Публикация
Мариинский дворец - Дворец вел. княгини Марии Николаевны -
|
Архитекторы: | Штакеншнейдер А. И. |
Год постройки: | 1839-1844 |
Стиль: | Эклектика |
Мариинский дворец - Дворец вел. княгини Марии Николаевны эклектика
Исаакиевская пл., 6 - Вознесенский пр., 14 - пер. Антоненко, 1
Пам. арх. (федер.)
1839-1844 - арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович -
включено существовавшее здание ([
Законодательное собрание Санкт-Петербурга
На этом месте в 1762-1768 гг. арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот построил дом для И. Г. Чернышева. Впоследствии фундамент и стены этой постройки использовал арх. А. И. Штакеншнейдер, включив их в здание дворца, построенного им в 1839-1844 гг. по заказу императора. Дворец был возведен для великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I, - это был императорский подарок к ее свадьбе с герцогом Лейхтенбергским. При строительстве дворца архитектор пустил под снос несколько соседних домов.
Фасад здания акцентирован тремя ризалитами. Подъезд оформлен как аркада.
Внутренняя планировка дворца - анфиладное расположение залов, уходящих в глубину строения. Центральная ротонда украшена тридцатью двумя колоннами и освещается верхним светом. К ротонде примыкает Квадратный зал с хорами. Анфилада заканчивалась зимним садом. Работы по внутренней отделке проводили художник А. Виги и скульптор Д. И. Иенсен.
В 1880-х гг. Мариинский дворец был передан в государственную казну. В конце XIX - начале XX в. в нем проходили заседания Государственного совета. Это потребовало перепланировки дворца. В 1906-1907 гг. арх. Л. Н. Бенуа на месте зимнего сада устроил зал заседаний.
В 1917 г. здесь размещалось Временное правительство.
Сейчас в Мариинском дворце - Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Фото начала XX в.,
(добавил Mary)
Мариинский дворец.
Акварель В. С. Садовникова.
ок. 1847 г.
(добавил Mary)
Иосиф Иосифович Шарлемань
Памятник Николаю I.
(добавил IVa )
из журнала "Всемирная
иллюстрация" 1884 год 2
(32) том-95
Добавил - Олег Сыромятников .
План 2-го этажа
Ежегодник ОАХ.
Вып.3, 1908, С.10
План Церкви в
аттиковом этаже
(добавил IGBO)
Музей Академии Художеств.
(добавил Андрей Агафонов)
Мариинский дворец.
Фото К. К. Буллы. 1890-е гг.
(добавил Mary)
Фото Мариинского дворца
фотограф К. Булла.
1890-е гг.
(добавил Олег Сыромятников)
"Древности"
(добавил
Андрей Агафонов )
"Древности"
(добавил
Андрей Агафонов )
при полном увеличении виден
крест над домовой церковью.
(добавил Андрей Агафонов .)
Внутренний двор
Мариинского дворца
Ежегодник ОАХ. Вып.3, 1908 г., С. 10
(добавил miraru1)
Зал заседаний
Государственного Совета
("Нива", 1908, №43, C. 747).
("Нива", 1908, №43, C. 746).
("Нива", 1908, №43, C. 746).
(добавил S.P. )
1930-е гг. ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
1933 г. ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
1950-е гг.
Фото - Янов Н.П. ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
конец 1950-х гг.
Вид на здание Исполнительного
комитета Ленинградского горсовета.
Фото - Наровлянский Илья Авраамович
ЦГАКФФД СПб Гр 89524
(добавил люблюпитер)
Фото 1950 г.
1955 г.
Фото - Науменков Н.А. ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
1959 г.
Фото - Науменков Н.А.
ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
1960-е гг.
Фото - Бродский А.И. ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
1960-е гг.
Фото - Бродский А.И. ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
1960-е гг.
Фото - Трахтенберг Д.И. ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
Исаакиевская площадь.
Фото 1960-е гг.
(Альбом ЛЕНИНГРАД. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964 г.)
(добавил Mary)
1962 г.
Фасад здания Леноблгорисполкомов
с наб. реки Мойки.
Фото - Уткин Борис Васильевич
ЦГАКФФД СПб Вр 72090
(добавил люблюпитер)
1983 г. Открытка
Фото - Андрей Агафонов, 1995.
Фото - Андрей Агафонов, 1997.
Топ-план 2004
(добавил IVa )
2004 г. Даянов Р.М.
Госкаталог
(добавил Андрей Агафонов)
* Аннотация: Вид на здание Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов
трудящихся (Исаакиевская площадь,6) с набережной реки Мойки.
По отзыву кн. М. М. Щербатова, известного историка, граф Иван Григорьевич Чернышев (1726–1797) - "человек не столь разумный, сколь быстрый, увертливый и проворный и, словом, вмещающий в себе все нужные качества придворного". Граф, действительно, процветал при дворе Елизаветы Петровны, а после ее смерти сблизился с Цесаревичем Павлом Петровичем и фактически управлял вместо него флотом в должности вице-президента Адмиралтейств-коллегии.
