Публикация

Доходный дом П. В. Никитина

Здание на карте
фото
Архитекторы: Дрягин Н. А.
Резвый П. В.
Год постройки: 1903-1904, 1911
Стиль: Модерн

Доходный дом П. В. Никитина                                                  Модерн

 Лахтинская ул.. 8

1903-1904 - Дрягин Николай Александрович, техник Городской управы   ([99]. С. 126)

1911 - арх. (АХ)  Резвый Павел Васильевич  ([99]. С. 261)

 

 

"Чертежи дома А.И. Иванова по Лахтинской улице № 8 с указанием предшествующих владельцев (жена коллежского асессора  Федорова, Н.Ф.Дорофеев, Е.Ф.Стенина) Фасады, разрезы, поэтажные планы.

Архитекторы Д.А.Крыжановский, Н.А.Дрягин" 1851-1903 гг. ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.7985. л.8-10.32-39. (Элеонора)

 

Кирпичный дом подчеркнут двумя мощными эркерами. По краям фасада дом завершается щипцами с маленькими окошечками. Фасад украшен декоративными орнаментными вставками на уровне 4 этажа.

 

см. также Лахтинская ул., 6

  • фото

    РГИС 2023 г.
    (добавил danavan)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Левая часть
    дома

  • фото

    Фото - Blackadder, 03.2010.

Любопытно, что принято в архитектуре называть плагиатом. И принято ли?

Если мы посмотрим на фасад д. 22 по ул. Куйбышева, построенного арх. К. К. Шмидтом еще в 1901-1902 гг., мы увидим, что рисунок, выложенный на фасаде плиткой, совпадает, по крайней мере, на нижних этажах практически полностью. Здесь речь не об общих мотивах,, а почти о буквальном воспроизведении. Встречается ли нам такое точное повторение чужого рисунка где-нибудь еще?

Другое, что обращает на себя внимание, - это совпадение уровня окон и их формы в соответствующих ярусах у этого дома и у соседнего, № 6.

 

Адр. книги Яблонского 1890-х гг. называют владелицей д. 6 вдову унтер-офицера Марию Николаевну Яковлеву, а д. 8 - Елизавету Федоровну Стенину (Адр. кн. Нав 1892. О. 1. Стб. 190; на 1896. О. 1. Стб. 358).

У вдовы подполковника Е. Ф. Стениной указывается этот адрес - Лахтинская, 8, здесь же проживал и Петр Алексеевич Стенин. Из адресных книг более позднего времени выясняется, что он преподавал географию в средних учебных заведениях (в Петровской гимназии, Еленинском институте и др.), был действит. членом Имп. географического об-ва. Встречающиеся в интернете сведения о П. А. Стенине как авторе ряда книг по географии (kabinet-auktion.com, nlr.ru/e-case3), похороненном на Митрофаньевском кладбище (poxoronka.ru/forum), несомненно относятся к здешнему жителю. Все это вместе взятое заставляет предполагать, что Е. Ф. Стенина была вдовой, а П. А. Стенин - сыном известного гидрографа, подполковника Корпуса флотских штурманов Алексея Семеновича Стенина, погибшего в 1888 году (dic.academic.ru , vladcity.com - последний материал восходит к: Степанов А.И. Русский берег. Морской топонимический справочник. Владивосток, 1976).

Начиная с Впб на 1897 владельцем д. 6 называется Андрей Иванович Иванов (О. 4. Стб. 133). Он был купцом, строительным подрядчиком, точнее — строительным кладчиком (Впб на 1902. О. 3. С. 251; О. 2. С. 1249).

Е. Ф. Стенина в последний раз названа владелицей д. 8 в Впб на 1904 (О. 4. Стб. 172). В алфавитном отделе этого выпуска она уже не упоминается. А начиная с Впб на 1905, владельцем д. 8 называется также А. И. Иванов (О. 4. Стб. 172).

