Публикация

Дом Митрофаниевского синодального подворья

Здание на карте
фото
Архитекторы: Харламов Ф. С.
Год постройки: 1877
Стиль: Эклектика

Фото - люблюпитер, 04.2022.

Дом Митрофаниевского синодального подворья                  эклектика

 

1877 - арх. Харламов Федор Семенович   ([99] С. 314)

 

см также  Митрофаниевское синодальное подворье

  • фото

    Проект Ф.С.Харламова.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.4796 л.27-29

    (добавил S.P.)

  • фото

    Фотография 1949 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 71906
    (добавил S.P.)

  • фото

    РГИС 2022 г.
    (добавил люблюпитер )

Проект этого дома совершенно точно относится к 1877 г.: в деле ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4796 (из которого я взял чертеж) имеется генеральный план, подписанный Харламовым 7 апреля 1877 г., а на обратной стороне разрешение на строительство от 13 мая 1877 г. (лист 30-31). А в заголовке чертежа фасада сказано о "существующей колокольне". Значит, уже весной 1877 г. колокольня существовала.

Это противоречит указаниям о времени постройки колокольни в 1878 г., указанном в [99]. В "Святынях Петербурга" (и в [95], и в более поздних изданиях) дата названа осторожнее - 1877-1878, но и она кажется маловероятной: даже исходя из этой даты, трудновато предположить, что колокольня была начата в начале 1877 г., а к апрелю была уже хотя бы вчерне готова.

 

Скорее всего, в [99] и [95] допущена ошибка в датировке колокольни. Но кто его знает: может быть, Харламов (строивший также и колокольню) по какой-то причине сделал надпись, не соответствующую действительности? (Ни на генеральном плане, ни в тексте разрешения "существующая колокольня" не упоминается, это упоминание есть только в заголовке чертежа фасада).

(добавил S.P.)

  • фото

    Дворовый фасад
    (правая часть кадра

  • фото

    Вход с улицы.
    Фото - sperling, 07.2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 08.02.2012.

  • фото

    Station Hotel Z12
    С сайта гостиницы

  • фото

    Добавил - люблюпитер .

  • фото

    Черная лестница
    (вход со двора, крыло
    по Звенигородской)
    Фото - Виктор М, 13.05.2022

37 комментариев
1596 просмотров
Добавил: Blackadder, 2 Августа 2009, 16:20
Редактировано: 26 Января 2024, 19:49
Оцените:
(5 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house7514.html' target='_blank'>Дом Митрофаниевского синодального подворья на Citywalls.ru</a>
Всего 37 комментариев
  • 27 Декабря 2011, 21:29

    По Кирикову это дом № 12 левая часть.

    Построен в 1877 арх. Ф. С. Харламов.

    Ссылка: (99) стр. 314

  • 14 Февраля 2012, 22:45

    По этой стороне Звенигородской с нумерацией у нас полная лажа. Если, конечно, таблички не поменяли.

    На этом доме таблички не обнаружила, как и на соседнем (б. реальное училище). Зато на следующем по убывающей длинном доме, как раз около фасада  б. реального училища висит № 8-10 с указанием соседних 6 и 12, т. о. бывш. реальное училище № 12 (то что у нас №10). В середине фасада длинного дома уже висит табличка №6 (соседние 4 и 8-10). Получается, что теперь этот длинный дом имеет № 6-8-10, на б. реальное училище попадает № 12 (что нигде табличками не указано). Тогда чья это левая часть? Получается б. Митрофаньевского подворья? Что тогда у нас появляется три  дома № 12?

  • 14 Февраля 2012, 23:20

    Если курсор стоит правильно, это дом 12/17, левая часть. Левее находится дом 8-10 лит А, ещё левее 8-10 лит К, ещё левее дом 6.

