Публикация

Особняк С. Н. Чаева -
Стоматологическая поликлиника Петроградского района

Здание на карте
фото
Архитекторы: Апышков В. П.
Лидваль Ф. И.
Рославлев М. И.
Год постройки: 1906-1907, 1914
Стиль: Модерн

Фото - люблюпитер, 07.2022.

Особняк С. Н. Чаева                                                      модерн

ул. Рентгена, 9

Пам. арх. (регион.)

1907  - военн. инж.   Апышков Владимир Петрович   ([99]. C. 24)

 

Особняк С. Н. Чаева

1906-1907  - арх. Апышков Владимир Петрович

Особняк В. Н. Соловьёва

1914  - арх. Лидваль Фёдор Иванович -  пристройка со стороны двора
Особняк М. Э. Верстрата

1916  - арх. Рославлев (Рабинович) Мирон Ильич - боковая пристройка

 

Стоматологическая поликлиника Петроградского района

  • фото
  • фото

    Фото 1908 г.

  • фото

    1 этаж
    «Зодчий», 1908,
    Вып.48, С.441

  • фото

    2 этаж
    «Зодчий», 1908,
    Вып.48, С.441

  • фото

    3 этаж
    «Зодчий», 1908,
    Вып.48, С.441

  • фото

    «Зодчий», 1908, Вып.48, Л.51

  • фото

    «Зодчий», 1908, Вып.48, Л.51
    (добавил miraru1)

  • фото

    1908 г.
    (digitalcollections.nypl.org)
    (добавил mikev )

  • фото

    Вестибюль

  • фото

    Кабинет

  • фото

    Биллиардная

  • фото

    Гостиная

  • фото

    Гостиная

  • фото

    Столовая

  • фото

    Ванная

  • фото

    Спальня

  • фото

    Будуар

  • фото

    Будуар

  • фото

    Уборная

  • фото

    Вестибюль.

  • фото

    Фрагмент
    топоплана 2004 г.
    (добавил lenarch)

  • фото

    Фрагмент
    карты РГИС
    2018 г.

  • фото

    РГИС 2022 г.
    (добавил люблюпитер )

Построен для инженера путей сообщения С. Н. Чаева.

Заметно  влияние особняка Кшесинской, но особняк Чаева отличается оригинальным пространственным решением. План имеет диагональную ось, на которой размещены три цилиндрических объема: тамбур, холл и зимний сад. Использованы большие плоскости остекления.

В отделке использованы гранит, облицовочный кирпич, майоликовая плитка.

В оформлении интерьеров чередуются черты модерна и неоклассицизма.

 

 

14 августа 1915 г. в возрасте 38 лет умер Николай Васильевич Соловьев, третий владелец усадьбы. Его вдова, Вера Трефилова, знаменитая балерина, перед продажей особняка решила устроить своего рода фотосессию, которую она, вероятно, мыслила как прощание не просто с домом, где была счастлива, но вообще с прежней жизнью. Сохранилось 10 (11?) фотографий, на которых изображены интерьеры почти всех помещений особняка.

Сравнение фотографий с планами дома показывает, что Соловьевы очень мало что изменили в доме, назначение почти всех основных помещений было сохранено. Из очевидного - со стороны сада, на месте открытой террасы, было пристроено помещение с тремя окнами, в которое была переведена столовая. Среди фотографий старой столовой нет, какое оно получила назначение неизвестно.

В свое время никак не могла понять, что выгнало из такого прекрасного дома Чаевых, проживших здесь совсем недолго. Фотографии хорошо объясняют это. Апышков писал, что у домовладельцев было определенно выраженное желание, чтобы в доме не было темных коридоров. Отсюда такая планировка, множество окон, огромная площадь остекления в зимнем саду. Все комнаты, примыкавшие к зимнему саду, помимо окон, выходивших на улицу, были соединены окнами с садом. Почти на всех фотографиях видна эта повышенная освещенность. Когда особняк проектировался и строился, на соседнем участке (тогда № 5, теперь № 7) стоял небольшой элегантный особняк. Но очень вскоре на месте особняка вырос огромный дом, после чего окна особняка, смотревшие в его сторону, оказались отрезанными от света. Уверена, что это была главная причина, по которой Чаевы уехали на Аптекарский остров, где в тот момент таких построек еще не было. Но и то место оказалось временным, потому что Чаевым уже была задумана настоящая палладианская вилла на Каменном острове, которую, казалось, ничто не сможет заслонить от солнца. Но и оттуда очень вскоре пришлось уносить ноги.

Фотографии описаны в следующем порядке: вестибюль, затем помещения первого и второго этажей в направлении против часовой стрелки.

Фотографии. 1915.

