Публикация

Греческая церковь сввм. Димитрия Солунского

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кузьмин Р. И.
Год постройки: 1861-1865
Стиль: Византийский

Фото 1900-х гг.

Греческая церковь св. великомученика Димитрия Солунского              Византийский стиль

Утраченное здание

1861-1865 - акад арх. Кузьмин Роман Иванович

 

Сооружена в 1861-1865 гг. - арх. Р. И. Кузьмин (1811-1867), при участии арх. Ф. Б. Нагеля.

Византийский стиль.

Церковь построена на средства предпринимателя Д. И. Бенардаки для нужд греческой общины СПб.

 

В 1938 г. храм был закрыт. В 1962, уничтожен в связи со строительством на этом месте  концертного зала "Октябрьский"  по проекту В. А. Каменского. 

 

Арх. В. В. Зайцев в 1997 г. пытался возвести Дмитровскую часовню рядом с местом разрушенного храма.

В районе Лиговского канала были обширные поселения греков, которые стали активно селиться в столице после Крымской войны.

История этого участка (ныне не имеющего адреса по Греческому пр.) связана с деятельностью греческой общины. Постоянная греческая церковь была заложена митрополитом Исидором на Летней Конной пл. в 1861 г. и завершена в 1864, освящена в 1865.

Это была однокупольную церковь. Со стороны восточного фасада были возведены пристройки для диаконника и ризницы, с запада примыкал притвор со звонницей.

 

Отделка велась по греческим канонам: одноярусный иконостас (по другим источникам - двухярусный) был вырезан из ореха, образа с золотым фоном написаны в Греции, орнаменты на цветном фоне  "по образцам древнейших храмов в Константинополе" исполнил К. Л. Брамсон, роспись в технике энкаустики - проф. П. М. Шамшин. Посреди храма висело на цепях серебряное паникадило на 200 свечей. Центральная часть пола была выложена из белого мрамора, стены отделаны красным мрамором.

В подвале находилась усыпальница семьи Бенардаки.

 

Длужневская пишет, что в храме по примеру греческих церквей вместо паникадила был укреплен обруч (хорос) для свечей, изготовленный из оксидированного серебра. Интерьер был отделан красным мрамором, пол - белым.

 

В храме хранились списки чтимых греками чудотворных икон: Благовещения,  древний образ Божией Матери „Милующей" и крест с частицей Животворящего Креста.

Храм подчинялся греческому посольству. В нем служили священники, приглашаемые из Греции. Службы шли на греческом и славянском языках. 

 

Кроме храма Р. И. Кузмин построил в том же стиле одноэтажной каменный дом причта.

 

(по материалам [44], [72]. С.82-91, Mary)  

22 комментария
13038 просмотров
Добавил: Mary, 15 Марта 2008, 13:09
Редактировано: 18 Февраля 2024, 01:02
Оцените:
(42 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house769.html' target='_blank'>Греческая церковь сввм. Димитрия Солунского на Citywalls.ru</a>
Всего 22 комментария
  • 16 Декабря 2008, 15:08

    Византийский стиль

  • 23 Марта 2010, 00:03

    Вроде же уже договорились, что псевдовизантийский.

  • 9 Апреля 2012, 17:38

    На берегу Лиговского канала, в то время еще не засыпанного и доходившего до Мальцевского рынка, в 1866 году по проекту архитектора Р. И. Кузьмина была построена церковь во имя Димитрия Солунского. В народе ее называли «Греческой», или «Посольской». Церковь предназначалась для греков, живших в Петербурге, и принадлежала греческому посольству. Все службы в ней велись на греческом языке. Судьба церкви оказалась типичной для множества культовых зданий, доживших до советской власти. В 1961 году ее снесли. Снесли потому, что Н. С. Хрущев принародно обещал показать «последнего попа» по телевизору, и все власти на местах старались ему в этом помогать. А еще и потому, что, как сказал Иосиф Бродский, «Теперь так мало греков в Ленинграде,/Что мы сломали Греческую церковь, /Чтобы построить на свободном месте/Концертный зал».

