Публикация

Доходный дом А. А. Анникова (начало)

Фото - yuri.sedunov  03.2012.

Доходный дом А. А. Анникова                                                                     Эклектика

По Кирикову не модерн. Здание носит определенно классицистические черты. 

 

Дом полковника А. Л. Семенова

1852 - арх. Дмитриевский (Дмитревский) Евгений Петрович  ([99]. С.120)

Дом братьев Лихаревых

1910-е - Андреев М. А. - перестройка

Доходный дом А. А. Анникова

1914 - строит.-подрядчик Назаров Степан Егорович,

          арх. Федоров Фёдор Петрович (?) - перестройка,

          включено существовавшее здание       ([99], с. 226)

 

   см. Доходный дом А. А. Анникова  (продолжение)

 

"Чертежи дома А.А.Анникова по Фурштадтской улице № 31 и Козьмодемьянскому переулку № 2 с указанием предшествуюего владельца ( полковник Семенов) ... Архитекторы А.С.Андреев, А.С.Грунтов, С.Е.Назаров, архитекторский помощник К.И.Дмитревский"   1852-1914гг. (ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.4530. 50л) Элеонора

 

В 1852 г. на пустом участке полковник А. Л. Семенов выстроил трехэтажный каменный дом - арх. Е. П. Дмитриевский.

В 1910-х гг., когда здание принадлежало братьям Лихаревым, его перестроил М. А. Андреев.

В 1914 г. доходный дом перестраивается для действительного статского советника А. А. Анникова - строитель-подрядчик С. Е. Назаров, арх. Ф. П. Федоров

 

Фёдорова звали Фёдор Петрович, в (99) среди его построек этого адреса нет.

Михаил Иванович Андреев (техник), согласно (99), умер в 1911 г. Последний его проект датирован 1904 г. В (99) среди его построек этого адреса нет.

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

В центральной парадной лицевого корпуса по Фурштатской улице свинцово-паечные витражи одинакового рисунка сохранились в пяти окнах в объеме парадной лестницы.

 

Витражное полотно на всех этажах находится в верхней части окон. Рисунок представляет собой овальный горизонтальный венок из стилизованных листьев с включениями желтых цветов с красными сердцевинами. По периметру вдоль рамы проходит орнаментальная полоса с такими же цветами.

 

Классицистический рисунок с мотивом венка характерен для декора фасадов и интерьеров периода неоклассицизма в архитектуре 1910-х гг. В Петербурге сложилась определенная иконографическая традиция в изображении таких венков. Однако витражи по этому адресу представляют другой тип мотива - более лаконичный как по цвету, так и по рисунку. Здесь используется большой ассортимент бесцветных стекол с различной поверхностью, за счет чего достигается богатство зрительного впечатления.

 

Бесцветные стекла с рифлением составляют фон, на котором графикой выделяется овальный венок из так называемого «ледяного» стекла, напоминающего слюду, со стеклом «Мороз» в центре композиции. В орнаменте по периметру используется бесцветное стекло с фактурой «Ondoyant» и стекло с мелкой фактурой, название которой не установлено. Бесцветное витражное полотно дополнено яркими вставками из желтого стекла с фактурами «Muranese» и «Granit», красными кафедральными стеклами и кабошонами.

Поэтажная сохранность: в окне на площадке 1-2-го этажей витражное полотно осталось во фрамуге и в верхней секции правой створки; 2-3-го этажей - только во фрамуге; 3-4-го и 4-5-го этажей - во фрамуге и в верхней секции правой створки. На площадке 5–6-го этажей окно выше прочих за счет дополнительной фрамуги, рисунок в которой повторяет обрамление витражей на других этажах, а в центре — сплошное остекление рифленым бесцветным стеклом с желтыми ромбами на средокрестиях.

 

Этот комплекс витражей в стиле неоклассицизма является уникальным, так как подобный рисунок в окнах не встречается. При этом подбор стекол, их особенный ассортимент, в котором преобладают бесцветные стекла с различной фактурой и обработкой поверхности, характерен для петербургского витражного искусства начала ХХ в.

 

В парадной корпуса по Мелитопольскому переулку изначально находились витражи с таким же рисунком, но с иными пропорциями (в соответствии с размером и расстекловкой рам). По сведениям с портала Citywalls.ru они утрачены к 2017 г.

Дата осмотра: Ноябрь 2020. Все фото выполнены волонтерами проекта.

(добавил Eliz)

  • фото

    Парадная по
    Мелитопольскому пер.
    На шести ярусах - одинаковые
    витражи в разной степени
    сохранности

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Leha@ 2009.

