Публикация
Особняк С. Н. Чаева -
|
Архитекторы: | Апышков В. П. Лидваль Ф. И. Рославлев М. И. |
Год постройки: | 1906-1907, 1914 |
Стиль: | Модерн |
Фото -
Особняк С. Н. Чаева модерн
ул. Рентгена, 9
Пам. арх. (регион.)
1907 - военн. инж. Апышков Владимир Петрович ([
Особняк С. Н. Чаева
1906-1907 - арх. Апышков Владимир Петрович
Особняк В. Н. Соловьёва
1914 - арх. Лидваль Фёдор Иванович - пристройка со стороны двора
Особняк М. Э. Верстрата
1916 - арх. Рославлев (Рабинович) Мирон Ильич - боковая пристройка
Стоматологическая поликлиника Петроградского района
Фото 1908 г.
1 этаж
«Зодчий», 1908,
Вып.48, С.441
2 этаж
«Зодчий», 1908,
Вып.48, С.441
3 этаж
«Зодчий», 1908,
Вып.48, С.441
«Зодчий», 1908, Вып.48, Л.51
«Зодчий», 1908, Вып.48, Л.51
(добавил miraru1)
1908 г.
(digitalcollections.nypl.org)
(добавил
Вестибюль
Кабинет
Биллиардная
Гостиная
Гостиная
Столовая
Ванная
Спальня
Будуар
Будуар
Уборная
Вестибюль.
Фрагмент
топоплана 2004 г.
(добавил lenarch)
Фрагмент
карты РГИС
2018 г.
РГИС 2022 г.
(добавил люблюпитер )
Построен для инженера путей сообщения С. Н. Чаева.
Заметно влияние особняка Кшесинской, но особняк Чаева отличается оригинальным пространственным решением. План имеет диагональную ось, на которой размещены три цилиндрических объема: тамбур, холл и зимний сад. Использованы большие плоскости остекления.
В отделке использованы гранит, облицовочный кирпич, майоликовая плитка.
В оформлении интерьеров чередуются черты модерна и неоклассицизма.
14 августа 1915 г. в возрасте 38 лет умер Николай Васильевич Соловьев, третий владелец усадьбы. Его вдова, Вера Трефилова, знаменитая балерина, перед продажей особняка решила устроить своего рода фотосессию, которую она, вероятно, мыслила как прощание не просто с домом, где была счастлива, но вообще с прежней жизнью. Сохранилось 10 (11?) фотографий, на которых изображены интерьеры почти всех помещений особняка.
Сравнение фотографий с планами дома показывает, что Соловьевы очень мало что изменили в доме, назначение почти всех основных помещений было сохранено. Из очевидного - со стороны сада, на месте открытой террасы, было пристроено помещение с тремя окнами, в которое была переведена столовая. Среди фотографий старой столовой нет, какое оно получила назначение неизвестно.
В свое время никак не могла понять, что выгнало из такого прекрасного дома Чаевых, проживших здесь совсем недолго. Фотографии хорошо объясняют это. Апышков писал, что у домовладельцев было определенно выраженное желание, чтобы в доме не было темных коридоров. Отсюда такая планировка, множество окон, огромная площадь остекления в зимнем саду. Все комнаты, примыкавшие к зимнему саду, помимо окон, выходивших на улицу, были соединены окнами с садом. Почти на всех фотографиях видна эта повышенная освещенность. Когда особняк проектировался и строился, на соседнем участке (тогда № 5, теперь № 7) стоял небольшой элегантный особняк. Но очень вскоре на месте особняка вырос огромный дом, после чего окна особняка, смотревшие в его сторону, оказались отрезанными от света. Уверена, что это была главная причина, по которой Чаевы уехали на Аптекарский остров, где в тот момент таких построек еще не было. Но и то место оказалось временным, потому что Чаевым уже была задумана настоящая палладианская вилла на Каменном острове, которую, казалось, ничто не сможет заслонить от солнца. Но и оттуда очень вскоре пришлось уносить ноги.
