Публикация

Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера - Завод "Двигатель"

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Фото -  Lonely Walker, 07.2018

Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера (Старый Лесснер) -

Завод "Двигатель"

 

Ленинградский завод «Двигатель». Основан в 1853 г. Г. Лесснером. С 1924 - завод «Торпедо», с ноября 1927 - Завод «Двигатель», Завод No 181 НКСП, с 1973 – в НПО «Уран», ФГУП «Двигатель», ОАО «Завод «Двигатель» 

 

 

История предприятия началась в 1853 г., когда Лесснер приобрел у купеческой вдовы участок на берегу Большой Невки  и начал строительство каменного здания. в котором открыл "Заведение типографских принадлежностей". Вскоре на участке появилось еще несколько каменных построек. Предприятие начало выпускать паровые машинные котлы.

Завод "Старый Лесснер" в 1889 г. изготовил по собственному проекту отечественную торпеду.

В 1898 г. предприятие было преобразовано в акционерное общество "Машиностроительный чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера", в которое помимо этого завода вошел вновь построенный завод "Новый Лесснер"

Завод продолжал производить, главным образом, военную продукцию.

 

В первые годы после революции остро встала проблема оснащения Военно-Морского Флота минно-торпедным оружием и средствами противоминной обороны, в связи с этим возникла необходимость создания специализированных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций, а так же встал вопрос подготовки инженерных и научных кадров для развития отрасли. Первым научно-техническим учреждением по разработке различных видов подводного оружия явилось Остехбюро по военным изобретениям специального назначения, образованное Постановлением Совета труда и обороны 18 июля 1921 г. Возглавил Остехбюро Владимир Иванович Бекаури (1882-1938), талантливый изобретатель, первым предложивший циркулирующую торпеду, отдавший много сил и вложивший большую часть личных средств в развитие отрасли. Остехбюро имело в своем ведении завод "Старый Лесснер" (с 1926 г.), полигон, опытовые корабли. До 1916 г. завод Леснера играл головную роль в конструкторских проработках и производстве русского подводного оружия. В 1917 г. производство торпед было прекращено, а завод до 1926 г. использовался как склад для хранения торпед. Завод "Старый Лесснер"1927 г. стал именоваться завод "Двигатель".

(Из истории создания морского подводного оружия (к 60-летию ЦНИИ

"Гидроприбор"). - СПб.: Наука, 2003г. добавил: Natalia_Ant)

  • фото

    В 3-этажном здании под №11 на
    плане Треста ГРИИ (1992 г.??)
    показано некое "технич.училище"
    (Александр ОТ)

  • фото
  • фото

    1933 г.

Государственный завод «Двигатель» № 181 Министерства судостроительной промышленности СССР (1918-1966 гг.)

 

Постановлением ВСНХ от 30 июля 1919 г. механический завод № 1 Русского АО соединённых механических заводов (бывший "Старый Лесснер"), основанный в 1853 г., был национализирован и передан в ведение совнархоза Северного района (с февраля 1920 г. ПСНХ).

Переименования:

1920 г. Петроградский государственный завод № 4 среднего машиностроения;

1921 г. Государственный механический завод № 29 "Торпедо" Севзапвоенпрома;

1922 г. Государственный минный завод "Торпедо";

1927 г. Ленинградский государственный минный завод "Двигатель" ВСНХ СССР;
1936 г. Государственный завод "Двигатель" № 181.

 

Подведомственность: с 1932 г. Наркомат тяжелой промышленности СССР, 1939-1953, 1954-1957, 1965-1966 гг. Наркомат (с 1946 г. Министерство) судостроительной промышленности СССР, 1953г. Министерство транспортного и тяжёлого машиностроения СССР, 1957-1965гг. Управление судостроительной промышленности Ленсовнархоза. В 1966 г. завод присоединён к НИИ-400 как опытное предприятие.

