Публикация

Общежитие Транспортной Академии

Общежитие Транспортной Академии               конструктивизм

 

1931 - 

1934-1935 - арх. Абросимов Павел Васильевич   (Список...)

 

 

Целый комплекс зданий общежития грамотно вписан в городскую структуру между М. Посадской и Б. Посадской улицами и заканчивается на Певчевском пер. Часть зданий сфотографирована со двора, где больше коструктивизма ,чем с лицевой стороны. Дома украшают открытые галереи с квадратными колоннами.

  • фото

    1933-1936 гг.

  • фото
  • фото
  • фото

    (из альбома "Советская архитектура")

  • фото

    «Архитектура Ленинграда»
    № 2 за 1940, С. 26-28

  • фото

    (добавил -
    mishaspbru)

  • фото

    Архитектура Ленинграда.
    1940, №2. С. 26
    (добавил - Lonely Walker)

Ряд построенных в Ленинграде за последние годы значительных зданий, расположенных в окружении старой застройки на улицах с небольшим движением, мало известен даже самим ленинградцам. К таким сооружениям относится общежитие Ленинградского электротехнического института связи и сигнализации (бывш. Транспортная академия имени Сталина), расположенное между Большой и Малой Посадскими улицами на Петроградской стороне. 

Этот дом был запроектирован арх. П. В. Абросимовым еще в 1931 году в духе конструктивизма и уже в чертежах являл все пороки «модного» тогда стиля. Участь дома-коробки была уготована и общежитию Транспортной академии, если бы строительство не велось так медленно. За это время произошел решительный пересмотр архитектурно-идейных позиций. Такие значительные явления, как конкурс на лучший проект Дворца Советов, постановление ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, заставили автора коренным образом переработать проект в 1934 году. При этом приходилось считаться с уже заложенными фундаментами, предопределившими объемно-пространственное решение. Расположение и характер объемов первоначально увязывались с предполагавшейся тогда реконструкцией прилегающего района. Здание бывш. Транспортной академии, выстроенное в этой части по кривой, диктовало кривизну вновь пробиваемой здесь улицы, а следовательно и кривизну здания общежития, выходящего на нее.

Оперируя большой кубатурой в 98 000 м3, автор расчленяет здание на 3 связанных между собой объема; в криволинейной части он размешает общежитие, выделяя корпус семейных, состоящий из жилых ячеек, и связывает оба эти корпуса низким вытянутым объемом, в котором располагается столовая. Устроенные в низком объеме, оформленном колоннадой, проходы ведут нас во двор, на который выходят все лестничные клетки корпуса семейных. * Центром композиции является высотная 7-этажная часть, подчеркивающая вход в общежитие, к которой привязан корпус семейных. Криволинейная часть здания расчленена по вертикали лоджиями, делящими плоскость стены на три примерно равные части. У здания выделен первый этаж, обработанный тяжелым рустом и служащий основанием всей композиции фасадов. Плоскость, объединяющая верхние четыре этажа, обработана легкой рустовкой, перерезаемой квадратными проемами окон. Простой карниз с балюстрадой на нем увенчивает здание. Пространственно разрешенное с большим тактом здание подкупает ясностью форм и равновесием масс. Решение фасадов при всей их упрощенности обладает и несомненными достоинствами. Простые членения, приятные пропорции оправдывают в известной мере скупость декоративных средств.

(Лейбзон В.А. Об одном забытом здании//Архитектура Ленинграда. 1940, №2. С. 26-27; добавил: Lonely Walker)