Вестибюль. Прямо парадная лестница, за ней видно пространство зимнего сада. Слева дверь в помещение, где, согласно плану, у Чаевых была столовая. Справа дверь в  гостиную.
Кабинет Н.В. Соловьева располагался там же, где у Чаева – справа от входа в дом. На месте камина у Чаевых было окно, на фотографии 1908 года оно видно справа от входа, заложено было, вероятно, при Соловьевых. Скошенный угол справа совпадает с конфигурацией этого помещения, за ним проход от входных дверей в круглый вестибюль. Обшивка стен похожа на красное дерево, то же и мебель, и рамы с бронзовыми накладками, в которые вставлены старинные гравюры в паспарту. На письменном столе календарь, раскрытый на 14-м числе.

Бильярдная, она также выходила окнами на улицу, соединялась с кабинетом дверью.

Гостиная, часть, примыкавшая к зимнему саду.

Та же гостиная, часть, примыкавшая к бильярдной.

Столовая, помещавшаяся в одноэтажной пристройке, возведенной Лидвалем для Соловьевых на месте открытой террасы. Терраса видна на фото 8, окно левее находилось в старой столовой, устроенной по проекту Апышкова для Чаевых. Пристройка видна на современном фото 28, второй этаж надстроен Рославлевым для последнего владельца Верстрата.

Ванная комната, над этим окном располагалась скульптура. Дверь вела в гардеробную, угловую комнату.

Спальня. Помещение с эркером, обращенным в сторону соседнего дома 7.

Будуар. Располагался в помещении между спальней и зимним садом. На улицу выходил балкон. По стенам развешаны гравированные портреты знаменитых балерин 19 века, преимущественно Марии Тальони.

Будуар, часть, обращенная к зимнему саду.

Уборная, тройным окном выходила в сад, располагалась рядом с еще одной спальней.

Галерея 2-го этажа и лестница, ведущая на 3-й, в помещения для прислуги. В полу было вставлено рифленое стекло, сейчас замененное зеркалом и, вероятно, заложенное. Скорей всего, эта фотография из той же подборки, что и остальные, но мне она прежде не встречалась.

Несколько лет назад обнаружила эти фотографии (кроме лестницы) в большой подборке фотографий интерьеров разных домов и квартир, они были представлены как фотографии квартиры Соловьевой в доме 61 по Невскому проспекту.

(добавил Liz)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Дворовый фасад.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2008.

  • фото

    Фото - Мясникова Оксана, 2010.

  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 07.2022.

Первоначальный облик особняка изменен пристройками со стороны двора.

1914  - арх. Лидваль Федор Иванович

1916  - арх. Рославлев Мирон Ильич

 

Дом-особняк С. Н. Чаева в Петербурге. Дом-особняк С. И. Чаева на Лицейской улице, построен военным инженером В. Апышковым в 1907 г. Дом 3-хэтажный с подвалом. Прием плана с круглым центральным Hall'ем, освещенным сверху, явился результатом совершенно определенного требования владельца - не делать темных или даже полутемных коридоров. Hall в 1-м этаже служит приемной, во 2-м этаже картинной галереей, а в 3-м, отделенном стеклянным полом - столовой для прислуги. Последняя устроена так: центральная часть застеклена и окружена перилами, на которых устроен обеденный стол в виде кольца. Парадная лестница поставлена открыто в зимнем саду. Такое расположение принято с целью возможно лучше использовать то пространство, которое пропадает даром в отдельных лестницах и получить большой простор для глаза в зимнем саду, не выходя за рамки назначенного владельцем квадратного содержания зимнего сада. Площадка под лестницей служит уютной беседкой, междуэтажная и верхняя площадки - балконами. Растения, украшающие лестницу, находятся в условиях специального отопления зимнего сада. Кухня, прачечная и столовая для прислуги помещены в третьем этаже с целью уничтожить всякую возможность проникновения свойственных этим помещениям запахов в приемные или жилые комнаты. Отопление дома центральное, водяное низкого давления; вентиляция приточная и вытяжная. Впуск и вытяжка соображены так, что влажный воздух зимнего сада не может проникать в соседние помещения; это дает возможность соединить последний с Hall'ем широкими проемами. В ванные, умывальники, души и раковины проведена горячая вода из центрального нагревателя, расположенного в кухне. Внутренняя отделка: Гостиная - соответственно имевшейся мебели в стиле Louis XVI, мебель, двери красного дерева с позолоченной резьбой. Будуар - стиль Louis XVI - мебель и двери белые, окрашенные эмалевой краской. Спальня - Empire, красного полированного дерева с золоченой бронзой. В прочих помещениях преследовался принцип простоты - гладкие потолки с простыми карнизами, не собирающими пыли; стены гладко оштукатурены, только в столовой фриз и ниша украшены скульптурными мотивами лесной охоты. Передняя и Hall - панели в 3 арш. из искусственного мрамора; в столовой и кабинете дубовые; в ванных, уборных, буфете и зимнем саду - из майоликовых плиток. Двери дубовые, красного дерева, березовые - покрыты лаком; низ их украшен плитками и окован медью. Парадная лестница мраморная с деревянными перилами, выкрашенными эмалевой краской с позолотой. Перила приспособлены для установки растений. Наружные фасады облицованы Питерлакским и Сердобольским гранитом, гранитными осколками и облицовочным кирпичом, частью оштукатурены.