Это как раз то время, когда д. 8 строился (или перестраивался) Н. А. Дрягиным. Если строительство и начиналось при Стениных (что сомнительно), то уж закончено было при Иванове. Было бы естественно, если бы он сам и строил его. Вот тут невольно возвращаешься к мысли о сходстве окон и их уровне в обоих домах. То ли д. 8 подгонялся под д. 6, то ли последний перестраивался (строился) одновременно с д. 8.

Впб на 1908 называет уже новую владелицу обоих домов - Елизавету Васильевну Долгову, вдову колл. асессора (О. 4. Стб. 189; О. 3. С. 239). Дальше, в виду отсутствия у меня табелей на 1909-1912 годы, приходится идти в обход. В Впб на 1909 указан адрес Е. В. Долговой на Моховой, 17 (О. 3. С. 249). В Впб на 1910 Долговой нет, в Впб на 1911 тоже, но есть Елизавета Васильевна Томсен, жена надворного советника, живущая на Моховой, 17 (О. 3. С. 892). Похоже, что это одна и та же особа.

Впб на 1913 называет Е. В. Томсен владелицей д. 6, а владельцем д. 8 - Петра Васильевича Никитина, потомственного почетного гражданина, живущего здесь (О. 4. Стб. 172; О. 3. С. 448). Как мы знаем (из книги Кирикова про модерн?) дом по проекту П. В. Резвого был построен для него уже в 1911.

ВПг на 1917 называет владелицей д. 6 Е. В. Томсен, владельцем д. 8 - Ивана Дмитриевича Шитова.

И. Д. Шитов жил здесь, вместе с братом Алексеем Дм. Шитовым владел Торговым домом «Бр. А. и И. Шитовы». В их совместном владении были магазин колониальных товаров на Морской, 17 и лабаз с мелочной лавкой на Кирпичном, 3 (ВПг на 1917. О. 2. С. 1332, 1380, 1565).

(добавил Liz)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Фёдор Грибков, 2010.

  • фото
  • фото

    На входе

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 03.02.2013.

24 комментария
3569 просмотров
Добавил: Александр Иванович, 13 Мая 2009, 20:02
Редактировано: 29 Августа 2017, 14:12
Оцените:
(17 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6126.html' target='_blank'>Доходный дом П. В. Никитина на Citywalls.ru</a>
Всего 24 комментария
  • 26 Января 2012, 22:17

    кабанчик весь облик портит

  • 29 Января 2012, 19:46

    Дрягин Николай Александрович, техник Городской управы. Дох. дом. Лахтинская ул.. 8. 1903-1904 (99. С. 126).

    Резвый Павел Васильевич. Дох. дом. Лахтинская ул., 8. 1911 (99. С. 261).

    Любопытно, что принято в архитектуре называть плагиатом. И принято ли?

    Если мы посмотрим на фасад д. 22 по ул. Куйбышева, построенного арх. К. К. Шмидтом еще в 1901-1902 годах (http://www.citywalls.ru/house983.html), мы увидим, что рисунок, выложенный на фасаде плиткой, совпадает, по крайней мере, на нижних этажах практически полностью. Здесь речь не об общих мотивах,, а почти о буквальном воспроизведении. Встречается ли нам такое точное повторение чужого рисунка где-нибудь еще?       

    Другое, что обращает на себя внимание, — это совпадение уровня окон и их формы в соответствующих ярусах у этого дома и у соседнего, № 6 (http://www.citywalls.ru/house10609.html).

    Адр. книги Яблонского 1890-х годов называют владелицей д. 6 вдову унтер-офицера Марию Николаевну Яковлеву, а д. 8 — Елизавету Федоровну Стенину (Адр. кн. Нав 1892. О. 1. Стб. 190; на 1896. О. 1. Стб. 358).

