Публикация

Дом Б. А. Фредерикса - дом В. И. Юсова -
Городская поликлиника N 81 СПб ГУЗ

Здание на карте
фото
Архитекторы: Габерцетель П. И.
Пель А. Х.
Липский В. А.
Год постройки: 1830-1831, 1901
Стиль:

Фото - Mary, 2012.

до 1828 -

 

Дом Б. А. Фредерикса

 

1830-1831 - арх. Габерцетель Петр Иванович - надстройка

1835 (Росреестр) - арх. Пель Александр Христофорович - переделка фасада ([34]. С. 272, 273)

 

Дом В. И. Юсова

1901 -  арх.  Липский Владимир Александрович - перестройка (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.3231)

после 1949 - надстройка с уничтожением углового эркера и купола     

 

Городская поликлиника N 81 СПб ГУЗ

 

 

В 1942 г. из состава больницы выделилась платная поликлиника № 81 (Вознесенский пр., 19), известная как Максимилиановская.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил S.P. )

  • фото

    Дом № 19 на пр. Майорова,
    пострадавший от снаряда
    во время артобстрела. 1941 г.
    (аннотация ЦГАКФФД)
    Фото - Коновалов Георгий Федорович.

  • фото

    1949 г.ЦГАКФФД СПб Гр 71454
    Вид от пересечения ул. Плеханова
    и пр. Майорова на дом №54,
    в нижнем этаже которого
    расположена чайная.
    (добавил люблюпитер )

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2020 г.
    (добавил люблюпитер )

История строительства этого дома отражена в деле:

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Б.Фредериксу, Креммер, А. И. Туру, Н. А. Тур, наследникам Юсовым, В. И. Юсову по Вознесенскому пр., 19 и Казанской ул., 54 Крайние даты документов: 1830–1914 Количество листов: 91

ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.3231

 

На плане Шуберта 1828 г. на этом участке показан каменный дом. В 1830-1831 гг. дом, принадлежавший генерал-майору барону Фредериксу, был надстроен до трех этажей. Надстройка проводилась в две очереди. В 1830 г. надстраивался дом по Вознесенскому проспекту и часть дома по Большой Мещанской (Казанской) улице (лист 1-4).

В 1831 г. надстроена оставшаяся часть дома. Окончательный проект надстройки, 1831 г. (лист 13-16).

В 1901 г. дом был перестроен для Василия Ивановича Юсова по проекту архитектора В. А. Липского (листы 46-55). По ссылкам представлены генеральный план с подписью Липского и разрешение на "повышение стен каменного 3-этажного лицевого дома под лит. А с устройством новой лестницы, крытого балкона при 3-м этаже и галереи лит. В при 1-м этаже" от 16 марта 1901 г. (две стороны листа 46). Фасад по Вознесенскому проспекту (лист 51-52).

Этот проект был осуществлен. В таком виде дом сохранялся, по меньшей мере, до 1949 г. Во время Великой Отечественной войны дом был повлежден (см. фотографию 1941 г.), а после войны восстановлен (см. фотографию 1949 г.). Позже (очевидно, в 1960-1970-х гг.) дом надстроен, при этом безжалостно уничтожен украшавший его эркер с куполом.                                                                                                                                                       (добавил S.P.)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 2009.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Bobik1, 02.2016.

  • фото

    Вид Казанской ул. от Вознесенского пр.
    в сторону Фонарного пер. Слева дом 54.
    Фото - Galina Vabishchevich,
    2008.

1940:  Хлебобулочная № 524 "Хлебторга"  Октябрьского района   - пр. Майорова, 19    ([126]. С. 372)

1973: Платные хозрасчетные поликлиники № 81 - пр. Майорова, 19 ([211]. С.70)

2009: Поликлиника городская N81; ГУЗ Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 19

         Поликлиника городская N81, наркологическое отделение

        "Максимед" клиника-стандарт; ООО Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 19, оф.78  (TopPlan 2009)

 

  • фото

    Вход в платную
    Максимилиановскую
    поликлинику № 81
    Фото - Bobik1, 02.2016.

18 комментариев
6199 просмотров
Добавил: Наталия, 15 Апреля 2009, 22:07
Редактировано: 20 Мая 2024, 22:56
Оцените:
(10 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house5425.html' target='_blank'>Дом Б. А. Фредерикса - дом В. И. Юсова - Городская поликлиника N 81 СПб ГУЗ на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
  • 22 Апреля 2011, 16:08

    17 апреля 2003 г. городской поликлинике № 81, более известной петербуржцам под именем Максимилиановской лечебницы, исполнится 153 года. Максимилиановская лечебница, открытая в Санкт-Петербурге в 1850 г., является первым в России медицинским учреждением поликлинического типа. 