Богато украшенный дворец для графа выстроил в 1762–1765 арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот, и в нем в ноябре 1766 была освящена домовая церковь, которой страдавший многими недугами сановник пользовался во время своего пребывания в столице. Она была взята у покойного кн. Михаила Андреевича Белосельского из его дома на наб. Мойки, и в ней служил о. Иоанникий Михайлов.
Некоторое время церковь находилась в доме тещи Чернышева - баронессы Марии Артемьевны Строгановой, но 1 октября 1786 была возвращена владельцу, получив новое название Спаса Нерукотворного Образа. После смерти Чернышева его дворец был продан казне, а церковь перешла к единственному сыну графа – Григорию, который в 1799 передал ее Е. И. Васильчиковой ( см.
Однако у гр. Григория Ивановича Чернышева в приходе Сенновской церкви упомянут в 1808 домовой храм, где служил о. Иоанн Кононов. В том же году в особняк графа на время перестройки своего здания въехало Адмиралтейство, которое стало пользоваться названным храмом. ([
По случаю свадьбы дочери Николая I вел. кн. Марии Николаевны (1819–1876) с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817–1852) придворному архитектору А. И. Штакеншнейдеру было повелено перестроить бывший дворец гр. Чернышева под великокняжескую резиденцию.
Работы длились целых пять лет, и 2 января 1845 был освящен сам дворец, а 17 января - церковь при нем. Она находилась на верхнем этаже посреди главного фасада. Освещалось помещение через просветы в сводчатом потолке, который поддерживался четырьмя железными "под стюк" колоннами с золочеными капителями. Образа в двухъярусном белом с золотом иконостасе и роспись в алтаре исполнил К. Дузи. Церковные сосуды были сделаны из золоченого серебра по рисунку зодчего. Часть их поставил поч. гр. Иван Хихачев.
Скромная отделка церкви, вероятно, не устраивала владелицу дворца. В 1859–1860 в храме работал кн. Г. Г. Гагарин, который изменил его конфигурацию и отделку, собственноручно написал образа в новом одноярусном мраморном иконостасе и сделал роспись стен, в чем ему по орнаментальной части помогал М. Н. Трощинский. По желанию Марии Николаевны евангельские сцены иллюстрировали милосердное отношение Христа к женщине: "Христос, Марфа и Мария", "Спаситель и Мария Магдалина" и др. Современник писал об этой отделке: "Своеобразие стиля в сочинении и выполнении стенной живописи и орнаментации придает этой церкви характер византийский…". Тогда же в Париже по эскизу известного архитектора Виолле Ле Дюка были исполнены дарохранительница из лазурита и яшмы и двойной крест, свисавший с потолка и украшенный матовыми лампадками.
Вход в храм был оформлен в виде портала с двумя порфирными колоннами, дверь украшена кованым железом и обита гвоздями с алмазными головками. Стены лестницы, ведущей к церкви, расписали орнаментами, на площадке установили икону Корсунской Божией Матери.
С церковью была соединена красивой решеткой молельня с отдельным входом. В ней Гагарин разместил старинные иконы, в том числе реликвии семьи Романовых и образа, подаренные Марии Николаевне при ее венчании. Посетивший дворец Теофиль Готье отметил: "Все эти маленькие иконы, выполненные по неизменному канону православной церкви, покрывают от плинтуса до фриза высокие стены этой молельни, с вечно горящими лампадками, которые освещают мерцающим светом святых дев, их смуглые лики и руки в окладах, с золотыми нимбами, более таинственных и более отмеченных религиозным чувством, в своей священной неподвижности, чем многие произведения более совершенного исполнения".
При жизни герцога Лейхтенбергского на первом этаже действовала католическая каплица. Она действовала в 1845-1852 гг. до преждевременной кончины герцога. Главным ее украшением был витраж с изображением Пресвятой Девы и свв. Еврения и Максимилиана, исполненный на королевской мануфактуре в Мюнхене. Стены внизу покрывали панели из ясени.
После смерти владелицы православная церковь упразднена не была. В ней, в присутствии Императора Александра III, молебном 11 февраля 1885 открыл свои заседания Государственный совет, созданный в 1801 "для рассмотрения и уважения государственных дел и постановлений". Для этой цели дворец был отремонтирован арх. Л. Л. Петерсоном, который, однако, не изменил отделку храма.
Храм был закрыт в начале 1918: убранство вывезли, апсиду уничтожили, росписи заштукатурили. После Великой Отечественной войны в церкви находился кинозал Исполкома Ленсовета; ныне здание принадлежит Законодательному собранию С. Петербурга. В 1982–1988 церковное помещение и его росписи полностью отреставрированы. С 1990 в церкви по особому расписанию проходят богослужения. В 2006 восстановлен стеклянный фонарь над помещением.
Парадная
лестница
Ротонда
Интерьеры.
[93] (добавил Mary)
Ежегодник ОАХ.
Вып.3, 1908, С.9
Ежегодник ОАХ.
Вып.3, 1908, С.9
Ежегодник ОАХ.
Вып.3, 1908, С.7
Ежегодник ОАХ.
Вып.3, 1908, С.8
(добавил miraru1)
Фото из книги [95] C. 145
(добавил Андрей Агафонов)
из книги
"Андрей
Штакеншнейдер".
