1818-1822 - арх. Росси Карл Иванович (РГИС, со ссылкой на Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
«Дом садовника Питера Бука – памятник деревянного зодчества, построен по проекту архитектора К. Росси в 1818–1822 гг. Пожалуй, самая интересная деревянная постройка Елагиноостровского ансамбля. В плане здание представляет собой прямоугольник: каменный цокольный этаж и два верхних деревянных. Дом расположен к северу от дворца. Значительный по размерам дом для садовника не должен нас удивлять. Несмотря на скромное название должности, П. Бук управлял на острове огромным хозяйством. За годы деятельности им созданы оранжерейное хозяйство, плодовый сад, огород, плантации летних растений для оформления дворца, многочисленные цветники. Не случайно он считался одним из лучших садовников России начала XIX в. Также он занимался Древесной школой, культивируя пригодные для произрастания растения.
В советское время в доме П. Бука располагались различные службы, а на втором этаже одно время существовала столовая. Сейчас здание отреставрировано. В 2012 г. здесь проходила интересная выставка, посвящённая истории дома и личности садовника. Создатели выставки постарались воссоздать образцы флоры того времени, дополнив её интересными историческими рассказами. Представили макет дома П. Бука, несколько акварелей, выполненных самим садовником, а также репродукции картин, демонстрировавших великолепие цветников начала XIX в.»
(Сергей Петров, «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты», «Центрполиграф», М., 2016, С.19)
В марте-августе 2011 года ООО "Лапин Энтерпрайз" провело "реставрацию и приспособление здания под современные нужды". (сайт ООО, дата обращения - 03.01.2017)
2024 г. Адрес ОКН на карте РГИС - Елагин остров, дом 4, лит. Г (добавил Lonely Walker)
Создавая ансамбль на Елагином острове, Росси учитывал, что для царской усадьбы необходимы и второстепенные жилые и хозяйственные здания. Они образуют как бы второй ряд комплекса и рассредоточены по территории в виде отдельных сооружений с жилыми покоями, служебными и хозяйственными постройками.
Один из таких своеобразных «малых ансамблей», решенных по классической усадебной схеме, был сосредоточен у дома, занимаемого садовником П. Буком. Он находился в непосредственной близости от дворца. Каменные и деревянные теплицы и парники, ледники и сараи - все эти многочисленные строения представляли собой целостную композиционную систему, органично увязанную и подчиненную единственному крупному зданию - трехэтажному, прямоугольному в плане дому простой, строгой архитектуры.
Решение каждого фасада дома садовника различно. Южный, двухэтажный фасад, обращенный к пруду, Росси делает более эффектным, а противоположный - северный, - более скромным, хотя он и трехэтажный. Конструктивной особенностью этой постройки является сочетание камня и дерева. Первый этаж дома сложен из камня, а второй и третий этажи срублены из бревен. Они обшиты досками и оштукатурены. <…> Своеобразие и выразительность композиции фасадов, тонкость прорисовки деталей, функциональная целесообразность планировки подсобных зданий и увязка их в единую систему, согласованную с доминирующим архитектурным строением и с природным окружением, - черты, характеризующие и этот миниатюрный ансамбль, еще раз убеждают нас в высоком мастерстве Росси, для которого уже в первой большой самостоятельной постройке не было главного и второстепенного, а все решалось в едином комплексе.
(Немчинова Д. И. Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова. 2000. С.157 добавил Lonely Walker)
1988: столовая №140 Петроградского района - ЦПКиО, Масляный луг, 5 ([125], С. 412)
Дом садовника П. Бука, 1818-1822 гг., арх. Росси К.И., включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. Входит в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Елагина острова" (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001).
<a href='https://www.citywalls.ru/house7388.html' target='_blank'>Елагин остров . Дворцово-парковый комплекс . Дом садовника П. Бука на Citywalls.ru</a>
Это не аргумент против утверждения Liz. Ведомственные "столовки" т.н. "полузакрытого - полуоткрытого" режима в справочники не попадали. А пользоваться такого рода предприятиями общепита в 1970-80гг. приходилось постоянно, особенно выручали "столовки" при трамвайных, автобусных и таксопарках - в ночное время.