Фотографии описаны в следующем порядке: вестибюль, затем помещения первого и второго этажей в направлении против часовой стрелки.
Фотографии. 1915.
Несколько лет назад обнаружила эти фотографии (кроме лестницы) в большой подборке фотографий интерьеров разных домов и квартир, они были представлены как фотографии квартиры Соловьевой в доме 61 по Невскому проспекту.
(добавил
Дворовый фасад.
Фото - Mary, 2008.
Фото - Мясникова Оксана, 2010.
Фото -
Первоначальный облик особняка изменен пристройками со стороны двора.
1914 - арх. Лидваль Федор Иванович
1916 - арх. Рославлев Мирон Ильич
Дом-особняк С. Н. Чаева в Петербурге. Дом-особняк С. И. Чаева на Лицейской улице, построен военным инженером В. Апышковым в 1907 г. Дом 3-хэтажный с подвалом. Прием плана с круглым центральным Hall'ем, освещенным сверху, явился результатом совершенно определенного требования владельца - не делать темных или даже полутемных коридоров. Hall в 1-м этаже служит приемной, во 2-м этаже картинной галереей, а в 3-м, отделенном стеклянным полом - столовой для прислуги. Последняя устроена так: центральная часть застеклена и окружена перилами, на которых устроен обеденный стол в виде кольца. Парадная лестница поставлена открыто в зимнем саду. Такое расположение принято с целью возможно лучше использовать то пространство, которое пропадает даром в отдельных лестницах и получить большой простор для глаза в зимнем саду, не выходя за рамки назначенного владельцем квадратного содержания зимнего сада. Площадка под лестницей служит уютной беседкой, междуэтажная и верхняя площадки - балконами. Растения, украшающие лестницу, находятся в условиях специального отопления зимнего сада. Кухня, прачечная и столовая для прислуги помещены в третьем этаже с целью уничтожить всякую возможность проникновения свойственных этим помещениям запахов в приемные или жилые комнаты. Отопление дома центральное, водяное низкого давления; вентиляция приточная и вытяжная. Впуск и вытяжка соображены так, что влажный воздух зимнего сада не может проникать в соседние помещения; это дает возможность соединить последний с Hall'ем широкими проемами. В ванные, умывальники, души и раковины проведена горячая вода из центрального нагревателя, расположенного в кухне. Внутренняя отделка: Гостиная - соответственно имевшейся мебели в стиле Louis XVI, мебель, двери красного дерева с позолоченной резьбой. Будуар - стиль Louis XVI - мебель и двери белые, окрашенные эмалевой краской. Спальня - Empire, красного полированного дерева с золоченой бронзой. В прочих помещениях преследовался принцип простоты - гладкие потолки с простыми карнизами, не собирающими пыли; стены гладко оштукатурены, только в столовой фриз и ниша украшены скульптурными мотивами лесной охоты. Передняя и Hall - панели в 3 арш. из искусственного мрамора; в столовой и кабинете дубовые; в ванных, уборных, буфете и зимнем саду - из майоликовых плиток. Двери дубовые, красного дерева, березовые - покрыты лаком; низ их украшен плитками и окован медью. Парадная лестница мраморная с деревянными перилами, выкрашенными эмалевой краской с позолотой. Перила приспособлены для установки растений. Наружные фасады облицованы Питерлакским и Сердобольским гранитом, гранитными осколками и облицовочным кирпичом, частью оштукатурены.
(«Зодчий», 1908, Вып. 48, С. 440-441, добавил
На рельефе эпизод
похищения девушки
кентаврами.
Интерьеры.
Фото - Mary, 2008.
Барельеф на дворовом фасаде.
Фото - Ирина Бойко
После реставрации
остекление зимнего сада
раскрыто на всю высоту
Фото -
Особняк после
реставрации
Фото -
03.05.2017.
Стоматологическая поликлиника
Сегодня в здании находится стоматологическая поликлиника.
