Публикация
Фортепианная фабрика фирмы "Я. Беккер" -
|
Архитекторы: | Рейнбольдт А. И. Кригер Р. И. Боссе Г. А. |
Год постройки: | 1850-1859, 1894 |
Стиль: | Кирпичный |
Фортепианная фабрика фирмы "Я. Беккер" Кирпичный
8-я линия ВО, 77
вторая четв. XIX в. - небольшие дерев. дома по 8-й линии и флигели во дворе
1850-е - постройка каменных зданий до трёх этажей
1894 - мастер промышл. архитектуры Рейнбольдт Анастасий Иванович -
новый фабричный корпус
1908-1914 - арх. Кригер Реингольд Иванович - расширение и надстройка старых корпусов
Производственные здания 8-я линия, 77 (двор)
1851 - Боссе Гаральд (Юлий) Андреевич (Эрнестович)
- перестроены
Корпуса:
Общежитие № 18 СПбГУ
1896 г. (*)
Якоб (Яков
Давыдович) Беккер
(добавил
(**) (добавил
1884-1889 гг. 8-я линия
РГИС 2022 г.
(добавил люблюпитер )
* Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. - СПб., 1896.
** Оба лицевых корпуса, нарисованные на переднем плане, сохранились, только правый корпус надстроен до семи этажей
(жаль, что при этом исчез украшавший его купол)
Любопытная подробность: на рисунке стоит подпись "К.Гефтлер". Очевидно, это Карл Эдуардович Гефтлер - архитектор, построивший
"дом с портретами писателей" на Екатерининском канале, работавший и как художник (добавил
Фото - dj-2,, 2009.
Фото -
Виктор М, 08.09.2012.
Фото -
люблюпитер,
01.2023.
Фото -
люблюпитер,
01.2023.
Дворовый корпус. Вид с юга,
из двора дома 75.
Фото - Виктор М, 08.09.2012.
Беккер Яков Давыдович . История фабрики
Якоб Давид Беккер (Джейкоб Дэвид Беккер, Якоб Давидович Беккер) - выходец из голландских немцев, открыл в 1841 г. мастерскую по изготовлению небольших роялей на Итальянской ул., 31 (?) в СПб, став основателем впоследствии всемирно известной фортепианной фабрики.
Газета "Иллюстрация" (СПб, 1846) писала: "Превосходный мастер Беккер сделал весьма важное усовершенствование, чтобы все клавиши в фортепиано давали соответственные удару звуки".
На это изобретение Якобу Беккеру была выдана Привилегия (патент и право) Е.И.В., которая и положила начало процветанию производства роялей под именем Беккера.
Яков Беккер распределил производств. процессы между мастерами разных национальностей: с механикой и звуком работали только мастера-немцы, обработку древесины проводили австрийцы, лесозаготовительные работы делали финны. Качество резонансовых дек роялей Беккер, изготовленных из 100-летних горных елей, поражает до сих пор. Древесные волокна дек Беккера направлены вдоль по длине рояля. Такая конструкция предполагает большой объём и расход дорогостоящей резонансовой древесины и поэтому встречается довольно редко.
После Якова Беккера фабрика перешла в 1861 г. к его брату Францу. В 1871 г. владельцами стали М. А. Битепаж и П. Л. Петерсон, которые значительно расширили производство. В 1875 были оборудованы мастерские в здании на наб. Большой Невки, д. 36 (?). На Итальянской улице был оставлен лишь магазин фирмы.
Из небольшого помещения фабрика была переведена в обширное здание на Петербургской стороне. Беккеровская фабрика отличалась от других фортепианных предприятий тем, что в ее стенах производились абсолютно все детали будущих инструментов. На этой фабрике имелись различные машины, чугуно- и меднолитейный отдел, механич. мастерские и пр.
В 1889, после пожара фабрики, фирма и все дело перешли в полную собственность М. А. Битепажа. В продолжение 50 лет (т.е., по 1891) выпущено 11400 инструментов, преим. роялей.
В 1870-х производилось в год от 200 до 240 инструментов. После пожара фабрика переведена на Васильевский остров и незамедлительно возобновила свои действия. В 1891 на ней работали от 250 до 300 человек. Фабрика фирмы Я.Беккера была единств. в России, к-рая имела собств. чугуно-, меднолитейные, механич. и слесарные мастерские.
