1849-1857 - арх. Небольсин В. Ф., Маевский Карл Яковлевич - перестройка
В 1960-е гг. были снесены только купола церкви. Еще в 1970-е гг. там располагался кинотеатр "Рассвет", затем там был склад. И только в 1980-е гг. ее снесли. (иулиания)
Картина Федора Неелова 1804 г.
Акварель неизв. худ. "Могила Бегичевых у Охтенской церкви", * см. ниже середина XIX в. (Эрмитаж, инв. №ЭРР-765 (добавил S.P.)
* Изображение церкви Марии Магдалины 1778 - 1781 гг. постройки, до ее перестройки в 1849 - 1857 гг.
"Малая Поречна имеет довольно красивую кладбищенскую церковь", – писал Н. Г. Помяловский, родившийся в семье дьячка этого храма и похороненный на местном кладбище. Здесь же были погребены известный живописец-маринист А. П. Боголюбов, лейб-медик П. А. Наранович, драматург Е. Ф. Розен. В истории храма много белых пятен. Судя по документам, на кладбище Малой (Верхней) Охты в 1762 уже существовала деревянная часовня, которую в 1778-1781 заменила однопрестольная каменная церковь. Неизвестно, кем она была выстроена и как выглядела. Население слободы, достигавшее нескольких тысяч человек, было очень набожным, часто ходило на службы, хорошо знало устав. В 1849 на пожертвования прихожан арх. В. Ф. Небольсин, а затем К. Я. Маевский начали перестраивать церковь, потратив 30 тыс. руб. серебром. Вначале в 1851 на средства купцов был выстроен правый придел свт. Иоанна Златоуста, позже - левый благ. кн. Георгия, каменный купол и двухъярусная колокольня. 30 марта 1857 состоялось освящение главного придела. Основной объем храма имел вид четверика, увенчанного небольшими главками на высоких барабанах. Приделы друг от друга отделялись перегородками, что позволяло одновременно служить литургию и панихиды. Охтяне сделали двухъярусные золоченые резные иконостасы, в которых было несколько старинных икон, прежде всего - Божией Матери. На одном из канунников находился крест с мощами, некогда подаренный Александру I Константинопольским Патриархом. Старинная Тихвинская часовня в 1900 от перевоза через Неву, где стоял каменный столб с образами благ. кн. Александра Невского, была перенесена на площадку по другую сторону проспекта. Неподалеку от церкви находилась Никольская часовня (1903, арх. О. Л. Игнатович) в память выздоровления Николая II; в конце Мариинской ул. - Воскресенская (в 1904-1905 перестроена О. Л. Игнатовичем), две другие деревянные часовни размещались на месте холерного кладбища, возникшего во время эпидемии 1831 года, и в деревне Клочки. В 1878 при церкви возникло благотворительное общество, содержавшее богадельню и четыре приходские школы. В 1913 жители увековечили память своего знаменитого земляка, назвав улицу у кладбища именем Помяловского. В первый Спас крестный ход из храма шел на Неву, в престольный праздник - по приходу. В 1917 настоятелем храма был прот. Феодор Алексеевич Малов. 13 мая 1938 в связи с предполагаемой реконструкцией Охты Леноблисполком постановил снести церковь и кладбище. Однако закрытый в августе храм чудом уцелел; после войны в нем устроили кинотеатр, а снесли лишь в середине 1970-х. Сейчас на месте уничтоженного кладбища - обширный пустырь, часть которого занимает спортивная площадка. В 1996-2001 неподалеку, по Малоохтинскому проспекту, 52, выстроен каменный Успенский храм в память погибших в блокаду, а в 2004 на том же проспекте, д. 65 - деревянная часовня-церковь св. Марии Магдалины.
Своеобразное расположение церкви по отношению к Малоохтинскому пр. в 1960-1970-е годы (кинотеатр) провоцировало постоянную автомобильную пробку (редкое явление в те времена), особенно в связи с тем, что проезд вдоль берега, в ожидании масштабных работ по набережной, стал совершенно непроезжим.
Параллельно улице Тонева была когда-то Оградная улица, которая шла вдоль ограды кладбища.
Церковь св. Марии Магдалины стояла на углу Мало-Охтинского пр. и Оградной ул. (сначала внутри ограды, а позднее вне её).
Новый храм Успения Пресвятой Богородицы (1998-2003), исторически никак не связан со снесенной церковью св. Марии Магдалины и построен на свободном участке. (Kaz-vincero12)
Картина Б. Патерсена 1799 г. (Эрмитаж, инв.№ ЭРЖ-1675)
Увеличенное изображение церкви на заднем плане
1744 г.
