Публикация

Доходный дом

Здание на карте
фото
Архитекторы: Соханский П. Д.
Год постройки: 1862
Стиль: Эклектика

Фото - люблюпитер, 05.2022.

Доходный дом

 

1862 - гражд. инж. Соханский Павел Дмитриевич   ([99]. С. 286)

 

 

О производстве лекаря полиции Блохина в штаб-лекари. Начальная дата: 07.10.1821. Конечная дата: 30.12.1821.

(ЦГИА СПб. Фонд 185. Опись 1. Дело 921)

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Блохину, Чичаговой, Е. Ф. Маевской по Ковенскому пер., 11. 1858-1907.          (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 4164. 33л.)

Чертежи дома наследников Чичаговых по Ковенскому пер., 11. Начальная дата: 10.11.1867. Конечная дата: 16.10.1899.      (ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 1756. 18л.)                                                 (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Вид фасада дома №11
    в Ковенском пер.
    Около 1960 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 75144
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    Вид фасада дома №11
    в Ковенском пер.
    1960 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 75198
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2018 г.

  • фото

    2019 г.

В Атласе Н. Цылова 1849 г. на участке № 12 по Хлебному пер. показан деревянный одноэтажный дом, принадлежащий штаб-лекарю Блохину Якову Васильевичу (Атлас Н. Цылова. 1849. С.214; Алфавитный указатель к атласу. С.23). Указатель местожительства обывателей в «Путеводителе 60 000 адресов из Петербурга» (1854 г.) сообщает, что Блохин Яков Васильевич, коллежский советник, штаб-лекарь и врач для бедных, проживает в Литейной части, Хлебный пер., 12 (С.34). В «Описании улиц С.-Петербурга и фамилии домовладельцев к 1863 году» Н. Цылова приведен перечень улиц и переулков, получивших новые названия после реформы 1857 г., Хлебный переулок Литейной части 3-го квартала, идущий от Надеждинской улицы до набережной Лиговского канала, тогда стал называться Ковенским (С. XIX).

 

В 1862 г. бывший дом № 12 по Хлебному переулку имеет номер 11 по Ковенскому пер. и принадлежит Чичагову (С. 146). Всеобщая адресная книга С.-Петербурга 1867-1868 гг. указывает домовладельцами Чичаговых (Отд. V. С. 85), в общем алфавитном указателе Анна Васильевна Чичагова указана по адресу Ковенский п., 11, кв. 3, там же, но в квартире № 2, проживает ее сын Виктор Никифорович. (Отд. III. С. 525). По Списку домам П. П. Нейдгардта (1869 г.) каменный дом принадлежит Чичаговой Анне (С. 258). ПоТабелю домов 1875 г. владелец дома – Набилков (С.46). ПоТабелю домов 1888 г. дом принадлежит Маевской [Набилковой] (С.53).

 

Далее справочники показывают следующих владельцев дома: 

На 1895 г. – Маевского Михаила Петровича, Гдовского * купца. (Адресная книга Яблонского на 1895 г. Стб. 230), в Справочнике «Весь Петербург» иначе - Маевской Екатерины Федоровны (ВПб на 1895 г. Отд. IV. Стб. 124; Отд. III. С. 137).

На 1900 г.– Маевской Екатерины Федоровны (ВПб на 1900 г. Отд. IV. Стб. 151).

На 1905 г.– Маевской Екатерины Федоровны, жены купца. По тому же адресу проживает ее муж Михаил Петрович, купец. (ВПб на 1905 г. Отд. IV. Стб. 150; Отд. III. С. 389).

На 1917 г. дом принадлежит Маевской Екатерине Федоровне, вдове купца. (ВПг на 1917 г. Отд. IV. Стб. 152; Отд. III. С. 418).

(Добавил: Lonely Walker)

1922: Частное издательство "Мысль". Ковенский, 11. ("Весь Петроград - 1922», кол. 712).

1923: Книгоиздательство "Мысль", Петроградское отделение издательства, Ковенский, 11. («Весь Петроград - 1923". С. 232).

         В справочнике 1924 г. это издательство отсутствует.

1925, 1926, 1927, 1928: Издательство "Мысль", Ковенский, 11.

(«Весь Ленинград - 1925". С. 159), («Весь Ленинград - 1926". С. 156), («Весь Ленинград - 1927". С. 163).

(«Весь Ленинград и область - 1928". С. 186). В 1929 г. это издательство находится по адресу: ул. Некрасова (б. Бассейная), 40.

(Добавил: v3p1s4)

  • фото

    Дворовый фасад
    Фото - vladimir-2013, 01.2017.

