Первое каменное здание было построено для обергофмейстера Екатерины II И. П. Елагина в 1785 г., возможно, по проекту Д. Кваренги.
В середине XVIII в. Елагин решил благоустроить принадлежавшую ему усадьбу - были прорыты пруды, вокруг всего острова сделан земляной вал. В 1763 г. в восточной части острова был устроен регулярный сад. С 1785 г. начал формироваться пейзажный парк, в котором еще оставались дубы петровских времен.
Елагин остров неоднократно менял владельцев, а в 1818 г. был приобретен в казну. Александр I решил устроить здесь летнюю резиденцию для своей матери Марии Федоровны. Для этой цели был приглашен К. Росси.
Архитектор вместе с дворцом проектировал всю усадьбу, включая кухонный и конюшенный корпуса, оранжереи и парковые павильоны.
К парковым работам Росси привлек известного садовника Джозефа Буша.
Елагин дворец - центральное сооружение, входящее в архитектурно-парковый ансамбль Елагина острова. Дворец расположен в восточной части острова на берегу Средней Невки.
Это одна из первых архитектурных работ Карла Росси в Петербурге. В 1818-1822 гг. арх. создал дворцовый усадебный дом, перестроив сущестовавшее еще в XVIII в. здание, почти полностью сохранив стены дома и расширив его боковыми портиками.
Торжественный внешний облик дома сочетается и с изысканостью интерьеров.
Основной объем здания, увенчанного плоским куполом, - двухэтажный, поставлен на высокий каменный цоколь, образующий широкую террасу, огражденную чугунной решеткой.
Главный фасад дворца обращен в сторону Масляного луга парка и украшен коринфским шестиколонным портиком, завершенным аттиком. Боковые ризалиты выполнены тоже в виде портиков с четырьмя колоннами.
К центральному парадному входу ведут пологие пандусы и широкая лестница. По бокам лестницы установлены два чугунных льва с шарами.
Восточный фасад, выходящий на реку, оформлен полуротондой в центре. Полукруглая лестница украшена мраморными (?) декоративными вазами.
Главным звеном дворцово-паркового ансамбля Елагина острова является изящный и монументальный дворец. Расположенный в восточной части острова, он доминирует в архитектурном и ландшафтном окружении.
Для образа здания характерны черты высокого классицизма. Автором проекта и строителем дворца, возведенного для императрицы Марии Федоровны в 1818-1822 гг., был зодчий К. И. Росси. Он использовал редкий в архитектуре русского классицизма прием, подняв здание на высоком стилобате, образующем широкую круговую террасу. Такое решение отвечало утилитарным задачам, защищая дворец от наводнений. Здание имеет в плане прямоугольную форму с полуциркульным выступом, великолепные лестницы ведут на террасу. К. И. Росси включил части стен старого усадебного дома, возведенного в 1780-х гг. для обер-гофмейстера И. П. Елагина. Вместе с тем он создал новое и оригинальное произведение.
Распределение архитектурных масс характеризуется движением к центру и по вертикали: от широкой террасы к двухэтажному основному массиву, обработанному стройными коринфскими колоннами, и затем к третьему этажу, с его малым ордером и пологим куполом над Овальным залом дворца. Легкость и нарядность загородной виллы сочетается с торжественностью и великолепием императорского дворца. Главный западный фасад обращен к парку и выходит на Масляный луг. В центре фасада - портик из шести коринфских колонн. Боковые ризалиты обработаны портиками с фронтонами и акцентированы тройными окнами с архивольтами, декорированными лепным орнаментом. Пандус плавно развернут двумя широкими дугами по сторонам лестницы.
На тумбах у начала пандусов установлены чугунные шары, а на устоях лестниц - сторожевые львы, отлитые в 1820 г. на Петербургском чугунолитейном заводе. Моделью для них послужили бронзовые львы, украшавшие Львиный каскад в Петергофе, сооруженный А. Н. Воронихиным в 1800 г.
Для подъема на третий этаж, где над Овальным залом располагалась домовая церковь, были устроены по сторонам вестибюля две симметричные лестницы. К. И. Росси связал лестничные объемы друг с другом колоннадой из парных дорических колонн. Надстройка третьего этажа внесла некоторую дробность в композицию главного фасада.
