Вид со стороны футбольного поля "Локомотив". Фото - ОляК
Фрагмент схемы РГИС 2019 г.
История строительства этого здания отражена в деле:
Чертежи дома на участке, принадлежавшем И. Мартьянову, В. Поляковой, В. В. Бари, И. В. Цырину по Звенигородской ул., 30 и на участке, принадлежавшем И. Ф. Вайбергу по Звенигородской ул., 28, 30 Крайние даты документов: 1826–1913 Количество листов: 50 ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4803
С конца XIX в. этот участок принадлежал Гвоздильному заводу, располагавшемуся на противоположной стороне улицы (не позже, чем с 1888 г. - см.: Табель домов и улиц города С.-Петербурга... СПб, Книгоиздательство Герман Гоппе, 1888). Завод сначала принадлежал В. В. Бари, а в самом начале 1890-х гг. его владельцем стал Э. Л. Поссель. Однако и после этого участок по Звенигородской ул., 30 остался собственностью Вильяма Вениаминовича Бари, гражданина Северо-Американских Соединенных Штатов. В 1893 г. на участке была построена мастерская для распиловки мрамора. Проект составил архитектор А. А. Бибер (листы 11-18).
Генеральный план и план мастерской(лист 11-12). На обратной стороне - разрешение на "постройку каменной одноэтажной, для распиловки мрамора мастерской на месте, обозначенном на плане двора под лит. А, с помещением парового котла лит. Б и каменною заводскою трубою лит. Г и отхожего места лит. В" от 21 апреля 1893 г.
Здание мастерской расположено в глубине участка. Фасад, обращенный к улице; разрез мастерской и вид сооружений с задней стороны - трубы и пристройки (листы 13-14 и 15-16).
В 1911 г. (см. "Весь Петербург") владельцем этого участка, а также соседнего участка по Звенигородскрй ул., 28 стал Исай Филиппович Вайсберг. Он сразу, в 1911 г. задумал перестройку здания с надстройкой двух этажей для складов и мастерских; проект составил архитектор В. А. Липский.
Но проект В. А. Липского не был осуществлен (вопреки данным [99]).. Уже в 1912 г. появился проект капитальной перестройки здания, не имеющий ничего общего с проектом 1911 г. - ни в плане, ни в расположении окон и дверей, ни в местоположении лестницы - который и был реализован; одновременно был надстроен на один этаж и задний флигель на соседнем участке по Звенигородской ул., 28, тоже принадлежавшем теперь И. Ф. Вайсбергу (листы 29-41).
Генеральный план(лист 29). На плане стоит подпись автора проекта: В.Земляницын. (А вовсе не Липский, который умер еще 2 августа 1911 г., в возрасте 42 лет). К сожалению, никаких сведений о В.Земляницыне мне найти не удалось. (И в [99] данных о нем нет).
Разрешение на строительство от 25 августа 1912 г. (обратная сторона того же листа). Текст разрешения вызывает некоторое удивление: "надстройку 2-м этажом надворного флигеля, на генеральном плане показанного лит. А, с перебивкою оконных отверстий, строительные работы по капитальному ремонту одноэтажного надворного флигеля лит. Г, одноэтажную застройку лит. Б между флигелями лит. А и Г и капитальный ремонт с устройством внутренних перегородок и печей надворного флигеля лит. В,согласно прилагаемым детальным чертежам разрешить" (выделено мною - С.П.). Таким образом, относительно данного корпуса (лит. В) речь идет только о капитальном ремонте с небольшими внутренними изменениями. А между тем, именно прилагаемые детальные чертежи, на которые сделаны ссылки, предусматривают фактически полную перестройку, с надстройкой трех каменных этажей и мансарды.
План подвала и фундамента (лист 30). Планы четвертого и пятого этажа (лист 35).
И, наконец, фасад, обращенный в сторону улицы (лист 38-41).
Именно этот проект и был осуществлен - см. современные фотографии - и не только фасада, обращенного к улице, но и противоположного фасада. Единственное отличие: на фасаде, обращенном к улице, нет и того скромного декора, который предусмотрен в проекте. Не знаю, в чем дело - то ли фасад ободран, то ли декора с самого начала не было (что вполне допустимо для дворовой постройки).
