Публикация

Доходный дом Н. А. Палибина

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1855
Стиль: Эклектика

Доходный дом Н. А. Палибина

Утраченные здания

ул. Егорова, 6 и 8 - 3-я Красноармейская ул., 5

1855 -

 

 

В 1973 (1970 ?) дом снесен, 1979 гг. на месте домов выстроен

корпус Архитектурно-строительного университета.

 

 

Чертежи дома Е.Р.Бровцыной, Л.П.Энгельке по 3-й Роте Измайловского полка,5 и Тарасовскому пер.,8  1909 г.

ЦГИА СПб.  Фонд 515.  Опись 4.  Дело 1978

На 1864 и 1909 гг. планы одинаковые, т.е. перестройки не проводились.                                           (Добавил: vladimir-2013)

  • фото

    Проект, 1855. Генеральный план.
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.1977 л.1-2

  • фото

    Проект, 1855. Фасад по
    новой улице (ул. Егорова).
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.1977 л.3-4

  • фото

    Проект, 1855. Фасад по 3-й Роте
    и разрез флигеля.
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.1977 л.5-7

  • фото

    Проект, 1855. Надворный фасад и разрез.
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.1977 л.8-9

  • фото

    Проект, 1855.
    План подвального
    этажа.
    (ЦГИА СПб ф.515
    оп.4 д.1977 л.10}

  • фото

    Проект, 1855.
    План первого этажа.
    ЦГИА СПб ф.515
    оп.4 д.1977 л.11

  • фото

    Проект, 1855.
    План второго этажа.
    ЦГИА СПб ф.515
    оп.4 д.1977 л.12

  • фото

    Фасады. Фиксационные
    чертежи, 1864.
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.1978 л.11-12

  • фото

    Фасад по новой улице
    (ул. Егорова).
    Фиксационный чертеж, 1864.
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4
    д.1978, фрагмент л.11-12

  • фото

    Фасад по 3-й Роте.
    Фиксационный чертеж, 1864.
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4
    д.1978, фрагмент листа 11-12

  • фото

    Надворный фасад и разрез.
    Генеральный план.
    Фиксационные чертежи, 1864.
    ЦГИА СПб ф.515
    оп.4 д.1978 л.13-14

  • фото

    План подвального этажа.
    Фиксационный чертеж, 1864.
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.1978 л.3-4

  • фото

    План первого этажа.
    Фиксационный чертеж, 1864.
    ЦГИА СПб ф.515
    оп.4 д.1978 л.5-6


  • фото

    План второго этажа.
    Фиксационный чертеж, 1864.
    ЦГИА СПб ф.515
    оп.4 д.1978 л.7-8


  • фото

    План третьего этажа.
    Фиксационный чертеж, 1864.
    ЦГИА СПб ф.515
    оп.4 д.1978 л.9-10

    (добавил S.P. )

  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 515.
    Опись 4. Дело 1978

  • фото

    (добавил Vladimir-2013 )

  • фото

    Фото из книги: Евгения
    Саруханян. Достоевский
    в Петербурге. Л., 1970
    Добавил - S.P. .

  • фото

    Общий вид углового
    фасада дома №5 на
    3-й Красноармейской ул.
    1933

  • фото

    (добавил Данелия).

  • фото

    1969 г.
    ** см. аннотацию ниже
    (добавил south_thungus)

**Общий вид дома № 8/6 на углу улиц Егорова и 2-й [так, правильно 3-й]Красноармейской, подготовленного к сносу ( начало 1900-х годов,

    снесен в 1973 году при   строительстве ЛИСИ - инженерно-строительного института ).  Дата съемки декабрь 1969 г. Овчинников Кирилл

    Владимирович

 

1. Чертежи дома Н. А. Палибина по 3-й Роте Измайловского полка,8б и Тарасовскому пер.,10. [адрес указан ошибочно; правильно: по 3-й Роте Измайловского полка,5 и Тарасовскому пер.,8] Начальная дата: 02.05.1855. Конечная дата: 02.05.1855. Количество листов: 13                                                                                ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 1977

2.  Чертежи дома Е. Р. Бровцыной, Л. П. Энгельке по 3-й Роте Измайловского полка,5 и Тарасовскому пер.,8 Крайние даты документов: 30.12.1864–30.12.1909 Количество листов: 31                                ЦГИА СПб.  Фонд 515.  Опись 4.  Дело 1978

 

В (1) имеется комплект чертежей этого дома 1855 г. Он начинается с плана части города с показанием места данного дома (лист 1-2). В левом нижнем углу написано: "Прошу дозволения построить по сему проекту на принадлежащем мне месте каменный на подвалах двухэтажный дом со службами. Действительный статский советник Никифор Алексеев [сын?] Палибин. 26 [так; может быть, 2-го?] мая 1855 года". В правом верхнем углу - разрешение на строительство "по начерченным здесь фасадам, разрезам и планам" от 2 мая 1855 г., ниже - утверждение проекта от 31 мая 1855 г.

