Публикация
Академия железнодорожного транспорта имени т. Сталина
|
Архитекторы: | Симонов Г. А. Абросимов П. В. Хряков А. Ф. |
Год постройки: | 1931-1933 |
Стиль: | Конструктивизм |
Академия железнодорожного транспорта имени т. Сталина
(Здание Академии сигнализации и связи) конструктивизм
1931-1933 - арх. Симонов Г. А., Абросимов П. В., Хряков А. Ф. (?) (Список...)
1932 (по ЕИСТ) -
Общежите Строительного факультета Петербургского государственного университета путей сообщения
Здание транспортного института можно уверенно отнести к памятникам из категории высокого авангарда. Оно отличается чрезвычайно острым, экспрессивным решением, а также очень неординарной посадкой в городскую среду.
Для строительства этого достаточно крупного общественного здания был выделен участок сложной формы, ограниченный Малой Посадской ул., Крестьянским пер. и Конным пер., имеющим плавные криволинейные очертания.
Комплекс скомпанован из Т-образного корпуса , выходящего одним фасадом на Крестьянский пер., пристыкованного к нему одной гранью огромного треугольного объема со знаменитым острым углом, а также достаточно протяженного корпуса криволинейных очертаний , состыкованного с треугольным в плане объемом через вертикальный сплошь остекленный объем лестничной клетки. Считается, что в плане комплекс образует соединенные серп и молот, однако в плане это вряд ли можно увидеть.
Фотографии 1930-х гг.
Из альбома выставки "Ленинград.
Будни нового стиля. Архитектура
1920-1930-х". МУАР, 2010
(добавил Askja)
РГИС, 2021 г.
(добавил люблюпитер )
Фото - Наталия, 03.2017.
Фото - Анчар, 08.2016.
Со стороны
Крестьянского пер.
Фото - Анчар, 08.2016.
Фото - Nipnip, 03.2020.
Фото - Nipnip, 03.2020.
Вид с Крестьянского пер.
Фото -
люблюпитер, 05.2021.
Острый угол выдвинут вперед
и оторван от земли, опирается
на единственный круглый столб.
Столб отделан мрамором.
1933-1934: Всесоюзная академия железнодорожного транспорта им. Сталина, Конный пер., 2. (Весь Ленинград - 1933"; «Весь Ленинград - 1934". С. 268)
1935-1937: Всесоюзная академия железнодорожного транспорта им. Сталина, пр. М. Горького (б. Кронверкский), д. 7. («Весь Ленинград - 1935". С. 316; . «1937- Ленинград список абонентов», с. 202).
1939-1940: Электротехнический институт инженеров сигнализации и связи, пр. М. Горького, д. 7. («Весь Ленинград - 1939", С. 241; "Весь Ленинград - 1940". С. 303)
1950. Бюллетень Ленгорисполкома, № 21,
На основании распоряжения Совета министров СССР от 30/VIII-50 г. и приказа Министерства путей сообщения от 2/IX-1950 г. Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи ЛЭТИИСС переименован в Ленинградский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта ЛЭТИИЖТ.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1271).
Бывшее общежитие.
Двор
Лестничная клетка. двор
Фото - sperling, 04.2012.
Правая часть лицевого фасада
по Крестьянскому пер.
Фото - Виктор М, 03.2015.
К сожалению у многих "хозяев" этих шедевров представления о красоте на уровне мещанина: чем больше натурального камня, якобы, тем лучше. "Чтоб богато смотрелось!". Но в данном случае надо решительно бороться с этой безвкусицей. Мало того что облицевали - там еще ступенька какая-то изменила в корне пропорции колонны, а это главный элемент интриги и напряжения всей композиции. Хотели, видать, как лучше, а получилось глупо, как всегда, (если подправить архитектуру берется какой-нибудь недалекий хозяйственник). Вот уж правильно говорят: простота хуже воровства.
А ведь где-то на этом участке с 1909 года стоял деревянный «Новый цирк», переименованный в 1911 году в цирк «Модерн», принадлежавший владельцу колбасной фабрики Маршану.. В нём в 1917—1918 гг. проходили многолюдные митинги, на одном из которых в июне 1917 года выступал В. И. Ленин. По соседству с цирком находились кинотеатр «Колизей» (1908, арх. Я. Г. Гевирц) и площадка для катания на роликовых коньках. Эти постройки не сохранились. Цирк сгорел в 1919 году.