  • фото

  • фото
  • фото

    Вид 1-го двора
    в сторону переулка.

  • фото

    1-й двор. Корпус слева.

  • фото

    Корпус справа.

  • фото

    Центральный двор.
    корпус с аркой.

  • фото

    Вид на центр. двор.
    корпус во 2-м дворе.

  • фото

    Под 2-й аркой.

  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 01.2014.

  • фото

    Нарисованные ?наличники?
    в 1-ом дворе
    Фото - vlada.sheneberg,
    02.2022.

  • фото

    Лестница
    парадная №1

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - vladimir-2013, 01.2017.

3 комментария
2233 просмотра
Добавил: Blackadder, 11 Августа 2009, 18:33
Редактировано: 10 Января 2023, 22:42
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house7715.html' target='_blank'>Доходный дом на Citywalls.ru</a>
Всего 3 комментария
  • 9 Ноября 2018, 20:00

    1922: Частное издательство „Мысль". Ковенский, 11. ("Весь Петроград - 1922», кол. 712).

    1923: Книгоиздательство „Мысль, Петроградское отделение издательства, Ковенский, 11. («Весь Петроград - 1923". С. 232).

    В справочнике 1924 года это издательство отсутствует.

    1925, 1926, 1927, 1928: Издательство „Мысль, Ковенский, 11. («Весь Ленинград - 1925". С. 159), («Весь Ленинград - 1926". С. 156), («Весь Ленинград - 1927". С. 163). («Весь Ленинград и область - 1928". С. 186).

    В 1929 году это издательство находится по адресу: ул. Некрасова (б. Бассейная), 40.

  • 18 Мая 2019, 18:41

    В Атласе Н. Цылова 1849 г. на участке № 12 по Хлебному пер. показан деревянный одноэтажный дом, принадлежащий штаб-лекарю Блохину Якову Васильевичу (Атлас Н. Цылова. 1849. С.214; Алфавитный указатель к атласу. С.23). Указатель местожительства обывателей в «Путеводителе 60 000 адресов из Петербурга» (1854 г.) сообщает, что Блохин Яков Васильевич, коллежский советник, штаб-лекарь и врач для бедных, проживает в Литейной части, Хлебный пер., 12 (С.34). В «Описании улиц С.-Петербурга и фамилии домовладельцев к 1863 году» Н. Цылова приведен перечень улиц и переулков, получивших новые названия после реформы 1857 г., Хлебный переулок Литейной части 3-го квартала, идущий от Надеждинской улицы до набережной Лиговского канала, тогда стал называться Ковенским (С. XIX).

     

    В 1862 г. бывший дом № 12 по Хлебному переулку имеет номер 11 по Ковенскому пер. и принадлежит Чичагову (С. 146). Всеобщая адресная книга С.-Петербурга 1867-1868 гг. указывает домовладельцами Чичаговых (Отд. V. С. 85), в общем алфавитном указателе Анна Васильевна Чичагова указана по адресу Ковенский п., 11, кв. 3, там же, но в квартире № 2, проживает ее сын Виктор Никифорович. (Отд. III. С. 525). По Списку домам П.П. Нейдгардта (1869 г.) каменный дом принадлежит Чичаговой Анне (С. 258). ПоТабелю домов 1875 г. владелец дома – Набилков (С.46). ПоТабелю домов 1888 г. дом принадлежит Маевской [Набилковой] (С.53).

     

    Далее справочники показывают следующих владельцев дома: 

    На 1895 г. – Маевского Михаила Петровича, Гдовского * купца. (Адресная книга Яблонского на 1895 г. Стб. 230), в Справочнике «Весь Петербург» иначе - Маевской Екатерины Федоровны (ВПб на 1895 г. Отд. IV. Стб. 124; Отд. III. С. 137).

    На 1900 г.– Маевской Екатерины Федоровны (ВПб на 1900 г. Отд. IV. Стб. 151).

    На 1905 г.– Маевской Екатерины Федоровны, жены купца. По тому же адресу проживает ее муж Михаил Петрович, купец. (ВПб на 1905 г. Отд. IV. Стб. 150; Отд. III. С. 389).

    На 1917 г. дом принадлежит Маевской Екатерине Федоровне, вдове купца. (ВПг на 1917 г. Отд. IV. Стб. 152; Отд. III. С. 418).

     

    О производстве лекаря полиции Блохина в штаб-лекари.