  • 15 Февраля 2012, 00:54

    На плане Треста ГРИИ (на май 1971 г.) - этот 4-этажный дом - №10

    левее - 5-этажный с аркой - http://www.citywalls.ru/house7515.html - №10а

    правее - 4-этажный - http://www.citywalls.ru/house7513.html - №12/17 по ул.Правды

  • 23 Июля 2013, 21:53

    На   РГИС - этот дом относится к целому конгломерату зданий на углу с общим номером - №12/17. 

    Интересно что тут сейчас, почему-то ведь его объединили на РГИС с угловым домом?

    Сколько загадок оставил blackadder своими публикациями из титульного фото лицевого фасада ..... :)

    Фактически сведений-то и нет. 

  • 23 Июля 2013, 22:05

    эклектика

  • 24 Июля 2013, 22:39

    Жилья не нашел: частная галерея, банк и еще какие-то офисы. 

    Т.е типа БЦ.

    На фото №4 - световой фонарь на потолке над лестницей. Он закрыт железом, потому света нет. 

    Стекла уже выбиты за прошедшие годы с момента фотографирования. 

  • 25 Июля 2013, 15:31

    А не похоже это здание на доходный дом внутри - огромная лестница, большие помещения. 

    Так не проектировали обычно доходные дома.

     Не могло быть здесь учебное заведение или лечебница ? Откуда взялся в титуле "доходный дом"?  

    Вот дворовый фасад: (правая часть кадра от ризалита)

     

     Добавил 2 фото. 

  • 25 Июля 2013, 16:24

     

    Ответ на "А не похоже это здание на доходный дом внутри - ог" от sperling
    Откуда взялся в титуле "доходный дом"? 

     В 99, стр. 234-235 написано:

    Харламов Федор Семенович. Дом Митрофаниевского синодального подворья. Звенигородская ул., 12 (левая часть). 1877.

    Колокольня.

    Там же, правая часть, 1878. Совместно с В.М. Елкашевым (Не сохранилась).

  • 25 Июля 2013, 16:33

    ТАК - где слово ДОХОДНЫЙ ?  То, что это ДОМ, оно понятно. А вот что это за ДОМ ?  

    Там большие помещения, судя по фото интерьера галереи, типа спален больницы или богадельни, или классы учебного заведения, или общага. 

    Я могу предполагать, что этот дом был типа ведомственной синоидальной гостиницы для приезжих служителей церкви по делам в Петербург, в тексте д.12 проскользнула такая функция этого комплекса. 

    Вывод: слово "доходный" из титула нужно убрать !

  • 25 Июля 2013, 16:45

    В титул - Дом Митрофаниевского синодального подворья

    Исправить адрес. Это был и есть дом 12 (левая часть). При исправлении надо не угробить публикацию по правой части дома 12.

  • 25 Июля 2013, 18:17

    Это был и есть дом 12 (левая часть)

    ????????

     

    Это дом №10а.

  • 25 Июля 2013, 18:44
    Ответ на "Это был и есть дом 12 (левая часть) ???????? Это " от Александр ОТ

     1. По РГИС - часть дома 12/17

     

    2. В доме находится Филиал ББР Банка , он дает адрес ул. Звенигородская, д. 12/17, лит. А

  • 25 Июля 2013, 18:45

    и галерея Ультрамарин тоже дает адрес 12/17 .

  • 25 Июля 2013, 19:00

    На топопланах 10 и 10а:

     

     

    TopPlan2009:

     

    У РГИС даже здания не разделены.

     

     

  • 25 Июля 2013, 19:04
    Ответ на "Это был и есть дом 12 (левая часть) ???????? Это " от Александр ОТ
    Это дом №10а.

     На плане треста ГРИИ - дом 10, без "а".

  • 29 Сентября 2013, 12:43

    Кроме галереи есть еще одна коммуналка, остальное забрал банк. 

    "Sasander написал 2 месяца назад 
     Осталась одна жилая комуналка, остальное всё принадлежит банку."

    с викимапии сегодня.

  • 21 Апреля 2015, 08:56

    Украинский писатель Олесь Бузина на фоне фасада незадолго до трагической смерти в Киеве. Апрель 2015.