    Согласно одной ленинградской легенде, дело было так. Пятидесятилетие Октябрьской революции решено было отметить возведением в Ленинграде нового концертного зала. Идея будто бы принадлежала первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романову, и он лично курировал проектирование зала. Но когда проект был готов и времени на его реализацию почти не оставалось, вдруг выяснилось, что и место для строительства не определено. Сроки поджимали. Исполнители нервничали. Как утверждает легенда, в очередной раз Григорию Васильевичу об этом осторожно напомнили в машине по дороге с Московского вокзала в Смольный. Романов не выдержал и нетерпеливо махнул рукой в сторону открытого окна машины. «Вот здесь и стройте!» В этот момент проезжали мимо Греческой церкви. Так была решена ее судьба.😢

  • 9 Апреля 2012, 18:16

    Церковь построена на средства предпринимателя Д. И. Бенардаки для нужд греческой общины Петербурга.

     

    Кстати, с Греческой церковью все было не так прозрачно в 1930-х. Коллега рассказывала, что в делах встречала немало переписки по поводу закрытого храма, т.к. это было вопрос в компетенции НКИД. К-но занимающиеся историей церкви в такие дела обычно не смотрят.

  • 24 Июля 2012, 13:07

    Редакция журнала "Юный читатель" С.-Петербург, Лиговка, 6 (близ Греческой церкви) - реклама в журнале "Вестник иностранной литературы" 1902 г. № 5

  • 16 Мая 2013, 04:42

    "Именитые петербуржцы поддержали воссоздание церкви на месте касс БКЗ" http://karpovka.net/2013/05/15/112336/ 

  • 16 Мая 2013, 12:10
    Ответ на ""Именитые петербуржцы поддержали воссоздание церкв" от Nezoist

    позабавил баттхёрт люмпенов в статье. как же не любят они город и его историю

     

    в городе более тысячи греков, (больше чем до революции) поэтому очевидно, что церковь греческая городу нужна, а раз уж таковая была, то восстановить её тем более следует, как и остальные исторические религиозные соооружения

     

  • 16 Мая 2013, 13:06

    Если и востанавливать церковь, то на ее историческом месте, а не заниматься очередной уплотниловкой. Поскольку БКЗ, к сожалению, сносить не собираются, то пусть все будет как есть.

  • 16 Мая 2013, 13:15

    БКЗ, при всей неорганичности на этом месте - яркий памятник 60-х. Сносить его ради новодела недопустимо.

     

  • 16 Мая 2013, 22:05
    Ответ на "БКЗ, при всей неорганичности на этом месте - яркий" от miraru1

     Согласен! И при этом здание содержится в хорошем состоянии. И при ремонтах, даже, если заменяют материал отделки, то на такой же (правда, было исключение).

  • 17 Мая 2013, 09:54
    Ответ на "БКЗ, при всей неорганичности на этом месте - яркий" от miraru1

    ИМХО просто снести БКЗ, ничем не застраивая площадь, с градостроительной точки зрения было бы лучше. Да здание само по себе в хорошем состоянии, но оно совершенно задавило и уничтожило Греческую площадь.

  • 12 Апреля 2017, 16:01

    Греческая церковь, которая была на месте нынешнего БКЗ, 1912 г. Очередь в столовую.

    Waiting for a "Soup kitchen" to open Фото Я.В.Штемберга.
    Справа за деревьями виднеется дом №4 по 5-ой Советской улице.

    https://pp.userapi.com/c629130/v629130128/21a62/MhlibnWsLNk.jpg

  • 5 Ноября 2017, 01:51

                                              И. Бродский

     

    Остановка в пустыне


    Теперь так мало греков в Ленинграде,

    что мы сломали Греческую церковь,

    дабы построить на свободном месте

    концертный зал. В такой архитектуре

    есть что-то безнадежное. А впрочем,

    концертный зал на тыщу с лишним мест

    не так уж безнадежен: это - храм,

    и храм искусства. Кто же виноват,

    что мастерство вокальное дает

    сбор больший, чем знамена веры?