В апреле 1926 г. в Ленинграде, на базе больницы им. Первухина (ныне клиническая больница № 29) была организована зубная поликлиника со штатом 60 человек. Она расширялась и к 1935 г. получила в свое пользование помещение особняка на ул. Рентгена 9. В 1938 г. штат поликлиники составлял 149 человек, и таким составом она работала до начала войны. Одна из немногих, поликлиника не прекращала своей работы в военные годы. В период с 1941 по 1944 гг. 27 врачей оказывали стоматологическую помощь жителям города.
Сегодня поликлиника оказывает квалифицированную стоматологическую помощь 65.000 жителям Петроградского района, штат поликлиники - 84 человека, из них 32 врача-стоматолога. Сотрудники оказывают не только помощь на своей территории, но и выезжают к инвалидам района на дом.
Особняк генерала, тайного советника, одного из главных строителей Транссибирской магистрали С.Н.Чаева на Рентгена, 9 - одно из лучших произведений Петербургского модерна, он был создан по проекту арх. Владимира Петровича Апышкова в 1906-1907 гг. (еще одно творение - Большеохтинский мост).
Здание отличается оригинальной объемно-пространственной композицией. Именно в нем проявились основные черты, присущие архитектуре начала XX в.
С 1912 г. особняком владел миллионер Соловьев, чьей женой была прима-балерина Мариинского театра Вера Трефилова. В 1914-1916 гг. арх. Лидвалем, автором ряда домов на Каменноостровском пр., гостиницы "Астория", и арх. Рославлевым были возведены пристройки к особняку со стороны двора. Между прочим, особняк продавался всегда не по причине разорения или материальных затруднений их владельцев. Ходят легенды о том, что стены этого здания всегда способствовали процветанию людей в нем проживавших.
Врачам будет интересно узнать, что в бывшей бильярдной ныне располагается кабинет №3, холл кабинета №1 был ранее большой гостиной, в кабинете главного врача - будуар, ортопеды занимают бывшее помещение спальни, а зуботехническая лаборатория находится в помещении бывшей ванной комнаты.
Главными врачами в разные годы были: Сергиенко Екатерина Петровна, Крючкова Вера Ивановна, Козырева Татьяна Ивановна, Дударь Александр Витальевич, Ерохина Надежда Ивановна (сегодня). Ветеранами труда, сотрудники, проработавшие более 40 лет в поликлинике на сегодняшний день являются Афанасьев Иван Федорович, Боченина Надежда Матвеевна, Бендерская Ева Львовна, Осадчая Мария Семеновна и другие. Сегодня тон в коллективе задают врач-хирург Плющева Елена Леонимдовна, Лукина Ольга Олеговна, Дюжаков Александр Александрович. Поликлиника является клинической базой кафедры терапевтической стоматологии СПбГМУ.
(добавил -
1940: Зубная поликлиника Петроградскго р-на - ул. Рентгена, 7 ([
1962: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([
1965: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([
1968: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([
1970: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([
1973: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([
1976: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([
1980: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([
1986: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([
1988: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([
1990: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([
2004: ГУЗ Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского района - ул. Рентгена, 9
(Телефонный справочник «Весь Петербург-2004»)
(добавил
Региональный памятник.
Особняк Чаева С.Н. 1907, инж. Апышков В.П.ул. Рентгена, дом 9, литера А; дом 9, литера Б.
Внутренняя
входная дверь
Зеркало на 1-м эт.
(у регистрации)
Лестница
на 1-м этаже
Вид со второго
этажа.
Железная
лестница
в башне.
Вид со второго
этажа
Зимний сад
между
этажами.
Зимний сад
между
этажами.
Зимний сад
между
этажами.
Потолок
Шкаф
на 1-м этаже.
Дверь
на 1-м этаже
Черная лестница
на 1-м этаже
Ручка
входной двери.
Фото -
03.05.2017.