Таким образом, данные чертежи - не фиксационные (как в большинстве дел данного фонда), а проектные, и можно назвать дату составления проекта - 1855 г.; вероятно, дом был построен в ближайшее время. Остается пожалеть, что ни на данном листе, ни на следующих нет фамилии архитектора - автора проекта.

Фасады по новой улице (будущему Тарасовскому переулку, ныне ул. Егорова) и по 3-й Роте (листы 3-4 и 5-7). Представлены: надворный фасад лицевого дома по 3-й Роте (лист 8-9; со двора дом - трехэтажный), планы подвального, первого и второго этажей (листы 10,11,12).

В (2) содержатся фиксационные чертежи этого дома, выполненные вскоре после постройки - в 1864 г. Фасады по будущему Тарасовскому переулку и по 3-й Роте (фрагменты листа 11-12; здесь представлен лист целиком)

Осуществленные фасады очень близки к проекту. Пожалуй, наибольшее отличие - то, что на фасаде по будущему Тарасовскому переулку не сделан балкон.

Представлены: надворный фасад лицевого дома по 3-й Роте (лист 13-14), планы подвального, первого, второго и третьего этажей (листы 3-4, 5-6, 7-8, 9-10). Так же, как и в проекте, дом с улиц двухэтажный, а со двора трехэтажный, но теперь на концах крыльев по обеим улицам появились еще и мансардные помещения с лицевой стороны, с маленькими окошками, по форме отличающимися от чердачных (такое же окошко сделано - очевидно, для красоты - и на срезанном углу, где нет мансарды).

В (2) имеются также фиксационные чертежи 1909 г. (листы 15-31), практически полностью совпадающие с чертежами 1864 г., за исключением незначительных отличий в планах этажей. Два чертежа 1909 г. представлены в публикации - фасады по Тарасовскому переулку (лист 16-18) и по 3-й Роте (лист 19-21).

Сравнение фиксационных чертежей 1864 и 1909 г. с фотографиями 1930 - 1960-х гг. (см. публикацию) показывает, что в XX в. фасады полностью сохранялись со времени постройки (разве только к 1933 г. со стороны 3-й Роты появились еще два мансардных окошка, а к 1969 г. исчезло чердачное окно на срезанном углу).

Добавлю еще и свои личные воспоминания. В 1960-х гг. дом по-прежнему был трехэтажным со стороны двора; по-прежнему существовал трехгранный выступ лестницы на дворовом фасаде; в мансардах по-прежнему жили люди (во всяком случае, в мансарде на 3-й Красноармейской улице).

Создается такое впечатление, что дом с момента его постройки около 1855 г. ни разу не перестраивался (если не считать небольшой переделки мансарды). Такая сохранность редко встречается. Таким образом, к огромной ценности дома, как адреса Ф.М.Достоевского добавлялась еще и ценность его как хорошо сохранившегося памятника архитектуры эклектики середины XIX века. Уничтожение этого дома я расцениваю как вандализм.

Дом снесен весной 1970 г. для строительства нового корпуса ЛИСИ (ныне ГАСУ). позже на фасаде нового здания была сделана вставка, имитирующая фрагмент старого дома (на самом деле подлинный дом Палибина был снесен полностью), на которой установлена мемориальная доска Ф. М. Достоевскому.                                             (добавил S.P.)

 

 

  

В 1995 г. на  фасаде дома установлена мемориальная доска по проекту арх. В. И. Емельянова и Р. С. Санжаровского, скульптор А. Б. Беленький.

 

Надпись на доске: "На этом месте стоял доходный дом, в котором с марта 1860 года по сентябрь 1861 года жил великий русский писатель Ф.М. Достоевский и работал над "Записками из мертвого дома" и романом "Униженные и оскорбленные".

  • фото
30 комментариев
4105 просмотров
Добавил: Наталия, 22 Мая 2009, 21:07
Редактировано: 27 Сентября 2021, 19:02
Оцените:
(13 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6172.html' target='_blank'>Доходный дом Н. А. Палибина на Citywalls.ru</a>
Всего 30 комментариев
  • 7 Октября 2011, 22:23

    http://family-history.ru/material/biography/mesto/dostoyevsky/3rota5/ - здесь фотография д. 5-8 по 3-й Красноармейской, в котором жил Достоевский. На той фотографии изображен дом, который на здешней фотографии стоит на втором плане. Соответственно дом на первом плане - это д. 6-6 по 2-й Красноармейской.