  • фото

    3-й ярус (парадная
    по Фурштатской)

  • фото

    Фото - Виктор М

  • фото

    Левая лестница
    по Фурштатской
    5 ярус

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    4 ярус

  • фото
  • фото
  • фото

    3 ярус

  • фото
  • фото

    2 ярус

  • фото
  • фото

    1 ярус

  • фото

    Фото - С. Васильев
    13.10.2012.

  • фото

    Проект "Витражи
    С.-Петербурга
    Инвентаризация 2020-2024"
    Витраж в окне 3-4-го
    этажа (фрагмент)

  • фото

    Витраж в окне
    3-4-го этажа
    (фрагмент)

  • фото

    Окно 4-5-го этажа

  • фото

    Витражи в парадной
    по Мелитопольскому пер.
    Утрачены
    Фото С. В. Васильева 2013

  • фото

    Окно 2 с витражом.
    Утрата
    (добавил Eliz)

 

1965: Художественно-оформительский комбинат - ул. Салтыкова-Щедрина, 30, переплетная - ул. П. Лаврова, 31.([108]. C. 200)

 

 

 

Печь в парадной по Фурштатской ул. - это закрашенная печь Ракколаниокского завода, модель № 67 по проекту арх. Класа Акселя Гюльдена. Подробнее о модели. В Петербурге есть печь той же модели еще в парадной дома 16 по 10-й Советской, тоже закрашена.  (от rodendrev)

Печь Гресвикенского завода и камин находятся в стоматологической клинике, вход в Фурштатской. Скорее всего, клиника расположена в бывшей квартире.

  • фото
  • фото

    Парадная по
    Фурштатской ул.
    1 ярус

  • фото

    2 ярус

  • фото

    3 ярус

  • фото

    3 ярус

  • фото

    4 ярус

  • фото

    4 ярус

  • фото

    5 (верхний) ярус

  • фото

    5 (верхний) ярус

  • фото
  • фото
  • фото

    Печь в
    холле

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Декор в холле

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Потолок в холле

  • фото

    В холле

  • фото
  • фото

    Единственная
    подлинная дверь
    (остальные
    воссозданы)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    09.04.2011.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Современная плитка в холле
    Фото - Виктор М
    25.01.2012.

21 комментарий
7281 просмотр
Добавил: Blackadder, 30 Апреля 2009, 23:12
Редактировано: 11 Июня 2025, 15:12
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house5801.html' target='_blank'>Доходный дом А. А. Анникова (начало) на Citywalls.ru</a>
Всего 21 комментарий
  • 19 Июня 2010, 09:36

    модерн 

  • 16 Января 2011, 10:12

    Модерн по прежнему .

     

    http://www.citywalls.ru/forum/post.php?id=16018

  • 16 Января 2011, 12:22

    99, стр. 120:

    Дмитревский (Дмитриевский) Евгений Петрович. Доходный дом. 1852. (Включен в существующее здание).

    стр. 226:

    ? Назаров Степан Егорович, подрядчик. 1914. Включен существовавший дом.

     

    Фёдорова звали Фёдор Петрович, в (99) среди его построек этого адреса нет.

    Михаил Иванович Андреев (техник), согласно (99), умер в 1911 г. Последний его проект датирован 1904 г. В (99) среди его построек этого адреса нет.

     

    В заголовок: 1852, 1914.

    Дмитревский Е.П.

    Федоров Ф.П. (последний откуда взят?).

  • 16 Января 2011, 12:37

    Виктор, я думаю вот откуда Федорова взяли. В книге "Фурштатская ул.." А.Дубин пишет -"Работы были начаты подрядчиком С.Е. Назаровым в 1914 году и закончены в 1915 году архитектором Ф.П. Федоровым"

    Поскольку в предисловии к №99 указано, что они публикуют только значительные работы архитекторов и крупные перестройки, то можно сдедать вывод, что вклад Федорова в строительство был незначителен. Возможно он лишь осуществлял надзор за достройкой дома.

  • 16 Января 2011, 15:01

    Публ-ция без ссылок.

  • 19 Февраля 2011, 00:38

    Андреев Семен Иванович, гр. инж., действит. ст. сов., Фурштатская, 31. Хозяйственно-технический комитет ИЧО; председатель об-ва вспомоществования бедныи прихода Морского Никольского собора (ВПг на 1917)

    № 99. С. 21-22. 8 домов..

  • 4 Мая 2011, 22:54

    № 108. С. 200.