О работе этой поликлиники в блокадную пору можно прочитать в книге М.И. Кунките "Из истории петербургской улыбки..." (см. № 89)
В ж. "Зодчий" №48. 1908
"Дом, особняк С.Н.Чаева на Лицейской улице, построен военным инженером В.Апышковым в 1907 г. Дом 3-х этажный с подвалом. Прием плана с круглым центральным Hall'ом, освещенным сверху, явился результатом совершенно определенного требования владельца - не делать темных и даже полутемных коридоров. Hall в 1-м этаже служит приемной, во 2-м этаже картинной галереей, а в 3-м отделенным стеклянным полом - столовой для прислуги. Последняя устроена так: центральная часть застеклена и окружена перилами, на которых устроен обеденный стол в виде кольца.
Парадная лестница поставлена открыто в зимнем саду. Такое расположение принято с целью возможно лучше использовать то пространство, которое пропадает даром в отдельных лестницах и получить большой простор для глаз в зимнем саду, не выходя за рамки назначенного владельцем квадратного содержания зимнего сада. Площадка под лестницей служит уютной беседкой, междуэтажная и верхняя площадки - балконами. Растения, украшающие лестницу, находятся в условиях специального отопления зимнего сада.
Кухня, прачечная и столовая для прислуги помещены в третьем этаже с целью уничтожить всякую возможность проникновения свойственных этим помещениям запахов в приемные или жилые комнаты. Отопление дома центральное, водяное низкого давления вентиляция приточная и вытяжная. Впуск и вытяжка соображены так, что влажный воздух зимнего сада не может проникать в соседние помещения; что дает возможность соединить последний с Hall'ом широкими проемами. В ванную, умывальники, души и раковины проведена горячая вода из центрального нагревателя, расположенного в кухне.
Внутренняя отделка:
Гостиная - соответственно имевшаяся мебель в стиле Louis XVI, мебель, двери красного цвета с позолоченной резьбой.
Будуар - стиль Louis XVI - мебель и двери белые, окрашенные эмалевой краской.
Спальня Empire, красного полированного дерева с золоченой бронзой.
В прочих помещениях преследовался принцип простоты - гладкие потолки с простыми карнизами, не собирающими пыли, стены гладко оштукатурены, только в столовой фриз и ниша украшены скульптурными мотивами лесной охоты. Передняя и Hall - панели в 3 арш.из искусственного мрамора, в столовой и кабинете -дубовые, в ванных, уборных, буфете и зимнем саду - из майоликовых плиток. Двери дубовые, красного дерева, березовые - покрыты лаком, низ их украшен плиткой и окованы медью.
Парадная лестница мраморная с деревянными перилами, выкрашенными эмалевой краской с позолотой, перила приспособлены для установки растений.
Наружные фасады облицованы Питерлакским и Сердобольским гранитом, гранитными осколками и облицовочным кирпичом, частью оштукатурены."
никто ли не знает, что за скульптура девушки была на главном фасаде здания и где она сейчас? как давно ее нет и кого она изображала? пропажа скульптурного элемента здания так же была обнаружена мной на доме Измайловский пр-т, 16/ 7-я красноармейская 30. Её уже тоже 2 года как нет (.
Ответ на "никто ли не знает, что за скульптура девушки была " от Vita Lick
Было бы здорово, если бы Вы обратили внимание на эти потери в соотв. рубриках на форуме - это ведь не локальная потеря, а тренд, к сож.
Старые фото без ссылок.
Ответ на "никто ли не знает, что за скульптура девушки была " от Vita Lick
Вы задали свой вопрос на основе выложенных фото? - на старых фото декор хорошо виден, в т.ч. скульптура.
Алекс, что значит "старые фото без ссылок"? Кириков в своеей книге "Архитектурные памятники Санкт-Петербурга" разместил фото без ссылки, и что теперь - не верить и ему, что так и вправду было?
Ответ на "Алекс, что значит "старые фото без ссылок"? Кирико" от Vita Lick
На сайте принято всю инф-цию и графич. мат-л подкреплять ссылками на происхождение. Недавно, напр., случилась неприятная история, когда участники сайта обнаружили свои фото и даже тексты комментариев, цельнотянутые с сайта, - без всякого указания на происхождение - в свежеиспеченной краелюбской книжке.