    У вдовы подполковника Е. Ф. Стениной указывается этот адрес — Лахтинская, 8, здесь же проживал и Петр Алексеевич Стенин. Из адресных книг более позднего времени выясняется, что он преподавал географию в средних учебных заведениях (в Петровской гимназии, Еленинском институте и др.), был действит. членом Имп. географического об-ва. Встречающиеся в интернете сведения о П. А. Стенине как авторе ряда книг по географии (http://www.kabinet-auktion.com/auction/book7/221/http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/95309/60#pict ), похороненном на Митрофаньевском кладбище (http://poxoronka.ru/forum?func=view&catid=56&id=665), несомненно относятся к здешнему жителю. Все это вместе взятое заставляет предполагать, что Е. Ф. Стенина была вдовой, а П. А. Стенин - сыном известного гидрографа, подполковника Корпуса флотских штурманов Алексея Семеновича Стенина, погибшего в 1888 году (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/116297/Стенин , http://vladcity.com/people/people18/stenin/ - последний материал восходит к: Степанов А.И. Русский берег. Морской топонимический справочник. Владивосток, 1976).

    Начиная с Впб на 1897 владельцем д. 6 называется Андрей Иванович Иванов (О. 4. Стб. 133). Он был купцом, строительным подрядчиком, точнее — строительным кладчиком (Впб на 1902. О. 3. С. 251; О. 2. С. 1249).

    Е. Ф. Стенина в последний раз названа владелицей д. 8 в Впб на 1904 (О. 4. Стб. 172). В алфавитном отделе этого выпуска она уже не упоминается. А начиная с Впб на 1905, владельцем д. 8 называется также А. И. Иванов (О. 4. Стб. 172).

    Это как раз то время, когда д. 8 строился (или перестраивался) Н. А. Дрягиным. Если строительство и начиналось при Стениных (что сомнительно), то уж закончено было при Иванове. Было бы естественно, если бы он сам и строил его. Вот тут невольно возвращаешься к мысли о сходстве окон и их уровне в обоих домах. То ли д. 8 подгонялся под д. 6, то ли последний перестраивался (строился) одновременно с д. 8.

    Впб на 1908 называет уже новую владелицу обоих домов — Елизавету Васильевну Долгову, вдову колл. асессора (О. 4. Стб. 189; О. 3. С. 239). Дальше, в виду отсутствия у меня табелей на 1909-1912 годы, приходится идти в обход. В Впб на 1909 указан адрес Е. В. Долговой на Моховой, 17 (О. 3. С. 249). В Впб на 1910 Долговой нет, в Впб на 1911 тоже, но есть Елизавета Васильевна Томсен, жена надворного советника, живущая на Моховой, 17 (О. 3. С. 892). Похоже, что это одна и та же особа.

    Впб на 1913 называет Е. В. Томсен владелицей д. 6, а владельцем д. 8 — Петра Васильевича Никитина, потомственного почетного гражданина, живущего здесь (О. 4. Стб. 172; О. 3. С. 448). Как мы знаем (из книги Кирикова про модерн?) дом по проекту П. В. Резвого был построен для него уже в 1911.

    ВПг на 1917 называет владелицей д. 6 Е. В. Томсен, владельцем д. 8 - Ивана Дмитриевича Шитова.

    И. Д. Шитов жил здесь, вместе с братом Алексеем Дм. Шитовым владел Торговым домом «Бр. А. и И. Шитовы». В их совместном владении были магазин колониальных товаров на Морской, 17 и лабаз с мелочной лавкой на Кирпичном, 3 (ВПг на 1917. О. 2. С. 1332, 1380, 1565).       ++

  • 14 Мая 2013, 00:02

    "Чертежи дома А.И. Иванова по Лахтинской улице № 8 с указанием предшествующих владельцев (жена коллежского асессора  Федорова, Н.Ф.Дорофеев, Е.Ф.Стенина) Фасады, разрезы, поэтажные планы. Архитекторы Д.А.Крыжановский, Н.А.Дрягин" 1851-1903гг. ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.7985. л.8-10.32-39.   ++

  • 14 Мая 2013, 00:09

    "Между четвертым и пятым этажами орнамент в виде ковриков." Зачем этот перл? Почему не написать проще - "фасад украшен декоративными панно на уровне 4 этажа"

  • 14 Мая 2013, 00:16

    Где ж тут панно? Майоликовыми вставками тогда уж.