Т. А. Петрова.
Лениздат. 1978
В 1988 г. были завершены работы по реставрации храма под руководством О. К. Оде. В 1991 г. по инициативе группы депутатов Ленсовета, занимавшего Мариинский дворец, была зарегистрирована община Николо-Мариинской церкви, и возобновлены богослужения. В настоящее время в церкви проводятся службы по особому расписанию.
(по материалам [
При перестройке дворца в 1907-1908 году был создан Большой зал для заседаний Государственного Совета. Ответственной инженерной задачей стало устройство верхнего освещения над залом. Прямоугольный в плане потолочный проем размером 25 х 13 м был перекрыт трехсветным фонарем. Нижний слой остекления представляет собою стеклянный потолок с узорным рисунком, выполненным в технике травления.
Конкурс на создание металлических конструкций выиграл Санкт-Петербургский Металлический завод. Все элементы ферм выполнены из прокатных металлических профилей, соединения в узлах – на заклепках.
стекольные работы взяла на себя мастерская «М. Франк и К°»¹ . Известно, что стекла были вставлены в железные рамы на суриковой замазке: в верхнем фонаре это были тройные легерные стекла размером 9 х 12 вершков [40 х 53 см] каждое, во втором ярусе остекления двойные легерные того же размера, в потолке планировалось установить 244 штук зеркальных стекол и 68 штук желтых с травлением одинакового размера 19 х 19 вершков [84,5 х 84,5 см].
Площадь остекления нижнего яруса – 233,13 кв. м² . Размер стеклянного потолка 19140 х 12180 см., ширина одной плитки 87 см³
Вечером зал освещался электрическими дуговыми фонарями над потолком и пятью бронзовыми люстрами с хрусталем. Они были сделаны фирмой «Моран». Центральная люстра через систему блоков подвешена к нижнему поясу средней стропильной фермы на стальных тросах. Угловые люстры и лебедки для их опускания закреплены на кронштейнах, расположенных в углах чердачного помещения между нижним и средним светом.
Большой зал пострадал во время Великой Отечественной войны, особенно сильно в 1943 г., когда стеклянный потолок и стена зала были повреждены в результате прямого попадания снаряда⁵
К 2000 году несущие конструкции верхнего света имели погнутости, коррозию импостов остекления, рамы нижнего света деформированы, были перепады по высоте в плоскости остекления, в потолке насчитано 159 утраченных и поврежденных травленых стекол⁶. В этой связи «Архитектурным бюро «Литейная часть-91» был выполнен проект реконструкции, который предусматривал восполнение утрат и изменение характера остекления верхнего света фонаря с учетом современных технологий⁷.
По фотографиям из архива КГИОП 2000-х гг. потолок имеет остекление бесцветными стеклами с травлением четырех типов. Основная площадь набрана из стеклянных квадратов с центрическим узором: в центре розетка, окруженная рамкой и поясом из лавровых листьев по периметру. Бордюр по периметру потолка – в виде орнаментальной каймы из квадратов с рисунком другого типа: в центре круг, с пальметтами с двух сторон, по краям с двух сторон изображен пояс из квадратного меандра и лавровых листьев.
Углы светового потолка скруглены, там расположены круглые вставки, в центре которых предусмотрены отверстия для тросов, на которых подвешены малые люстры по углам потолка и большая люстра в центре зала. Восемь стеклянных сегментов этих круглых вставок также декорированы травлением: по окружности проходит пояс из меандра и лавровых листьев.
Масштабный замысел – остекление огромной площади потолка – был реализован благодаря продуманному инженерному и эффектному художественному решению, которое предусматривало освещение зала естественным и искусственным светом из разных источников, что является важным шагом в развитии русской инженерной мысли по создании подобных конструкций и существенным этапом в развитии русской архитектуры.
Помимо фонаря над Большим залом, в Мариинском дворце имеется еще семь малых световых фонарей. Из них как минимум один – над помещением юридического управления – имел в нижнем ярусе матовое стекло с травленым узором: плитки с одинаковым рисунком центрического типа, с крупной розеткой в центре и рамкой по периметру⁸
Известно, что до 1852 г. во дворце находился витраж «итальянской работы» с изображением Свв. Евгения и Максимилиана. Он был установлен в католической каплице, устроенной для супруга Марии Николаевны – герцога Максимилиана Лейхтенбергского – самого высокопоставленного католика России. После смерти герцога витраж был перенесен в Римско-католическую церковь Св. Иоанна Крестителя (Мальтийская капелла Пажеского корпуса, Садовая ул., 26), где герцог был похоронен. Витраж утрачен, изображения не обнаружены⁹.
В настоящий момент во дворце находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
В связи с тем, что разрешение на визит с целью осмотра исторического архитектурного стекла дано не было, описание сделано по документальным материалам и фотографиям, любезно предоставленным КГИОП.
РГИА. Ф. 1207, оп. 1, д. 73, л.2. «М. Франк и К». Смета в строительную контору по устройству в Мариинском дворце нового зала для общего
собрания Государственного совета». 1908 г.