С 1896 г. фабрика Беккера - Поставщик Двора Его Величества Императора Всероссийского (обладатель высшего знака качества того времени). А также Поставщик Их Величеств: Императора Австрийского, Короля Датского, Короля Норвежского, Короля Шведского. Фирма Беккер была удостоена двенадцатью наградами, медалями и дипломами на межд. выставках.
Качество инструментов Беккер сравнивают с передовыми фирмами того времени - Steinway & Sons, Bechstein, Bluthner. Дизайн и конструкция многих роялей и пианино Беккер уникальны. На роялях Беккер играли: Александр Скрябин, Франц Лист, Камиль Сен-Санс, Клара Шуман, Ганс фон Бюлов, Иосиф Гофман, Семья Императора Николая II, Милий Балакирев, Сергей Танеев, Пётр Чайковский, Графиня Фон Мекк, Клод Дебюсси, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Антон и Николай Рубинштейны, Кара Караев, Святослав Рихтер, Владимир Софроницкий и мн. др.
Неоспоримое качество роялей Беккер - неповторимый романтический звук эпохи величайшего расцвета русской музыки. «...Следует предпочесть беккеровские рояли, так как будучи мягки и приятны по своему тону, они в то же время отличаются замечательной силой звука...» (Пётр Ильич Чайковский).
В 1885 г. владельцы фирмы "Я. Беккер" Битепаж и Петерсен подарили рояль Петру Чайковскому, а в 1889 г. - Антону Рубинштейну. В 1892 рояль Беккер был подарен Александру Скрябину в честь окончания Консерватории (подарок был сделан лесопромышленником и нотным издателем М. Беляевым). В 1911 рояль Беккер был приобретен Николаем II для апартаментов Императрицы Александры Фёдоровны в Ливадийском Дворце в Ялте. Приверженцем роялей марки Беккер был Николай Андреевич Римский-Корсаков. На двух роялях Беккера он играл всю жизнь.
В 1903 г. фабрику купил К. К. Шрёдер, один из сыновей Карла Шрёдера. Во время первой мировой войны он был вынужден уехать в Германию.
В 1918 г. фабрика была национализирована советской властью, и марка Беккер прекратила своё существование. Фабрика получила название 2-й фортепьянной фабрики, затем - фабрика им. Зиновьева. В 1924 г. на ее основе создана фабрика "Красный Октябрь". Свойства и качества инструментов "Красный Октябрь". были уже изменены (особенно после 1929 года). В 1950-х гг. на базе "Красного Октября" было создано около 40 фортепьянных фабрик по всему Советскому Союзу. В 1991 г. фабрике было возвращено прежнее название.
(по материалам энциклопедии Брокгауза и Эфрона и сайта Pianola точка ru)
Современное состояние дел -
В 1990-х гг. в РФ было прекращено производство концертных роялей,
смычковых музыкальных инструментов, до минимума сведено производство духовых и щипковых музыкальных инструментов. Производство баянов и аккордеонов переживало те же проблемы. Малые кабинетные рояли стали производить в 1999 г.
ОАО "Инвестиционная компания "Финансовый холдинг "Империя" уже установило контроль над ОАО "Фортепианная фабрика Я. Беккер" (пианино, рояли, фортепиано), ОАО "Арфа" (арфы, гитары и народные инструменты), ЗАО "Ильмера" (аккордеоны, баяны, гармони). Все три предприятия в советское время были крупнейшими производителями акустических музыкальных инструментов. Холдингу удалось получить контрольные либо блокирующие пакеты акций этих предприятий, а также провести своих представителей в советы директоров. Сейчас холдингом запущено шесть проектов по созданию бизнес-центров и аппарт-отелей. Аппарт-отели станут новым направлением деятельности компании.
В 1920 г. фабрика роялей "Я. Беккер", основанная в 1841 г. и закрытая 13 апреля 1918 г., была национализирована, передана в ведение Деревообделочной секции совнархоза Северного района (ПСНХ) и переименована во 2-ю государственную фортепьянную фабрику. В 1924 г. она переименована в фортепьянную фабрику, в 1928 г. в рояльно-пианинную фабрику "Красный Октябрь", в 1930 г. в Ленинградскую фабрику клавишных инструментов "Красный Октябрь".
В 1991 г. фабрика реорганизована в АОЗТ "Фортепьянная фабрика (бывшая Я. Беккера)", в 1994 г. преобразована в АООТ "Фортепьянная фабрика Я. Беккер", в 1998 г. в ЗАО "Фортепьянная фабрика". (
1973: Фабрики. «Красный Октябрь», клавишных инструментов (Мин. местной пром-сти РСФСР)
- В. О., 8-я линия, 77 ([
Во дворе.