Вообще-то эти фото для размещения в книге Кирикова или кого-то еще были когда автором книги или изд-вом оплачены по договору с гос. архивом. Опять же это вопрос атрибутирования фото - мы уже не раз на сайте выясняли, что или подписи при переносе сюда получают ошибку/опечатку, или они в принципе неверно подписаны в использованной литр-ре. Ссылка дает возм-ть работать с выложенным материалом.
Ответ на "Алекс, что значит "старые фото без ссылок"? Кирико" от Vita Lick
А фраза это редакторская - она для модераторов, потому и отделена была абзацем. Мы давно так работаем с публикациями.
Дом-особняк С. Н. Чаева в Петербурге.
Дом-особняк С. И. Чаева на Лицейской улице, построен военным инженером В. Апышковым в 1907 г. Дом 3-хэтажный с подвалом. Прием плана с круглым центральным Hall'ем, освещенным сверху, явился результатом совершенно определенного требования владельца — не делать темных или даже полутемных коридоров. Hall в 1-м этаже служит приемной, во 2-м этаже картинной галереей, а в 3-м, отделенном стеклянным полом — столовой для прислуги. Последняя устроена так: центральная часть застеклена и окружена перилами, на которых устроен обеденный стол в виде кольца.
Парадная лестница поставлена открыто в зимнем саду. Такое расположение принято с целью возможно лучше использовать то пространство, которое пропадает даром в отдельных лестницах и получить большой простор для глаза в зимнем саду, не выходя за рамки назначенного владельцем квадратного содержания зимнего сада.
Площадка под лестницей служит уютной беседкой, междуэтажная и верхняя площадки — балконами. Растения, украшающие лестницу, находятся в условиях специального отопления зимнего сада.
Кухня, прачечная и столовая для прислуги помещены в третьем этаже с целью уничтожить всякую возможность проникновения свойственных этим помещениям запахов в приемные или жилые комнаты.
Отопление дома центральное, водяное низкого давления; вентиляция приточная и вытяжная. Впуск и вытяжка соображены так, что влажный воздух зимнего сада не может проникать в соседние помещения; это дает возможность соединить последний с Hall'ем широкими проемами.
В ванные, умывальники, души и раковины проведена горячая вода из центрального нагревателя, расположенного в кухне.
Внутренняя отделка:
Гостиная — соответственно имевшейся мебели в стиле Louis XVI, мебель, двери красного дерева с позолоченной резьбой.
Будуар — стиль Louis XVI — мебель и двери белые, окрашенные эмалевой краской.
Спальня — Empire, красного полированного дерева с золоченой бронзой.
В прочих помещениях преследовался принцип простоты — гладкие потолки с простыми карнизами, не собирающими пыли; стены гладко оштукатурены, только в столовой фриз и ниша украшены скульптурными мотивами лесной охоты. Передняя и Hall — панели в 3 арш. из искусственного мрамора; в столовой и кабинете дубовые; в ванных, уборных, буфете и зимнем саду — из майоликовых плиток. Двери дубовые, красного дерева, березовые — покрыты лаком; низ их украшен плитками и окован медью.
Парадная лестница мраморная с деревянными перилами, выкрашенными эмалевой краской с позолотой. Перила приспособлены для установки растений.
Наружные фасады облицованы Питерлакским и Сердобольским гранитом, гранитными осколками и облицовочным кирпичом, частью оштукатурены.
«Зодчий», 1908, Вып. 48, С. 440—441
Шлю поэтажные планы и картинки.
После реставрации остекление зимнего сада раскрыто на всю высоту.
см. публ.
Региональный памятник.
Особняк Чаева С.Н.
1907, инж. Апышков В.П.