    В № 99 сведений о д. 6-6 нет. 

    В конце 1890-х дом принадлежал Марии Степановне Колюбакиной, жене капитана Георгия (Юрия) Владимировича Колюбакина, служившего в Главном гидрографическом управлении (ВПб на 1899. О. 4. Стб. 335; О. 3. С. 262). О нем здесь:  http://admin.cherlib.ru/files/133321112011Marov.pdf

    Тогда же квартиру в доме снимал действит. статский советник Владимир Степанович Садовский, о котором в ВПб на 1897 сообщается, что он служит в 4 департаменте Правит. сената (О. 3. С. 347), а ВПб на 1899 - в Комиссии по составлению Гражданского уложения (О. 3. С. 466). Его женой была Ксения Михайловна Садовская (урожд. Островская), возлюбленная Александра Блока, героиня его первого романа и первых его стихов о любви. Он тогда (в 1898) кончал гимназию. Сюда он подъезжал в наемной закрытой карете и стоял, ожидая ее выхода. Ну, и так далее. 

  • 22 Июня 2013, 23:10

    http://photoarchive.spb.ru/showObject.do?object=2558654269

    Аннотация Общий вид дома № 8/6 на углу улиц Егорова и 2-й Красноармейской, подготовленного к сносу ( начало 1900-х годов, снесен в 1973 году при строительстве ЛИСИ - инженерно-строительного института ).

    Дата съемки декабрь 1969 г. Овчинников Кирилл Владимирович 

    см. публ.

  • 22 Июня 2013, 23:32

    Это, конечно, не 1900-е, а середина 19 в. См. это здание еще живым по сноске в комментарии от 7 октября 2011. 

  • 24 Января 2015, 19:48

    С домами вроде разобрались, а фотографии в публикации - другого здания? 

    Надо бы заменить на подлинный дом №5.

    "3-я рота Измайловского полка, дом 5

    На этой улице Фёдор Михайлович Достоевский жил с марта 1860 года по сентябрь 1861 года. Это было его возвращение в Петербург после многих лет отсутствия сначала на каторге, потом в ссылке. "

    http://family-history.ru/material/biography/mesto/dostoyevsky/3rota5/

  • 7 Июля 2017, 09:41

    Титульная фотография - неправильная. Что именно на ней изображено, я, к сожалению, не знаю. Но это явно не то место.

     

    На самом деле здесь стоял дом, изображенный на фотографии, представленной south_tungus в 2013 г. На заднем плане видна характерная башенка дома по ул. Егорова, 4/7 (на углу 2-й красноармейской ул.) , так что на этой последней фотографии никакой ошибки быть не может. Хорошо видно, что здесь просто не было места для какого-то одноэтажного дома - да и дом на заднем плане выглядит по-другому.

     

    Могу предложить и другие фотографии этого дома(дом Н.А.Палибина, в котором в 1860 - 1861 гг. жил Ф.М.Достоевский) - не очень хорошего качества, но безо всяких логотипов:

     

    1) фотография из книги: Евгения Саруханян. Достоевский в Петербурге. Л., 1970:

     

     

     

    (В свое время, в 2012 г. я отсканировал эту иллюстрацию и поместил ее на своем сайте (миниатюрного изображения на странице нет, можно посмотреть изображение по ссылке). Эта же фотография представлена на сайте http://family-history.ru/material/biography/mesto/dostoyevsky/3rota5/ .

     см. публ.

     

    2)  Фотография в журнальной статье: Р.Зевина, С.Барский. Памятные места Достоевского, "Огонек", 1956, №5 (мне и статья, и фотография известны по публикации в интернете):

     

     

    Можно поставить в титул, например, одну из этих фотографий (лучше первую, поскольку на ней видно расположение дома) - а существующую фотографию следует удалить.

     

     

    P.S. Дом снесен не в 1973 г. (как пишет south_tungus), а весной 1970 г. (В то время я еще жил на 3-й Красноармейской улице, а через год переехал. Очень жалел об этом доме - а потом узнал, что он еще и связан с именем Достоевского.) В упомянутой книге Евгении Саруханян (сданной в набор 11.11.1969, подписанной в печать 4.05.1970) о доме говорится как о сохранившемся; к моменту ее выхода данные устарели: дома больше не было.