Восточный фасад, обращенный к Средней Невке, отличается большей целостностью. В центральной части он имеет полуротонду, декорированную на высоту двух этажей шестью коринфскими колоннами, несущими аттик. Боковые ризалиты решены аналогично ризалитам главного фасада. Полукруглая в плане широкая лестница украшена мраморными вазами, высеченными в мастерской П. Трискорни, и чугунными корзинами-цветочницами. <…> На протяжении XIX — начала XX в, дворец не претерпел существенных изменений. 1 января 1942 г. здание сгорело от попадания снарядов. В 1952-1960 гг. по проекту архитектора М. М. Плотникова дворец восстановили, воссоздав в первоначальном виде интерьеры парадных помещений.
(Елагин дворец // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район. 2004. С.151-154 добавил Lonely Walker)
К. Росси проектировал все внутреннее оформление дворца вплоть до мельчайших деталей убранства.
В оформлении интерьеров участвовали скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, декораторы-живописцы Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи.
Из парадных помещений первого этажа особенно эффектным был центральный Овальный зал, окруженный ионическими полуколоннами и кариатидами, поддерживающими купол с орнаментальной росписью.
По сторонам зала располагались Малиновая и Голубая гостиные, столовая, спальня и кабинет. Стены одних помещений были отделаны искусственным мрамором различных оттенков, других - затянуты специально вытканным драгоценным шелком.
Все интерьеры сохранились до Великой Отечественной войны, когда они были уничножены пожаром.
Реставрация интерьеров дворца осуществлена в 1952-1961 гг. по проекту и под руководством М. М. Плотникова.
С 1962 г. здесь открыт Дворец художественных выставок.
...С особенной яркостью талант К. И. Росси проявился в создании изящной и разнообразной отделки интерьеров.
Достойными сподвижниками архитектора были талантливые скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов, известные художники-монументалисты Д. Скотти и Л. Виги. Наиболее богато оформленные парадные комнаты размещались на первом этаже. В вестибюле, в нишах, были установлены исполненные С. С. Пименовым фигуры весталок, держащих в руках светильники, а потолок украшен росписью.
Еще большей роскошью отличались Столовая, Овальный зал, Кабинет, Спальня и Туалетная.
Для облицовки стен и колонн этих помещений К. И. Росси применил искусственный мрамор («стюк»).
В Овальном зале и Кабинете «стюк» был чисто белый и блестящий подобно лучшему фарфору, благодаря чему Кабинет стал называться Фарфоровым.
В Столовой же на фоне белого искусственного мрамора стен выделялся желтый «стюк» фриза и пилястр, увенчанных женскими головами-гермами работы В. И. Демут-Малиновского. Тот же ваятель создал и скульптурное убранство Овального зала: рельефы на сюжеты античной мифологии, изображения весталок, возлагающих на светильники гирлянды цветов, и фигуры кариатид на падуге купола.
Исключительно важную роль в оформлении интерьеров дворца играла живопись. На стенах Фарфорового кабинета художник А. Виги исполнил масляными красками по искусственному мрамору группы танцующих граций в ярких разноцветных одеждах, цветы и пышные орнаменты, написанные золотом, а на фризе и потолке - резвящихся купидонов. В остальных парадных помещениях дворца - Малиновой и Голубой гостиных, Спальне и Туалетной - все росписи выполнил Д. Скотти. Обычно он оставлял свободными центральные поля плафонов, окаймляя их изящным орнаментом или изображениями танцующих женских фигур, а на падугах писал многофигурные композиции: «Триумф Аполлона и Beнеры», «Туалет Венеры» и другие полные веселья и радости сцены на сюжеты из античной мифологии.
В росписи, исполненные в манере «гризайль» и «под бронзу» клеевыми красками непосредственно по штукатурке, художник включал полихромные клейма, т. е. отдельные фигуры или группы фигур, написанные на ткани и наклеенные на потолок. Стены Малиновой и Голубой гостиных и Туалетной были затянуты малиновым, голубым и белым штофом.
С живописными плафонами и штофной обивкой стен прекрасно гармонировали художественные наборные полы гостиных.
Вникая во все детали оформления интерьеров, К. И. Росси уделил большое внимание обработке дверей. В парадных помещениях первого этажа Елагина дворца насчитывалось более двадцати великолепных дверей, облицованных ценными породами дерева и украшенных золоченой бронзой и резьбой. Каждая такая дверь воспринималась как самостоятельное произведение искусства. Комнаты, расположенные на втором и третьем этажах дворца, были отделаны значительно скромнее и проще, чем парадные залы. Исключения составляли Кабинет Александра I, находящийся на втором этаже, и Церковный зал - на третьем.