Здание транспортного института, которое можно уверенно отнести к памятникам из категории высокого авангарда, отличается чрезвычайно острым, экспрессивным решением, а также очень неординарной посадкой в городскую среду. Этот объект построен по проекту Г. А. Симонова в 1931 г.
Эта замечательная постройка выражает именно симоновский подход к работе с архитектурной пластикой. Совершенно тот же монументальный прием может быть обнаружен в других, выполненных мастером, работах, находящихся в том же архитектурном масштабе: в градостроительном фасаде микрорайона на Малой Охте, в доме-коммуне Общества политкаторжан. Деталировка же очень близка к известным симоновским зданиям школ. Не уступает им этот объект и по выразительности.
Для строительства этого достаточно крупного общественного здания был выделен участок сложной формы, ограниченный Малой посадской ул., Крестьянским пер. и Конным переулком, имеющим плавные, криволинейные очертания. Такие границы участка, как видно, повлияли на объемно-планировочное решение, но наиболее значимый, акцентированный, элемент композиции появляется из-за близости крупной городской магистрали — Каменноостровского проспекта. Здесь, как и в зданиях школ, автор наиболее акцентированное место композиции делает сильно градостроительной доминантой в среде. Напротив института находится знаменитая мечеть (фон Гоген, Васильев и др.)
Композиция института может являться подлинным образцом чисто авангардистского подхода, которого активно придерживался Г. А. Симонов. В его правилах было работать с огромными нерасчлененными геометрически четкими объемами, состыковывать их остро, безо всяких промежуточных элементов, путем простой врезки и, соответсвенно более острого нарочитого сопоставления масс.
Комплекс скомпонован из Т-образного корпуса, выходящего одним фасадом на Крестьянский пер., пристыкованного к нему одной гранью огромного треугольного объема со знаменитым острым углом, а также достаточно протяженного корпуса, криволинейных очертаний, состыкованного с треугольным в плане объемом через вертикальный сплошь остекленный объем лестничной клетки.
Главный вход в здание дан в характерной для высокого авангарда экспрессивной манере: пластичный, прорезанный гигантскими витражами, треугольный объем с угла красиво подсечен. В образовавшемся пространстве появляется массивная многогранная в плане опора, облицованная натуральным камнем, вокруг которой устроена декоративная клумба. Двери расположены в глубине не криволинейной плоскости ограждения, эффектно скрываясь в тени огромного объема. Массивная призма с острым углом к низу красиво облегчена пунктиром из «лежачих» витринными окон, между которыми оставлены простенки ровно в величину оставленной в интерьере тонкой конструктивной опоры. Симметрия сознательно нарушена постановкой трех красиво нарисованных окон освещающих лестницу, расположенную в «вершине» угла с одной стороны.
Фасад по Крестьянскому переулку интересен прорисовкой открытой пожарной лестницы, из которой автор делает незаурядный акцент.
"...На Кронверкском проспекте, 9 в соавторстве с Г. А. Симоновым он проектирует комплекс зданий Института сигнализации и связи, впоследствии Транспортной академии (проект 1932 года, построен в 1933—1935 гг.). памятник архитектуры (вновь выявленный объект)[1] В плане образует силуэт серпа и молота. С конца XX века используется как студенческое общежитие Строительного факультета ЛИИЖТ (ныне ПГУПС)[2]"
Институт сигнализации и связи - история запутанная и малопонятная. Кто-то ошибся явно .
"В 1932 г. произошло разделение ЛИИЖТа на два самостоятельных учебных комбината: Ленинградский электромеханический (ЛЭМУК) и Ленинградский путейскостроительный (ЛПСУК), которые вскоре (1933) были вновь объединены в один институт - ЛИИЖТ, продолжавший развиваться и совершенствоваться как транспортный вуз железнодорожного профиля.
В 1937 г. на базе факультета СЦБ и связи ЛИИЖТа, а также Московского института инженеров сигнализации и связи создается еще одно новое высшее учебное заведение- Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи (ЛЭТИИСС), который в 1950 г. был переименован в Ленинградский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛЭТИИЖТ), но, просуществовав до 1954 г., вновь был объединен с ЛИИЖТом и вошел в его состав как электротехнический факультет."