Фото - Виктор М, 14.11.2013.
Получается, что по 8 линии была значительная перенумерация. 1928: Фортепианная ф-ка Музтреста им. Зиновьева, 8 л.., 63. Дан тел. красного директора (124. С. 107). В 1903 это тоже д. 63, принадлежавший, как и 71 М. А. Битепажу (ВПб на 1903. О.4. Стлб. 1887-188)
Ответ на "Общежитие № 10 СПбГУ" от Виктор М
ССылки есть или там табличка висит про общежитие?
Лицевой корпус надстраивали судя по внешнему виду дважды:
- один раз еще до 1917 - 2 этажа.
- другой раз похоже после 1917 - 1 этаж.
1973: ФАБРИКИ
«Красный Октябрь», клавишных инструментов (Мин. местной пром-сти РСФСР) — В. О., 8-я линия, 77 ([211]. С.212)
Фрагмент плана Треста ГРИИ 1976 г. (дек.) - территория фабрики "Красный Октябрь":
Некоторые корпуса фабрики "Кр.Октябрь":
http://www.citywalls.ru/house8078.html
http://www.citywalls.ru/house8259.html
http://www.citywalls.ru/house7243.html
http://www.citywalls.ru/house8197.html
http://www.citywalls.ru/house12678.html
Ключница карту делала.
И левая, и правая надписи "Красный Октябрь" расположены на территории, принадлежавшей в упоминаемых 1973-1976 гг. заводу им.Козицкого (очевидно - с целью введения в заблуждение "потенциального противника").
Комментарии Сергея Беляева совершенно правильные - что на странице http://www.citywalls.ru/house8078.html, что на http://www.citywalls.ru/house8259.html.
http://www.citywalls.ru/house8078.html - вот это здание точно принадлежало фабрике "Красный Октябрь",
http://www.citywalls.ru/house8259.html - а вот это - НИИ "Нептун" (до 21.05.1985 г. - КБ ЛПО им.Козицкого).
АлександрОТ на основании сугубо официальной, открытой карты советского времени вот уже два с лишним года пытается вводить в заблуждение и всех нас. :)
Вот территория фабрики "Красный Октябрь" (обведена синим). А всё, что севернее, - завод им. Козицкого.
Ключница карту делала
на основании сугубо официальной, открытой карты советского времени
Да...
Как бы помягче сказать. Занимайтесь лучше тем, что лучше знаете ...
1. Это план, а не карта.
2. Планы (карты) не делают, а составляют.
3. План при Советах имел гриф "секретно".
с целью введения в заблуждение "потенциального противника"
А это вообще за гранью разумного.
А вообще не стоило комментировать эти,мягко говоря, неоднозначные высказывания. Языком легче молоть, чем дело делать.
Ответ на "Ключница карту делала на основании сугубо официал" от Александр ОТ
> Занимайтесь лучше тем, что лучше знаете ...
Именно этим я в данный момент и занят.
> Языком легче молоть, чем дело делать.
Вот и не мелите. Чем впустую размахивать два года невесть откуда взявшимся "секретным" планом, лучше ЛИЧНО зайдите в проходную д.80к1 по 7-й линии и скажите вахтёру, что вам нужен НИИ "Нептун". Послушайте, что он вам ответит, а потом напишите это здесь.
Не хотите идти лично - зайдите на страницу
Я проработал там 30 лет и знаю, что говорю. А вы ХОТЯ БЫ РАЗ туда вообще заходили, чтобы так писать? Ну так зайдите, не помешает!..
Реклама фабрики ("Всемирная иллюстрация", 1895, №1404):
Отдельно - рисунок из этой рекламы:
Этот рисунок уже есть (фото 4), но, как мне кажется, такое изображение лучше - и более резкое, и без водяных знаков.
Оба лицевых корпуса, нарисованные на переднем плане, сохранились, только правый корпус надстроен до семи этажей (жаль, что при этом исчез украшавший его купол).
Любопытная подробность: на рисунке стоит подпись "К.Гефтлер". Очевидно, это Карл Эдуардович Гефтлер - архитектор, построивший "дом с портретами писателей" на Екатерининском канале, работавший и как художник. (Я видел (кроме прочего) еще один подобный его рисунок в "Ниве".)
1996: Фортепианная фабрика Я. Беккер, АОЗТ - 8-я линия В. О. 77 тел. 213 1146 (Весь Петербург-1996. С. 665)
сейчас в здании находится одно из общежитий СПБГУ