(«Зодчий», 1908, Вып. 48, С. 440-441, добавил miraru1)

  • фото

    На рельефе эпизод
    похищения девушки
    кентаврами.

  • фото

    Интерьеры.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2008.

  • фото

    Барельеф на дворовом фасаде.
    Фото - Ирина Бойко

  • фото

    После реставрации
    остекление зимнего сада
    раскрыто на всю высоту
    Фото - almak, 2014.

  • фото

    Особняк после
    реставрации

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото


  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - GeorgiaG,
    03.05.2017.

Стоматологическая поликлиника

Сегодня в здании находится стоматологическая поликлиника.

 

В апреле 1926 г. в Ленинграде, на базе больницы им. Первухина (ныне клиническая больница № 29) была организована зубная поликлиника со штатом 60 человек. Она расширялась и к 1935 г. получила в свое пользование помещение особняка на ул. Рентгена 9. В 1938 г. штат поликлиники составлял 149 человек, и таким составом она работала до начала войны. Одна из немногих, поликлиника не прекращала своей работы в военные годы. В период с 1941 по 1944 гг. 27 врачей оказывали стоматологическую помощь жителям города.

 

Сегодня поликлиника оказывает квалифицированную стоматологическую помощь 65.000 жителям Петроградского района, штат поликлиники - 84 человека, из них 32 врача-стоматолога. Сотрудники оказывают не только помощь на своей территории, но и выезжают к инвалидам района на дом.

 

Особняк генерала, тайного советника, одного из главных строителей Транссибирской магистрали С.Н.Чаева на Рентгена, 9 - одно из лучших произведений Петербургского модерна, он был создан по проекту арх. Владимира Петровича Апышкова в 1906-1907 гг. (еще одно творение - Большеохтинский мост).

Здание отличается оригинальной объемно-пространственной композицией. Именно в нем проявились основные черты, присущие архитектуре начала XX в.

 

С 1912 г. особняком владел миллионер Соловьев, чьей женой была прима-балерина Мариинского театра Вера Трефилова. В 1914-1916 гг. арх. Лидвалем, автором ряда домов на Каменноостровском пр., гостиницы "Астория", и арх. Рославлевым были возведены пристройки к особняку со стороны двора. Между прочим, особняк продавался всегда не по причине разорения или материальных затруднений их владельцев. Ходят легенды о том, что стены этого здания всегда способствовали процветанию людей в нем проживавших.

 

Врачам будет интересно узнать, что в бывшей бильярдной ныне располагается кабинет №3, холл кабинета №1 был ранее большой гостиной, в кабинете главного врача - будуар, ортопеды занимают бывшее помещение спальни, а зуботехническая лаборатория находится в помещении бывшей ванной комнаты.

 

Главными врачами в разные годы были: Сергиенко Екатерина Петровна, Крючкова Вера Ивановна, Козырева Татьяна Ивановна, Дударь Александр Витальевич, Ерохина Надежда Ивановна (сегодня). Ветеранами труда, сотрудники, проработавшие более 40 лет в поликлинике на сегодняшний день являются Афанасьев Иван Федорович, Боченина Надежда Матвеевна, Бендерская Ева Львовна, Осадчая Мария Семеновна и другие. Сегодня тон в коллективе задают врач-хирург Плющева Елена Леонимдовна, Лукина Ольга Олеговна, Дюжаков Александр Александрович. Поликлиника является клинической базой кафедры терапевтической стоматологии СПбГМУ.

(добавил - Оксана)

1940: Зубная поликлиника Петроградскго р-на - ул. Рентгена, 7 ([126]. С.412)

1962: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([253]. С.149)

1965: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([108]. С.142)

1968: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([258]. С.273)

1970: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([254]. С.138)

1973: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([211]. С.73)

1976: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([255]. С.287)

1980: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([256]. С.323)

1986: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([212]. С.293)

1988: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([213]. С.350)

1990: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([257]. С.322)

2004: ГУЗ Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского района - ул. Рентгена, 9

(Телефонный справочник «Весь Петербург-2004»)

(добавил lenarch)

 

Региональный памятник.