     

    И еще одно: глядя на здание СПБГАСУ, построенное на этом месте, можно подумать, что был сохранен фрагмент старого дома, встроенный в это здание. Но на самом деле это подделка. Старый дом был снесен полностью.

     

  • 7 Июля 2017, 13:25
    Ответ на "Титульная фотография - неправильная. Что именно на" от S.P.

     Что-то я совершенно запуталась с этим местом, да еще и ссылки не действуют. Разве башенка слева на титульном фото - это не угол 2-й (нечетная сторона) и Егорова? Новое здание ЛИСИ - оно по 2-й № 6, а по 3-й № 5, так? А вот это - http://www.citywalls.ru/photo78774.html - это д. 6 по 2-й на углу Егорова? На титульном фото на его месте - 4-этажный дом, т.е. вроде оно действительно не отсюда, видимо, ввела в заблуждение башенка, очень похожая на угол 2-й и Егорова. И не понимаю, где на фото из книги Сураханян искомый дом - слева 2-этажный? Но он там не угловой.

  • 7 Июля 2017, 14:20

    Вот фото, что было

    Башенка у нас №4, новый корпус следующий 6-8 по Егорова

    Это фото из комментов к дому 4

  • 7 Июля 2017, 14:37
    Ответ на "Что-то я совершенно запуталась с этим местом, да е" от Liz

     Все очень просто объясняется: то фото, что было - вообще не отсюда (откуда - я пока не нашел). Если даже аннотация ЦГАКФФД и утверждает, что оно отсюда. (У них вообще было много путаницы в аннотациях на сайте - пока сайт работал.)

     

    Можете, конечно, мне не верить, но на фотографиях, которые теперь представлены в публикации, изображен действительно тот дом, который стоял на углу 3-й Красноармейской и ул. Егорова - я его знаю с детства. Впрочем, если не верите мне - посмотрите на башенку на заднем плане. Интересно, где Вы еще найдете такую башенку с вогнутым шатром. (Разве только где-нибудь в Суздале 😀

     

    И на странице о корпусе АСУ эта фотография, скорее всего, тоже не на месте. Хотя, кто знает? Может быть, это какие-то дома на 2-й Красноармейской? (Но не на углу ул. Егорова.) Сам по себе вопрос о том, что же изображено на фотографии, конечно, интересный. Хорошо, что Наталия вставила ее в сообщение - значит, эта фотография не потеряется и можно будет когда-нибудь разгадать загадку.

  • 7 Июля 2017, 14:40

    неоренессанс

  • 7 Июля 2017, 17:46
    Ответ на "Все очень просто объясняется: то фото, что было - " от S.P.

     Просто Вы начали предыдущее сообщение со слов, что титульное фото неправильное. Вы имели в виду предыдущее, которое Наталия теперь выставила в комментарии?

    Т.е. на том, предыдущем титульном, не дом 6 по 2-й роте, а там стоял 4-этажный, который на нынешнем титульном слева. Так?

  • 7 Июля 2017, 17:48
    Ответ на "Вот фото, что было Башенка у нас №4, новый корпус " от Наталия

     Спасибо, а я не заметила, что именно здесь изменилось титульное фото, и у меня голова совершенно пошла кругом.

  • 7 Июля 2017, 18:25
    Ответ на "Просто Вы начали предыдущее сообщение со слов, что" от Liz

    Да, я имел в виду прежнее титульное фото - то, которое теперь выставила Наталия. Значит, Вы прочитали мое сообщение после того как это фото уже было заменено.

     

    Только на прежнем фото и на нынешнем - разные дома, нет ничего общего. Здесь не было никакого промежутка между домами, выходящими на два угла - такого, чтобы там могло поместиться еще одно здание. А на заднем плане виден брандмауэр какого-то высокого здания - явно не четырех-, а пяти-шестиэтажного (если это жилой дом).

     

    Предположить, что прежняя фотография сделана до какой-то перестройки дома на углу 3-й Роты,  невозможно: этот дом явно середины XIX века, когда фотографии были большой редкостью.

     

    Остается только одно: аннотация к прежней титульной фотографии ошибочна (что совсем не редкость для ЦГАКФФД), снимок сделан где-то в другом месте.

     

    Я просмотрел фотографии домов на всех Красноармейских улицах (в том числе и тех, которые находятся по другую сторону Измайловского проспекта) - и не нашел ничего подходящего. Может быть, фотография сделана вообще где-то в другом районе? Вообще-то это интересный вопрос, хотелось бы его выяснить. (Хотя к данному дому он теперь и не имеет отношения.)