Рентгена, дом 9, литера А; дом 9, литера Б
При всем уважении, зачем ЭТО в тексте публикации:
Главными врачами в разные годы были: Сергиенко Екатерина Петровна, Крючкова Вера Ивановна, Козырева Татьяна Ивановна, Дударь Александр Витальевич, Ерохина Надежда Ивановна (сегодня). Ветеранами труда, сотрудники, проработавшие более 40 лет в поликлинике на сегодняшний день являются Афанасьев Иван Федорович, Боченина Надежда Матвеевна, Бендерская Ева Львовна, Осадчая Мария Семеновна и другие. Сегодня тон в коллективе задают врач-хирург Плющева Елена Леонимдовна, Лукина Ольга Олеговна, Дюжаков Александр Александрович. Поликлиника является клинической базой кафедры терапевтической стоматологии СПбГМУ.
Ответ на "Региональный памятник. Особняк Чаева С.Н. 1907, ин" от miraru1
Цитата:
"...При всем уважении, зачем ЭТО в тексте публикации:
Главными врачами в разные годы были: Сергиенко Екатерина Петровна, Крючкова Вера Ивановна, Козырева Татьяна Ивановна, Дударь Александр Витальевич, Ерохина Надежда Ивановна (сегодня). Ветеранами труда, сотрудники, проработавшие более 40 лет в поликлинике на сегодняшний день являются Афанасьев Иван Федорович, Боченина Надежда Матвеевна, Бендерская Ева Львовна, Осадчая Мария Семеновна и другие. Сегодня тон в коллективе задают врач-хирург Плющева Елена Леонимдовна, Лукина Ольга Олеговна, Дюжаков Александр Александрович. Поликлиника является клинической базой кафедры терапевтической стоматологии СПбГМУ."
На сегодняшний день (спустя п о л г о д а) хотелось бы это повторить...
(К списку вышеперечисленных тружеников можно было добавить, что они являлись ударниками коммунистического труда. :)).)
А вот более интересная информация - подробности, какие перестройки были сделаны арх. Ф.И.Лидвалем и М.И.Рославлевым, а также, что здесь находилось до 1917 г. - в публикации отсутствуют.
Ответ на "никто ли не знает, что за скульптура девушки была " от Vita Lick
1973: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на — ул. Рентгена, 9 ([211]. С.73)
TopPlan2003:
Стоматологическая поликлиника Петроградского р-на N17 - Рентгена ул. (быв. Лицейская ул.), 9
Ответ на "https://digitalcollections.nypl.org/items/aef73df0" от mikev
Фотография С.М. Прокудина-Горского - фото 12.
Ответ на "Фотография С.М. Прокудина-Горского - фото 12." от Liz
Это не так. Прокудин-Горский очень мало фотографировал Петербург. Все известные его петербургские фотографии наперечет, их можно посмотреть
Надпись "Клише и печать С.М.Прокудина-Горского" не только ничего не говорит о его авторстве, но, наоборот, свидетельствует о том, что это почти наверняка одна из многих чисто технических его работ по печати графических материалов - фотографий, иллюстраций. В частности, такую надпись можно увидеть под очень многими иллюстрациями в "Зодчем" - не только фотографиями, но и чертежами, эскизами и т.п. - там, где не может быть никакой речи о его авторстве. И в данном случае это скорее всего раскрашенная черно-белая фотография (ну, или может быть, цветная, сделанная кем-то в технике автохрома).
P.S. А сама фотография интересна в некотором отношении. Я удивился, что не видел ее в "Зодчем". Посмотрел еще раз - и оказалось, что в отсканированном экземпляре, скачанном мною из интернета, эта фотография кем-то отодрана от листа, к которому она была приклеена.
Пары фотографий 3 и 10, 4 и 11 - это одно и то же, только 3 и 4 значительно хуже качеством и обрезаны больше. Лучше убрать.
Фото 6 не знаю, когда сделано, возможно, тоже из комплекта 1915 года, т.е. сделанное после смерти Соловьева, перед продажей. Не совсем точное название. Снято из вестибюля 1-го этажа, как и фото 13, но там действительно виден вестибюль, а здесь только галерея 2-го этажа и лестница на 3-й этаж. Может быть, правильней было бы, для точности, этими словами ее и назвать: Лестница на 3 этаж.