Особняк Чаева С.Н. 1907, инж. Апышков В.П.ул. Рентгена, дом 9, литера А; дом 9, литера Б.   Закон Санкт-Петербурга № 141/47 от 02.07.1997

  • фото

    Внутренняя
    входная дверь

  • фото

  • фото

    Зеркало на 1-м эт.
    (у регистрации)

  • фото

    Лестница
    на 1-м этаже

  • фото

    Вид со второго
    этажа.

  • фото

    Железная
    лестница
    в башне.

  • фото

    Вид со второго
    этажа

  • фото

    Зимний сад
    между
    этажами.

  • фото

    Зимний сад
    между
    этажами.

  • фото

    Зимний сад
    между
    этажами.

  • фото

    Потолок

  • фото

    Шкаф
    на 1-м этаже.

  • фото

    Дверь
    на 1-м этаже

  • фото

    Черная лестница
    на 1-м этаже

  • фото

    Ручка
    входной двери.
    Фото - GeorgiaG,
    03.05.2017.

33 комментария
30309 просмотров
Добавил: Mary, 11 Февраля 2008, 15:06
Редактировано: 10 Марта 2023, 22:20
Оцените:
(41 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house579.html' target='_blank'>Особняк С. Н. Чаева -Стоматологическая поликлиника Петроградского района на Citywalls.ru</a>
Всего 33 комментария
  • 2 Января 2010, 21:53

    О поликлинике в годы блокады см. в книге М.И. Кунките "Из истории петербургской улыбки..." (в Библиографии есть).

     А для Чаева Апышков построил и дачу на Каменном о-ве (см. Витязева В.А. Каменный остров. Лениздат, 1991. С. 205, 208, 210, 231).

  • 25 Февраля 2010, 15:01

    О работе этой поликлиники в блокадную пору можно прочитать в книге М.И. Кунките "Из истории петербургской улыбки..." (см. № 89)

  • 23 Декабря 2011, 19:04

    В ж. "Зодчий" №48. 1908

    "Дом, особняк С.Н.Чаева на Лицейской улице, построен военным инженером В.Апышковым в 1907 г. Дом 3-х этажный с подвалом. Прием плана с круглым центральным Hall'ом, освещенным  сверху, явился результатом совершенно определенного требования владельца - не делать темных и даже полутемных коридоров. Hall в 1-м этаже служит приемной, во 2-м этаже картинной галереей, а в 3-м отделенным стеклянным полом - столовой для прислуги. Последняя устроена так: центральная часть застеклена и окружена перилами, на которых устроен обеденный стол в виде кольца.

    Парадная лестница поставлена открыто в зимнем саду. Такое расположение принято с целью возможно лучше использовать то пространство, которое пропадает даром в отдельных лестницах и получить большой простор для глаз в зимнем саду, не выходя за рамки назначенного владельцем квадратного содержания зимнего сада. Площадка под лестницей служит уютной беседкой, междуэтажная и верхняя площадки - балконами. Растения, украшающие лестницу, находятся в условиях специального отопления зимнего сада.

    Кухня, прачечная и столовая для прислуги помещены в третьем этаже с целью уничтожить всякую возможность проникновения свойственных этим помещениям запахов в приемные или жилые комнаты. Отопление дома центральное, водяное низкого давления вентиляция приточная и вытяжная. Впуск и вытяжка соображены так, что влажный воздух зимнего сада не может проникать в соседние помещения;  что дает возможность соединить последний с Hall'ом широкими проемами. В ванную, умывальники, души и раковины проведена горячая вода из центрального нагревателя, расположенного в кухне.

    Внутренняя отделка:

    Гостиная - соответственно имевшаяся мебель в стиле Louis XVI, мебель, двери красного цвета с позолоченной резьбой.

    Будуар - стиль Louis XVI - мебель и двери белые, окрашенные эмалевой краской.

    Спальня Empire, красного полированного дерева с золоченой бронзой.

    В прочих помещениях преследовался принцип простоты - гладкие потолки с простыми карнизами, не собирающими пыли, стены гладко оштукатурены, только в столовой фриз и ниша украшены скульптурными мотивами лесной охоты. Передняя и Hall - панели в 3 арш.из искусственного мрамора, в столовой и кабинете  -дубовые, в ванных, уборных, буфете и зимнем саду - из майоликовых плиток. Двери дубовые, красного дерева, березовые - покрыты лаком, низ их украшен плиткой и окованы медью.

    Парадная лестница мраморная с деревянными перилами, выкрашенными эмалевой краской с позолотой, перила приспособлены для установки растений.

    Наружные фасады облицованы Питерлакским и Сердобольским  гранитом, гранитными осколками и облицовочным кирпичом, частью оштукатурены."

     

  • 23 Декабря 2011, 19:23

    Публ. без ссылок.