В Кабинете особенно замечательны были двери, украшенные чрезвычайно тонкой работы арматурами, отлитыми из бронзы, и роспись потолка, изображавшая воинские доспехи. Помещение Дворцовой церкви представляло собой обширный зал с каннелированными колоннами, перекрытый купольным сводом.
(Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. 2-е изд. Кедринский А. А. и др. Л. Стройиздат, 1987. С.333-336) (добавил nikspb)
Свое название остров получил по имени первого владельца - И. П. Елагина (1725-1794), статс-секретаря Екатерины II, писателя и переводчика, который во второй половине 1780-х выстроил на нем, по проекту Д. Кваренги, загородный дом. На его верхнем этаже около 1790 была освящена церковь св. Иоанна Дамаскина в честь небесного покровителя Елагина. Ее первым священником стал новгородский протоиерей Иоанн Котельский. Церковь просуществовала до смерти владельца, и была возобновлена в 1807 после перехода острова к гр. Г. В. Орлову (1778-1826) с новым освящением 29 мая 1808 во имя свт. Николая. Церковью пользовалась прежде всего жена графа - Анна Ивановна, урожд. Салтыкова, часто болевшая. В 1817 остров был куплен для вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, и через год К. И. Росси начал перестройку дома под ее летнюю резиденцию, перенеся церковь на третий этаж. 22 июля 1822 она была освящена архимандритом Товией в овальном зале, оформленном дорическими полуколоннами, сохранив, по желанию Александра I, свое прежнее название. Одноярусный иконостас по рисунку зодчего вырезал Федор Степанов, иконы написал акад. А. К. Виги, стюк сделал Я. Щенников. На аналое лежал древний образ свт. Николая, в ризнице хранилась красивая дарохранительница из цветного мрамора. От Марии Феодоровны в храм перешла "Мадонна с Младенцем", вышитая ею по картине Рафаэля. Часть икон происходила из прежней церкви. По заказу Императрицы Александры Феодоровны была написана икона "Четыре Рождества", которая почиталась в царской семье. С середины XIX в. службы в храме совершались лишь летом. В царствование Николая I, который любил жить во дворце, богослужением и парадом отмечался 5 сентября день св. Елизаветы - праздник Кавалергардского полка, стоявшего в Новой Деревне. Перед революцией, когда дворец служил дачей для председателей Совета министров (Витте, Столыпина), впечатления от храма описал Д. С. Мережковский в „Старинных октавах“. Закрыт дворец в 1917; пострадал при пожаре в начале 1942 и в 1952-1960 восстановлен по проекту М. М. Плотникова. Ныне занят хранилищем Елагинского дворца-музея. ([95]. 2010 г., С. 179-180; добавил Наталия)
Елагин дворец включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. Входит в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Елагина острова" (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001).
26 комментариев 21363 просмотра
Добавил: Mary, 17 Февраля 2009, 21:49 Редактировано: 5 Июля 2024, 14:37
<a href='https://www.citywalls.ru/house5734.html' target='_blank'>Елагин остров . Дворцово-парковый комплекс . Елагин дворец (начало) на Citywalls.ru</a>
Все интерьеры сохранились до Великой Отечественной войны, когда они были уничножены пожаром.
Имеются ввиду еще россиевские интерьеры? неужели за 100-летие ни в одном помещении ниразу не освежались интерьеры, при том что это был действующий дворец? Интересно также уточнить сохранность дворцовых интерьеров при том, что вл дворце был устроен лазарет во время 1-й Мировой, потом его оборудование было использовано во время уже постоктябрьских событий. Во дворце была амбулатория, в т.ч. зубоврачебная.
Почему-то ни слова о Елагином (Елагинском) музее Главнауки и о санатории (или профилактории, надо уточнить). Есть фото, как на фасаде, обращ. к Масляному лугу, висят портреты парт. вождей...
" ...С особенной яркостью талант К. И. Росси проявился в создании изящной и разнообразной отделки интерьеров.
Достойными сподвижниками архитектора были талантливые скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов, известные художники-монументалисты Д. Скотти и Л. Виги. Наиболее богато оформленные парадные комнаты размещались на первом этаже. В вестибюле, в нишах, были установлены исполненные С. С. Пименовым фигуры весталок, держащих в руках светильники, а потолок украшен росписью.