С.-Петербург, Исаакиевская пл., д. 6. СПб., ООО «Петербургская реставрационная компания», 2000. Л. 1. Спецификация элементов фонарей.
залом Мариинского дворца по адресу Исаакиевская пл., д. 6. ЗАО «Бэскит», СПб., 2003. С. 6.
проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дворец», входящего в состав объекта культурного
наследия федерального значения «Дворец Мариинский», расположенного по адресу: С.-Петербург Исаакиевская площадь, д. 6., лит. А.
(Исаакиевская пл., 6, Антоненко пер., 1, Вознесенский просп., 14), предусмотренных проектом: «Научно-проектная документация» по ремонту и
реставрации помещений №№ 64, 64-а, 239-245 объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Мариинский», разработанным
ООО «РСК Антик». 2020 г. С. 10.
С.-Петербург, Исаакиевская пл., д. 6. СПб., ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91», 2000 г. Л. 2. Дефектная ведомость утрат на
травленые стекла нижнего фонаря.
Архив КГИОП Н-5476. Малахиева А. Ю. Зал для общего собрания Государственного Совета в Мариинском дворце Санкт-Петербург,
Исаакиевская площадь, д. 6. Историческая справка. ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91». СПб., 2001. С. 6.
⁸ Архив КГИОП. П 69. Пр. 54. Предварительное обследование внутреннего пространства малых световых фонарей Мариинского дворца. ООО
«Архитектурное бюро «Литейная часть-91» СПб., 2003. Фото Фонарь № 3.
Энциклопедия С.-Петербурга.
(добавил
Фото - Mary, 2012.
Фото - Наталия,
11.06.2011.
Фото - Den 2011.
Фасад по Вознесенскому пр.
Фасад со стороны
пер. Антоненко.
Фото - С. Васильев 2009.
Фото - d7161 2008.
Фото - Тазеев Р. С,
16.02.2019
(добавил Rashit)
Фото - Тамара
Николаевна, 2008
Фото -
Galina Vabishchevich, 2009.
Сад Мариинского
дворца.
Фото - vikatap, 06.2022.
Во дворе.
Фото - Влада, 08.2022.
На мемориальной доске надпись: В этом здании в декабре 1917 г. В. И. Ленин участвовал в заседании бюро Высшего совета народного хозяйства, на котором обсуждался подготовленный им проект декрета о проведении в жизнь национализации банков и о необходимых в связи с этим мерах.
Объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2001 г.
Проект "Витражи
С.-Петербурга.
Инвентаризация 2020"
Стеклянный потолок, вид сверху
Уличный фонарь
остекления
Фото С. В. Васльиева,
2017 г.
Фото С. В. Васильева,
2017 г.
Фото С. В. Васильева,
2017 г.
Все фото выполнены
волонтерами проекта
РГИА, ф. 1207, оп. 1, д. 73,
л. 2. "М. Франк и К". 1908 г.
(добавил
Мария Кошелева)
Вестибюль
Мариинского
дворца
2-й этаж
Ротонда
Мариинского
дворца
Церковная
лестница
Белый зал
Фото - Балтика
04.2011.
Деталь вазы
Фото - owlat 2010
Фото - Наталия,
11.06.2011.
Фронтон западного крыла.
Фото -
В новых "Святынях..." написано, что церковь закрыли в начале 1918 г. при протоиерее Александре Рождественском. Убранство вывезли, апсиду уничтожили, росписи заштукатурили. После ВОВ был кинозал Исполкома Ленсовета.
Конечно, с ТЕХ! На нашем любимом сайте можно даже паспорт объекта увидеть с датировкой 1949 год.
А церковь сейчас в прекрасном состоянии, там даже проходят службы - депутатики грехи отмаливают. При желании можно устроить фотосессию.
Тема советской власти не раскрыта.
1932: Ленинградская промышленная академия им. Сталина. Пл. Воровского, 6
(ВЛ на 1932, с. 47)
1932: Ленинградская областная промышленная академия им. С.М. Кирова. Пл. Воровского, 6
В ведении Ленинградского областного управления легкой промышленности.
(ВЛ на 1932, с. 47)
1933: Ленинградская промышленная академия им. Сталина. Пл. Воровского, 6(здание бывш. Мариинского дворца).
Функции: подготовка высококвалифицированных руководителей госуд.промышленн. предпр. и хоз. органов.
Число учащихся - 403 чел., срок обучения - 3 г.
Факультеты: машиностроит., электротехн., химич., строит.,лесо-бумажн., судостроит., геолого-разв., полиграфич., кожевенно-обувн.энергетический, строительный, химико-технологический.
(ВЛ на 1933, с. 303)
1933: Ленинградская областная промышленная академия им. С.М. Кирова. Пл. Воровского, 6
Функции: подготовка высококвалифицированных руководителей госуд.промышленн. предпр. и хозорганов.Срок обучения - 2,5 г.
Факультеты: текстильный, полиграф., кожевенно-обувн., химич.
(ВЛ на 1933, с. 303)
1939: Хозяйственников институт. Пл. Воровского, 6.
В ведении главного управления учебными заведениями НКТП СССР.