  • 5 Июня 2019, 17:08

    Другая версия того же фото:

     

    https://pastvu.com/_p/a/g/6/n/g6n86g0te29k4z62l8.jpg

     

    Ещё снимок с частью дома (отправил):

     

    https://pastvu.com/_p/a/k/5/b/k5bwvijhls5drltjr7.jpg

  • 5 Июня 2019, 17:39

    Название публикации - "Доходные дома"- а речь идет только об одном доме. (Это название осталось, очевидно, от того времени, когда стояло ошибочное титульное фото.)

     

    Но я не предлагаю изменять название публикации по следующей причине.

     

    На 3-й Красноармейской улице справа от этого дома стояли еще один или два дома, которые тоже были снесены при строительстве нового корпуса ЛИСИ (СПБГАСУ).

     

    Справа от углового дома, в глубине участка был четырех- или пятиэтажный доходный дом. (Совершенно точно помню это по детским впечатлениям, в этом доме жил мой товарищ.) Фасад этого дворового корпуса был не совсем голый, а с минимальным декором - карнизы, простые обрамления окон.

     

    Кажется (я не уверен), справа от него, на красной линии, рядом с корпусом ЛИСИ 30-х годов стоял еще один дом.

     

    К сожалению, я пока не нашел старых фотографий этого места.

  • 4 Апреля 2020, 02:12
    Ответ на "Вот фото, что было Башенка у нас №4, новый корпус " от Наталия

    Теперь, наконец, стало ясно, что изображено на фотографии из ЦГАКФФД - той, которая по ошибке стояла здесь в качестве титульного фото.

     

    Пишу здесь, так как публикации по тому дому (или даже по тем домам) пока нет.

     

    Еще раз показываю эту фотографию (теперь с новыми логотипами):

     

    Полный размер

     

    Шифр: Вр 75093

     

    1944, автор съемки не установлен.

    Аннотация: Разрушенный жилой дом №6 по 2-ой Красноармейской.

     

    Это дом на углу ул. Егорова. На фотографии виден фасад по 2-й Красноармейской улице.

     

     

    В том, что аннотация правильная, убеждает вторая фотография этого дома:

     

    Полный размер

     

    Шифр: Вр 75092

     

    1944, автор не установлен.

    Аннотация: Разрушенный жилой дом №6 по 2-ой Красноармейской.

     

    Здесь этот же дом сфотографирован со стороны ул. Егорова. Справа от него - тот самый дом на углу 3-й Красноармейской, которому посвящена данная публикация. Следовательно, всё правильно.

     

     

    После войны на месте этого дома был построен другой, он виден на заднем плане этой фотографии. А при строительстве нового корпуса ЛИСИ этот новый дом был снесен.

     

    Интересно, что на первой фотографии виден еще один дом по 2-й Красноармейской - трехэтажный, примыкавший к двухэтажному. Он тоже исчез - возможно, при строительстве нового корпуса ЛИСИ.

     

    По идее, надо бы сделать по этим исчезнувшим домам целых три публикации:

    1) по двухэтажному, разрушенному во время войны;

    2) по послевоенному, построенному на его месте;

    3) по трехэтажному на 2-й Красноармейской улице.

     

    Но я лично совершенно ничего не знаю об их истории.

    Может быть, сделать одну публикацию по всем трем исчезнувшим домам?

     

    Пока я не знаю, может быть, завтра созрею до каких-то предложений.

     

  • 4 Апреля 2020, 10:38

    Еще раз насчет новых публикаций.

     

    Пожалуй, учитывая то, что и история домов неизвестна (пока?), и изображения плохие, нет смысла делать три публикации.

     

    Предлагаю на обсуждение  два варианта:

     

    1) сделать одну публикацию по всем трем домам;

     

    2) вообще не делать новую публикацию, а поместить эти фотографии в публикации по новому зданию ЛИСИ (ГАСУ). (Кстати, оказывается, первая фотография там уже есть без каких-то пояснений и с ошибочной датировкой. Значит, надо добавить вторую, а также фотографию из публикации по соседнему дому с послевоенным домом на заднем плане. И дать соответствующие пояснения.)

  • 5 Апреля 2020, 14:27

    ЦГИА СПб.  Фонд 515.  Опись 4.  Дело 1978

    Чертежи дома Е.Р.Бровцыной, Л.П.Энгельке по 3-й Роте Измайловского полка,5 и Тарасовскому пер.,8

    На 1864 и 1909 гг. планы одинаковые, т.е. перестройки не проводились.

    1909 г.

     

  • 5 Апреля 2020, 18:11
    Ответ на "Еще раз насчет новых публикаций. Пожалуй, учитыва" от S.P.