  • 14 Мая 2013, 00:16
    Ответ на "Где ж тут панно? Майоликовыми вставками тогда уж." от miraru1

     Это не майолика. Можно написать еще нейтральнее - украшен орнаментными вставками

  • 14 Мая 2013, 00:18

    А что же это?

  • 14 Мая 2013, 00:21
    Ответ на "А что же это?" от miraru1

     Это плитка с орнаментом. посмотрите внимательно. Майолика это керамика, как на Ортопедическом институте или Соборной мечети. Тут явно не майолика.

  • 14 Мая 2013, 00:24
    Ответ на "Это плитка с орнаментом. посмотрите внимательно. М" от Алексей von Fricken

     Плитка с орнаментом - это и есть майолика, изразец.

  • 14 Мая 2013, 00:26
    Ответ на "Плитка с орнаментом - это и есть майолика, изразец" от miraru1

     Опять спорите. Посмотрите внимательно. Здесь изразцами и не пахнет. Тут метлахская плитка как на полу в парадных. Полы в парадных изразцами покрыты по вашему?:) Если есть сомнения, посмотрите сами в реальности.

  • 14 Мая 2013, 00:28

    Это вы спорите. Никто не делает метлахскую плитку такого размера,  да еще с росписью.

  • 14 Мая 2013, 00:30
    Ответ на "Это вы спорите. Никто не делает метлахскую плитку " от miraru1

     Рисунки ОЧЕВИДНО выложены из 28 плиток. Даже швы видны. Приблизте лицо к экрану если не видите.

  • 14 Мая 2013, 00:36
    Ответ на "Рисунки ОЧЕВИДНО выложены из 28 плиток. Даже швы в" от Алексей von Fricken

     Выложены из нестандартных плиток. Если бы вы хоть что-нибудь понимали в технологиях изготовления облицовочных плиток с рисунком, вопрос был бы снят.

  • 14 Мая 2013, 01:07
    Ответ на "Рисунки ОЧЕВИДНО выложены из 28 плиток. Даже швы в" от Алексей von Fricken

     Алексей, Вы абсолютно правы! Рисунок выложен из .....плиток, швы видны очень отчетливо. Такая "технология" сборки  из кафельных плиток использовалась уже в 80-х гг. XIX века. Сам Гримм делал подобные  эскизы, например, для церкви в Ореанде, это было и прочно, и красиво, и экономично.  Кафелями отделывали и полы и стены. У меня есть в коллекции образец (только фрагмент кафеля) из ореандской церкви,  при случае могу показать. :))

  • 14 Мая 2013, 10:10

    Спасибо Наталья. Надеюсь теперь вопрос снят.  Антон, а вы что много понимаете в технологии изготовления плитки?

  • 14 Мая 2013, 11:02

    Конечно. Метлахская плитка - низкопористая керамика высокотемпературного одинарного обжига. Подобие современного керамогранита. Особенностью ее является сплошная окраска на всю глубину черепка. Поэтому применяется прежде всего для полов - при истирании рисунок не исчезает вплоть до цемента. При изготовлении плитки подвергаются повышенной усадке и, возможно, короблению.

    Часто напольные плитки с рисунком несведущие люди неправильно называют метлахскими.

    Майолика (и фаянс, из которого тоже часто изготовляли декоративные плитки в нач. ХХ века) - это глазурованная керамика двойного обжига. 

    Кроме этих видов керамики существует еще масса других, переходных, а также простой керамики.

     

  • 14 Мая 2013, 12:51

    Как говорил Черчиль, вы не сказали ничего, чего спрашивающий не знал бы поверхностно и сам. Но ваше объяснение подтверждает одно, перед нами панно не майоликовое, тут нет глазури, как вы правильно отметили, нет объемности, свойственной майолике.