  • 30 Сентября 2012, 13:44

    никто ли не знает, что за скульптура девушки была на главном фасаде здания и где она сейчас? как давно ее нет и кого она изображала? пропажа скульптурного элемента здания так же была обнаружена мной на доме Измайловский пр-т, 16/ 7-я красноармейская 30. Её уже тоже 2 года как нет (. 

  • 30 Сентября 2012, 13:54
    Ответ на "никто ли не знает, что за скульптура девушки была " от Vita Lick

     Было бы здорово, если бы Вы обратили внимание на эти потери в соотв. рубриках на форуме - это ведь не локальная потеря, а тренд, к сож.

     

     

     Старые фото без ссылок.

     

     

  • 30 Сентября 2012, 13:56
    Ответ на "никто ли не знает, что за скульптура девушки была " от Vita Lick

     Вы задали свой вопрос на основе выложенных фото? - на старых фото декор хорошо виден, в т.ч. скульптура.

  • 30 Сентября 2012, 14:04

    Алекс, что значит "старые фото без ссылок"? Кириков в своеей книге "Архитектурные памятники Санкт-Петербурга" разместил фото без ссылки, и что теперь - не верить и ему, что так и вправду было?

  • 30 Сентября 2012, 14:28
    Ответ на "Алекс, что значит "старые фото без ссылок"? Кирико" от Vita Lick

     На сайте принято всю инф-цию и графич. мат-л подкреплять ссылками на происхождение. Недавно, напр., случилась неприятная история, когда участники сайта обнаружили свои фото и даже тексты комментариев, цельнотянутые с сайта, - без всякого указания на происхождение - в свежеиспеченной краелюбской книжке.

     

    Вообще-то эти фото для размещения в книге Кирикова или кого-то еще были когда автором книги или изд-вом оплачены по договору с гос. архивом. Опять же это вопрос атрибутирования фото - мы уже не раз на сайте выясняли, что или подписи при переносе сюда получают ошибку/опечатку, или они в принципе неверно подписаны в использованной литр-ре. Ссылка дает возм-ть работать с выложенным материалом.

  • 30 Сентября 2012, 14:29
    Ответ на "Алекс, что значит "старые фото без ссылок"? Кирико" от Vita Lick

     А фраза это редакторская - она для модераторов, потому и отделена была абзацем. Мы давно так работаем с публикациями.

  • 12 Апреля 2013, 23:03

    Дом-особняк С. Н. Чаева в Петербурге.

    Дом-особняк С. И. Чаева на Лицейской улице, построен военным инженером В. Апышковым в 1907 г. Дом 3-хэтажный с подвалом. Прием плана с круглым центральным Hall'ем, освещенным сверху, явился результатом совершенно определенного требования владельца — не делать темных или даже полутемных коридоров. Hall в 1-м этаже служит приемной, во 2-м этаже картинной галереей, а в 3-м, отделенном стеклянным полом — столовой для прислуги. Последняя устроена так: центральная часть застеклена и окружена перилами, на которых устроен обеденный стол в виде кольца.

    Парадная лестница поставлена открыто в зимнем саду. Такое расположение принято с целью возможно лучше использовать то пространство, которое пропадает даром в отдельных лестницах и получить большой простор для глаза в зимнем саду, не выходя за рамки назначенного владельцем квадратного содержания зимнего сада.

    Площадка под лестницей служит уютной беседкой, междуэтажная и верхняя площадки — балконами. Растения, украшающие лестницу, находятся в условиях специального отопления зимнего сада.

    Кухня, прачечная и столовая для прислуги помещены в третьем этаже с целью уничтожить всякую возможность проникновения свойственных этим помещениям запахов в приемные или жилые комнаты.

    Отопление дома центральное, водяное низкого давления; вентиляция приточная и вытяжная. Впуск и вытяжка соображены так, что влажный воздух зимнего сада не может проникать в соседние помещения; это дает возможность соединить последний с Hall'ем широкими проемами.

    В ванные, умывальники, души и раковины проведена горячая вода из центрального нагревателя, расположенного в кухне.

    Внутренняя отделка:

    Гостиная — соответственно имевшейся мебели в стиле Louis XVI, мебель, двери красного дерева с позолоченной резьбой.

    Будуар — стиль Louis XVI — мебель и двери белые, окрашенные эмалевой краской.

    Спальня — Empire, красного полированного дерева с золоченой бронзой.

    В прочих помещениях преследовался принцип простоты — гладкие потолки с простыми карнизами, не собирающими пыли; стены гладко оштукатурены, только в столовой фриз и ниша украшены скульптурными мотивами лесной охоты. Передняя и Hall — панели в 3 арш. из искусственного мрамора; в столовой и кабинете дубовые; в ванных, уборных, буфете и зимнем саду — из майоликовых плиток. Двери дубовые, красного дерева, березовые — покрыты лаком; низ их украшен плитками и окован медью.