1771 г.
План Шуберт 1828 г. Церковь обозначена (справа внизу), а ручейка и островка уже нет
Можно назвать, по крайней мере, два старых изображения церкви до перестройки, которые по недоразумению обычно относят к Троицкой церкви (церкви Сошествия Святого Духа). Одно из них - картина (или акварель?) Федора Неелова 1804 г. Изображенная церковь стоит почти у берега, в отличие от той церкви, стоявшей довольно далеко. На первый взгляд, можно подумать, что на картине видно впадение Охты в Неву, но и это не так: если посмотреть на некоторые карты XVIII в. - там, где этот район подробно прорисован (карты 1744 и 1771 г.), то именно здесь, недалеко от того места, где в 1778 - 1781 гг. была построена первоначальная церковь Марии Магдалины, показано устье какого-то ручейка, впадающего в Неву - заливчик с островком, как на картине Неелова. (На плане Шуберта 1828 г. этого ручейка уже нет.)
Другое изображение - на заднем плане картины Б. Патерсена 1799 г. (Эрмитаж, инв.№ ЭРЖ-1675). Вдали видна церковь. Это не Троицкая церковь: для того, чтобы увидеть ее так, вдали, надо было бы встать на такое место, что справа на противоположном берегу Невы был бы виден Смольный собор - а его нет, следовательно точка, с которой сделано изображение, находится значительно выше по течению Невы. (Замечу, что у Патерсена изображения всегда точные.) Тогда это может быть только церковь Марии Магдалины. Силуэт церкви и колокольни в целом похож на то, что изобразил Неелов. (А если есть легкие расхождения, то еще вопрос, кто нарисовал точнее; я лично больше доверяю Патерсену...). На фотографиях церкви после перестройки видно примерно такое же мелкое пятиглавие. Оно не было как-то радикально переделано. (Добавил: S.P.)
28 комментариев 8737 просмотров
Добавил: Наталия, 4 Декабря 2008, 21:41 Редактировано: 4 Декабря 2024, 18:29
Священником церкви Марии Магдалины был Лесков Иван Степанович. Родился в Санкт- Петербурге в 1872 г. Проживал по адресу: Малоохтинский пр., д. 70, кв. 6. Арестован 2 марта 1938 года. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 марта 1938 года приговорён по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 12 марта 1938 года. (Ленинградский мартиролог. Т. 9., стр. 291).
Местоположение церкви показано на некоем историческом плане (1966 год).
Сейчас на этом месте деревянная часовня (новодел).
Своеобразное расположение церкви по отношению к Малоохтинскому пр. в 60-70-е годы (киноеатр) провоцировало постоянную автомобильную пробку (редкое явление в те времена), особенно в связи с тем, что проезд вдоль берега, в ожидании масштабных работ по набережной, стал совершенно непроезжим.
Новый храм Успения Пресвятой Богородицы (1998-2003), исторячески никак не связан со снесенной церковью св. Марии Магдалины и построен на свободном участке.
Ну, слава Богу (речь ведь о церкви) - мы разобрались.
Есть еще одна историческая загадка по этой территории.
На бывшей (как уже говорилось) улице Тонева существовал дом-призрак, построенный в советские, послевоенные годы (около 60-х). Дом, примерно, 5-ти этажный, с аркой, простоял около 13-15-ти лет и треснул прямо по центру, в районе арки.
Лично держал в руках чертежи (в т.ч. поэтажные планы дома и Решение Ленгорисполкома о его срочном расселении и сносе).
Похоже, что после этого было решено сделать парк на всей территории.
В центре парка существует искусственный холм правильной формы (зимой дети из него делают горку). Говорят, что это фундамент и частично не вывезенные остатки этого дома.
Больше ничего добавить не могу. А ведь интересно. Может быть, что-то можно найти?
На месте насыпного холма в парке действительно до 1987 г. стоял 5-этажный жилой дом с мансардой, только не советской, а дореволюционной постройки. Формально он стоял по ул. Тонева, но в последние годы числился каким-то корпусом по Новочеркасскому пр. (пусть старожилы уточнят). Ещё раньше был снесён (примерно в 1978 г.) 6-этажный также дореволюционный дом, стоявший по Малоохтинскому пр. напротив д. 55.
