Публикация

Предтеченский рынок - Сквер

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1895
Стиль: Кирпичный

Алебастровый завод К. Флейшгауера (не сохранился)

 

ист. адрес наб. Обводного кан., 40-42

1865 – арх. Докушевский Александр Александрович, каменный навес (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.776 л.15об-16)

 

1872 – перестройка навеса в заводское здание, автор не установлен

 

Предтеченский рынок

наб. Обводного кан., 40

 

 

  • фото

    1863 г. План двора
    купца Буша и фасад каменного
    навеса. Арх. Докушевский
    (ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.776 л.15об-16

  • фото

    1875 г. План двора
    К.К. Флейшгауера
    (ЦГИА СПб ф.515 оп.4
    д.3797 лл.56-57, 62-63)

  • фото

    Фасад завода со
    стороны Лиговки
    (л.63)
    (добавил
    Lonely Walker)

 

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Ю.Бушу, К.К.Флейшгауеру по наб.Обводного кан.N 40-42. 1860–1893. 64л.

ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.776

 

В 1860 г. владельцем участков № 32–34 Каретной части 2-го квартала по наб. Обводного канала был купец Юлиус Адольф (Юлий Иванович) Буш. Купеческая книга на 1865 г. сообщает, что купец 2-й гильдии Юлиус Адольф Буш, 40 лет, в купечестве с 1853 г., жительствует Каретной части 2-го кв. в собственном доме. Содержит алебастровый и меловой завод (Справочная книга о лицах, получивших на 1865 год купеческие свидетельства по 1 и 2 гильдиям. 1865. С.94)

 

Общее присутствие Правления 1-го округа путей сообщения 2 марта 1863 г. разрешило постройку каменного навеса во дворе купца Буша, Каретной части 2-го квартала под № 32/34. Проект подписал «Архитектор Докушевский» (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.776 л.15-16). Навес располагался на наб. Обводного канала. Позднее, для нового владельца участка, Карла Флейшгауера, этот навес был перестроен в двухэтажное здание завода по производству алебастра, проектные чертежи здания завода в архивном деле отсутствуют.

 

В 1864 г. купец Ю. Буш получил привилегию (патент) на усовершенствованную печь для обжигания алебастра:

Привилегии, данные: 2) Купцу Юлиусу Бушу, на усовершенствованную печь для обжигания алебастра. Купец Юлиус Буш, 11-го Февраля 1864 года, вошел в Департамент Мануфактур и Внутренней Торговли с прошением о выдаче ему трехлетней привилегии, на усовершенствованную печь для обжигания алебастра [далее – описание чертежей] (Санктпетербургские Сенатские ведомости. 23 октября 1864 г. № 85 С.10)

 

О разделении на участки двора купца Ю. И. Буша по наб. Обводного канала,32,34; план двора. Крайние даты документов: 18.12.1871–07.02.1872.9л.                                                                                       ЦГИА СПб ф.256 оп.3 д.1075

 

По документу купчей крепости от 20 марта 1872 г. дворовое место по наб. Обводного канала № 34 стало принадлежать Фридрихсгамскому и СПб купцу Карлу Юстифеевичу Флейшгауеру (ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.3797 л.1об, 4об). На плане двора К. Флейшгауера в 1872 г. здание на месте навеса отмечено как «завод по производству алебастра» (Там же, л 57)

 

В 1873 г. в восточной части участка, № 34 Флейшгауера, рядом с заводом, был построен двухэтажный лицевой деревянный дом по проекту архитектора Роберта Яковлевича Оссолануса                      (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.776 л.32-33)

 

Чертежи дома Ю. И. Буша, К. Ю. Флейшгауера по наб.Обводного кан., 40, 42. Крайние даты документов: 05.01.1872–29.03.1907. 63л.                                                                                                         ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.3797

 

В архивном деле Городского кредитного общества сохранились чертежи здания завода для приготовления алебастра на участке № 34, принадлежавшем купцу Карлу Карловичу [так на чертеже] Флейшгауеру (ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.3797 л.60-63). На плане двора (л.60-61) между деревянным лицевым домом и каменным 3-х этажным домом обозначена территория, в центре которой надпись «садъ».

