Публикация

Доходный дом П. П. Иванова

Здание на карте
фото
Архитекторы: Густавсон Э. А.
Год постройки: 1900
Стиль: Кирпичный

Доходный дом П. П. Иванова  

                                                                                           Утраченное здание

   Эсперова ул., 7

1900 - арх. Густавсон Эрих Александрович   (предположительно)

2007 - снесено

 

 

Э. А. Густавсону, "предположительно приписывается дом П. П. Иванова в "кирпичном стиле"   ([118]. С. 352)

 

 

Это здание в 2007 г. было вычеркнуто из Списка вновь выявленных объектов культурного наследия под снос. Дом был признан аварийным без должных оснований. В 2006 г. губернатором подписано распоряжение, открывающееся словами «в связи с обращением Управления делами Президента Российской Федерации» и плавно переходящее к указанию на необходимость расселить, среди прочих и здание на Эсперова, 7 - «в связи с угрозой обрушения во II квартале 2006 года...»
Через год собственникам жилья удается доказать фиктивность экспертизы и признать распоряжение правительства Петербурга о расселении их дома по причине «аварийности» незаконным. Что, впрочем, не спасает дом (выявленный объект культурного наследия) от сноса - по новой версии, ради не обсуждаемой потребности удовлетворить «государственную нужду».

(Татьяна Лиханова, Новая Газета СПб, 31.05.2008)

  

На его месте был построен банно-прачечный комплекс для котеджного поселка Конституционного суда. 

  • фото

    Фото с Google Планета Земля

  • фото
  • фото
  • фото

Исторические фотографии утраченного здания с сайта КАРПОВКА НЕТ.

   

Теперь немного об архитекторе здания. Густавсон Эрих Александрович (1874-?) был видным архитектором стиля модерн. Он был членом Петербургского общества архитекторов. Одна из его самых знаменитых построек - здание товарищества "Скороход" на Большом пр., 55 Петроградской стороны.

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" []

 

Исключен из списка распоряжением КГИОП от 21 сентября 2007 года N 8-166 и на основании заключения историко-культурной экспертизы, выполненной ООО "Архитектурная мастерская Т. А.Славиной" и согласованной КГИОП 20.09.2007

 

Снесено

 

15 комментариев
2174 просмотра
Добавил: Фёдор Грибков, 1 Июля 2009, 17:41
Редактировано: 7 Ноября 2016, 14:39
Оцените:
(11 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6825.html' target='_blank'>Доходный дом П. П. Иванова на Citywalls.ru</a>
Всего 15 комментариев
  • 1 Ноября 2009, 17:23

    А модерн по Кирикову? Как объясняется?

  • 23 Августа 2012, 22:33

     

    М.б., раскрыть кавычки и поправить время глаголов, за к-рым не уследил автор?

  • 24 Августа 2012, 01:38

    В процитированном тексте Кирикова-Штиглиц (118)  ничего не говорится о дате. Откуда 1900? Или это 1900-е?

     В ТЭ-2002 написано, что название улицы известно с 1908. На самом деле улица впервые появляется в ВПб на 1904. В этом и следующем выпуске на нечетной стороне улицы всего 3 дома: 1, 3, 5. Иванова среди владельцев нет. А вот в ВПб на 1906 домов на нечетной стороне уже пять: 1, 3, 5, 7, 13. Владелец д. 7 - Иванов Федор Федорович.  В последующих выпусках ВПб (в Алф. списке улиц, но не в Алфавитном списке жителей) он назван Ивановым (Петуховым) Фед. Фед.  Никаких сведений о нем не сообщается кроме адреса и указания на домовладения.  Кроме этого дома он владел также участком на углу Морского и  Белосельского (Рюхина ул.) пр. - там, где теперь метро.

    В ВПб на 1913 владелец дома - Александр Константинович Иванов, ав ВПг на 1917 - Ипат Васильевич Оленев, купец, торговавший готовым платьем в Апраксином рынке и живший в Мучном пер.. 5.

     

  • 24 Августа 2012, 09:09

    Liz вы правы, везде встречал датировку - 1900е. Видимо технически в титул такую дату вставить невозможно

  • 7 Ноября 2016, 10:52

    Фото с Google Планета Земля

  • 4 Ноября 2018, 20:29

    То же фото в большем размере:

     

    https://vk.com/wall-26680240_172148?z=photo-26680240_456249528/album-26680240_00/rev

  • 26 Октября 2021, 00:25

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=26366646

     

    Мельников Константин Николаевич, 1923 г. р. Место проживания: Эсперов пер., д. 7, кв. 3. Дата смерти: апрель 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 19)

    Мельников Николай Петрович, 1888 г. р. Место проживания: Эсперов пер., д. 7, кв. 3. Дата смерти: декабрь 1941. Место захоронения: Серафимовское кладб. (Блокада, т. 19)

  • 26 Октября 2021, 00:29

    Гармсен Агнесса Васильевна, 1888 г. р. Место проживания: Эсперов пер., д. 7, кв. 3. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Серафимовское кладб.