Еще большей роскошью отличались Столовая, Овальный зал, Кабинет, Спальня и Туалетная.
Для облицовки стен и колонн этих помещений К. И. Росси применил искусственный мрамор («стюк»).
В Овальном зале и Кабинете «стюк» был чисто белый и блестящий подобно лучшему фарфору, благодаря чему Кабинет стал называться Фарфоровым.
В Столовой же на фоне белого искусственного мрамора стен выделялся желтый «стюк» фриза и пилястр, увенчанных женскими головами-гермами работы В. И. Демут-Малиновского. Тот же ваятель создал и скульптурное убранство Овального зала: рельефы на сюжеты античной мифологии, изображения весталок, возлагающих на светильники гирлянды цветов, и фигуры кариатид на падуге купола.
Исключительно важную роль в оформлении интерьеров дворца играла живопись. На стенах Фарфорового кабинета художник А. Виги исполнил масляными красками по искусственному мрамору группы танцующих граций в ярких разноцветных одеждах, цветы и пышные орнаменты, написанные золотом, а на фризе и потолке — резвящихся купидонов. В остальных парадных помещениях дворца — Малиновой и Голубой гостиных, Спальне и Туалетной — все росписи выполнил Д. Скотти. Обычно он оставлял свободными центральные поля плафонов, окаймляя их изящным орнаментом или изображениями танцующих женских фигур, а на падугах писал многофигурные композиции: «Триумф Аполлона и Beнеры», «Туалет Венеры» и другие полные веселья и радости сцены на сюжеты из античной мифологии.
В росписи, исполненные в манере «гризайль» и «под бронзу» клеевыми красками непосредственно по штукатурке, художник включал полихромные клейма, т. е. отдельные фигуры или группы фигур, написанные на ткани и наклеенные на потолок. Стены Малиновой и Голубой гостиных и Туалетной были затянуты малиновым, голубым и белым штофом.
С живописными плафонами и штофной обивкой стен прекрасно гармонировали художественные наборные полы гостиных.
Вникая во все детали оформления интерьеров, К. И. Росси уделил большое внимание обработке дверей. В парадных помещениях первого этажа Елагина дворца насчитывалось более двадцати великолепных дверей, облицованных ценными породами дерева и украшенных золоченой бронзой и резьбой. Каждая такая дверь воспринималась как самостоятельное произведение искусства. Комнаты, расположенные на втором и третьем этажах дворца, были отделаны значительно скромнее и проще, чем парадные залы. Исключения составляли Кабинет Александра I, находящийся на втором этаже, и Церковный зал — на третьем.
В Кабинете особенно замечательны были двери, украшенные чрезвычайно тонкой работы арматурами, отлитыми из бронзы, и роспись потолка, изображавшая воинские доспехи. Помещение Дворцовой церкви представляло собой обширный зал с каннелированными колоннами, перекрытый купольным сводом. " ( С.333-336 Лит-ра: Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. 2-е изд. Кедринский А. А.и др.-Л.: Стройиздат, 1987 )
Американский фотограф неправильно атрибутировал фотографии интерьеров. Ну, ему простительно. Это не Елагин дворец. Там таких интерьеров (К. Росси!) не было и нет.
Вряд ли стоит винить американского фотографа - эти фотографии присутствуют в интернете на множестве сайтов, в том числе и без подписей. Скорей постарались любители из местных. Но эти интерьеры действительно не имеют отношения к Елагину дворцу. Можно попробовать поставить на форум - в прежние годы чего только там ни находили.
Да, там картинки из СиУ перекликаются с этими. Но железные кровати в таком интерьере выглядят сюрреалистично. Какая-то странная техника съемки ... потом раскрашивали? Но интересно. Кстати, эти фото вроде покрупнее, чем в той публикации.
"Ленинградская правда" 30 ноября 1940 г., №278 (7767). " Ученики ремесленного училища металлистов №51 у своего общежития (быв. Елагин дворец). Слева направо: Коля Быстров, Ваня Серов, Коля Токмачев, Толя Румянцев и Паша Голубев, прибывшие из Вологодской области. Фото Э.Хаикина (ТАСС)."
Елагин дворец вновь открывает свои двери для посетителей после долгой реставрации. Последние 20 лет специалисты трудились не только над внешним обликом дворца, восстанавливая исторические интерьеры здания, но и меняли сети инженерно-технического обеспечения.