Функции: подготовка инженеров и техников из числа руководящиххозяйственников Ленинграда и области. Срок обучения - 5,5 лет,для отделения техников - 3,5 года, техминимум - от 3 до 15 м.
Факультеты: машиностроительный, энергетический, строительный,химико-технологический.
(ВЛ на 1939, с. 240)
1940: Промакадемия им. Сталина (б. Мариинский дворец). Пл. Воровского, 6....
В феврале 1918 г. здесь помещалась Всероссийская коллегия по организациии РККА. Теперь в здании дворца помещается Ленинградское отделение Промышленной академии им. Сталина.
(ВЛ на 1940, с. 624)
1940: Ленинградская промышленная академия НКСП им. И.В. Сталина. Пл. Воровского, 6.Функции: готовит кадры квалифицированных специалистов для судостроительной промышленности.Срок обучения: на дневном отделении - 4 г., на вечернем - 5 лет 10 м.(без отрыва от производства - 4 г., с отрывом от производства - 1 г. 10 м.).
(ВЛ на 1940, с. 299).
№ 108. С. 207.
Штаб городской по благоустройству города - Исаакиевская пл., 6.
22 августа 1991 года, Санкт-Петербург, крыша Мариинского Дворца, подъём флага России. Дмитрий Матлин (справа) и депутат Ленсовета Виталий Скойбеда запускают подъёмный механизм флагштока Мариинского Дворца.
ИЗ ВИКИПЕДИИ:
СКОЙБЕДА Виталий Валериевич — политический деятель,
С конца 80-х годов Виталий Скойбеда — активист первой открыто провозгласившей себя оппозиционной партии в
В ходе митингов
26 апреля
В ходе августовских событий
22 августа
23 августа
В ноябре
После роспуска Ленсовета Виталий Скойбеда никуда не баллотировался, но активно участвовал в качестве политтехнолога в различных выборных кампаниях, работал также в охранном предприятии. В
Мне тоже кажется, что к публикации вышеизложенная информация из Вики как-то не очень относится...
Фрагмент листа H/HB(A).
Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 г.г. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). СПб.: Крига, 2003. С. 41.
На углу Вознесенского проспекта и набережной р. Мойки стоит дворец президента Адмиралтейств-коллегии графа И.Г. Чернышева. Построен по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота в 1762-1768 г.г. в формах
раннего классицизма и принадлежит к числу лучших творений зодчего. <...> Здание стоит в глубине участка, главный фасад обращен в замкнутый подъездной парадный двор, выгнутый дугой со стороны въездных ворот. В 1839-1844 г.г. здание дворца было использовано архитектором А.И. Штакеншнейдером при строительстве Мариинского дворца, с сохранением со стороны садового фасада полукруглого ризалита дворца Чернышева.
Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 г.г. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). Приложение. /Под научн. ред. В.С. Соболева. СПб.: Крига, 2003. C. 91.
В публикации название фотографии 2 "План здания" надо изменить.
Правильно - "План 2-ого этажа".
(Лит-ра: Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., Стройиздат, 1972. С. 81)
Ответ на "а что это? " от fauna14
Что это, я не знаю. Предположу, что гаражи и хозяйственные помещения.
Ответ на "Тема советской власти не раскрыта. 1932: Ленингра" от anchurian
С 2011 г. в публикацию не внесены сведения о том, что в здании находилась Промышленная академия (1932-1940 гг.). Где редакторы ?
Мариинский дворец, Мариинская площадь. 1900-е
Зал общих собраний Государственного Совета в Мариинском дворце. 1900-е
Зал заседаний общего собрания Государственного Совета в Мариинском дворце. Не ранее 1908г. Фотография ателье Буллы.
Ю.Б.Шелаев, Е.П.Шелаева "Санкт-Петербург накануне крушения империи" Лики России СПб. 2011
Первое фото (с памятником) надо обязательно поместить к дому Якунчиковой ( http://www.citywalls.ru/house2789.html ). Очень поучительно сравнить фасады. Там, правда, есть старый снимок, но этот крупнее.
В
Ответ на "В 1825-39 годы в нём размещалось Ни" от Кадет Биглер
Ссылка не работает
Ответ на "Ссылка не работает" от vladimir-2013
Потому что по таким ссылкам даже ходить не надо. Сами посудите, как может во дворце, построенном в 40-х годах, размещаться - что угодно - в 20-х? Тем более, что Николаевского училища в те годы вообще не существовало.
Кадет Биглер, вот поэтому и идет все время речь о том, что нужны ссылки на источнники цитирования. И о том, что нельзя цитировать что попало. Ведь это, наверное, даже не пресловутая википедия? Просто кто-то мимо проходил.
Ответ на "Потому что по таким ссылкам даже ходить не н" от Liz
Просто здесь фраза вырванная из контекста. Полностью так
«На этом участке земли, в XVIII веке принадлежавшем генерал-фельдмаршалу Ивану Григорьевичу Чернышёву, стоял дворец, построенный в 1762-1768 Ж.Б. Валлен-Деламотом. В 1825-39 годы в нём размещалось Николаевское кавалерийское училище.»
Ответ на "Потому что по таким ссылкам даже ходить не н" от Liz
Исправлюсь.