    Жаль только, что теперь издалека

    мы будем видеть не нормальный купол,

    а безобразно плоскую черту.

    Но что до безобразия пропорций,

    то человек зависит не от них,

    а чаще от пропорций безобразья.

    Прекрасно помню, как ее ломали.

    Была весна, и я как раз тогда

    ходил в одно татарское семейство,

    неподалеку жившее. Смотрел

    в окно и видел Греческую церковь.

    Все началось с татарских разговоров;

    а после в разговор вмешались звуки,

    сливавшиеся с речью поначалу,

    но вскоре - заглушившие ее.

    В церковный садик въехал экскаватор

    с подвешенной к стреле чугунной гирей.

    И стены стали тихо поддаваться.

    Смешно не поддаваться, если ты

    стена, а пред тобою - разрушитель.

    К тому же, экскаватор мог считать

    ее предметом неодушевленным

    и, до известной степени, подобным

    себе. А в неодушевленном мире

    не принято давать друг другу сдачи.

    Потом - туда согнали самосвалы,

    бульдозеры... И как-то в поздний час

    сидел я на развалинах абсиды.

    В провалах алтаря зияла ночь.

    И я - сквозь эти дыры в алтаре -

    смотрел на убегавшие трамваи,

    на вереницу тусклых фонарей.

    И то, чего вообще не встретишь в церкви,

    теперь я видел через призму церкви.

     

    Когда-нибудь, когда не станет нас,

    точнее - после нас, на нашем месте

    возникнет тоже что-нибудь такое,

    чему любой, кто знал нас, ужаснется.

    Но знавших нас не будет слишком много.

    Вот так, по старой памяти, собаки

    на прежнем месте задирают лапу.

    Ограда снесена давным-давно,

    но им, должно быть, грезится ограда.

    Их грезы перечеркивают явь.

    А может быть, земля хранит тот запах:

    асфальту не осилить запах псины.

    И что им этот безобразный дом!

    Для них тут садик, говорят вам - садик.

    А то, что очевидно для людей,

    собакам совершенно безразлично.

    Вот это и зовут: "собачья верность".

    И если довелось мне говорить

    всерьез об эстафете поколений,

    то верю только в эту эстафету.

    Вернее, в тех, кто ощущает запах.

    Так мало нынче в Ленинграде греков,

    да и вообще - вне Греции - их мало.

    По крайней мере, мало для того,

    чтоб сохранить сооруженья веры.

    А верить в то, что мы сооружаем,

    от них никто не требует. Одно,

    должно быть, дело нацию крестить,

    а крест нести - уже совсем другое.

    У них одна обязанность была.

    Они ее исполнить не сумели.

    Непаханное поле заросло.

    "Ты, сеятель, храни свою соху,

    а мы решим, когда нам колоситься".

    Они свою соху не сохранили.

    Сегодня ночью я смотрю в окно

    и думаю о том, куда зашли мы?

    И от - чего мы больше далеки:

    от православья или эллинизма?

    К чему близки мы? Что там, впереди?

    Не ждет ли нас теперь другая эра?

    И если так, то в чем наш общий долг?

    И что должны мы принести ей в жертву?

     

    1966

  • 23 Августа 2018, 16:56

    Городские власти боятся убрать самовольный поклонный крест, установленный на Греческой площади. Смольный уверен, что его демонтаж повлечет «конфликт на религиозной почве».

    Поклонный крест был установлен примерно в сентябре 2013 года в память о том, что ранее на месте БКЗ «Октябрьский» (Лиговский проспект, 6) стояла церковь Димитрия Солунского. 

    http://kanoner.com/2017/03/27/154510/

  • 1 Ноября 2018, 18:28

    Открытка 1870 г.