А что за Академия железнодорожного транспорта им. Сталина? Она куда из истории исчезла?
Так текст без ссылок, старые фото тоже - так что можно только гадать откуда Академия.
На старой фотографии отчетливо читается Всесоюзная академия железнодорожного транспорта им. Сталина.
На официальном сайте ПГУПСа в разделе ИСТОРИЯ такого названия - Академия - не видно тоже. Какая-то загадка.
Есть у меня подозрение, что это был военный ВУЗ, существовавший в 1929-40 гг. Но уверенности нет.
Нигде нет таких намеков. Что попалось - приведено здесь в комментариях. Про военных в этом здании никто не упоминает.
Только это есть
Общежитие №2 ПГУПС
"Адрес: 197046, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д.9.
тел. (812) 233-72-07, факс (812) 232-96-52
Общежитие находится в историческом центре города, рядом с Петропавловской крепостью, в пяти минутах ходьбы от Домика Петра I и Авроры, напротив одного из красивейших зданий города – мусульманской мечети. 5 минут пешком до станции метро «Горьковская».
Общежитие предназначено для проживания российских и иностранных студентов дневной формы обучения, студентов-заочников, слушателей Института повышения квалификации и переподготовки, работников железнодорожного транспорта и гостей города.
Студенты проживают в двухкомнатных квартирах, в каждой из которых имеется кухня с полным набором мебели и электроплитой, туалет, умывальник и душевая. Метраж комнат позволяет проживать по 2 и 3 человека в комнате.
Для проведения досуга и занятий в различных кружках имеется Студенческий клуб с актовым залом на 360 мест. Для проведения самостоятельных занятий имеется учебный класс на 30 мест.
Для размещения слушателей Института повышения квалификации и переподготовки, работников железнодорожного транспорта и гостей города предоставляются одно-, двух-, трех- и четырехместные номера. Размещение блочное, в каждом блоке две комнаты, душ, туалет, раковина, полностью оборудованная кухня с холодильником. В каждом номере есть телевизор. На первом этаже общежития имеется столовая.
Для сторонних граждан стоимость проживания в сутки составляет в среднем 850 рублей (с завтраком). Группам предоставляются скидки."
Проверил путеводитель ЦГА СПб. ни одно учр., к-рое бы именовалось именно Акад. ж.д. Вар-ты вузов ж.д. есть, а академии ни одной. Но кстати, это могло быть и профсоюзное нечто - при НКПС.
Еще версия - учреждение типа современных Образовательных учреждений повышения квалификации.
Что-то дискуссия затянулась.
Автор публикации (А.И.) "позаимствовал" 2 ч/б фото из статьи об Академии в [82, с.262-264]. 1-я атрибутирована как "фотография 1930-х годов", 2-я - "фотография 1934 г."
Статья же под №41 называется -
"Академия железнодорожного транспорта имени т. Сталина"
годы постройки: 1931-1933, арх. арх. Симонов Г. А., Абросимов П. В., Хряков А. Ф. (?)
Адрес: Кронверкский пр., 9.
В конце статьи приведена фраза "впоследствии здание Академии железнодорожного транспорта было приспособлено под студенческое общежитие".
На планах Треста ГРИИ (март 1984 и 1992 гг.) пояснит.надпись "инст.инженеров железнодорожного транспорта", новопристроенное же 4-6-этажное (4-6КЖ) "общежитие" по Крестянскому переулку подписано отдельно.
Поэтому последняя фраза из [82] вызывает сомнения.
Про цирк "Модерн" (Кронверкский, 11) я сделал отдельную публикацию, надеюсь, скоро появится, тогде можно будет дать ссылку.
Всесоюзная академия железнодорожного транспорта им. Сталина. Пр. М. Горького, д.7. В ведении НКПС.
ВЛ на 1935. С. 316.
Усложненная динамичная структура здания с расходящимися в разные стороны криволинейными и nрямоугольными корnусами скреnлена nосередине объемом секторной формы, который вонзается клином в открытое nространство. Считается, что замысловатая конфигурация nлана nредставляет условное изображение серпа и молота, однако этот советский символ даже nри желании nрочитывается здесь с трудом. Скорее, острота свободной асимметричной комnозиции воnлощала не идейно-символическое, а мощное эксnрессионистическое начало, составлявшее одну из граней творчества Григория Симонова (nравда, атрибуция nостройки еще нуждается в nроверке).