На плане Шуберта (1828) двор показан застроенным по периметру почти полностью, строения все каменные, да и вообще в этом квартале уже почти не оставалось тогда деревянных строений.
Стоявший на углу набережной Мойки и Вознесенского проспекта бывший дворец И. Г. Чернышева, в котором размещалась тогда Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и который в перестроенном виде вошел позднее в состав Мариинского дворца, был значительно меньше последнего и составил лишь его правое крыло.
http://www.citywalls.ru/house4474.html
Оделамотированный Растрелли.
Мая 26-го /1766/ Екатерина II, катаясь сперва въ шлюпке, по Неве до Екатерингофа, обратно возвращалась в одноколке, черезъ теперешній Калинкинъ мостъ и Б. Офицерскую улицу и, на месте Маріинскаго дворца (у Синяго моста), изволила заехать къ 3. Гр. Чернышеву посмотреть его домъ новопостроенный, - изъ перенесенной сюда части деревяннаго Зимняго дворца. Деревянное строеніе было добавляемо каменным и вместе с ним, снаружи оштукатурено. Въ такомъ виде Чернышевский дом и простоял до застройки Мариинскаго дворца при Николае I. Тогда сооружение полукаменнаго дома Гр. Чернышева с нарядным фасадом, выполнял профессор Ак. Художеств Валлен де Лямот...
Петров П.Н. 1884 История Санкт-Петербурга с основания города, 714 (W742)
Апреля 4-го /1768/ праздновалось новоселье въ готовомъ вполне доме графа 3. Гр. Чернышева (на месте Маріинскаго дворца (...)) - въ высочайшемъ присутствии.
Петров П.Н. 1884 История Санкт-Петербурга с основания города, 750 (W778)
План деревянного Зимнего дворца.
Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад трудящихся, стр 93
Петров о доме Чернышёва говорит минимум 2 раза. В обоих случаях упоминается не Иван, а Захар Чернышёв. Второе сообщение Петрова Крашенинников (Мариинский дворец и его предшественники; Невский архив, 1995, стр 206) разбивает в пух, мимо первого проходит мимо).
Столпянский "верит" и первому (его 1-й половине), и второму сообщениям, изменяя "Захара" на "Ивана" и "забывая" о том, что часть дома Чернышёва - растреллиевская /Столпянский П.Н. 1918 Как возник, основался и рос Санкт-Петербург, 253/.
(По Столпянскому один из флигелей дворца был разобран и перевезён в село Красное, деревянная галерея - в канцелярию от строений /Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад трудящихся, 97-98/. О доме Чернышёва относительно деревянного Зимнего есть упоминание в коллективном труде об Эрмитаже, но о доме Захара Григорьевича, а не Ивана Григорьевича, и о переносе туда не больших блоков, а "чуть" более мелких "материй":
"С 1765 г. началось расхищение не только убранства, но и конструктивных элементов дворца. Многие архитектурные и декоративные детали деревянного дворца были использованы при постройке особняков знати. Так, например, плафон, окна, двери и резные детали из Тронного зала тогда же отдали А. Г. Орлову. Для 3. Г. Чернышева содрали с крыш все железо, вынули из окон стекла, передали двенадцать изразцовых печей и прочее. Один флигель дворца перевезли в Красное Село".
(Коллектив) 1974 Эрмитаж История и архитектура зданий).
*******
Эволюция.
1780-е (?) Ж.Б. Валлен-Деламот Дворец Чернышева. План 1-го этажа.
Крашенинников А.Ф. 1995 Мариинский дворец и его предшественники; Невский архив, 1995, стр 225
(1839-1844) Арх. Проф. А.И. Штакеншнейдер. Мариинский дворец в С.-Петербурге. План 1-го этажа.
Барановский Г.В. 1904 Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века, Т4, стр 55-57 (W74-76)
(1906-1907 гг. арх. Л. Н. Бенуа) Мариинский дворец. План 2-го этажа.
Ежегодник ОАХ. Вып.3, 1908, С.10 (miraru1)
В ходе августовских событий
Великое время было! С годовщиной!
помним
именно благодаря его темпераметну и истинное название городу тогда вернули...Собчак здорово
[ selfcensored ] с этим тогда и его нужно было толкать
Фото 2 не имеет ни малейшего отношения к С.М.Прокудину-Горскому, это обычная раскрашенная черно-белая фотография. Нужно убрать имя Прокудина-Горского из подписи.
Зал заседаний Государственного Совета, фотографии К.К.Буллы (
С. 747.
С. 746.
С. 746.
1893 г.: Вступила в строй казенная электростанция Мариинского дворца, предназначенная для освещения помещений Государственного Совета, Комитета Министров и Комиссии прошений на Высочайшее Имя.
Всего в данных помещениях было установлено около 1500 ламп накаливания.
В отдельном электромашинном здании «под наблюдением» представителей Берлинской «Всеобщей компании электричества» (AEG) смонтировали:
— два водотрубных котла системы «Фицнер и Гампер»;
— две паровых машины компаунд производства завода «Шихау» (40 и 80 лошадиных сил) с охлаждением пара;
— две динамо-машины завода Allgemeine Electricitats Gescllscliaft (на 450 и 225 ампер при 120 вольтах);
— батарею аккумуляторов на 500 ампер-часов;
— коммутационную доску, соединяющую параллельно обе машины и аккумуляторы.
