Публикация

Доходный дом И. А. Апраксина -
Академия гражданской авиации

Здание на карте
фото
Архитекторы: Стафиери А.
Климентов М. Я.
Год постройки: 1867, 1950-1955
Стиль:

Доходный дом И. А. Апраксина

 

конец XVIII - начало XIX в. (А.Л.Пунин. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т.II:

                                                    Петербург 1860 - 1890-х годов в контексте градостроительства пореформенной России. СПб, "Крига", 2014, С.254)

первая треть XIX в. - арх. Лукини Иван Францевич - дворовый корпус  ([71]. С. 111)

 

 

Доходный дом И. А. Апраксина

1867 - арх. Стафиери Андрей перестройка   (А.Л.Пунин,Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т.II  С. 254)

1879-1883 - арх. Фонтана Людвиг Францевич - дворовые флигели       ([71]. С. 111)

 

Училище Гражданской авиации                                                                                       Сталинский неоклассицизм  

11950-е -  арх. арх. Климентов Михаил Яковлевич - перестройка и расширение   (С. П. Одновалов. "Михаил Климентов".)

 

Академия гражданской авиации

  • фото

    Дом генерал-майора графаА.Апраксина
    на Литейном пр. (дом №48) до перестройки.
    Конец XVIII - начало XIX в.
    Фиксационный чертеж. 1867 г.
    * см. ниже

  • фото

    Дом генерал-майора графа А.Апраксина
    на Литейном пр. (дом №48).
    Проект перестройки.
    Архитектор А.Стафиери. 1867
    * см. ниже

    (добавил S.P.)

  • фото

    Фото 1935 г. (Гос. Историч. музей)
    (добавил Ладада)

  • фото

    1952-1953 гг. pastvu.com
    (добавил Lunas )

  • фото

    Реконструкция
    1953-1954 гг.
    Добавил - Vladimir-2013 .

  • фото
  • фото

    Фото - Андрей Агафонов, 1995.

  • фото

  • фото

    Яндекс-панорама, 2011 г.
    (добавил snegir)

* Проект А.Стафиери помещен в книге: А.Л.Пунин. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т.II: Петербург 1860 - 1890-х

   гг. в контексте градостроительства пореформенной России. СПб, "Крига", 2014, С.254. Помещены два чертежа.

 

На фото совершенно ясно видно реально существующее здание с таким фасадом, причем видны и  другие дома на Литейном проспекте, что позволяет понять, что этот дом находился именно на данном месте. А на фото, сделанном в 1953 - 1954 г. в процессе перестройки здания, еще виден этот фасад; он занимает левую часть ныне существующего здания. Таким образом, проект А. Стафиери был осуществлен, и здание оставалось в таком виде вплоть до перестройки

(Добавил:  S.P.)

В 1954-м г. было перестроено под руководством архитектора М. И. Климентова,  приобретя свой нынешний внешний облик. После реконструкции 1954 здание совершенно изменило свой габариты, форму, структуру.

 

До революции дом принадлежал графу Апраксину. В первой трети XIX в. это было здание в формах безордерного классицизма. Во дворе находилась интересная постройка, созданная по проекту И. Ф. Лукини.  ([71]. С. 111., Mary)

 

В 1867 г. дом был перестроен для генерал-майора А.Апраксина по проекту архитектора А. Стафиери 

 

В 1879-1883 гг. арх. Фонтана Л. Ф. спроектировал и построил дворовые флигели.

В 1832-1833 гг. в доме жила А. О. Смирнова-Россет, друг Пушкина и Гоголя. Ее салон был одним из культурных центров Петербурга.

В 1930 г. в доме разместился Институт гражданской авиации (гражданского воздушного флота), который в 1934 г. перевели в Авиагородок, а на Литейном оставался до 1939 г. авиатехникум. С 1939 г. в доме размещались различные учреждения гражданской авиации.

После сильного пожара 1946 г. в 1954 г. были осуществлены реконструкция и перепланировка здания.

Сохранились актовый зал с богатой лепкой и парадная лестница.

В старейшем полуциркульном здании во дворе расположились учебные лаборатории и общежитие, в манеже - спортзал.

С 1956 в главном здании находилось Высшее авиационное училище (впоследствии - Академия гражданской авиации), переведеное в 1972 г. в Авиагородок. Его первым начальником был Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза А. А. Новиков.