     Можно пока поместить эти фото в отдельный блок в этой публикации с Вашими комментариями.. Потом, если, будет необходимость разделить или создать новуе.

  • 5 Апреля 2020, 21:08

    Согласен, но только как на временную меру.

  • 6 Апреля 2020, 22:06

    Мне показалось более интересным другое дело:

    ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 1977.
    Чертежи дома Н.А.Палибина по 3-й Роте Измайловского полка,8б и Тарасовскому пер.,10.
    Начальная дата: 02.05.1855. Конечная дата: 02.05.1855. Количество листов: 13.

    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/4/1977

     

    Здесь указан другой адрес, но достаточно посмотреть чертежи, чтобы понять, что речь идет именно об этом доме.

     

    Я выложил на Яндекс-диске все листы, кто хочет - может посмотреть:

    https://yadi.sk/d/KvAoGIiQCjGoog. (Файо в формате djvu.Если нет программы для просмотра, то можно ее взять здесь или здесь.)

    (Если модераторы сочтут неправильным то, что я дал такую ссылку - пусть удалят, я не обижусь.)

     

    Адрес, указанный в названии дела - явно ошибочный: в 1855 г. еще не было Тарасовского переулка (а на чертежах он назван "Вновь предполагаемая улица" или "Вновь проложенная улица". №№8 и 10 - по 3-й Роте (тогда была другая нумерация). Я не буду на этом останавливаться подробно, только покажу вырезки из атласа Цылова 1849 г. и два фрагмента первого листа дела:

     

     

     

     

     

     

    А теперь перейду, наконец, к главному.

     

    На первом листе дела содержатся прошение действительного статского советника Никифора Алексеевича (?) Палибина о разрешении построить дом по прилагаемому проекту и разрешение на строительство:

     

     

     

    И прошение, и разрешение датированы одним и тем же числом - 2 мая 1855 г.

    (Дату прошения можно было бы прочитать как 26 мая, но оно не могло быть позже, чем разрешение. Очеевидно, это не "26", а "2-го".)

     

    Таким образом, можно назвать дату составления проекта и, вероятно, строительства (во всяком случае его начала): 1855 год. Думаю, что эту дату можно поставить в титул.

     

    (Продолжение следует.)

     

     

     

     

     

     

  • 6 Апреля 2020, 22:21

    (Продолжение.)


    Вот некоторые из проектных чертежей из этого дела (я вырезал фрагменты из листов, чтобы изображения были не очень маленькими). 

     

     

    (Этот рисунок я составил из двух разных изображений, продолжающих друг друга.)

     

    Отличия от осуществленного здания - только в мелких деталях: балкон на фасаде по будущему Тарасовскому переулку (ул. Егорова), более низкая стена с воротами на 3-й Роте.

     

     

     

     

     

    План второго этажа (есть еще планы первого этажа и подвала):

     

     

     

    И еще скажу кое-что от себя. Я с детства хорошо помню этот дом, иногда даже заходил на лестницу - и она была такая, как на этом плане, с трехгранным выступом во двор. Помню и маленькие мансардные окошки. Вообще такое впечатление, что этот дом ни разу не переделывался с момента постройки. Разрушать дом середины XIX века в такой хорошей сохранности - это уже вандализм, даже если бы дом не был связан с именем Достоевского.

  • 6 Апреля 2020, 23:38
    Ответ на "Мне показалось более интересным другое дело: ЦГИА " от S.P.

     Да, неточностей с адресами в архиве много, но вот дата там явно 26 мая.

  • 7 Апреля 2020, 00:05
    Ответ на "Да, неточностей с адресами в архиве много, но вот " от vladimir-2013

     Такого просто не может быть. Сначала получено разрешение на строительство (с совершенно ясной датой 2 мая), а потом задним числом написана просьба о разрешении?

     

    Посмотрите на почерк этого Палибина - со всякими завитушками, так что трудно прочитать. Он мог и здесь написать неясно.

     

     

  • 7 Апреля 2020, 00:57
    Ответ на "Такого просто не может быть. Сначала получено разр" от S.P.

     Разрешение утверждено 31 мая, а вот 2 мая возможно оборот речи, т.е. "по журналу состоявшемуся 2 мая сего 1855 года"  можно понять как " по журналу, заведенному 2 мая 1855 года"

  • 7 Апреля 2020, 00:58
    Ответ на "Мне показалось более интересным другое дело: ЦГИА " от S.P.