    Кстати, там появился ресторан Порт-Артур.

  • 16 Июля 2022, 01:04

    Добрый день, не хочу вносить сумятицу в стройные мысли исследователей, но я обнаружила такой адрес в Адрес-календаре за 1854 (значит, по состоянию на 1853) год: Павлов Николай Богданович ... 7 Линия Московской части, дом Синодального подворья. Ну, а на карте 1858 на знаменитом этоместо вид такой:

    Очень долго разгребала завалы с переименованиями, восстанавливала по общему виду, вообщем 7 линия Московской части теперь - это Звенигородская улица, Подворье в то время было, как раз на углу Кабинетной (теперь - Правды), ну, и 7 Линии. Поразило то, что с тех времён в этой части Питера не осталось ни одного названия... Даже переулочки, и те переименованы. Не уверена, что проверила все, но вокруг Кабинетной, точно ни  одного старого названия. Жаль...

    Но, судя по датам, выходит, что этот дом был ДО официального года постройки. В 1854 году уже точно. Другой вопрос, что мог быть снесён и перестроен. По справочнику 1844 года в этом месте дом был, адрес был 7 Линия дом 11 (судя по всему), частного владельца не было. Также не был частным и дом №7 (теперь, видимо, №8). Чётные дома в ту пору были на 5 Линии, теперь - Рузовской.

    Вообщем, из всего этого следует, что либо этот дом был снесён и перестроен заново в 1877, либо построен раньше, но в дату вкралась ошибка, например, в 1707 году. Такую дату написала, поскольку монастыри строили свои синодальные подворья в Питере по указу Петра. Вряд ли это Подворье было исключением...

  • 3 Октября 2023, 14:06

    1941 г. 19 сентября. (Оперативн. сводка N25.)
    Во Фрунзенском р-не сброшены 22 фугасные бомбы. В результате имеются разрушения 18-ти домов.
    Пострадавших: ранено - 127 человек, убито - 14 человек.
    Место и очаг поражения - Звенигородская ул., 12.
    Характер и размеры поражения и разрушения - разрушено 2-х этажное складское помещение.
    Время обнаружения ч/м - 16.02.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - участковые МСК, АВК и дегаз. команды, аварийно-восстановительный отряд района, группы самозащиты жилых домов.
    Время ввода подразделений - 16.30.
    Время окончания работ - *.
    Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшим оказана помощь, работы по расчистке обрушенных зданий продолжаются.
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.90).

  • 10 Октября 2023, 00:09

    2013-2023: Ресторан "ПортЪ АртурЪ" - Звенигородская ул., 12

                           Дата открытия: 13.09.2013    1-й этаж на 70 мест, 2-й этаж на 80 мест, вип 10 мест   Кухня: европейская, русская, японская

     

    Интерьер ресторана выполнен в морском стиле с соответствующей атрибутикой, помещение поделено на зоны для завтраков, барное пространство и музыкальный зал. Атмосферу заведения поддерживает массивная кожаная мебель и приглушенный свет над барной стойкой. Также в заведении собственная кондитерская.

                                                                                                                                                                                (restoclub.ru; spb.allcafe.ru, 31.10.2019)

    Балки, стилизованные под шпангоуты, палубная доска на полу, иллюминаторы в стенах. "ПортЪ АртурЪ" на Звенигородской стремительно набирает популярность. Об истории появления в Петербурге нового места с характерным морским названием мы говорим с его создателями - Владимиром Лыпарем и Андреем Дукиным. Помимо них над проектом трудились Владимир Чувашев и Павел Бояринцев.


    - Петербург - город морской, «окно в Европу», но в последнее время об этом как-то редко вспоминают, - говорит Владимир Лыпарь, владелец бара-ресторана-клуба "ПортЪ АртурЪ". - Городу моряков с чайками не хватает, андреевских стягов, романтики.

