Публикация

Доходный дом купцов Калугиных

Здание на карте
фото
Архитекторы: Адамини Д.
Год постройки: 1826
Стиль:

Доходный дом купцов Калугиных

ул. Маяковского, 25

1826  -  арх. Адамини Д. (?)  (Список...)

 

 

 

В конце 1890-х гг. в доме находилась

Богадельня для престарелых женщин прихода евангелическо-лютеранской кирхи Святой Анны.

  • фото

    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.4299

  • фото

    Фасад, чертеж 1827 г.
    (фрагмент листа 1-4)

  • фото

    (добавил S.P. )

  • фото

    Фасад дома №25 на
    ул. Маяковского. 1949-60

  • фото

    Фасад дома №25 на
    ул. Маяковского. 1960
    (добавил Данелия).

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2019 г.

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Д. И. Калугину, К. Х. Харитонову, К. Х. Сяврикову по Надеждинской ул., 25 Крайние даты документов: 1827–1904 Количество листов: 31                                     ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 4299

Педставлены: а) лист (двор купца Калугина) с генеральным планом, лицевым и дворовым фасадами, снабженный пояснением: "Под №1-м желает вновь построить каменное жилое в три этажа на подвалах строение с покрытием железом"; здесь же - разрешение на строительство от 9 февраля 1827 г (лист 1-4); б) лист с проектом пристройки к дому двух симметрично расположенных надворных флигелей, с разрешением на строительство от 3 августа 1827 г. (лист 5-8).

Лицевой фасад сохранился до нашего времени. Из двух надворных флигелей по проекту 1827 г. был построен только правый (что видно из документов 1876 г.).

Сведения о перестройках:

1) 1876: построен левый надворный флигель. Подпись: "Архитектор [Морозов?]". Владелец - почетный гражданин Димитрий [так] Иванович Калугин. (Лист 9.)

2) 1902: построены новые надворные флигели, в результате чего двор стал окружен постройками со всех сторон. Подпись: "Техник Н.Шостак". Владелец - купец Клим Харитонович Харитонов. (Листы 10-22.)

3) 1904: переделки надвороных флигелей. Подпись: "Гр. и. Шарлов". Владелец - купец Клим Харитонович Сявриков. (Лист 23-26.) 

Что касается Д.Адамини, то, возможно, основанием послужила надпись на проекте пристройки флигелей 1827 г. (лист 5-8): есть надпись: "Чертил архит. Адаминий". Однако Адамини - семья архитекторов, работавших в Петербурге, Доменико Адамини - только один из них, хотя и наиболее известный (не говоря уж о том, что слово "чертил" не говорит однозначно об авторстве). Впрочем, предположить можно что угодно...

(добавил S.P.)

  • фото
  • фото

    Ворота с улицы.

  • фото

    Вид двора в сторону улицы.

  • фото

    Дальняя часть двора.

  • фото

    Фасад по Маяковской ул. и
    вторые (дворовые) ворота.

  • фото

    Угловая часть
    фасада.

  • фото

    Фасад справа.

  • фото

    Правая сторона двора.

  • фото

    Фасад слева.

  • фото

    Двухэтажный корпус
    с левой стороны.

  • фото

    2-х этажный корпус
    в конце двора.
    Фото - люблюпитер, 02.2014.

  • фото

    Двор. Вид от арки
    Фото - Наталия, 09.2017.

  • фото

    Вид с лестницы.

  • фото

    Окна
    лестницы №2.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 08.2019.

Во дворе работает книжный магазин "451 Фаренгейт" (2017)

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1852),  (1853)

  • фото

    Книжный магазин
    "451 Фаренгейт"

  • фото

    Фото - Наталия, 09.2017.

  • фото

    Дворовая угловая
    лестница (№2).

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 08.2019.

3 комментария
1449 просмотров
Добавил: Ирина Бойко, 30 Июля 2009, 03:21
Редактировано: Вчера в 13:55
Оцените:
(5 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house7554.html' target='_blank'>Доходный дом купцов Калугиных на Citywalls.ru</a>
Всего 3 комментария
  • 19 Февраля 2014, 23:25

    Дом Калугина
    1826-1827
    арх. Д. Адамини (?)
    Выявленный ОКН.
    Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001 (РГИС, 2014, 19 февраля)

     

     В 99, стр. 178: Здание Комитета попечительства о русской иконописи. Ул. Маяковского, 25, двор. 1914. Красовский Михаил Витольдович.