Санкт-Петербургский Государственный театр "Суббота"
Театр-клуб "Суббота" (1969-1986)
Театр - студия "Суббота" (1987-1993)
Государственный театр "Суббота" (с 1994)
При Выборгском дворце культуры Ленинграда с 1966 г. читались лекции о театре и одна их лекционных групп стала называться «практической» («разыгрывающей разные этюды»). Практическую группу вёл молодой ленинградский критик сотрудник Института Театра Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий. 8 марта 1969 г. практическая группа показала свой первый спектакль. Этот день был признан датой основания коллектива, который осенью того же года назвал себя театральным клубом «Суббота». Работал в Выборгском ДК(ул. Комиссара Смирнова, 15А)
В 1971 г. за опозиционные настроения Клуб был закрыт и изгнан из Дворца. Но уже с осени 1971 «Суббота» получила новую прописку в Доме художественной самодеятельности(Рубинштейна, 13). Сезон 1973 г. отмечен появлением «фирменных субботовских масок. В 1975 в «Субботу» принят Григорий Гладков, (впоследствии известный композитор).
В 1982 Суббота переезжает во Дворец культуры работников пищевой промышленности(ул. Правды, 10), по решению Обкома союза, Облсовпрофа и Дворца ей предоставлен малый зал на 2 этаже, а также комнаты для репетиций и клубной работы на 3 этаже.
В августе 1993 г. происходит первая официальная регистрация профессионального театра. «Суббота» регистрируется как частный театр в составе 3-х учредителей. С 01 января 1994 г., учитывая «высокий художественный уровень», по решению Художественного совета и Администрации города, «Суббота», включается в состав городских бюджетных театров. Комитет по культуре становится соучредителем театра.
В 1996 «Суббота» по-прежнему располагается под крышей ДК Пищевиков. А сам ДК стал ничей. В процессе приватизации Молкомбината в АО «Петмол» ДК должен был быть передан городу, но этого не произошло - началась борьба за помещение. В май 1998 состоялась последняя премьера на сцене театра в ДК Пищевиков. Осенью кризис в ДК достигнет своей критической точки. С ноября театр вынужден отменить все запланированные спектакли. Их будут переносить на другие площадки города.
В августе 2002 г. при поддержке общественных организаций театр получает в аренду помещение на ул.Звенигородская д. 30 площадью 505 кв.м. где до театра размещались цеха Госзнака. В мае 2005 театр впервые начинает показывать спектакли на собственной сцене.
С 2006 - Государственное учреждение культуры «Санкт-Петербургский театр «Суббота».
<a href='https://www.citywalls.ru/house706.html' target='_blank'>Мастерская В. В. Бари для распиловки мрамора - Склады и мастерские И. Ф. Вайсберга - Театр "Суббота" на Citywalls.ru</a>
"Мастерские В. В. Бари для распиловки мрамора (двор)" - совсем не Бари
1893 г- мраморно-распиловочная мастерская Шабат Михаил Гертов, из варшавских мещан евангелического вероисповедания. Проживал при мастерской.(Звенигородская ул., 30 ).В справочнике 1903 года предприятие ещё упомянуто в списке каменотесных заводов, 12 рабочих и 1 паровой котел.
Алексей von Fricken
что значит №99? оно вышло в 1896 или 1996?
или вы не доверяете ежегодной адресной книге за 1880-1900-е гг и списку петербургских купцов за те же года?
на 1892 - там п.м. (пустопорожнее место) владелец Бари В.В.
на 1893 - владелец участка Шабат М. Г., и его мраморно-распиловочная мастерская. Позже там же кроме Шабата появляются арендаторы(паркетная мастерская Сизова, бани Мирохина, ветеринарный кабинет Семенова и др)
мастерская вероятно была на 1м этаже или во дворе. там большой двор и не застроен. скорее всего пространство от улицы до дома, где театр было застроеено этой самой мастерской.
таскать каменнные плиты на 3й этаж, чтобы распилить и потом обратно - едва ли это делали, а механизация подъема камня - затраты ненужные.
надо военные АФС посмотреть, что там во дворе было до войны.
В 1896 участок принадлежал Бари, в 1908 Цирину, в 1917 Вайсбергу. Ни каменных, ни мраморных мастерских в эти годы по этому адресу не нашла. Нужно все смотреть сплошняком.
Адресная книга Яблонского на 1896 показывает, что участок 30 принадлежал тогда спб. купцу Михаилу Григорьевичу Шабату, который содержал здесь мраморно-распилочную мастерскую.
Долго, однако, театр "Суббота" плутал, прежде чем нашел это место.
Чертежи дома на участке, принадлежавшем И.Мартьянову, В.Поляковой, В.В.Бари, И.В.Цырину по Звенигородской ул., 30 и на участке, принадлежавшем И.Ф.Вайбергу по Звенигородской ул., 28, 30
Крайние даты документов: 1826–1913
Количество листов: 50
С конца XIX в. этот участок принадлежал Гвоздильному заводу, располагавшемуся на противоположной стороне улицы (не позже, чем с 1888 г. - см.: Табель домов и улиц города С.-Петербурга... СПб, Книгоиздательство Герман Гоппе, 1888). Завод сначала принадлежал В.В.Бари, а в самом начале 1890-х гг. его владельцем стал Э.Л.Поссель. Однако и после этого участок по Звенигородской ул., 30 остался собственностью Вильяма Вениаминовича Бари, гражданина Северо-Американских Соединенных Штатов. В 1893 г. на участке была построена мастерская для распиловки мрамора. Проект составил архитектор А.А.Бибер (листы 11-18).