    Парадная лестница мраморная с деревянными перилами, выкрашенными эмалевой краской с позолотой. Перила приспособлены для установки растений.

    Наружные фасады облицованы Питерлакским и Сердобольским гранитом, гранитными осколками и облицовочным кирпичом, частью оштукатурены.

    «Зодчий», 1908, Вып. 48, С. 440—441

    Шлю поэтажные планы и картинки.

  • 8 Августа 2013, 19:51

    ([99]. С. 24.) - Апышков Владимир Петрович.

  • 29 Апреля 2014, 23:41

    После реставрации остекление зимнего сада раскрыто на всю высоту.

    см. публ.

  • 29 Апреля 2014, 23:53

    Региональный памятник.

    Особняк Чаева С.Н.

    1907, инж. Апышков В.П.

    Рентгена, дом 9, литера А; дом 9, литера Б

    Закон Санкт-Петербурга № 141/47 от 02.07.1997

     

    При всем уважении, зачем ЭТО в тексте публикации:

    Главными врачами в разные годы были: Сергиенко Екатерина Петровна, Крючкова Вера Ивановна, Козырева Татьяна Ивановна, Дударь Александр Витальевич, Ерохина Надежда Ивановна (сегодня). Ветеранами труда, сотрудники, проработавшие более 40 лет в поликлинике на сегодняшний день являются Афанасьев Иван Федорович, Боченина Надежда Матвеевна, Бендерская Ева Львовна, Осадчая Мария Семеновна и другие. Сегодня тон в коллективе задают врач-хирург Плющева Елена Леонимдовна, Лукина Ольга Олеговна, Дюжаков Александр Александрович. Поликлиника является клинической базой кафедры терапевтической стоматологии СПбГМУ.

     

  • 16 Октября 2014, 10:44

      Ответ на "Региональный памятник. Особняк Чаева С.Н. 1907, ин" от miraru1

     Цитата:

    "...При всем уважении, зачем ЭТО в тексте публикации:
    Главными врачами в разные годы были: Сергиенко Екатерина Петровна, Крючкова Вера Ивановна, Козырева Татьяна Ивановна, Дударь Александр Витальевич, Ерохина Надежда Ивановна (сегодня). Ветеранами труда, сотрудники, проработавшие более 40 лет в поликлинике на сегодняшний день являются Афанасьев Иван Федорович, Боченина Надежда Матвеевна, Бендерская Ева Львовна, Осадчая Мария Семеновна и другие. Сегодня тон в коллективе задают врач-хирург Плющева Елена Леонимдовна, Лукина Ольга Олеговна, Дюжаков Александр Александрович. Поликлиника является клинической базой кафедры терапевтической стоматологии СПбГМУ."

      На сегодняшний день (спустя п о л г о д а) хотелось бы это повторить...

         (К списку вышеперечисленных тружеников можно было добавить, что они являлись ударниками коммунистического труда. :)).)
    А вот более интересная информация - подробности, какие перестройки были сделаны арх. Ф.И.Лидвалем и М.И.Рославлевым, а также, что здесь находилось до 1917 г. - в публикации отсутствуют.

     

  • 28 Августа 2015, 20:16

    1973: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на — ул. Рентгена, 9 ([211]. С.73)

     

    TopPlan2003:

    Стоматологическая поликлиника Петроградского р-на N17 - Рентгена ул. (быв. Лицейская ул.), 9

  • 2 Февраля 2016, 11:53
  • 24 Февраля 2019, 23:39

    https://www.facebook.com/tzendrovskaya/posts/2207326656170160 - мой текст о фотографиях интерьеров, сделанных в 1915 году после смерти одного из владельцев, В.И. Соловьева. 

  • 26 Февраля 2019, 15:03

    План 2-го этажа повторен трижды, можно снять фото 5 и 10.

  • 29 Октября 2020, 23:57
    Ответ на "https://digitalcollections.nypl.org/items/aef73df0" от mikev

     Фотография С.М. Прокудина-Горского - фото 12.

  • 30 Октября 2020, 00:25
    Ответ на "Фотография С.М. Прокудина-Горского - фото 12." от Liz

    Это не так. Прокудин-Горский очень мало фотографировал Петербург. Все известные его петербургские фотографии наперечет, их можно посмотреть здесь.

