Завод художественных красок "Невская Палитра" (2004)
Другие здания завода:
Двухэтажный дом с фронтоном с окнами в тимпане и надстройкой в центре на углу наб. Черной речки и ул. Сердобольской.
В цокольном этаже здания в настоящее время (2010 г.) находится фирменный магазин "Художник" завода художественных красок "Невская палитра". (адрес фирменного магазина, указанный на сайте предприятия - Сердобольская ул., 68)
Рядом - территория завода.
1949 г. Н. Цылов Атлас 13-ти частей СПб (добавил Liz)
"Чёрная речка". Дом №25 (дальний, у правого края снимка) Фото А.Ф.Лоренца, 1860-е. (добавил SteelRatTV)
(«Смена» №115(2798) от 21.05.1934 г. С.4) (добавил lenarch)
Из каталога Ленинградского З авода Художественных Красок 1964 года
там же
там же
(добавил )
«Вечерний Ленинград» №143(3841) от 20.06.1958 г. С.4 (добавил - .)
до 1972 г. из коллекции Никандрова Госкаталог № 45990933 КП (ГИК) ГМИ СПб 382167 (добавил Galina Vabishchevich)
Кадры из фильма ЗХК «Невская палитра» 85 лет!
Кадры из фильма "Экскурсия по Заводу художественных красок «Невская палитра», 2005 г"
В на этом месте, на углу Никольского проспекта, показан дом деревянный, № 446, принадлежавший мещанину Ивану Алферовичу Налисову. Как всегда у дач никаких данных о размерах участка и этажности дома нет (Н. Цылов. Атлас тринадцати частей С.-Петербурга. СПб., 1849. С. 361 /1 паг./, с. 164 /2 паг./).
Территория завода по наб. Черной речке в настоящее время занимает исторические участки 19-21, 23 и 25/70.
Согласно справочниками ВПб-ВПг в период 1894-1917 гг. участок №25/70 принадлежал Антону Петровичу Петрову. На 1894 г. владелец проживал здесь, а с 1911 г. по владению указываются управляющие.
Участок № 23 числился за на 1894 г. за Клавдией Максимовной Беловой, а с 1895 по 1917 гг. за Дмитрием Степановичем Беловым.
Участки 19-21, а также участок 17 на 1894 г. принадлежал Екатерине Ростиславовне Панфилович, а на 1908 г. ее наследникам. К 1910 г. участок № 17 был передан , а владельцем участков 19-21 стал Иван Павлович Балин. По ВПб на 1912 г. участки числились за Юлием Григорьевичем Фридлендером, который оставался владельцем по 1917 г.
История Фридлендера изложенная на сайте завода, начинается так: "В 1900 г. из Англии был приглашен технолог Юлиус Фридлендер с целью организации в Санкт-Петербурге фабрики по производству масляных красок. Он организовал небольшой лакокрасочный завод, построенный в 1900 г. на наб. Черной речки".
Кто его пригласил и зачем? Понятно, если бы он приехал на какое-то производство и там что-то наладил. Но нет, он основал свой завод. Кто мог его для этого пригласить? Юлиусом, кстати, Фридлендер стал не сразу. В ВПб на 1900 г. впервые появляется технолог Юлий Григорьевич Фридлендер, живущий в доме 10 по Аптекарскому проспекту. Никакого занятия он не указал (ВПб на 1900. О. III. С. 604).
Но тут неожиданно всплыл один сюжет, хотя, может быть это простое совпадение. В ВПб на 1899 нашелся еще один Фридлендер, Юлий Аронович, единственный раз, ни до, ни после он не встретился. Технолог, адрес указан по Клинскому переулку, 9, так, но это, конечно, опечатка, а, может быть, новый в Петербурге человек не признал Клинский проспектом. И указано место службы: Химический завод братьев Эрленбах (ВПб на 1899. О. III. С. 556). Завод, точнее, Т.Д. братьев Эмиля и Сигизмунда Семеновичей Эрленбахов, состоявший из словолитни и завода красок, нашелся в разделе "Краски", с адресом по Цветочной, 4, собственный дом (ВПб на 1899. О. II. С. 1072). Сами же братья жили в другом своем доме по адресу (ВПб на 1899. О. III. С. 604; О. IV. Стб. 336, 337), от Клинского, 9, минут 10 ходу. Братья, между прочим, были баварскими подданными, а словолитня их, предприятие высокого уровня, входила в А.О. "Леман О. И." Словолитня размещалась в 4 роте, 16, там же находилась контора завода красок. Предприятие было не очень новое, и наш герой, похоже, приехал к ним не налаживать что-то, а учиться перед тем, как открыть собственное дело.