    Романовская Анна Петровна, 1895 г. р. Место проживания: Эсперов пер., д. 7, кв. 3. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Серафимовское кладб. 

    Романовская Кира Петровна, 1923 г. р. Место проживания: Эсперова ул., д. 7, кв. 3. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Серафимовское кладб. 

    Романовская Ромеда Петровна, 1927 г. р. Место проживания: Эсперов пер., д. 7, кв. 3. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Серафимовское кладб. 

    Романовская Светлана Петровна, 1925 г. р. Место проживания: Эсперова ул., д. 7, кв. 3. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Серафимовское кладб. 

    Романовский Евгений Арсеньевич, 1884 г. р. Место проживания: Эсперов пер., д. 7, кв. 3. Дата смерти: май 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. 

    Савельев Александр Николаевич, 1941 г. р. Место проживания: Эсперов пер., д. 7, кв. 3. Дата смерти: февраль 1942. Место захоронения: Серафимовское кладб. 

     

  • 8 Сентября 2023, 21:24

    Нет ли у кого книги "Петербург немецких архитекторов"? Что там на самом деле написано об этом доме? 

    В прежние времена на Крестовском были Эсперова улица и Эсперов проспект. Проспект начинался от Александровского проспекта (ныне Динамо) примерно в том месте, где сейчас вход в больницу № 31, и его направление, похоже, сохраняет главный проезд больничной территории.

    Эсперов проспект заканчивался, дойдя до Надеждинской улицы (теперь Депутатская), его продолжением за Надеждинской служила Эсперова улица, которая ныне частично сохранилась. Указатель, отмечающий дом 7, стоит на месте современного дома 7 по Эсперовой улице. Неплохо было бы и его включить сюда.

    Частично повторю свой комментарий 2012 года с некоторыми уточнениями.

    В ТЭ-2002 написано, что название Эсперовой улицы известно с 1908. На самом деле она впервые появляется в ВПб на 1903. В этом и в выпусках на 1904 и 1905 на нечетной стороне улицы показаны всего 3 дома: 1, 3, 5. Иванова среди владельцев нет (ВПб на 1903, на 1904. О. 4. Стб. 431; на 1905. О. 4. Стб. 437). 

    В выпуске на 1908 владелцем дома 7 по Эсперовой улице показан Иванов Федор Федорович (ВПб на 1907. О. 4. Стб. 451).

    В выпуске на 1907 впервые появляется Эсперов проспект. На нечетной стороне показаны только дома 1 и 13-15. Иванова среди владельцев не показано (ВПб на 1907. О. 4. Стб.458). Владельцем дома по Эсперовой улице показан Ф.Ф. Иванов (Петухов) (Стб. 457).

    То же в ВПб на 1908 (Стб. 457).

    В выпуске на 1909 по Эсперовой улице владельцем д. 7 показан Ф.Ф. Иванов (Петухов), по Эсперову проспекту Бердникова Анна Владимировна  показана владелицей домов 7 и 9 (Стб. 457).

    В выпусках на 1910-1914 по Эсперовой улице владельцем д. 7 показан Александр Константинович Иванов, по Эсперову проспекту Бердникова Анна Владимировна  показана владелицей домов 7 и 9 (Стб. 457).

    В выпуске ВПг на 1915 владельцем дома 7 по Эсперовой улице показан Ипат Васильевич Оленев. Владельцем дома 7 по Эсперову проспекту - наконец-то - Иванов Петр Петрович (ВПг на 1915. О. 4. Стб. 440). Жил он неподалеку, на Надеждинской улице, 1-в, в собственном доме, рядом с Гимнастическим обществом "Пальма" (ВПб на 1910. О 3. С. 342; ВПб на 1914. О 3. С. 263). Однако в выпусках на 1916 и 1917 годы у него указаны только его домовладения, адрес не показан. Этому могли быть тысячи причин, но первое, что приходит в голову - не был ли призван.

    Однако, остается вопрос: на многочисленных фотографиях дом 7 по Эсперовой улице или по Эсперову проспекту? Вот например.

    ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Ар 226047

    03 апреля1988 г.

    Вид ажурных балконных ограждений жилого дома № 7 на улице Эсперова (бывший доходный дом П.П.Иванова, 1900 г. - архитектор Э.Л.Густавсон). Эсперова улица - https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/ar226047

    Здесь приведены взаимоисключающе сведения. Что-нибудь одно - либо Эсперова улица, либо дом П.П. Иванова. Если год съемки 1988-й, значит Эсперова улица, от проспекта к тому времени уже ничего не оставалось. Год съемки, скорей всего, указан правильно. Густавсон, со слов автора публикации, указан автором предположительно. А год?

    Вероятно, все могло бы объяснить это дело:

    Эсперов пр. N 7 Бердникова А.В.

