Публикация

Знамения Пресвятой Богородины церковь старообрядцев Поморского согласия (начало)
Завод Автоарматура - Церковь Знамения

Здание на карте
фото
Архитекторы: Крыжановский Д. А.
Год постройки: 1906-1907
Стиль: Модерн

Фото - Lonely Walker, 03.2019.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы                    модерн (Кириков)

старообрядческой общины Поморского согласия                

Тверская ул., 8

Пам. арх. (регион.)

1906-1907 - арх. Крыжановский Д. А.

 

Завод "Автоарматура" -

 

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

2006-2008 - Архитектурная мастерская И. А. Солодовникова, ООО - воссоздание и реставрация

Инвестор - Невская община Древлеправославной Поморской церкви

 

    cм.  Церковь Знамения Пресвятой Богородицы  (продолжение)

  • фото

    Фото 1910-х гг.

  • фото

    Иконостас.

  • фото

    Церковь Общины Старообрядцев
    Поморского Согласия.
    Ежегодник ОАХ, Вып.3, 1908, С.51

  • фото

    Ежегодник ОАХ,
    Вып.3, 1908, С.54

  • фото

    ЦГИА СПБ ф513
    оп 102 д9571

  • фото

  • фото

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    Ежегодник ОАХ
    ... С.52

  • фото

    Ежегодник ОАХ
    ... С.52

  • фото

    Ежегодник ОАХ
    .. С.53

  • фото

    Детали дверей церкви.
    ЕжОАХ. Выпуск 2.
    CПб 1907 г., С.55

  • фото

    Эскиз церкви Общины
    Старообрядцев
    Поморского Согласия
    ЕжОАХ. Выпуск 2.
    CПб 1907 г., С.54

  • фото

    «Зодчий», 1908.
    Вып.52, Л.59

  • фото

    Ежегодник ОАХ, Вып.3, 1908, С.55
    (добавил miraru1)

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    С сайта pastvu.com
    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    1938 г. Тверская ул.
    Фасад д. №8 (3)
    (бывшая церковь Знамения
    Пресвятой Богородицы).
    ЦГАКФФД СПб Гр 67754
    (добавил Виктор М)

  • фото

    1938 г.
    ЦГАКФФД
    СПб Гр 67756
    (добавил
    Виктор М)

  • фото

    1938 г.
    ЦГАКФФД СПб
    Гр 67755
    (добавил
    Виктор М)

  • фото

    май 1974 г.*
    ЦГАКФФД СПб Ар 238403
    (добавил Виктор М)

  • фото
  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    «Вечерний Ленинград»
    №290(2760) от 08.12.1954 г.
    (добавил - lenarch .)

  • фото

    1960 г.
    ЦГАКФФД СПб
    Гр 76701
    (добавил
    Виктор М)

  • фото

    1974 г.
    Фото - Овчинников К.В.
    ЦГАКФФД
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    Фото -
    Андрей Агафонов, 1995.

  • фото

    Фото -
    Андрей Агафонов, 1995.

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2019 г.

* Общий вид Знаменской старообрядческой церкви со стороны Тверской улицы ( архитектор Д.А.Крыжановский, 1906- 1907 гг.).

   Места съёмки: Ленинград г. Дата съёмки: май 1974 год Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович

 

 

25 октября члены Императорского общества архитекторов осматривали построенный на Тверской улице Д. А. Крыжановским по собственному проекту молитвенный дом петербургской христианской общины старообрядцев поморского согласия. Это сооружение состоит из храма, соединенной с ним особой галереей пристройки, ризницы и надворных построек; весь застроенный участок отгорожен от улицы довольно низким, трехаршинным каменным забором с небольшими просветами (на рисунке проекта, который будет впоследствии помещен, ограда изображена из каменных столбов с заполнением железной решеткой; в действительности она выполнена в камне). Таким образом, храм, сооруженный в характере северных новгородских и псковских церквей, несколько отодвинут от линии тротуара. Все это как нельзя лучше отвечает впечатлению, какое и должна производить постройка общины - не столько приходского, сколько, скорее, монастырского характера.