А что касается отчества, что может быть естественней, чем сменить отчество Аронович на менее очевидное. Мне кажется, связь этого человека с предприятием Эрленбахов куда весомее в плане его идентификации, чем единажды упомянутое отчество. В конце концов, можно и не брать этот эпизод в расчет.
Так или иначе, в следующем, 1899 г., Ю. Г. Фридлендер поселился на Аптекарском острове и, судя по данным ВПб на 1900 г., жил, не имея никакого занятия. Но теперь ему было 5 минут ходу до , где не позднее следующего 1900 г. начал действовать его завод лаков и красок. Может быть, еще не совсем начал, потому что завод упомянут только в алфавитном списке жителей (ВПб на 1901. О. III. С. 614), а в промышленном разделе его еще нет, он появился там только в Тут-то он и стал наконец Юлиусом. На всякий случай. Но в алфавитном отделе остался Юлием. Такую форму объявления он сохранял и в последующие годы, менялись, нечасто, только адреса. На Каменноостровском, 55, завод оставался до 1910-1911 гг.
Не позднее лета 1911 г. Ю. Г. Фридлендер перевел свой , приобретя там участки 19 и 21 (ВПб на 1912. О. IV. Стб. 486).
Но по заводу данные в ВПг на 1917 г. странные. Еще в ВПг на 1916 г. было опубликовано обычного вида объявление с адресом завода на Черной речке, 17-19, и с адресами складов - на Забалканском, 6 , и на Каменноостровском, 55 (ВПг на 1916. О. II. С. 1263). Объявление в выпуске на 1917 выглядит так, словно хозяин уже свернул производство и дает только адреса складов: "Фридлендер Юл. Григ. Забалканский, 6. Т. 16354; Каменноостровский, 55. Т 56843."
Чертежи дома на участке, принадлежавшем А. Д. Житейскому, А. П. Петрову по наб.Черной речки, 25 и Сердобольской ул., 70 1882–1912. 25 л. (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.3103). Не оцифровано
Дело о приведении приговора окружного суда в исполнение по делу производства исправлений дома Петрова N 25 на углу набережной Черной речки и Сердобольской ул. 30.01.1894–16.01.1895. 26 л. (ЦГИА СПб ф.569 оп.15 д.656). Не оцифровано
Чертежи дома и зданий завода лаков и красок, склада для красок, конюшен на участке, принадлежавшем И. П. Балину, Ю. Г. Фридлендеру по Головинской ул., 22 и наб. Черной речки, 19-21. 1909–1913. 44 л.
(ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.2628). Не оцифровано
Залоговые свидетельства, страховые полисы и план двора Е. Р. Панфилович, Ю. Г. Фридлендера по наб. Черной речки, NN17, 19, 21 и Головинской ул., NN20, 22 (наб. Черной речки, NN19, 21 и Головинская ул., N22) 24.05.1913–19.06.1918. 41 л. (ЦГИА СПб ф.515 оп.2 д.1629). Не оцифровано
(добавил )
В 1934 г., по инициативе работников Третьяковской галереи, на базе фабрики распоряжением правительства был образован "Ленинградский завод художественных красок". (В соответствии с приказом Г. К. Орджоникидзе, который был подписан 26 декабря 1934 г., Ленинградский завод художественных красок Всеросийского Объединения Лакокрасочной промышленности вошел в число действующих заводов). Его задачей стало производство художественных материалов, не уступающих по качеству лучшим мировым аналогам. Результатом многолетнего развития завода стало создание уникального производственного комплекса, которым в настоящее время является "Завод художественных красок".