    «Корабль» барной стойки отправился в свободное плавание и разделил пространство на зрительское и сценическое. Над сценой - бархатный занавес с вышитым логотипом. Стены зашиты реечными панелями, выкрашенными в благородный зеленый, декорированы текстилем: классическая французская стяжка capitonne добавляет уюта и служит неплохой звукоизоляцией. Диваны, кресла, барные табуреты обиты винтажной кожей. Столешницы выполнены из полированного камня. В оконные откосы вмонтированы вставки из гравированных зеркал. Также обращает внимание присутствие медных деталей, патинированного металла. Всё здесь бывалое, с настоящим мужским характером.

    - Мы рассматривали исторические фото с интерьерами кают-компаний и офицерских салонов, интересовались, как всё было устроено 100 лет назад, - признается Андрей Дукин, дизайнер, ресторатор и совладелец "ПортЪ АртурЪ". - Потому что хотелось подлинности. На первом этаже - бар, на втором - ресторан, а в цокольном, ниже «ватерлинии», скоро появится винный дегустационный погреб.

    Лестница ведет на второй этаж, в ресторан, оформленный в сближенной гамме табачно-горчичных оттенков. Часть посадочных мест располагается на подиуме, отделенном перилами. Кожаные диваны, антикварный дубовый буфет и греденция с зеркалом в резной раме. Изысканный интерьер, повторяющий обстановку офицерских Собраний начала XX века. С корабля - на бал.

                                                                                                                                                        (Журнал "Free Time", vk.com/freetimespb, 13.10.2013)

  • 26 Января 2024, 13:27

    Проект Ф.С.Харламова (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4796 л.27-29):

     

    Более высокое разрешение

     

    Фотография 1949 г. (ЦГАКФФД СПб Гр 71906):

     

    Более высокое разрешение

     

    Теперь фасад довольно сильно ободран.

  • 26 Января 2024, 14:47
    Ответ на "Проект Ф.С.Харламова (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4796" от S.P.

     "...смежного с существующей колокольней домашней церкви сего дома"

    Получается, что колокольня была ранее построена?

     

    В публикации явно не хватает ссылки на соседнюю публикацию:  https://www.citywalls.ru/house7513.html

    Митрофаниевское синодальное подворье

    разрушено во время ВОВ

    Церковь во имя Свт Митрофана Воронежского

     

    1981-84 Звенигородская улица, 12. Жилой дом на месте Митрофаниевского синодального подворья  https://pastvu.com/p/137911

  • 26 Января 2024, 16:55
    Ответ на ""...смежного с существующей колокольней домашней ц" от Риэлтор

     

    "Получается, что колокольня была ранее построена? "

     

    См. также публикацию по соседнему зданию.

     

    Проект этого дома совершенно точно относится к 1877 г.: в деле ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4796 (из которого я взял чертеж) имеется генеральный план, подписанный Харламовым 7 апреля 1877 г., а на обратной стороне разрешение на строительство от 13 мая 1877 г. (лист 30-31). А в заголовке чертежа фасада сказано о "существующей колокольне". Значит, уже весной 1877 г. колокольня существовала.

     

    Это противоречит указаниям о времени постройки колокольни в 1878 г., указанном в [99]. В "Святынях Петербурга" (и в [95], и в более поздних изданиях) дата названа осторожнее - 1877-1878, но и она кажется маловероятной: даже исходя из этой даты, трудновато предположить, что колокольня была начата в начале 1877 г., а к апрелю была уже хотя бы вчерне готова.

     

    Скорее всего, в [99] и [95] допущена ошибка в датировке колокольни. Но кто его знает: может быть, Харламов (строивший также и колокольню) по какой-то причине сделал надпись, не соответствующую действительности? (Ни на генеральном плане, ни в тексте разрешения "существующая колокольня" не упоминается, это упоминание есть только в заголовке чертежа фасада.)

     

  • 26 Января 2024, 18:10
    Ответ на " "Получается, что колокольня была ранее построена?" от S.P.