В плане церковь крестообразная, площадью, со стенами, без пристроек, около 100 кв. саж. Стены ее выведены из кирпича на цементном растворе и покоятся на гранитном цоколе в 11/2 арш. высотою. Бока крестов перекрыты железобетонными коробовыми сводами, толщиною в 8 см., утолщенными поперечными железобетонными же балками. Концы этих балок лежат с одной стороны на наружных стенах, а, с другой связаны с двойными стенками тоже из железобетона. Эти стенки, соединенные между собой диафрагмами и образующие воздушную прослойку шириной около 50 см, опираются на толстые подушки, лежащие в свою очередь, на входящих углах наружных стен. Пространство, заключенное между стенками и представляющее квадрат в плане, перекрыто четырьмя опирающимися на стенки перекрещивающимися арками, толщиною около 30 см. и высотою до 1 метра каждая. На середине этих арок помещается барабан, восемь окон которого дают естественное освещение храма сверху. Внутренняя высота в этом месте достигает 11 1/2 м. 4 остальных главок, размещенных на угловых частях крыши, фальшивые, и тоже выведены из железобетона. Все железобетонные работы выполнены Черноморским строительным обществом «Железобетон». Крыша храма железная, а главки перекрыты красной медью, которая уже окислилась, и чешуя этих главок успела приобрести темно-бронзовый цвет.

  • фото

    Фото - Mary, 2006.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - (?) 2008.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2006.

  • фото

    Здание реставрируется.
    Фото - Mary, 2008.

  • фото

    Фото - lusiena2403, 2015

  • фото

  • фото

  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 03.2019.

Фасады оштукатурены известью с цементом и, во избежание частых ремонтов по окраске, попросту затерты белой известью. Внутренность выполнена в гладкой штукатурке и окрашена белой клеевой краской. Отрадно, на наш, по крайней мере, взгляд, что стены не испорчены живописью: глаз отдыхает на этом широком, полным воздуха и света, пространстве. Тем рельефнее выделяются три резных иконостаса из серого дуба в древнерусском стиле, устроенные (работа Д. В. Дудакова по рисунку строителя) за отсутствием у поморцев алтарей, непосредственно на капитальных стенах и уставленных в пять ярусов иконами старинного письма. Собранные отовсюду и в разное время, иконы эти разнокалиберностью своего размера еще больше усиливают впечатление старины для глаза, привыкшего к обычному ранжиру наших иконостасов по линейке.

Почти все, так называемые, местные иконы (первого яруса среднего иконостаса) представляют, по свидетельству членов общины, весьма редкие экземпляры древнего новгородского и псковского письма; среди прочих ярусов и на клиросах имеются образцы письма московского и корсунского. Между древними иконами размещены, преимущественно в верхних ярусах, образа, написанные в наше время, но с соблюдением, правда, непременного условия - чтобы стиль письма был сохранен древний и чтобы живописцами были исключительно члены общины.

Кроме иконостасов, в тех же серых тонах выполнены, в резном дубе, клиросы, киоты и пристенные скамьи. Хоругви и паникадила под старое серебро исполнены (фабрикой Оловянишникова) по рисункам в духе древних образцов, принадлежащим строителю и худ. С. И. Вашкову. Согласно требованиям общины, освещение, производимое лишь помощью восковых свечей, меняется среди служб, весьма продолжительных. Во избежание необходимости пользоваться зажигательными шнурами, лестницами и т. п., паникадила снабжены противовесами,

помещающимися в центральной главке, и могут быть опускаемы и поднимаемы одним человеком без особых усилий. В церковь ведут два входа с двумя совершенно изолированными друг от друга вестибюлями для мужчин и женщин; при каждом из них устроены уборные. Между вестибюлями расположен притвор для лиц, временно лишенных общения с прочими членами согласия; от храма он отделяется стеклянной створчатой дверью, которая, в случае надобности, может раскрываться во всю ширину арки, соединяющей притвор с церковью. Для лиц же, не состоящих прихожанами, устроены хоры, как бы в виде отдельного теремка; помещаясь в самом храме, они совершенно от него изолированы особым потолком и стеклянными створами в лицевой стенке.

Пол храма паркетный; оконные переплеты железные; двери дубовые с грубым кованым прибором из железа. Одна из таких дверей, с северной внутренней стороны храма, обита красной медью древнего рисунка с врезанными в нее образами в серебряных ризах.

Отопление центральное водяное, с регулированием температуры помощью термостатов, устроено фирмой «Држевецкий и Езиоранский». Котел и камера для нагревания и увлажнения воздуха помещаются в подвале, откуда нагретый воздух подается в батареи по каналам. Вытяжки, устроенные в верхнем куполе среднего барабана, выведены наружу по сторонам венчающей его главки.

