1934-1935 - арх. Абросимов Павел Васильевич (Список...)
Целый комплекс зданий общежития грамотно вписан в городскую структуру между М. Посадской и Б. Посадской улицами и заканчивается на Певчевском пер. Часть зданий сфотографирована со двора, где больше коструктивизма ,чем с лицевой стороны. Дома украшают открытые галереи с квадратными колоннами.
Архитектура Ленинграда. 1940, №2. С. 26 (добавил - Lonely Walker)
Ряд построенных в Ленинграде за последние годы значительных зданий, расположенных в окружении старой застройки на улицах с небольшим движением, мало известен даже самим ленинградцам. К таким сооружениям относится общежитие Ленинградского электротехнического института связи и сигнализации (бывш. Транспортная академия имени Сталина), расположенное между Большой и Малой Посадскими улицами на Петроградской стороне.
Этот дом был запроектирован арх. П. В. Абросимовым еще в 1931 году в духе конструктивизма и уже в чертежах являл все пороки «модного» тогда стиля. Участь дома-коробки была уготована и общежитию Транспортной академии, если бы строительство не велось так медленно. За это время произошел решительный пересмотр архитектурно-идейных позиций. Такие значительные явления, как конкурс на лучший проект Дворца Советов, постановление ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, заставили автора коренным образом переработать проект в 1934 году. При этом приходилось считаться с уже заложенными фундаментами, предопределившими объемно-пространственное решение. Расположение и характер объемов первоначально увязывались с предполагавшейся тогда реконструкцией прилегающего района. Здание бывш. Транспортной академии, выстроенное в этой части по кривой, диктовало кривизну вновь пробиваемой здесь улицы, а следовательно и кривизну здания общежития, выходящего на нее.
Оперируя большой кубатурой в 98 000 м3, автор расчленяет здание на 3 связанных между собой объема; в криволинейной части он размешает общежитие, выделяя корпус семейных, состоящий из жилых ячеек, и связывает оба эти корпуса низким вытянутым объемом, в котором располагается столовая. Устроенные в низком объеме, оформленном колоннадой, проходы ведут нас во двор, на который выходят все лестничные клетки корпуса семейных. * Центром композиции является высотная 7-этажная часть, подчеркивающая вход в общежитие, к которой привязан корпус семейных. Криволинейная часть здания расчленена по вертикали лоджиями, делящими плоскость стены на три примерно равные части. У здания выделен первый этаж, обработанный тяжелым рустом и служащий основанием всей композиции фасадов. Плоскость, объединяющая верхние четыре этажа, обработана легкой рустовкой, перерезаемой квадратными проемами окон. Простой карниз с балюстрадой на нем увенчивает здание. Пространственно разрешенное с большим тактом здание подкупает ясностью форм и равновесием масс. Решение фасадов при всей их упрощенности обладает и несомненными достоинствами. Простые членения, приятные пропорции оправдывают в известной мере скупость декоративных средств.
(Лейбзон В.А. Об одном забытом здании//Архитектура Ленинграда. 1940, №2. С. 26-27; добавил: Lonely Walker)
Несколько слов об отделке фасада. Количество деталей, задуманных автором и осуществленных в натуре, весьма скромно. Сами детали упрощены, а подчас и грубы. Руст нижнего этажа имеет разбивку на камни, характерную для архитектуры доходных домов Петербурга. Он встречался и в ампирных зданиях, но всегда при этом основывался на гладком цокольном этаже. Руст верхних этажей представляет собой разбивку на горизонтальные камни, напоминающие кирпичную кладку; но эти монументальные кирпичи вряд ли лучше рустовки, имитирующей облицовку камнем, которой не свойственны придуманные автором пропорции. В решении плана самого здания интересно отметить секцию дома семейных студентов. На площадку лестничной клетки выходят 4 жилых ячейки: 2 однокомнатных и 2 двухкомнатных; каждая ячейка имеет свой санузел; кухня и ванная - общие для всех 4 ячеек. Теплая лестница дает возможность беспрепятственно сообщаться с местами общего пользования. Автор повернул лестницу таким образом, что ему понадобилось устройство площадки. План второго корпуса элементарно прост: применена коридорная система с двухсторонним расположением комнат.