    В открытии и становлении Максимилиановской лечебницы принимали участие крупные государственные и общественные деятели того времени. Непосредственным организатором и первым управляющим этой лечебницей был 29-летний выпускник Императорской медико-хирургической академии – русский врач с голландской фамилией Ван-дер-Флаас. Лечебница была создана для оказания медицинской помощи приходящим (амбулаторным) больным за умеренную плату, а неимущим – бесплатно.

    Первыми августейшими попечителями лечебницы были князь В. Ф. Одоевский и герцог Максимилиан Лейхтенбергский, чьим именем и была названа поликлиника, в попечительский совет входили члены царской фамилии, уважаемые жители города, купцы, Городская Дума. Непосредственной лечебной деятельностью в стенах лечебницы занимались такие знаменитые отечественные медики, профессора, как Н. Ф. Здекауер, Н. И. Пирогов, А. А. Китер, А. Я. Крассовский, Н. В. Арендт, Р. Р. Вреден, К. Б. Раухфус, Д. И. Отто, П. В. Склифосовский и многие др.

    Максимилиановская лечебница не раз становилась инициатором прогрессивных отечественных начинаний в медицине: именно эта лечебница дала начало первой в России ортопедической клинике для инвалидов и калек, скорой медицинской помощи, стала и предтечей института для усовершенствования врачей – Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны.

    Начиная с Крымской войны 1854 г. специалисты лечебницы работали повсюду, где шла война. Во время Первой мировой войны лечебница была превращена в военный лазарет. В 1917 г. лечебница была передана в ведение Красного Креста: лечебница Российского Красного Креста затем стала называться кооперативной лечебницей Севзапсоюза, платной коммунальной лечебницей Ленгубздравотдела, поликлиникой № 1 лечебного объединения платной сети Ленгорздравотдела, поликлиникой № 81 Управления хозрасчетных лечебных учреждений Ленгорздравотдела. Последнее официальное ее название – Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 81», хотя во все времена по сложившейся традиции ее называли Максимилиановской.

    Уникальность медицинского обслуживания и в настоящее время обеспечивается стабильным коллективом работающих здесь специалистов.

    Городская поликлиника № 81 сегодня оказывает платную многопрофильную помощь населению города, Ленинградской области, Российской Федерации независимо от места прописки, оказывает медицинскую узкоспециализированную помощь взрослым и детям на дому в пределах Санкт-Петербурга. С поликлиникой заключили договоры на медицинское обслуживание 18 страховых компаний по добровольному медицинскому страхованию.

    http://www.rucompany.ru/company.php?id_company=2547

  • 4 Января 2012, 22:06

    Дом Б. А. Фредерикса. Перестройка 1830-1831 арх. П. И. Габерцеттель

    Перестройка фасада 1835 арх. А. Х. Пель

    Надстройка 4-го этажа 1914 арх. А. А. Захаров

    Ссвлка: (34) стр. 272, 273

  • 4 Января 2012, 22:17

    Надо понимать, что п-ка и Максимилианов. л-ца - это не одно и то же учр. Л-це стала преемником больница, к-рая из РОКК перешла в городское ведение. Правда, там был период, когда это была, каж., амбулатория то ли Кооперации, то ли Потребсоюза - под рукой нет записей. П-ка не явл. прямым преемником л-цы, просто вовремя подсуетилась с вывеской, когда никто особо не вникал в "возвращение историч. имен". Сейчас это очень непростая процедура - даже полноценные арх. справки не всегда помогают, а в 1990-е многие ЛЗ так "порезвились".

  • 3 Ноября 2014, 22:04

    На фото 1941 г. - три этажа. Где же Захаров в 1914 году 4 этаж надстроил?

  • 3 Ноября 2014, 22:10
    Ответ на "" от люблюпитер

     Этот дом здесь http://www.citywalls.ru/house1705.html

  • 3 Ноября 2014, 22:31
    Ответ на "Нашла в Викимапии, кажется, добавлен был mira" от люблюпитер

     Здесь эта фотография с адресом https://pastvu.com/p/160180

  • 3 Ноября 2014, 22:43
    Ответ на "Газетный снимок четкий, а мой снимок с бликами от " от люблюпитер

     Не только более четкий но и более полный

  • 4 Ноября 2014, 00:47

    1973: Платные хозрасчетные поликлиники

    № 81 — пр. Майорова, 19 ([211]. С.70)

     

    TopPlan 2009:

    - Поликлиника городская N81; ГУЗ

    Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 19

    - Поликлиника городская N81, наркологическое отделение

    - "Максимед" клиника-стандарт; ООО

    Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 19, оф.78

  • 4 Ноября 2014, 16:05

    Три года назад уже выяснили, что на старом фото дома 9/2 и 11/1 по Вознесенскому - http://www.citywalls.ru/house1705.html

  • 27 Декабря 2014, 20:29

     

    "18.09. - 12 часов 35 минут частые выстрелы из тяжелых орудий до 1 час. 49 мин. Разрушен дом на ул. Плеханова и Вознесенского пр.  (где была булочная). Снаряд попал в верхний этаж дома, большие разрушения во втором и третьем этажах. Стекла выбиты и в ближайших домах. В 5 час. 5 мин. и до 6 час. 30 мин. вторично редкие, но грозные выстрелы из тяжелых орудий." - из дневника д-ра Дмитриева (сейчас дополняю тему на форуме: http://forum.citywalls.ru/topic1428.html - сообщение 4.

     

  • 28 Декабря 2014, 01:49

    На фото 2 видна булочная в этом доме.

    Хлебобулочная № 524 "Хлебторга"  Октябрьского района - пр. Майорова, 19 (Список абонентов ЛГТС. Л., 1940. С. 372)

  • 12 Января 2018, 01:47

    Максимилиановская лечебница (на углу Вознесенского пр. и Максимилиановского пер.).

    Фото Д. Здобнова. 1900 г.

     

    https://pp.userapi.com/c841330/v841330534/57c9b/nWOXwEr3h2k.jpg

  • 30 Марта 2022, 22:57

    История строительства этого дома отражена в деле:

     

    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.3231

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Б.Фредериксу, Креммер, А.И.Туру, Н.А.Тур, наследникам Юсовым, В.И.Юсову по Вознесенскому пр., 19 и Казанской ул., 54
    Крайние даты документов: 1830–1914
    Количество листов: 91

     

     

    На плане Шуберта 1828 г. на этом участке показан каменный дом. В 1830-1831 гг. дом, принадлежавший генерал-майору барону Фредериксу, был надстроен до трех этажей. Надстройка проводилась в две очереди. В 1830 г. надстраивался дом по Вознесенскому проспекту и часть дома по Большой Мещанской (Казанской) улице (лист 1-4):

     

    Более высокое разрешение

     

    В 1831 г. надстроена оставшаяся часть дома. Окончательный проект надстройки, 1831 г. (лист 13-16):

     

    Более высокое разрешение

     

    В 1901 г. дом был перестроен для Василия Ивановича Юсова по проекту архитектора В.А.Липского (листы 46-55). По ссылкам представлены генеральный план с подписью Липского и разрешение на "повышение стен каменного 3-этажного лицевого дома под лит. А с устройством новой лестницы, крытого балкона при 3-м этаже и галереи лит. В при 1-м этаже" от 16 марта 1901 г. (две стороны листа 46). Фасад по Вознесенскому проспекту (лист 51-52):

     

    Более высокое разрешение

     

    Этот проект был осуществлен. В таком виде дом сохранялся, по меньшей мере, до 1949 г. Во время Великой Отечественной войны дом был повлежден (см. фотографию 1941 г.), а после войны восстановлен (см. фотографию 1949 г.). Позже (очевидно, в 1960-1970-х гг.) дом надстроен, при этом безжалостно уничтожен украшавший его эркер с куполом.

     

     

    P.S. Об этом я сегодня написал на своем сайте.

     

    (Продолжение следует.)

  • 30 Марта 2022, 23:33

    (Продолжение)

     


    Итак, из архивного дела видна такая история строительства:

     

    До 1828 -

    Дом Фредерикса

    1830-1831 - надстройка

    Дом В.И.Юсова

    1901 - перестройка, архитектор Липский Владимир Александрович

    После 1949 - надстройка с уничтожением углового эркера и купола

     

    Всё вполне ясно. НО в публикации сордержатся почти полностью другие сведения! (Не знаю уж, правильна ли ссылка на [34].)

    Могу предположить, что эти сведения взяты из того же самого дела: в них упоминаются архитекторы, действительно фигурирующие в деле - но в другом качестве. Рассмотрю участие названных в публикации архитекторов.

     

    1. Габерцеттель (старший).

    Его подпись есть на проекте 1830 года (лист 1-4). В правом нижнем углу написано: "С подлинным верно. Титулярный советник Габерцеттель". Таким образом, Габерцеттель заверяет копию. Но это совсем не означает, что он автор проекта.

     

    2. Пель А.Х.

    Написано: "Перестройка фасада 1835". Что же это за перестройка?