  • 14 Мая 2013, 15:47
    Ответ на "Как говорил Черчиль, вы не сказали ничего, чего сп" от Алексей von Fricken

     Майолика может быть и плоской, и неблестящей.

    Вообще же техник керамик множество, но сейчас из провинциальной больницы, я затрудняюсь аргументированно вам ответить, с цитатами и ссылками.

  • 14 Мая 2013, 16:11
    Ответ на "Ответ на "Как говорил Черчиль, вы не сказали ничег" от miraru1

     В данном случае мы говорим о том просто керамическая плитка это (в разных вариантах) или майолика. Ждем ссылок, цитат и примеров с фото. Поправляйтесь.

  • 14 Мая 2013, 16:26

    Просто плитка и майолика - это неправильная дихотомия.

    Я предлагаю крайне специфическую метлахскую плитку и плитку с рисунком.

    Цитаты и примеры - недели через две, не раньше))

  • 14 Мая 2013, 23:39

    Уже к середине 80-х гг. XIX века по инициативе Григория Григорьевича Гагарина (вице-президент Академии художеств) вместо росписи и дорогостоящей мозаики стали употреблять для украшения зданий цветные кафели. Такие кафельные панно отличались и большой прочностью, и изяществом, и сравнительной дешевизной. Кафели  изготавливали в Вене и Берлине, они были недешевы. Русские мастера работали в Москве и Петербурге. Использование кафелей в украшении зданий "собственно, лишь воскресило забытую старину".  

    Позже появились различные декоративных облицовочные плитки, называли их по-разному. Таким образом, к началу XX века кафельные панно широко использовались в украшении зданий в Петербурге.

    По материалам:  Н.В. Антонова. Из истории Покровского храма в Ореанде //Сборник статей. Управление делами президента РФ Государственный комплекс "Дворец конгрессов". Спб.: "Дмитрий Булавин". 2006. 

    РГИА, ф.537, оп.1, ед.хр.1747 

     

  • 25 Ноября 2017, 19:06

    Некоторые дополнения делает Привалов В.Д. -
    https://profilib.com/chtenie/100762/valentin-privalov-ulitsy-petrogradskoy-storony-doma-i-lyudi-70.php
    "Доходный дом № 8 П. В. Никитина возведен в 1904 г. по проекту техника Н. А. Дрягина. В 1911 г. на этом участке архитектор П. В. Резвый возвел новый доходный дом. В 1900-е гг. в нем находилась квартира писателя Г. И. Чулкова (1879-1939), издававшего альманахи «Факелы» (1906–1908 гг.) и «Белые ночи» (1907 г.), газету «Народоправство» (1917 г.). Автор романов «Сатана», «Метель», в которых он пытался следовать психологическому методу Ф. М. Достоевского. В 1912 г. в Петербурге вышло 6-томное собрание его сочинений. В мае 1908 г. на довольно многолюдном собрании в квартире Г. И. Чулкова А. А. Блок читал «Песню Судьбы».
    В квартире 21 в начале 1910-х гг. находилось Санкт-петербургское отделение Общества вспомоществования нуждающимся аракчеевцам. Цель общества — «оказывать всякого рода помощь и поддержку нуждающимся в том по преклонности лет, болезни или другим независящим от них причинам: а) бывшим и настоящим воспитанникам Аракчеевского кадетского корпуса и военных гимназий; б) служившим в этих заведениях в классных чинах; и в) семействам вышеозначенных лиц». Председателем общества был отставной генерал от инфантерии К. Н. Грибский.
    В квартире 22 в 1960-е гг. жил живописец П. Г. Коростелев, автор портретов, натюрмортов, сюжетно-тематических картин. Впоследствии он переехал в дом художников на Песочную набережную, 16."

  • 9 Декабря 2023, 21:49

    1980 - 1990. Лахтинская улица, 8  (pastvu.com)

     

    05.12.2023.

  • 25 Мая 2024, 11:38

    В архива СПб есть фото, ошибочно указанное как Гатчинская 14

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/gr73165

    По факту это этот дом

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31932
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4232