(Лейбзон В.А. Об одном забытом здании//Архитектура Ленинграда. 1940, №2. С. 28; добавил: Lonely Walker)
Дворовый корпус. Справа примыкает школа (Певческий пер., 4) Фото - Виктор М, 04.2015.
Дворовые фасады. Северо-западный угол
Южный двор, вид на север. Дворовое крыло соединяет западную и восточную части комплекса
Южный двор, вид на запад
Северный двор, вид на север
Северный двор. Вид на запад. Справа крыло по Большой Посадской
Северный двор. Вид на юго-запад
Северный двор. Крыло по Большой Посадской, вход на лестницы
Северный двор. Крыло по Большой Посадской
Северный двор. Крыло по Певческому пер. Фото - Виктор М, 10.2017.
1940: Электротехнический институт инженеров сигнализации и связи НКПС - пр. М. Горького, 7
Амбулатория и общежитие - М. Посадская, 18/22 (Сп. аб. ЛГТС. 1940. С. 285)
1965: Ателье пошивочные: ОРСа Окт. ж.д. Финляндского отделения - Б. Посадская, 7-а ([108]. C. 7)
1965: Ин-т инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В.Н. Образцова Лен., Мин. путей сообщения СССР,
Общежитие № 5 - ул. бр. Васильевых, 22.
Санаторий института инженеров ж.-д. транспорта ночной - Б. Посадская, 7 ([108]. C. 157)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1359)
Лестницы в крыле по Большой Посадской (вход со двора)
Коридор 1 этажа в крыле по Большо й Посадской
В разных концах крыла по Большой Посадской две одинаковые лестницы
Опять обрезной "Список..." :( Наверно, лучше не писать вовсе, пока нет его в Библиографии, чем давать такой непонятный непосвященным вариант, а потом еще раз переписывать. Чего себе на голову лишнюю работу искать?!
№ 108. С. 72, 157.
Ин-т инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В.Н. Образцова Лен., Мин. путей сообщения СССР, общежитие № 5 - ул. бр. Васильевых, 22.
Санаторий института инженеров ж.-д. транспорта ночной - Б. Посадская, 7.
(Сам ИИЖТ им. акад. В.Н. Образцова указан по Московскому пр., 9).
Хороший вопрос - не было никакой. Было либо полное название, либо санаторий института инженеров ж.-д. транспорта ночной.
Вот я на ходу и сократил, причем, честно не указал, что так якобы в оригинале (когда что-то сокращ. слишком или странно - я поясняю соотв.). Если с Д не писали, значит, не писали - я помню Вашу профессию.
Да не то, чтобы тут винегрет. По РГИС - памятник - это современные общежития № 5 и № 7 ПГУПС. А вот правое здание на титульной фотографии (оно тоже относится к общежитию № 5) - постороннее здание и памятником не является.
А вот фото старые - не заметила когда они тут появились - разве относятся к этим общежитиям, а не к самой Транспортной академии (кот. ныне тоже общежитие)?
Второй вопрос по Абросимову: у нас в списке есть П. В., а здесь В. П. - однофамильцы?
1.Весь комплекс общежитий ПГУПС имеет ОДИН адрес: Малая Посадская ул. д. 22-24.
Остальные улицы, указанные в титуле - ошибка.
2. Предлагаю сделать подписи к фото.
Если А.И. не может это сделать - напишите мне, я распишу что где изображено. Пока что (без подписей к фото ) эта публикация больше похоже на черновик для самого автора и посвященных в тему, чем на публикацию для читателей, желающих ознакомиться с объектом.
3. Текст видимо требует расширения.
4. На титульном фото изображены 2 разных здания:
- слева: памятник постконструктивизма (иcковерканный украшениями конструктивизм), к которому относятся года в титуле.
- справа: новостройка 1960х-1970х гг. точный адрес той пристройки: М.Посадская д.22-24 литера Б.
Просьба как-то разделить эти здания, чтобы не бросать тень на творцов конструктивизма этим простецким утилитарным жилблоком.
Лучше вообще в отдельную публикацию убрать этот непамятник и нешедевр архитектуры. Или написать пояснение для несведущих новичков, что это не 1929 год, а 1970й. :)
Общежитие коридорного типа, состоит из двух корпусов с 1-2-3-х местными комнатами.
После капитального ремонта общежитие оснащено новой мебелью и современными подсобными средствами.