     

    Надпись "Клише и печать С.М.Прокудина-Горского" не только ничего не говорит о его авторстве, но, наоборот, свидетельствует о том, что это почти наверняка одна из многих чисто технических его работ по печати графических материалов - фотографий, иллюстраций. В частности, такую надпись можно увидеть под очень многими иллюстрациями в "Зодчем" - не только фотографиями, но и чертежами, эскизами и т.п. - там, где не может быть никакой речи о его авторстве. И в данном случае это скорее всего раскрашенная черно-белая фотография (ну, или может быть, цветная, сделанная кем-то в технике автохрома).

     

    P.S. А сама фотография интересна в некотором отношении. Я удивился, что не видел ее в "Зодчем". Посмотрел еще раз - и оказалось, что в отсканированном экземпляре, скачанном мною из интернета, эта фотография кем-то отодрана от листа, к которому она была приклеена.

  • 27 Февраля 2023, 23:17

    Пары фотографий 3 и 10, 4 и 11 - это одно и то же, только 3 и 4 значительно хуже качеством и обрезаны больше. Лучше убрать.

    Фото 6 не знаю, когда сделано, возможно, тоже из комплекта 1915 года, т.е. сделанное после смерти Соловьева, перед продажей. Не совсем точное название. Снято из вестибюля 1-го этажа, как и фото 13, но там действительно виден вестибюль, а здесь только галерея 2-го этажа и лестница на 3-й этаж. Может быть, правильней было бы, для точности, этими словами ее и назвать: Лестница на 3 этаж.

    К добавленным сейчас сделаю подписи.

  • 1 Марта 2023, 00:44

    14 августа 1915 года в возрасте 38 лет умер Николай Васильевич Соловьев, третий владелец усадьбы. Его вдова, Вера Трефилова, знаменитая балерина, перед продажей особняка решила устроить своего рода фотосессию, которую она, вероятно, мыслила как прощание не просто с домом, где была счастлива, но вообще с прежней жизнью. Сохранилось 10 (11?) фотографий, на которых изображены интерьеры почти всех помещений особняка.

    Сравнение фотографий с планами дома показывает, что Соловьевы очень мало что изменили в доме, назначение почти всех основных помещений было сохранено. Из очевидного - со стороны сада, на месте открытой террасы, было пристроено помещение с тремя окнами, в которое была переведена столовая. Среди фотографий старой столовой нет, какое оно получила назначение неизвестно.

    В свое время никак не могла понять, что выгнало из такого прекрасного дома Чаевых, проживших здесь совсем недолго. Фотографии хорошо объясняют это. Апышков писал, что у домовладельцев было определенно выраженное желание, чтобы в доме не было темных коридоров. Отсюда такая планировка, множество окон, огромная площадь остекления в зимнем саду. Все комнаты, примыкавшие к зимнему саду, помимо окон, выходивших на улицу, были соединены окнами с садом. Почти на всех фотографиях видна эта повышенная освещенность. Когда особняк проектировался и строился, на соседнем участке (тогда № 5, теперь № 7) стоял небольшой элегантный особняк. Но очень вскоре на месте особняка вырос огромный дом, после чего окна особняка, смотревшие в его сторону, оказались отрезанными от света. Уверена, что это была главная причина, по которой Чаевы уехали на Аптекарский остров, где в тот момент таких построек еще не было. Но и то место оказалось временным, потому что Чаевым уже была задумана настоящая палладианская вилла на Каменном острове, которую, казалось, ничто не сможет заслонить от солнца. Но и оттуда очень вскоре пришлось уносить ноги.

    Фотографии описаны в следующем порядке: вестибюль, затем помещения первого и второго этажей в направлении против часовой стрелки.

    Фотографии. 1915.

    11 - Вестибюль. Прямо парадная лестница, за ней видно пространство зимнего сада. Слева дверь в помещение, где, согласно плану, у Чаевых была столовая. Справа дверь в  гостиную.
    12 - Кабинет Н.В. Соловьева располагался там же, где у Чаева – справа от входа в дом. На месте камина у Чаевых было окно, на фотографии 1908 года оно видно справа от входа, заложено было, вероятно, при Соловьевых. Скошенный угол справа совпадает с конфигурацией этого помещения, за ним проход от входных дверей в круглый вестибюль. Обшивка стен похожа на красное дерево, то же и мебель, и рамы с бронзовыми накладками, в которые вставлены старинные гравюры в паспарту. На письменном столе календарь, раскрытый на 14-м числе.

    13 - Бильярдная, она также выходила окнами на улицу, соединялась с кабинетом дверью.

    14  - Гостиная, часть, примыкавшая к зимнему саду.

    15 - Та же гостиная, часть, примыкавшая к бильярдной.

    16 - (здесь прошу убрать слово "старая", я ошиблась) Столовая, помещавшаяся в одноэтажной пристройке, возведенной Лидвалем для Соловьевых на месте открытой террасы. Терраса видна на фото 8, окно левее находилось в старой столовой, устроенной по проекту Апышкова для Чаевых. Пристройка видна на современном фото 28, второй этаж надстроен Рославлевым для последнего владельца Верстрата.