     "Ни на генеральном плане, ни в тексте разрешения "существующая колокольня" не упоминается, это упоминание есть только в заголовке чертежа фасада"

    А чего её упоминать, если она уже была! 

     

    если сравнить колокольню на правой части чертежа.  с photo625799.html , то они совпадают! И даже наброски фриза!

    Получается, что она построена в 1860 г.?  (к сожалению, не могу найти в Госкаталоге полный лист)

     

    Но данный факт противоречит с текстом в соседней публикации:

    "В 1860 г. началась переделка подворья по проекту академика А.С. Кудинова. На первом этаже он устроил на средства купца Попова часовню Святителя Тихона Задонского, иконы для которой написал академик В.В. Васильев. Автором проведенной тогда же отделки в византийском вкусе самого храма был М. А. Канилле. В 1866 г. состоялось утверждение предложенного Н. А. Сычевым и И. Б. Слупским проекта новой двухэтажной с колокольней церкви в псевдороманском стиле. Однако этот замысел не был осуществлен. В 1877-1878 гг. Ф. С. Харламов перестроил корпус на Звенигородской ул. и возвел на нем колокольню."

  • 26 Января 2024, 19:18
    Ответ на ""Ни на генеральном плане, ни в тексте разрешения "" от Риэлтор

    То, что церковь основана в 1860 г., не означает, что в то время она так выглядела.

     

    К сожалению, Андрей Агафонов очень часто не дает ссылки (мы с ним уже несколько лет назад ругались с ним по этому поводу в частной переписке). Он не дал ссылку и на рисунок с изображением церкви (ссылка на Госкаталог бесполезна: на сайте больше 40 миллионов экспонатов).

     

    В принципе, можно попытаться найти это изображение. Очевидно, это часть общей композиции с несколькими видами Петербурга. Насколько я понимаю, подобные композиции писал Альб.Н.Бенуа, а иногда и Л.Н.Бенуа. Так что можно на сайте https://goskatalog.ru/ войти в раздел "Графика", набрать в строке поиска "бенуа" и смотреть всё, что выдаст поиск Результатов может быть очень много; а если не получится найти, то можно войти в раздел "Живопись" и повторить всё сначала; а если и там не повезет - войти в раздел "Прочие" - иногда туда попадают некоторые экспонаты по ошибке.

     

    Честно говоря, лень это делать. Но, пожалуй, я все-таки постараюсь преодолеть лень.

  • 26 Января 2024, 19:44

    Попробовала поиск по картинке, но Гугл ничего дельного не выдал.

    Текст в соседней публикации поменяла на  [95], хотя забавно: текст почти слово в слово повторяет "Святыни...", надо полагать изд. 2003 г., т.к. в изд 2010 есть некоторые небольшие изменения.

    И выскажу еще бредовую мысль: а если колокольня была не капитальная, какая-нибудь деревянная?  Это бы как-то отразилось?

  • 26 Января 2024, 19:57

    Всё. Я нашел. Правда, мне это удалось сделать гораздо быстрее на другом сайте - https://collections.hermitage.ru/ . А потом и на сайте Госкаталога тоже нашел.

     

    Вот две ссылки - на выбор:

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16180518

    или

    https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/1269482?query=ЭРР-8179&index=0

     

    (Мне лично вторая ссылка нравится больше: по ней при желании можно получить гораздо более крупное изображение: надо нажать на картинку, а потом поставить желаемый масштаб).

  • 26 Января 2024, 20:02

    Итак:

    Л.Н.Бенуа. Синодальная церковь в Петербурге, 1880.

    Бумага, акварель, гуашь, картон. 9,7Х9 см.

    Эрмитаж, инв.№ ЭРР-8179 

     

    Одно только жаль: эта картинка вырезана из более широкой композиции, а ее мне не удалось найти (хотя наверняка она в Эрмитаже есть).

     

  • 26 Января 2024, 20:16

    И еще одно.