В общежитии есть все необходимое для организации студенческого досуга и учебного процесса: учебные комнаты, помещение Студенческого Совета с библиотекой, компьютерный класс, спортивный зал с тренажерами для юношей и спортивная комната для девушек, а также кухни, душевые помещения, камера хранения, бельевая, столовая. Интернет.
В общежитии имеется Актовый зал на 400 мест, где проводятся конференции, собрания студентов, репетиции студенческого театра, дискотеки и другие мероприятия.
1. Для удобства зрителей (и модераторов) создана публикация про современный дом на Малой Посадской, который построен в 1968-1970. См. http://www.citywalls.ru/house20924.html
2. Общежитие ПГУПС для иностранцев №7а в этом комплексе зданий СЕГОДНЯ (04.2012) - два корпуса, стоящие буквой Г вдоль Б.Посадской и Певческого переулка.
3. Здание с дугообразным фасадом, выходящим во двор, и протянувшееся от Малой Посадской ул до Б.Посадской ул.,:
- первый этаж занят Учебно-курсовым комбинатом ПГУПС
- общежитие №5 ПГУПС
"Общежитие коридорного типа, состоит из двух корпусов с 1-2-3-х местными комнатами. После капитального ремонта общежитие оснащено новой мебелью и современными подсобными средствами. В общежитии есть все необходимое для организации студенческого досуга и учебного процесса: учебные комнаты, помещение СтудСовета с библиотекой, компьютерный класс, спортивный зал с тренажерами для юношей и спортивная комната для девушек, а также кухни, душевые помещения, камера хранения, бельевая, столовая.
В общежитии имеется Актовый зал на 400 мест, где проводятся конференции, собрания студентов, репетиции студенческого театра, дискотеки и другие мероприятия." http://www.pgups.ru/nash_univer/obshe/hostel_5/ (2012)
Электротехнический институт инженеров сигнализации и связи НКПС. Пр. М. Горького, 7. Амбулатория и общежитие - М. Посадская, 18/22 (Сп. аб. ЛГТС. 1940. С. 285).
Нет ничего под рукой, на что сослаться, но в свое время приходилось читать, что году так в 1908 Гор. дума была очень озабочена предстоящим засилием транспорта и необходимостью создания новых улиц-дублеров. Один из задуманных тогда проектов был позднее осуществлен - так появился пр. Медиков.
Причудливая линия фасада этого здания появилась в предвкушении осуществления другого проекта: создания из М. Монетной улицы, которую должны были прорубать далее, за Б. Монетную, дублера Каменноостровского проспекта, но в какой-то момент махнули рукой и на Б. Монетной по оси Малой встало огромное серое здание. С советской частью этой истории знакомиться не приходилось, но очевидно, что рассматриваемое здание строилось вдоль этой будущей магистрали, которая должна была начаться расширением Конного переулка. Посмотрите на карту. А в музее города, по-моему, есть чертежи к этому проекту.
Коллеги, а откуда данные про Симонова? Согласно «Архитектуре Ленинграда» номер 2 за 1940, страницы 26-28, «Этот дом был запроектирован архитектором П. В. Абросимовым ещё в 1931 году в духе конструктивизма» <...> «заставили автора коренным образом переработать проект в 1934».
"Один из задуманных тогда проектов был позднее осуществлен - так появился пр. Медиков" - действительно, в начале ХХ века предполагалось, что дублер Каменноостровского пройдет здесь, но за Карповкой он планировался по Аптекарскому пр.
А например, в издании "Ленинград – образцовый социалистический город: новостройки 1932 года. Вып. 1. Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932. С. 16" значится, что авторами проекта являются все трое: Симонов, Абросимов и Хряков.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Опять обрезной "Список..." :( Наверно, лучше не писать вовсе, пока нет его в Библиографии, чем давать такой непонятный непосвященным вариант, а потом еще раз переписывать. Чего себе на голову лишнюю работу искать?!
№ 108. С. 72, 157.
Ин-т инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В.Н. Образцова Лен., Мин. путей сообщения СССР, общежитие № 5 - ул. бр. Васильевых, 22.
Санаторий института инженеров ж.-д. транспорта ночной - Б. Посадская, 7.
(Сам ИИЖТ им. акад. В.Н. Образцова указан по Московскому пр., 9).