Несколько слов об отделке фасада. Количество деталей, задуманных автором и осуществленных в натуре, весьма скромно. Сами детали упрощены, а подчас и грубы. Руст нижнего этажа имеет разбивку на камни, характерную для архитектуры доходных домов Петербурга. Он встречался и в ампирных зданиях, но всегда при этом основывался на гладком цокольном этаже. Руст верхних этажей представляет собой разбивку на горизонтальные камни, напоминающие кирпичную кладку; но эти монументальные кирпичи вряд ли лучше рустовки, имитирующей облицовку камнем, которой не свойственны придуманные автором пропорции. В решении плана самого здания интересно отметить секцию дома семейных студентов. На площадку лестничной клетки выходят 4 жилых ячейки: 2 однокомнатных и 2 двухкомнатных; каждая ячейка имеет свой санузел; кухня и ванная - общие для всех 4 ячеек. Теплая лестница дает возможность беспрепятственно сообщаться с местами общего пользования. Автор повернул лестницу таким образом, что ему понадобилось устройство площадки. План второго корпуса элементарно прост: применена коридорная система с двухсторонним расположением комнат.

(Лейбзон В.А. Об одном забытом здании//Архитектура Ленинграда. 1940, №2. С. 28; добавил: Lonely Walker)

  • фото

    Северо-западный угол.
    Фото - Виктор М, 03.2015.

  • фото

    Дворовый корпус.
    Справа примыкает школа
    (Певческий пер., 4)
    Фото - Виктор М, 04.2015.

  • фото

    Дворовые фасады.
    Северо-западный угол

  • фото

    Южный двор, вид на север.
    Дворовое крыло соединяет
    западную и восточную
    части комплекса

  • фото

    Южный двор,
    вид на запад

  • фото

    Северный двор,
    вид на север

  • фото

    Северный двор. Вид на запад.
    Справа крыло по Большой
    Посадской

  • фото

    Северный двор.
    Вид на юго-запад

  • фото

    Северный двор. Крыло по Большой
    Посадской, вход на лестницы

  • фото

    Северный двор.
    Крыло по Большой Посадской

  • фото

    Северный двор.
    Крыло по Певческому пер.
    Фото - Виктор М, 10.2017.

1940:  Электротехнический институт инженеров сигнализации и связи НКПС  -  пр. М. Горького, 7

          Амбулатория и общежитие    - М. Посадская, 18/22     (Сп. аб. ЛГТС. 1940. С. 285)

1965:  Ателье пошивочные: ОРСа Окт. ж.д. Финляндского отделения   - Б. Посадская, 7-а     ([108]. C. 7)

1965:  Ин-т инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В.Н. Образцова Лен., Мин. путей сообщения СССР,

          Общежитие № 5 - ул. бр. Васильевых, 22.

          Санаторий института инженеров ж.-д. транспорта ночной   - Б. Посадская, 7     ([108]. C. 157)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1359)

  • фото

  • фото

    Лестницы в крыле по
    Большой Посадской
    (вход со двора)

  • фото

    Коридор 1 этажа в
    крыле по Большо
    й Посадской

  • фото

    В разных концах крыла
    по Большой Посадской
    две одинаковые
    лестницы

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М, 10.2017.

34 комментария
7419 просмотров
Добавил: Александр Иванович, 27 Мая 2009, 21:24
Редактировано: 27 Октября 2020, 20:35
Оцените:
(21 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6378.html' target='_blank'>Общежитие Транспортной Академии на Citywalls.ru</a>
Всего 34 комментария
  • 5 Октября 2010, 20:47

    Опять обрезной "Список..." :(  Наверно, лучше не писать вовсе, пока нет его в Библиографии, чем давать такой непонятный непосвященным вариант, а потом еще раз переписывать. Чего себе на голову лишнюю работу искать?!

     

    № 108. С. 72, 157.

    Ин-т инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В.Н. Образцова Лен., Мин. путей сообщения СССР, общежитие № 5 - ул. бр. Васильевых, 22.

    Санаторий института инженеров ж.-д. транспорта ночной - Б. Посадская, 7.

    (Сам ИИЖТ им. акад. В.Н. Образцова указан  по Московскому пр., 9).

  • 20 Октября 2010, 23:18

    № 108. С. 7.

    Ателье пошивочные: ОРСа Окт. ж.д. Финляндского отделения - Б. Посадская, 7-а.

    Есть еще корпус?