([100] Т. 1. С. 345-346 добавил:алекс )

1937, 1939: 17-я неполная средняя школа Выборгского р-на, Выборгская наб., 11-а. (1937- Ленинград список абонентов", С. 327), («Ленинград - 1939", C. 259).

1940: 17-я средняя школа Выборгского р-на, Выборгская наб., 11-а. («Ленинград - 1940", C. 326).

1965: Школа № 119 Выборгского р-на, Выборгская наб., 11-а. ([108], C. 201).

 

Решение Исполкома Ленгорсовета от 14 августа 1972 года № 779 О передаче зданий бывших школ № 119, 364 и 365

Бюллетень Ленгорисполкома, № 19, 1972

 

1973, 1976: Профессионально-техническое училище № 60, наб. Фокина, 3/5. ([211], с. 145). («Краткий справочник ЛГТС-1976", C. 372).

1978: Техническое училище № 60, наб. Фокина, 3/5. («Список абонентов ЛГТС-1978", C. 280).

1982: Техническое училище № 60, наб. Фокина, 3/5. («Список абонентов ЛГТС-1982", C. 260).

1988: Профессионально-техническое училище № 60, Выборгская наб., 11. ([125]), C. 501).

Телефон училища с 1973 по 1988 год не изменялся.

(добавил: v3p1s4)

  • фото

    Производственные корпуса.
    д.13 лит.Т в глубине участка.

  • фото

    Производственные здания д.13
    лит.Т (за д.11).
    Фото - Виктор М .

1937, 1939: 17-я неполная средняя школа Выборгского р-на, Выборгская наб., 11-а.

(1937- Ленинград список абонентов", С. 327), («Ленинград - 1939", С. 259).

1940: 17-я средняя школа Выборгского р-на, Выборгская наб., 11-а. («Ленинград - 1940", С. 326).

1965: Школа № 119 Выборгского р-на, Выборгская наб., 11-а. ([108], С. 201).

 

Решение Исполкома Ленгорсовета от 14 августа 1972 года № 779 О передаче зданий бывших школ № 119, 364 и 365

(Бюллетень Ленгорисполкома, № 19, 1972)

1973, 1976: Профессионально-техническое училище № 60, наб. Фокина, 3/5.

([211], С. 145). («Краткий справочник ЛГТС-1976", С. 372).

1978: Техническое училище № 60, наб. Фокина, 3/5. («Список абонентов ЛГТС-1978", С. 280).

1982: Техническое училище № 60, наб. Фокина, 3/5. («Список абонентов ЛГТС-1982", С. 260).

1988: Профессионально-техническое училище № 60, Выборгская наб., 11. ([125]), С. 501).

         Телефон училища с 1973 по 1988 год не изменялся.                                                                                      (v3p1s4)

2009: ГОУ Профессиональный лицей N57 кондитерского мастерства и хлебопечения - Пироговская наб., 11

        Здравпункт N23 завода "Двигатель" - Пироговская наб., 13

        ЗАО "Торэл" (авторизованный сервисный центр CAS Corporation и официальный представитель ЗАО "Масса") -

        Пироговская наб., 13      (TopPlan2009)

 

34 комментария
11703 просмотра
Добавил: Наталия, 26 Мая 2009, 20:22
Редактировано: 25 Января 2023, 21:39
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6269.html' target='_blank'>Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера - Завод "Двигатель" на Citywalls.ru</a>
Всего 34 комментария
  • 27 Декабря 2011, 15:23

    Здесь получилась публикация про ЗАВОД, а про архитектуру?

    Дом на углу набережной и Сахарного переулка (№13) , например, явно бывш. доходный, который поглощён ЗАВОДом. Интересно, когда это случилось? До войны или после?

  • 27 Декабря 2011, 15:24

    Дом на углу - бывшее заводоуправление.

  • 27 Декабря 2011, 15:26

    Но как-то внешность больше на жилье похожа. Не то, что это собственный дом владельца завода, который совмещал функции и жилого и административного здания?