     

    При этом на карте РГИС данные по 1914, Красовскому и комитету относятся к дому 27.

  • 17 Апреля 2021, 17:23

    Комитет попечительства о русской иконописи находился не в этом доме, а в соседнем - ул. Маяковского, 27, и здание Комитета, построенное М.В.Красовским, находится во дворе того дома. Данный адрес назван в [99] по ошибке - скорее всего, это опечатка. Подробности см. в моем сегодняшнем комментарии к публикации по ул. Маяковского, 27.

     

     

    Необходимо внести следующие изменения в данную публикацию:

     

    1. Из названия публикации исключить слова "Здание Комитета попечительства о русской иконописи (двор)".

     

    2. Из титульных данных исключить имя Красовского М.В. и дату 1914.

     

    3. Из первой части публикации убрать следующие строки:

     

    Здание Комитета попечительства о русской иконописи (двор)

    1914  - арх. Красовский Михаил Витольдович

     

     

  • Позавчера в 18:00

    В дополнение к вчерашнему замечанию - сведения из дела:

     

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Д.И.Калугину, К.Х.Харитонову, К.Х.Сяврикову по Надеждинской ул., 25
    Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4299

    Крайние даты документов: 1827–1904
    Количество листов: 31
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/4299

     

    По ссылкам представлены: а) лист (двор купца Калугина) с генеральным планом, лицевым и дворовым фасадами, снабженный пояснением: "Под №1-м желает вновь построить каменное жилое в три этажа на подвалах строение с покрытием железом"; здесь же - разрешение на строительство от 9 февраля 1827 г (лист 1-4); б) лист с проектом пристройки к дому двух симметрично расположенных надворных флигелей, с разрешением на строительство от 3 августа 1827 г. (лист 5-8). Фасад, чертеж 1827 г. (фрагмент листа 1-4):

     

    Более высокое разрешение

     

    Лицевой фасад сохранился до нашего времени. Из двух надворных флигелей по проекту 1827 г. был построен только правый (что видно из документов 1876 г.).

     

    Сведения о перестройках:

     

    1) 1876: построен левый надворный флигель. Подпись: "Архитектор [Морозов?]". Владелец - почетный гражданин Димитрий [так] Иванович Калугин. (Лист 9.)

     

    2) 1902: построены новые надворные флигели, в результате чего двор стал окружен постройками со всех сторон. Подпись: "Техник Н.Шостак". Владелец - купец Клим Харитонович Харитонов. (Листы 10-22.)

     

    3) 1904: переделки надвороных флигелей. Подпись: "Гр. и. Шарлов". Владелец - купец Клим Харитонович Сявриков. (Лист 23-26.)

     

    Нигде нет никаких упоминаний о Комитете попечительства о русской иконописи (учрежденном в 1901 г. и расположившемся на Надеждинской улице в 1903 г.). И в натуре не видно каких-то зданий, в которых можно было бы заподозрить постройку 1914 года. А в ВПб - ВПг, начиная с 1904 г., для Комитета указывается адрес соседнего дома 27. И в списке выявленных ОКН с Комитетом связан именно тот адрес. Как я уже писал в предыдущем комментарии, и в издании 1982 г., предшествующем [99], тоже был назван адрес: ул. Маяковского, 27. Всё говорит о том, что в [99] допущена ошибка в адресе - скорее всего, просто опечатка.

     

     

    P.S. Об этих материалах я написал на своем сайте (менее подробно, чем здесь). 

     

     

    P.P.S. Ссылка на список выявленных ОКН в публикации неверна. Вот что на самом деле написано в списке:

     

     

    Имени Филиппова здесь нет. (И действительно, на чертежах оно не встречается.)

     

    Что касается Д.Адамини, то, возможно, основанием послужила надпись на проекте пристройки флигелей 1827 г. (лист 5-8): есть надпись: "Чертил архит. Адаминий". Однако Адамини - семья архитекторов, работавших в Петербурге, Доменико Адамини - только один из них, хотя и наиболее известный (не говоря уж о том, что слово "чертил" не говорит однозначно об авторстве). Впрочем, предположить можно что угодно...

     

    Нужно или вспомнить, откуда на самом деле были взяты данные для публикации, или привести давнные в соответствие со списком и убрать и из титула, и из первой части имя Филиппова. И, конечно же, убрать и имя М.В.Красовского, и 1914 год.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29440
Готовится: 304
Посетители
Гостей: 200
Всего сегодня: 1561