    Художественно-оформительский комбинат - ул. Салтыкова-Щедрина, 30,

    бухг. и план. отдел - ул. Салтыкова-Щедрина, 17,

    художеств. цех - ул. А. Блока, 6,

    художеств.-оформит. цех - наб. Кутузова, 24,

    цех худож. росписи тканей - Свечной пер., 11,

    эскизный цех - ул. Халтурина, 1,

    столярный цех - ул. Чайковского, 2,

    электрогруппа - ул. Плеханова, 36,

    цех декорат.-прикл. искусства - пр. М. Тореза, 102,

    мастерская (цеха) - пр. Бакунина, 11/13,

    мастерские:

    оформительская - Московский пр., 149-б,

    переплетная - ул. П. Лаврова, 31,

    художественная - Невский пр., 16.

  • 7 Августа 2012, 15:51

    В 1910-х гг., когда здание принадлежало братьям Лихаревым, его перестроил М. А. Андреев.

    В 1914 г. доходный дом перестраивается для действительного статского советника А. А. Анникова - строитель-подрядчик С. Е. Назаров, арх. Ф. П. Федоров

    1. Это как сочетается? 2. Что такое в 1910-х?

  • 28 Июня 2013, 23:37

    Недавно демонтировали витражи, если верить http://save-sp-burg.livejournal.com/2217667.html

  • 29 Июня 2013, 16:08

    Интересно, витражи демонтировали в двух парадных или в какой-то одной?

  • 11 Апреля 2014, 16:48

    "Чертежи дома А.А.Анникова по Фурштадтской улице № 31 и Козьмодемьянскому переулку № 2 с указанием предшествуюего владельца ( полковник Семенов) ... Архитекторы А.С.Андреев, А.С.Грунтов, С.Е.Назаров, архитекторский помощник К.И.Дмитревский"   1852-1914гг. ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.4530. 50л

  • 5 Апреля 2016, 21:13
    Ответ на "На лестнице №11 (парадная по Фурштатской) сохранил" от люблюпитер

     на Фурштатской вроде одна лестница?

  • 5 Апреля 2016, 21:33
    Ответ на "На лестнице №11 (парадная по Фурштатской) сохранил" от люблюпитер

     Странно, в доме всего 5 лестниц.

  • 5 Апреля 2016, 21:47

    Я был на двух парадных (по Мелитопольскому и по Фурштатской)

  • 5 Апреля 2016, 23:12
    Ответ на "Да, тоже была удивлена. Будут снимки, т.к. на лест" от люблюпитер

     А что удивительного? В таком доме помимо парадных должны быть черные лестницы (три штуки - это нормально) со входом со двора.

    Раньше в парадную по Фурштатской вахтерша пускала крайне неохотно.

    Табличка у парадной новая? Могли вместо 1 написать 11.

  • 14 Июля 2017, 12:17

    В парадной по Мелитопольскому пер. витражей больше нет. Стеклопакеты.

  • 11 Июля 2018, 23:33

                В этом доме жили:

    1880-е   врач психиатр  И. М. Балинский  (А. Англин  Первая столичная адресная книга 1886-1887 

                  С-Петербурга адреса Петербургских врачей С.60). Этот дом в то время имел адрес Фурш-

                  татская ул. 31. Этот дом в то время имел адрес Фурштатская ул. 31, согласно табеля домов

                  С-Петербурга 1889 года стр. 216 нумерация дома изменилась: новый № 32, старый № 23.              

    1880-е - 1896   инженер-архитектор Н. М. Бихеле  (В. С. Тяпин  Строительный адрес-календарь на

                             1890 год С-Петербургское общество архитекторов  С-Петербург  1890  С.1-23; Адрес-

                             ная книга города С-Петербурга на 1893 год часть II С.28; ВПб на 1894.O.C.36, на 1895.

                             C.20, на 1896.C.29).

                             Николай Максимилианович Бихеле (19.08.1830.  -  06.02.1895. С-Петербург), кладбище                                   Волковское лютеранское;  СУ (1853)

    1915 - 1917, 1926 - 1930   гражданский инженер С. И. Андреев  (ВПг на 1916.O.III.C.21, на 1917.С.14,

                         ВЛд на 1927.O.XI.С.14, на 1928.С.18. на 1929.С.9, на 1930.С.16).      

                         Семен Иванович Андреев (17.02.1863.  -  1930),  ИГИ (1886).

  • 24 Января 2020, 14:40

    Анна Вырубова (Танеева) в своих воспоминаниях пишет, что они с мамой осенью или зимой 1917  сняли квартиру на 6 этаже на Фурштатской, но не указывает дом. В спрачочнике ВПг их, конечно, нет. Не знаете, где ещё можно поискать, в каком именно доме они жили? Вроде бы 6-ти этажных на Фурштатской не много. 

  • 21 Февраля 2022, 00:06

    Дворников Александр Васильевич, 1897 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: 1941. Место захоронения: неизвестно.