  • 27 Декабря 2011, 15:29

    И хотелось бы точнее знать, где же этот участок:

    "....Лесснер приобрел у купеческой вдовы участок на берегу Большой Невки.." ?

  • 27 Декабря 2011, 15:29

    Похоже что один этаж надстроен. присмотритесь. Вполне возможно, что это контора + особняк владельца. Так было и у соседей по набережной Нобелей и Лебедева.

  • 27 Декабря 2011, 15:32

    Да, я это и предполагаю. В ХIХ веке это было принято, чтобы хозяин завода жил в своем доме рядом с заводом или как Сан Галли прямо на заводе.

  • 25 Января 2012, 01:59

    О жившем здесь  директоре заведения М. С. Плотникове см.: http://www.citywalls.ru/house6483.html

  • 1 Февраля 2012, 18:04

    Это здание ошибочно занесено в публикацию Пироговская наб. д.11-13
    http://www.citywalls.ru/photo6269-26963.html
    На карте rgis.spb.ru оно имеет номер по Евпаторийскому пер. 10 лит.В
    Просьба изъять фото из той публикации и разместить по своему адресу.

  • 1 Февраля 2012, 20:14

    Какое "это"? На снимках два здания. Номера, придуманные этим РГИС, конечно, нужно приводить, но убирать здание с того места, на котором оно стоит, неразумно. Здание известное, кто его будет искать в Евпаторийском переулке? РГИС - это плод чиновничьего безделья, разрушающий историческую карту города. Не учитывать новую нумерацию невозможно, но и подстраиваться под нее полностью - неразумно. Сегодня они придумали себе такую работу, а завтра изобретут эдакую. Не случайно в ЦГИАСПб на делах сохраняются исторические названия улиц, они же даются и в каталоге. Иначе - полная путаница и неразбериха.

  • 1 Февраля 2012, 21:10

    Во многом согласен с Liz.

    Второе бы фото надо поставить в "титул", т.к. оно более полно отражает "картину" всех зданий,выходящих фасадами на Пироговскую наб. и относящихся к заводу "Двигатель". К адресу добавить и  Евпаторийский пер., 4 (5-этажное здание хоть и числится по этому пер., но выходит протяжённым фасадом на набережную)

  • 1 Февраля 2012, 21:58

    В 1877 г. по заказу Военно-морского ведомства завод начал выпуск мин и минных аппаратов.. В 1882 г. за хорошее качество продукции завод был удостоен права изображать государственный герб на своих изделиях.

    Надо убрать!

  • 1 Февраля 2012, 23:37

    По книге А.Я.Коган, А.А.Лихтин, Н.В.Зазнобина "История Санкт-Петербурга": Выборгская сторона". — СПб, ООО "Издательство "Полигон", 2001(стр.544):

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    О Перечне вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или культурную ценность

     

    Особняк и контора завода Кенигов со служебным флигелем, 1881 г., арх.Н.В.Трусов; 1890 г., расширение, арх. В.В.Виндельбандт; 1910-1911 гг., интерьеры, арх. И.С.Китнер

    Сампсониевский Большой пр., 24, (корп. 16,17), Пироговская наб., 13

     

    Рекомендованы к включению в список памятников истории и культуры местного значения

     

     

  • 1 Февраля 2012, 23:51

    Кениг - это в предыдущем квартале.

  • 2 Февраля 2012, 00:00

    Я не вижу ничего страшного, если вместо такого конгломерата зданий в одной публикации - а это здесь неприятная традиция - будет отдельная публикация про большой цех завода. Тогда про каждое можно рассказать толково, а не понемногу обо всем.  :)  Не понимаю, отчего десять разных зданий ( с разными историями и стилями!) завода нужно  обязательно втискивать в одну публикацию и создавать сумятицу.