Против обработки возражений нет и быть не может. Но, если искать данный общепит документально, то надо влезать во внутреннюю документацию ЦПКиО. Найдутся приказы, найдутся документы бухгалтерского оборота - вот столовка и "узаконится".😀
А по поводу столовых в исполкомах и 2партструктурах", то иногда они были в подчинении районных трестов столовых. Например, столовая №29 Ленинского РТС находилась в здании по пр. Огородникова,27, где располагались райкомы КПСС и ВЛКСМ Ленинского р-на. Особняк Зива - здание замечательное и со всех сторон описанное на сайте: http://www.citywalls.ru/house3320.html. Точно так же и со столовой №1 Калининского РТС в здании на Арсенальной наб.13/1 и т.д. - из №25.
Вот, а, покопавшись дальше в №25, нашёл и вполне подходящую столовую в ЦПКиО по адресу Масляный луг,5 - столовая №140 Петроградского РТС. Теперь только осталось уточнить - соответствует ли этот адрес указанному в публикации. Похоже, что такой топоним утрачен и нумерация идёт по Елагину острову недифференцированно. Соответственно, дом №5 и есть "вместилище" столовой. И это можно документально подтвердить, думаю, без особых проблем.
Там был относительно большой зал, насколько я помню, а работников в парке навряд ли было очень много. Например, всеми цветами, а их было тогда в парке огромное количество - один розарий перед речным фасадом дворца чего стоил - всем этим занималась совсем небольшая бригада женщин.
Мне приходилось работать по фондам, где проходит история ЦПКиО, в т.ч. по док-ции, к-рую прежде никто и не смотрел, но, к-но, помет о столовой я не делал, т.б. фонды отрабатывались по совсем другом вопросу. Что до архива ЦПКиО, то он был в безобразном состоянии, и нет уверенности, что ныне положение изменилось принципиально. Даже если архив и был разобран и серьезно описан, наверняка за гг. заброшенности образовались невосполнимые лакуны.
Нет, библиотека, мне кажется, была в одном из домов, где фрейлинский корпус. А сейчас в том конце оранжереи, который ближе к дворцу.
Это здание не на Масляном лугу, оно в дальнем углу того поля, на котором стояла когда-то эстрада (уже не вспомню, как это место называлось в сов. время).
Встречалось ещё одно написание: садовый мастер П. Брук. см. коммент от 15 Сентября 2022 к https://www.citywalls.ru/house33699.html Тоже неизвестно - правильно или нет?..
Читал ли кто-нибудь акт экспертизы? Тут, похоже, не мало было всяких перестроек и других переустройств. Никогда в этом доме выше 2-го этажа не поднималась, да и это давно было. Вот смотрим на лестницу и что видим? До второго этажа она с каменными ступенями, ступени лежат на косоурах. То есть уже не родная, получается. Дальше вообще металлическая. Мода на такие была годах в 50-60-х. Ну, может быть, в самом конце 40-х.
А если посмотрим на фасады? Увидим, что третий этаж разительно отличается от первых двух, и описывать разницу не стоит, и так видно. То есть годах в 50-60-х надстроен? Но лестничное ограждение внизу похоже на россиевское.
"Дом садового мастера П. Бука, расположенный к северу от Елагина дворца, сооружен К. И. Росси в 18 18 - 18 2 2 гг. Компактная постройка, прямоугольная в плане, с каменным нижним и двумя верхними деревянными этажами, стала важным звеном в композиции размещавшегося рядом обширного оранжерейного хозяйства. В решении фасадов использованы детали, перекликающиеся с декором дворца" (Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район. СПб., 2004. С. 161).
О надстройке ничего нет. Но там все вообще очень кратко. Но о чем-то разница в устройстве лестницы говорит?