«Завод художественных красок» является постоянным участником крупнейшей международной выставки товаров для живописи и творчества во Франкфурте-на-Майне, Германия.
В 2004 г. предприятие переименовано в Завод художественных красок "Невская Палитра".
(добавил по материалам официального сайта завода nevskayapalitra.ru)
После войны на своих красках Завод указывал адрес: Чёрной речки наб. 19-21 примерно до 1965 г.,когда вышел ГОСТ 11481-65 (до этого Завод производил краски по ТУ МХП N ОШ 295-55). С 1957 по 1965 г. Завод входил в Ленсовнархоз. (). В 1965 г. вышел ГОСТ 11481-65, и на своих красках Завод стал указывать адрес: Сердобольская ул., 68 (на ) В это время Завод входит в состав Министерства Химической Промышленности СССР.
А вот эти Завода Художественных Красок очень интересны НКХП (Наркомат Химической Промышленности) 1939-1946, с 1946 г. - Министерство Химической Промышленности СССР. Эти краски могут быть как довоенные (1939-1941), так и послевоенные (1944-1946). Согласно Завода 1964 г., в котором они пишут, что продолжили производить художественные краски в 1944 г.
"... в довоенном 1940 г. палитра масляных красок насчитывала около 30 наименований. В период Великой Отечественной войны завод выполнял заказы фронта, а начиная с 1944 г., снова приступил к выпуску художественных красок. За 19 послевоенных лет палитра впускаемых красок значительно расширилась. По сути дела заново была создана гамма масляных кадмиевых красок 10 наименований, группа лессирующих марсов, черни, выпущены новые оттенки коричневых земель, расширена группа кобальтов. Были вновь выпущены марганцевая голубая, а также краски типа индийской желтой и Поль-Веронез.Номенклатура масляных художественных красок I группы возросла до 63 наименований". Адрес:Чёрной речки наб.19-21 (добавил )
1935 - начато производство масляных и акварельных красок.
1940 - появление художественных и плакатных гуашевых красок
1961 - ассортимент расширен казеиново-масляными и поливинилацетатными темперными красками
2001 - выпуск первых в России акриловых красок и грунтов (Из фильма ЗХК «Невская палитра» 85 лет!)
Компания выпускает несколько линеек продукции: акварель, масло, темпера, акрил, гуашь, товары для декоративно-прикладного искусства. На продукции завода всегда присутствует фирменный знак «Завода художественных красок» - красная палитра. Материалы «Невской палитры» используются для реставрационных работ в Эрмитаже, Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, росписей храма Христа Спасителя, собора Василия Блаженного, Большого Кремлевского дворца и многих других памятников архитектуры. Неизменными потребителями продукции Завода являются мастера уникальных народных промыслов - Палеха, Мстеры, Холуя, Жостова, Павлова Посада, множества иконописных мастерских и церквей. Продукция бренда «Невская палитра» экспортируется в Европу, США и ряд других стран. Завод активно участвует в общественной жизни, поддерживает профессиональное художественное образование, детское творчество и мероприятия, направленные на развитие искусства. Бренды - Белые ночи, Мастер-класс, Ладога, Сонет, Decola, Цветик.
(, Mary)
1913:Завод лаков и красок Ю. Фридлендер - наб. Черной речки, 19
Лаки, масляные и спиртовые краски, масляные и сухие олифы и остальные москательные товары (ВПб 1913. II отд. С.1219)
ВПб на 1901 дает адрес самого Юлия Григорьевича Фридлендера и его завода по .
ВПг на 1917 про завод соообщает следующее:
Завод лаков и красок. Ю. Фридлендер. Пгр., наб. Черной речки, 19
Лаки масляные и спиртовые, краски масляные, эмалевые и сухие, олифы и остальные москательные товары
Домовладения по Черной речке располагались следующим образом:
19 и 21 - Фридлендера Юлия Григ.