     Никифор Алексеев сын Палибин. Но дата написана совершенно отчетливо: 26 мая. Ошибся Палибин или нет, это другой вопрос. Теоретически он мог ошибиться с месяцем, и дело происходило, например, 26 апреля. При публикации документа тут не оставалось бы ничего другого, как поставить в скобках: (так). 

  • 7 Апреля 2020, 01:46

    В любом случае с годом всё понятно: 1855. Значит, проект появился не позже этого года - а скорее всего, именно в этом году. И строительство, надо думать, началось сразу после разрешения, в том же 1855 г.

     

    Думаю, что в публикации следует поставить год: 1855 (может быть, с оговоркой: "около 1855").

  • 7 Апреля 2020, 01:57
    Ответ на "Разрешение утверждено 31 мая, а вот 2 мая возможно" от vladimir-2013

     Нет, не так. Весь текст справа состот из двух частей. Конспективно: Общее присутствие Правления 1-го округа путей сообщений положило постройку позволить, 3 подписи: помощник начальника округа полковник Палибин (Павел Иванович),  члены Присутствия: подполковник Красовский (кажется) и Кракау. Происходило это 2 мая 1855 года под протокол (журнал), который велся специальным чиновником - журналистом, такая должность была в каждом заведении. 31 мая это заключение было утверждено Главноуправляющим путями сообщений и публичных зданий генерал-адъютантом N (подпись не разберу).

  • 23 Августа 2021, 20:53

    По-моему, об архитектуре этого дома в публикации  сказано слишком мало (и одной архивной ссылки недостаточно). Правда, многое можно прочитать в комментариях, написанных участниками дискуссии. Но будут ли посторонние посетители сайта внимательно знакомиться с комментариями?

     

    Предлагаю систематическое изложение известных нам сейчас фактов. (Повторяю в основном то, что я написал в прошлом году на своем сайте.)

     

     

    В (1) имеется комплект чертежей этого дома 1855 г. Он начинается с плана части города с показанием места данного дома (лист 1-2):

     

    Более высокое разрешение

     

    В левом нижнем углу написано: "Прошу дозволения построить по сему проекту на принадлежащем мне месте каменный на подвалах двухэтажный дом со службами. Действительный статский советник Никифор Алексеев [сын?] Палибин. 26 [так; может быть, 2-го?] мая 1855 года". В правом верхнем углу - разрешение на строительство "по начерченным здесь фасадам, разрезам и планам" от 2 мая 1855 г., ниже - утверждение проекта от 31 мая 1855 г.

     

    Таким образом, данные чертежи - не фиксационные (как в большинстве дел данного фонда), а проектные, и можно назвать дату составления проекта - 1855 г.; вероятно, дом был построен в ближайшее время. Остается пожалеть, что ни на данном листе, ни на следующих нет фамилии архитектора - автора проекта.

     

    Фасады по новой улице (будущему Тарасовскому переулку, ныне ул. Егорова) и по 3-й Роте (листы 3-4 и 5-7):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    По ссылкам представлены: надворный фасад лицевого дома по 3-й Роте (лист 8-9; со двора дом - трехэтажный), планы подвального, первого и второго этажей (листы 10,11,12).

     

     

    В (2) содержатся фиксационные чертежи этого дома, выполненные вскоре после постройки - в 1864 г. Фасады по будущему Тарасовскому переулку и по 3-й Роте (фрагменты листа 11-12; здесь представлен лист целиком):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Осуществленные фасады очень близки к проекту. Пожалуй, наибольшее отличие - то, что на фасаде по будущему Тарасовскому переулку не сделан балкон.

     

    По ссылкам представлены: надворный фасад лицевого дома по 3-й Роте (лист 13-14), планы подвального, первого, второго и третьего этажей (листы 3-4, 5-6, 7-8, 9-10). Так же, как и в проекте, дом с улиц двухэтажный, а со двора трехэтажный, но теперь на концах крыльев по обеим улицам появились еще и мансардные помещения с лицевой стороны, с маленькими окошками, по форме отличающимися от чердачных (такое же окошко сделано - очевидно, для красоты - и на срезанном углу, где нет мансарды).

     

    В (2) имеются также фиксационные чертежи 1909 г. (листы 15-31), практически полностью совпадающие с чертежами 1864 г., за исключением незначительных отличий в планах этажей. Два чертежа 1909 г. представлены в публикации - фасады по Тарасовскому переулку (лист 16-18) и по 3-й Роте (лист 19-21).

     

    Сравнение фиксационных чертежей 1864 и 1909 г. с фотографиями 1930 - 1960-х гг. (см. публикацию) показывает, что в XX в. фасады полностью сохранялись со времени постройки (разве только к 1933 г. со стороны 3-й Роты появились еще два мансардных окошка, а к 1969 г. исчезло чердачное окно на срезанном углу).