    По ссылке показан проект 1835 г., подписанный Пелем (в левом нижнем углу) (лист 9-12). В шапке написано: "№1 в каменном доме по нижнему этажу предполагается сделать дверь, как означено на наклейке на фасаде". Дверь под №1 действительно показана. Вот и всё участие Пеля! И это называется "перестройка фасада"?!

    (Кстати, несколько больше было участие Пеля через два года - в 1837 г. По ссылкам представлены чертежи и разрешение на строительство (две стороны листа 5-8). Но и здесь речь идеть всего лишь о строительстве надворного флигеля. И еще неизвестно, был ли он реально построен.)

     

    3. А.А.Захаров

    Написано: "Надстройка 4-го этажа 1914".

    Следует сказать, что в деле есть даже два проекта надстройки. Первый из них выполнил сам же В.А.Липский в 1905 г., (листы 56-69; см. фасады по Вознесенскому проспекту и по Казанской улице - листы 64-65 и 66-69); проект не был осуществлен. В 1914 г. гражданский инженер А.А.Захаров выполнил для В.И.Юсова еще один проект надстройки - уже на два этажа (листы 77-91; см. фасады по Вознесенскому проспекту и по Казанской улице - листы 89-91 и 84-88); и этот проект тоже остался на бумаге. Дом остался трехэтажным.

    Таким образом, фактически А.А.Захаров не выполнил надстройку, и называть его в первой части публикации незачем.

     

    И самое поразительное, что тот, кто выдал такие сведения, не заметил имени истинного автора - В.А.Липского!

     

    Впрочем, как это ни удивительно, в [99] этот дом тоже не назван в списке работ В.А.Липского - о доме нет вообще никаких сведений. Это явное упущение.

     

    (Продолжение следует.)

  • 30 Марта 2022, 23:51

    (Продолжение)

     

    Но и это еще не всё. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется крайне сомнительным, чтобы в этом доме в XIX - первой половине XX в. располагалась Максимилиановская лечебница. Насколько мне известно, исторически она была в другом доме - по Вознесенскому пр., 9/2, на углу Максимилиановского переулка (пер. Пирогова).

     

    Вот и свидетельство - страница из издания: Весь врачебный Петербург. СПб, 1912, с. 93 (ссылку в интернете не называю из-за трудностей с кириллицей; можно войти на сайт http://nlr.ru/ и в строке поиска написать: "весь врачебный петербург"):

     

     

    Более высокое разрешение

     

    Для Максимилиановской лечебницы назван адрес: Максимилиановский пер., 2.

     

    По-моему, слова "Максимилиановская лечебница - Поликлиническое отделение Максимилиановской больницы" надо вообще убрать из названия публикации.

     

     

    Кстати, и еще одна ошибка: на этой фотографии на самом деле изображено здание Максимилиановской лечебницы на углу Вознесенского проспекта и Максимилиановского переулка. Ее надо отсюда убрать (а в публикации по тому дому она уже и так есть).

     

    (Продолжение следует.)

  • 30 Марта 2022, 23:57

    На основании всего сказанного в предыдущих трех комментариях предлагаю внести в публикацию следующие изменения.

     

    1. Название: Дом Фредерикса - дом В.И.Юсова - Городская поликлиника N 81 СПб ГУЗ

     

    2. Титульные данные:

    Архитекторы: Липский В. А.

    Год постройки: 1830-1831, 1901

    Стиль: эклектика

     

    3. Первая часть публикации: текст, который я написал во втором сегодняшнем комментарии и выделил жирным шрифтом. И дать ссылку: ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.3231

     

    4. Убрать эту фотографию.

  • 31 Марта 2022, 02:21
    Ответ на "(Продолжение) Но и это еще не всё. Может быть, я " от S.P.

     В комментариях (см. выше) в разные годы обсуждался этот вопрос. Может быть эта попытка будет удачней.

    Ответ на "Три года назад уже выяснили, что на старом фото до" от Liz

     

  • 9 Февраля 2024, 19:23

    1941 г. 18 сентября. (Оперативн. сводка N24.)
    Октябрьскиий р-н.
    Место и очаг поражения - пр. Майорова, 19.
    Характер и размеры поражения и разрушения - снарядом разрушена часть 3 и 4 этажей наружного флигеля.
    Пострадавших нет.
    Время обнаружения ч/м - 12.55.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - 2 звена дружины РОКК.
    Время ввода подразделений - 13.08.
    Время окончания работ - 13.15.
    Что сделано для ликвидации поражения - работы не производились.

                                       
          Всего по Октябрьскому р-ну за 18 сентября 1941 г.:
    Артиллерийских снарядов - 65.
    Пострададавших: ранено - 237 человек, убито - 32 человека.
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.79, 81, 83).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31933
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2455