На обратной стороне - разрешение на "постройку каменной одноэтажной, для распиловки мрамора мастерской на месте, обозначенном на плане двора под лит. А, с помещением парового котла лит. Б и каменною заводскою трубою лит. Г и отхожего места лит. В" от 21 апреля 1893 г.:
Здание мастерской расположено в глубине участка. Фасад, обращенный к улице; разрез мастерской и вид сооружений с задней стороны - трубы и пристройки (листы 13-14 и 15-16):
В 1911 г. (см. "Весь Петербург") владельцем этого участка, а также соседнего участка по Звенигородскрй ул., 28 стал Исай Филиппович Вайсберг. Он сразу, в 1911 г. задумал перестройку здания с надстройкой двух этажей для складов и мастерских; проект составил архитектор В.А.Липский.
Генеральный план, подписанный Липским, с планами этажей и разрешение на строительство от 16 мая 1911 г. (две стороны листа 24-25):
Но проект В.А.Липского не был осуществлен (вопреки данным [99]).. Уже в 1912 г. появился проект капитальной перестройки здания, не имеющий ничего общего с проектом 1911 г. - ни в плане, ни в расположении окон и дверей, ни в местоположении лестницы - который и был реализован; одновременно был надстроен на один этаж и задний флигель на соседнем участке по Звенигородской ул., 28, тоже принадлежавшем теперь И.Ф.Вайсбергу (листы 29-41).
Текст разрешения вызывает некоторое удивление: "надстройку 2-м этажом надворного флигеля, на генеральном плане показанного лит. А, с перебивкою оконных отверстий, строительные работы по капитальному ремонту одноэтажного надворного флигеля лит. Г, одноэтажную застройку лит. Б между флигелями лит. А и Г и капитальный ремонт с устройством внутренних перегородок и печей надворного флигеля лит. В, согласно прилагаемым детальным чертежам разрешить" (выделено мною - С.П.). Таким образом, относительно данного корпуса (лит. В) речь идет только о капитальном ремонте с небольшими внутренними изменениями. А между тем, именно прилагаемые детальные чертежи, на которые сделаны ссылка, предусматривают фактически полную перестройку, с надстройкой трех каменных этажей и мансарды.
Именно этот проект и был осуществлен - см. современные фотографии - и не только фасада, обращенного к улице, но и противоположного фасада.
Единственное отличие: на фасаде, обращенном к улице, нет и того скромного декора, который предусмотрен в проекте. Не знаю, в чем дело - то ли фасад ободран, то ли декора с самого начала не было (что вполне допустимо для дворовой постройки).
Обращаю особое внимание на следующее обстоятельство.
В [99] это здание приписывается В.А.Липскому - ошибочно, как мы видели. Но это даже не единственная ошибка.
В списке работ В.А.Липского написано:
"45. Здание складов и мастераская В.В.Бари. Звенигородская ул., 30, двор. 1911. Включено существовавшее здание."
Здесь правильно только то, что включено существовавшее здание, остальное неверно.
1) Липский выполнил проект не для В.В.Бари (которому этот участок уже не принадлежал), а для И.Ф.Вайсберга. (См. разные комментарии к публикации, авторы которых недоумевают по поводу владельца: не Бари - и всё тут.)
2) Проект Липского не осуществлен. Автор проекта существующего здания - В.Земляницын.
3) В 1911 г. это здание не могло быть построено, так как проект был утвержден только в 1912 г. (к тому же, Липский к этому времени уже умер).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПУБЛИКАЦИИ
1. Название: Мастерская В. В. Бари для распиловки мрамора - Склады и мастерские И. Ф. Вайсберга - Театр "Суббота"
2. Титул:
Архитекторы: Бибер А. А., Земляницын В.
Год постройки: 1893, 1912
Стиль: рядовая застройка
3.
Первая часть публикации:
Мастерская для распиловки мрамора
1893 - архитектор Бибер Альфред Августович
Склады и мастерские И. Ф. Вайсберга
1912 - перестройка, архитектор (инженер?) Земляницын В.
(ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4803)
(О Липском, видимо, можно дать какое-то примечагние в скобках, за пределами этих сведений.)
весь третий этаж сдается под офисы
я там работала года три назад