  • 20 Октября 2010, 23:21

    Мне любопытно именно такая абревиатура была   ИИЖДТ ?

    Никогда не встречала с буквой "Д"...

  • 20 Октября 2010, 23:29

    Хороший вопрос - не было никакой. Было либо полное название, либо санаторий института инженеров ж.-д. транспорта ночной.

    Вот я на ходу и сократил, причем, честно не указал, что так якобы в оригинале (когда что-то сокращ. слишком или странно - я поясняю соотв.). Если с Д не писали, значит, не писали - я помню Вашу профессию. 

  • 18 Июня 2011, 14:09

    Вообще-то по Списку это Здание общежития Транспортной Академии.

    И, конечно, П. В. Абросимов.

  • 18 Июня 2011, 14:26

    1.Транспортная Академия это историческое название 30х гг., наверное.

    2. а с годами В ТИТУЛЕ тут явная неувязка.

    это объект 1934-35 гг. судя по архитектуре.

    Кстати, ниже в тексте есть расшифровка, что сперва автор один, а потом другой.

    и годы есть адекватные. В титул нужно перенести годы 1934-35. 

  • 19 Июня 2011, 20:14

    В списке - 1931, 1934-1935. В принципе,там несколько разных зданий.

  • 19 Июня 2011, 20:38

    Да не то, чтобы тут винегрет. По РГИС - памятник - это современные общежития № 5 и № 7 ПГУПС. А вот правое здание на титульной фотографии (оно тоже относится к общежитию № 5) - постороннее здание и памятником не является.

  • 19 Июня 2011, 20:54

    А вот фото старые - не заметила когда они тут появились - разве относятся к этим общежитиям, а не  к самой Транспортной академии (кот. ныне тоже общежитие)?

     

    Второй вопрос по Абросимову: у нас  в списке есть П. В., а здесь В. П. - однофамильцы?

  • 19 Июня 2011, 21:18

    Старые фотографии похожи именно на здания общежитий.

    А Павел Васильевич Абросимов - он один. Тут ошибка.

  • 19 Июня 2011, 21:37

    даты в титуле относятся к разным корпусам, а как узнать какая к какому?

  • 19 Июня 2011, 21:57

    Вот в этом помочь пока не могу...

  • 6 Апреля 2012, 11:34

    1.Весь комплекс общежитий ПГУПС имеет ОДИН адрес: Малая Посадская ул. д. 22-24.  

    Остальные улицы, указанные в титуле - ошибка. 

    2. Предлагаю сделать подписи к фото.

    Если А.И. не может это сделать - напишите мне, я распишу что где изображено. Пока что (без подписей к фото ) эта публикация больше похоже на черновик для самого автора и посвященных в тему, чем на публикацию для читателей, желающих ознакомиться с объектом. 

    3. Текст видимо требует расширения. 

    4. На титульном фото изображены 2 разных здания:

    - слева:  памятник постконструктивизма (иcковерканный украшениями конструктивизм), к которому относятся года в титуле.

    - справа: новостройка 1960х-1970х гг. точный адрес той пристройки: М.Посадская д.22-24 литера Б.  

    Просьба как-то разделить эти здания, чтобы не бросать тень на творцов конструктивизма этим простецким утилитарным жилблоком.

    Лучше вообще в отдельную публикацию убрать этот непамятник и нешедевр архитектуры. Или написать пояснение для несведущих новичков, что это не 1929 год, а 1970й. :)  

  • 11 Апреля 2012, 18:13

    ОБЩЕЖИТИЕ №5 ПГУПС

    Общежитие коридорного типа, состоит из двух корпусов с 1-2-3-х местными комнатами.

    После капитального ремонта общежитие оснащено новой мебелью и современными подсобными средствами.

    В общежитии есть все необходимое для организации студенческого досуга и учебного процесса: учебные комнаты, помещение Студенческого Совета с библиотекой, компьютерный класс, спортивный зал с тренажерами для юношей и спортивная комната для девушек, а также кухни, душевые помещения, камера хранения, бельевая, столовая. Интернет.