Возможно, Вы правы! В АКТе ГИКЭ стр.9 прочитал фразу:
"В феврале 1818 года учреждается «Комитет для перестройки дворца, постройка
кухонного и конюшенного корпусов, переделки большой каменной оранжерей и прочего на Елагином острове» под председательством графа Д. Гурьева. Работы по благоустройству острова и перепланировке парка поручили опытному садовому мастеру Д. Бушу, работавшему ранее на острове, а по оборудованию многочисленных оранжерей - известному ботанику П. Буку"
" В Собственном саду росло множество редких цветов, Мария Федоровна увлекалась цветоводством, и, как свидетельствуют архивные документы, для нее выписывались луковицы и семена из многих стран, особенно из Англии. Много труда вложил в выращивание всех этих редчайших экземпляров талантливый садовод ботаник Питер Бук, чьим заботам были поручены оранжереи и теплицы Елагина острова."
Смущает то, что в Путеводителе 1854 г. – «ботаник», проживающий «на Елагином острову», обозначен как Буекъ Г., а Буекъ П. - купец (торговля семенами для растений), проживающий в доме Имзена у Казанского моста по Екатерининскому каналу.
Братья или однофамильцы, а может отец и сын (?)
Объявление от 22 декабря 2011 г.
Питер Бук- один из самых известных садовников первой половины XIX в.
Сегодня в Конюшенном корпусе ЦПКиО им С.М. Кирова открылась выставка «История Дома садовника Бука».
Питер Бук - один из самых известных садовников первой половины XIX в., стоявший у истоков садово-паркового хозяйства Елагина острова, он занимался разведением экзотических для того времени растений в холодном Петербурге.
За годы деятельности в должности садового мастера им было создано большое оранжерейное хозяйство, плодовый сад, огород, плантации летних растений для оформления дворца и многочисленных цветников парка.
Домик Бука, уникальный памятник деревянного зодчества начала XIX в., построенный по проекту архитектора К. Росси, самая интересная и старая служебная постройка Елагиноостровского ансамбля.
Сейчас он находится на реставрации, которая завершится ближе к концу года.
В Конюшенном корпусе будет представлено подобие этого домика, а в нем - живые растения, инсталляции, картины из жизни садовника Бука.
Создатели выставки постарались воссоздать оазис флоры того времени, дополнив его интересными историческими фактами.
Ботанический сад СПбГУ располагается во внутреннем дворе Университета, к западу от здания Двенадцати коллегий, на участке прямоугольной формы, вытянутом с юго-востока на северо-запад. В первой трети ХVIII века эта территория входила в состав обширной усадьбы князя А. Д. Меншикова, значительную часть которой занимал сад с регулярной планировкой.
История берёт начало в 1840-х гг., когда известный садовый мастер П. Бук высадил первые деревья перед зданием Двенадцати коллегий. Дальнейшее развитие Университетского Ботанического сада на его современном месте связано с именем ученого-ботаника А. Н. Бекетова, благодаря его усилиям университету безвозмездно была передана земля, на которой впоследствии были возведены строения (здание ботанической аудитории, оранжерея и др.) и с этого момента начали собирать коллекции растений Ботанического сада...
Вместе с Карлом Ивановичем Росси над благоустройством дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове трудился садовник Джозеф Буш. Буш не просто высадил на острове диковинные растения и установил в парке скамейки, но и буквально перекроил весь остров, увеличив его площадь и создав уникальную внутреннюю водную систему прудов с нависающими над водной гладью мостами. К тому же он дополнил западную оконечность острова живописной Стрелкой. В те времена в России «боролись» два принципа создания парков – французский и английский. Регулярные французские парки имели геометрически правильную планировку с ярко выраженной симметрией, скульптурами, расположенными в строгом порядке и обязательной фигурной стрижкой деревьев. При Петре I усадьбы с подобными садами были очень распространены. А вот Екатерина II регулярные парки не любила, а про фонтаны говорила, что в них «мучают воду». Именно поэтому после сильного наводнения 1777 г. не стали восстанавливать разрушенные фонтаны в Летнем саду. Тогда в моду вошли пейзажные парки в английском стиле. Идеалом такого парка являлся девственный лес, где все должно было быть подчинено законам природы. Сооружения в английском парке не должны быть главенствующими, а просто удачно вписываться в пейзаж. Созданием пейзажного парка и занимается Джозеф Буш. В этом он проявил себя как выдающийся мастер. Помощником Буша был садовый мастер Питер Бук. План реконструкции парка разрабатывался Бушем совместно с архитектором Росси и являлся их совместным творчеством. Поскольку остров являлся местом, открытым для посещения горожанами, то Собственный сад – место уединенных гуляний императрицы Марии Федоровны – обнесли изящной решеткой белого цвета. Этот сад тоже являлся произведением садоводческого искусства. Здесь были высажены вековые дубы, устроены прогулочные дорожки и клумбы с редкими цветами. Следует сказать, что тот разросшийся английский парк, что мы видим сейчас, у Буша существовал только в воображении. Саженцы росли медленно, дорожки приходили в негодность после дождей, берега размывало от наводнений. Со временем эти проблемы были устранены, была проделана грандиозная работа, которой мы можем любоваться и по сей день.