(добавил Lonely Walker)

 

  • фото

    1932 г. Вход на
    Предтеченский рынок
    фото pastvu.com

  • фото

    1932г. Вход на колхозную
    ярмарку на Предтеченском рынке
    фото pastvu.com
    (добавил matim)

  • фото

    1932 г. Продажа глиняной
    посуды на колхозной ярмарке
    (фото pastvu.com }

  • фото

    ВЛ на 1932 г. Московский район
    (добавил miraru1)

  • фото

    19 мая 2003 г.
    Вид территории вблизи
    автовокзала на наб.
    Обводного канала после
    реконструкции
    Фото - Овчинников К. в.
    ЦГАКФФД СПб Ар 212555

Предтеченский рынок

На углу Обводного и Тамбовской Предтеченский рынок оказался где-то в промежутке между 1927 и 1932 г.

В  ВЛ на 1925 и 1927 рынок с названием "Предтеченский"  еще не показан, и по этому адресу никакого рынка еще нет. Зато в разделе "Рынки, находящиеся в ведении арендного подотдела ЛГОКХ" показан рынок под названием "Толкучка" на Предтеченской улице, и телефон приведен (ВЛ на 1925). А в ВЛ на 1927 это же заведение и некий "сборщ. Валюк П. С." показаны уже в ведении Управления недвижимого имущества ЛГОКХ.

В ВЛ на 1933 Предтеченский рынок показан на Обводном канале, 40. Подчинялся он тогда уже Управлению рынками Московского района. В ВЛ на 1937 на Обводном, 40 уже не только Предтеченский рынок, но и само Управление рынками Московского района.

Ну, а в ВЛ на 1940 рынок уже назывался Московским, но находился все там жк - на Обводном, 40.

Так что рынок по адресу Обводный, 40, существовал с 1933 года. Вопрос - до какого времени.

(добавил Liz)

 

В июле 1927 г. Губоткомхоз (Ленинградский губернский отдел коммунального хозяйства) предложил для нового размещения толкучки пустырь на углу Екатеринославской (ныне – Днепропетровской) и Курской улиц, с выходом на Обводный канал. Президиум Ленинградского совета одобрил предложение отдела и утвердил это решение.*

Планировка и строительство на месте нового рынка проводились в последующие годы. Так возник Предтеченский рынок, хорошо известный всем жителям Лиговки, а также изрядному количеству проживающих окрест.

Будучи созданной в качестве места для торговли частными лицами, постепенно толкучка приобрела черты государственного предприятия. Основной задачей была закупка продуктов у колхозов и продажа их горожанам. Можно сказать, что рынок выполнял функции современных оптовых баз. Кроме закупки фруктов и овощей у колхозов и совхозов, на рынке действовали пункты по заготовке молока и мяса. На отдать должное, здесь проводился тщательный контроль за качеством сдаваемых продуктов. Работали медики и ветеринары. Из воспоминаний известно, что в предвоенные годы купчинские колхозники регулярно посещали Предтеченский рынок, сдавая туда свою сельхозпродукцию, а также молоко.

 

В 1930-х гг. вход на рынок красочно обрамляли надписи: «Первая колхозная ярмарка», «По-большевистски организовать товарооборот между городом и деревней, городу – миллион центнеров сельскохозяйственных продуктов, деревне – на миллиарды рублей товаров», «Широко развернув советскую колхозную торговлю – улучшим благосостояние трудящихся города и деревни».

Как и раньше, рынок продолжал выполнять функции толкучки. В отдельные базарные дни пространства рынка не хватало и торгующие занимали места, выстраиваясь в ряд на набережной Обводного канала. Собственно, схожую картину можно было увидеть на проспекте Славы в начале 1990-х, на Бухарестской улице у нынешней станции метро «Международная» до 2012 г., ну а в наши дни бойкая торговля происходит по выходным у железнодорожной платформы «Сортировочная».