К добавленным сейчас сделаю подписи.
14 августа 1915 года в возрасте 38 лет умер Николай Васильевич Соловьев, третий владелец усадьбы. Его вдова, Вера Трефилова, знаменитая балерина, перед продажей особняка решила устроить своего рода фотосессию, которую она, вероятно, мыслила как прощание не просто с домом, где была счастлива, но вообще с прежней жизнью. Сохранилось 10 (11?) фотографий, на которых изображены интерьеры почти всех помещений особняка.
Сравнение фотографий с планами дома показывает, что Соловьевы очень мало что изменили в доме, назначение почти всех основных помещений было сохранено. Из очевидного - со стороны сада, на месте открытой террасы, было пристроено помещение с тремя окнами, в которое была переведена столовая. Среди фотографий старой столовой нет, какое оно получила назначение неизвестно.
В свое время никак не могла понять, что выгнало из такого прекрасного дома Чаевых, проживших здесь совсем недолго. Фотографии хорошо объясняют это. Апышков писал, что у домовладельцев было определенно выраженное желание, чтобы в доме не было темных коридоров. Отсюда такая планировка, множество окон, огромная площадь остекления в зимнем саду. Все комнаты, примыкавшие к зимнему саду, помимо окон, выходивших на улицу, были соединены окнами с садом. Почти на всех фотографиях видна эта повышенная освещенность. Когда особняк проектировался и строился, на соседнем участке (тогда № 5, теперь № 7) стоял небольшой элегантный особняк. Но очень вскоре на месте особняка вырос огромный дом, после чего окна особняка, смотревшие в его сторону, оказались отрезанными от света. Уверена, что это была главная причина, по которой Чаевы уехали на Аптекарский остров, где в тот момент таких построек еще не было. Но и то место оказалось временным, потому что Чаевым уже была задумана настоящая палладианская вилла на Каменном острове, которую, казалось, ничто не сможет заслонить от солнца. Но и оттуда очень вскоре пришлось уносить ноги.
Фотографии описаны в следующем порядке: вестибюль, затем помещения первого и второго этажей в направлении против часовой стрелки.
Фотографии. 1915.
11 - Вестибюль. Прямо парадная лестница, за ней видно пространство зимнего сада. Слева дверь в помещение, где, согласно плану, у Чаевых была столовая. Справа дверь в гостиную.
12 - Кабинет Н.В. Соловьева располагался там же, где у Чаева – справа от входа в дом. На месте камина у Чаевых было окно, на фотографии 1908 года оно видно справа от входа, заложено было, вероятно, при Соловьевых. Скошенный угол справа совпадает с конфигурацией этого помещения, за ним проход от входных дверей в круглый вестибюль. Обшивка стен похожа на красное дерево, то же и мебель, и рамы с бронзовыми накладками, в которые вставлены старинные гравюры в паспарту. На письменном столе календарь, раскрытый на 14-м числе.
13 - Бильярдная, она также выходила окнами на улицу, соединялась с кабинетом дверью.
14 - Гостиная, часть, примыкавшая к зимнему саду.
15 - Та же гостиная, часть, примыкавшая к бильярдной.
16 - (здесь прошу убрать слово "старая", я ошиблась) Столовая, помещавшаяся в одноэтажной пристройке, возведенной Лидвалем для Соловьевых на месте открытой террасы. Терраса видна на фото 8, окно левее находилось в старой столовой, устроенной по проекту Апышкова для Чаевых. Пристройка видна на современном фото 28, второй этаж надстроен Рославлевым для последнего владельца Верстрата.
17 - Ванная комната, над этим окном располагалась скульптура. Дверь вела в гардеробную, угловую комнату.
18 - Спальня. Помещение с эркером, обращенным в сторону соседнего дома 7.