<...>
Несмотря на скромное название должности, П. Бук управлял на острове огромным хозяйством. За годы деятельности им созданы оранжерейное хозяйство, плодовый сад, огород, плантации летних растений для оформления дворца, многочисленные цветники. Не случайно он считался одним из лучших садовников России начала XIX в. Также он занимался Древесной школой, культивируя пригодные для произрастания растения.
В советское время в доме П. Бука располагались различные службы, а на втором этаже одно время существовала столовая. Сейчас здание отреставрировано. В 2012 г. здесь проходила интересная выставка, посвящённая истории дома и личности садовника. Создатели выставки постарались воссоздать образцы флоры того времени, дополнив её интересными историческими рассказами. Представили макет дома П. Бука, несколько акварелей, выполненных самим садовником, а также репродукции картин, демонстрировавших великолепие цветников начала XIX в.
(По материалам книги С. Ю. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты».
Ответ на " Но о чем-то разница в устройстве лестницы говорит?" от Liz
Могла ли быть такая лестница изначально? Наверное нет, дом деревянный, лестница соответственно деревянная, позже в ходе ремонта все заменили. Или не так?
Не знаю, как было во времена Росси. Но есть пример 1898 г. - собственные дома архитектора И.А.Гальнбека (ул. Мира, 28) - деревянные с каменными лестничными клетками. (И это не результат перестройки - Гальнбек с самого начала так их проектировал.)
И еще - дача А.Н.Воронихина (Каменноостровский пр., 62). Помню, когда ее разобрали, оставалась на месте кирпичная башня - лестничная клетка. (Но это, возможно, как раз результат перестройки.)
В Петербурге, с определенного года (не могу сказать какого, нет книги под рукой) предписывалось, даже в деревянных домах, в целях пожарной безопасности делать несгораемые лестницы. Отсюда часто можно заметить каменные лестничные объемые, оставшиеся от деревянных домов. Этот закон был принят примерно в последней четверти XIX века. Следовательно, каменная лестница появилась в доме, не ранее 1880х годов.
Лестницы на косоурах начали строить не ранее 1830-х годов, наверное, даже не ранее середины-конца 1830-х. И то это не так часто встречается, массово все же несколько позднее. А каменные лестницы в деревянных домах, опять же массово, появились, точно не знаю когда, но ближе к концу 19 века. Ну, здесь могло быть не так, как в массовом строительстве, но в разумных пределах все же. И вот эта разница - камень и металл. Почему, если дом был сразу построен 3-этажным? Ничего, конечно, нет невероятного в том, что в поздние годы произошла перестройка, ну, вот и хочется понять - когда и что было перестроено.
Это был не просто садовник, который копается в земле или кусты обрезает. Теперь его бы назвали ландшафтным архитектором, директором садово-паркового хозяйства или агрономом. Он руководил огромным количеством челяди, трудившейся в парке. Весьма вероятно имел дворянский титул и жил соответственно своему статусу.
Дом садовника П. Бука , 1818-1822 гг., арх. Росси К.И. - Елагин остров, дом. 4 литера Г
Дом садовника П. Бука, 1818-1822 гг., арх. Росси К.И., включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. Входит в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Елагина острова" (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001).
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
классицизм