«Санкт-Петербургские ведомости» №17(6855) от 02.02.2021 г. (С.4):
Дуб черешчатый, живущий в ЦПКиО им. С. М. Кирова, получил статус памятника живой природы. Он находится в исторической части Елагина острова и является одним из самых старых деревьев в Петербурге.
Предположительно дерево высажено более 300 лет назад первым владельцем острова Петром Шафировым, сподвижником Петра I. Обследование показало, что дерево здорово, но для лучшей сохранности дуба вокруг него установлено ограждение и табличка с информацией о новом почтенном статусе дерева — памятнике живой природы всероссийского значения. В Национальный реестр старовозрастных деревьев России елагинский дуб занесен под номером 531.
Всероссийская программа «Деревья — памятники живой природы» реализуется с 2010 года Советом по сохранению природного наследия при поддержке Федерального агентства лесного хозяйства. По всей России организован поиск уникальных деревьев, которые представляют культурную, историческую и природную ценность.
Фото 6 - к Елагину острову не имеет отношения. Это литография А.П. Брюллова "Гуляние на Корестовском острове". 1822 (ГРМ). Изображен берег Малой Невки у Крестовского перевоза, за рекой видна дача Нарышкиных.
Горы были на Крестовском острове, чуть наискосок от Крестовского перевоза, мы это знаем по плану Шуберта, а здание под большим куполом это не Елагин дворец, а дача Нарышкиных, стоявшая у того самого перевоза, на месте особняка Колобовых.
Спасибо за уточняющую информацию. Коль скоро Вы обладаете столь академическими познаниями, то не подскажете-ли когда и откуда взялась мраморная статуя Геракла со шкурой некоего животного на бегегу одного из прудов парка?
Это шкура Немейского льва, главный атрибут Геракла, трофей, добытый им в первом его подвиге. Считается, что статуя была установлена на Елагином острове в 1936 году и что происходит она с одной из дач Каменного острова. Но это очень сомнительно, потому что ни про одну из каменноостровских дач таких сведений не встречается. Очень возможно, что статуя Геракла Фарнезского, выполненая в 1-й трети 19 века Паоло Трискорни (копия с копии с античного оригинала) стояла до начаала 20 века при входе в строгановскую дачу на Черной речке.
Спасибо за информацию! На этих фото для стереоскопа Геракл весьма похож на Елагинского, но, на мой взгляд, есть некие отличия, хотя это возможно из-за ракурса съёмки и ретуши "основного фрагмента". Дача Строгановых, а точнее то, что от неё осталось, ещё существовало в начале 60-х перед фасадом Военно-морской академии, но были-ли там эти две скульптурные группы?
Спасибо! Согласно эпосу это, безусловно, шкура Немейского льва, но при натурном рассмотрении возникали вопросы. Разрешить их позволил хвост - явно львиный. Что касательно происхождения, то коллега V_Malyj подробно описал всё в своём комментарии. Некие сомнения всё-же остались: может ещё откуда-то привезли...
Может, конечно. Но вообще, даже в Петербурге такого качеста мраморные статуи не то чтобы на каждом углу стояли. А строгановский Геракл должен же был куда-то деться. Надо еще иметь в виду, что с открытием ЦПКиО на западной стрелке были установлены статуи львов, тоже строгановские.
Елагин дворец, 1780-е гг., 1818-1822 гг., арх. Росси К.И., ск. Пименов С.С., ск. Демут-Малиновский В.И., 1952-1960 гг. (восстановление), арх. Плотников М.М. – Елагин остров, дом. 4 литера А;
Елагин дворец включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. Входит в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Елагина острова" (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001).
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Все интерьеры сохранились до Великой Отечественной войны, когда они были уничножены пожаром.
Имеются ввиду еще россиевские интерьеры? неужели за 100-летие ни в одном помещении ниразу не освежались интерьеры, при том что это был действующий дворец? Интересно также уточнить сохранность дворцовых интерьеров при том, что вл дворце был устроен лазарет во время 1-й Мировой, потом его оборудование было использовано во время уже постоктябрьских событий. Во дворце была амбулатория, в т.ч. зубоврачебная.
Почему-то ни слова о Елагином (Елагинском) музее Главнауки и о санатории (или профилактории, надо уточнить). Есть фото, как на фасаде, обращ. к Масляному лугу, висят портреты парт. вождей...
Что после Дворца худ. выставок?
Нет ссылок.