"Станция имеет собственный водопровод, с Мойки, служащий для привода воды для охлаждения пара.
На парадномъ подъезде дворца установлен электрический подъемъ для 3-хъ лиц до 3-го этажа...."
(Лит-ра: Журнал "Электричество" №8, 1895 г.С.127. Ссылка:
Это здание можно считать "родильным домом РККА". В источниках нашёл только скромненькие вставочки, типа "во дворце размещались казармы". Однако в 1918 году в здании дислоцировался Организационно-агитационный отдел Всероссийской коллегии по организации Красной Армии (сам центр был на Литейном, 20) , которая была учреждена Декретом СНК 15 января 1918 года, одновременно с Декретом об организации Красной Армии. Отдел возглавлял Л.М.Каганович, тот самый. Одновременно при отделе был штаб агитаторов по организации РККА и первые краткосрочные курсы агитаторов. Возможно, прообраз будущих военно-политических учебных заведений. Сейчас пытаемся выявить, где был вход для прохода в отдел: правый (если лицом стоять) самого здания или где нынешний в приёмную ЗакСобрания.
Интересно, а почему до сих пор нет страницы посвященной памятнику Николая I?
Вид на здание Мариинского дворца и памятник Николаю I на Мариинской площади. 1863 г.
Мемориальная доска:
«Здесь с 29 июня по 23 сентября 1941 года находился штаб Ленинградской армии Народного ополчения»
1990. Арх. Бухаев В. Б. Гранит.
Ответ на "Тема советской власти не раскрыта. 1932: Ленингра" от anchurian
1932: Вечерний рабочий техникум по труду - пл. Воровского, б. Мариинский дворец.
В ведении ЛОСНХ. (Весь Ленинград. 1932. С. 56)
1832-1834 гг. : В Школе гвардейских подпрапорщиков, здание которой было перестроено в 1825 г. из дворца графа И.Г.Чернышева, "воспитывался наш величайший поэт М.Ю.Лермонтов".
"В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, <...>.
В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. ..."
(Ссылки:
- Столпянский П.Н. Петербург.- Птг.,1918. Репринт СПб.,1995. С.258-259.
-
Фото 1908 года. Внутренний двор Мариинского дворца, Исаакиевская пл., 6
Снимок из ежегодника Общества Архитекторов-Художников, 1908 год
Вопрос для знатоков. Что это за квадратное здание по центру слева?
Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 г.г. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). СПб.: Крига, 2003. С. 41.
Данное изображение совмещено из двух. Так же подвергалось косметической редакции.
Ответ на "Вопрос для знатоков. Что это за квадратное здание " от PavelT
Кажется, отделено от участка И.Г. Чернышева высокой стеной.
На плане в Сенатском атласе 1798 года оно выглядит, кажется, так же, и это отдельный участок со своим номером.
Ответ на "Кажется, отделено от участка И.Г. Чернышева высоко" от Liz
Это даже по плану де Сент-Илера видно, что здание стоит отдельно.
Но вот что это, совершенно не понятно
Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта:
"При перестройке дворца в 1907-1908 году был создан Большой зал для заседаний Государственного Совета. Ответственной инженерной задачей стало устройство верхнего освещения над залом. Прямоугольный в плане потолочный проем размером 25 х 13 м был перекрыт трехсветным фонарем. Нижний слой остекления представляет собою стеклянный потолок с узорным рисунком, выполненным в технике травления.
Конкурс на создание металлических конструкций выиграл Санкт-Петербургский Металлический завод. Все элементы ферм выполнены из прокатных металлических профилей, соединения в узлах – на заклепках.
стекольные работы взяла на себя мастерская «М. Франк и К°»
Площадь остекления нижнего яруса – 233,13 кв. м
Вечером зал освещался электрическими дуговыми фонарями над потолком и пятью бронзовыми люстрами с хрусталем. Они были сделаны фирмой «Моран». Центральная люстра через систему блоков подвешена к нижнему поясу средней стропильной фермы на стальных тросах. Угловые люстры и лебедки для их опускания закреплены на кронштейнах, расположенных в углах чердачного помещения между нижним и средним светом.
Большой зал пострадал во время Великой Отечественной войны, особенно сильно в 1943 году, когда стеклянный потолок и стена зала были повреждены в результате прямого попадания снаряда
К 2000 году несущие конструкции верхнего света имели погнутости, коррозию импостов остекления, рамы нижнего света деформированы, были перепады по высоте в плоскости остекления, в потолке насчитано 159 утраченных и поврежденных травленых стекол
По фотографиям из архива КГИОП 2000-х гг. потолок имеет остекление бесцветными стеклами с травлением четырех типов. Основная площадь набрана из стеклянных квадратов с центрическим узором: в центре розетка, окруженная рамкой и поясом из лавровых листьев по периметру. Бордюр по периметру потолка – в виде орнаментальной каймы из квадратов с рисунком другого типа: в центре круг, с пальметтами с двух сторон, по краям с двух сторон изображен пояс из квадратного меандра и лавровых листьев.