    Акварель датируется 1880 годом, т.е. тем временем, когда заведомо существовали и колокольня, и дом. Поэтому она нам, к сожалению, ничего не дает для выяснения нашего вопроса.

  • 26 Января 2024, 21:43
    Ответ на "Добрый день, не хочу вносить сумятицу в стройные м" от Анна Трепакова

     хочу обратить внимание на два коммента Анна Трепакова  (1707 г. - это больно круто, но каменные дома были до 1828  г.)

    (см. сегодняшний мой коммент к house7513.html )

     

    Ответ на "Попробовала поиск по картинке, но Гугл ничего дель" от Наталия

     Каменная была колокольня (видно на акварели Бенуа) и она одного цвета с угловым домом на рис. 

  • 26 Января 2024, 21:54
    Ответ на "Итак: Л.Н.Бенуа. Синодальная церковь в Петербурге," от S.P.

     обратите внимание на размер паспарту: "Размер 9,7х9 (изобр., углы скругл., верхн. правый угол вырезан); 50,4х64,4 (паспарту)"   А может 1880 - дата изготовления паспарту, а не полной копозиции?..

    Интересует, безусловно полная композиция, а не часть её. И она нарисована ранее, а не в 1880

     

    Ответ на "И еще одно. Акварель датируется 1880 годом, т.е. т" от S.P.

     На акварели дом за колокольней в 3 этажа с высокими потолками имеет такую же высоту, как и на проекте 1877 г. Харламова, на кот. 4 этажа и низкие потолки. т.е. вероятно, рисовано с натуры и раньше.

  • 26 Января 2024, 22:24
    Ответ на "обратите внимание на размер паспарту: "Размер 9,7х" от Риэлтор

     

    "Интересует, безусловно полная композиция, а не часть её. И она нарисована ранее, а не в 1880 "

     

    Полная композиция меня, конечно, тоже интересует. Но боюсь, что какую-то новую информацию мы из нее не получили бы. Для примера покажу подобную композицию целиком (еще с одного сайта Эрмитажа -  официального): https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/02.+drawings/1269500

    Собраны на одном листе 7 изображений разных зданий - ну и что?

     

    А почему Вы решили, что это нарисовано раньше, чем в 1880 г.?

     

  • 26 Января 2024, 23:37

    Риэлтор, а Вы картинку с какого сайта утащили? Там чертеж слева явно из ЦГИА. О чем та публикация?

  • 27 Января 2024, 00:11
    Ответ на "Риэлтор, а Вы картинку с какого сайта утащили? Там" от Наталия

    Насколько я понял, это просто правая часть этого чертежа.

  • 27 Января 2024, 07:02
    Ответ на " "Интересует, безусловно полная композиция, а не ч" от S.P.

    Удачный пример подобной композиции привели: одинаковый размер паспарту и указан источник:

    "Размеры: 21х23,8 (изобр., вверху овал, внизу два полуовальных выреза по углам); 50,8х64,2 (паспарту)

    Поступление: Принят в 1980 г. Поступил из Центральной библиотеки Государственного Эрмитажа"

    И регистрационные номера близки.

    Похоже, что полную композицию не найдём, она уничтожена (по каким-то причинам) - раз в Эрмитаже хранится часть её...

     

    "А почему Вы решили, что это нарисовано раньше, чем в 1880 г.?" 

    Ну я же написал: "На акварели дом за колокольней в 3 этажа с высокими потолками имеет такую же высоту, как и на проекте 1877 г. Харламова, на кот. 4 этажа и низкие потолки. т.е. вероятно, рисовано с натуры и раньше."

     

     

    Ответ на "Риэлтор, а Вы картинку с какого сайта утащили? Там" от Наталия

    S.P. правильно догадался:  правая часть этого чертежа - обрезал, обработал и совместил.

    Раз она Вам понравилась, то отправил в соседнюю публикацию.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31723
Готовится: 69
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 11004