    Общую историю можно дать в одном здании а из других дать ссылку на эту историю. Но каждое здание имеет еще свои нюансы, а в колхозе-заводе они теряются. :)

  • 2 Февраля 2012, 23:11

    Завод "Двигатель" и ЦНИИ "Гидроприбор" это единое заведение и территория  занимает весь квартал. По Пироговской "Двигатель" и его проходная, а по Сампсониевскому ЦНИИ "Гидроприбор" и его проходная. Периметр всего предприятия: Пироговская - Евпаторийский - Б. Сампсониевский - Сахарный. Логично описать весь квартал, а затем по зданиям. Но, как я уже замечала, надо там бывать на территории, что бы не запутаться.

  • 3 Февраля 2012, 00:00

    :) Именно об этом я и толкую: каждое отдельное здание имеет свой стиль и свою миниисторию, достойную описания как и у всех других зданий, но через гиперссылки их можно "притянуть" к нынешнему заводу ВПК, который за много лет советской власти "поглотил" эти дома.

  • 5 Февраля 2012, 01:45

    мы уже давно говорим об этом -

    если вы можете сделать публ. по отдельным корпусам - делайте

  • 15 Февраля 2013, 13:38
    Ответ на "ПТУ у завода «Старый Лесснер» на Пироговской снесу" от Виктор М

     Это про здание училища д.11, фото №5 в данной публикации. 

    Если бы горе-бизнесмены сделали проект здания не в 2 с лишним раза выше настоящего, то и ладно. Но жажда наживы доводит всякое новое строительство в исторической части города до безумных размеров. 

    И немного про само историческое здание:

    На Пироговской набережной, 11, бывшее училище продают под снос и стройку бизнес-центра. Это часть бывшей территории машиностроительного завода «Старый Лесснер».
    В 1889 году предприятие спроектировало и изготовило отечественную торпеду. После революции оно называлось заводом «Двигатель».
    Площадь выставленного на продажу участка составляет 1,3 тыс. кв. метров. На нем стоит старое трехэтажное училище, не признанное памятником архитектуры. В начале 1990-х годов здание считалось корпусом № 2 ПТУ № 49, расположенного на Литовской улице, 17, — нынешнего лицея кондитерского мастерства и хлебопечения. В последние годы в нем работал секонд-хенд «Бардель» и другие арендаторы.
    Сейчас училище с землей продается за 4 млн долларов. Надел предназначен для размещения административно-управленческих и общественно-деловых объектов. По правилам землепользования и застройки, здесь можно возвести здание максимальной высотой 28 метров со стороны улицы и 33 метра со двора.

  • 15 Февраля 2013, 13:49

    А раскорпусовку публикации делать надо.

  • 21 Апреля 2015, 13:20

    TopPlan2009:

    - ГОУ Профессиональный лицей N57 кондитерского мастерства и хлебопечения - Пироговская наб., 11

    Здравпункт N23 завода "Двигатель" - Пироговская наб., 13

    - ЗАО "Торэл" (авторизованный сервисный центр CAS Corporation и официальный представитель ЗАО "Масса") - Пироговская наб., 13

  • 23 Апреля 2015, 09:52

    :) Странное местечко для ЭЛИТНОГО отеля выбрали турки -  практически рядом с корпусами военно-промышленного комплекса. 

    "Турецкая сеть Elite World Hotels собирается построить в Петербурге две гостиницы премиум-класса, инвестиции в проекты превысят сто млн долларов.

    Пятизвездочные гостиницы турецкой сети элитных отелей построят на Пироговской набережной, 11, и площади Конституции вблизи бизнес-центра «Лидер Тауэр». Планируемое время сдачи объектов — 2018 год."

    http://karpovka.com/2015/04/22/234549/

  • 30 Мая 2016, 11:08

    1937, 1939: 17-я неполная средняя школа Выборгского р-на, Выборгская наб., 11-а. (1937- Ленинград список абонентов", С. 327), («Ленинград - 1939", с. 259).