С 1972 г. в доме находилось Ленинградское авиационное техническое училище гражданской авиации. ([71]. С. 111., Mary)

 

Наследник  хозяина этого здания, построившего его в 1830 г., графа С. Ф. Апраксина его сын  Антон Степанович, имел  страсть к воздухоплаванию. Он даже написал и издал труд, носящий  по-старинному длинное название: «Воздухоплавание и  применение его  к передвижению  аэростатов свободных и несвободных по желаемым направлениям». По его проекту   строился крупный аэростат. Правда, он так и остался недостроенным, в связи с кончиной графа.

Ленинградское авиационно техническое училище гражданской авиации (ЛАТУГА)

 

Ленинградского авиационного технического училища  гражданской авиации (ЛАТУ ГА)  (1972-)

В Министерстве гражданской авиации СССР было решено начать подготовку профессионалов по наземному обслуживанию пассажиров, т.е. начальников смен, диспетчеров и других специалистов служб организаций перевозок.

Авиационно-транспортный колледж.

 

Ленинградское авиационно-техническое училище гражданской авиации было создано приказом министра гражданской авиации в феврале 1972 года. Оно было первым учебным заведением по подготовке специалистов по организации авиационных перевозок(СОП). В 1976 году в ЛАТУГА были созданы курсы повышения квалификации работников СОП.

 

В феврале 1972 г. по инициативе и поддержке Министра гражданской авиации СССР  Б. П. Бугаева и при активном участии члена коллегии  МГА СССР   Б. Е. Панюкова, было принято  решение, оформленное приказом Министра от 23.02.1972  г.а № 61 о создании Ленинградского авиационного технического училища  гражданской авиации (ЛАТУ ГА), и начале подготовки по специальности  «Организация авиационных перевозок», с квалификацией   «техник-технолог».  В 1976 г. впервые в гражданской авиации СССР на базе училища начинается  подготовка бортпроводников.

В 1994 г. Ленинградское авиационное техническое  училище  гражданской авиации переименовано в Санкт-Петербургское авиационно-техническое училище гражданской авиации (приказ Департамента  воздушного транспората  Министерства транспорта  Российской Федерации от 19.04.1994г. № ДВ-43)

В 1995 г. училище было переименовано приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.1995 г. ДВ-98  в Санкт-Петербургский авиационно-транспортный колледж гражданской авиации (СПАТК ГА).

Приказом  Министерства транспорта Российской Федерации от 17.10.2000 г. № 119 Санкт-Петербургский  авиационно-транспортный  колледж  гражданской авиации  переименован в Санкт-Петербургский авиационно-транспортный колледж гражданской авиации им. главного маршала авиации А.А. Новикова. В учебном корпусе была установлена мемориальная доска с барельефом А.А. Новикова и памятной надписью.

С 2009 г. колледж является структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

(сайт Авиационно-транспортный  колледж, Mary) 

 

В эти же годы М. Я. Климентов построил здание Училища гражданской авиации на Литейном пр., 48. Это здание нельзя отнести к его лучшим работам. Оно могло бы остаться в ряду многочисленных построек зодчего, если бы не сыграло в его жизни «судьбоносную» роль. Известное постановление об устранении архитектурных излишеств (1955) стало для многих архитекторов неожиданным. Одно дело, когда необходимо срочно перестроиться и включиться в созидательный процесс с новыми силами, и совсем другое, когда архитектор до этого жил полной творческой жизнью, подчиняясь законам своего времени, его эстетики, его вкусам... Неизвестно, как все это произошло, какие соображения были у тех, кто готовил материал для доклада Н. С. Хрущева, но имя Климентова попало в него как пример некритического отношения к классическому наследию, как пример «излишеств» в архитектуре. На его примере Хрущев критиковал ленинградскую архитектурную школу. Теперь, когда прошло много лет, можно только удивляться, насколько неудачен и несправедлив был этот пример. Но тогда имя Климентова стало нарицательным, его было «модно» ругать везде и всюду. Ему перестали давать престижные заказы, отстранили от руководства творческим коллективом, перевели в другую мастерскую, и до конца своей деятельности он оставался архитектором-одиночкой. Как сильная творческая личность, Михаил Яковлевич был переполнен идеями и замыслами, но сам признавался: «Мне всегда не хватало только рук...»

(С. П. Одновалов "Михаил Климентов" добавил babs71)

В 1930 г.  в доме разместился Институт гражданской авиации. В 1934 г. он перехал в Авиагородок.

До 1939 г. здесь оставался авиатехникум. Позже размещались учреждения гражданской авиации.