Звонница помещается над галереей, соединяющей храм с пристройкой, на высокой стенке, параллельной улице; она увенчана тремя арками на шести колонках, в прорезах между которыми и помещаются колокола. Надворные постройки еще не закончены; в них предполагается разместить: школу, приют, богадельню, кухню, общую трапезную, свечную мастерскую и квартиры служебного персонала. С северной стороны церкви пристроена часовня для отпевания покойников.

Строительная стоимость собственно храма составила 107.214 р. Постройка его длилась год с лишком: храм был заложен 6 августа 1906 г., освящен 22 декабря 1907 г.

(Мод. «Зодчий», 1908, Вып. 45, С. 418-419, добавил miraru1)

 

Несмотря на несколько внутренних расколов, старообрядцы-поморцы были одним из самых многочисленных беспоповских толков – в столице в начале XX века их жило около 5000 человек. Наименование община получила от "Поморских ответов", которые в конце XVII века составили в Выгорецком скиту Олонецкой губернии в защиту старообрядчества Андрей и Симеон Даниловы (кн. Мышецкие).
Поморцы рано обосновались в столице из-за ее близости к их духовному центру. В 1762 купец И. Ф. Долгов устроил в собственном доме на Фонтанке, 24, близ Симеоновского моста, моленную, завещав ее потом Выгорецкому скиту. В начале XIX века скит создал в дворовом флигеле новую моленную "с главою и звоном из пяти колоколов, помещавшихся на лестнице", и богатым пятиярусным иконостасом.
Эта т. н. "Пиккиева" моленная с богадельней действовала до июля 1854, когда была опечатана властями. Часть поморцев в последующие годы продолжала втайне собираться в одной из комнат дома. В 1863 моленная была восстановлена в дворовом флигеле, где имела четырехъярусный иконостас. Позже она стала сугубо частной, и поморцам в 1887 пришлось открыть другую, – на Лиговской ул., 73, в двухэтажном доме купца Синебрюхова.
Когда указ от 17 апреля 1905 разрешил староверам строить собственные храмы, столичные поморцы начали собирать необходимые средства и 6 августа 1906, в день Преображения, по проекту Д. А. Крыжановского, близ Таврического сада заложили свою церковь.
Участок, на котором уже имелась моленная, пожертвовала В. И. Кокорева, а ее муж дал на строительство 100 тыс. руб.
Пятиглавый на гранитном цоколе храм с часовней для отпевания выдержан в новгородско-псковском стиле, в нем же были решены прилегающие флигели, где размещались школа, детский сад и мужская богадельня, благодаря чему сформировался как бы уголок русской старины. 22 декабря 1907, через десять месяцев после регистрации общины, белый изящный храм был освящен.
В пятиярусных иконостасах, вырезанных из дуба по рисунку зодчего в мастерской Д. В. Дудакова, насчитывалось 250 старинного письма образов, частью взятых из моленной на Лиговке, частью купленных в Москве и Нижнем Новгороде. Иконы с изображением апостолов, пророков и праотцов написали братья-поморцы Сусловы. Бронзовые "под серебро" паникадила изготовила известная московская фирма Оловянишникова. Даже железные рамы в окнах, двери и дубовые скамьи были сделаны „под старину“. Из некогда конфискованного у староверов имущества поморцы получили обратно ценный запрестольный крест.
При богослужениях христианам других исповеданий разрешалось стоять на хорах с окошечками, которые в отдельные моменты службы закрывались.

Церковь – ранний пример "неорусского" стиля в Петербурге – закрыта 16 апреля 1934 и приспособлена под промышленное предприятие. К счастью, ее облик сохранился. После реставрации в здании в 2010 снова разместился храм старообрядцев Поморского согласия.                                                                ([95]. 2010 г.и. C.399-400 добавил Наталия)

1965:  Завод "Автоарматура" автомобильной электроарматуры    - Тверская, 8   ([108]. С. 51.)

 

 

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  (7802507000).

18 комментариев
9453 просмотра
Добавил: Mary, 13 Марта 2008, 23:03
Редактировано: 18 Марта 2024, 17:34
Оцените:
(23 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house751.html' target='_blank'>Знамения Пресвятой Богородины церковь старообрядцев Поморского согласия (начало)Завод Автоарматура - Церковь Знамения на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2814
Всего сегодня: 4325