    17 - Ванная комната, над этим окном располагалась скульптура. Дверь вела в гардеробную, угловую комнату.

    18 - Спальня. Помещение с эркером, обращенным в сторону соседнего дома 7.

    19 - Будуар. Располагался в помещении между спальней и зимним садом. На улицу выходил балкон. По стенам развешаны гравированные портреты знаменитых балерин 19 века, преимущественно Марии Тальони.

    20 - Будуар, часть, обращенная к зимнему саду.

    21 - Уборная, тройным окном выходила в сад, располагалась рядом с еще одной спальней.

    Фото 4. Галерея 2-го этажа и лестница, ведущая на 3-й, в помещения для прислуги. В полу было вставлено рифленое стекло, сейчас замененное зеркалом и, вероятно, заложенное. Скорей всего, эта фотография из той же подборки, что и остальные, но мне она прежде не встречалась.

    Несколько лет назад обнаружила эти фотографии (кроме лестницы) в большой подборке фотографий интерьеров разных домов и квартир, они были представлены как фотографии квартиры Соловьевой в доме 61 по Невскому проспекту.

     

  • 1 Марта 2023, 11:53
    Ответ на "14 августа 1915 года в возрасте 38 лет умер Никола" от Liz

     "Фото 4... В полу было вставлено рифленое стекло, сейчас замененное зеркалом и, вероятно, заложенное."

    К сожалению, не смог разглядеть на фото... Возможно, это был напольный иллюминатор в чугунной решетке?

    Не понимаю, как его можно заменить зеркалом (если по нему зодить)?

  • 1 Марта 2023, 13:04
    Ответ на ""Фото 4... В полу было вставлено рифленое стекло, " от Риэлтор

     А зачем по нему ходить? Это был световой фонарь. Ситуация подробно была описана еще в "Зодчем", текст процитирован в публикации. Я упомянула это стекло, чтобы сказать, что сейчас оно заменено на зеркало и, вероятно, отверстие заложено, сведений об этом не встречала. 

  • 1 Марта 2023, 14:19
    Ответ на "А зачем по нему ходить? Это был световой фонарь. С" от Liz

     Спасибо!  "в 3-м, отделенном стеклянным полом - столовой для прислуги. Последняя устроена так: центральная часть застеклена и окружена перилами, на которых устроен обеденный стол в виде кольца"

  • 1 Марта 2023, 14:46

    "ЗУБНЫЕ П0ЛИКЛИНИКИ Петроградский район —ул , Рентгена, 7, т. В-276-34,"

    Ленинград. Путеводитель / Под ред. В.А. Дурнова и М.А. Легздайна. Л.: Лениздат, 1940. с.422

  • 1 Марта 2023, 15:56

    1940: Зубная поликлиника Петроградскго р-на - ул. Рентгена, 7 ([126]. С.412)

    1962: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([253]. С.149)

    1965: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([108]. С.142)

    1968: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([258]. С.273)

    1970: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([254]. С.138)

    1973: Стоматологическая поликлиника № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([211]. С.73)

    1976: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 7 ([255]. С.287)

    1980: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([256]. С.323)

    1986: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([212]. С.293)

    1988: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([213]. С.350)

    1990: Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского р-на - ул. Рентгена, 9 ([257]. С.322)

    2004: ГУЗ Поликлиника стоматологическая № 17 Петроградского района - ул. Рентгена, 9 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2004»)

  • 1 Марта 2023, 16:25
    Ответ на "1940: Зубная поликлиника Петроградскго р-на -" от lenarch

     Действительно в 1970-м и 1976 годах дом 7 или это опечатки?

  • 1 Марта 2023, 20:49
    Ответ на "Действительно в 1970-м и 1976 годах дом 7 или это " от Liz

    Возможно и опечатки.

  • 24 Февраля 2024, 18:48

    "С 1912 г. особняк принадлежал поочерёдно разным владельцам: предпринимателям П.Н.Летуновскому, В.Н.Соловьёву и М.Э.Верстату. Облик здания несколько изменился. В 1914 г. Ф.И.Лидваль сделал невыразительную постройку со стороны двора (на месте открытой террасы), нарушив выверенную чёткость первоначальной композиции. Более корректно был добавлен М.И.Рославлевым в 1916 г. одноэтажный объём с западной стороны."

    (Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. [Изд. 7-е.] Коло, 2020. С.155)

     

    "....скульпторы Л.А.Дитрих, В.В.Козлов..."

    (Модерн в застройке Петербурга: каталог / Б.М.Кириков. Коло, 2019. С. 78)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32300
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2306