    В общежитии имеется Актовый зал на 400 мест, где проводятся конференции, собрания студентов, репетиции студенческого театра, дискотеки и другие мероприятия.

    http://www.pgups.ru/nash_univer/obshe/hostel_5/   (2012)

  • 11 Апреля 2012, 20:19

    Напишите в комментариях, я вставлю в публикацию. Фото, возможно, добавлял и не А. И.

    Что касается адресов, раумеется, любой дом имеет один адрес, редко через дробь, но на сайте принято таким образом указывать место расположения здания.

  • 11 Апреля 2012, 20:40

    из альбома "Советская архитектура")

    (написано 1933-1936 гг.)

    Как это расшифровать? Это альбом 1933-36 гг. издания или проект, или что?...

     

    Нет ссылок.

  • 11 Апреля 2012, 21:39

    Я думаю, что в этом альбоме написано про данное здание, что оно построено  "1933-1936".  Обычно под фотографией подпись содержит даты.  

  • 11 Апреля 2012, 23:01

    Это не даты, а гг. Но гг. могут быть проектирования, а могут быть стр-ва.

  • 12 Апреля 2012, 16:23

    1. Для удобства зрителей  (и модераторов) создана публикация про современный дом на Малой Посадской, который построен в 1968-1970.  См. http://www.citywalls.ru/house20924.html

     

    2. Общежитие ПГУПС для иностранцев №7а в этом комплексе зданий СЕГОДНЯ (04.2012) - два корпуса, стоящие буквой Г вдоль Б.Посадской и Певческого переулка.  

     

    3.  Здание с дугообразным фасадом, выходящим во двор, и протянувшееся от Малой Посадской ул до  Б.Посадской ул.,:

    - первый этаж занят Учебно-курсовым комбинатом ПГУПС 

    - общежитие №5 ПГУПС

     

    "Общежитие коридорного типа, состоит из двух корпусов с 1-2-3-х местными комнатами. 
    После капитального ремонта общежитие оснащено новой мебелью и современными подсобными средствами.
    В общежитии есть все необходимое для организации студенческого досуга и учебного процесса: учебные комнаты, помещение СтудСовета с библиотекой, компьютерный класс, спортивный зал с тренажерами для юношей и спортивная комната для девушек, а также кухни, душевые помещения, камера хранения, бельевая, столовая. 

    В общежитии имеется Актовый зал на 400 мест, где проводятся конференции, собрания студентов, репетиции студенческого театра, дискотеки и другие мероприятия."
    http://www.pgups.ru/nash_univer/obshe/hostel_5/  (2012)

  • 12 Апреля 2012, 16:32

    А вдоль Большой Посадской и по Певческому?

  • 12 Апреля 2012, 22:41

    Электротехнический институт инженеров сигнализации и связи НКПС. Пр. М. Горького, 7. Амбулатория и общежитие - М. Посадская, 18/22 (Сп. аб. ЛГТС. 1940. С. 285).

  • 12 Апреля 2012, 22:56

    Нет ничего под рукой, на что сослаться, но в свое время приходилось читать, что году так в 1908 Гор. дума была очень озабочена  предстоящим засилием транспорта и необходимостью создания новых улиц-дублеров. Один из задуманных тогда  проектов был позднее осуществлен - так  появился пр. Медиков. 

    Причудливая линия фасада этого здания появилась в предвкушении осуществления другого проекта: создания из М. Монетной улицы, которую должны были прорубать далее, за Б. Монетную, дублера Каменноостровского проспекта, но в какой-то момент махнули рукой и на Б. Монетной по оси Малой встало огромное серое здание. С советской частью этой истории знакомиться не приходилось, но очевидно, что рассматриваемое здание строилось вдоль этой будущей магистрали, которая должна была начаться расширением Конного переулка. Посмотрите на карту. А в музее города, по-моему, есть чертежи к этому проекту.

  • 18 Июня 2013, 17:52

    На самом деле это вот такой проект был.