Основной nротяженный корnус развернут no широкой дуге. Плавное мерное движение nодчеркивают убегающие за nоворот ряды окон, окаймленные неnрерывными тягами. Монотонность ритма нейтрализуется самой изогнутой поверхностью фасада и перебивается вертикальными акцентами - врезанными параллелепипедами лестничных клеток, сплошь остекленными с торцов.
Со стороны проспекта этот корпус неожиданно обрывается клиновидным объемом, частично глухим, частично раскрытым огромными окнами. Здесь динамичное развитие композиции достигает апогея. Острый угол резко выдвинут вперед и оторван от земли, он опирается на единственный круглый столб. Это угловое звено, сооруженное на основе железобетонного каркаса, решено в виде расширяющегося в глубину сектора, в котором находились вестибюль и аудитория. Впоследствии здание Академии железнодорожного транспорта было приспособлено под студенческое общежитие.
[82], с. 262-264
Пустырь на месте общежития в начале 20 века.
возле авторов есть не раскрытая ссылка (список...) , кто может раскрыть, что это за тайный список и список чего?
возможно это для узкого круга посвященных некий сигнал, но воообще не очень ясно на что автор сослался.
1933-1934: Всесоюзная академия железнодорожного транспорта им. Сталина, Конный пер., 2. (Весь Ленинград - 1933"; «Весь Ленинград - 1934", С. 268)
1935-1937: Всесоюзная академия железнодорожного транспорта им. Сталина, пр. М. Горького (б. Кронверкский), д. 7. («Весь Ленинград - 1935". С. 316; . «1937- Ленинград список абонентов», с. 202).
1939-1940: Электротехнический институт инженеров сигнализации и связи, пр. М. Горького, д. 7. («Весь Ленинград - 1939", С. 241; "Весь Ленинград - 1940". С. 303)
Бюллетень Ленгорисполкома, № 21, 1950
На основания распоряжения Совета министров СССР от 30/VIII-50 г. и приказа Министерства путей сообщения от 2/IX-1950 г. Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи ЛЭТИИСС переименован в Ленинградский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта ЛЭТИИЖТ.
"Левая часть лицевого фасада по Крестьянскому пер."
Лоджия с лестницей - пристройка 1960х гг.
Из книги: Петроградский район на стройке: сб./ под ред. Г. Пальцева. Л., 1932 год.
1956: Институт инженеров железнодорожного транспорта Лен. им. акад. В .Н. Образцова, мин. путей сообщ. СССР - Московск.пр. 9 [так в тексте]
Общежития:
№ 1, 7 Красноармейская, 12
№ 2, пр. М. Горького, 7 [так в тексте]
№ 3, ул. Пржевальского, 6
№ 5, М. Посадская, 22 [так в тексте]
№ 6, Перевозная, 8-б
(Список абонентов ЛГТС.1956 (С.49))
Ленинград. Путеводитель / Под ред. В.А. Дурнова и М.А. Легздайна. Л.: Лениздат, 1940. с.260-261.
"Сосѳднѳѳ с мѳчѳтью вновь выстроѳнноѳ зданиѳ - Элѳктротѳхничѳский институт инжѳнѳров сигнализации и связи НКПС СССР. Здание ииститута построено в конструктивном стиле (арх. Спмонов) и выходит на проспект М. Горького, на Конный и Крестьянский пѳреулки. В 1917 г. этот участок был занят дерѳвянным зданием цирка «Модѳрн». В этом циркѳ после Февральской рѳволюции устраивались митинги. На митингах рабочих и солдат в мае—июнѳ 1917 г. нѳсколько раз выступал Лѳнин.
За институтом, мѳжду Малой и Большой Посадскими улицами, возвышается вновь выстроенноѳ красивоѳ пятиэтажноѳ зданиѳ (архитекторы Абросимов и Хряков) общѳжития студентов института."
Понятно, что "мраморная" облицовка столба (и стен) входной группы - продукт последних лет и только противоречит конструктивистскому образу здания (хорошо видно на фотографии 30-х годов).