23 - Белова Дм. Степ.
25-70 (угол Сердобольской) - Петрова Антона Петр.
Т.е. завод располагался там же, где и теперь: , по соседству с Чернореченской пожарной частью. Очень практично.
Сведений о Петрове, владевшем домом 25-70, никаких нет, кроме адреса: Сердобольская, 70. ()
Из воспоминаний сотрудницы завода Ирины Николаевны Копыловой, (середина 1970-х гг.) : «Во время блокады завод работал, изготавливал краски маскировочных тонов (в частности они использовались для маскировки шпилей Петропавловского собора и Адмиралтейства, куполов Казанского и Исаакиевского соборов). А на тубном участке было налажено производство патронов. Те, кто не был мобилизован, не ушел в ополчение, жили и работали на заводе. На территории, где было возможно, разбили огороды. Благодаря довоенным запасам сырья (подсолнечное и льняное масло, сахар), от голода никто не умер. На территорию предприятия попала бомба, так как недалеко находился военный аэродром (Комендантский), который постоянно бомбили немцы, и нам досталось. От взрыва погибли наши работники»
<a href='https://www.citywalls.ru/house6109.html' target='_blank'>Завод лаков и красок Ю. Фридлендер - Ленинградский завод художественных красокЗавод художественных красок "Невская Палитра" на Citywalls.ru</a>
Да, думаю, план примерно такой должен быть. Вот интересно, откуда они списали эту хурду-мурду. Ведь кто-то сидел, рожал это всё.
Завод до революции был на участках 19-21, потом шел частный дом 23, потом уже этот, тоже частный.
А Фридлендер, думаю, действительно закруглился уже тогда, в 1917-м. Если Юлий Аронович это он, а я думаю, что он, возможно, на него произвела впечатление история братьев Эрленбахов. Они с начала войны, в качестве немцев, были отстранены от участия в делах А.О., а один вообще был выслан куда-то в Пензу или Пермь. Очень много народу, кто поумнее, уже весной 1917-то уехал из России.
В издании 1862 года владелец, как и в 1849-м, Налисов. №№ 29-31 (Описание улиц С.-Петербурга и фамилии домовладельцев к 1863 году / сост. Н. Цылов. – СПб., 1862. С. 444)
К 1869 году картина такая.
(Нейдгардт П.П. Список домам С.-Петербурга по полицейским частям и участкам. СПб., 1869. С. 459).
(Всеобщая адр. книга С.-Петербурга. СПб., 1867-1868. О. 3. С. 175)
Чертежи дома на участке, принадлежавшем А.Д.Житейскому, А.П.Петрову по наб.Черной речки, 25 и Сердобольской ул., 70.1882–1912. 25 л. (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.3103). Не оцифровано.
Адрес указан подозрительный: д. 19-29. Вчера ломала голову, но на Головинскую участок Фридлендера выходил домом 22.
И что же мы должны думать об этом? Дом 29 по набережной - второй после Сердобольской, но, как выясняется, когда-то, до конца 1880-х № 29 был у нынешнего углового дома (№ 25).
(Табель 1889. С. 221).
С одной стороны, возникает подозрение, не арендовал ли Фридлендер этот дом, и тогда всё прекрасно, но почему он № 29? Не в воспоминание же о старой нумерации? В общем, непонятно, что делать с этим фактом. Опечатка?
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Да, думаю, план примерно такой должен быть. Вот интересно, откуда они списали эту хурду-мурду. Ведь кто-то сидел, рожал это всё.
Завод до революции был на участках 19-21, потом шел частный дом 23, потом уже этот, тоже частный.
А Фридлендер, думаю, действительно закруглился уже тогда, в 1917-м. Если Юлий Аронович это он, а я думаю, что он, возможно, на него произвела впечатление история братьев Эрленбахов. Они с начала войны, в качестве немцев, были отстранены от участия в делах А.О., а один вообще был выслан куда-то в Пензу или Пермь. Очень много народу, кто поумнее, уже весной 1917-то уехал из России.