Чертежи зданий Выборгского парка конно-железных дорог по Нюстадтской ул., 23 и 25 и Нейшлотскому пер., 19 и 21 (Лесной пр., 23 и 25 и Нейшлотский пер., 19 и 21) Начальная дата:01.05.1875 Конечная дата:31.01.1892
Во второй половине XIX в. в быстро растущем городе возникла потребность в увеличении пассажироперевозок. В 1860(3) г. появился первый вид рельсового уличного транспорта - конно-железная дорога (конка - трамвай на конной тяге).
На углу Лесного пр. и Нейшлотского пер. построили Выборгский коночный парк. Двухэтажное здание из красного кирпича, значившееся под номером 23/19, было отделено от улицы забором. До Октябрьской революции из этого парка на линию выходили вагоны конки, потом паровичка; затем здесь была конюшня для служебных лошадей. В 1930-х гг. тут размещался Выборгский участок Службы пути и тока. Потом здание разобрали и на его месте возвели жилой дом.
К моменту пуска первой линии электрического трамвая, конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. К 1928 г. длина трамвайного пути достигла 274 км. Ленинградский трамвай располагал 1133 вагонами. За 1928 г. он перевез около 506 миллионов человек. Трамвай был тогда главным видом массового пассажирского транспорта в Ленинграде. В середине 1920-х гг. главным служебным транспортом трамвайщиков была лошадь. И аварийные бригады, и монтажники контактной сети, и путейцы ехали к месту работ на подводах. Бывший Выборгский коночный парк стал большой конюшней. В 1926 г. лошади отработали 8 тысяч дней.
(Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Лениздат. 1982. С. 14.) (добавил Mary)
Построен для отстоя вагонов петербургской конки. После ликвидации в городе рельсового транспорта на конной тяге долгое время использовался для подвижного состава ленинградского трамвая. В справочниках Весь Петроград/Весь Ленинград указывается в списке трамвайных парков до конца 1920-х гг.
Лесной пр. доходил до 1-й мировой войны только до Нейшлотского пер., по которому проходила железнодорожная ветка к заводу Нобеля. Конная желелезная дорога здесь тоже заканчивалась, и для её нужд был построен парк, аналог трамвайных парков. Позже вместо конной тяги стали использовать паровозы.
"В 1887 г. открылось регулярное движение парового трамвая на Лесной линии - от клиники баронета Виллие (ВМА) до Круглого пруда (район 2-го Муринского и Институтского пр.). В 1907 г. маршрут продлен до Политехнического института. В 1902 Лесная линия перешла в ведение города. В 1914 на ней имелось 16 паровозов швейцарской фирмы "Brown", бельгийской "Cockerill" и Путиловского завода. В качестве станции использовался коночный парк на углу Нейшлотского пер. и Лесного пр. Движение на Лесной линии П. ж. д. прекратилось в 1918." (добавил sperling по encspb.ru)
Восточная часть здания.
Кладка. Западная часть здания. Фото - Александр ОТ, 2012.
Коночный сарай лит. Б. Восточная часть. Вид с севера
Во второй половине XIX в. в быстро растущем городе возникла потребность в увеличении пассажироперевозок. В 1860 г. появился первый вид рельсового уличного транспорта - конно-железная дорога (конка). Изначально использовалась только для грузоперевозок. С 27 августа 1863 г., после постройки первых пассажирских линий (пл. Восстания - Невский пр. - стрелка Васильевского острова; Адмиралтейская пл. - Конногвардейский бульв. - 6-я линия; Никольская пл. - Садовая ул. - Невский пр.) конка стала перевозить и пассажиров. Скорость была невысокой - не более 8 км/ч. К моменту пуска первой линии электрического трамвая, конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. Интервал движения обычно составлял 10-15 минут,.
Линии конки были узкоколейными и практически всегда однопутными с разъездами каждые 1-1,5 км, лишь на оживлённых магистралях прокладывались 2 пути. Никаких оборотных колец на линиях конки не было. В качестве подвижного состава использовались два типа вагонов - одноэтажный и двухэтажный (с империалом). Империал представлял собой крышу, приспособленную для перевозки пассажиров. В движение вагон обычно приводился парой лошадей.
В 1875-1877 гг. открывается движение конок по 26 маршрутам, протяженность которых составила 84 версты.
Для нового транспорта строились специальные коночные парки. Первый коночный парк был построен на Лиговском пр., 40. Другие парки - Рождественский (до 2003 - трамвайный парк № 4, ныне закрыт), Московский (у Московских ворот, не сохран.), Василеостровский (не сохран.), Петербургский (трамвайный парк № 3, площадка № 1), Нарвский (за Нарвской заставой, не сохран., сущ. до 1915), Выборгский (Нейшлотский пер.) и парк села Александровское (на пр. Обуховской обороны).
На углу Лесного пр. и Нейшлотского пер. построили Выборгский коночный парк.
К концу XIX в. акционерные общества эксплуатировали 30 коночных линий общей протяженностью 157 км.
После появления электрического трамвая в 1907 г. конка постепенно вытеснялась им (исчезли в 1917).
В 1980-е гг. были предприняты попытки заменить конную тягу паровой. В 1886 г. по Большому Сампсониевскому пр. и 2-му Муринскому пр. была проложена первая линия парового трамвая (паровика). Маленький локомотив тащил за собой несколько коночных вагонов с пассажирами. Вскоре в городе появились две линии паровой железной дороги. Первая линия тянулась от клиники Виллие Военно-медицинской академии в самом начале Большого Сампсониевского пр. на север Выборгской стороны.
Обе линии по-прежнему именовались "конкой", иногда "паровой конкой", и даже во многих официальных документах они значились как "линия паровой конно-железной дороги".
Из-за сопротивления владельцев конок и появления электрического трамвая, паровик не получил развития.
Паровозы паровиков хранились в Выборгском коночном парке. Как пассажирский транспорт паровой трамвай ненамного пережил конку (последний рейс в 1922 г.), однако он снова появился на улицах блокадного Ленинграда для перевозки грузов и вооружения.
(Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Лениздат. 1982.) (добавил Mary)
<a href='https://www.citywalls.ru/house6207.html' target='_blank'>Выборгский коночный парк -Станция Лесной линии паровой железной дороги - Конюшня - Склады на Citywalls.ru</a>
Вот и всё.
Теперь будет новый жилой комплекс. ЖК "iLona"