    см. публ.

  • 2 Ноября 2018, 01:04
    Ответ на "Открытка 1870 г. " от YURIY ALEKSANDROV

     Это не открытка, это фотография работы А. Фелиша. Около 1870-1872. Она маленького размера, так называемая визитка, наклеена на паспарту.

  • 18 Апреля 2020, 09:54

    По-моему, фото из комментария выше стоит поместить в публикацию -- отправил его в полном размере (со страницы по ссылке).

  • 10 Июня 2020, 14:47

     

    Вот такой коллаж))

  • 21 Апреля 2021, 23:15
    Ответ на "               " от Liz

    Надеюсь, любителям поэзии будет интересно прочесть перепечатанную публикацию очевидца - свидетеля разрушения Греческой церкви - Хршановского Владимира Андреевича, 1948 г. рождения, проживающего с детства на Греческом проспекте. (Из поста в ВК Николая Шварева)

    "Это строчки из стихотворения Иосифа Бродского «Остановка в пустыне» (1966). «Безобразный дом» — Большой концертный зал «Октябрьский», построенный к полувековому юбилею революции. А «садик» — садик Греческой церкви, придававшей на протяжении столетия особый колорит этому уголку города — когда-то полуокраине, называвшейся Песками, куда и извозчики-то ездили неохотно и с опаской. Но прошлое этого удивительного творения архитектора Романа Кузьмина, равно как и архитектурные достоинства «нашей маленькой Софии», как называли ее когда-то восхищенные петербуржцы, нас совершенно не интересовали. Для мальчишек и девчонок послевоенного поколения, живших поблизости, — там был просто садик, наш садик".

     

     https://vk.com/doc591175169_569349854?hash=9a146ea0fc348db1c0&dl=3e1a684bb939a28bf8

  • 21 Мая 2021, 19:41

    Фото 9  - Церковь и Лиговский канал, без ссылки и с датой 1870-е. В Музее города, которому принадлежит фотография, ее вообще датируют 2-й половиной XIX века -   https://vk.com/@spb_museum-gorod-poteryannyi-vo-vremeni-utrachennye-adresa-peterburga . То есть просто нет слов. Между тем на pastvu - https://pastvu.com/p/1022532 -  справедливо пишут, что по состоянию растительности фотография ближе к концу века, и датируют 1880-1891, обговаривая,что верхняя дата - по началу засыпки канала. Я много возилась со всеми известными фотографиями церкви, а их достаточно даже в этой публикации, и думаю, что это ближе к концу указанного периода.

    Фото 14 - в подписи: "из семейного архива потомков купца". Что мы должны думать об этом? Я подумала, что нашлись потомки Бернадаки. А здесь -  https://pastvu.com/p/1022532 - под этой фотографией ссылка на ее публикацию: https://forum.vgd.ru/44/5251/70.htm , откуда становится понятно, что речь идет о купце Сергее Терентьевиче Семенове, владельце дома 15 по Греческому проспекту, из которого, вероятно, и был сделан снимок.

    Я, собственно, к чему клоню. Давайте все-таки не постить фотографии и все другое откуда попало, когда есть сайты, которые ведут серьезные люди и всякое свое мнение поддерживают реальными сведениями, а не берут их с потолка. Ну, и вообще посерьезней относиться к тому, что мы тут пишем. Иначе зачем все это вообще?