С 1956 г. в главном здании находилось Высшее авиационное училище, позже - Академия гражданской авиации. В 1972 г. переведана в Авиагородок.

С 1972 г. в доме находится Ленинградское авиационное техническое училище гражданской авиации.

(добавил - Mary, по материалам [71])

  • фото

    Фото - Наталия, 25.03.2011.

18 комментариев
4683 просмотра
Добавил: Blackadder, 5 Мая 2009, 23:36
Редактировано: 13 Марта 2020, 16:22
Оцените:
(17 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house5856.html' target='_blank'>Доходный дом И. А. Апраксина - Академия гражданской авиации на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
  • 30 Ноября 2019, 08:29
    Ответ на "М.И. - очередной поручик Киже на сайте. и М.Я. кук" от весовщик

    Да, я написал о двух ошибках в публикации, а на эту, третью не обратил внимания. Но если Вы посмотрите на предлагаемый мною новый текст первой части публикации, то увидите, что там этой ошибки нет - я просто написал полностью: Климентов Михаил Яковлевич (имя и отчество легко найти в интернете).

  • 30 Ноября 2019, 16:29

    Пока изменения в публикацию не внесены, я несколько отредактировал свой второй комментарий в части предложений по изменениям: нужно и в титульных данных тоже навести порядок.

  • 8 Декабря 2019, 12:01

    Возвращаюсь к комментариям от 30 ноября.

     

    Конечно, хорошо, что после них в титуле появилась, наконец, фамилия Климентова (хотя и с ошибкой в инициалах, о которой совершенно справедливо написал весовщик (должно быть "М.Я.") и без добавления  года постройки 1954).

     

    Но этого слишком мало. В публикации по-прежнему даны совершенно неправильные сведения об истории строительства предшествующего здания. Повторяю:

     

    1. Предшествующее здание - дом генерал-майора графа А.Апраксина - был перестроен из более старого здания по выполненному в 1867 г. проекту А.Стафиери (см. мой комментарий от 30 ноября). Об этом свидетельствуют:

       а) советская (послевоенная?) фотография, помещенная в комментарии Lunas от 20 октября 2016 г. и так до сих пор не попавшая в публикацию (я в своем комментарии дал немного более надежную ссылку, чем "Вконтакте"; есть эта фотография и в pastvu);

       б) фотография времени перестройки (1953 - 1954 г.), помещенная в данной публикации (на этой же фотографии видно, что в существующее здание включен также соседний справа дом; его история мне неизвестна, но, во всяком случае, надо написать, что в 1954 г. была произведена не какая-то непонятная  "реконструкция и перепланировка", а полная перестройка с объединением двух соседних домов).

     

    Сведения публикации о том, что проект Стафиери не осуществлен (взятые из книги Исаченко и Питанина) - ошибочные. В титуле нужно добавить: Стафиери А. и 1867 год.

     

     

    2. Н.Л.Бенуа не имеет отношения к этому дому. Он строил для Апраксиных дом по Литейному пр., 10. Об этом говорит не только сравнение с современным фасадом дома 10 (о чем я писал 30 ноября), но и фиксационный чертеж 1867 г. (см. мой комментарий от 30 ноября), на котором изображен старый классицистический фасад, не имеющий ничего общего с чертежом Н.Л.Бенуа 1858 г.

     

    Соответственно, следует убрать имя Н.Л.Бенуа и 1858 год из титула, сведения о перестройке по проекту Л.Н.Бенуа из текста, чертеж Н.Л.Бенуа из иллюстраций (переносить чертеж в публикацию по Литейному пр., 10 не нужно - он и так там есть).

     

     

    3. Замечание мелкое по сравнению с предыдущими, но все же:

    в первой части публикации не указаны ссылки на источники информации (я их назвал - см. мой комментарий от 30 ноября).

     

    Кроме того, в первой части публикации неплохо бы написать имена и отчества архитекторов:

    Лукини Иван Францевич;

    Стафиери Андрей (имя названо в [99], хотя этой его работы там и нет);

    Фонтана Людвиг Францевич;

    Климентов Михаил Яковлевич.

     

     

    Кстати, и стиль можно назвать точнее: в соответствии с принятой на сайте классификацией - сталинский неоклассицизм.

     

     

     

     

  • 8 Декабря 2019, 19:06

    Если фотография есть на pastvu, то они ее как-то датировали? Где она на pastvu?

  • 8 Декабря 2019, 19:14
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29441
Готовится: 304
Посетители
Гостей: 359
Всего сегодня: 5884