    Начальная дата: 07.10.1821. Конечная дата: 30.12.1821. (ЦГИА СПб. Фонд 185. Опись 1. Дело 921)

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Блохину, Чичаговой, Е.Ф.Маевской по Ковенскому пер., 11. 1858-1907. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 4164. 33л.)

     

    Чертежи дома наследников Чичаговых по Ковенскому пер., 11.

    Начальная дата: 10.11.1867. Конечная дата: 16.10.1899. (ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 1756. 18л.)

     

    По ЕИСТ год постройки 1867. 

  • 27 Сентября 2022, 20:44

    ОБЩИНА СЕЛЬСКИХ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ ПОД НАЗВАНИЕМ «МАРИИ МАГДАЛИНЫ»

    191014, РФ, г. Санкт-Петербург, Ковенский пер-к, дом 11, кв. 5

    Эту общину основала в 1861 – 62 гг. княжна Мария Михайловна Дондукова-Корсакова в селе Буриги Порховского уезда Псковской губернии, в имении брата. Незадолго до этого события княжна перенесла тяжелую болезнь и душевное потрясение во время крестьянского бунта в собственном имении [1]. Бедственное положение крестьян вызвало у княжны не только сочувствие, но и желание как-то облегчить их участь. Этому же способствовал и манифест 19 февраля 1861 г . об отмене крепостного права, а также и начавшаяся земельная реформа. Княжна уже имела некоторый опыт организации благотворительного заведения – училища или семинарии для сельских учительниц – но в другой местности. При учреждении общины Мария Михайловна пожертвовала капитал в 40 тыс. руб. серебром, проценты с которого могли обеспечивать ее деятельность. Она заручилась поддержкой императрицы Марии Александровны, которая взяла общину под свое покровительство и пожертвовала в ее пользу 3 тыс. рублей. Такую же сумму внес в начальные капиталы общины С.-Петербургский почетный гражданин Буторин. Участок земли, свыше 4 саженей, для устроения общины был предоставлен князем Александром Михайловичем Дондуковым, генерал-адъютантом, видным военноначальником и государственным деятелем, приходившемся братом Марии Михайловне. Ее отец, кн. Михаил Александрович Дондуков-Корсаков, обеспечил постройку дома для общины и ее хозяйственное обзаведение. По совету архиерея Псковской епархии Платона основательница назвала общину в честь своей тезоименитой святой – Марии Магдалины [2].

    Подробное описание общины приведено корреспондентом газеты «Голос», посетивший ее через несколько месяцев после открытия. По его свидетельству первые сестры милосердия, появившиеся в Буригах, приступили к своим занятиям 20 сентября 1862 года [3]. Две сестры были приглашены из Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Опытная Варвара Ивановна Щедрина, прослужившая в легендарной общине с начала ее создания в Крымскую войну, была избрана старшей. Поименно известны остальные сестры общины, служившие в ней зимой 1863 г.: Александра Николаевна Семеникова, Дарья Корниловна Артамонова, Н.Н. Семичева. При них находилось две испытуемых и одна девочка-сирота, взятая на воспитание.

    Община заняла просторный, только что отстроенный для нее дом, с 11 комнатами и двумя коридорами. Здесь были отведены помещения для приема больных, аптека, классные комнаты, библиотека. На дворе строилась больница на 8 кроватей, а пока до 12 тяжело больных обоего пола помещалось по-соседству с сестрами. Из подсобных построек имелись конюшня, коровник, амбар, ледник, баня. Вокруг дома – сад и огород с лекарственными растениями. В этом же доме проживал врач общины – Павел Адольфович Фин, получавший мизерное жалование в 200 рублей в год. Кроме того, здесь же находилась прислуга: дворник, прачка, кухарка, два работника. Своего священника в общине не было, но сестры уже налаживали связи с местным приходом, расположив к себе церковного старосту с. Буриги из крестьян.

    Община преследовала широкие благотворительные цели для сельского населения. Сестры оказывала медицинскую помощь, ухаживали за больными, выдавали безвозмездно лекарства, обучали крестьян и их детей грамоте, противодействуя предрассудкам и суевериям, давали приют младенцам на страдное или рабочее время, содержали небольшой пансион для пожилых женщин, помещаемых за плату [4]. Одна из сестер выполняла обязанности аптекарши, приготовляя и раздавая лекарства, остальные – ухаживали за больными и учительствовали. Среди них была и акушерка, но на первых порах остававшаяся без дела, так как крестьянки при родах обходились еще помощью местных повитух. На первых порах сестры сами разъезжали по окрестным деревням в поисках больных и страждущих.