    Дворникова Антонина Александровна, 1932 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: 1942. Место захоронения: неизвестно. 

    Дворникова Мария Ивановна, 1900 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: 1942. Место захоронения: неизвестно. 

    Игнатьева Анна Федоровна, 1872 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: 1942. Место захоронения: неизвестно. (.

    Сохор Ефим Григорьевич, 1889 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Преображенское кладб. 

    Сохор Лев Григорьевич, 1887 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: декабрь 1941. Место захоронения: Преображенское кладб., братская могила

    Сохор Сарра Григорьевна, 1898 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Преображенское кладб., братская могила 

    Сохор Фаня Григорьевна, 1896 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: декабрь 1941. Место захоронения: Преображенское кладб., братская могила 

    Столобкова Анна Михайловна, 1875 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. 

    Шац Соломон Давидович, 1892 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: декабрь 1941. Место захоронения: Преображенское кладб.

  • 21 Февраля 2022, 00:27

    В кв. 19 проживал художник-постановщик киностудии "Ленфильм" Мейнкин Семен Львович (Лейбович; 1892-1.1942). В начале 20-х работал в Париже под руков А. и Н. Бенуа. В 1941 г. работал над фильмом "Маскарад". Скончался в этом доме в блокаду.

    // Весь Ленинград на 1927-1931 гг.; Списки абонентов ЛГТС. Л., 1937, 1940 г. - тел. Ж-2-34-74.

     

    Розенфельд Яков Самойлович (1883, Витебск) - профессор Ком. Академии и Машиностроительного института. Место проживания Ленинград, П. Лаврова, д.31, кв.15. Арестован 21.12.1930. Осужден 31.05.1931. Обвинение 58-11. Приговор Пост. СОУ ПП ОГПУ в ЛВО дело следствием прекращено. 

    Эльман Иосиф Станиславович, 1893 г. р., уроженец г. Варшава, поляк, беспартийный, шофер 4-го грузопарка, проживал: г. Ленинград, ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 3. Арестован 23 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 12 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 17 октября 1937 г.

  • 9 Июня 2025, 23:49

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    В центральной парадной лицевого корпуса по Фурштатской улице свинцово-паечные витражи одинакового рисунка сохранились в пяти окнах в объеме парадной лестницы.

     

    Витражное полотно на всех этажах находится в верхней части окон. Рисунок представляет собой овальный горизонтальный венок из стилизованных листьев с включениями желтых цветов с красными сердцевинами. По периметру вдоль рамы проходит орнаментальная полоса с такими же цветами.

     

    Классицистический рисунок с мотивом венка характерен для декора фасадов и интерьеров периода неоклассицизма в архитектуре 1910-х гг. В Петербурге сложилась определенная иконографическая традиция в изображении таких венков. Однако витражи по этому адресу представляют другой тип мотива — более лаконичный как по цвету, так и по рисунку. Здесь используется большой ассортимент бесцветных стекол с различной поверхностью, за счет чего достигается богатство зрительного впечатления.

     

    Бесцветные стекла с рифлением составляют фон, на котором графикой выделяется овальный венок из так называемого «ледяного» стекла, напоминающего слюду, со стеклом «Мороз» в центре композиции. В орнаменте по периметру используется бесцветное стекло с фактурой «Ondoyant» и стекло с мелкой фактурой, название которой не установлено. Бесцветное витражное полотно дополнено яркими вставками из желтого стекла с фактурами «Muranese» и «Granit», красными кафедральными стеклами и кабошонами.

    Поэтажная сохранность: в окне на площадке 1–2-го этажей витражное полотно осталось во фрамуге и в верхней секции правой створки; 2–3-го этажей — только во фрамуге; 3–4-го и 4–5-го этажей — во фрамуге и в верхней секции правой створки. На площадке 5–6-го этажей окно выше прочих за счет дополнительной фрамуги, рисунок в которой повторяет обрамление витражей на других этажах, а в центре — сплошное остекление рифленым бесцветным стеклом с желтыми ромбами на средокрестиях.

     

    Этот комплекс витражей в стиле неоклассицизма является уникальным, так как подобный рисунок в окнах не встречается. При этом подбор стекол, их особенный ассортимент, в котором преобладают бесцветные стекла с различной фактурой и обработкой поверхности, характерен для петербургского витражного искусства начала ХХ в.

     

    В парадной корпуса по Мелитопольскому переулку изначально находились витражи с таким же рисунком, но с иными пропорциями (в соответствии с размером и расстекловкой рам). По сведениям с портала Citywalls.ru они утрачены к 2017 г.

     

    Дата осмотра: Ноябрь 2020. Все фото выполнены волонтерами проекта.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32610
Готовится: 78
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 490549