    1940: 17-я средняя школа Выборгского р-на, Выборгская наб., 11-а. («Ленинград - 1940", с. 326).

    1965: Школа № 119 Выборгского р-на, Выборгская наб., 11-а. ([108], с. 201).

     

    Решение Исполкома Ленгорсовета от 14 августа 1972 года № 779

    О передаче зданий бывших школ № 119, 364 и 365

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 19, 1972

    1973, 1976: Профессионально-техническое училище № 60, наб. Фокина, 3/5. ([211], с. 145). («Краткий справочник ЛГТС-1976", с. 372).

    1978: Техническое училище № 60, наб. Фокина, 3/5. («Список абонентов ЛГТС-1978", с. 280).

    1982: Техническое училище № 60, наб. Фокина, 3/5. («Список абонентов ЛГТС-1982", с. 260).

    1988: Профессионально-техническое училище № 60, Выборгская наб., 11. ([125]), с. 501).

    Телефон училища с 1973 по 1988 год не изменялся.

  • 1 Октября 2016, 17:10
    Ответ на "Похоже что один этаж надстроен. присмотритесь. Впо" от Алексей von Fricken

     Точно так, третий этаж - новодел (на него ведет изменившаяся лестница), да и внутри бывшего дворика Г.А. Лесснера (на территории "Двигателя", куда без допуска не пустят) много чего надстроено и пристроено, почти "саркофаг" получился. Слава богу, 2-балконный фасад читается, да внутри что-то такое:

  • 1 Октября 2016, 17:31

    на 1911 год:

     

  • 23 Ноября 2016, 17:00

    Во время аудиторской проверки видела на территории старую трубу необыкновенной красоты. Жаль, было не пронести фотоаппарат - закрытое предприятие.

  • 22 Октября 2018, 13:30

    через дырку в заборе

     

  • 2 Августа 2019, 22:46

     

    1911 год

  • 26 Августа 2019, 14:58

    Дом 11-то, получается, был дореволюционным...

    Источник - http://fleetphoto.ru/photo/271596/?vid=65819

     

     

  • 30 Августа 2021, 23:13

    Пироговская наб. 11 (22.05.2015)

     

  • 1 Июля 2023, 22:33

    Июнь 2023

  • 4 Апреля 2025, 22:07

    2025. Фрагмент схемы РГИС.

    Адрес: Пироговская наб., дом 13, литера Т.

    Площадь общая: 17145.1 кв. м

     

    Год ввода в эксплуатацию: 1934  (rosreestr.gov.ru)

     

    2025: АО "Концерн "Гидроприбор" - Пироговская набережная, 13 - Музей истории завода "Двигатель" (2gis.ru)

     

    В 1973 г. НИИ "Гидроприбор" становится головной организацией НПО «Уран», в которое также вошли завод «Двигатель» и филиалы института.

    В 1991 г. НПО «Уран» прекратило своё существование. ЦНИИ «Гидроприбор», завод «Двигатель» и филиал в Ломоносове, получивший название НИИ морской теплотехники, стали самостоятельными государственными предприятиями. 

    В 1994 г. институту присвоен статус Государственного научного центра.

    В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 03.02.2004 г. № 133 ФГУП «ЦНИИ «Гидроприбор» преобразован в АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» 

    В 2019 г. произошло объединение Концерна и завода «Двигатель».

     

    АО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор"  (gidropribor.ru)

     

    01.04.2025.

     

    2025. Фрагмент схемы РГИС.

    Адрес: Пироговская наб., дом 11, литера А.

    Площадь общая: 1943.7 кв. м

     

    Год ввода в эксплуатацию: 1926 (rosreestr.gov.ru)

  • 4 Апреля 2025, 22:44

    1940 - 1950. Вид на набережную (pastvu.com)

     

    Фрагмент.

     

    1996. Памятник Альфреду Нобелю (pastvu.com)

     

    01.04.2025.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32620
Готовится: 86
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 54838