    Его старательно испортили сталинские выдвиженцы.

    фото с выставки Г.А.Симонова в Доме архитектора. 

     

    План общежития, корпус для семейных.

     

  • 23 Мая 2014, 22:57
    Ответ на "Нет ничего под рукой, на что сослаться, но в свое " от Liz

     об этом и других подобных дореволюционных проектах - http://www.online812.ru/2014/05/22/008/

  • 18 Марта 2015, 22:35

    Коллеги, а откуда данные про Симонова? Согласно «Архитектуре Ленинграда» номер 2 за 1940, страницы 26-28, «Этот дом был запроектирован архитектором П. В. Абросимовым ещё в 1931 году в духе конструктивизма» <...> «заставили автора коренным образом переработать проект в 1934».

     см. публ.

  • 19 Марта 2015, 09:21

    арх. Г.А. Симонов и общежитие ЛИИЖТа - ПГУПСа.

    1. См. выше фото в комментариях с юбилейной выставки Г.А. Симонова в Доме Архитектора 

    sperling 18 Июня 2013, 16:52

    На самом деле это вот такой проект был.

    2. "Архитектурная графика эпохи конструктивизма в  ГМИ СПб, Каталог",  СПб, 2008. с.202

     

    надо еще порыться в литературе, встречалось упоминание Г.А. Симонова как соавтора этого проекта и в других книгах о советской архитектуре Ленинграда.  

  • 22 Сентября 2016, 18:41

    Шестиэтажное здание тоже относится к общежитию? Согласно ЕИСТ, оно (22-24, литера Б) было построено в 1979 году.

  • 22 Сентября 2016, 23:18

    Оказывется, в 1965 году был еще один детский сад Петроградского р-на № 21.

    1965: Детский сад Петроградского р-на № 21, ул. бр. Васильевых, 22. ([108], с. 34).

  • 10 Июля 2018, 16:12

    Отправила в публикацию часть текста из журнала "Архитектура Ленинграда" 1940, № 2 (электронная копия на сайте РНБ - https://vivaldi.nlr.ru/pm000071261/view#page=1); 08.07.2018.   

    Несколько дополнений:
    1. п. 1359 в Списке КГИОП выглядит так:

     

    https://www.gov.spb.ru/law?d&nd=8348128&nh=0&ssect=52


    2. Здание на карте РГИС 

     

  • 28 Апреля 2019, 03:20

    1956: Институт инженеров железнодорожного транспорта Лен. им. акад. В .Н. Образцова, мин. путей сообщ. СССР - Московск.пр. 9 [так в тексте]

    Общежития:

    № 1, 7 Красноармейская, 12

    № 2, пр. М. Горького, 7 [так в тексте]

    № 3, ул. Пржевальского, 6

    № 5, М. Посадская, 22 [так в тексте]

    № 6, Перевозная, 8-б

    (Список абонентов ЛГТС.1956 (С.49))

  • 28 Апреля 2019, 09:47

    Правая часть действительно строилась в 70-х.

  • 28 Апреля 2019, 10:31
    Ответ на "Правая часть действительно строилась в 70-х." от Liz

     Правая часть это отдельное здание Малая Посадская улица, дом 22-24, литера Б

    1979 (Росреестр) -

  • 21 Декабря 2021, 21:01
    Ответ на "Нет ничего под рукой, на что сослаться, но в свое " от Liz

     "Один из задуманных тогда проектов был позднее осуществлен - так появился пр. Медиков" - действительно, в начале ХХ века предполагалось, что дублер Каменноостровского пройдет здесь, но за Карповкой он планировался по Аптекарскому пр.

     

  • 12 Января 2023, 18:06
    Ответ на "Коллеги, а откуда данные про Симонова? Соглас" от mishaspbru

    А например, в издании "Ленинград – образцовый социалистический город: новостройки 1932 года. Вып. 1. Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932. С. 16" значится, что авторами проекта являются все трое: Симонов, Абросимов и Хряков.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32220
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 13471