Углы светового потолка скруглены, там расположены круглые вставки, в центре которых предусмотрены отверстия для тросов, на которых подвешены малые люстры по углам потолка и большая люстра в центре зала. Восемь стеклянных сегментов этих круглых вставок также декорированы травлением: по окружности проходит пояс из меандра и лавровых листьев.
Масштабный замысел – остекление огромной площади потолка – был реализован благодаря продуманному инженерному и эффектному художественному решению, которое предусматривало освещение зала естественным и искусственным светом из разных источников, что является важным шагом в развитии русской инженерной мысли по создании подобных конструкций и существенным этапом в развитии русской архитектуры.
Помимо фонаря над Большим залом, в Мариинском дворце имеется еще семь малых световых фонарей. Из них как минимум один – над помещением юридического управления – имел в нижнем ярусе матовое стекло с травленым узором: плитки с одинаковым рисунком центрического типа, с крупной розеткой в центре и рамкой по периметру
Известно, что до 1852 г. во дворце находился витраж «итальянской работы» с изображением Свв. Евгения и Максимилиана. Он был установлен в католической каплице, устроенной для супруга Марии Николаевны – герцога Максимилиана Лейхтенбергского – самого высокопоставленного католика России. После смерти герцога витраж был перенесен в Римско-католическую церковь Св. Иоанна Крестителя (Мальтийская капелла Пажеского корпуса, Садовая ул., 26), где герцог был похоронен. Витраж утрачен, изображения не обнаружены
В настоящий момент во дворце находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
В связи с тем, что разрешение на визит с целью осмотра исторического архитектурного стекла дано не было, описание сделано по документальным материалам и фотографиям, любезно предоставленным КГИОП."
РГИА. Ф. 1207, оп. 1, д. 73, л.2. «М. Франк и К». Смета в строительную контору по устройству в Мариинском дворце нового зала для общего собрания Государственного совета». 1908 г.
Архив КГИОП Н-5476. Малахиева А. Ю. Зал для общего собрания Государственного Совета в Мариинском дворце Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 6. Историческая справка. ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91». СПб., 2001. С. 6.
Результаты инвентаризации:
Все фото выполнены волонтерами проекта.
Сад Мариинского дворца открыли для посетителей
Сад на территории Мариинского дворца 29 мая стал доступен для прохожих, о чем пишет "
Ответ на "Что скрывается за высоким забором на Вознесенском " от kseniaver
Это здание электростанции. Сделал отдельную публикацию: Сад Мариинского дворца. Электростанция.
Ответ на "1893 г.: Вступила в строй казенная электростанция " от nikspb
из публикации: "В 1991 г. по инициативе группы депутатов Ленсовета, занимавшего Мариинский дворец, была зарегистрирована община Николо-Мариинской церкви, и возобновлены богослужения. В настоящее время в церкви проводятся службы по особому расписанию"
Сведения устарели: "Организация ликвидирована: 11 января 2008 г. Способ прекращения: Исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица"
"Спустя более полувека к устоям парадной лестницы Мариинского дворца вернулись парные скульптуры двух лежащих собак из белого мрамора.
В ходе первых восстановительных работ во дворце скульптуры были демонтированы, а в 1971 году переданы в филиал гостиницы Октябрьская на Каменном острове (резиденция К-2), где находились до недавнего времени.
Скульптуры символизируют верность и охрану. Порода собак входит в молосскую группу, к которым относятся, в частности, доги и мастифы. Однако о конкретной породе, изображенной в данных скульптурах, исследователи до сих пор спорят. "
Подробнее о реставрации скульптур читайте на сайте КГИОП:
После 1917 г. богуслужения в храме прекратились, иконостас был утрачен.
Имеется ввиду, что уже после Февральских событий прекратились или все же в рез-те реализации декрета об отделении церкви от гос-ва?Тогда вот так и корректно писать, если даты неизв. на данном этапе.
В 1880-х гг. Мариинский дворец был передан в государственную казну. В конце XIX - начале XX вв. в нем проходили заседания Государственного совета. Это потребовало перепланировки дворца. В 1906-1907 гг. арх. Л. Н. Бенуа на месте зимнего сада устроил зал заседаний.
В 1917 г. здесь размещалось Временное правительство.
Наверно, все же не в 1917. Известно вполне точно, когда оно здесь размещалось: март-июль 1917. А в октябре 1917 здесь заседал предпарламент - Врем. совет Рос. респ., совещат. орган при ВП. 25 окт. 1917 занят по приказу ПгВРК солдатами и матросами. Не помню, с какого точно числа здесь стал работать ВСНХ, но каж., заседали они вплоть до переезда прав-ва в Москву.
Перебывали тут разные учр., в т.ч. работала Ленингр. пром. академия (даты не помню, в 1930-х вроде).
Данные можно подвт-ть, напр., по: Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энциклопедический справочник. Науч. изд-во БСЭ, 1992. С. 364.
А федеральный еще с ТЕХ :) времен, ведь каж.?