    Район действий общины не ограничивалось только одним селом Буриги. Ее месторасположение на стыке четырех соседствующих волостей Псковской губернии было удобным для обращения за медицинской помощью жителям из разных сел и деревень.

    При появлении в Буригах сестры сразу открыли школу для обучения крестьянских детей грамоте. Занятия проходили ежедневно, по 5 часов в день. Для детей все было в новинку: и книжки-буквари, и яркие наглядные пособия с картинками. Основы православной веры преподавались также самими сестрами. Одновременно на занятия приходило до30 детей не только из с. Буриги, но и из соседних деревень.

    По воскресным и праздничным дням при общине работала воскресная школа для взрослых. В нее, после обедни в церкви, приходили крестьяне обоего пола. Буквально в течение нескольких месяцев около 70 из них выучились читать по складам и считать по 4 правилам арифметики.. Эти занятия проводились также сестрами. По ходу дела они объясняли крестьянам элементы гигиены, причины заболеваний, борясь, порой, с дикими суевериями, отговаривая их лечиться у «толкух, знахарей, волхвов». При общине была открыта большая библиотека с духовно-назидательной и художественной литературой, а также популярными в то время свежими журналами. В серии брошюр для народа была представлено произведение самой княжны Дондуковой-Корсаковой под названием: «Разговор Ольги Даниловны с крестьянами о молитве Господней».

    Устава у Общины тогда еще не было, но сестры обещались отслужить в общине хотя бы один год и носили «известный костюм сестер милосердия», но говорили о том, что он в сельских условиях неуместен. Старшая сестра избиралась каждые три года. Отношения между сестрами были очень простыми, они чувствовали себя «равными как в одной семье». Несколько сестер должно быть из «благородных», образованных, а остальных сестер решили набирать из местных крестьянских девушек и постепенно их обучать. Связь с населением должна стать органичной, общину должно поддерживать местное земство. Все эти радужные планы вынашивались самими сестрами. Существенной особенностью общины было то, что ее учредительница, кн. М. М. Дондукова-Корсакова, изначально отказалась от прав управления заведением и вмешательства в его дела и распорядок, предоставив сестрам полную свободу самоуправления.

    Корреспондент газеты «Голос» с восторгом представлял читателем новое заведение как «первую, по времени, сельскуюобщину на Руси». Противопоставляя ее местному монастырю, не оказывавшему никакой благотворительной помощи населению, о последнем он пишет: «Есть в нем больница? Есть в нем училище? Есть в нем склад пищи для народа? Есть в нем богадельня? Поучают ли в нем народ вне обрядовой церковной службы? Ничего этого не было и нет!» Казалось, что именно такого рода общины сестер милосердия будут иметь большие перспективы в крестьянской России.

    Согласно Уставу, высочайше утвержденному 2 апреля 1865 г ., она получила официальное наименование: «Община сельских сестер милосердия под названием "Марии Магдалины"» при ней открывалось 4 отделения: сестер милосердия, амбулатория, школа, и пансион. Сестрами милосердия могли стать "вдовы и девицы всех вероисповеданий" [5], но на деле ими становились простые православные крестьянки. Община управлялась Комитетом, возглавляемым начальницей и состоящим из местного священника, врача и старших сестер.

    29 октября 1866 г ., по просьбе императрицы, митрополит Московский Филарет послал в Буригскую общину игуменью Серпуховского Владычного монастыря Митрофанию (Розен) [6]. К этому времени игуменья уже отрыла Владычне-Покровскую общину сестер милосердия в Москве, в качестве начальницы существенно преобразовала деятельность Покровской общины в Петербурге. "За содействие к преуспеянию и развитию" Сельской Общины сестер милосердия Марии Магдалины 28 марта 1868 м . Митрофания получила благодарность от лица всей Общины.

    Во второй половине 70-х годов в Общине состояли сестры, в основном, из крестьянок, о чем свидетельствует известный социалист-народник О.В. Аптекман, тогда служивший в ней в качестве врача. Несмотря на то, что по его оценке "в Общине господствовал монашеский, крайне ригорический

    режим" [7], ему довольно легко удалось "пропитать" одну из сестер – Прасковью Бухарщину – своими идеями. В свою очередь, её проповедь побудила еврея-атеиста креститься, приняв христианство как "религию сердца". Расстались они полными единомышленниками, объединившись на идейной платформе зарождавшегося христианского социализма. Этот случай в Общине отражает не только дух времени, но и духовные блуждания самой учредительницы общины – кн. М.М. Дондуковой-Корсаковой.