     

    Добавлю еще и свои личные воспоминания. В 1960-х гг. дом по-прежнему был трехэтажным со стороны двора; по-прежнему существовал трехгранный выступ лестницы на дворовом фасаде; в мансардах по-прежнему жили люди (во всяком случае, в мансарде на 3-й Красноармейской улице).

     

    Создается такое впечатление, что дом с момента его постройки около 1855 г. ни разу не перестраивался (если не считать небольшой переделки мансарды). Такая сохранность редко встречается. Таким образом, к огромной ценности дома, как адреса Ф.М.Достоевского добавлялась еще и ценность его как хорошо сохранившегося памятника архитектуры эклектики середины XIX века. Уничтожение этого дома я расцениваю как вандализм.

     

    Дом снесен весной 1970 г. для строительства нового корпуса ЛИСИ (ныне ГАСУ). позже на фасаде нового здания была сделана вставка, имитирующая фрагмент старого дома (на самом деле подлинный дом Палибина был снесен полностью), на которой установлена мемориальная доска Ф.М.Достоевскому.

     

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

    1. Чертежи дома Н.А.Палибина по 3-й Роте Измайловского полка,8б и Тарасовскому пер.,10 [адрес указан ошибочно; правильно: по 3-й Роте Измайловского полка,5 и Тарасовскому пер.,8]
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.1977
    Крайние даты документов: 02.05.1855–02.05.1855
    Количество листов: 13.
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/4/1977

     

    2. Чертежи дома Е.Р.Бровцыной, Л.П.Энгельке по 3-й Роте Измайловского полка,5 и Тарасовскому пер.,8
    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.1978
    Крайние даты документов: 30.12.1864–30.12.1909
    Количество листов: 31
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/4/1978

     

     

     

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПУБЛИКАЦИИ

    1. Название изменить на "Доходный дом Н.А.Палибина".

     

    2. Титульные данные:

    Год постройки: 1855

    Стиль: эклектика

     

     

    3. В первой части публикации также написать год постройки 1855.

     

     

    ЗАМЕЧАНИЕ ПО ИМЕЮЩЕМУСЯ ТЕКСТУ ПУБЛИКАЦИИ

     

    "В 1995 г. на  фасаде дома установлена мемориальная доска по проекту арх. В. И. Емельянова и Р. С. Санжаровского, скульптор А. Б. Беленький."

     

    На фасаде какого дома? Подлинный дом Палибина был снесен полностью, а якобы его фрагмент на фасаде нового здания - это подделка.

     

    Предлагаю заменить выделенные слова другими: "на фасаде корпуса ГАСУ". 

     

     

     

     

  • 20 Сентября 2022, 17:48

    Публикация посвящена дому по адресу 3 Красноармейская, 5 - ул. Егорова, 8. Зачем в титуле дан второй адрес по ул. Егорова - № 6? Адрес  2 Красноармейская, 6 - Егорова, 6 имел совершенно другой дом, к дому по 3 Красноармейской не имевший никакого отношения. Путаницы добавляет аннотация к фотографии 1969 года (фото 22), где видны оба дома, и по 3-й и по 2-й Красноармейским, и аннотация Овчинникова с уточнением публикатора: "**Общий вид дома № 8/6 на углу улиц Егорова и 2-й [так, правильно 3-й] Красноармейской, подготовленного к сносу ( начало 1900-х годов, снесен в 1973 году ...)". Выделен мною, никакой дом не имел такого адреса ни по 2-й, ни по 3-й Красноармейской, и к чему имеет отношения дата?

    Дом, который  на этой фотографии мы видим на углу 2 Красноармейской, 4-этажный, над окнами второго этажа, через одно, видны прямые сандрики. Он был построен после войны заново? На фотографии 1944 года - https://www.citywalls.ru/photo78774.html сандриков не видно. 

  • 20 Сентября 2022, 19:27
    Ответ на "Публикация посвящена дому по адресу 3 Красноармейс" от Liz

     Эта же фотография дома на углу 2-й Красноармейской улицы помещена и в публикации, посвященной специально этому утраченному зданию. А в подписи к ней приведены и архивный шифр, и аннотация: "Разрушенный жилой дом №6 по 2-ой Красноармейской". В этом всё и дело. После войны вместо разрушенного дома был построен новый. Этот новый дом и виден на залем плане фотографии 1969 г. (ЦГАКФФД СПб Ар 225611; к ней действительно дана такая дикая аннотация).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32124
Готовится: 78
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7006