  • 2 Сентября 2021, 10:54

    Цитата из книги "Виртуоз умного выбора. 200 лет со дня рождения архитектора Р.И. Кузьмина", изданной ГМЗ "Гатчина" в 2011 году. С.33:

    "Важной в творчестве Кузьмина была работа для Духовного ведомства. С 1861 по 1866 годы Кузьмин строил церковь Дмитрия Солунского (Греческую) - первый храм в Петербурге, возведенный в "археологизированном" византийском стиле, и один из лучших образцов этого архитектурного направления. Церковь Дмитрия Солунского стала родоначальницей нового направления в развитии византийского стиля. В проекте этой церкви Кузьмин впервые в современной ему архитектуре применил композицию тетраконха. Тетраконх - центрическая постройка, по четырем сторонам которой имеются апсиды, перекрытые конхами. Характерная постройка такого типа - церковь XI в. Св. Апостолов на Агоре в Афинах. Кузьмин, конечно, видел эту церковь во время своей пенсионерской поездки. Ещё одну постройку такого типа архитектор мог видеть в Константинополе - это церковь Панагия Мухлиотисса XIV в. (1). Разработанная Кузьминым лаконичная архитектурная композиция была замечена и высоко оценена коллегами (2). Впервые примененный архитектором в проекте церкви Дмитрия Солунского  композиционный прием послужил примером для огромного количества церквей и соборов. В проекте Греческой церкви Кузьмин виртуозно отразил лучшие достижения византийского зодчества, в первую очередь храмов македонского периода IX-XI веков, осмотренных им в Афинах, в их окрестностях и на Пелопоннесе. Для этих церквей характерны нарастающий вертикализм композиции, главенство купола и рельефное членение плоскости стен. В плане церковь Дмитрия Солунского представляла собой греческий крест с пятигранными апсидами. К западной апсиде примыкала паперть с крыльцом и одноярусной звонницей. На основном объеме - кубе со срезанными углами покоился широкий барабан с пологой полусферой позолоченного купола. Современники восторженно писали о церкви Дмитрия Солунского. В журнале "Воскресный досуг" отмечалось, что "Храм очень красив, в архитектуре его нет ничего рутинного, казенного. С открытием этой церкви вся прилежащая к ней часть столицы получила другой, красивый вид, и там, где прежде на летней Конной площади тонули в грязи, поднимаются изящные стройные здания, группируясь около Греческой церкви" (3). В "Иллюстрированной газете" говорилось, что "греческая церковь на Конной в целом и подробностях представляет один из лучших образцов византийского стиля" (4). В газете "Голос" церковь Св. Дмитрия Солунского упоминалась как одна из лучших построек Р.И. Кузьмина (5). Об интерьерах церкви Н.П. Петров отозвался  следующим образом: "Живопись на золотом фоне представляет при этом такое собрание предметов для благочестивых размышлений ... что ни одна церковь столицы не может по этой части выдержать состязания с церковью в. Дмитрия Солунского" (6). Со временем эта церковь стала одним из символов Петербурга. Однако её судьба оказалась трагической. Во время Великой Отечественной войны купол пробила бомба. Реставрировать храм не стали и в 1962 году снесли его как "малохудожественный"."

    (1) Яковлев Н.А. Греческая церковь... С. 277.

    (2) Савельев Ю.Р. "Византийский стиль" в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало XX века. СПб., 2005. С. 33.

    (3) Воскресный досуг. 1870. Т. XV-XVI, № 27. С. 21.

    (4) Иллюстрированная газета. 1867, № 46. С. 335.

    (5) Голос. 1867. № 320. С.1.

    (6) Петров П.Н. Описание Греческой посольской церкви св. великомученника Дмитрия Солунского с СПб. СПб., 1865

  • 15 Августа 2022, 22:41
    Ответ на "Надеюсь, любителям поэзии будет интересно прочесть" от Ладада

     Cпасибо, очень интересно. Я ровесница  В.А. Хршановского, родилась и жила на 6-й Советской, 8. Когда училась в 10-м классе, нас гоняли на строительство Октябрьского зала. Нужно было таскать носилки с мусором, вот и весь от нас толк. Сквер у Греческой церкви прекрасно помню, мы там гуляли с папой и он рассказывал мне, тогда десятилетней, библейские легенды.  

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 6951