Всё верно Лесков Иван Степанович - мой прадед по отцовской линии, арестован по доносу, расстрелян в подвале "Большого дома" (Литейный - 4). Его сын Алексанр Иванович Лесков (мой дед) - геоботаник, флорист-систематик, умер во время блокады Ленинграда в 1942 году. Мой отец Святослав Александрович Лесков, кандидат геолого-минералогических наук, скончался в декабре 2001 года на 73-м году жизни, у него было пятеро детей - две дочери от первого брака, и три сына от второго (я старший из сыновей).
В работе [95], а вслед за ней и в публикации сказано:
"В истории храма много белых пятен. Судя по документам, на кладбище Малой (Верхней) Охты в 1762 уже существовала деревянная часовня, которую в 1778-1781 заменила однопрестольная каменная церковь. Неизвестно, кем она была выстроена и как выглядела."
Одно из них - картина (или акварель?) Федора Неелова 1804 г., которая и здесь по ошибке помещена в публикации по церкви Сошествия Святого Духа:
Я уже написал об этом изображении в комментарии по церкви Сошествия Святого Духа. Но здесь все же повторю то же самое. Изображенная церковь стоит почти у берега, в отличие от той церкви, стоявшей довольно далеко. На первый взгляд, можно подумать, что на картине видно впадение Охты в Неву, но и это не так: если посмотреть на некоторые карты XVIII в. - там, где этот район подробно прорисован ( http://www.etomesto.ru , карты 1744 и 1771 г.), то именно здесь, недалеко от того места, где в 1778 - 1781 гг. была построена первоначальная церковь Марии Магдалины, показано устье какого-то ручейка, впадающего в Неву - заливчик с островком, как на картине Неелова. (На плане Шуберта 1828 г. этого ручейка уже нет.)
Другое изображение - на заднем плане картины Б.Патерсена 1799 г. (Эрмитаж, инв.№ ЭРЖ-1675):
Вдали видна церковь. Это не Троицкая церковь: для того, чтобы увидеть ее так, вдали, надо было бы встать на такое место, что справа на противоположном берегу Невы был бы виден Смольный собор - а его нет, следовательно точка, с которой сделано изображение, находится значительно выше по течению Невы. (Замечу, что у Патерсена изображения всегда точные.) Тогда это может быть только церковь Марии Магдалины.
Увеличенное изображение церкви на заднем плане:
Силуэт церкви и колокольни в целом похож на то, что изобразил Неелов. (А если есть легкие расхождения, то еще вопрос, кто нарисовал точнее; я лично больше доверяю Патерсену...)
На фотографиях церкви после перестройки видно примерно такое же мелкое пятиглавие. Оно не было как-то радикально переделано.
P.S. Об этом я совсем недавно написал на своем сайте (только картину Ф.Неелова там не рассматривал, заметил ее только сейчас)
Я сослался на карты 1744 и 1771 г., на которых в этом месте показаны впадение в Неву ручейка и островок, но не показал их. Вот фрагменты этих двух карт (целиком их можно посмотреть на сайте etomesto.ru, ссылку я дал в прошлый раз). Стрелкой я показал приблизительное направление изображения на картине Ф.Неелова. Самой церкви еще нет, она будет построена только в 1778 - 1781 гг. (в 1771 г. на ее месте уже была деревянная часовня, но она не показана).
1744 год:
1771 год:
На плане Шуберта 1828 г. церковь Марии Мавгдалины обозначена (справа внизу), а ручейка и островка уже нет:
Первая строка в публикации: "1760-е - деревянная церковь" - ошибочна. Во-первых, согласно [95], это была не церковь, а часовня (что подтверждается и планом 1771 г., на котором в этом месте церковь не обозначена), а во-вторых, в [95] сказано, что эта часовня уже существовала в 1762 г. - а когда построена, неизвестно. Правильно вместо этого написать: "Не позже 1762 - деревянная часовня".
(Может быть, был использован какой-то другой источник? Тогда его следует указать. И все-таки иметь в виду, что и в 1771 г. церкви здесь еще не было - так что лучше привести данные в соответствие с [95].)
Я нашел еще одно изображение церкви Марии Магдалины 1778 - 1781 гг. постройки, до ее перестройки в 1849 - 1857 гг. - на этот раз крупным планом. (А считается, что ее вид до перестройки неизвестен...)
Кто такие Бегичевы, мне, к сожалению, не удалось выяснить.
На акварели изображен явно тот же храм, что и у Ф.К.Неёлова (фото 2; я уже раньше показал, что у Неёлова изображена именно церковь Марии Магдалины). Если акварель правильно датирована, то она написана незадолго до начала перестройки (1849).
Окончательно снесена в 1972-м г. при спрямлении Малоохтинского пр.