19 - Будуар. Располагался в помещении между спальней и зимним садом. На улицу выходил балкон. По стенам развешаны гравированные портреты знаменитых балерин 19 века, преимущественно Марии Тальони.
20 - Будуар, часть, обращенная к зимнему саду.
21 - Уборная, тройным окном выходила в сад, располагалась рядом с еще одной спальней.
Фото 4. Галерея 2-го этажа и лестница, ведущая на 3-й, в помещения для прислуги. В полу было вставлено рифленое стекло, сейчас замененное зеркалом и, вероятно, заложенное. Скорей всего, эта фотография из той же подборки, что и остальные, но мне она прежде не встречалась.
Несколько лет назад обнаружила эти фотографии (кроме лестницы) в большой подборке фотографий интерьеров разных домов и квартир, они были представлены как фотографии квартиры Соловьевой в доме 61 по Невскому проспекту.
Ответ на "14 августа 1915 года в возрасте 38 лет умер Никола" от Liz
"Фото 4... В полу было вставлено рифленое стекло, сейчас замененное зеркалом и, вероятно, заложенное."
К сожалению, не смог разглядеть на фото... Возможно, это был напольный иллюминатор в чугунной решетке?
Не понимаю, как его можно заменить зеркалом (если по нему зодить)?
Ответ на ""Фото 4... В полу было вставлено рифленое стекло, " от Риэлтор
А зачем по нему ходить? Это был световой фонарь. Ситуация подробно была описана еще в "Зодчем", текст процитирован в публикации. Я упомянула это стекло, чтобы сказать, что сейчас оно заменено на зеркало и, вероятно, отверстие заложено, сведений об этом не встречала.
Ответ на "А зачем по нему ходить? Это был световой фонарь. С" от Liz
Спасибо! "в 3-м, отделенном стеклянным полом - столовой для прислуги. Последняя устроена так: центральная часть застеклена и окружена перилами, на которых устроен обеденный стол в виде кольца"
"ЗУБНЫЕ П0ЛИКЛИНИКИ Петроградский район —ул , Рентгена, 7, т. В-276-34,"
Ленинград. Путеводитель / Под ред. В.А. Дурнова и М.А. Легздайна. Л.: Лениздат, 1940. с.422
1940: Зубная поликлиника Петроградскго р-на - ул. Рентгена, 7 ([126]. С.412)
1962: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([253]. С.149)
1965: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([108]. С.142)
1968: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([258]. С.273)
1970: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([254]. С.138)
1973: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([211]. С.73)
1976: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([255]. С.287)
1980: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([256]. С.323)
1986: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([212]. С.293)
1988: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([213]. С.350)
1990: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([257]. С.322)
2004: ГУЗ Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского района - ул. Рентгена, 9 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2004»)
Ответ на "1940: Зубная поликлиника Петроградскго р-на -" от lenarch
Действительно в 1970-м и 1976 годах дом 7 или это опечатки?
Ответ на "Действительно в 1970-м и 1976 годах дом 7 или это " от Liz
Возможно и опечатки.
"С 1912 г. особняк принадлежал поочерёдно разным владельцам: предпринимателям П.Н.Летуновскому, В.Н.Соловьёву и М.Э.Верстату. Облик здания несколько изменился. В 1914 г. Ф.И.Лидваль сделал невыразительную постройку со стороны двора (на месте открытой террасы), нарушив выверенную чёткость первоначальной композиции. Более корректно был добавлен М.И.Рославлевым в 1916 г. одноэтажный объём с западной стороны."
(Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. [Изд. 7-е.] Коло, 2020. С.155)
"....скульпторы Л.А.Дитрих, В.В.Козлов..."
(Модерн в застройке Петербурга: каталог / Б.М.Кириков. Коло, 2019. С. 78)
О поликлинике в годы блокады см. в книге М.И. Кунките "Из истории петербургской улыбки..." (в Библиографии есть).
А для Чаева Апышков построил и дачу на Каменном о-ве (см. Витязева В.А. Каменный остров. Лениздат, 1991. С. 205, 208, 210, 231).