    Родилась она 9 сентября 1827 г . в семье петербургского совестного судьи Михаила Александровича Дондукова-Корсакова, ставшего впоследствии попечителем Петербургского учебного округа и вице-президентом Академии наук [8]. В молодости Мария Михайловна чудесным образом исцелилась от смертельной болезни после молебна пред образом Казанской Богоматери в столичном кафедральном соборе. С тех пор она отличалась отменным здоровьем и благочестивостью. Однако, через несколько лет, после основания своей Общины княжна подверглась большему искушению. В 1874 г . её товарка, игуменья Митрофания была приговорена судом присяжных за мошенничество к высылке в Сибирь. Процесс был нарочито шумным и скандальным, многие поверили в преступность действий м. Митрофании. Тяжкое впечатление оставил он в душе и М.М. Дондуковой-Корсаковой, если спустя много лет, в своем наставлении "Сестрам милосердия", почти в первых строках, она пишет: "Когда дело идет о приобретении денег, для расширения деятельности Общины, необходимо придерживаться дозволенного Господом, а не средств, изобретенных людьми, для достижения так называемых благих целей" [9].

    Духовные искания увели Марию Михайловну из Церкви к "милейшему и добрейшему сектанту" лорду Редстоку, с его проповедью "возрождения" сердца и возбуждением добрых чувств. В 1876 г . Дондукова-Корсакова становится одним из главных деятелей секты "пашковцев", собрания которой окончательно запрещены властями в 1884 г [10]. Как скоро она вернулась в лоно Церкви неизвестно, но за несколько лет до смерти она часто причащалась Св. Таин, читала святоотеческие книги, была близка с митрополитом Антонием (Вадковским).

    Но современникам кн. М.М. Дондукова-Корсакова была более известна как помощница "страждущим в узах", почти чудом проникавшая во все тюрьмы-крепости, помогая им, особенно больным, всем, чем могла. Призывая "милость к падшим", в одном из своих воззваний к обществу как противница смертной казни она высказывала глубокую мысль о казненных после исповеди и Причастия: "Они без молитвы и погребения зарывались в землю, как негодная вещь, а для верующих христиан в таком отношении к казненным причастникам Тела и Крови Христовых видится поругание Самого Иисуса Христа в христианском государстве". Глубоко уважавшие Марию Михаловну узники-революционеры Фигнер, Морозов и др. ценили в ней "героиню самоотвержения и воплощение бескорыстной любви к ближним" [11] .

    Скончалась кн. М.А. Дондукова 15 сентября 1909 г . после тяжкой болезни, которую переносила кротко и смиренно. Похоронена при церкви своей Буригской общины.

    Община сельских сестер милосердия села Буриги существовала несколько десятилетий. Известно, что в 1912 г . она утверждала новый устав. Подробных сведений о ней нет, известно лишь, что она обсуживала один сельский церковный приход. Как сообщает «Вестник Красного Креста», она «существует на особом положении» и не входит в состав учреждений РОКК [12]. Пока свидетельств того, что такого рода сельскиеобщины существовали в других местах не найдено, возможно, она была единственной, но с уверенностью можно сказать, что широкого распространения они не получили.

    ____________________________________________________________________

    [1] Переписка Л.Н. Толстого с гр. А. А. Толстой // Толстовский музей. Т. I .С. 153.

    [2] Дондукова-Корсакова М.М.Сестрам милосердия // Отдых христианина. 1909. № 10. С. 50–56. См. Приложение 1.

    [3] Община сестер Милосердия св. Марии Магдалины, в селе Буриги. Газета «Голос» №№ 160, 161.Отд. оттиск СПб., 1863. С.1.; краткая версия – в журнале «Дух христианина». 1863-1864, октябрь. С. 52-53.

    [4] Сведения о том, что община специально занималась лечением больных сифилисом (С. К. Махаев«Подвижницы милосердия». М. 1914. С. 101) не подтверждаются. По словам сестер, случаи сифилиса среди крестьян в округе были не столь частыми, как в других областях, а устраивать для них специальную больницу не было возможности. Нет также свидетельств того, что М.М. Дондукова лично служила сестрой милосердия.

    [5] Устав Общины сельских сестер милосердия под название «Марии Магдалины» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Т. XL ., отд. 1. С.379-381.

    [6] Возможно, княжна и баронесса, фрейлина императрицы, были знакомы с детства. Их отцы были соратниками в войну 1812-14 гг.: М.А.Дондуков Корсаков состоял адъютантом корпусного командира барона Розена.

    [7] Аптекман О.В.Общество "Земля и воля" 70-х гг. Петроград. 1924. С.158-161, 166.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31833
Готовится: 59
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5420