189, на 1934. O. XIV. C. 188; список абонентов ЛГТС на 1937 г. С. 82, на 1940. С. 97), работал в скульптурной мастерской и Академии художеств. ( 1910 - 1911 архитектор И. А. Фомин (ВПб на 1911. O. III. C. 936) (добавил
Литературно-артистическое кабаре "Бродячая собака"
В подвале во втором дворе дома находилось знаменитое литературно-артистическое кабаре "Бродячая собака". В этом подвале раньше находился винный погреб бывшего владельца дома П. В. Дашкова. Кабаре было открыто в 1912 г. Замысел его создания принадлежал Борису Пронину, окончившему режиссерский курс студии Московского Художественного театра и работавшему помощником Мейерхольда. В 1908 г. он переехал в Петербург и вместе с Мейерхольдом они учредили Общество интимного театра. "Бродячая собака" была зарегистрирована как клуб Общества интимного театра.
По воспоминаниям самого Пронина:"...Во время гастролей Художественного театра каждый сезон молодежь, да и старики были бездомными. И вот у меня возникла идея создать романтический кабачок, куда мы все, "бродячие собаки", могли приткнуться, дешево покормиться и быть у себя...". Название стало символом целой эпохи. Мстислав Добужинский создал эмблему кабаре, написанная художником на геральдическом щите эмблема висела над входом. Был придуман и отчеканен орден Бродячей собаки.
Пронин был необыкновенным человеком - деятельным, жизнерадостным, отчаянным выдумщиком, умевшим вовлечь всех вокруг в общее дело. В считанные дни бывший подвал был превращен в таинственное обиталище. Николай Кульбин расписал одну из комнат переплетающимися разноцветными геометрическими фигурами в духе кубизма. В другой комнате Сергей Судейкин изобразил на стенах и потолке диковинные огромные цветы, разноцветных птиц, Пьеро, Арлекинов и Коломбин, арапчат, красавиц, Дон Кихота верхом на Росинанте. Работали по ночам. Камин изготовил арх. Иван Фомин, Судейкин написал над ним венок. Обойщик Ахун за 10 дней бесплатно изготовил диваны, поставленные вдоль стен. В центре зала стоял круглый стол на 13 человек, над ним висела люстра работы Николая Сапунова - деревянный обод с 13-ю свечами-лампами, на 4-х цепях. В день открытия актриса Ольга Высотская набросила на круг люстры свою длинную белую перчатку, а режиссер Николай Евреинов - бархатную черную полумаску. Так они и остались висеть на люстре - как театральные символы.
Входящие в кабаре должны были стучать молотком по доске у двери. Затем спускались вниз. Вход освещал красный фонарь. В прихожей лежала огромная "Свиная собачья книга", которую принес в день открытия кабаре Алексей Толстой. Каждый расписывался в книге при входе, желающие вписывали свои экспромты. (по материалам кн.: И. А. Муравьева "Век Модерна", СПб Изд. Пушкинского фонда, 2004, с181-191, Mary)
1903: Заведение газированных напитков Д-ра Ульрих [Владимира Андреевича]. Изготовляет, кроме обыкновенных питьевых напитков, специально брусничную воду и газированный клюквенный морс. Б. Итальянская, 4 (ВПб на 1903. О. II. С. 1224)
62 комментария
16859 просмотров Добавил: Mary, 30 Марта 2008, 04:16
Редактировано: 13 Января 2023, 20:14
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house830.html' target='_blank'>Дом Жако - Дом П. В. Дашкова - Кабаре "Бродячая собака" на Citywalls.ru</a>
Всего 62 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32225
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14288
Всего сегодня: 2959
|
Одним из первых таких проектов стал жилой дом на площади Искусств (Итальянская ул., 4, Дом Жако. В 1998-1999 гг. это был самый дорогой из петербургских объектов. Реконструкцией и реализацией занималась Балтийская строительная компания. В доме воссоздавались элементы утраченных исторических интерьеров (дубовый паркет с рисунком, медальоны, лепнина, дубовые двери, мраморные подоконники и т. п.).