 

Во время Великой Отечественной рынок в качестве толкучки продолжил выполнять свои функции. Однако товар уже был иной. Здесь меняли всё на хлеб. Кроме того, на территории рынка было несколько пунктов по отовариванию карточек на хлеб, масло, крупы и прочие продукты. Сохранились воспоминания о том, что на рынке существовал специальный пункт (ларёк), где на мясные карточки (пока таковые ещё действовали) давали студень. На один мясной талон давали 300 грамм студня. Из чего был сделан этот деликатес, в те годы не задумывались. Неоднократно рынок попадал под вражеские обстрелы. В один из обстрелов снаряд угодил прямо в ларёк со студнем, в который стояла большая очередь.

 

После войны Предтеченский рынок функции заготовительной базы практически уже не выполнял, а превратился в обычный рынок с элементами барахолки. Так продолжалось до начала 1960-х гг., когда городскими властями было принято решение о строительстве Автобусного вокзала № 2

(Из статьи "Предыстория и история Автобусного вокзала № 2 с кратким рассказом о

Предтеченском рынке" на сайте kupsilla.ru добавил весовщик)

57 комментариев
3293 просмотра
Добавил: Наталия, 5 Августа 2009, 21:42
Редактировано: 1 Ноября 2024, 15:26
Оцените:
(10 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house7593.html' target='_blank'>Предтеченский рынок - Сквер на Citywalls.ru</a>
Всего 57 комментариев
  • 6 Декабря 2019, 00:38
    Ответ на "как они сосуществовали - неизвестно," от весовщик

     в только что выложенной книге К.Овчинникова "Ушедший Петербург" приводятся, наряду с интреснейшими

    фотографиями,и даты закрытия обоих барахолок

     

    Предтеческая - 1957 г

    Митрофаньевская -1963 г

  • 29 Июня 2023, 14:31

    1941 г. 26 ноября.(Оперативн. сводка N91.)
    Место и очаг поражения - Обводный канал, 40 - Предтеченский рынок.
    Характер и размеры поражения и разрушения - 3 ФАБ на территории рынка. Разрушены сарай и ларь.
    Пострадавших: ранено - 3 чел., убито - 1 чел.
    Время обнаружения ч/м - 12.18.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - взвод МСК 11 уч-ка.
    Время ввода подразделений - 12.22.
    Время окончания работ - 12.35.
    Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшим оказана помощь.
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.465).

  • 7 Апреля 2024, 02:34

    на одном из форумов нашел такие воспоминания, тк их достоверность ничем не подтверждена, давать ссылку не буду

    да и очень там запутано

    ===========

    "   Всё началось в конце июля 1941-го года, когда в Ленинграде была введена продажа продуктов и промышленных товаров по карточкам.
    Уже через неделю на Новопредтеченском рынке (он находился на месте нынешнего Автовокзала на Обводном канале) были замечены люди, торговавшие с рук различными товарами.
    Попытки милиции запретить это дело оказались неудачными, с каждым днём торговля расширялась. И в конце концов власти стали смотреть на это, как на неизбежное зло.
    Во время войны товарами были в-основном продукты питания и одежда.
    После войны можно было купить практически всё, в том числе и касающееся радиотехники.

    Так или иначе, барахолка просуществовала на этом месте до весны 1961-го года. После того, как началось строительство Автовокзала, тогровля переместилась на пустырь у Балтийского вокзала, но ненадолго. Там началось строительство нового цеха завода подъёмно-транспортного оборудования.

    К тому времени начал работать магазин "Пионер" на Краснопутиловской (в конце 1964-го), тротуар перед ним был широким, радиолюбители и продавцы радиоизделий переместились туда и собирались по утрам в субботу.
    Уже в начале 1965-го магазин переименовали в "Юный техник".

    "

  • 21 Сентября 2024, 16:38

    Алебастровый завод К. Флейшгауера (не сохранился)

    1865 – арх. Докушевский Александр Александрович, каменный навес (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.776 л.15об-16)

    1872 – перестройка навеса в заводское здание, автор не установлен

     

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Ю.Бушу, К.К.Флейшгауеру по наб.Обводного кан.N40-42. 1860–1893. 64л. ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.776

     *) далее см публ.

     

  • 21 Сентября 2024, 20:55

    Согласно РГИС, адрес трубы - Тамбовская, 14 (без литер).  Относится к котельной - дом 14, лит. А.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 1077
Всего сегодня: 6368