    ЦГИА СПб ф.1546 оп.6 д.142

    Фонд: ф.1546 ПЕТРОГРАДСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПЕТРОГРАД. 1906–1919.

    Опись: оп.6 Петроградское губернское кредитное общество

    Раздел описи: Крестовский остров

    1906–1914. 17 л.

    Не оцифровано

  • 17 Сентября 2023, 18:08
    Ответ на "Нет ли у кого книги "Петербург немецких архитектор" от Liz

    "Правда, из сохранившихся на Крестовском острове зданий начала XX века Густавсону предположительно приписывается дом П. П. Иванова в «кирпичном стиле» (Эсперова ул., 7)." Это всё, что есть по этому дому у Кирикова и Штиглиц в книге "Петербург немецких архитекторов".

  • 17 Сентября 2023, 22:18
  • 18 Сентября 2023, 02:49

    Что мы имеем?

    Есть недоступное онлайн дело по Эсперову проспекту, дом 7:

    Эсперов пр. N 7 Бердникова А.В.

    ЦГИА СПб ф.1546 оп.6 д.142

    Фонд: ф.1546 ПЕТРОГРАДСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПЕТРОГРАД. 1906–1919.

    Опись: оп.6 Петроградское губернское кредитное общество

    Раздел описи: Крестовский остров

    1906–1914. 17 л. Не оцифровано

    Дело завершается 1914 годом, тем временем, когда владельцем дома вот-вот должен был стать Петр Петрович Иванов - он, напомню, впервые появился  в ВПг на 1915 год.

    Мне не приходилось смотреть дела ГКО по Крестовскому острову, судя по шифру, там все  устроено иначе, чем в делах по домам, находившимся в городе (на Крестовском, между прочим, так и говорили: "поехать в город"), поэтому еще не известно, есть ли в этом деле чертежи дома, которые могли бы показать нам, имеет ли дом с фотографий отношение к Эсперову проспекту и к П.П. Иванову. 

    Но простейший анализ того, что мы уже имеем, показывает, что дом, изображенный на всех приведенных (и неприведенных) фотографиях, не мог иметь адрес по Эсперову проспекту, потому что весь проспект попал в зону постройки 31-й больницы и там уже к 1970-м годам не могло остаться ни одного дома.

    То есть на фотографиях мы видим дом, который достоял до 2007 года на Эсперовой улице. ВПб, начиная с выпуска на 1906 по выпуск на 1909 показывает владельцем участка 7 по Эсперовой улице Федора Федоровича Иванова. В выпуске на 1906 адреса у него не показано, а в выпусках на 1907-1909 он показан живущим по Эсперовой улице, 7. Подробнее распишу его домовладения и адреса немного позднее, там кажется, какая-то путаница присутствует на более поздние годы, надо разбираться. Но в выпусках на 1906-1909 всё нормально и сомнений относительно владельца как-будто не возникает. 

    Единственная фраза относительно предположительного авторства Густавсона вносит, конечно, сумятицу в эту вроде бы прояснившуюся картину: "Правда, из сохранившихся на Крестовском острове зданий начала XX века Густавсону предположительно приписывается дом П. П. Иванова в «кирпичном стиле» (Эсперова ул., 7)" (Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов: От барокко до авангарда. СПб., 2002). Похоже, она была сформулирована задолго до выхода книги, когда дом еще стоял на своем месте. Вопрос: можем ли мы считать, что инициалы "П.П." - всего лишь описка, и достаточно мысленно заменить их другими - "Ф.Ф." - как всё станет на свои места.  Казалось бы, да. Но нет, конечно. Необходимо нечто более существенное.

    Надо еще помнить, что в ВПб на 1904 и на 1905 участок 7 не показан вообще, только участки 1, 3, 5, то есть это были новые места, недавно выделенные из парка. В ВПб на 1906 впервые показан участок 7 и его хозяин Ф.Ф. Иванов, но без места жительства, а в выпуске на 1907 он уже показан живущим здесь. Возможно, это означает, что дом строился в 1905-1906 годах.

  • 18 Сентября 2023, 07:53
    Ответ на "Что мы имеем? Есть недоступное онлайн дело по Эспе" от Liz

     Теоретически вы можете оставить на портале заявку на оцифровку этого дела. Но сделают они это, видимо, только ко второму пришествию. Поэтому я бы порекомендовал Вам сходить в архив и посмотреть его живьём, так сказать. 

  • 17 Января 2024, 16:12
    Ответ на "Теоретически вы можете оставить на портале заявку " от Kinja

     За рекомендацию спасибо. 

  • 17 Января 2024, 16:16
    Ответ на "Liz вы правы, везде встречал датировку - " от Алексей von Fricken

     Вот об этом я и писала сегодня. К сожалению,получается, что форма важнее содержания. А содержание как-нибудь обойдется.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32228
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3267